Почему в американских школах сидят по одному

Обновлено: 06.07.2024

Многие родители (лентяи, которые на хотят вставать на час раньше) сами отвозят детей на машинах в школу. У нас это организовано таким образом, чтобы минимизировать время, проводимое такой машиной на школьной стоянке. Родитель просто подъезжает в специально отведенное место, волонтеры — помощники из числа учеников старших классов, помогают ребенку выйти из машины, смотрят, чтобы он отправился прямиком в школу, а родитель сразу же уезжает, не выходя из машины.

Кстати, за количеством пришедших в школу детей строго следят. Если ребенок отсутствует, а родитель не предупредил школу заранее или утром по спец. телефонной линии, то школа сразу же связывается с родителями, а то не дай бог, ученик потерялся где-то по дороге.

С забиранием детей после школы тоже очень строго: они или рассаживаются каждый в свой приписанный автобус под присмотром учителей, или выдаются родителям (пешеходным или на машинах) только при предъявлении соответствующего номера, напечатанного на большой яркой картонке и соответствующего номеру ребенка, висящему на его рюкзаке. Все, кто забирают детей самостоятельно, должны в начале учебного года такой номер получить. Плюс еще перед началом учебного года заполняются специальные бумажки, где указывается, кто может забирать конкретного ребенка и если номер отсутствует, то можно забрать ребенка только при предъявлении удостоверения личности и при условии, что имя этого человека есть в документах школы. В общем, все строго.

7. Школьные канцелярские принадлежности покупаются заранее по списку родителями и приносятся в школу. Список стандартный по району и отличается только для каждого класса, в него входят, например, карандаши, маркеры, ручки, ножницы, клей, фломастеры, тетрадки, ластики, папки, линейки, наушники, салфетки простые и дезинфицирующие и т. п. Это очень удобно, т. к. не надо детям туда-сюда носить ручки и карандаши с собой в рюкзаке. Кроме того, можно не бояться забыть что-то принести, например, альбом для рисования, все необходимое всегда уже есть в школе.

8. В школах нет школьной формы. Дети могут ходить в школу в любой одежде, главное, чтобы она была подходящей для физкультуры и не была очень открытой. В нашей школе есть требование к обуви — обязательны кроссовки или кеды, т. е. чтобы можно было безопасно бегать и прыгать. Для девочек есть требования к одежде: она не должна быть без бретелек, с глубокими вырезами и еще обязательны легинсы или шорты-велосипедки под юбку. Большинство детей одеты в спортивном стиле. Мне кажется, это очень удобным, т. к. не надо тратить время на переодевание на физкультуру и плюс ко всему в такой одежде удобнее бегать и на переменах. Вспоминаю с ужасом свои переодевания на физ-ру в российской школе, особенно в начальной школе, когда надо было вылезти из всех этих юбочек, колгот, бантов, туфлей и переодеться в белую футболку и какие-то уродские черные шорты с резинками на штанинах. Кстати, любовь американцев к стилю одежды кэжуал в повседневной жизни, видимо, именно отсюда и идет.

10. В школе проводятся регулярные внеклассные мероприятия. В школе организована и работает PTA - Parents -Teachers Association (родительско-учительская ассоциация) — это типа родительского комитета, но не отдельно в каждом классе, а в целом по школе, у нее более формальная организационная структура, есть членские взносы, выборное руководство, отчетно-выборные собрания и кажется они подчиняются какой-то вышестоящей организации на штатном и возможно федеральном уровне. Я точно не знаю. Так вот, они проводят множество внеклассных развлекательных и обучающих мероприятий в течение всего года — книжные ярмарки, праздники Хеллоувин, научные выставки, встречи, посвященные чтению, Spelling Bee, шоу талантов и т. д., и т. п. Практически каждый месяц что-то такое происходит. В основном все эти мероприятия бесплатные или с символической платой в виде покупки на них пиццы или хотдогов, прибыль от которых идет в школьный фонд PTA.

11. Родители активно участвуют в деятельности школы. Помимо того, что самые активные родители могут быть членами вышеупомянутого PTA, все остальные также могут вливаться в жизнь школы, волонтерить или помогать материально. Время от времени, например, всем родителям приходят emails о том, что пожертвования бумажных полотенец в кафетерий приветствуются и в течение следующих нескольких дней можно видеть родителей, приносящих в школу пачки этой бумажной продукции. Учителя в начале года обычно составляют табличку дней, когда им требуется помощь родителей и можно записаться и прийти помочь. Я например, ходила помогать на урок по искусству, там надо было помогать с раздачей красок детям или уборкой после. На время поездок родителей также приглашают в помощь. Зовет школа волонтеров и для работы в школьном саду или в помощь на внеклассных мероприятиях. Родитель конечно же может и просто прийти на любой урок и посмотреть, что происходит, только надо заранее предупредить.

12. В начале года всем родителям под подпись выдают Кодекс поведения в школе. В этом документе расписаны основные правила поведения, распорядок, рекомендации по одежде, возможные дисциплинарные взыскания и т. п.

14. Школьные обеды можно приносить из дома, а можно покупать в школьном кафетерии по безналу. Если приносить из дома, то все обычно кладется в специальный ланчбокс — специальную сумочку, индустрия производства которых развита в США невероятно. Ланчбоксы обычно хорошо сохраняют температуру, т. е. сильно не греются в жаркий день и не сильно охлаждаются в холодный. В ланчбокс обычно кладут сендвич, напиток, какие-то овощи-фрукты, небольшой десерт в виде фруктовых пастилок и т.п. Есть небольшие детские термосы, в которые можно положить что-то горячее. Кстати, в нашей школе не разрешают приносить на ланчи никакую газировку, можно только молоко, соки и воду. И еще во всех практически школах есть запрет на орехи, т. к. у многих детей аллергия на арахис.

15. Если класс куда-то выезжает, то обязательно письменное разрешение от родителей. Без этой бумажки ребенка не возьмут ни в какую поездку — ни в театр, ни в музей, ни на природу. Плюс родителей еще приглашают присоединиться, но желающих бывает обычно больше, чем требуемое количество помощников и среди родителей проводят лотерею, победившие в которой едут вместе с классом.

16. В школе как минимум раз во год проводят книжные ярмарки. У нас их проводят даже два раза в год — осенью и весной. Причем детей сначала приводят на предпросмотр, они составляют список книг, которые хотели бы купить, приносят его домой, а потом вместе с родителями приходят в назначенное время и делают покупки.

17. В конце года издается альбом (year book) с фотографиями всех детей. Этот талмуд не обязателен к покупке, но очень многие его приобретают. Там есть страницы для каждого класса и фотографии групповые и индивидуальные, в том числе и учителей. Фотографирование в нашей школе проходит два раза в год — осенью и весной и осуществляется оно с помощью отдельной компании, которая снимает всех детей, а потом раздает фотографии родителям. Если фотографии нравятся, то их оплачивают, если нет — то возвращают обратно или можно перефотогрфироваться.

18. В школах проводится много благотворительных мероприятий. Часть из них направлена на сбор средств для непосредственных нужд школы, а другая часть — в пользу других организаций. Например, есть сбор подержанных книжек и сбор подержанной теплой одежды в пользу нуждающихся. Приюты животных иногда просят подержанные полотенца, которые они используют как подстилки животным. Есть программа, когда можно зарегистрировать карточку лояльности супермаркета на счет школы и магазин будет отчислять какие-то центы от моей каждой покупки школе, причем мне это ничего не стоит и я не теряю никакие скидки. Многие продукты продаются со специальными купонами, которые надо вырезать и дети их потом собирают и приносят в школу, между классами идет соревнование, кто больше собрал. За каждый купон школе опять же начисляются какие-то центы.

20. При зачислении в школу проверяют уровень английского языка и дают уроки по его улучшению тем, кому необходимо. Так как США — страна эмигрантов и степень диверсификации населения по языкам, на которых оно говорит, очень высокая, школы учитывают это в своей работе. При зачислении ребенка в школу заполняется анкета, где надо указать, говорит ли кто-нибудь в семье еще на каком-нибудь языке, кроме английского. При положительном ответе, ребенку из такой семьи обязательно проводится языковое тестирование и по его итогам ученика могут приписать к классу по совершенствованию английского. Все документы, которые школа рассылает родителям обязательно дублируются еще и на испанском как на втором по популярности. Кстати, в нашей школе дети говорят дома на 65 или около того иностранных языках. Диверсификация учеников по стране происхождения их родителей считается не недостатком, а преимуществом. Для празднования такого многообразия школа даже раз в году проводит International Day, где дети могут приходить в национальных костюмах, родители приносят национальную еду и т.п.

21. Обязательного иностранного языка для обучения в начальной школе нет. Чтобы не уходить далеко от предыдущего пункта, напишу, что иностранные языки в начальной школе, насколько мне известно, не учат. Скорее всего, в этом нет острой необходимости (см. предыдущий пункт). Знаю, что есть несколько школ в нашем школьном округе, где часть предметов преподают на нескольких иностранных языках (испанском, французском, немецком, японском — на каждый язык 2-3 специализированные школы). Доступ туда теоретически открыт всем жителям нашего школьного округа, но надо выиграть в лотерее, чтобы туда попасть.

22. В классах нет парт и доски на стене. В начальной школе в классе есть несколько учебных зон - ученики или сидят за круглыми столами на 5-6 человек, или сидят на ковре возле книжных полок, или сидят за компьютерами (несколько которых есть в классе). Обычно учитель дает задание, но все делают его в своем формате — часть класса за столами, часть — на ковре и т. п. Никто не требует от малышей сидеть со сложенными на столе перед собой руками и не двигаться. Наоборот, движение в классе приветствуется. Кстати, нет и разбивок на 45-минутные уроки. Есть определенный распорядок дня, которому все следуют, обед в середине и большая перемена.

26. Оценки все строго конфиденциальные. Никто не будет читать результаты теста вслух в классе. Родителям оценки за четверть присылаются в запечатанном конверте. Никто в классе не знает, кто учится хорошо, а кто еле тянет, все обсуждается учителем только с родителями в индивидуальном порядке.

27. В середине года обязательно проводится встреча учителя с родителями, так называемая parents-teachers conference. Она носит индивидуальных характер, т. е. родитель(ли) одного ученика и учитель. На ней обычно рассказывают об успехах или проблемах ученика. Нет никаких родительских собраний в школе по обсуждению успеваемости. Родители обычно приглашаются в школу несколько раз в течение года, но исключительно на информационные сессии, где им рассказывают о каких-то отдельных направлениях деятельности школы.

28. С 3-го класса можно попасть на продвинутое обучение. В нашем школьном округе есть несколько уровней продвинутого обучения для особо одаренных детей. С нулевого по второй класс с разрешения родителей (письменного!) таким детям дают более сложные задания. А если в конце второго класса ребенок квалифицировался на advanced academic programm, то он будет учиться по специальной программе, в отдельном классе, обычно или в той же школе (если в ней набралось достаточное количество таких учеников), или в специализированной школе округа.

30. В школе регулярно проводятся пожарные тревоги (fire drills) и тревоги на случай др. чрезвычайных событий (lockdown drills). Учеников учат правильно себя вести в подобных ситуациях, не паниковать, пройти в отведенное место и т. п. Родителей заранее предупреждают когда и что именно из этого будет проводиться в школе.

31. В школе есть продленка, не только вечерняя, но и утренняя. У нас школа работает и соответственно дети учатся с 9:20 утра до 4 вечера. Есть утренняя и вечерняя продленка, в утреннюю можно привести детей с 7 часов, а вечерняя — с 4 до 6 вечера. Причем, продленка администрируется отдельно и к школам не относится, просто находится в том же здании. И да, продленка в отличие от школы не бесплатная, за не надо платить в зависимости от доходов родителей. Если доходы на уровне среднего класса, то за продленку берут по максимуму и это около $380 в месяц только за вечерние часы. Плюс продленка работает в те дни, когда не работает школа — это 4 дня в году, когда преподаватели проходят обучение, что-то типа повышения квалификации; перед праздниками когда у школы укороченные часы работы; а также туда можно сдать ребенка и на зимние и весенние каникулы при необходимости. Осенних каникул кроме двух дополнительных дней к выходным на День Благодарения тут обычно не бывает.

32. На лето детям выдают задания по чтению в очень увлекательной форме с призами и лотереей. Выдается список литературы для чтения летом, разбитый по уровням сложности, а также карточка, где надо отметить в квадратиках какие книги прочитаны (например, художественная литература, книга про какого-то известного человека, книга, которая учит, как что-то делать и т. п.). Чем больше квадратиков заполнено, тем больше призов, а главный приз — лаптоп будет также разыгран среди всех участников. Я бы точно поучаствовала!

33. В Америке можно совсем не ходить в школу. Вместо этого можно учиться по homeschooling, т. е. на домашнем обучении, если у родителей есть желание и необходимые ресурсы времени, знаний и методик. В последнее время все больше и больше детей учатся именно так.

Почему одноместные парты популярны

Интересно, что индивидуальные парты популярны не только в американских школах, но также и в европейских. Там у преподавателей парта, рассчитанная на двух человек, может вызвать только удивление.

Многие страны практикуют рассадку по одному

Многие страны практикуют рассадку по одному

А все потому, что психологии давным-давно пришли к мнению, что наиболее часто в стрессовые состояния ребенка вгоняет именно школа. Находясь отдельно от остальных детей, ребенок оказывается в своем личном пространстве, что сводит к минимуму нервное напряжение, а также позволяет более продуктивно заниматься познавательной деятельностью.

Так, одноместные парты помогают почувствовать, что это место принадлежит именно определенному ребенку и является неприкосновенным местом для других, что не нарушает личные границы, сводит на ноль возможность списывания и включает школьника в активный процесс обучения. Кстати, о запретах японских школьниц, которые были актуальны еще в СССР, мы писали в другой статье.

За одноместной партой исключается возможность списывания

За одноместной партой исключается возможность списывания

Зачем в России стали сажать по двое

Изначально в России дети тоже сидели по одному вплоть до конца XIX столетия, когда благодаря стараниям Петра Короткова была изобретена парта для рассадки по двое. Известно, что до этого все ученики располагались по одному за небольшими партами, спроектированными по плану Федора Эрисмана, причем за такой партой учился и сам Коротков.

В России по двое стали рассаживать в силу необходимости

В России по двое стали рассаживать в силу необходимости

Вступив в отряд революционеров, последний получил должность учителя в одной из уральских школ, где ученики проводили свои учебные дни в нищете и тесноте. В силу этого преподаватель и занялся проектировкой новых парт, которые бы помогли ученикам продуктивно обучаться. Двухместная парта тогда решила вопросы со слишком тесными помещениями и нехваткой учебников, так как по одной книге теперь могли учиться вдвоем.

Столь революционная мера была необходима в те годы, однако актуальна ли она в современных реалиях? Понятно, что советские школьники благодаря такой рассадке тренировали терпимость к другим, приучались к принципам коллективизма и сплоченности, однако в тот же момент теряли возможность развить чувство индивидуализма и уважения к личной свободе.

Также предлагаем узнать, почему в школы снова хотят вернуть парты советского образца.


Каждый из нас периодически смотрит американские фильмы, где есть кадры из школьной жизни. Не заметить одну из особенностей обучения в США даже по эпизодическим картинам невозможно. Речь о том, что дети там сидят на уроках за одноместными столами. В процессе урока ученики получают каждый свое задание и самостоятельно его выполняют. Столы между собой сдвигаются только при проведении лабораторных работ.

У нас в стране все выглядит совершенно иначе.

1. Американский подход к учебному школьному процессу

Ученические столы, рассчитанные на одного человека, используются не только в Америке / Фото: kidsvisitor.com

Стоит отметить, что ученические столы, рассчитанные на одного человека, используются не только в Америке. Они также распространены в Юго-Восточной Азии и Западной Европе. Наличие двухместных столов здесь вызывает у учителей непонимание, а где-то и шок.

В США считают, что школа для ребенка – это стресс и ученик должен иметь индивидуальное место и личное пространство / Фото: fisherjames.com

В США считают, что школа для ребенка – это стресс. Благодаря тому, что ученик имеет собственное индивидуальное место для работы на уроке, у него появляется личное пространство, психологическое напряжение таким образом сводится к минимуму. В итоге ребенок получает возможность учиться в комфортных для себя условиях.

Психологи уверены, что такие границы оказывают на ученика успокаивающий эффект, придают ему уверенности / Фото: psy-files.ru

Парты обычно подписываются и закрепляются за одним учеником. Это его личное место, которым он, как и шкафчиком, может распорядиться по своему усмотрению. Психологи уверены, что такие границы оказывают на ученика успокаивающий эффект, придают ему уверенности. К тому же, так сложнее списать. Ребенок никому не мешает и сам ни на кого не отвлекается. Он более внимателен на занятии.

2. Русский подход к организации рабочего места школьника

В 19 веке российским школьникам приходилось учиться в ужасной тесноте, плюс к этому в нищете / Фото: historic-journal.ru

Двухместный стол позволял экономить в классном кабинете место, появилась возможность пользоваться одним учебником сразу двум ученикам / Фото: m.russiainphoto.ru

Чтобы как-то изменить ситуацию, улучшить ее, он придумал новый вариант парты – сделал ее двухместной. Таким образом, новый стол позволял экономить в классном кабинете место, появилась возможность пользоваться одним учебником сразу двум ученикам, а внушительная столешница не требовала дополнительных ящиков и шкафчиков. Изобретатель представил свой стол в 1887 г. на Урало-Сибирской выставке. Там его наградили дипломом, серебряной медалью. К тому времени, как появился СССР, все школы были оснащены такими партами.

в Советском Союзе такие понятия как личное пространство, психологические границы и неприкосновенность вообще не существовали / Фото: yablor.ru

В СССР речь о личном пространстве вообще не шла. Стоит ли говорить, что в Советском Союзе такие понятия как личное пространство, психологические границы и неприкосновенность вообще не существовали.

В России ударение делается на сплоченность и, соответственно, коллективизм / Фото: pixby.net

Таким образом, формируется личность с самого юного возраста. Если на Западе в приоритете индивидуализм, а также личная свобода каждого человека, то в России ударение делается на сплоченность и, соответственно, коллективизм.

Posts from This Journal by “СССР” Tag

Во времена СССР азартные игры не приветствовались, но это не означает, что их вообще не было. Самой массовой и популярной в народе стала лотерея…


Как амнистия 1953-го изменила жизнь в СССР

В марте 1953-го Лаврентий Берия инициировал одну из самых щедрых амнистий за всю российскую историю. Уже летом на свободу отправились тысячи…


Советский город, смытый в океан

В 1952 году на Курилах произошла трагедия, равной которой не случалось в XX веке. В ночь с 4 на 5 ноября страшное цунами до основания разрушило…

Информация об этом журнале

  • Осталось времени 02 часа 01 минута
  • Цена размещения 110 жетонов
  • Социальный капитал 38 260
  • В друзьях у 2 500+
  • Длительность 4 часа
  • Минимальная ставка 100 жетонов

В предыдущих своих постах я уже отмечал, что мы с вами сейчас живем в таком мире, где действует и признается элитами ведущих и наиболее развитых экономически стран, очень простой принцип. Кто сильнее, тот и прав. Сила права заменена правом силы. Напомню как блок НАТО, наплевав на международное…

41 год как из школы. Встречались на 30-летие. Мне припомнили. Задачу по алгебре никто дома решить не смог. Меня перед уроками уговорили напрячься. Решить-то я решил, но почерк у меня - сам не разбираю. Ну и списали у меня всем классом с одной одинаковой "опечаткой", чего учительница не могла не заметить. Девчонки так переживали, что до старости помнят.

Первый класс. Сосед пацан разваливается на всю парту, первую в ряде, кстати. Я его сдвигаю как могу, учительница ( жирная мерзкая жиробасина) ставит мЕня за это в угол. Учителей никогда жалеть не буду

Потому что в России были крепкие дубовые парты, а в США хлипкие китайские столики. Нищета американская.

Да но вот в колледже и университете там уже как я помню в основном длинные столы сдвинутые вместе где сидят в основном по четыре человека.

Какая омерзительная антисоветская агитка!
Сидеть за партами по двое — это значит учиться взаимодействовать с человеком, который рядом с тобой, а не быть эгоистом и не думать только о себе. На западе такие понятия, как сочувствие и сопереживание просто не существуют.

Edited at 2021-09-07 03:36 am (UTC)

Только вот проблема в том, что думать не о себе может только тот, кто хорошо думает о себе.
Это как с уважением: невозможно уважать других не уважая себя.

Ну в штатах и в тюрьме сидят по двое, а не как у нас, дружной компанией в дюжину знаков. Опять же плацкартных вагонов, которые ходили ещё при императоре у бедолаг тоже нету. Коммуналки полностью отсутствуют и в общагах по четверо в комнате не живут. А все потому, что вот такие они некомпанейские люди.

А я наоборот стараюсь в плацкартах ездить, так как там больше места и открытого пространства,дышать легче.Чем в купе жопами толкаться и чужие носки нюхать.Плацкарт лучше проветривается.

КПРФ била по КПСС, убивая СССР, как и Ельцин - теперь бьёт по ЕР, убивая РФ, как и неоельцинисты

Предвкушение гражданской войны

Ура! Мы ломим! Гнутся гады -
Теряет в рейтингах ЕР!
КПРФ, сметай преграды -
Скачи к бузе во весь карьер!

Вот-вот, и едросни засилье
Мы прекратим - себе открыв
Таких возможностей обилье,
Что атомный куда там взрыв!

Тогда возможно станет даже
И Путина послать к чертям!
И Рашку всю в победном раже
Взорвать под силу будет нам!

Что? Мы с навальными в союзе?
А как же! Ленин тоже был
Ко всякой нетерпим обузе,
Мешавшей царский бить режим!

Мы разорвём любые путы,
По-ленински чтоб хапнуть власть!
Патриотизм - противник смуты?
Тогда нам на него накласть!

В крови страна утонет снова?
В том правда классовой борьбы -
За коммунизм весь мир сурово
Поднять должны мы на дыбы!

ЕР - лишь первая ступенька!
На выборах мы в сентябре
Подразомнёмся хорошенько
И - в бездну в Новом Октябре.


Подходы к обучению и организации учебного процесса в разных странах отличаются, иногда очень сильно. То, что привычно для учеников одного государства, может казаться странным для учеников другого.

Вспомните американские фильмы про школу и колледж. На кадрах дети всегда сидят за одиночными партами. Соответственно, списать у соседа по столу никак не получится, да и задания ученики получают индивидуальные. Но только ли с этим связан выбор одноместных парт? И почему в России дети как сидели, так и сидят по двое?

Как организуют учебное пространство в Америке?


Справедливости ради заметим, что не только в США ученики привыкли к одиночным партам. Многие страны Европы придерживаются той же традиции, как и учебные заведения Юго-Восточной Азии. Более того, когда преподаватели и дети узнают, что бывает иначе, то сильно удивляются.


Понимание детской психологии западными педагогами таково, что не позволяет ограничивать пространство ребенка. Считается, что любой ученик испытывает стрессовое состояние, когда его личное пространство кто-то нарушает. Имея свой собственный стол, ребенок чувствует себя более комфортно, можно даже сказать, что защищенно. А задача учителя и школы в целом — обеспечить наиболее уютные условия детям в процессе обучения.

Как показывают статистические данные, дети становятся не только спокойнее, когда сидят поодиночке, но и увереннее в себе, успешнее в учебе. Ребенок уже не может рассчитывать на то, что ему удастся списать или подсмотреть ответ. Дисциплина в классе тоже только выигрывает от организации учебного процесса таким образом. Дети не будут отвлекаться друг на друга и болтать во время урока.

Почему же в российских школах дети сидят по двое?


Российские школьники сидят по двое за партой уже более ста лет. Такие правила ввели еще в конце XIX века стараниями студента из Петербурга. Инициатора звали Петр Феоктистович Коротков. Он сам тоже учился за одноместной партой, которую разработал в свое время российско-швейцарский врач-гигиенист Федор Федорович Эрисман. Но Коротков, примкнув к революционной организации, вскоре был отправлен в ссылку на Урал. Его, как будущего педагога, направили работать местным учителем. Тут он и ужаснулся нормам организации школьного процесса. Дети сидели в ряд, мешая друг другу. Им не хватало ни места, ни инвентаря.


Юный энтузиаст решил, что пора что-то менять, и предложил новый вариант ученической парты, за которой могло сидеть только двое детей. У учеников появилось гораздо больше пространства, но, тем не менее, оно было экономно распределено между классом. Дети могли использовать дефицитные учебники на двоих. Петр Коротков показал свое изобретение на выставке в 1887 году. Оно настолько понравилось комиссии, что его даже наградили серебряной медалью. К моменту появления Советского Союза такие парты были распространены по всей стране.


Никто, ни педагоги, ни психологи, тогда не задумывались о потребности ребенка в индивидуальном пространстве. Никто не говорил о личных границах или психологическом комфорте. Вероятно, это связано с общественно-политической ориентацией СССР, как и ранее — Российской империи. Здесь приоритетом считалась сплоченность, коллектив был просто-таки краеугольным камнем социального устройства, в то время как Запад шел дорогой подчеркнутого индивидуализма.

Читайте также: