Почему умные дети плохо учатся в школе

Обновлено: 05.07.2024

После этого все ученики прошли тест на эффективность работы памяти. У школьников из первой группы, которые не справились со сложным заданием, но не считали это провалом, результаты оказались выше, чем у ребят из второй группы, огорчившихся из-за неудачи. Более того, память у ребятишек, которые не ругали себя за сделанные ошибки, работала даже эффективнее, чем у детей из контрольной группы, которые перед тестом вообще не решали никаких заданий!

А как быть с детьми, которые проявляют яркие способности, а оценки все равно получают плохие? Их принято считать ленивыми. Но так ли это? Психологи называют ряд причин помимо лени, которые могут привести к низкой успеваемости способного ребенка.

Во-первых, это банальная скука. Одаренные дети мыслят глубже, чем их сверстники, и быстро овладевают новыми знаниями. Им нужно, чтобы обучение было достаточно сложным, глубоким, позволяло открывать новое, требовало постоянного напряжения ума. Понятно, что усредненная школьная программа, которую должны освоить 20-30 учеников одновременно, им не подходит. Очень скоро талантливый ребенок осознает, что хождение в школу лично для него – бессмысленная трата времени, новых знаний на уроках он не получает. Мотивация к учебе пропадает, во всяком случае, ребенок перестает стараться на уроках, а свои способности направляет на что-то другое.

Творческие личности плохо привыкают к строгому распорядку, навязанному извне, да еще любят поспорить. Говорят, именно этим грешил Эйнштейн – он нередко вступал в диспуты с преподавателями, что плохо влияло на его оценки.

Специалисты призывают родителей и педагогов к пониманию. Главное – общий прогресс развития. Если вы видите, что ваш ребенок смышленый, добрый и интересуется новым – с ним все замечательно. И пусть при этом его успеваемость будет ниже среднего. Но это не помешает ему вырасти способной и даже одаренной личностью – при условии, что вы его поддержите.


Советы родителям: сделайте копилку успехов и устраивайте шепталки.

Сиутация, когда ребенок умненький, а учится плохо, очень распостранена. Поэтому мы решили разобраться во всех причинах этой проблемы. А помогли нам в этом психолог Психологического центра ALTERA Ирина Колесник и семейный психолог, детский психотерапевт Наталья Дмитришена.

РЕБЕНОК НЕ ЦЕНИТ СЕБЯ

КРУЖОК В ПОМОЩЬ. В-третьих, найдите чаду кружок. Дополнительная возможность раскрыть свой потенциал, помимо школы, тоже поможет ему почувствовать себя увереннее.

ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ПУПОМ ЗЕМЛИ

ПООЩРЯЕМ НЕМАТЕРИАЛЬНО. Перво-наперво родителям нужно перестать задаривать ребенка подарками по поводу и без. Постепенно переходите на нематериальные поощрения любых его успехов. Это поможет восстановить эмоциональный контакт с ним (в таких семьях он, как правило, нарушен). Тогда станет легче договариваться и, соответственно, решать проблемы в учебе.

ДВОЙКИ — ЭТО ПРОТЕСТ

ШЕПТАЛКИ И ТАБУ НА ШКОЛУ. Занятые родители должны начать проводить с ним как можно больше времени. Если, например, даже в выходные не получается, то для того, чтобы побыть вместе, можно даже прогулять вместе школу в будний день. Еще хотя бы раз в неделю можно устраивать разговоры-шепталки. Пусть это будет вашей общей семейной традицией. Во время этих разговоров как можно подробнее расспрашивайте ребенка о том, что у него произошло за неделю и интересуйтесь всевозможными деталями. Это продемонстрирует ему ваш интерес. Все эти советы подойдут и родителям, которых интересует только учеба, но с одной оговоркой: проводя время со школьником, нужно на пару часов или даже не весь день забыть о таком слове как школа.

НЕИНТЕРЕСНО УЧИТЬСЯ

Еще одна причина плохой успеваемости умников и умниц — им неинтересно учиться, поэтому они просто перестают это делать. Почему так происходит?


Татьяна Урда: «Учиться без троек моему Васе мешали лень, отсутствие амбиций и неусидчивость. Хотя я знала (и это подтверждали учителя), что ему это под силу. Чтобы решить эту проблему, мы предприняли целый комплекс мер. Так, чтобы развить в сыне усидчивость, я отдала его на шахматы. Он помогли ему стать терпеливым, внимательным, развили стратегическое и логическое мышление. Кроме того, повысили его самооценку. Ведь, побеждая, Вася получал подтверждение своих способностей. При этом мы с мужем старались показать ему, что гордимся им и верим в его силы. Это очень важно, так как ребенку в силу своего возраста сложно оценить себя по достоинству. К примеру, я подталкивала Васю к участию в олимпиадах и конкурсах. Да, он не занимал призовые места, но то, что он может соревноваться с сильнейшими и справляться со сложными заданиями, развило в нем азарт и стремление расти.

Умный, а учится плохо…

В конце 90-х годов прошлого века в Манифесте пятидесяти двух ученых было дано такое определение: интеллект - это наиболее общий показатель умственной деятельности, включающий в себя логическое и абстрактное мышление, способность разрешать проблемные ситуации, планировать, понимать сложные идеи, быстро обучаться в академической сфере и эффективно взаимодействовать со средой.

С самого начала применения тестов интеллекта проводились экспериментальные исследования, направленные на изучение связей результатов этих тестов (которые выражались в виде показателя общего интеллекта - IQ) и школьными оценками. И практически во всех обнаруживаются связи между IQ и показателями школьной успеваемости. При этом результаты тестов, проведенных еще до того, как дети пошли в школу, достоверно предсказывают их будущие успехи в обучении. Установлено также, что дети, которые опережают своих сверстников по темпу обучения, имеют более высокие показатели интеллекта.

Интересно, что с показателем IQ связаны оценки по всем школьным предметам, но особенно по тем, в которых велик удельный вес словесного материала. Например, в одном из исследований были получены самые высокие показатели связи IQ с успешностью понимания прочитанного, ниже - с оценками по биологии и еще ниже - с оценками по геометрии. Кроме того, связи показателей интеллекта и академической успешности оказываются теснее на начальных ступнях обучения и несколько ослабевают к старшим классам.

Таким образом, действительно, более умные дети в целом учатся лучше менее умных. Но вместе с тем связь между показателями интеллекта и школьной успеваемости не является безусловной. Есть дети, которые, обладая высоким уровнем интеллекта, учатся не так хорошо, как можно было бы ожидать.

Когда учителя характеризуют какого-то ученика как умного, но недостаточно хорошо успевающего, они практически всегда считают, что в этом виноват он сам: ленится, не любит трудиться, не стремится к хорошим оценкам. Учителя во многом правы: успехи в школе зависят не только от уровня интеллекта, но и от других факторов: мотивации, интересов, установок, особенностей личности, тем, как ученик реагирует на неудачи, как он оценивает себя. Необходимо указать и на те причины невысокой успеваемости, которые связаны с социально-экономическими условиями жизни ребенка, обстановкой в семье, отношениями с учителями и сверстниками, нерациональной организацией школьного обучения.

Есть особая группа детей, чьей успеваемостью недовольны учителя и родители. Это дети творчески одаренные, обладающие высоким уровнем креативности. Самый известный пример такого рода - Альберт Эйнштейн. Он поздно начал ходить и говорить, плохо учился. Некоторые биографы ссылаются на школьные оценки Эйнштейна и высказывания учителей о его неспособности к обучению; так, учитель немецкого языка был убежден, что из Альберта никогда не выйдет ничего путного. При этом биографы предполагают, что успехам в школе Эйнштейну мешали некоторые факторы: он страдал дислексией (проблемы в овладении чтением), был застенчивым, скромным, медлительным, к тому же испытывал нелюбовь к механическому заучиванию материала (на чем в то время строилась система обучения). Тем не менее, Эйнштейн с двенадцати лет начал самостоятельно изучать математику и, поступив в гимназию, стал первым учеником по точным наукам. Но там он часто вступал в дискуссии и споры с преподавателями, что приводило к снижению оценок.

Надо отметить, что главной причиной низкой успеваемости одаренных детей является отсутствие у них учебной мотивации. Почему это происходит?

Одаренному ребенку на начальном этапе обучения может быть скучно из-за того, что он учебный материал усваивает легко и быстро. При этом он не вырабатывает у себя навыки систематической учебной работы, не учится преодолевать трудности. А когда имеющегося уровня знаний, умений и навыков уже будет недостаточно для успешной учебы, он может отстать от одноклассников.

Возможно, у интеллектуально одаренного ребенка нет мотивации хорошо учиться и потому, что рядом с ним в классе дети, обладающие значительно более низкими показателями интеллекта; ему скучно и неинтересно с ними. Для особо одаренных детей характерен высокий уровень мышления и быстрый темп овладения знаниями. Им нужно, чтобы обучение было достаточно сложным, глубоким, позволяло открывать новое, требовало постоянного напряжения ума. Иначе учиться им неинтересно.

Есть и другие причины невысокой успеваемости одаренных детей. Одна из них - неравномерность интеллектуального, психологического, психомоторного и социального развития. Это проявляется, например, в том, что при высоком уровне умственной деятельности у таких детей могут быть проблемы в зрительно-моторной координации, в развитии мелкой моторики руки, что мешает успешному овладению ими навыками письма. В некоторых случаях у одаренных детей выявляется дислексия, из-за которой они с трудом овладевают чтением. Иногда у них диагностируется дисграфия (трудности в овладении письмом) и дискалькулия (проблемы в овладении навыками счета).

У одаренных детей могут быть не сформированы навыки общения - с учителем и одноклассниками, что также может повлиять на успеваемость. Кроме того, творческие личности плохо привыкают к строго регламентированным занятиям.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

У нас такая вот ерунда есть - процентов 70 всех своих усилий на уроке учитель тратит на тех, кому предметные знания в жизни вообще не пригодятся. Можете спорить, но так это и есть. Те школьники, которые имеют способности к учебе и запросто могут достичь успехов, чаще всего обделены учительским вниманием .

Это, конечно, речь про самую обычную школу, не про какой-нибудь лицей, куда принимают по конкурсу, а про школу, куда ходят самые обычные дети.

И ведь, знаете, вся образовательная система у нас построена так, что "умные научатся сами, а не особо одаренным нужно помогать" .

А представьте ситуацию, если бы всё было наоборот - если бы 70 процентов своего времени учитель тратил не на вон ту пятерку школьников, которые раньше научились материться и курить, нежели попадать попадать ложкой в рот, а вон на ту пятерку, которые имеют реальный интерес к изучению предмета.

А что с пятеркой отстающих делать? Ничего не делать. Если у них будет желание учиться, то пусть учатся, а если нет, то можно оставить их три раза на второй год, а потом выпустить со школы (как раньше).

Но куда их выпускать? Создать какие-нибудь обязательные школы с трудовым уклоном, которые нужно посещать до 16 лет. В этой школе не будут изучать неправильные глаголы и доказывать теорему о равносторонних треугольниках.

Мне кажется, нужно ориентироваться на интеллектуальный потенциал, за счет которого наша страна может выбраться оттуда, откуда выбраться не очень просто.

И вот этот пустой труд учителя выглядит как-то дико. Знаю, что многие учителя искренне расстраиваются, когда вместо помощи умному ученику, они проводят время с учеником, которого нужно натаскать на эту несчастную тройку на ЕГЭ, так как если будет двойка, то косо будут смотреть на учителя. А если будет две двойки, то уже будут смотреть не косо, а откровенно намекать на его непрофессиональность.

И школы (руководства школ) боятся попасть "рейтинг малоэффективных", так как в случае попадания жди проблем. Что самое интересное - малоэффективным школам не будут помогать методисты (да и вообще улучшать материальную базу), дабы повысить профессионализм учителей, а наоборот - будут устраивать проверки и строгий контроль. Плавали - знаем.

Когда читаешь в интернете жалобы родителей, что, мол, приходится нанимать своим детям репетиторов, чтобы те смогли поступить в приличные учебные заведения, то становится неудобно - они ведь действительно считают, что учитель мало занимается с их детьми. А учителю некогда заниматься - он тащит груз, который имеется в каждом классе. И за этот груз спрашивают рублем.

А еще нам любят ставить в пример различные лицеи, где дети добиваются успехов - выигрывают олимпиады и конкурсы. Оно, знаете ли, равносильно тому, как сравнивать урожайность бананов на Севере и в Танзании.

У меня есть класс, очень маленький, там у меня все хорошисты. Просто прелестно работать. А есть класс, где процент качества всего 20. Этот процент ощущается по запаху курева, периодичного перегара и абсолютно стеклянного взгляда. И сидят там те самые 20 процентов, которые хотят развиваться и получать знания. И жалко их, и деваться некуда - "нужно научить всех хотя бы на тройку, иначе образовательная услуга будет не оказана, а я зря получил деньги".

Читайте также: