Кияс меджидов умирают ли горные орлы краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Кияс Меджидов родился 22 марта 1910 года в селе Ахты Самурского округа Дагестанской области в семье рабочего-отходника. Детство поэта прошло в родном селении, где он и получил начальное образование. Увлекался поэт в юности естествознанием, любил гулять по окрестностям, ловил рыбу в реках Самур и Ахтычай, собирал в горах съедобные травы, заодно и приносил домой хворост для хлебной печи, дичь с охоты. Так и прошло тяжёлое детство Кияса Меджидова, обусловленное хаосом, связанным с Гражданской войной в стране.

Ещё не успев закончить пятый класс, старшие братья отвезли Кияса в рабочий посёлок Сураханы (пригород Баку), там он продолжил учёбу. В 1927 году вступил в ряды комсомола. В 1929 году Кияс Меджидов закончил девятый класс, после чего прошёл шестимесячные курсы. Получив квалификацию учителя начальных классов, был направлен на работу в область Ширван Азербайджанской ССР. Затем оказался в дагестанском селе Курах, где больше года проработал учителем.

В 1929–1931 годы Кияс Меджидов учился в Махачкалинском индустриальном техникуме. После его окончания устроился на работу в Дагкнигоиздат учеником переводчика Алибега Фатахова, чтобы совершенствовать знание русского и родного языков. В последующие годы работал диктором на Даградио, редактором лезгинских передач, а позже по совместительству стал сотрудником военной прокуратуры.

С 1939 года по 1941 год учился заочно в Литературном институте им. М. Горького в Москве. Когда началась война, учеба была прервана. В 1942 году Кияс Меджидов был направлен учиться на шестимесячные прокурорские курсы, после окончания которых работал помощником прокурора в Касумкентском, затем прокурором Курахского, Хивского и Ахтынского районов. В 1944 году стал членом ВКП(б).

В 1954 году по состоянию здоровья поэт вышел на пенсию и полностью посвятил себя писательской работе. [2]

Становление личности поэта

Будучи мальчиком, Кияс охотно слушал народные песни, отражавшие тяжёлую жизнь трудовых людей, сказки о счастливом будущем, которые сказывались на многолюдном годекане, песни ашугов, выражавшие народные мысли и бунтарские настроения, мудрые пословицы и поговорки. Юношу волновали героические образы народных заступников, мечты о прекрасном будущем.

Позже, уже в советское время, когда Кияс Меджидов учился в Баку, он посещает литературный кружок известных азербайджанских поэтов Сулеймана Рустама и Гусейна Джавида, ставший для будущего писателя своеобразной школой. Там он и знакомится с лучшими образцами русской и других литератур, приобретает навыки творческой работы.

Для точности повествования жизни горцев, Кияс Меджидов принимает решение объехать большинство лезгинских сёл, прогуливаться по горам, влиться в горскую среду. [3]

Творчество

Характеристика творчества

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

- формирование программных знаний и умений на уровне знания, понимания и применения.

- совершенствование мыслительных операций;

- развитие монологической речи учащихся и коммуникативной культуры;

- развитие осуществления самоконтроля и самооценки;

- формирование чувства любви и ответственности к природе;

- воспитание положительного отношения к знаниям;

- формирование личностных качеств.

- сбор высказываний великих людей о природе;

- сбор русских пословиц о природе;

- вдумчивое чтение рассказа;

- повторение теории литературы (понятие о метафоре, эпитете, сравнении и олицетворении);

- совместное (командное) написание сочинения о природе (10 предложений);

- совместное (командное) написание сочинения сказки (10 предложений).

Планируемые результаты:

1. Личностные:

-повышение мотивации к учебной деятельности;

- овладение умением работать в группах.

2. Предметные:

- знать основные положения урока;

- применение знаний теории литературы при работе с карточками;

3. Метапредметные:

познавательные: поиск и выделение информации, умение структурировать знания, выделение и формулирование цели;

коммуникативные: планирование сотрудничества с одноклассниками и учителем, готовность к обсуждению различных точек зрения и выработка общей позиции;

регулятивные: принятие учебной задачи, целеполагание, выделение и осознание того, что усвоено, и что ещё предстоит усвоить.

Межпредметные связи: русский язык, русская литература, информатика

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг, раздаточный материал (карточки, тесты), видеоролик.

Методы урока: проектный, эвристический, наглядный.

Формулирование темы

Учитель читает эпиграф, предлагает вспомнить произведение, которое прошли на прошлом уроке, задания, данные на дом и, исходя из всего этого, сформулировать тему урока.

Представление команд

Не губи деревья, не сори нигде.

Береги природу всюду и везде.

Человек – дитя природы.

Человек – природы царь.

Высказывания о человеке и природе:

Сила природы велика (Марк Цицерон).

Природа всегда права: ошибки же и заблуждения исходят от людей

Природа – это книга, которую надо прочитать (М.Л. Налбандян).

Всё совершенствует природа (Лукреций).

Лечит болезни врач, но излечивает природа Гиппократ).

Природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам (А.И. Герцен).

Природа – единственная книга, на всех страницах заключающая глубокое содержание (И. Гёте).

Вся природа стремится к самосохранению (Марк Цицерон).

Природу побеждают, только повинуясь её законам (Бэкон).

Пословицы о человеке и природе

Январь — году начало, зиме середина.

Февраль — кривые дороги.

В марте щука хвостом лёд разбивает.

В апреле земля преет.

Май холодный — год хлебородный.

Май обманет, да в лес уйдёт.

Июль — триумф ясного лета.

Август — бархатный месяц.

В октябре птицы с родиной прощаются.

Ноябрь — последний месяц живой воды.

Презентация сочинений

Презентация сказок

Жила-была царица по имени Природа. Всё у неё было хорошо: моря и океаны, красивые деревья, горы. Но появился злой мальчик и стал ломать деревья. Разозлилась природа и решила наказать мальчика. Закрыла его в чулан, не кормила и не поила его. Мальчик жалел о своём поступке, но не знал, что делать. Вдруг услышал откуда-то голос. Голос говорил: «Сынок, скажи, что ты тоже её сын, только глупый и жестокий, и попроси прощения. Мальчик так и поступил. И природа простила его, и мальчик стал заботиться о ней.

Работа в группах (четыре группы)

Работа по отгадыванию загадок

Само глядит, не наглядится, а на себя глядеть не даёт.

Один чабан который год овец бесчисленных пасёт.

Бесцветен, невидим, но всюду живёт.

Что это может быть, по свету он идёт, захочешь разрубить, секира не берёт.

Без рук, без глаз, но рисовать умеет.

Летит молчит, лежит молчит, когда умрёт, весна придёт.

В огне не горит, в воде не тонет.

Зимой спит, летом шумит.

В синем корыте, красные камушки.

Три брата собирают, а один всё поедает.

Работа по тропам

1) Подчеркнуть карандашом словосочетания, которые не являются метафорами:

Подчеркнуть карандашом слова, которые не являются эпитетами:

скальные козлы; хорошее сочинение; бывалые козлы; трепетные козероги; любимый учитель; по заветным тропам; бархатистые тюльпаны; скользкий камень.

Подчеркнуть карандашом словосочетания, не являющие сравнениями:

словно ликующее небо; сильные люди; орёл казался жаворонком; остановилась как вкопанная; слабый ученик; уселись, будто застыв в траурном молчании; мои заслуги; как джигит-горец.

Подчеркнуть карандашом словосочетания, которые не являются олицетворениями:

ученик пишет, мчалась река, река остановилась, красивый цветок, цветастый платок, тишина нависла, ответить обидчику, мелодия неслась.

Подчеркнуть карандашом слова, которые не являются фразеологизмами:

долгожданная охота ; до глубокой старости; родниковой воды; горячий чай; альпийские луга; от доброты души; вкусный хинкал; неприступные скалы;

Работа по составлению предложений

Составить предложение со словом

Сорваться (первая группа биологов).

Проноситься (первая группа экологов).

Пользоваться; (вторая группа биологов).

Укрыться. (вторая группа экологов).

Физкультминутка

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок

Работа по тестированию

В какое время года происходили события, описанные в рассказе?

Писатель отмечает в своём рассказе признаки утра:

1) изменившего цвет зелени и подчеркнуто выделившего на березах белизну обнаженных ветвей.

2) Солнце красило розовыми лучами далёкие снежные вершины.

3) Горы скрыты плотной завесой дождевых туч.

4) Горная река покрылась льдом.

Где находилось Орлиное гнездо?

Что знал Нурали-Буба о Пайдаре?

Пайдар – друг зверей.

Пайдар – его друг.

Пайдар – добрый орёл.

Какая фраза подчёркивает связь между орлом и горцами?

Жил, как джигит-горец.

Охотился вместе с Нурали-Бубой.

Продолжите фразу: Нурали буба

Обрадовался смерти орла.

Был печален и удивлён.

Что сделали орлы с трупом своего предка?

Съели все вместе.

Унесли за утёс Цав Тахар.

Выбросили в реку.

Почему Нурали-Буба считает труп орла красивой?

Солнце красило своими лучами.

Всюду пели птицы.

Не подала голоса ни одна певчая птица.

Словно всё замерло в природе.

Что поели на завтрак путники?

Колбасу и пресное молоко.

Колбасу, пресное молоко и чурек.

Какие легенды отражены в рассказе?

Какую тайну раскрыл старик молодому охотнику?

Как кормил козерогов солью.

Как поил козерогов водой.

Как кормил козерогов солью и водой.

Как кормил козерогов мясом.

Как позвал старик козерогов?

Музыкой на свирели.

Дайте характеристику старому охотнику?

Старый охотник продолжал дело своего отца.

Он очень любил маленьких детей.

Заботился о козерогах.

Нурали-Буба готовил очень вкусно.

Орлы живут вечно.

Орлы остаются в сердцах людей.

Орлы наследуют друг у друга небесные просторы.

Горцы завещают молодым просторы наших гор и долин.

Описание горных рек.

Описание ясного неба.

Описание июльского утра.

Описание весенних цветов.

Мне было трудно…

Я легко справился(справилась) с …

Домашнее задание:

Поставьте себе оценки за урок.

Материал для самопроверки

Отгадки для загадок

солнце; луна и звёзды; воздух; ветер; мороз; снег; лёд; река; небо и звёзды; зима.

2. Работа по тропам:

1) Подчеркнуть карандашом словосочетания, которые не являются метафорами:

Подчеркнуть карандашом слова, которые не являются эпитетами:

скальные козлы; хорошее сочинение; бывалые козлы; трепетные козероги; любимый учитель; по заветным тропам; бархатистые тюльпаны; скользкий камень.

скальные козлы; хорошее сочинение ; бывалые козлы; трепетные козероги; любимый учитель ; по заветным тропам; бархатистые тюльпаны; скользкий камень.

Подчеркнуть карандашом словосочетания, не являющие сравнениями:

(словно ликующее небо; сильные люди ; орёл казался жаворонком; остановилась как вкопанная; слабый ученик ; уселись, будто застыв в траурном молчании; мои заслуги ; как джигит-горец)

Подчеркнуть карандашом словосочетания, которые не являются олицетворениями:

ученик пишет ; мчалась река; река остановилась; красивый цветок ; тишина нависла; ответить обидчику ; мелодия неслась.

Подчеркнуть карандашом словосочетания, которые не являются фразеологизмами:

долгожданная охота ; до глубокой старости; родниковой воды; горячий чай; альпийские луга; от доброты души; вкусный хинкал; неприступные скалы.

- формирование программных знаний и умений на уровне знания, понимания и применения.

- совершенствование мыслительных операций;

- развитие монологической речи учащихся и коммуникативной культуры;

- развитие осуществления самоконтроля и самооценки;

- формирование чувства любви и ответственности к природе;

- воспитание положительного отношения к знаниям;

- формирование личностных качеств.

- сбор высказываний великих людей о природе;

- сбор русских пословиц о природе;

- вдумчивое чтение рассказа;

- повторение теории литературы (понятие о метафоре, эпитете, сравнении и олицетворении);

- совместное (командное) написание сочинения о природе (10 предложений);

- совместное (командное) написание сочинения сказки (10 предложений).

Планируемые результаты:

1. Личностные:

-повышение мотивации к учебной деятельности;

- овладение умением работать в группах.

2. Предметные:

- знать основные положения урока;

- применение знаний теории литературы при работе с карточками;

3. Метапредметные:

познавательные: поиск и выделение информации, умение структурировать знания, выделение и формулирование цели;

коммуникативные: планирование сотрудничества с одноклассниками и учителем, готовность к обсуждению различных точек зрения и выработка общей позиции;

регулятивные: принятие учебной задачи, целеполагание, выделение и осознание того, что усвоено, и что ещё предстоит усвоить.

Межпредметные связи: русский язык, русская литература, информатика

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг, раздаточный материал (карточки, тесты), видеоролик.

Методы урока: проектный, эвристический, наглядный.

Ход урока

Формулирование темы

Эпиграф

К.Г . Паустовский [link]

Материал для самопроверки

Отгадки для загадок

солнце; луна и звёзды; воздух; ветер; мороз; снег; лёд; река; небо и звёзды; зима.

2. Работа по тропам:

1) Подчеркнуть карандашом словосочетания, которые не являются метафорами:

Подчеркнуть карандашом слова, которые не являются эпитетами:

скальные козлы; хорошее сочинение; бывалые козлы; трепетные козероги; любимый учитель; по заветным тропам; бархатистые тюльпаны; скользкий камень.

скальные козлы; хорошее сочинение ; бывалые козлы; трепетные козероги; любимый учитель ; по заветным тропам; бархатистые тюльпаны; скользкий камень.

Подчеркнуть карандашом словосочетания, не являющие сравнениями:

(словно ликующее небо; сильные люди ; орёл казался жаворонком; остановилась как вкопанная; слабый ученик ; уселись, будто застыв в траурном молчании; мои заслуги ; как джигит-горец)

Подчеркнуть карандашом словосочетания, которые не являются олицетворениями:

ученик пишет ; мчалась река; река остановилась; красивый цветок ; тишина нависла; ответить обидчику ; мелодия неслась.

Подчеркнуть карандашом словосочетания, которые не являются фразеологизмами:

долгожданная охота ; до глубокой старости; родниковой воды; горячий чай; альпийские луга; от доброты души; вкусный хинкал; неприступные скалы.

В ахтынской школе с 1897 по 1902 год учителем словесности работал латышский писатель Эрнест Теодорович Бирзниек-Упит (1871–1960).

07

У писателя большая, богатая событиями и творческими достижениями, биография. Его заслуги были отмечены почётными званиями Заслуженного деятеля искусств и Народного писателя Латвийской ССР, он был награждён орденом Трудового Красного Знамени и орденом Ленина.

Родился будущий писатель в усадьбе Бисниеки, что в живописном северном крае Курземе, в крестьянской семье. Рано лишился отца, остался с матерью и бабушкой, знавшей множество сказок и народных песен и исполнявшей их для любимого внука. Детство будущего писателя прошло в деревне. Окончил приходскую школу, затем уездное городское училище, стал учителем. Литературную деятельность начал с собирания латышского фольклора.

В 1893 году, совсем юношей, уехал в Закавказье, где и работал учителем, библиотекарем. С пониманием и уважением изучил жизнь и быт кавказских народов.

Живя далеко за пределами своей родины, он никогда не прерывал духовной связи с ней, думал и писал о ней, переписывался с друзьями и близкими. Временами посещал Латвию, встречался с друзьями, ходил в редакции, интересовался литературным процессом на родине.

Вот этот отрывок: «Я родился в крестьянской семье 6 апреля 1871 года в Латвии, в Дзирциемской волости. Мой отец умер рано, и я его почти не помню. В 1893 году, как домашний учитель, я попал в Закавказье, в село Трашиб, где занимался в сельской школе. Однажды здесь меня посетил директор народных училищ Дагестана Тхоржевский и предложил переселиться в Дагестан в качестве сельского учителя и одновременно заниматься обучением детей окружного начальника.

В Дагестан я приехал на тройке со стороны Кусары. Местами по дороге нам попадались такие отвесные утёсы с висячими камнями по сторонам, что я вынужден был просить кучера высадить меня из фургона, а самому ехать вперёд. Внизу всё время ревела бурлящая река Самур. В ауле Ахты Джамаледин проводил меня до школы, которая находилась в том же дворе, где была квартира начальника округа, помещение суда и управления. Мои ученики были исключительно лезгины, по-русски они не понимали ни слова. Пришлось сразу же организовать кружок самообразования, в котором мы читали русскую литературу.

В 1897 году я должен был принимать участие в тогдашней Всероссийской народной переписи. Вначале я работал счётчиком, а потом мне пришлось взять на себя всё делопроизводство по переписи во всём Самурском округе. Таким образом, я имел возможность ближе познакомиться с жизнью лезгин и уже вскоре убедился, что местный народ живёт очень бедно: пахотной земли не было, все взрослые мужчины в большинстве случаев уходили в большие города, чаще в Баку, где нанимались на самые простые работы. Их культурный уровень был очень низок: судя по материалам переписи, грамотных взрослых мужчин (т.е. владеющих русской грамотой. – А.К.) на весь округ оказалось всего четыре человека – один делопроизводитель окружного суда, два переводчика и один купец.

В рассказе много других интересных и удивительных эпизодов, как, например, приезд в Ахты губернатора Дагестанской области, встреча учителя и учеников с чабанами в горах, случай с карточной игрой.

Джамаледина писатель помнил до конца своих дней.

Из тех зданий и сооружений, увиденных писателем в Ахтах и описанных им в рассказе о Джамаледине, до сих пор сохранились старые каменные дома, стоящие прямо над обрывом у Ахты-чая, главная мечеть, являющаяся архитектурной достопримечательностью, а также деревянный висячий мост, ходить по которому сегодня осмеливаются лишь самые отчаянные люди.

Хотел бы отдельно отметить, что под названием Миграч писатель слегка скрыл название родного села автора этой статьи Микрах.

Сюжет рассказа прост. Врач должен был осмотреть больного сына сельского старшины. Мальчик во время игры упал с крыши дома и разбил об камень голову. Но по пути навстречу трём всадникам – врачу, фельдшеру и учителю Ахтынской школы выехали жители села и сообщили, что мальчик уже умер. Врач и его попутчики могли повернуть назад, но доктор всё равно решил узнать причину гибели мальчика. Оказалось, за здоровьем больного следил местный лекарь, который велел зарезать курицу и, выпотрошив её, надеть на разбитую голову. Мальчик умер в страшных муках. Врач был поражён и раздосадован, когда ему показали курицу: в ней ползали черви.

Место действия – село Ацхты. Мы видим, что писатель чуть изменил название Ахтов.

Чоцх когда-то был сослан сюда для отбытия наказания за совершение незаконных деяний. Скорее всего, он в молодости убил человека. О его прошлой жизни никто ничего здесь не помнил.

Представители власти относились к нему с доверием. Царское правительство дало образование его сыновьям, дало им различные государственные должности в России. Тому была веская причина: Саида считали спасателем ахтынской крепости. Пятьдесят лет тому назад, когда крепость была осаждена мюридами Шамиля и была на грани позорного падения, Саид скакал в Дербент с письмом коменданта крепости, где была просьба о немедленной военной помощи.

Но автор рассказа не вдаётся в эти подробности, его интересует характеры, внутренний мир своих героев – Чоцха и Саида, которых жизнь противопоставила друг другу.

Как-то раз начальник округа, осматривая вместе с учителем, местным врачом и старым нукером Саидом место строительства нового помещения для школы, решил взглянуть, как поживает старик Чоцх.

Когда начальник зашёл в полутёмную комнатку, Саид, чтобы было больше света, шире отворил дверь.

Чоцха это глубоко задело, и он плюнул в лицо Саиду. А Саид тут же неожиданно для всех присутствующих ответил ударом кинжала. Чоцх был убит.

Старого нукера посадили в тюрьму, как убийцу, но он был ночью кем-то застрелян. Допросы начальником округа всех подозреваемых, применение репрессивных мер к нукерам, сторожившим в ту ночь тюрьму, не дали никаких результатов для выявления стрелявшего.

Несомненно, ахтынские рассказы Э.Бирзниека-Упита являются одними из самых удачных его произведений, они ничуть не потеряли своей художественной и исторической значимости. Они просто требуют нового, современного прочтения.

Здесь писатель долго продолжает свою просветительскую миссию. Преподаёт в школе, работает библиотекарем, занимается книгоиздательской деятельностью. В книгоиздании его заботила не коммерческая, а чисто просвещенская сторона дела. Заодно писатель занимал и чиновничью должность в одной из нефтяных фирм.

Многие сосланные сюда революционеры пользовались его щедрым гостеприимством. Писатель также оказывал материальную помощь поэту Яну Райнису и его жене Аспазии, жившим в то время в Швейцарии, а также другим латышским писателям-демократам, испытывавшим нужду. Такую возможность Э.Бирзниек-Упит имел благодаря самой высокой оплате его учительского труда – 600 рублей в месяц. Он был на хорошем счету у директора народных училищ Бакинской губернии и Дагестанской области А.С. Тхоржевского, который ценил латышей как трудолюбивых и не ждущих от кого-то подачек людей.

Кто-то на самую верхушку заводской трубы вывесил красный флаг, но ни тайные агенты, ни полицейские его снять не могли. Фирме грозит большой штраф за допущение такого происшествия на своей территории. Тому, кто снимет флаг, пообещали и премию, которую сначала с 10 рублей повысили до 30, а затем и до 100. Но никто из рабочих не захотел получить эти деньги. Только через день по особому распоряжению властей пришли лучшие стрелки и пулями перебили древко, и разорванный красный флаг упал на землю.

Учитывая тот факт, что писатель в своих рассказах показывает реально существовавших людей, можно полагать, что Нестор Амбалтай и вся его история – не художественная выдумка Э.Бирзниека-Упита.

Из этого рассказа следует, что после долгих лет, проведённых в Пришибе, Ахтах, Балаханы и Баку, некоторый период пребывания писателя на Кавказе связан с Осетией, хотя официальная его биография в различных советских энциклопедических словарях не содержат такой информации. Может, ответ скрывается в недоступных нам латышских или других источниках?

Из копии ответного письма Кияса Меджидова видно, что писатель готов встретиться с музейными работниками из Латвии и передать им свой рассказ о том, как Бирзниек-Упит безвозмездно учил грамоте двух сыновей ахтынца Гасанова – бакинского рабочего.

По свидетельству Марата Меджидова, его отец передал русский подстрочник этого рассказа гостям из Латвии. К сожалению, оказалось, что рассказ не был опубликован на лезгинском языке, и оригинал его утерян.

Я пытался связаться по электронной почте с Музеем литературы и музыки, с которым объединился прежний Музей истории литературы и искусства им. Я. Райниса, но ответа пока не последовало.

Выявление этого рассказа не только дополнило бы наследие Кияса Меджидова, но и открыло бы ещё одну неизвестную страницу из кавказской жизни Э.Бирзниека-Упита.

В Лезгистане с благодарностью помнят, что здесь был латышский писатель. Его имя упоминают все авторы, кто пишет об Ахтынском районе Дагестана, об ахтынской школе № 1 или об известных выпускниках этой знаменитой школы.

К сожалению, не могу сказать, переведены ли все кавказские рассказы писателя на русский язык. А было бы неплохо переиздать их для российского читателя. Уверен, в них мы наряду с настоящим подвижническим, просветительским и писательским, подвигом Э.Бирзниека-Упита увидели бы любовное, почти сыновнее, отношение автора к Кавказу, восхитились бы подлинным отражением бытия и духовного ландшафта кавказцев, нашли бы ответы на многие вопросы и нашего времени.

Читайте также: