Почему у человека мозговой отдел черепа преобладает над лицевым отделом кратко

Обновлено: 05.07.2024

На ранних этапах эволюции человека главенствовали биологические факторы эволюции – изменчивость, борьба за существование, естественный отбор и т.п.

На поздних этапах эволюции человека главными стали социальные факторы эволюции – общественный образ жизни, использование орудия труда, использование огня, развитие речи.

Этапы эволюции человека

300-30 тыс.
человек разумный (подвид неандертальский)

Это подразделения внутри вида, приспособленные к конкретным условиям. Расы имеются у всех широко распространенных видов. У человека выделяют 3 большие расы (негроиды, европеоиды, монголоиды).

Расистская теория (расизм) отвергает единство человеческих рас, т.е. утверждает, что разные расы человека произошли от разных предков. Это неправда, все расы человека легко скрещиваются и дают плодовитое потомство, т.е. относятся к одному виду.

Отличия человека от человекообразных обезьян

1) Речь, подбородочный выступ.
2) Вторая сигнальная система, большой мозг, мозговая часть черепа больше лицевой.
3) Трудовая деятельность (создание и использование орудий труда), большой палец кисти противопоставлен остальным и хорошо развит.

4) Прямохождение: сводчатая стопа, расширенный таз, изгибы в позвоночнике (S-образный позвоночник), грудная клетка расширена в стороны.

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. В основе расовой теории лежит отрицание
1) сходства человека и антропоидов
2) единства происхождения рас человека
3) принадлежности человека к приматам
4) морфологического единства рас

Выберите один, наиболее правильный вариант. Приспособленность человека к трудовой деятельности проявляется в
1) подвижном соединении костей
2) наличии различных отделов головного мозга
3) наличии пяти пальцев
4) разнообразии функций руки

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какая особенность человека сформировалась под влиянием биологических факторов антропогенеза?
1) изготовление орудий труда
2) совместный труд
3) появление диафрагмы
4) сводчатая стопа

БИОЛОГИЧЕСКИЕ - СОЦИАЛЬНЫЕ
1. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, который его иллюстрирует: 1) биологический, 2) социальный
А) пространственная изоляция
Б) дрейф генов
В) речь
Г) абстрактное мышление
Д) социальная трудовая деятельность
Е) популяционные волны

2. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен: 1) биологический, 2) социальный
А) трудовая деятельность
Б) абстрактное мышление
В) изоляция
Г) мутационная изменчивость
Д) популяционные волны
Е) вторая сигнальная система

СОЦИАЛЬНЫЕ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания социальных факторов антропогенеза. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Эволюция человека началась несколько миллионов лет назад и продолжается до сих пор. (2) Благодаря силам естественного отбора человечество приобрело характерные черты, отличающие его от остальных приматов. (3) Важной составляющей в становлении человека как разумного вида была его способность к коллективному труду. (4) Человек слишком слаб, чтобы охотиться на крупную и опасную добычу в одиночку. (5) Совместная охота и способность договориться с помощью речи значительно увеличивали шансы на выживание. (6) Появление и усовершенствование речи также способствовало более эффективной передаче навыков от старшего поколения младшему. (7) Владение различными навыками делало группу более успешной в борьбе за существование.

АВСТРАЛОПИТЕКИ - ДРЕВНЕЙШИЕ - ДРЕВНИЕ
Установите соответствие между характеристиками и древними представителями гоминид: 1) австралопитек, 2) питекантроп, 3) неандерталец. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) использование различных способов добывания огня
Б) обитание исключительно в Африке
В) объём мозга 500–600 см 3
Г) изготовление простых орудий – каменных сколов и отщепов
Д) обитание на территории современной Европы
Е) загонная охота на хищных животных

ДРЕВНЕЙШИЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К архантропам (древнейшим людям) относятся
1) гейдельбергский человек
2) человек умелый
3) синантроп
4) питекантроп
5) неандерталец
6) кроманьонец

ДРЕВНЕЙШИЕ - ДРЕВНИЕ
1. Установите соответствие между признаком и ископаемой формой человека: 1) неандерталец, 2) питекантроп.
А) использование скребел и наконечников
Б) появление зачатков речи
В) принадлежит к виду Человек прямоходящий
Г) объем мозга 900-1100 см 3
Д) умел поддерживать огонь


2. Установите соответствие между особенностями и предками человека: 1) синантроп, 2) неандерталец. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) объем мозга 850 – 1200см 3
Б) добывали огонь, одевались в шкуры
В) орудия труда – отесанные камни
Г) жили группами по 50-100 человек
Д) огонь получали во время лесных пожаров, при извержении вулканов
Е) объем мозга 1200 – 1400см 3

ДРЕВНИЕ
Прочитайте текст. Выберите три верных утверждения. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Неандерталец — древний человек, ископаемые остатки которого были обнаружены в долине Неандерталь в Германии. (2) Жили неандертальцы в пещерах, охота велась коллективно с использованием костяных орудий. (3) Череп неандертальцев имел мощный надглазничный валик, лоб был низким, лицо скуластым. (4) Неандертальцы — самые близкие предки человекообразных обезьян. (5) Немногочисленные ветви неандертальцев сохранились до сегодняшнего дня в Африке

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СТАДИЙ
1. Укажите историческую последовательность основных стадий антропогенеза
1) Человек современного типа
2) Австралопитек
3) Кроманьонец
4) Питекантроп
5) Неандерталец

2. Установите хронологическую последовательность антропогенеза
1) человек умелый
2) человек прямоходящий
3) дриопитек
4) человек разумный

3. Установите последовательность эволюции ископаемых предков современного человека в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек африканский
2) человек разумный неандертальский
3) питекантроп
4) дриопитек (кениапитек)
5) человек умелый

4. Установите хронологическую последовательность этапов антропогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек
2) человек умелый
3) человек прямоходящий
4) неандерталец
5) кроманьонец

ЧЕЛОВЕК - ЖИВОТНЫЕ ОТЛИЧИЯ
Выберите три варианта. В чем состоит сходство скелета человека и скелетов млекопитающих животных?
1) позвоночник имеет пять отделов
2) стопа имеет свод
3) мозговой отдел черепа больше лицевого
4) имеются парные суставные конечности
5) в шейном отделе семь позвонков
6) форма позвоночника S-образная

ЧЕЛОВЕК - ЖИВОТНЫЕ ОТЛИЧИЯ
1. Выберите три варианта. Человек в отличие от животных
1) имеет кору больших полушарий
2) образует различные природные популяции
3) обладает второй сигнальной системой
4) может создавать искусственную среду обитания
5) имеет первую сигнальную систему
6) может создавать и использовать орудия труда

2. Выберите три варианта. Человек, в отличие от животных
1) влияет на среду обитания в процессе жизнедеятельности
2) имеет S-образный позвоночник
3) образует различные популяции
4) имеет первую сигнальную систему
5) обладает второй сигнальной системой
6) создает и использует орудия труда

3. Выберите три варианта. У человека в отличие от млекопитающих животных
1) тело расположено вертикально
2) позвоночник не имеет изгибов
3) позвоночник образует четыре плавных изгиба
4) грудная клетка расширена в стороны
5) грудная клетка сжата с боков
6) лицевой отдел черепа преобладает над мозговым

4. Выберите три варианта. Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет
1) прямой позвоночник без изгибов
2) грудную клетку, сжатую в спинно-брюшном направлении
3) грудную клетку, сжатую с боков
4) позвоночник S-образной формы
5) сводчатую стопу
6) массивный лицевой отдел черепа

ЧЕЛОВЕК - ОБЕЗЬЯНА
Установите соответствие между признаками и представителями класса Млекопитающие, для которых эти признаки характерны: 1) шимпанзе обыкновенный, 2) человек разумный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) преобладание лицевого отдела черепа над мозговым
Б) пояс нижних конечностей в виде чаши
В) сводчатая стопа
Г) наличие подбородочного выступа
Д) развитые надбровные дуги
Е) сжатая с боков грудная клетка

ЧЕЛОВЕК - ОБЕЗЬЯНА СХОДСТВО
Выберите три варианта. Сходство человека и человекообразных обезьян подтверждается
1) одинаковыми группами крови и резус-фактором
2) одинаковым набором хромосом
3) восприимчивостью к сходным болезням
4) равным числом извилин в коре больших полушарий мозга
5) сходными видами паразитов
6) преобладающим развитием мозгового отдела черепа над лицевым

ЧЕЛОВЕК - ОБЕЗЬЯНА ОТЛИЧИЯ
1. Выберите три особенности скелета, свойственные только человеку
1) наличие ключиц
2) наличие подбородочного выступа
3) облегчение массы костей верхних конечностей
4) наличие пятипалых конечностей
5) S-образная форма позвоночного столба
6) сводчатая стопа

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры под которыми они указаны. У человека, в связи с трудовой деятельностью сформировались следующие видовые особенности:
1) мелкая моторика рук
2) абстрактное мышление и речь
3) чашеобразная форма таза
4) S-образный по форме позвоночник
5) сводчатая стопа
6) значительное увеличение размеров головного мозга

3. Выберите три варианта. Какие особенности сформировались у человека в связи с трудовой деятельностью?
1) сводчатая стопа
2) развитие ключиц в плечевом поясе
3) чашеобразная форма таза
4) усложнение коры больших полушарий головного мозга
5) противопоставление большого пальца руки всем остальным
6) речь и мышление

ПРЯМОХОЖДЕНИЕ
1. Выберите три варианта. В связи с прямохождением у человека
1) освобождаются верхние конечности
2) стопа приобретает сводчатую форму
3) большой палец руки противостоит остальным
4) таз расширяется, его кости срастаются
5) мозговой отдел черепа меньше лицевого
6) уменьшается волосяной покров

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Приспособлениями человека к прямохождению являются следующие признаки:
1) позвоночный столб человека приобрел отчетливо выраженные изгибы в форме лука, два из которых направлены вперед, два других – назад
2) большой палец руки противопоставлен всем остальным
3) развитие коры больших полушарий головного мозга
4) формирование сводчатой конструкции стопы
5) поворот таза и резкое его расширение
6) наличие диафрагмы

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник образует четыре изгиба
2) кости в суставах соединены подвижно
3) пальцы руки соединены с пястью
4) пояс нижних конечностей широкий, имеет вид чаши
5) в стопе хорошо выражен свод
6) большой палец кисти противопоставлен всем остальным

4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник имеет S-образную форму
2) грудная клетка сплюснута с боков
3) пояс нижних конечностей чашеобразный
4) масса тел позвонков уменьшается от шейного к поясничному отделу
5) сформировался свод стопы
6) кости верхних конечностей более массивные

Парапитеки - род древнейших вымерших обезьян, которые жили 35 млн. лет назад. Предположительно, парапитек - начальная стадия эволюции человекообразных обезьян и человека.

Парапитек

Дриопитеки - род вымерших человекообразных обезьян, которые жили 9-12 млн. лет назад. Вероятнее всего, к дриопитекам относится общий предок человека, гориллы и шимпанзе.

Дриопитеки обитали на деревьях, их пищевой рацион составляли ягоды и фрукты. Вели стадный образ жизни.

Дриопитеки

Обитали рамапитеки в редких лесах, значительную часть жизни проводили на деревьях.

Рамапитеки

Жили 2-8 млн. лет назад. Родина - Юго-Восточная Африка. По анатомическому строению были близки к человеку, обладали прямохождением. Объем их головного мозга составлял около 600 см 3 .

Использовали примитивные естественные предметы в качестве орудий труда: камни, палки, кости для охоты, собирательства. Отдельные представители австралопитеков дали начало роду Homo - человек.

Австралопитеки

Человек умелый существовал 2-3 млн. лет назад. Родина - Южная и Восточная Африка. Объем мозга составлял около 500-800 см 3 . Отсутствует совершенное противопоставление большого пальца руки остальным (противопоставление большого пальца руки характерно для человека).

Человек умелый пользовался более сложными орудиями труда, возможно, использовал огонь. Во время охоты на диких животных объединялись, благодаря чему охота проходила успешнее.

Человек умелый

Древнейшие люди существовали 2 млн. лет назад, расцвет их деятельности пришелся на промежуток времени 600-400 тыс. лет назад. Использовали огонь и более современные орудия труда. Жили в пещерах, одевались в шкуры животных.

Наиболее известны среди архантропов: питекантроп - останки найдены на острове Ява в современной Индонезии, и синантроп - "пекинский человек" - останки найдены в Китае. Объем мозга питекантропа - 800-1400 см 3 , 700-1200 см 3 .

Человек прямоходящий

Неандертальцы жили 600-40 тыс. лет назад. Их Родина - Европа, Африка, Азия. Жили группами в пещерах. Как средство общения возможно использовали примитивную речь типа лепета. Объем мозга составлял 1400 см 3 .

Использовали огонь и каменные орудия труда. Неандертальцы первыми по-особенному стали относиться к смерти и мертвецам: они хоронили умерших на некотором отдалении от их своих стоянок, о чем свидетельствуют обнаруженные погребальные захоронения.

Неандертальцы

Появились 40-30 тыс. лет назад. Родина - Европа, Азия, Америка. Внешний облик и физическое развитие почти ничем не отличались от таковых у современного человека. Объем мозга 1600 см 3 .

Кроманьонцы и неандертальцы существовали бок о бок десятки тысяч лет, и это было отнюдь не мирное сосуществование. Между ними шла, как бы мы сейчас сказали, война, которую в итоге выиграли кроманьонцы.

Кроманьонцы использовали более современные орудия труда, носили одежду, делали рисунки на стенах пещер - занимались живописью. В систематике кроманьонцев относят к подвиду человек разумный Homo sapiens.

Кроманьонцы

Отличия человека от человекообразных обезьян

Мы только что изучили эволюционный путь, благодаря которому появился человек. Нельзя не отметить, что на данный момент времени перед теорией эволюции стоит гораздо больше вопросов без ответа, чем тех, на которые ответ уже получен.

  • Отчетливо выражен подбородочный выступ, что необходимо для развития речи
  • S-образная форма позвоночника, низкий расширенный таз
  • Сводчатая стопа с приведенным большим пальцем

Стопа человека и обезьяны

Мозг человека и обезьян

Основные движущие факторы антропогенеза

Каким же образом человек достиг такого высокого уровня развития, который позволяет выделить его из всех животных? Наше мышление и речь позволили эффективно сохранять, передавать и накапливать опыт следующим поколениям.

Мы можем вообразить, создать в своем сознании кристальные озера, бескрайние степи, непроходимые леса - поразительно, но ведь достаточно только одной мысли об этом! Другие животные могут мыслить только теми предметами, которые их окружают, и не в состоянии обобщить понятия: обезьяна никогда не осознает, что вода в бидоне и озере одинакова (опыт Павлова И.П.)

Абстрактное мышление

С точки зрения биологии, безусловно, эволюция человека подчиняется тем же законам, что и всего животного мира. Мы появились в результате борьбы за существование, наследственной изменчивости и естественного отбора. Это мнение высказал Чарльз Дарвин в книге "Происхождение человека и половой отбор", опубликованной в 1871 году.

"Человек - общественное животное", как говорил Аристотель. Социальные (лат. societas — общество) факторы эволюции человека сыграли важную роль в ходе антропогенеза. Труд, мышление, сознание и речь сделали невероятное - человек научился изготавливать орудия труда и применять одно орудие для изготовления другого (чего не могут животные). Труд способствовал развитию речи - появлению второй сигнальной системы.

Развитие речи уменьшило долю влияния биологических факторов, при этом влияние социальных факторов возросло. Общественный труд способствовал усложнению орудий труда, в результате которого развивалась рука.

Вслед за развитием руки происходило развитие центра речи, который анатомически находится в лобной доле коры больших полушарий, где расположена моторная зона (контроль произвольных движений организма, в том числе и движений руки).

Такая сложная цепь событий, случайностей и невероятных совпадений привела к появлению человека - высшей ступени эволюции.

Необратимость эволюции

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Скелет млекопитающих состоит из тех же отделов, что и у других наземных позвоночных животных: черепа, позвоночника, скелетов туловища, поясов и свободных конечностей.

Вопрос 2. Каковы особенности строения опорно-двигательной системы человека?

Размер и форма тела человека в значительной мере определяется структурной основой – скелетом. Скелет обеспечивает опорой и защитой все тело и отдельные органы. В составе скелета имеется система подвижно сочлененных рычагов, приводимая в движение мышцами, благодаря чему и совершаются разнообразные движения тела и его частей в пространстве. Отдельные части скелета служат не только вместилищем жизненно важных органов, но и обеспечивают их защиту. Например, череп, грудная клетка и таз служат защитой мозга, легких, сердца, кишечника и др.

ВОПРОСЫ К ПАРАГРАФУ

Вопрос 1.Каков состав скелета человека?

Скелет человека состоит из костей и соединяющих их связок — хрящей. В нём различают несколько отделов: скелет головы, скелет туловища и скелет конечностей. По весу скелет среднего человека составляет приблизительно 15% от массы тела. Всего в скелете человека насчитывают около 200 костей, но их точное число указать нельзя, так как у разных людей (в некоторых отделах) оно может различаться.

В скелете человека различают осевой скелет и добавочный скелет. Осевой скелет объединяет череп и скелет туловища. Добавочный скелет состоит из костей поясов конечностей и скелета свободных конечностей.

Вопрос 2. Каково главное значение костей черепа?

Главное значение костей черепа защищать головной мозг от травм.

Вопрос 3. В чём заключается главное отличие нижней челюсти от остальных костей лицевого отдела скелета головы?

Лицевой отдел черепа образован многочисленными парными и непарными костями. Все они соединены между собой неподвижно, исключение составляет нижняя челюсть. Она может двигаться и вверх-вниз, и вправо-влево. Это позволяет пережевывать пищу и членораздельно говорить.

Охарактеризуйте известные вам типы соединения между костями. Приведите соответствующие примеры.

Соединения нужны либо для того, чтобы одни кости могли двигаться относительно других, либо для того, чтобы соединить несколько костей в одно прочное образование. Поэтому-то соединения костей и бывают различными: подвижными (прерывными), полуподвижными и неподвижными (непрерывными).

Подвижными соединениями являются суставы. Они бывают различной формы. Чаще всего сустав состоит из суставных поверхностей костей, покрытых гиалиновым хрящом, причём эти поверхности по форме строго соответствуют друг другу. Место контакта костей прикрыто прочной оболочкой из соединительной ткани — суставной сумкой, образующей герметичную суставную полость. В суставной полости находится особая жидкость, необходимая для уменьшения трения в суставе.

Неподвижные соединения характерны, например, для соединения костей мозговой части черепа. При этом небольшие выступы одной кости заходят в выемки другой кости. Получающийся при этом шов очень прочен, прочнее окружающих его костей.

Промежуточной формой сочленения костей является полуподвижное соединение. В этом случае кости соединены между собой через упругие хрящевые прокладки. К полуподвижным соединениям относят соединения между многими позвонками, соединения рёбер с грудиной и грудными позвонками.

Почему у человека мозговой отдел черепа преобладает над лицевым отделом?

В черепе человека преобладает мозговой отдел как вместилище головного мозга, где происходят процессы обработки информации полученной из различных органов. Нельзя сказать, что он являтся главным, однако неоспоримо, что он является значимым, т.к. контролирует в целом деятельность всего организма. Лицевой отдел черепа выполняет функцию по размещению основных органов восприятия окружающего мира.

Уско­рен­ная под­го­тов­ка к ЕГЭ с ре­пе­ти­то­ра­ми Учи.До­ма. За­пи­сы­вай­тесь на бес­плат­ное за­ня­тие!


-->


Задание 25 № 11355

Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее четырех отличий.

1) мозговой отдел преобладает над лицевым

2) не выражены надбровные дуги

3) хорошо развит подбородочный выступ (что указывает на формирование членораздельной речи)

Читайте также: