Почему такое важное значение в армии имеет строевая подготовка кратко

Обновлено: 05.07.2024

предмет обучения военнослужащих и подразделений. Имеет задачей выработать у военнослужащих образцовый внешний вид, подтянутость и расторопность, ловкость и выносливость, умение правильно и быстро выполнять команды, строевые приёмы с оружием и без оружия; подготовить подразделения к слаженным действиям в различных строях и предбоевых порядках в условиях боевой обстановки. С. п. является основой успешной тактической подготовки солдата и подразделения. Она включает одиночную подготовку, подготовку и слаживание подразделений в действиях в пешем порядке и на машинах. С. п. осуществляется на специальных занятиях, а также в повседневной жизни солдат и офицеров в соответствии с требованиями Строевого устава.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Строевая подготовка" в других словарях:

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА — предмет обучения военнослужащих и подразделений умению выполнять команды, строевые приемы с оружием и без оружия … Большой Энциклопедический словарь

строевая подготовка — предмет обучения военнослужащих и подразделений умению выполнять команды, строевые приёмы с оружием и без оружия. * * * СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА, предмет обучения военнослужащих и подразделений умению выполнять команды, строевые… … Энциклопедический словарь

Строевая подготовка — предмет обучения в системе боевой подготовки, имеющий целью выработку у военнослужащих строевой выправки, подтянутости и выносливости, умения правильно и быстро выполнять команды, строевые приёмы с оружием и без пего, а также подготовки… … Словарь военных терминов

строевая — ой; ж. Строевая подготовка … Энциклопедический словарь

строевая — о/й; ж. Строевая подготовка … Словарь многих выражений

ПОДГОТОВКА БОЕВАЯ — система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава, слаживанию подразделений, частей и соединений всех видов ВС для ведения боевых действий или выполнения других задач в соответствии с предназначением. Главная цель боевой… … Война и мир в терминах и определениях

саптық дайындық — (Строевая подготовка) әскери қызметшілерді тәртіпке үйрететін, оларда жоғары саптық бойы түзету, үлгілі әскери түр, саптық тәсілдерді жылдам және дәл орындай алуды қалыптастыратын, ширақтыққа, ептілікке және шыдамдылыққа дағдыландыратын басты… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу

Военное дело — У этого термина существуют и другие значения, см. Военное дело (значения). Трактат Сунь цзы, « … Википедия

Гурко, Иосиф Владимирович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гурко. Иосиф Владимирович Гурко (Ромейко Гурко) … Википедия

Гурко-Ромейко, Иосиф Владимирович — Иосиф Владимирович Гурко (Ромейко Гурко) 16 июля 1824 15 января 1901 генерал Иосиф Владимирович Ромейко Гурко Место рождения Новгород Место смерти с. Сахарово Тверской губернии Принадлежность … Википедия

Строевая подготовка подразделения требует от офицера большого терпения, планомерности и настойчивости. В этой области деятельности также формируются волевые качества офицера.

Было бы неверно думать, что высокая степень механизации армии и рост мощности боевой техники снимают задачу строевой подготовки или снижают ее роль. Ускоряя ход событий, усложняя взаимодействие и взаимосвязи в боевой обстановке, техника предъявляет все более высокие требования к участникам боя, к четкости, быстроте и точности их действий.

В ходе строевой подготовки офицер сплачивает солдат своего подразделения, прививает им необходимые навыки для быстрых, сноровистых и четких действий как в одиночку, так и совместно с другими. Эти навыки и дают возможность точно понимать и выполнять команды и приказания начальника. Без этих условий командир не сможет управлять подразделением в решать боевые задачи.

Практика строевых занятий с подчиненными дает офицеру, особенно молодому, навыки в командовании, приучая его к четкости и категоричности в отдаваемых им приказаниях. Она приучает офицера управлять людьми, передавать им свою волю, что развивает в нем и необходимые волевые качества — целеустремленность, настойчивость и др.

Значение строевой подготовки состоит и в том, что она воспитывает такие важные для боя качества, как внимательность и выдержка. Офицер в ходе строевой подготовки своего подразделения развивает эти качества не только у солдат, но и в себе самом. Было бы неверно рассматривать строевую подготовку офицера, как фактор, воспитывающий его волевые качества изолированно от строевой подготовки подразделения, которым он командует. Вне связи со строевой подготовкой солдат нельзя понять, для чего она нужна офицеру.

Внимание как произвольный процесс сосредоточения сознания на определенном предмете или явлении представляет собой волевой акт. Дело в том, что для сосредоточения внимания человеку обычно приходится преодолевать непроизвольное внимание, когда то или иное явление, помимо желания человека или часто вопреки ему, врывается в его сознание.

Явления, отвлекающие внимание или, что то же самое, вызывающие непроизвольное внимание, могут быть различного рода. Например, неправильно надетое снаряжение, неудобное положение тела, вызывая болезненные ощущения или какую-то напряженность, невольно отвлекают внимание. Но такие причины сравнительно легко устранить, что обычно и делает всякий организованный человек. Есть, однако, причины, как, например, шум боя, атмосферные явление, которые человек не может устранить и которые врываются в его сознание. В боевой обстановке иногда приходится выслушивать приказ или распоряжение под огнем противника, когда в непосредственной близости падают снаряды или бомбы, взрывы которых невольно привлекают к себе внимание. В таких условиях внимательно выслушать приказ — значит проявить большую силу воли.

Внимание — это не только сосредоточение мысли на предмете, но и готовность приступить к действиям. Эта готовность позволяет своевременно и быстро включить сознание для работы в данном направлении. Состояние внимания обязательно сказывается и на внешности человека — в позе, в выражении лица.

Нужна большая тренировка, чтобы быстро мобилизовать внимание и удерживать его в необходимом напряжении. Внимательность, как всякое умение, воспитывается, развивается. В значительной мере воспитание и тренировка внимательности могут быть достигнуты в ходе строевой подготовки.

Вопрос о внимании усложняется тем, что здесь речь идет о действиях коллектива, к которому каждый должен приноровиться и в котором действия всех должны быть строго согласованы. Согласование этих действий возможно при своевременной мобилизации внимания йа их выполнение, которое достигается предварительной командой.

Иногда можно видеть в простейшем случае — в начале движения или при остановке, как какой-либо солдат отстает или по инерции валится на переднего. Это означает, что солдат не мобилизовал своего внимания по предварительной команде. Требовательный офицер обязательно заметит этого солдата среди сотни других. Из этого факта офицер должен сделать для себя вывод, что если солдат в мирных условиях оказался столь невнимательным к команде, то в бою, например, при рассыпании в цепь, он навряд ли окажется внимательным. Проследить, как каждый солдат выполняет команду, значит тренировать себя в деле контроля и командирской требовательности.

Конечно, в боевой обстановке не приходится равняться так, как это принято на строевых занятиях, но все же и в цепи приходится по кому-то равняться. Поэтому, если солдат был столь невнимательным, что не знает, кто направляющий или какой указан интервал в цепи, то это может привести к ее разрыву или к излишней скученности, к нарушению боевого порядка.

И сам офицер, скажем, командир взвода, в наступлении должен держать себя в руках, чтобы все обдумать, ничего не упустить, чтобы не нарушить даже формы своей команды. А команда эта часто далеко не односложна. Например, передвигая взвод на тот или иной рубеж, он своей предварительной командой отдает как бы боевой приказ, в котором в определенном, предусмотренном уставом порядке перечисляется целый ряд моментов: прекращение огня (курок), предмет, на который надлежит двигаться, рубеж, направляющее отделение и т. д.

Совершенно ясно, что офицер, тренируя на занятиях внимание солдат, должен быть начеку, чтобы, во-первых правильно подавать команды и, во-вторых, замечать малейшее проявление невнимательности у подчиненных. Таким образом, в ходе строевой подготовки тренируется и внимание самого офицера.

Действия коллектива требуют не только усиленного, достаточно натренированного внимания от каждого исполнителя, но также и большой выдержки, свойственной уравновешенным людям и столь необходимой в бою. Так, например, форсируя водную преграду по штурмовому мостику, солдаты должны строго придерживаться известной дистанции. Увеличение дистанции срывает темпы, имеющие здесь решающее Значение, сокращение ёе часто невозможно по соображениям технического характера.

Выдержка воспитывается в любом виде строевых занятий. Даже предварительная команда, возбуждая внимание, вместе с тем заставляет проявлять известную выдержку, чтобы дождаться исполнительной команды. Иногда можно видеть, как плохо обученный солдат приступает к тому или иному действию, не дождавшись исполнительной команды.

Совершенно естественно, что, воспитывая выдержку, темперамент своих подчиненных, офицер тем самым воспитывает и в себе такое качество, как уравновешенность. Это драгоценное качество скажется во всем и всегда: в его отношениях к подчиненным, в отношениях к начальнику, в боевой обстановке. Решая же такую трудную задачу, как улучшение темперамента своих подчиненных, и преодолевая недостатки своего собственного темперамента, офицер закаляет свою волю.

Всем своим видом, энергичным характером команды, которую подает офицер, он должен внушить своим подчиненным, что его требование, выраженное этой командой, абсолютно необходимо, и он не допускает никаких уклонений от него. При этом требуется большая выдержка и от него самого. Даже промежуток времени между предварительной и исполнительной командами свидетельствует об известной выдержке офицера. Время, в течение которого возбуждается внимание подчиненных, чтобы изготовиться к исполнению команды, зависит от опыта, умения командира. Опытный офицер чувствует, достаточно ли времени он предоставил подчиненным для изготовки к исполнению его команды, и не затягивает и не укорачивает его.

Следующие примеры свидетельствуют о том, как в боевой обстановке сказываются труды командира по воспитанию своих подчиненных в процессе строевой подготовки.

В ноябре 1919 года 2-й батальон 463-го сп 52-й сд выступил в поиск на одну деревню восточнее города Лепеля. Ночь была темная и очень тихая, а свежевыпавший снег заглушал шаги. Густой цепью неслышно наступал батальон. Когда он подошел близко к деревне, часовой противника громко окликнул. Батальон продолжал бесшумно двигаться, и когда часовой вторично окликнул, он также никак не реагировал. И только когда часовой окликнул в третий раз, батальон, как по команде, дал такой дружный залп, какой редко можно видеть даже на учениях. Сразу же бросившись в атаку, он быстро овладел деревней. В ночь на 5 сентября 1943 года вдоль переднего край западнее города Ельни передвигался без дорог, по чистому полю Н-ский инженерный батальон. Передний край не имел ни одного окопа, и малейшее уклонение группы или отбившихся одиночек к западу могло бы привести их к противнику. Командиру батальона несколько раз приходилось останавливаться для ориентировки и переговоров с некоторыми пехотными командирами, занимавшими оборону. Так как батальон уже трое суток не отдыхал, то многие солдаты, как только останавливались, тут же засыпали. До противника было 150—200 метров, поэтому в целях маскировки никаких сигналов и команд не могло быть. На рассвете батальон в полном составе и в совершенном порядке пришел к месту назначения. На вопрос командиру батальона майору Иванову, как он мог быть уверен, что никто не отстанет, тот ответил, что место каждого его солдата в строю так же постоянно, как место любого пальца в кисти руки.

Строевая подготовка подразделения облегчает управление им. Невнимательность, отсутствие выдержки даже одного солдата могут помешать выполнению задачи, а если помножить малейший недостаток внимания или выдержки на количество солдат подразделения, то боевые действия будут очень осложнены. Отсюда понятно все значение высокой строевой выучки, когда воин одним видом своим — подходом, наружностью, выражением лица — свидетельствует о готовности выполнить любой приказ начальника.

В Советской Армии обучение имеет совершенно другую основу, воспитывая волевых, сознательных исполнителей, способных к четким, согласованным действиям в коллективе.

На самом деле, из анализа приведенных здесь фактов ясно, что действия, характерные для солдат, получивших хорошую строевую подготовку, возможны при своевременной мобилизации внимания и хорошей организации. Так, например, в действиях 2-го батальона 463 сп можно видеть, что внимание его возбудил оклик часового, а все солдаты хорошо знали, когда и как выгоднее ответить, хотя никакой команды или распоряжения на это не было. Они хорошо знали, что часовой только после третьего оклика откроет огонь и до этого не следует выдавать себя, зато уж ответить на последний оклик часового надо залпом, чтобы ошеломить противника. И у каждого из них хватило выдержки, чтобы преждевременно не выстрелить. Н-ский инженерный батальон показал образец сколоченности, дававшей его командиру полную уверенность в порядке и организованности. Это также было результатом хорошей строевой подготовки и сознательного отношения к требованиям строя.

Характерно, что в обоих случаях команд в обычном смысле слова и не было, а солдаты действовали слаженно, как будто ими кто-то командовал. Это говорит о том, что для солдат, знающих, что им нужно сделать, достаточно было соответствующих сигналов, чтобы правильно действовать. Поэтому офицер должен так изложить свой приказ или решение, чтобы каждый солдат понимал свой маневр.

Добиться абсолютного внимания подчиненных в строю, необходимой выдержки и слаженности в их действиях — значит обеспечить себе возможность управлять подразделением в любых условиях. Вся трудность этого дела сводится к тому, что приходится воздействовать на сознание и волю людей с различными характерами и темпераментами, добиваться единства и согласованности их действий. Выполнение этой задачи требует от офицера большой настойчивости, развивает его волевые качества.

Совершенно естественно, что офицер, требуя определенной строевой выправки от подчиненных, будет достаточно требовательным в этом отношении и к себе. Все же было бы неверно рассчитывать, что само положение офицера, как командира, гарантирует его постоянную подтянутость. Если начальник не проявляет необходимой требовательности к строевой выправке офицера, то последний может снизить требовательность к себе. Это не может сразу же не отразиться на его подтянутости, на его внешнем виде, говорящем о состоянии его воли. Офицер в таком случае «не сможет быть требовательным к своим подчиненным, к тому же в глазах последних он теряет необходимые уважение и авторитет, без которых немыслимо ожидать, что его распоряжения и приказы будут выполняться точно.

До сих пор речь шла об элементарных вопросах строевой подготовки и связанных с ней требованиях, предъявляя которые, воспитывают в офицере соответствующие волевые качества. Когда же офицер проводит тактико-строевые занятия, то здесь предъявляются к нему еще более высокие требования.

Хорошая строевая подготовка предотвращает такое явление, как перемешивание подразделений во время атаки, что иногда бывает в условиях ночного боя. И если офицер может быть уверен, что избегнет перемешивания подразделений и каждое из них будет четко следовать заданному направлению на любой местности, в любую погоду, не нарушая принятого боевого порядка, то он обеспечивает и выполнение боевой задачи. Проводимые на таком высоком уровне тактико-строевые занятия развивают в офицере большую организованность и требовательность как к себе, так и к подчиненным.

Таким образом, средства строевой подготовки и требования к офицеру в.проводимой им строевой подготовке его подразделения воспитывают в нем волевые качества, сводящиеся в основном к следующему.

В процессе строевой подготовки офицер приобретает навыки в управлении людьми, без которых он не может быть полноценным командиром.

В ходе строевых занятий офицер развивает в себе внимательность, необходимую как при отдаче команд, так и при контроле за их выполнением, а также выдержку, чрезвычайно важную для управления людьми и для согласованных действий.

В ходе строевой подготовки офицер развивает в себе необходимые качества организатора, чтобы правильно расставлять людей, обеспечить прочную связь между собой и имй, создать условия четкого взаимодействия.

Наконец, успехи строевой подготовки повышают уверенность офицера в своих решениях, так как он знает, что его замыслы и команды будут точно и быстро выполнены подчиненными, хорошо подготовленными для быстрых и слаженных действий.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Строевая подготовка, являясь составной частью боевой подготовки, оказывает влияние на все стороны жизни и деятельности войск. Она закаляет волю воинов, способствует соблюдению воинского порядка и укреплению дисциплины, совершенствует умение владеть своим телом, развивает внимательность, наблюдательность и исполнительность.

Без правильно поставленного строевого обучения трудно добиться четких действий воинов в современном бою. Сейчас, когда подразделения и части насыщены сложной техникой, когда значительно возросла роль коллективного оружия в бою, уровень строевой выучки должен быть особенно высок.

Основой подготовки личного состава подразделения к совместным действиям был, есть и остается строй.

Строевая выучка дисциплинирует военнослужащих, вырабатывает у них быстроту и четкость действий при вооружении и на боевой технике, а также способствует приобретению навыков, которые необходимы на занятиях по тактической, огневой, специальной подготовке и по другим предметам обучения.

Строевая подготовка включает: одиночное строевое обучение без оружия и с оружием; строевое слаживание отделений (расчетов, экипажей), взводов, рот (батарей), батальонов (дивизионов) и полков при действиях в пешем порядке и на машинах; строевые смотры подразделений и частей. Строевое обучение проводится на плановых занятиях и совершенствуется при всех построениях и передвижениях, на всех других занятиях и в повседневной жизни.

В овладении методическим мастерством решающее значение имеют умение командира анализировать свои успехи и неудачи, результаты каждого занятия, его систематическая работа над повышением своих знаний.

СТРОЕВОЙ УСТАВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введен в действие Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 марта 2006 г. N 111

Настоящий Устав определяет строевые приемы и движение без оружия и с оружием; строи подразделений и воинских частей в пешем порядке и на машинах; порядок выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра; положение Боевого знамени воинской части в строю, порядок совместного выноса и относа Государственного флага Российской Федерации и Боевого знамени воинской части; обязанности военнослужащих перед построением и в строю и требования к их строевому обучению, а также способы передвижения военнослужащих на поле боя и действия при внезапном ​​нападении противника.

Строевые приемы без оружия​. Строевым уставом руководствуются все военнослужащие воинских частей, кораблей, органов военного управления, предприятий, учреждений, организаций и военных образовательных учреждений профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - воинские части).

Действие Устава распространяется на военнослужащих других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на граждан, призванных на военные сборы.

1. СТРОИ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ

1. Строй - установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и воинских частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.

2. Шеренга - строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.

Линия машин - строй, в котором машины размещены одна возле другой на одной линии.

3. Фланг - правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.

4. Фронт - сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины - лобовой частью).

5. Тыльная сторона строя - сторона, противоположная фронту.

6. Интервал - расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.

7. Дистанция - расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.

8. Ширина строя - расстояние между флангами.

9. Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах - расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины).

10. Двухшереножный строй - строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются первой и второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются.

Ряд - два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным.

При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу.

11. Одношереножный и двухшереножный строи могут быть сомкнутыми или разомкнутыми.

В сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями.

В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.

12. Колонна - строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) - одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более.

Колонны применяются для построения подразделений и воинских частей в развернутый или походный строй.

13. Развернутый строй - строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных Уставом или командиром.

Развернутый строй, как правило, применяется для проведения проверок, расчетов, смотров, парадов, а также в других необходимых случаях.

14. Походный строй - строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

Походный строй применяется для передвижения подразделений при совершении марша, прохождения торжественным маршем, с песней, а также в других необходимых случаях.

15. Направляющий - военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные военнослужащие (подразделения, машины).

Замыкающий - военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне.

16. Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом, сигналами и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвижных средств.

Команды и приказания могут передаваться по колонне через командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей.

Управление в машине осуществляется командами и приказаниями, подаваемыми голосом и с помощью средств внутренней связи.

В строю старший командир находится там, откуда ему удобнее командовать. Остальные командиры подают команды, оставаясь на местах, установленных Уставом или старшим командиром.

Командирам подразделений от роты и выше в походном строю батальона и полка разрешается выходить из строя только для подачи команд и проверки их исполнения.

17. Команда разделяется на предварительную и исполнительную; команды могут быть и только исполнительные.

Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.

По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строевую стойку, в движении переходят на строевой шаг, а вне строя поворачиваются в сторону начальника и принимают строевую стойку.

При выполнении приемов с оружием в предварительной команде при необходимости указывается наименование оружия.

С целью привлечь внимание подразделения или отдельного военнослужащего в предварительной команде при необходимости называется наименование подразделения или звание и фамилия военнослужащего.

Например: "Взвод (3-й взвод) - СТОЙ". "Рядовой Петров, кру-ГОМ".

Голос при подаче команд должен соразмеряться с шириной и глубиной строя, а доклад произносится четко, без резкого повышения голоса.

18. Сигналы для управления строем и сигналы для управления машиной указаны в приложениях 3 и 4 к настоящему Уставу.

При необходимости командир может назначать дополнительные сигналы для управления строем.

19 Команды, относящиеся ко всем подразделениям, принимаются и немедленно исполняются всеми командирами подразделений и командирами (старшими) машин.

При передаче команды сигналом предварительно подается сигнал "ВНИМАНИЕ", а если команда относится только к одному из подразделений, то подается сигнал, указывающий номер этого подразделения.

Готовность к принятию команды сигналом обозначается также сигналом "ВНИМАНИЕ".

Получение сигнала подтверждается его повторением или подачей соответствующего сигнала своему подразделению.

20. Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда "ОТСТАВИТЬ". По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.

21. При обучении допускаются выполнение указанных в Уставе строевых приемов и движение по разделениям, а также с помощью подготовительных упражнений.

Например: "Автомат на грудь, по разделениям: делай - РАЗ, делай - ДВА, делай - ТРИ". "Направо, по разделениям: делай - РАЗ, делай - ДВА".

22. При формировании сборных команд производится их строевой расчет на подразделения. Для расчета военнослужащие выстраиваются в одношереножный или двухшереножный строй и рассчитываются по общей нумерации, как указано в ст. 85 настоящего Устава. После этого в зависимости от численности команды производится последовательно расчет на роты, взводы и отделения и назначаются командиры этих подразделений.

Для участия в парадах, а также в других случаях подразделение по приказу командира может строиться в общую колонну по три, по четыре и более. При этом построение производится, как правило, по росту.

23. Построение подразделений производится по команде "СТАНОВИСЬ", перед которой указывается порядок построения.

Например: "Отделение, в одну шеренгу - СТАНОВИСЬ".

По этой команде военнослужащий должен быстро занять свое место в строю, набрать установленные интервал и дистанцию, принять строевую стойку.

24. При подаче команд для подразделений родов войск и специальных войск вместо наименований "отделение", "взвод", "рота", "батальон" и "полк" указываются наименования подразделений и воинских частей, принятые в родах войск и в специальных войсках видов Вооруженных Сил.

ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРОВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПЕРЕД ПОСТРОЕНИЕМ И В СТРОЮ

25. Командир обязан:

указать место, время, порядок построения, форму одежды и снаряжение, а также какое иметь вооружение и военную технику; при необходимости назначить наблюдателя;

проверить и знать наличие в строю подчиненных своего подразделения (воинской части), а также вооружения, военной техники, боеприпасов, средств индивидуальной защиты и индивидуальной бронезащиты, шанцевого инструмента;

проверить внешний вид подчиненных, а также наличие снаряжения и правильность его подгонки;

поддерживать дисциплину строя и требовать точного выполнения подразделениями команд и сигналов, а военнослужащими своих обязанностей в строю;

при подаче команд в пешем строю на месте принимать строевую стойку;

при построении подразделений с вооружением и военной техникой произвести внешний осмотр их, а также проверить наличие и исправность оборудования для перевозки личного состава, правильность крепления перевозимых (буксируемых) вооружения и военной техники и укладки военного имущества; напомнить личному составу требования безопасности; в движении соблюдать установленные дистанции, скорость и правила движения.

26. Военнослужащий обязан:

проверить исправность закрепленных за ним оружия и боеприпасов, вооружения и военной техники, средств индивидуальной защиты и индивидуальной бронезащиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения;

знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его; в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию; соблюдать требования безопасности; не выходить из строя (машины) без разрешения;

в строю без разрешения не разговаривать и не курить;

быть внимательным к приказаниям и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим;

Как умение правильно маршировать помогает в бою и в мирной жизни


Кто-то скажет, что это глупый пережиток прошлого. Другие, что это только красивая воинская традиция. Третьи, что через муштру солдаты приобретают способность оставаться собранными в самых трудных ситуациях, а еще она помогает подразделению по-настоящему сплотиться и действовать как одно целое.


Но скрытого смысла в ней куда больше.

Строевая подготовка – это не просто традиция, а накопленный столетиями боевой опыт, который может пригодиться и в современных войнах, и в конфликтах будущего. Тот, кто прошел через нее точно знает – она помогает на протяжении всей жизни. Даже в решении будничных задач.

Мое знакомство со строевой началось в августе 2000 года после успешной сдачи экзаменов в колледж милиции. Был август. Стояла жара. Помню, на одном из первых построений курса несколько ребят упало в обморок.

Потом был курс молодого бойца – КМБ. По утрам жутко хотелось спать и вообще с настроем были серьезные проблемы, но стоило нам на марше запеть строевую песню, как постепенно и сонливость проходила, и настрой поднимался.

В колледже мы строились по любому поводу. Каждое утро начиналось с построения-поверки, на котором нас считали. Были построения в коридоре на этажах между парами.

Строили перед завтраком и обедом: в столовую заходили в колонну по одному. Строевая в качестве способа занять курсантов в свободное время. Строевая на всех праздниках. Даже бывало в актовом зале нас поднимали с мест и заставляли маршировать на месте, от чего поднимался мощный гул.

После выпуска начался адский труд в режиме 24 на 7. Но и после суточных дежурств и с температурой под 40, я надевал форму и тут же плечи мои расправлялись, шаг становился твердым.

В форме я становился лучшей версией себя. Благодаря муштре. И она влияла не только на меня, но и на моих напарников. Форма обязывала.

Собственно – в древности строй, в той или иной форме, возник как раз с началом первых войн. И именно благодаря ему на поле боя происходили такие казалось бы невероятные вещи, как во время битвы при Гавгамелах в 331 году до нашей эры.

Македонцы победили, потому что довели навыки сражения в строю до совершенства. Против македонской фаланги не мог выстоять никто. К этому еще, конечно, прибавлялся военный гений Александра и его советников.


Только за пределами поля сражения все было ровно наоборот. Македонцы имели серьезные гражданские права и свою долю в каждой победе. К каждому из них относились с уважением и почетом. Кстати, особое уважение к ветеранам, как и само это понятие – наследие македонцев.

С появлением огнестрельного оружия строй претерпел изменения: получил распространение линейный боевой порядок. Муштры стало еще больше. До совершенства ее довели в прусской армии XVIII века, с которой, в свою очередь брали пример российские военачальники.

Войска Фридриха II умели давать до пяти залпов из кремневых ружей в минуту. В начале XIX века линейная пехота стала основой вооруженных сил всех европейских стран.

В 1883 году был изобретен пулемет Максима. Вскоре после этого классический сомкнутый боевой строй канул в лету. Солдат продолжали муштровать и гонять строем по плацу, но уже с другими целями.

В действительности боевой строй никуда не исчез: просто стал иногда не таким заметным со стороны. Солдаты наступают и отступают, действуя сообща.

Биография автора:

Сергей Лютых, журналист, капитан милиции в отставке, работал участковым милиционером, расследовал уголовные дела в дознании, раскрывал преступления, будучи оперативником в МУРе на Петровке, 38.

Читайте также: