Почему судьба автора и судьба героя параллельны смерть ермака рылеев кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока: «…И за победы заслужив Учитель – Абдурахманова Р.Р.

Тип урока: открытие новых знаний

Характеристика класса: Общеобразовательный класс со средним показателем качества знаний

Формы работы : фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа

I.Этап мотивации учебной деятельности

Показываю учебники литературы, истории, географии.

-Что может объединять все учебники?

Тема, историческое событие, исторический герой…

Раздаю учебники парам

-Найдите выделенный материал, прочитайте.

-О чём или о ком прочитали?

О Ермаке, о походе Ермака, о покорении Сибири…

Предположения по теме урока?

-Посмотрите на слайд

На фоне России высвечиваются 4 фотографии с изображением Ивана Грозного, К. Ф. Рылеева, Ермака, декабристов на Сенатской площади.

-Кого вы узнаёте? Определите эпохи, соотнесите по парам

И Грозный- Ермак; К.Ф. Рылеев- декабристы

-Почему объединили в пары?

Ермак совершил свой знаменитый поход в годы царствования И. Грозного.

Рылеев- декабристы- . (Вернёмся к этой паре)

- А на каком фоне мы видим эти фотографии? (Россия) Значит, что- то важное сделали для России.

- Есть ли связь между всеми? Ваши предположения?

-Можете ли вы определить тему урока?

Да. Произведение К.Ф. Рылеева. Говорить будем о людях, которые многое сделали для России и этим самым стали известными, знаменитыми людьми, достойными сынами Отечества.

II.Этап актуализации и пробного учебного действия

Родина, отечество, отчий край, земля отцов, родная земля.

Благословить-

1.У религиозных людей: перекрестить (как бы передавая этим знаком покровительство, пожелание счастья, удач и т.п.)

3.Воздать благодарность кому-чему- нибудь.

(Зачитывается статья, выясняется, что слово многозначное). В каком значении слово употребляется в теме урока?

- За что отчизна может быть благодарна своим сынам?

За верность, за ратные подвиги

- Как мы называем человека, который верно служит своей стране, готов за неё погибнуть?

-Посмотрим в чувствительный словарик

Патриотизм- преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу (С.И. Ожегов)

- Мы будем говорить о таких людях

Проверка выполнения индивидуального задания. Выступления обучающихся.

Я предлагаю вам окунуться в атмосферу начала XIX века.

-Вы уже услышали имя К.Ф. Рылеева, который был в числе той золотой части дворянства, которая вышла на Сенатскую площадь 14 декабря 1825г. Я предлагаю подробней познакомиться с этим человеком.

Задание классу: Записать главные черты личности Рылеева

Главные черты личности: пламенный патриотизм, стремление к свободе отечества, смелость и мужество, романтически-возвышенное понимание гражданственности.

Свою гражданскую позицию Рылеев выражал в своих произведениях. Самым популярным жанром для писателя стал жанр думы. Познакомимся.

-Что вы представляете, когда слышите слово дума?

Дума- лиро- эпическое произведение, содержащее размышления на различные философские, исторические или социально- бытовые темы.

Герои рылеевских дум- это исторические личности: Дмитрий Донской, Иван Сусанин, Святослав, Ермак Тимофеевич…

-Кто такой Ермак? В какую эпоху жил?

Задание классу: Записать главные черты личности Ермака

Главные черты Ермака: вольнолюбие, широта души, патриотизм, мужество, готовность умереть за родину.

V Этап первичного закрепления.

Зачитайте свои записи.

-Кому родственен Ермак?

- Почему К. Ф. Рылеев обратился к этому образу?

1 Историческая личность. 2. Патриот России. 3. Родственен духу самого К. Ф. Рылеева.

Итак, теперь для нас осталось мало секретов по теме урока. Теперь мы можем ответить на вопрос, какая же связь между всеми действующими лицами (Рылеев, декабристы, И Грозный и Ермак)?

VI Этап чтения текста. Видеозапись

VII Этап анализа текста.

Работа с текстом

-– Какова тема и идея думы Рылеева? Какие чувства стремится передать автор читателю?

Для того, чтобы определить тему и идею произведения, нужно ответить на два вопроса: о чем говорится в этом тексте (тема) и что хотел сказать автор? (идея)

Тема- историческое событие, смерть Ермака.

Идея- жизнь, отданная за родину, обретает смысл, делает человека героем.

-Докажем, что перед нами жанр думы.

Эпическое: рассказ- размышление о смерти Ермака;

Лирическое: в стихотворной форме;

Исторический герой и историческое событие.

Работа в группах.

Выбрать цитаты для заполнения двучастного дневника. Прокомментировать.

Задание 1 группе:

1.Выберите из текста цитаты, показывающие картины природы.

2. Какие средства выразительности использует автор?

3.Какие картины рисует автор в 1 и 2 строфе ?

4. Какой стилистический приём использует?

4.Картина природы в последней строфе. В чём разница?

Задание 2 группе:

1.Выберите из текста цитаты, показывающие образы героев

2.Кто является главным героем думы? Как показывает его автор?

3. Кто ему противопоставлен?

- Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете эту фразу К.Ф.Рылеева?

Как и Ермак, покоривший Сибирь, расширив владения русского государства, погибший с верою, что смерть его не напрасна, так и К.Ф. Рылеев пожертвовал собственной жизнью, всего лишь попытавшись изменить уклад жизни простого народа. И его смерть тоже ненапрасна!

А теперь давайте вернёмся к теме нашего урока . Вспомните, о ком мы сегодня говорили.

VIII Рефлексивная деятельность

1.Патриотизм (имя героя: Ермака, К.Ф. Рылеева, декабристов, Ивана Грозного) заключается в …

2. Синквейн (на данную тему)

Иван Грозный . Много сделал для России. Расширил границы гос-ва, сделал много для создания централизованного гос-ва.

К.Ф. Рылеев . Выступил на Сенатской площади. Был против креп. права, ратовал за установление республиканского строя. Погиб за интересы народа.

Ермак . Совершил поход в Сибирь, разбил армию Кучума, сделал первый шаг к присоединению Сибири к России. А это в интересах России.

Декабристы . Подняли восстание, выступали против крепостничества, защищали интересы народа, хотя сами были дворянами. Не соглашались с тем, что народ- победитель вернулся к рабству после победы над Наполеоном.

3.Заполнить лист самооценки

PS Сегодня мы говорили о Покорении Сибири Ермаком. Конечно, это событие имеет огромное значение для России. О нём говорили не только историки, но и поэты, географы, художники. И, конечно же, для нас живущих в Сибири. Неизвестно какой бы была наша судьба, а сейчас она связана с этим красивым и величественным краем, с его богатейшей природой, которая не оставляет равнодушными никого. Нам в наследство дана наша земли, и мы должны не только любить нашу землю, но и оберегать её.

III. Заключение.

- Вспомните жизнь Кондратия Фёдоровича Рылеева и жизнь его героя. Какой можно сделать вывод?

Найдите строку, которую можно было бы отнести и к Рылееву, и к Ермаку. О чём это говорит? К чему призывает нас К. Ф. Рылеев?

В этой фразе заключается жизненная позиция автора и его героя.

- Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете эту фразу К.Ф.Рылеева?

(Как и Ермак, покоривший Сибирь, расширив владения русского государства, погибший с верою, что смерть его не напрасна, так и К.Ф. Рылеев пожертвовал собственной жизнью, всего лишь попытавшись изменить уклад жизни простого народа. И его смерть тоже ненапрасна!)

Спасибо за работу!

Домашнее задание



анализ смерть ермака рылеев

Краткая биография

Кондратий Рылеев был русским поэтом и общественным деятелем, который появился на свет 18 сентября 1795 года в селе Батово Санкт-Петербургской губернии в семье мелкопоместного дворянина. С 1801 по 1814 Кондратий учился в первом Петербургском кадетском корпусе. Он участвовал в заграничных походах русской армии в период с 1813 по 1814 гг.

Но, к сожалению, жизнь Рылеева трагически оборвалась 13 июля 1826 года. Ему было всего 30 лет, он был одним из руководителей декабристского восстания и находился в числе пятерых офицеров, казненных на эшафоте.

дума смерть ермака

Творчество

рылеев смерть ермака идея

В 1822 году Рылеев также пишет думу, посвященную атаману Ермаку, которую частично положили на музыку, и она стала песней.

Хан Кучум

Тело Ермака вытянул на сушу рыбак-татарин, на тело атамана со всей округи съехались посмотреть много мурз и даже сам Кучум. Несколько дней татары расстреливали из лука тело отважного русского воина и весело пировали, но потом его останки бросили, и, по словам очевидцев, они лежали целый месяц на воздухе и не портились. Тогда татары, сняв с него все снаряжение и одежды, разделив их между собой, похоронили его в почетном месте за мусульманским кладбищем, в деревне Баишево (Вагайский р-на Тюменской обл.).

смерть ермака содержание

стихотворение смерть ермака

Смерть

Описывая события, положенные в основу стихотворения "Смерть Ермака", Кондратий Рылеев не мог предположить, что оно станет для него пророческим. Судьбы главного героя рассматриваемого произведения и самого автора аналогичны друг другу, проходят параллельно. Предприняв попытку сменить быт и нравы простого люда, К.Ф. Рылеев понес не напрасную смерть. Поскольку ему удалось достичь желаемого. Аналогично Ермак - главный герой стихотворения, достигает своей цели ценой собственной жизни.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Дума К. Ф. Рылеева Смерть Ермака основана на реальных исторических событиях. Казак Ермак Тимофеевич играл главную роль в присоединении к Рф Сибири в эпоху Ивана Грозного. Он разбил армию хана Кучума, но сам Кучум бегал в степи. Ночкой он неожиданно напал на лагерь Ермака, казаки сражались храбро, но им пришлось уступить силе и внезапности удара . Они принуждены были бежать, но путь к спасению был один: вплавь через Иртыш. По преданию, была гроза и шторм, и Ермак умер в волнах бурной реки. К. Ф. Рылеев живописует в собственной думе конкретно такую ситуацию ужасную, бурную ночь: Ревела буря, дождь шумел, Во сумраке молнии летали, Беспрерывно гром гремел, И ветры в дебрях буянили
Создатель указывает, как на диком бреге Иртыша сидел Ермак, объятый думой , в то время как дремали его борцы. Ермак думает о жизни своей и своих друзей, была ли она правильной. Многие его казаки люди отчаянные, в прошлом преступники, перешедшие на службу к царю. Но Ермак, а с ним и создатель, не осуждает их, а, напротив, восторгается. Он считает, что все правонарушения бешеной жизни смыты кровью недругов, и теперь эти люди не щадят собственной жизни за более высшую цель за Русь святую .
Ермак еще не знает, что впереди ждет героев страшная погибель: нападение Кучума. Неустрашимому и храброму казаку Кучум противопоставлен как человек низкий и бесчестный он атакует исподтишка. Страшась вступить с героем в бой, Кучум к шатрам, как тать презренный, Прокрался скрытою тропой В ужасной битве пала дружина Ермака, так и не обнажив клинков . Ермак плывет по буянящей реке, напрягая силы, но сила року уступила . Создатель считает, что виною погибели Ермака стал тяжелый панцирь дар короля . Герой умер, променяв свою свободу на верную службу самодержавию. Для декабриста Рылеева неувязка собственной свободы неподражаемо главна, служить королю и служить России для него не одно и то же. Восторгаясь героизмом Ермака, его службой на благо Рф, он не согласен с тем, что герой принял от короля дорогой подарок и в этом лицезреет одну из обстоятельств его гибели.

Читайте также: