Почему страдание является средством познания других людей кратко

Обновлено: 08.07.2024

4. Можно ли быть нравственным, не будучи свободным? А свободным – не будучи нравственным?

5. У каждого ли человека есть свобода выбора? Всегда ли у человека есть свобода выбора?

6. Почему ответственность личности возрастает вместе с ростом свободы? Существует ли предел ответственности?

10. Может ли существовать свобода в условиях общественного мнения, нетерпимо относящегося к тем, кто с ним не согласен? Студентка Ю.Б. считает, что свободы поэтому вообще быть не может. А что думаете вы?

11. Что такое судьба и как соотносится с ней свобода воли?

12. Всегда ли у человека есть выбор? Зависит ли выбор от места, времени, условий и ситуации?

16. Оцените следующие высказывания выдающихся людей о свободе и ответственности. Согласны ли вы с ними?

· Свобода – как воздух горных вершин – для слабых людей непереносима (Акутагава Рюноскэ, японский писатель, 1892-1927).

· Настоящая отверженность бывает только личной. Человек краснеет один (Ф. Искандер, современный российский писатель).

· Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнять (Т. Карлейль, английский философ, 1795-1331).

· Свобода – это роскошь, которую не каждый может себе позволить (О. Бисмарк, немецкий канцлер и дипломат, 1815-1898).

· Свободным я считаю того, кто владеет самим собой (Демокрит, древнегреческий философ).

· Свобода выбора всегда была привилегией тех, кто мог позволить себе платить за нее (Э. Франкфорт).

· Мошенники, ханжи и сумасброды,

Свободу невзлюбив, шипят со всех сторон.

Но если гений стал врагом свободы,–

Самоубийца он. (P. Бернс, шотландский поэт, 1759 – 1796).

2. Раскройте сущность и содержание основных характеристик добра и зла.




3. В чем суть этики непротивления злу насилием? Способны ли вы подставить левую щеку, если вас ударили по правой? В чем нравственный смысл такого поступка?

8. Что, на ваш взгляд, гуманнее: поддерживать жизнь мучительно умирающего или обеспечить ему безболезненный уход из жизни (эвтаназию)? Сохранять жизнь неполноценному новорожденному или нет? Где здесь добро и зло? Смертная казнь в обществе – добро или зло? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения. Существует мнение, что развитие цивилизации и культуры несет с собой зло и беды для человечества. Согласны ли вы с этим?

11. Возможны ли добродетели без пороков?

12. Американский философ Б. Данэм считает, что добрым является поступок, отвечающий одному или нескольким из следующих определений: 1) приятный для меня; 2) приятный для большинства людей; 3) одобряемый мной; 4) одобряемый обществом; 5) соответствующий моральному закону; 6) соответствующий идеалу; 7) означающий что-то, но мы не можем сказать, что именно; 8) ничего не означающий. Выберите определения, соответствующие вашей точке зрения.

15. Может ли такое зло, как смерть, быть во благо?

16. Что побуждает человека делать зло?

18. Является ли добром то хорошее, к чему человека принуждают НАСИЛЬНО?

1. Можно ли, изменяя социальные условия жизни человека, уменьшить неизбежность и естественность страданий людей?

2. Уменьшает ли страдание ценность бытия человека?

4. Если человек оценивает свое страдание как заслуженное, имеющее смысл, то формой его отношения к страданию становится его принятие, но оно может быть разным:

· если человек принимает страдание как справедливое наказание за грех или преступление, то одна из возможных реакций – смирение и покорность;

· если человек к тому же видит в страдании возможность искупления;

· своей вины, то он может воспринимать его с готовностью, даже с облегчением;

· если человек принимает страдание во имя веры или идеи, то он не просто героически претерпевает все муки, но и сознательно идет на них.

5. Какие исторические или жизненные примеры вы можете привести в подтверждение различных форм принятия страдания?

6. Почему страдание является средством познания других людей?

7. Как сострадание к другому может облегчить собственное страдание?

8. Известно, что большое внимание проблеме страдания и сострадания уделял Ф. Ницше. Проведите анализ следующих его высказываний:

11. Оцените следующие высказывания выдающихся людей о страдании и сострадании. Согласны ли вы с ними?

· Страдание – самое быстрое животное, которое довезет вас до совершенства (И. Экхарт, немецкий проповедник, 1260 – 1327).

· Если несчастье других людей оставляет вас безразличным и вы не чувствуете сострадания, вас нельзя назвать человеком (Д. Картер, 39-й президент США).

· Хотя мир полон страданий, он полон также и средств, чтобы превозмочь эти страдания (Х. Келлер, автор пособия для глухих и слепых, 1880 – 1968).

· Легче страдать, когда знаешь – за что (Р. Роллан, французский писатель, 1866 – 1944).

· Жизнь нуждается в сострадании.

Наши души – как топоры.

Слишком многих мы словом раним,

Позабыв, что слова остры (А. Дементьев, советский поэт).

Долг и совесть

2. Как вы считаете, есть ли такие люди, которые всегда следуют долгу?

5. Что, на ваш взгляд, явилось для Раскольникова подлинным наказанием за совершенное им преступление?

· из боязни осуждения за его невыполнение;

· с целью заслужить общественное признание;

· в результате понимания необходимости;

· по внутренней потребности?

7. Каково соотношение между необходимостью, свободой и долгом?

9. Каково соотношение долга и совести? В каких ситуациях возникают конфликты между ними? В чем противоречивость самого долга?

10. Совесть и стыд. Что чему предшествует?

11. Студент А.Т. интересуется: совесть – это то, что не допускает, или то, что позволяет? Может ли наша совесть: а) не позволить позволительное; б) позволить непозволительное?

21. Оцените следующие высказывания выдающихся людей о долге и совести. Согласны ли вы с ними?

1. Долг – это очень личная вещь! Она проистекает из ощущения необходимости что-то сделать, а не только из необходимости побудить других людей к каким-то действиям (Мать Тереза, монахиня, 1910–1997).

2. Когда глупый человек делает что-то, чего он стыдится, он всегда заявляет, что повинуется долгу (Б. Шоу, английский драматург, 1856 -1950).

3. Долг – это то, что ждешь от других и не делаешь сам (О. Уайльд английский писатель, 1856 – 1900).

4. Угрызение совести – это больной зуб, растущий из самой глубине отчаявшегося сердца (Э. Долберг, американский писатель, историк, философ, 1900 – 1977).

5. Бог каждого человека – его совесть (Менандр, древнегреческий поэт драматург).

6. Совесть обычно мучит не тех, кто виноват (Э.М. Ремарк, немецкий писатель, 1898 – 1970).

7. С совестью можно заключить перемирие, но прочный мир – никогда (А. Онсеншерн, шведский канцлер, 1583 – 1651).

Честь и достоинство

1. В чем вы видите различие понятий честь и достоинство?

2. Студент К.М. не согласен с утверждением, что, унижая достоинство другого человека, ты теряешь свое собственное достоинство. Почему же тогда, спрашивает он, если ты не ответишь обидой на обиду, тебя считают человеком без собственного достоинства?

3. Рассмотрите различные варианты корреляции чести и достоинства и подберите жизненные примеры для их подтверждения или опровержения.

4. Является ли умение уступать другому потерей личного достоинства?

7. Что значит честь семьи?

8. Честолюбие – хорошо это или плохо?

10. Актуально ли изречение Ж.-Ж. Руссо, что «утрата чести страшнее, чем смерть?

11. У некоторых людей скромность доходит до самоуничижения, а гордость превращается в гордыню. Причем то и другое смыкаются, образуя феномен псевдоскромности, который зачастую несет в себе тщеславие. Чем тщеславие отличается от честолюбия? И почему гордыня издревле считается одним из смертных грехов?

12. Оцените следующие высказывания о чести и достоинстве. Согласны ли вы с ними?

· Достоинства не так бросаются в глаза, как пороки (Древнеиндийское изречение).

· Каждому свою честь воздает потомство (Тацит, древнеримский историк).

· Какое бы высокое положение ни занимал честолюбец, он желает подняться еще выше (Д. Брюэс, французский богослов и драматург, 1640 – 1723).

· Нет человека благороднее человека честного (П. Буаст, французский лексикограф, 1765 – 1824).

· Человек не должен никогда сходить с широкой дороги чести, даже под благовидным предлогом, что цель оправдывает средства (Ч. Диккенс, английский писатель, 1812 – 1870).

· Сначала нужно быть честным, а уже потом благородным (У. Черчилль, премьер-министр Великобритании, 1874 – 1965).

Счастье

1. Говорят, жизнь человека не прошла бессмысленно, если он построит дом, воспитает сына и посадит дерево. Как можно истолковать это высказывание? Согласны ли вы с ним?

2. Счастье каждый понимает по-своему? Существует ли некоторое обобщенное понятие счастья, справедливое для всех?

7. Какие недостатки и опасности модели счастья как обладания благом вы можете назвать?

4. Можно ли быть нравственным, не будучи свободным? А свободным – не будучи нравственным?

5. У каждого ли человека есть свобода выбора? Всегда ли у человека есть свобода выбора?

6. Почему ответственность личности возрастает вместе с ростом свободы? Существует ли предел ответственности?

10. Может ли существовать свобода в условиях общественного мнения, нетерпимо относящегося к тем, кто с ним не согласен? Студентка Ю.Б. считает, что свободы поэтому вообще быть не может. А что думаете вы?

11. Что такое судьба и как соотносится с ней свобода воли?

12. Всегда ли у человека есть выбор? Зависит ли выбор от места, времени, условий и ситуации?

16. Оцените следующие высказывания выдающихся людей о свободе и ответственности. Согласны ли вы с ними?

· Свобода – как воздух горных вершин – для слабых людей непереносима (Акутагава Рюноскэ, японский писатель, 1892-1927).

· Настоящая отверженность бывает только личной. Человек краснеет один (Ф. Искандер, современный российский писатель).

· Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнять (Т. Карлейль, английский философ, 1795-1331).

· Свобода – это роскошь, которую не каждый может себе позволить (О. Бисмарк, немецкий канцлер и дипломат, 1815-1898).

· Свободным я считаю того, кто владеет самим собой (Демокрит, древнегреческий философ).

· Свобода выбора всегда была привилегией тех, кто мог позволить себе платить за нее (Э. Франкфорт).

· Мошенники, ханжи и сумасброды,

Свободу невзлюбив, шипят со всех сторон.

Но если гений стал врагом свободы,–

Самоубийца он. (P. Бернс, шотландский поэт, 1759 – 1796).

2. Раскройте сущность и содержание основных характеристик добра и зла.

3. В чем суть этики непротивления злу насилием? Способны ли вы подставить левую щеку, если вас ударили по правой? В чем нравственный смысл такого поступка?

8. Что, на ваш взгляд, гуманнее: поддерживать жизнь мучительно умирающего или обеспечить ему безболезненный уход из жизни (эвтаназию)? Сохранять жизнь неполноценному новорожденному или нет? Где здесь добро и зло? Смертная казнь в обществе – добро или зло? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения. Существует мнение, что развитие цивилизации и культуры несет с собой зло и беды для человечества. Согласны ли вы с этим?

11. Возможны ли добродетели без пороков?

12. Американский философ Б. Данэм считает, что добрым является поступок, отвечающий одному или нескольким из следующих определений: 1) приятный для меня; 2) приятный для большинства людей; 3) одобряемый мной; 4) одобряемый обществом; 5) соответствующий моральному закону; 6) соответствующий идеалу; 7) означающий что-то, но мы не можем сказать, что именно; 8) ничего не означающий. Выберите определения, соответствующие вашей точке зрения.

15. Может ли такое зло, как смерть, быть во благо?

16. Что побуждает человека делать зло?

18. Является ли добром то хорошее, к чему человека принуждают НАСИЛЬНО?

1. Можно ли, изменяя социальные условия жизни человека, уменьшить неизбежность и естественность страданий людей?

2. Уменьшает ли страдание ценность бытия человека?

4. Если человек оценивает свое страдание как заслуженное, имеющее смысл, то формой его отношения к страданию становится его принятие, но оно может быть разным:

· если человек принимает страдание как справедливое наказание за грех или преступление, то одна из возможных реакций – смирение и покорность;

· если человек к тому же видит в страдании возможность искупления;

· своей вины, то он может воспринимать его с готовностью, даже с облегчением;

· если человек принимает страдание во имя веры или идеи, то он не просто героически претерпевает все муки, но и сознательно идет на них.

5. Какие исторические или жизненные примеры вы можете привести в подтверждение различных форм принятия страдания?

6. Почему страдание является средством познания других людей?

7. Как сострадание к другому может облегчить собственное страдание?

8. Известно, что большое внимание проблеме страдания и сострадания уделял Ф. Ницше. Проведите анализ следующих его высказываний:

11. Оцените следующие высказывания выдающихся людей о страдании и сострадании. Согласны ли вы с ними?

· Страдание – самое быстрое животное, которое довезет вас до совершенства (И. Экхарт, немецкий проповедник, 1260 – 1327).

· Если несчастье других людей оставляет вас безразличным и вы не чувствуете сострадания, вас нельзя назвать человеком (Д. Картер, 39-й президент США).

· Хотя мир полон страданий, он полон также и средств, чтобы превозмочь эти страдания (Х. Келлер, автор пособия для глухих и слепых, 1880 – 1968).

· Легче страдать, когда знаешь – за что (Р. Роллан, французский писатель, 1866 – 1944).

· Жизнь нуждается в сострадании.

Наши души – как топоры.

Слишком многих мы словом раним,

Позабыв, что слова остры (А. Дементьев, советский поэт).

Долг и совесть

2. Как вы считаете, есть ли такие люди, которые всегда следуют долгу?

5. Что, на ваш взгляд, явилось для Раскольникова подлинным наказанием за совершенное им преступление?

· из боязни осуждения за его невыполнение;

· с целью заслужить общественное признание;

· в результате понимания необходимости;

· по внутренней потребности?

7. Каково соотношение между необходимостью, свободой и долгом?

9. Каково соотношение долга и совести? В каких ситуациях возникают конфликты между ними? В чем противоречивость самого долга?

10. Совесть и стыд. Что чему предшествует?

11. Студент А.Т. интересуется: совесть – это то, что не допускает, или то, что позволяет? Может ли наша совесть: а) не позволить позволительное; б) позволить непозволительное?

21. Оцените следующие высказывания выдающихся людей о долге и совести. Согласны ли вы с ними?

1. Долг – это очень личная вещь! Она проистекает из ощущения необходимости что-то сделать, а не только из необходимости побудить других людей к каким-то действиям (Мать Тереза, монахиня, 1910–1997).

2. Когда глупый человек делает что-то, чего он стыдится, он всегда заявляет, что повинуется долгу (Б. Шоу, английский драматург, 1856 -1950).

3. Долг – это то, что ждешь от других и не делаешь сам (О. Уайльд английский писатель, 1856 – 1900).

4. Угрызение совести – это больной зуб, растущий из самой глубине отчаявшегося сердца (Э. Долберг, американский писатель, историк, философ, 1900 – 1977).

5. Бог каждого человека – его совесть (Менандр, древнегреческий поэт драматург).

6. Совесть обычно мучит не тех, кто виноват (Э.М. Ремарк, немецкий писатель, 1898 – 1970).

7. С совестью можно заключить перемирие, но прочный мир – никогда (А. Онсеншерн, шведский канцлер, 1583 – 1651).

Честь и достоинство

1. В чем вы видите различие понятий честь и достоинство?

2. Студент К.М. не согласен с утверждением, что, унижая достоинство другого человека, ты теряешь свое собственное достоинство. Почему же тогда, спрашивает он, если ты не ответишь обидой на обиду, тебя считают человеком без собственного достоинства?

3. Рассмотрите различные варианты корреляции чести и достоинства и подберите жизненные примеры для их подтверждения или опровержения.

4. Является ли умение уступать другому потерей личного достоинства?

7. Что значит честь семьи?

8. Честолюбие – хорошо это или плохо?

10. Актуально ли изречение Ж.-Ж. Руссо, что «утрата чести страшнее, чем смерть?

11. У некоторых людей скромность доходит до самоуничижения, а гордость превращается в гордыню. Причем то и другое смыкаются, образуя феномен псевдоскромности, который зачастую несет в себе тщеславие. Чем тщеславие отличается от честолюбия? И почему гордыня издревле считается одним из смертных грехов?

12. Оцените следующие высказывания о чести и достоинстве. Согласны ли вы с ними?

· Достоинства не так бросаются в глаза, как пороки (Древнеиндийское изречение).

· Каждому свою честь воздает потомство (Тацит, древнеримский историк).

· Какое бы высокое положение ни занимал честолюбец, он желает подняться еще выше (Д. Брюэс, французский богослов и драматург, 1640 – 1723).

· Нет человека благороднее человека честного (П. Буаст, французский лексикограф, 1765 – 1824).

· Человек не должен никогда сходить с широкой дороги чести, даже под благовидным предлогом, что цель оправдывает средства (Ч. Диккенс, английский писатель, 1812 – 1870).

· Сначала нужно быть честным, а уже потом благородным (У. Черчилль, премьер-министр Великобритании, 1874 – 1965).

Счастье

1. Говорят, жизнь человека не прошла бессмысленно, если он построит дом, воспитает сына и посадит дерево. Как можно истолковать это высказывание? Согласны ли вы с ним?

2. Счастье каждый понимает по-своему? Существует ли некоторое обобщенное понятие счастья, справедливое для всех?

7. Какие недостатки и опасности модели счастья как обладания благом вы можете назвать?


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (1):

n1.doc

4. С традание и сострадание

Страдание – естественная причина возникновения

и развития сознания человека

1. Страдание это чувство болезненного неудовольствия, которое мы испытываем, когда действительность не отвечает нашим желаниям. Таким образом, источник страданий заключается или в наших желаниях, или в действительности: или наши желания дурны, злы и противоречат природе вещей; или, наоборот, действительность настолько дурна и извращена, что это противоречит нашим добрым желаниям; или, наконец, наша собственная нравственная деятельность противоречит нашим возвышенным желаниям. Таким образом, вопрос о причине страданий связан, прежде всего, с проблемой добра и зла.

2. Вопрос о смысле страданий скорее всего связан с вопросом о смысле жизни, о том основном предназначении, ради которого живет человек: насколько он следует смыслу своего жизненного пути или уклоняется от него. И если человек верит в ценность, цель, смысл своей жертвы и страдания, он способен на героические усилия. Но если он не видит смысла своих страданий, у него опустятся руки, ибо самое тяжелое в страдании – его бесцельность, бессмысленность. Таким образом, смысл страдания в том, служит ли оно смыслу бытия человека, самовыражению и самоутверждению личности.


  • страдание, испытанное нами после какого-либо нашего дурного поступка, учит нас правде и справедливости;

  • страдание очищает душу: иногда человек сам ищет наказания, страдания, лишь бы успокоить свою совесть;

  • страдание облагораживает человека, являясь источником нравственных ценностей: оно приводит нас к вере, любви, духовной силе, делает нас снисходительными к другому, воспитывает чуткость к чужому горю, понимание человеческой души;

  • из страдания человек, как правило, выходит крепче, так как оно закаляет волю, развивает выдержку, настойчивость;

  • страдание не только делает лучше нас самих, но вырабатывает в нас способность делать лучше других, воздействовать на них.

  • страдание воспринимается как несправедливое, незаслуженное, не имеющее смысла; в этом случае естественное стремление человека – бегство от страдания (формы этого бегства могут быть самые разные);

  • человек относится к страданию как заслуженному, более того, имеющему смысл: его отношением к страданию становится его принятие, которое тоже может быть разным;

  • одна из форм добровольного принятия страдания и в то же время противостояния ему – мученичество, ибо страдать во имя, ради кого-то или чего-то – значит победить страдание.

  • но подлинный способ преодоления страдания – это любовь и творчество, ибо они не только приносят забвение от мук страдания, но и помогают находить в нем источник радости.

4.2. Проблемы сострадания

Сострадание – это всегда сочувствие чужому горю и страданию, соединенное с желанием помочь. Моральная ценность сострадания проявляется в ряде аспектов.

1. Внутреннее сопереживание чужого несчастья. Проявление сострадания со стороны других людей помогает страдающему легче переносить муки, избавляет от чувства одиночества, покинутости, заставляет проявлять терпение, мужество, выходить за пределы своей боли, думать о других с благодарностью.

2. Сострадание, непосредственно проявляющееся в поступке. Это активное сострадание, реализующееся в милосердии и благотворительности. Милосердие – реальная помощь нуждающимся, умение поделиться с ближним. Благотворительность может быть направлена не только на помощь отдельным людям, но и на поддержку искусств, науки, ремесел.

Вопросы и задания


  1. Согласны ли Вы с представленной здесь причинно-следственной связью?

О. С. Если у человека не было страданий, он не может понять другого, его страданий. А если человек страдал сам, он понимает страдания другого. Если же ты можешь понять другого человека, его боль, то это в человеке его лучшее качество, и без этого качества ты не человек.

С. К. Лучший учитель – страдания, неудачи, ошибки, так как на них мы задерживаем свое внимание больше, чем на хорошем.

И. К. Я согласна с Аристотелем, ибо человек, не познав зла, не будет знать и добра; не будучи бедным – не будешь знать, что такое бедность, не будучи больным – не будешь представлять мук болезни. Все познается в сравнении. Не зная горя, нельзя узнать и счастья, тем более сделать счастливым кого-то.

И. М. А ведь, не познав мук страданий, невозможно понять и осознавать счастье. К спокойствию, отсутствию мук и страданий можно привыкнуть, и тогда осознание счастья утрачивается. Разве не так? Встряски тоже иногда полезны!.

И. Д. Страдание – необходимый элемент жизни. Как гончар мнет глину, придавая ей необходимую форму, так и жизнь формирует человека. Жизнь полна трудностей и страданий, и их преодоление воспитывает у человека мужество и красоту духа. Хотя и не всегда.

Может все юное поколение пытается себя истязать ,что бы познать то или иное. Может для этого были созданы эти диеты ,которые уродуют душу и плоть? Задумайтесь.
Может нужно объяснить молодежи ,что существует ни один путь к познанию)))))))
Ваша версия?

Есть несколько путей познания: через объект познания и через субьект! Просто некоторые их путуют и добавляют свой: через боль и муки! Вообщето говоря это скорей подходит к фанатикам веры или определенной религии, а к нашей молодёжи относится поверхостно! Т. е. они просто хотят так выделиться из толпы таким своеобразным методом! А не познавать себя или ещё что-нибудь!

Страдания часто прибавляют житейской мудрости тем, кто имея ум, не имел возможности задуматься, зачем он был им дан.. . А не умных - страдание или ломает или озлобляет.

БОГ - не есть страдания! БОГ есть - РАДОСТЬ, ЛЮБОВЬ, СВЕТ, МУДРОСТЬ, ПРИЯТИЕ МИРА, МИЛОСЕРДИЕ, СЧАСТЬЕ. а вот мы, привыкшие жить, удовлетворяя своё ЭГО, когда "ступаем " на Путь очищения - больно "отрывать" от себя то, к чему привыкли жить всю жизнь, к тем вещам, которые приносят удовольствие. и когда мы "теряем", это происходит через страдания душевные, а иногда и физические болезни, пэтому мы думаем, что ПУТЬ лежит (обязательно! ) через страдания. Если мы осознаём - учимся "слышать и слушать! " Душу (а это БОГ!) , ОНА нам "подсказывает и указывает" как нам правильно поступать в той или иной ситуации. я так думаю!

Зачем нужны страдания

С традание. Оно сопровождает нас повсюду. Первый вдох ребёнка порывом воздуха с болью раскрывает его лёгкие, и этим первым страданием начинается наш путь в этом мире. Страдание неизбежно, как неизбежна смена времён года. Подобно тому, как холодная осень сменяет тёплое лето, так и страдание сменяет счастье. И согласитесь — если бы не было страдания, разве могли бы мы понять, что такое счастье? Вряд ли. Только смена одного состояния другим позволяет дифференцировать эти два состояния.

Однако смысл страданий не только в том, чтобы мы могли ощущать счастье. Испытание счастья и страдания помогает нам развиваться. Страдание от холода заставило человека научиться добывать огонь, страдание от непогоды заставило научиться строить дома. Страдание от болезней дало начало изучению человеком собственного тела, принципов его функционирования и так далее. И если посмотреть на всю историю человечества, зерном любого великого открытия было страдание, дискомфорт и боль. Итак, попробуем разобраться — почему мы страдаем, зачем нам нужно страдание и как правильно его воспринимать, чтобы это явление пошло нам на пользу.

Эти и другие грани такого явления, как страдание, рассмотрим ниже и постараемся найти универсальную формулу счастья, к которому так или иначе мы все стремимся. И попробуем найти ответ на вопрос: возможно ли счастье без преодоления трудностей?

В чем смысл страданий человека

К сожалению, большинство людей воспринимают страдания как некий дефект этого мира, с которым нужно тщательно бороться. Такие люди создают себе максимально тепличные условия, чтобы не страдать вовсе. Но если спустя годы посмотреть на жизнь этих людей, то чаще всего оказывается, что они застряли в своём развитии. Впрочем, жизнь настолько милосердна по отношению к нам, что чаще всего, если мы закрыли все двери-окна, чтобы не пустить в дом страдание, оно пролезет в нашу жизнь через печную трубу. Потому что жизнь — это всегда развитие. И если человек перестал развиваться, он уже начинает умирать.


Часто разумные родители позволяют своему ребёнку накопить негативный опыт — обжечься, упасть, удариться и так далее. Ведь часто именно через боль и страдания человек познает этот мир. Боль — это лучший аргумент против того, чтобы, например, хвататься за раскалённую сковородку. А словами часто это не объяснить. Потому что пережитое на личном опыте гораздо эффективнее. И тот же принцип действует затем во взрослой жизни.


И это касается всех сфер жизни. Общаясь с теми, с кем нам трудно находить общий язык, учимся терпению и состраданию. Ещё Иисус говорил:

Первые трудности

А боль и дискомфорт ребёнка позволяют в его теле вырабатываться эндорфинам и другим гормонам, которые всегда производятся организмом как реакция на боль и стресс. И именно выброс этих гормонов во многом защищает ребёнка в первый период жизни от воздействия агрессивной окружающей среды.


В журнале Pediatrics в своё время были опубликованы результаты любопытного исследования — учёные собрали данные за 35 лет, и статистика показала, что дети, рождённые кесаревым сечением, затем в несколько раз чаще болели различными заболеваниями, чем дети, рождённые естественным образом.

То есть даже на биологическом уровне заложен процесс страданий, который затем позволяет новорожденному стать сильнее и выносливее. И вся наша жизнь — это череда страданий и их преодоления. И чаще всего, счастье — это состояние, которое человек получает в награду после преодоления какой-либо трудности.

Можно привести в пример разбалованных детей. Они пресытились всем, чем только можно, а родители уже не знают, как их развлечь. И тут возникает парадокс избыточного удовольствия, когда слишком большой уровень счастья постепенно переходит в страдание.

Слишком хорошо — тоже нехорошо

Часто можно слышать вопросы о том, почему же, если мир такой идеальный, в нём присутствуют войны, болезни, нищета, голод и так далее? Представьте прямо сейчас, что все ваши мечты, желания и стремления — осознанные и неосознанные — разом сбылись. Что вы будете делать? Быть может, кто-то найдёт себе новые цели, но у большинства людей, скорее всего, начнётся депрессия. Это очень распространённая проблема — внезапная реализация заветной мечты чаще всего повергает человека сначала, разумеется, в эйфорию, а потом — в депрессию.


"Необходимо страдание" - звучит жестковато. Примерно как "необходима боль". Для чего необходимо?

Другое дело - что без страдания на этом свете мало кто обходится, так уж устроена наша непростая жизнь. И страдание может сделать человека лучше. Ведь оно выступает как пробный камень: заставляет переоценить себя, свою жизнь, свои ценности, людей вокруг. В результате такой переоценки человек может поменять отношение к жизни и в будущем больше отдавать другим людям; идее; глобальной цели, о которой он точно знает, что не увидит ее достижение своими глазами.

Вы обратили внимание: я везде написала "может"? То есть вариант "не может" также реален. Потому что страдание может и сломить. По роду своей деятельности я часто вижу таких людей.

Кстати о теме "делает нас лучше": любовь тоже прекрасно справляется с этой задачей.

Читайте также: