Почему в школе не учат читать

Обновлено: 05.07.2024

Если вам кажется, что ваш ребенок отстает в скорости чтения и письма, это не повод бить тревогу. Во-первых, скорость — далеко не самое важное, обращать внимание нужно также на количество ошибок и понимание текста. Во-вторых, наверстать упущенное можно, не прибегая к помощи специалистов.

Ольга Азова, практикующий логопед

Как понять, отстает ли мой ребенок

Чтение и письмо — не такие простые механические процессы, какими могут показаться нам, взрослым. Это слаженная работа сразу нескольких высших психических функций. И обращать внимание важно не только на скорость, но и на такие факторы, как способ чтения, наличие ошибок, понимание того, что читаешь или пишешь.

При желании можно научиться читать со скоростью больше 1000 слов в минуту — но зачем это школьнику?

Когда логопед оценивает ребенка на предмет задержек, он смотрит, каким способом тот читает: по слогам, слог+слово, бегло или просто последовательно называет буквы в слове (Б, А, Б, А). Последний способ называется бухштабированием, и на самом деле его даже нельзя назвать чтением, это говорит о том, что обучение проходило неправильно.

Затем логопед фиксирует ошибки — логопедические и грамматические, оценивает уровень понимания текста. Ведь ребенок читает, чтобы получать информацию, и на это мы обращаем особое внимание.

Нормативы по скорости чтения

  • В конце первого класса – 30-40 слов (не менее 20-25 слов) в минуту
  • В конце второго класса от 60 слов (не менее 40-50 слов) в минуту
  • В конце третьего класса от 75 слов (не менее 60-70 слов) в минуту
  • В конце четвертого класса – 95-100 слов (не менее 75-80 слов) в минуту

Нормативы по скорости письма

  • В конце первого класса – 7-15 букв в минуту
  • В конце второго класса – 25-35 букв в минуту
  • В конце третьего класса – 45-55 букв в минуту
  • В конце четвертого класса – 60-80 букв в минуту

Почему возникают сложности

У отставания в скорости чтения и письма может быть несколько причин: физиологические, неврологические, психологические и социальные.

Физиологические связаны с врожденными нарушениями — дисграфией и дислексией. Чаще всего они идут рука об руку, и работать с этим необходимо вместе с неврологом.

Неврологические причины — это головные боли, утомляемость, сонливость, носовые кровотечения, боли в спине и в ногах, нарушение осанки.

Бывает, что чтению и письму мешают психологические трудности: эмоциональная нестабильность (излишняя эмоциональность или раздражительность), трудности с концентрацией внимания, неуверенность в себе, высокий уровень тревожности и страх ошибки.

Наконец, иногда родители не учитывают банальные вещи: проблемы со зрением, неправильная посадка за партой, неудобная ручка и т.д.

Признаки дислексии/дисграфии

1. Неправильное называние/написание некоторых букв.

2. Замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З-В), замены букв на письме, соответствующих фонематически близким звукам: по глухости-звонкости (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш), по твердости-мягкости (б-бь, в-вь), шипящие-свистящие (ч-щ, ц-с), сонорные (р-л-й).

3. Побуквенное чтение (Р, А, М, А).

4. Искажение звуко-слоговой структуры слова:

5. Чтение и письмо отдельных слов или даже всей строки в направлении справа налево.

6. Нарушение понимания прочитанного при технически правильном чтении.

Не удивляйтесь, если специалист предложит вам странные на первый взгляд решения. Например, невролог может сказать, что в первую очередь надо сосредоточиться на проблеме запоров и головных болей.

Да, эти вещи напрямую не связаны с чтением или письмом, но без их решения бессмысленно двигаться дальше.

Я советую заранее определить, сколько ребенок должен выполнить упражнений, и заканчивать занятие до того, как он устал и хочет еще немного позаниматься.

Что касается количества раз и частоты занятий, Кумон предлагает следующее: заниматься каждый день по 20-30 минут, но если не получается (например, у родителя нет времени, и занятие превращается в стресс), то лучше не заниматься совсем и сделать это тогда, когда у обоих будет время и позитивный настрой. Так, утверждают японцы, пользы будет гораздо больше.

Как заниматься дома

Если вы понимаете, что у ребенка есть трудности с чтением и письмом, то заниматься этим желательно каждый день, особенно пока навык еще только формируется (то есть примерно до конца второго класса).

Вот еще несколько рекомендаций:

1. Практикуйте порционное чтение — читайте несколько раз понемногу в течение дня.

2. Поощряйте ребенка за чтение, но именно тем, что он любит.

3. Читайте книги, которые выбрал сам ребенок.

4. Практикуйте чтение по очереди.

Например, ребенок может читать более простые по структуре предложения, а родитель — рассуждения, описание природы и т.п.

5. Не игнорируйте семейное чтение. Важно выбрать книгу для чтения, которая будет интересна всем членам семьи. Если в ней есть диалоги, можно читать по ролям.

6. Читайте на ночь, чтобы это было последним событием дня. Продолжайте читать вслух даже взрослым детям.

7.Читайте тексты к диафильмам (он короткий и емкий, содержит иллюстрацию, при переключении кадра ребенок получает кратковременный отдых).

8. Читайте тексты на открытках. Можно использовать наборы открыток (стихи, сказки, мультфильмы), которые продавались раньше, а можно выполнить их самим.

9. Пусть читает все вокруг: вывески, заголовки в книгах, газетах.

10. Если ребенок любит рисовать, можно зарисовывать прочитанное.

12. Условные обозначения помогут читать с выражением, с правильной интонацией. Взрослые заранее делают пометки в тексте карандашом.

13. Во время чтения останавливайтесь на кульминации сюжета (на начальном этапе), побуждая вернуться к содержанию вновь.

14. Читайте больше сами. Подражание — лучший инструмент, чтобы заинтересовать детей чем-либо.

Что делать, если чтение и письмо вызывают резкий протест

Нужно разбираться с проблемой комплексно: возможно, проблемы накапливались годами и тянулись еще из раннего детства.

Например, были сложности с речью, особенности слухового восприятия, моторные трудности.

Общие рекомендации следующие:

1. Нам понадобятся подкрепления — в первую очередь зрительные (рисунки, схемы, пометки на полях).

2. Необходимо повторять инструкцию (задания к упражнению по письму) самим и просить повторить ребенка.

3. Важная составляющая — организация рабочего места. Оно должно быть максимально тихим и комфортным.

4. У ребенка должны быть как время для отдыха, так и для поручений по дому, других обязанностей.

5. Придерживайтесь четкого расписания дня, с соблюдением временных рамок. Можно первое время подключать таймеры, чтобы научить школьника чередовать интервалы отдыха и занятий.


Наш блогер, автор учебников по русскому языку Екатерина Бунеева, считает, что современные дети часто сталкиваются с трудностями при изучении русского. Она поговорила со своими коллегами и родителями и узнала о вероятных причинах.

Недавно я опубликовала пост с вопросом, что случилось с русским языком в школе. Почему у детей столько ошибок в правописании и речи? У меня есть свой взгляд на эту проблему, но хотелось собрать и осмыслить мнения педагогов и родителей. Получилась очень интересная дискуссия, обозначились болевые точки. Я систематизировала все мнения, какие-то фрагменты комментариев привожу целиком (они в кавычках). Вот такая картина:

1. Загруженность

2. Устная речь

3. Развитие психических функций

4. Чтение

Читают крайне мало и неохотно не только дети, но и взрослые. Взрослые мало читают детям вслух. Дети в основном смотрят видео, соответственно, не видят правильно написанные слова. Как следствие — речь, мышление, эмоциональная сфера, коммуникативные умения не развиваются. Дети для общения пользуются смайликами, а не не словами.

5. Словарный запас

Из-за того, что дети мало читают, не накапливается словарный запас, активный и пассивный. Отсюда — проблемы с пониманием текста. В классической литературе много непонятных слов, а взрослые предлагают просто убрать из школьной программы классическую литературу. Вряд ли это спасёт ситуацию. Если у ребёнка бедный словарный запас, он не может подобрать проверочные слова, ему сложно выделить корень, особенно если ряд однокоренных слов ограниченный. Грамотное письмо напрямую связано с общим кругозором и начитанностью.

6. Нет связи между письменной и устной речью

7. Мало часов

8. Онлайн

Неподготовленное и плохо организованное дистанционное обучение.

9. ЕГЭ и ОГЭ

Причины печальной ситуации с русским языком у детей понятны. Наверное, можно ещё что-то добавить, но не знаю, стоит ли. А вот что мы с вами можем сделать, чтобы эту ситуацию изменить к лучшему? С чего начать?

Раньше при советском дошкольном образовании программа детского сада предусматривала поэтапное обучение детей грамоте, начиная с ясельного возраста 1,5 года.


* Ясельная группа – произношение звуков, название предметов, объединение в группы (посуда, игрушки, мебель и т.д.)

* Средняя группа - учат различать мягкие и твёрдые согласные (бы-би, ма–мя)

* Старшая и подготовительная группа – звуко-буквенный анализ, изучение букв, слоговое чтение.


С чего начать?

Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.

1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.

2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.

3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?

5. Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил. Хочешь послушать?)

6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)

7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.

9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.



Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.

Начинаем обучение:


Теперь можно приступать к изучению гласных звуков: а, и, о, у, ы, э.

А – первая буква в вашей азбуке. Называем картинку словом (арбуз) и протяжно тянем первый звук.

Надеюсь, вы вспомнили эти стихи из вашего детства?

Азбука в стихах "Веселый зоопарк"

Учим алфавит в игровой форме - с помощью животных и веселых стихотворений про них!

Дидактические игры:

После изучения этих букв начинаем ежедневно петь песенку гласных, именно петь, а не читать: А А А А А, У У У У У, О О О О О, И И И И И , Ы Ы Ы Ы Ы , Э Э Э Э Э.

Затем составляем первые слоги из гласных (печатаем на листе, шрифт 72) и протяжно произносим, тянем первый звук до тех пор пока ребёнок сообразит, какой второй (Занятие ведём не более 5 минут).

АУ АИ АО АЫ АЭ УА ИА ОА ЫА ЭА УИ ОИ ОЫ УЫ до полного усвоения, это на первых порах займёт 2-3 дня.

Теперь начинаем изучать согласные

Таблица 1.

ма ша да па ба га жа ра са ла ка ва мама Маша Мара жара сажа каша Кама сама Сара дама лама Лара наша ваша Даша рама рада папа Паша пара палата баба тара Наташа панама гагара (это же разрезать на отдельных карточках для игры в прятки).

Таблица 2.

мо ро бо до по ло но со то мода вода сода роса коса лото болото долото борона борода порода погода колода сорока ворона ворота корова солома нога гора дорога лопата

Таблица 3. (перед зеркалом покажите постановку губ при произношении И, Ы)

ми мы би бы ви вы ги ди ды ки ли лы ни ны пи пы ри ры си сы ти ты жи ши мыло мило мышка мишка были били выли вилы гири ноги воды диво кино лиса липа лыко кони они слоны пили пыль рыба рыси норы сила сыны сыры тина паутина малина калина Полина помыли выбили гитара диваны бараны жили шили шина шило шалаши машина малыши шипы животы ножи хороши лыжи кожи дороги пироги

Таблицы ежедневно надо повторять для беглого усвоения. Взрослый может читать иногда слово неправильно. Пусть ребёнок вас поправит. Это развивает внимание к слову и поддерживает читательский интерес. Теперь изучите гласные Е, Ё, Ю, Я ( произносятся ЙЭ, ЙО, ЙУ, ЙА)

Таблица 4. (У, Ю) (Э, Е) (Ё ,О) (А, Я)

му мю бу бю гу гю ду дю пу ту тю ру рю су сю ну ню мука рука бусы гуси дуда душа дума пума дюна тура тюря рука порю сума сумма сюда нуга нюня бумага рукава супы меню дарю пою играю солю это ели эти енот мэр мел мёл мол вол вёл вели пол пел тётя дядя мал мял ёж ерш Тома Тёма Таня Маня

Таблица 5. (Изучаем буквы: З, Ф, Х, Ц, Ч, Щ, Й)

за фа ха ца ча ща заря заряд фара фаза фазан хата хала халат цаца цып чаща роща дача удача задача чай чайка чудо хочу лечу учу май мой пой пей лей сей жалей налей рой майка сойка дойка мойка лейка

Таблица 6. (Учимся читать слова с закрытым слогом)

он сон сок сорт там тот ток тут тир бок бук бак кол ком кот крот дом сом лом рот сел мел вол зол мыл мил

боч-ка кош-ка мыш-ка миш-ка шиш-ка лож-ка печ-ка рыб-ка дыр-ка кор-ка лод-ка бул-ка гор-ка пуш-ка

Таблица 7. (Отрабатываем произношение твёрдых и мягких согласных)

Мал-мол-мыл-мул-мил-мел вал-вол-вёл-вил бак–бок–бык–бук был–бил-бел кот-кит лак–лик-лом–лес–лис нос–нёс сук–сок-сыр–сер– сел рыл–рёв-рот-рис–рад ток-тик–тук


Дидактические игры со словами

«Если взять большое слово,

Вынуть буквы раз и два.

А потом сложить их снова,

Игра "Авария" (напечатать слоги, вразброс по листу: зеб – ра, бе – ге - мот, жи - раф, кро - ко - дил, шим - пан - зе, ге - пард, пан - те - ра, дико - браз, ли - си -ца, ма - ка - ка)

«Дело было в воскресенье

У слона на день рожденья.

Гости пели, веселились

И на части развалились.

Игра "Слово в слове". (Отыщите другие слова в большом слове)

Удочки (дочки, очки), марка (арка), дорога (рога), машина (шина), собаки (баки).

Игра "Перевёртыши". (анаграммы), (составьте слово наоборот).

Нос – сон, кот – ток, кит – тик, насос – сосна, мала – лама, лом – мол, налим – лиман, вол-лов, лес – сел.

Цепочки. (Меняем только одну букву и получаем новые слова).

Коса- коза, роза, поза, лоза, Лиза, луза, лупа, липа, лира, лиса, Лида, Люда, люди, люки, луки, луни.

Буква заблудилась. (Отыскать слово с ошибкой)

«Неизвестно что случилось.

Только буква заблудилась.

Забежала в чей-то дом

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме.

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Забодал меня котёл

На него я очень зол.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

Бежит волна за кораблями.

Летают майки над волнами.

На верхушке каланчи

День и ночь кричат врачи.

А о чём они кричат?

Вы спросите у врачат.

Врач напомнил дяде Мите:

"Не забудьте об одном -

Десять цапель перед сном".

Наращивание слов. (Добавьте новый слог)

Рог – пирог, бок – грибок, бор – забор, ход- поход, сук- барсук, нос – поднос, пар- парта, жар- жарко, пожар; лик- суслик, ролик, столик; стол- столбик, низ – карниз, лук- каблук, розы- морозы, лиса- кулиса.

Собери слова в корзинку.

Мы отправились в лесок.

Соберём слова на –ОК

И положим в кузовок.

Грибок, лесок, голосок, колобок, песок, носок, чулок, колосок, волосок, замок, мысок, сучок, щенок.

Колодец (нарисуйте колодец, на ведёрках А О У Е Ё И Ы) (на месте тире прорези)
Б ___К Л_____К М____Л С ____К В______Л Н____С
Б ___К Л_____К М____Л С ____К В______Л Н____С
Б ___К Л_____К М____Л В______Л
Б ___К Л_____К М____Л
бак лак мал сок вал нос
бок лук мол сук вол нёс
бук лес мул выл
бык лис мыл

Лишнее слово (Прочитать, назвать лишнее слово, объяснить, почему)

Чашка ложка кошка тарелка. Лиса рыба волк рысь. Шкаф кровать диван слон. Дождь лето осень зима весна. Лыжи санки коньки велосипед. Зебра крокодил тигр медведь.


Дидактические игры помогают не только научить ребёнка читать, но и постоянно поддерживают интерес к чтению. После того, как появятся первоначальные навыки чтения, начинаем читать книжки, в которых слова разделены на слоги. Если ребёнок боится начинать читать сам, то прочитывайте сами предложение, а ему оставляйте одно знакомое слово. И лишь после нескольких таких совместных прочтений ребёнок начнёт читать сам.

Первичное чтение отводится взрослому, при чтении следите пальцем по словам, затем научите этому ученика. Современные дети, которые много сидят у телевизора или компьютера приобретают синдром скачущего зрения, поэтому при чтении часто теряют строку. Когда ребёнок будет читать бегло, можно применять закладку или короткую линейку, сдвигая её вниз по строке.

Не отчаивайтесь, если вам кажется, что никогда не научите читать своего ученика, знания должны перейти в умения. У разных детей процесс протекает по-разному. Кто-то за месяц усвоит технику чтения, кому-то надо полгода, а некоторым и года не хватает. Но любого ребёнка можно и нужно научить читать, тем более, что лучшая память у детей от 3 до 9 лет.

Читайте ежедневно своему ученику стихи, сказки, учите его пересказывать, отвечать на вопросы, интересуйтесь ежедневно, чему новому он научился в школе. Только тогда ребёнок поймёт, что он в первом классе занят важным и нужным делом.

Подбадривайте, хвалите почаще, даже если вам кажется, что он не так уж много усвоил на домашнем уроке. Спрашивайте, а где ему было трудно. Почаще повторяйте трудный материал.

Приветствую, друзья! Мудрости вам и здоровья! Сегодня в саммари клубе на портале обучения и саморазвития мы продолжаем небольшой цикл кратких обзоров полезнейших лекций одного из самых известных ученых в сфере образования. А главное разбираться, почему же наши, да и вообще почти все современные дети с каждым поколением всё хуже и хуже учатся в школе, а также, как по факту навыки развития осмысленного чтения у детей в школе не только не развивают так эффективно как могли бы, но и даже намеренно блокируют.

Что вообще случилось последнее время с современной системой образования? Почему вдруг практически все дети стали неспособны обучиться чтению и грамотному письму? Что стало с людьми, которые когда-то жили в самой читающей стране мира с самой продвинутой системой образования, а теперь элементарно неспособны прочесть даже короткую статью, жалуясь на то, что там много буков?

Как образование стран СНГ с самого передового превратилось в одно из самых отстающих и как решить проблему всеобщей безграмотности в этой необъявленной войне против разумного и осознанного общества? Ведь как говорится, хочешь победить врага – воспитай его детей, и ты без единого выстрела одержишь победу.

Ну а как ещё можно это сделать бескровным путем? Как, не воздействуя на мозг детей с помощью психологических приемов, лишая их возможности четко понимать, что происходит, способностей анализировать, сопоставлять и прогнозировать своё будущее сознательно.

Ну а поможет нам в этом Людмила Ясюкова, — кандидат психологических наук, руководитель лаборатории социальной психологии Санкт-Петербургского Государственного университета и центра диагностики и развития способностей, а также автор известных методик развития детей, которая уже десятки лет изучает систему образования и уверена, что основная проблема именно в тех школьных программах обучения, по которым проходят обучение дети в современных школах.

Более того, Ясюкова Людмила Аполлоновна считает, что если срочно ничего не поменять, а продолжать детей обучать по современным техникам и программам, то мы вырастим абсолютно неграмотное население, неспособное элементарно прочесть инструкцию даже к бытовым приборам. И это не шутка. Почему это так, вы и узнаете сегодня из нашего видео.

(Кстати эту информацию вы также можете узнать и из видео на нашем канале в озвучке хороших дикторов, так что выбирайте, что вам проще читать или смотреть и поехали дальше…)

Почему в школе плохо развивается навык чтения?

Итак, в прошлые разы мы уже начали обсуждать вопрос, почему школа не способна эффективно обучить детей чтению. Людмила Ясюкова утверждает, что, как это ни парадоксально, но дети, не умеющие читать до школы, в школе чтению практически не обучатся.

Нет, они, конечно, способны прочесть короткие предложения, но смысл прочтенного они практически не понимают. Поэтому по факту дети попросту просиживают уроки, так как их заставляют это делать.

Ну а со второго класса от детей уже требуют навык чтения, но ведь этот навык так и не был нормально развит в первом классе. Там же не читать требовали, а разбирали слова на звуки, да ещё и по цветам, потому практически без навыка чтения ребенок переходит и в следующий класс. А в итоге ребенку ставят диагноз дислексия или дисграфия.

Для справки дислексией называют частичное специфическое расстройство психики, при котором в мозге не сформированы зоны, отвечающие за способность читать и понимать прочитанное. Дисграфия, соответственно, это не способность писать и тоже из-за того, что в мозгу не сформированы зоны, отвечающие за это.

Из-за этого многих детей даже переводят в специальные классы. Либо же для работы с такими отстающими детьми привлекают психологов, логопедов, репетиторов. Ну а многие более сознательные родители, чтобы облегчить ребенку процесс адаптации к школе, стараются привить навык чтения еще до школы. Хотя все равно, всех проблем с обучением это не решает.

А последние проведенные исследования в области грамотности показали, что мы уже давно отстаем по технике чтения от европейских и азиатских стран. В 2004 году согласно исследованиям по уровню грамотности из 40 стран мы заняли 33 место. А ещё в 2000 году этот показатель был на 20 позиции. В любом случае мы уже лидируем впереди, как говориться планеты всей, в безграмотности. И как вы понимаете, гордится тут нечем.

Озвучивание графических символов

Одна из проблем в том, что современные программы обучения построены по системе Д.Б. Элькони, который считал, что чтение – это озвучивание графических символов. Но озвучивание графических символов — это скорее музыка. А чтение, на самом деле это именно понимание графических символов.

Но поскольку сейчас все учителя привыкли, что чтение — это озвучивание графических символов, то акцент в обучении делается именно на этом. Так при проверке техники чтения, прежде всего, оценивается скорость, безошибочность, выразительность и только на последнем месте понимание прочитанного текста. Если ребенок читает быстро, громко и выразительно, то, что именно он понял из прочитанного, у него никогда не спрашивают.

При проведении же специфических тестов на технику чтения, когда детям во время прочтения нужно вставлять пропущенные слова, как вы понимаете, скорость чтения резко падает. Так как детям не только нужно озвучивать слова, но еще понять, о чем в тексте речь, чтобы вставить правильное слово.

Как показывает практика, детей, способных при чтении охватить взглядом все предложение, чтобы сразу понимать прочитанное, примерно 2, ну максимум 3 человека на весь класс. А оканчивают школу, владея навыком чтения на достаточном уровне, только около 30% детей.

Это не так легко заметить

То есть понимаете, можно учиться в школе, но при этом элементарно не уметь читать или как минимум понимать, что читаешь. Ребенок вроде умеет считать, на вопросы учителя отвечает. Но это просто длительная адаптация к требованиям школы, ведь если регулярно ходит на уроки и слушать учителя, то в любом случае хоть что-то да запомнишь.

Да, дети, не владеющие навыком чтения, могут прочесть простые (по 5-7 слов) предложения. Но литературные произведения таким детям читать и понимать очень сложно.

А произведения Достоевского, Тургенева… А ведь их совсем недавно не только читали в школах, по этим произведениям дети еще совсем недавно даже писали длинные сочинения. То есть понимаете, какой сейчас уровень образования, а многие дети не читают книг лишь потому, что они не в состоянии понять длинные предложения.

Более того, как показывают статистические данные на сегодняшний день, около 70% детей не читают книг, лишь по той причине, что им непонятно, о чем так идет речь. Они просто не видят в этом смысла. Особенно если там ведется просто описание природы, душевных метаний героев, или какие-то философские рассуждения.

Она могут прочитать и понять какой-то простой диалог и какие-то фразы. Но если фразы построены сложно, то их многие современные дети по факту вообще не понимают. Ну и конечно проблема детей с неразвитым навыком чтения не только в том, что они не понимают прочитанного. Они ещё и не умеют грамотно строить фразы.

Сколько огурцов в бочке с грибами

Соответственно такие дети не могут писать и сочинения. У нас тесты для выпускников школ ЕГЭ не от хорошей жизни и что все такие гениальные. Это потому, что большинство детей не могут даже писать сочинения. Поэтому они просто пишут краткие ответы на вопросы. То есть у нас образование старших классов подстраивается и под дефективное образование начальной школы.

В начальной школе детей не обучают навыку чтения, и дальше все уже строится на этом.

Яркий пример того, что дети не воспринимают прочитанный текст, может послужить видеозапись мамы, разбирающей с дочерью задачу по соленым грибам. Где оказывается, что ребенок не может осознать разницу между грибами и огурцами и даже понять вопрос задачи.

Кто-то, скажет, что, мол, девочка же читает неплохо и даже задачки математические решает, просто невнимательно прочла. Но это и есть как раз показатель того, что ребенок не владеет навыком осознанного чтения.

Она может читать быстро и выразительно, но спроси, о чем и она не сможет ответить. Хотя все эти дети все, безусловно, технику чтения сдали. И считается, что читать умеют.

Озвучивание не одно и то же, что и осмысление

Когда мы давали задание взрослым людям читать вслух выразительно тексты, никто не смог в точности передать, что именно было прочитано. Да, где-то что-то оставалось в памяти, но и то лишь потому, что у взрослых хорошо развито ассоциативное мышление и большой жизненный опыт.

А вот рассказать точно то, что они прочли никто не смог. Как и бегло ответить на вопросы. И это при том, что все взрослые люди хорошо обучены технике чтения. То есть понимаете, заставляя детей громко и выразительно читать, технике чтения детей не обучишь, а пониманию написанного тем более.

Есть правда специальные техники обучения чтения, которые используют логопеды, это чтение через рамку. При таком обучении дети хорошо запоминают слова, и умеют их быстро воспроизводить по памяти. Но при этом дети также полностью уходят от понимания прочитанного текста, ведь они только читают.

Хотя при этом подобные дорогие частные логопеды объявляют, что они выполнили свою работу, и технике чтения, наконец, обучили и от дислексии избавили.

Ну и дисграфики у нас сейчас практически все дети без исключения. Ведь если ребенок не понимает, что он читает, если зрительный образ не слился со смысловым, то такие дети не могут писать ни диктанты, ни сочинения.

Как лучше на самом деле?

Если вы спросите ребенка, как ему удобней читать, любой ребенок ответит, что читать молча удобней. Когда не нужно озвучивать, тогда мышление идет больше на понимание текста.

Так что секрет невероятно прост. Когда ребенок читает молча и ему не нужно озвучивать прочитанное, тогда дети намного быстрее обучаются технике чтения, тогда им начинает больше нравиться сам процесс чтения.

Выготский еще в 20-х годах писал, что возможно когда-то педагогика поймет неэффективность громкого чтения и уйдет от такой практики. Ведь оно затрудняет понимание текста.

Но это не точно, ведь мудрое предложения ученого это одно, а практика другое. И на сегодняшний день по факту у нас практикуется фонетическое чтение текстов, которое ещё больше приводит к тому, что у детей не развивается навык осознанного чтения.

Проблема современной педагогики

А уже неумение читать блокирует развитие детей по нескольким направлениям. Дети не понимают, о чем читают и не запоминают прочитанное, а значит, они не запоминают, как правильно составлять грамотные предложения, и у них не формируется ни культурный уровень. Ни грамотное мышление, потому что такие дети не умеют работать с текстами.

И только те дети, родители которых не идут на поводу у логопедов и психологов, а с пониманием подходят к процессу обучения, только они и получают полноценное образование.

Сейчас идет огромный разрыв в образовании детей. Если в 50-е годы обучались все дети, за редким исключением. То сейчас приличное образование получает мизерный процент, как раз благодаря таким безобразным образовательным программам. Но педагогика не делает выводы, а только облагораживает и обеляет себя, считая, что это дети плохие, и это они стали плохо учиться и все тупее и тупее с каждым поколением. Естественно, не признавая своей вины.

Но по факту раньше тоже были такие дети, которыми не занимались родители, всякие слои населения были, но и они, тем не менее, в итоге нормально обучались и чтению, и письму. Советская педагогика с этим справлялась. Поэтому если современная педагогика не в состоянии детей обучить, то не дети в этом виноваты, это плохие программы, по которым детей учат сейчас.

Почему сейчас скандинавские страны идут впереди планеты всей по обучению, чтению, навыкам письма и подобным? Верно, надеюсь, вы и сами догадались, них есть объединение, которое перевело все программы советского периода за 70тые годы и сразу показатели обучения и грамотности их детей резко возросли.

Там на западе даже проводили исследования, которые показали, что навыки обучения в школах, где учатся по советским программам намного выше, чем там, где пользуются своими передовыми наработками, и американскими, и европейскими.

Плоха ли советская система образования?

Школы, где дети обучаются по переведенным советским учебникам по графе ранжирования дали показатели не ниже 70%. В то время, как другие школы показывали уровень образования в районе 20%. То есть в тех школах, где преподают по советской системе, образования уровень образованности не падал ниже 50ти процентов.

Что можно сказать напоследок. Да, любая система образования имеет, как сильные стороны, так и слабые. Любая система может подвергаться критике за какие-то моменты, которые можно назвать провальными.

Но, если мы хотим дать своим детям полноценное образование, развить в них навыки мышления, интуицию, логику, способность анализировать и прогнозировать, то государству, по всей видимости, стоит перестать постоянно улучшать свою систему, которая становиться по факту только всё хуже и хуже.

Скорее будет проще и эффективнее возродить ту систему образования, которая практиковалась в школах в 70-е годы 20-го века. Ну или хотя бы сделать свою современную, но учитывая основные наработки прошлого, как, собственно, и делают во многих западных страх последние годы, давно намного опережая страны СНГ, где все эти полезные наработки практически полностью умудрились потерять.

По глупости ли, или сделано это намеренно, чтобы ресурсо ориентированные странны не слишком выбивались, не возрождали свою науку и производство, а потому и не качали свои права, как это делал когда-то советский союз.

В общем, не будем сегодня затрагивать уже эти более скользкие темы, оставим это каналам любителям теорий заговоров. Но в любом случае осознанным родителям однозначно стоит взять это на заметку, ведь, по всей видимости, улучшение официальных программ образования ближайшие годы не предвидится, у вы понимаете.

Так что спасение утопающих, как всегда, дело рук самих утопающих, поэтому будьте мудрыми и, конечно, подписывайтесь и совсем скоро ждите подборки советов, разборы и короткие версии книг и других интересных видео, в том числе об альтернативном более мудром образовании, а также советы множества других выдающихся личностей прошлого и современности на нашем канале и сайте.

Кроме того, если вы хотите получать ещё более короткие, минутные выводы из наших обзоров, то смотрите отдельно в нашем телеграмм, инстаграм и тик ток каналах, а также для более детального ознакомления в печатной версии на сайте…

Супер короткая версия

Друзья, приветствуем в саммари клубе канала обучения и саморазвития. Сегодня поговорим, почему современные дети практически не читают книги. А ведь еще совсем недавно страны постсоветского пространства славились уровнем школьного образования и были самыми читающими в мире.

За хорошими книгами иногда велась самая настоящая охота. Создавались и книжные клубы, где обсуждали скрытые смыслы, заложенные авторами.

А что сейчас? Дети не владеют навыками осознанного чтения. Они часто даже не способны понять смысл длинных предложений. Поэтому детям непонятны сложные произведения классиков и возможно именно поэтому они не любят читать.

А современная педагогика не в состоянии привить детям любовь к чтению. И виной тому, как считают эксперты, современное извращенное и кастрированное образование, заменившее советскую систему.

Забавный факт, что зарубежные страны, которые сейчас лидируют по уровню грамотности, взяли за основу именно систему образования, принятую СССР в 70-х годах. Но почему же мы не храним, что имеем, а теперь жалуемся на уровень образованности молодежи?

Или все же кому-то выгодно чтобы дети стран СНГ не задавали лишних вопросов?

Подробнее обсудим в полной версии видео на нашем ютуб канале саммари клуба. Всем добра…

Читайте также: