Почему становление суверенной российской государственности сопровождалось конфликтами кратко
Обновлено: 05.07.2024
В ХХ веке процесс развития российской государственности пошел двумя путями:
1. Становление суверенного Российского государства, наряду с бывшими территориями Российской Империи, в составе СССР как его части.
2. Становление суверенного Российского государства, имеющего в своем составе национально-государственные и территориальные образования и претендующие на обретение своего собственного суверенитета.
Эти процессы были чрезвычайно сложны и противоречивы. В конце 80-х годов ХХ века, в условиях демократизации, процессы суверенизации серьезно обострились. Расширяя свои права за счет прав Союза ССР, Россия фактически подталкивала к тому же свои субъекты, но уже в отношении себя.
Таким образом, суверенитет закреплен в Конституции Российской Федерации в двух его формах. Однако его обретение не было одномоментным актом. Процесс обретения суверенитета Российской Федерацией начался задолго до июня 1990 года. Сказались как объективные, так и субъективные условия существования СССР, который в конце 80-х годов подошел к критической черте своего развития. Системный кризис общества – кризис в экономике, управлении, в политике, идеологии, в межнациональных отношениях - объективно вел страну к дезинтеграции.
Катализатором стал и внешний фактор. В конце 80-х годов настойчиво о государственном суверенитете заговорили в Эстонии, Литве, Латвии, Грузии, Армении, Молдове. В 1989-1990 годах революционные изменения произошли в Восточной Европе. Все это, безусловно, имело немалое значение для развития идей российского суверенитета. Идеями суверенитета (в той или иной степени) были охвачены и входившие в состав РСФСР 16 автономных республик: Башкирская АССР, Бурятская АССР, Дагестанская АССР, Кабардино-Балкарская АССР, Калмыцкая АССР, Карельская АССР, Коми АССР, Марийская АССР, Мордовская АССР, Северо-Осетинская АССР, Татарская АССР, Тувинская АССР, Удмуртская АССР, Чечено-Ингушская АССР, Чувашская АССР, Якутская АССР; 5 автономных областей: Адыгейская АО, Горно-Алтайская АО, Еврейская АО, Карачаево-Черкесская АО, Хакасская АО; 10 автономных округов: Агинский Бурятский АО, Коми-Пермяцкий АО, Корякский АО, Ненецкий АО, Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО, Усть-Ордынский Бурятский АО, Ханты-Мансийский АО, Чукотский АО, Эвенкийский АО, Ямало-Ненецкий АО.
Дезинтеграционные процессы в автономиях России стали активно развиваться, по крайней мере, с I Съезда народных депутатов СССР, когда на нем 25 мая 1989 года был поднят вопрос о реформировании советской Федерации. Именно на этом Съезде были созданы предпосылки для расшатывания единства и целостности республик, имевших в своем составе автономии.
Это – Декларация о государственном суверенитете РСФСР, Федеративный договор 1992 года и Конституция Российской Федерации 1993 года.
При этом необходимо иметь в виду, что на этом этапе государственно-правовой статус России определялся ее положением в качестве субъекта советской федерации — СССР.
В этот период параллельно активно шли четыре процесса. Все они тесно взаимосвязаны друг с другом. В их числе:
1. Подготовка союзным центром нового Союзного договора.
2. Приведение автономными республиками своего правового статуса в соответствие с требованиями, предъявляемыми к союзным республикам (принятие деклараций о суверенитете, поскольку союзными законами они объявлялись субъектами Союза ССР).
3. Реализация федеральным центром положений принятой 12.06.1990 г. Декларации о государственном суверенитете России. Подготовка Федеративного договора.
4. Повышение в одностороннем порядке своего государственного статуса рядом автономных областей и других административно-территориальных единиц.
При этом необходимо иметь в виду, что эти процессы происходили на фоне борьбы федерального и союзного центров, и каждая из сторон стремилась навязать автономиям свою инициативу.
14 июня 1990 года, практически сразу же после принятия Российской Федерацией Декларации о государственном суверенитете, Верховный Совет СССР обратился к высшим органам государственной власти союзных и автономных республик с призывом скоординировать усилия по разработке нового Союзного договора.
20 июня 1990 года в Совете Национальностей Верховного Совета СССР была подтверждена необходимость участия в той или иной форме автономных республик в процессе подготовки нового Союзного договора.
Судьба российской государственности сложно отражалась в самосознании населения РСФСР, которое больше отождествляло себя с СССР, чем с РСФСР. Об этом красноречиво говорят итоги двух референдумов, проведенных одновременно 17 марта 1991 года в СССР и в РСФСР.
Потому что эти типы власти не были самостоятельными, они глядели в рот каким угодно демократам, и решали не проблемы своего государства, не своего народа, а проблемы других стран, даже не входящих в бывший Советский Союз.
Наиболее удачно Горбачев решил проблему Германии.
Позже, деятели экономического направления решали проблему Эстонии, эшелонами вывозя цветные металлы, алюминий, титан, медь, украденную прямо в кабельных катушках, содранную из лифтов,
В Финляндию и Китай пошли эшелоны с браконьерским лесом.
Исполнительная власть боялась упустить возможности хищения и устройства бизнеса, и она еще побаивалась делиться взятками с законодательной властью.
А законодатели были голодны и ещё не имели достаточно заказчиков на законы.
Наивно думать, что суверенитет достигнут сейчас. Именно сейчас, когда РФ принята в ВТО, все законы будут диктоваться извне, причем многие - минуя голову ВТО прямо от США.
ВТО уже треснул и начинает идеологически разваливаться.
Идет процесс глобализации, но бизнеса, а не общественных отношений, и состоит он в том, что на захватываемых территориях всё (в смысле управления) должно быть разрушено, а вместо этого
хаоса будет немедленно установлен новый мировой порядок, в том виде, какой выгоден США, самой дерьмократичной демократии в мире, то есть торговля и ничего кроме торговли по установленным ценам. Любые протесты, демонстрации и идеи будут караться как террористические, для чего создается новая полицейская машина, даже слово МИЛИЦИЯ не должно существовать.
Вступившей на путь независимости России предстояло решать принципиальные вопросы, государственного устройства, социального и духовного возрождения. В прошлом, располагая почти 60% населения и экономического потенциала СССР и занимая 76% его территории, она не имела полноценной государственности: собственной столицы, собственной Академии наук, собственного МВД. После распада СССР Россия стала одной из ведущих держав мира. У государственной власти и ее союзников — демократических сил не оказалось конкретной программы политических преобразований. Поэтому основой российской государственности стал союз нового руководства и старой партийно-хозяйственной номенклатуры, действовавшей в Советах и хозяйственных структурах. Задачей первостепенной важности, стоявшей перед многонациональным Российским государством, было укрепление его целостности. Все автономные республики России провозгласили себя суверенными государствами. Края и области также повели открытую борьбу за равноправие субъектов Федерации. Возникла ситуация, когда претензии республик и других национальных образований на особый статус, а тем более на выход из России могли привести к распаду страны и междоусобицам. Ряд народов Северного Кавказа, входящих в состав Российской Федерации, провозгласили независимость и суверенитет и выступили с политическими и территориальными претензиями к ней и к своим соседям. В этих условиях правительство РФ проводило непоследовательную политику. Так, не были разоружены незаконные вооруженные формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономной реслублики. С целью сохранить единство России и учесть интересы всех ее народов был подготовлен и в марте 1992 г. подписан большинством субъектов Федерации Федеративный Договор о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Из конституционной федерации Россия превратилась в конституционно-договорную. Субъектами Федерации стали не только республики, но и края и области, а также приравненные к ним города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Дальнейшее становление новой российской государственности было связано с разработкой собственной Конституции вместо устаревшей, принятой еще в 1978 г. Однако парламентская оппозиция всемерно препятствовала этому. И только результаты референдума по новой Конституции и выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (12 декабря 1992 г.) позволили принять новый Основной Закон страны. Конституция РФ максимально деполитизирована, в ней не определяется общественный строй государства. Заявлено, что Российская Федерация — демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Президент по Конституции имеет чрезвычайно широкие полномочия. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. С принятием новой Конституции не закончилось реформирование общества и государства в России. Оно продолжается и сегодня.
Вступившей на путь независимости России предстояло решать принципиальные вопросы, государственного устройства, социального и духовного возрождения. В прошлом, располагая почти 60% населения и экономического потенциала СССР и занимая 76% его территории, она не имела полноценной государственности: собственной столицы, собственной Академии наук, собственного МВД. После распада СССР Россия стала одной из ведущих держав мира. У государственной власти и ее союзников — демократических сил не оказалось конкретной программы политических преобразований. Поэтому основой российской государственности стал союз нового руководства и старой партийно-хозяйственной номенклатуры, действовавшей в Советах и хозяйственных структурах. Задачей первостепенной важности, стоявшей перед многонациональным Российским государством, было укрепление его целостности. Все автономные республики России провозгласили себя суверенными государствами. Края и области также повели открытую борьбу за равноправие субъектов Федерации. Возникла ситуация, когда претензии республик и других национальных образований на особый статус, а тем более на выход из России могли привести к распаду страны и междоусобицам. Ряд народов Северного Кавказа, входящих в состав Российской Федерации, провозгласили независимость и суверенитет и выступили с политическими и территориальными претензиями к ней и к своим соседям. В этих условиях правительство РФ проводило непоследовательную политику. Так, не были разоружены незаконные вооруженные формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономной реслублики. С целью сохранить единство России и учесть интересы всех ее народов был подготовлен и в марте 1992 г. подписан большинством субъектов Федерации Федеративный Договор о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Из конституционной федерации Россия превратилась в конституционно-договорную. Субъектами Федерации стали не только республики, но и края и области, а также приравненные к ним города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Дальнейшее становление новой российской государственности было связано с разработкой собственной Конституции вместо устаревшей, принятой еще в 1978 г. Однако парламентская оппозиция всемерно препятствовала этому. И только результаты референдума по новой Конституции и выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (12 декабря 1992 г.) позволили принять новый Основной Закон страны. Конституция РФ максимально деполитизирована, в ней не определяется общественный строй государства. Заявлено, что Российская Федерация — демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Президент по Конституции имеет чрезвычайно широкие полномочия. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. С принятием новой Конституции не закончилось реформирование общества и государства в России. Оно продолжается и сегодня.
25 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял закон, согласно которому республика стала называться Российской Федерацией. Ориентация на демократизацию и борьба с прежней советской системой сопровождались разрушением единых общесоюзных структур общественного и государственного управления и контроля. Уничтожение изжившей себя административной системы вместе с тем сокрушило основные властные структурные элементы, необходимые в любом государстве.
Политическая атмосфера в стране в 1992-1993г.г. характеризовалась нарастанием противостояния общественных сил в борьбе за различные пути становления российской государственности, ее законодательное оформление. Объективно это было обусловлено переходным характером российской государственности. По конституции не было четкого разделения функций между сложившимися (по аналогии с прежним СССР) тремя ветвями власти – законодательной (Съезд народных депутатов России и избираемый им Верховный Совет), исполнительной (Президент и назначаемое им правительство) и судебной, с венчающим ее Конституционным судом.
Сформировавшиеся к тому времени основные политические движения и партии ("Движение демократических реформ", Коммунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия России и другие) разрабатывали и пропагандировали свои проекты новой Конституции России. Одни стояли за президентскую республику (ведущая роль у исполнительной власти во главе с президентом, имеющим большие полномочия), другие - за парламентскую республику (ведущая роль у законодательной власти), третьи - за реформированную советскую систему, четвертые - за возврат к представительной монархии. Конфронтация между общественно-политическими силами привела к острой полемике в Верховном Совете.
21 сентября 1993 г. Президент подписал указ о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов, что Конституционный Суд признал незаконным. Опираясь на его определение, Съезд народных депутатов отрешил Б.Н. Ельцина от должности Президента. Однако Ельцин при поддержке "Движения демократических реформ" перешел к президентскому правлению страной, получив при этом одобрение западных правительств. Своим указом он ввел чрезвычайное положение в Москве. Через силовые структуры исполнительного аппарата началось разрушение всей вертикали Советов вплоть до местных. Запрещалась деятельность большинства оппозиционных политических организаций, их органов печати.
Кровавые события в Москве 3-4 октября 1993 г. завершили Советский период в истории Отечества. На всенародный референдум, состоявшийся 12 декабря 1993 г., был вынесен предложенный Президентом проект новой Конституции. По официальным данным его поддержала одна треть избирателей (32.937.630 из 106.182.034, внесенных в списки для голосования). Центризбирком признал, что Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием. Однако некоторые оппозиционные организации стали оспаривать это решение со ссылкой на неотмененный закон "О референдуме РФ" и общепринятые нормы цивилизованных государств, согласно которым конституционные вопросы считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, имеющих право голоса.
Парламентом страны по новой Конституции является Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат – Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого из 89 субъектов Федерации (21 республики, 6 краев, 49 областей, двух городов федерального значения – Москвы и Петербурга, одной автономной области, 10 автономных округов). Верхнюю палату составляют главы администрации и законодательной власти субъектов Федерации.
В Государственную Думу входят избираемые на 4 года 450 депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе.
К ведению высших органов власти России по Конституции отнесено: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики и международных отношений, объявление войны и заключение мира, руководство внешнеэкономическими связями. Отмечена самостоятельность органов трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно закреплены политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности.
Субъекты Российской Федерации имеют собственные конституции или уставы, а также органы власти, обладающие высокой степенью независимости, что позволяет учитывать местные интересы. Но субъекты Федерации не имеют права на выход из состава Российского государства, что соответствует и мировой практике.
Вновь избранный парламент не стал менее оппозиционным, чем насильственно отстраненный Верховный Совет. Однако, как первая Государственная Дума, так и Совет Федераций не могли серьезно влиять на политику в стране, не способны были существенно корректировать курс президента и правительства, так как не обладали по Конституции соответствующими правами.
Центральное место в работе Государственной Думы первого созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. В течение 1993-1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов. Среди них – Законы о правительстве и конституционной системе, о новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических зонах.
Для принятия решения Думой надо иметь 226. А для конституционного закона необходимо, чтобы за него проголосовало 300 депутатов. При таком соотношении сил принятие решений зависело от колеблющихся депутатов или предопределялось соглашением лидеров фракций.
В мае 1999 г. комиссия Государственной Думы выдвинула против Президента обвинения, усматривая в его действиях признаки преступления. Первым было обвинение Б.Н.. Ельцина в разрушении Советского Союза и ослаблении Российской Федерации путем подготовки, заключения и реализации беловежских соглашений. Второе обвинение квалифицировало действия Б.Н. Ельцина в сентябре-октябре 1993 г. как совершение государственного переворота. Третье обвинение президента Ельцина - в развязывании и проведении военных действий на территории Чеченской республики. Четвертое обвинение – в совершении действий, приведших к геноциду российского народа. При голосовании в Государственной Думе для отрешения Б.Н.. Ельцина от президентских обязанностей не хватило нескольких голосов депутатов до необходимых 300.
Накануне нового 2000 г. Б.Н. Ельцин добровольно сложил с себя полномочия президента России и передал их исполнение председателю правительства В.В. Путину. 26 марта 2000 г. В.В. Путин был избран Президентом Российской Федерации.
Иллюстрации:
Контрольные вопросы:
2. Сравните альтернативы развития СССР, предложенные претендентами на верховную власть. Сделайте вывод о глубине предлагавшихся преобразований и их принципиальном сходстве между собой.
3. Какие перспективы в экономической, социальной и политической сфере открывал перед советским обществом и государством приход к власти Н. С. Хрущева? Был ли это, на ваш взгляд, самый оптимальный вариант из всех предложенных весной 1953 г.?
5. Дайте оценку характера и направленности изменений в сфере политики и культуры в 1953-1964 гг.
7. Что такое движение диссидентов? Почему оно возникло в советском обществе?
9. Целинная эпопея получила разноречивые оценки историков, экономистов, экологов, политиков и др.
10. Как вы считаете, что является главным критерием успешности экономических и административных реформ?
11. В соответствии с ним оцените результативность реформаторской деятельности Н. С. Хрущева.
13. Назовите инициативы советского руководства, направленные на улучшение отношений с Западом. Какой отклик они там вызывали?
14. Определите факторы, влиявшие на сохранение международной напряженности.
18. Проследите этапы масштабной экономической реформы 1985-1991 гг. и проанализируйте причины ее низкой результативности.
22. Проанализируйте политику правящей партии и Советского государства в области межнациональных отношений в 1917-1991 гг. В чем, на ваш взгляд, истоки межнациональных конфликтов в перестроенные годы?
25. Выделите основные этапы экономической реформы 1992-1997 гг. и проанализируйте их результаты.
28. Охарактеризуйте социальную структуру современного российского общества. Какие проблемы и противоречия его разделяют?
29. Какие изменения, происшедшие в нем за последние десять лет, носят принципиальный характер?
30. Каким вам видится выход страны из социального и духовного кризиса?
31. Почему становление суверенной российской государственности сопровождается конфликтами законодательной и исполнительной властей? Какие меры предпринимаются с обеих сторон для их мирного, цивилизованного разрешения?
32. Выскажите свое отношение к существующему в Российской Федерации политическому режиму и аргументируйте его.
33. Дайте развернутую характеристику геополитического положения России после распада СССР.
Литература
Основная литература
1. Анохина, О. А. Перестройка: содержание, итоги : монография / О. А. Анохина ; АНО ВПО "Омский экономический ин-т, Каф. истории и философии. - Омск : Изд-во Омского эконом. ин-та, 2011. – 292 с.
Дополнительная литература
1. Анисимов Е. В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты: справочное издание / Е. В. Анисимов. - СПб. : Питер, 2007. - 415 с.
2. Зуев М. Н. История России: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М. Н. Зуев. - М. : Высшее образование, 2007. - 634 с.
3. История и культура Отечества: учеб. пособие для студентов техн. вузов / под ред. В. В. Гуляевой. - М. : Акад. Проект : Трикста, 2007. - 750 с.
[1] Ли Ен Квон. Внешняя политика России в 1990-е годы: Проблемы и тенденции. М., 1999, с. 42.
[2] Ли Ен Квон. Внешняя политика России в 1990-е годы: Проблемы и тенденции. М., 1999, с. 44.
[3] Ли Ен Квон. Внешняя политика России в 1990-е годы: Проблемы и тенденции. М., 1999, с. 46.
[4] Концепция внешней политики Российской Федерации. Российская газета, № 133, 11.07.2000.
Читайте также: