Почему становление суверенной российской государственности сопровождалось конфликтами кратко

Обновлено: 05.07.2024

В ХХ веке процесс развития российской государственности пошел двумя путями:

1. Становление суверенного Российского государства, наряду с бывшими территориями Российской Империи, в составе СССР как его части.

2. Становление суверенного Российского государства, имеющего в своем составе национально-государственные и территориальные образования и претендующие на обретение своего собственного суверенитета.

Эти процессы были чрезвычайно сложны и противоречивы. В конце 80-х годов ХХ века, в условиях демократизации, процессы суверенизации серьезно обострились. Расширяя свои права за счет прав Союза ССР, Россия фактически подталкивала к тому же свои субъекты, но уже в отношении себя.

Таким образом, суверенитет закреплен в Конституции Российской Федерации в двух его формах. Однако его обретение не было одномоментным актом. Процесс обретения суверенитета Российской Федерацией начался задолго до июня 1990 года. Сказались как объективные, так и субъективные условия существования СССР, который в конце 80-х годов подошел к критической черте своего развития. Системный кризис общества – кризис в экономике, управлении, в политике, идеологии, в межнациональных отношениях - объективно вел страну к дезинтеграции.

Катализатором стал и внешний фактор. В конце 80-х годов настойчиво о государственном суверенитете заговорили в Эстонии, Литве, Латвии, Грузии, Армении, Молдове. В 1989-1990 годах революционные изменения произошли в Восточной Европе. Все это, безусловно, имело немалое значение для развития идей российского суверенитета. Идеями суверенитета (в той или иной степени) были охвачены и входившие в состав РСФСР 16 автономных республик: Башкирская АССР, Бурятская АССР, Дагестанская АССР, Кабардино-Балкарская АССР, Калмыцкая АССР, Карельская АССР, Коми АССР, Марийская АССР, Мордовская АССР, Северо-Осетинская АССР, Татарская АССР, Тувинская АССР, Удмуртская АССР, Чечено-Ингушская АССР, Чувашская АССР, Якутская АССР; 5 автономных областей: Адыгейская АО, Горно-Алтайская АО, Еврейская АО, Карачаево-Черкесская АО, Хакасская АО; 10 автономных округов: Агинский Бурятский АО, Коми-Пермяцкий АО, Корякский АО, Ненецкий АО, Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО, Усть-Ордынский Бурятский АО, Ханты-Мансийский АО, Чукотский АО, Эвенкийский АО, Ямало-Ненецкий АО.

Дезинтеграционные процессы в автономиях России стали активно развиваться, по крайней мере, с I Съезда народных депутатов СССР, когда на нем 25 мая 1989 года был поднят вопрос о реформировании советской Федерации. Именно на этом Съезде были созданы предпосылки для расшатывания единства и целостности республик, имевших в своем составе автономии.

Это – Декларация о государственном суверенитете РСФСР, Федеративный договор 1992 года и Конституция Российской Федерации 1993 года.

При этом необходимо иметь в виду, что на этом этапе государственно-правовой статус России определялся ее положением в качестве субъекта советской федерации — СССР.

В этот период параллельно активно шли четыре процесса. Все они тесно взаимосвязаны друг с другом. В их числе:

1. Подготовка союзным центром нового Союзного договора.

2. Приведение автономными республиками своего правового статуса в соответствие с требованиями, предъявляемыми к союзным республикам (принятие деклараций о суверенитете, поскольку союзными законами они объявлялись субъектами Союза ССР).

3. Реализация федеральным центром положений принятой 12.06.1990 г. Декларации о государственном суверенитете России. Подготовка Федеративного договора.

4. Повышение в одностороннем порядке своего государственного статуса рядом автономных областей и других административно-территориальных единиц.

При этом необходимо иметь в виду, что эти процессы происходили на фоне борьбы федерального и союзного центров, и каждая из сторон стремилась навязать автономиям свою инициативу.

14 июня 1990 года, практически сразу же после принятия Российской Федерацией Декларации о государственном суверенитете, Верховный Совет СССР обратился к высшим органам государственной власти союзных и автономных республик с призывом скоординировать усилия по разработке нового Союзного договора.

20 июня 1990 года в Совете Национальностей Верховного Совета СССР была подтверждена необходимость участия в той или иной форме автономных республик в процессе подготовки нового Союзного договора.

Судьба российской государственности сложно отражалась в самосознании населения РСФСР, которое больше отождествляло себя с СССР, чем с РСФСР. Об этом красноречиво говорят итоги двух референдумов, проведенных одновременно 17 марта 1991 года в СССР и в РСФСР.

Потому что эти типы власти не были самостоятельными, они глядели в рот каким угодно демократам, и решали не проблемы своего государства, не своего народа, а проблемы других стран, даже не входящих в бывший Советский Союз.
Наиболее удачно Горбачев решил проблему Германии.
Позже, деятели экономического направления решали проблему Эстонии, эшелонами вывозя цветные металлы, алюминий, титан, медь, украденную прямо в кабельных катушках, содранную из лифтов,
В Финляндию и Китай пошли эшелоны с браконьерским лесом.
Исполнительная власть боялась упустить возможности хищения и устройства бизнеса, и она еще побаивалась делиться взятками с законодательной властью.
А законодатели были голодны и ещё не имели достаточно заказчиков на законы.

Наивно думать, что суверенитет достигнут сейчас. Именно сейчас, когда РФ принята в ВТО, все законы будут диктоваться извне, причем многие - минуя голову ВТО прямо от США.
ВТО уже треснул и начинает идеологически разваливаться.
Идет процесс глобализации, но бизнеса, а не общественных отношений, и состоит он в том, что на захватываемых территориях всё (в смысле управления) должно быть разрушено, а вместо этого
хаоса будет немедленно установлен новый мировой порядок, в том виде, какой выгоден США, самой дерьмократичной демократии в мире, то есть торговля и ничего кроме торговли по установленным ценам. Любые протесты, демонстрации и идеи будут караться как террористические, для чего создается новая полицейская машина, даже слово МИЛИЦИЯ не должно существовать.

Вступившей на путь независимости России предстояло решать принципиальные вопросы, государственного устройства, социального и духовного возрождения. В прошлом, располагая почти 60% населения и экономического потенциала СССР и занимая 76% его территории, она не имела полноценной государственности: собственной столицы, собственной Академии наук, собственного МВД. После распада СССР Россия стала одной из ведущих держав мира. У государственной власти и ее союзников — демократических сил не оказалось конкретной программы политических преобразований. Поэтому основой российской государственности стал союз нового руководства и старой партийно-хозяйственной номенклатуры, действовавшей в Советах и хозяйственных структурах. Задачей первостепенной важности, стоявшей перед многонациональным Российским государством, было укрепление его целостности. Все автономные республики России провозгласили себя суверенными государствами. Края и области также повели открытую борьбу за равноправие субъектов Федерации. Возникла ситуация, когда претензии республик и других национальных образований на особый статус, а тем более на выход из России могли привести к распаду страны и междоусобицам. Ряд народов Северного Кавказа, входящих в состав Российской Федерации, провозгласили независимость и суверенитет и выступили с политическими и территориальными претензиями к ней и к своим соседям. В этих условиях правительство РФ проводило непоследовательную политику. Так, не были разоружены незаконные вооруженные формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономной реслублики. С целью сохранить единство России и учесть интересы всех ее народов был подготовлен и в марте 1992 г. подписан большинством субъектов Федерации Федеративный Договор о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Из конституционной федерации Россия превратилась в конституционно-договорную. Субъектами Федерации стали не только республики, но и края и области, а также приравненные к ним города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Дальнейшее становление новой российской государственности было связано с разработкой собственной Конституции вместо устаревшей, принятой еще в 1978 г. Однако парламентская оппозиция всемерно препятствовала этому. И только результаты референдума по новой Конституции и выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (12 декабря 1992 г.) позволили принять новый Основной Закон страны. Конституция РФ максимально деполитизирована, в ней не определяется общественный строй государства. Заявлено, что Российская Федерация — демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Президент по Конституции имеет чрезвычайно широкие полномочия. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. С принятием новой Конституции не закончилось реформирование общества и государства в России. Оно продолжается и сегодня.

Вступившей на путь независимости России предстояло решать принципиальные вопросы, государственного устройства, социального и духовного возрождения. В прошлом, располагая почти 60% населения и экономического потенциала СССР и занимая 76% его территории, она не имела полноценной государственности: собственной столицы, собственной Академии наук, собственного МВД. После распада СССР Россия стала одной из ведущих держав мира. У государственной власти и ее союзников — демократических сил не оказалось конкретной программы политических преобразований. Поэтому основой российской государственности стал союз нового руководства и старой партийно-хозяйственной номенклатуры, действовавшей в Советах и хозяйственных структурах. Задачей первостепенной важности, стоявшей перед многонациональным Российским государством, было укрепление его целостности. Все автономные республики России провозгласили себя суверенными государствами. Края и области также повели открытую борьбу за равноправие субъектов Федерации. Возникла ситуация, когда претензии республик и других национальных образований на особый статус, а тем более на выход из России могли привести к распаду страны и междоусобицам. Ряд народов Северного Кавказа, входящих в состав Российской Федерации, провозгласили независимость и суверенитет и выступили с политическими и территориальными претензиями к ней и к своим соседям. В этих условиях правительство РФ проводило непоследовательную политику. Так, не были разоружены незаконные вооруженные формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономной реслублики. С целью сохранить единство России и учесть интересы всех ее народов был подготовлен и в марте 1992 г. подписан большинством субъектов Федерации Федеративный Договор о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Из конституционной федерации Россия превратилась в конституционно-договорную. Субъектами Федерации стали не только республики, но и края и области, а также приравненные к ним города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Дальнейшее становление новой российской государственности было связано с разработкой собственной Конституции вместо устаревшей, принятой еще в 1978 г. Однако парламентская оппозиция всемерно препятствовала этому. И только результаты референдума по новой Конституции и выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (12 декабря 1992 г.) позволили принять новый Основной Закон страны. Конституция РФ максимально деполитизирована, в ней не определяется общественный строй государства. Заявлено, что Российская Федерация — демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Президент по Конституции имеет чрезвычайно широкие полномочия. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. С принятием новой Конституции не закончилось реформирование общества и государства в России. Оно продолжается и сегодня.

25 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял закон, согласно которому республика стала называться Российской Федерацией. Ориентация на демократизацию и борьба с прежней советской системой сопровождались разрушением единых общесоюзных структур общественного и государственного управления и контроля. Уничто­жение изжившей себя административной системы вместе с тем сокрушило основные властные структурные элементы, необходи­мые в любом государстве.

Политическая атмосфера в стране в 1992-1993г.г. характеризовалась нарастанием противостояния общественных сил в борьбе за различные пути становления российской государственности, ее законо­дательное оформление. Объективно это было обусловлено переходным характером российской государственности. По конституции не было четкого разделения функций между сложившимися (по аналогии с прежним СССР) тремя ветвями власти – законодательной (Съезд народных депутатов России и избираемый им Верховный Совет), исполнительной (Президент и назначаемое им правительство) и судеб­ной, с венчающим ее Конституционным судом.

Сформировавшиеся к тому времени основные политические движе­ния и партии ("Движение демократических реформ", Коммунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия России и другие) разрабатывали и пропагандировали свои проекты новой Конституции России. Одни стояли за президентскую республику (ведущая роль у исполнительной власти во главе с президентом, имеющим большие полномочия), другие - за парламентскую республику (ве­дущая роль у законодательной власти), третьи - за реформирован­ную советскую систему, четвертые - за возврат к представительной монархии. Конфронтация между общественно-политическими силами привела к острой полемике в Верховном Совете.

21 сентября 1993 г. Президент подписал указ о роспуске Вер­ховного Совета и Съезда народных депутатов, что Конституционный Суд признал незаконным. Опираясь на его определение, Съезд народ­ных депутатов отрешил Б.Н. Ельцина от должности Президента. Однако Ельцин при поддержке "Движения демократических реформ" перешел к президентскому правлению страной, получив при этом одобрение западных правительств. Своим указом он ввел чрезвычайное положение в Москве. Через силовые структуры исполнительного аппарата началось разрушение всей вер­тикали Советов вплоть до местных. Запрещалась деятельность большинства оппозиционных политических организаций, их органов печати.

Кровавые события в Москве 3-4 октября 1993 г. завершили Советский пе­риод в истории Отечества. На всенародный референдум, состоявшийся 12 декабря 1993 г., был вынесен предложенный Президентом проект но­вой Конституции. По официальным данным его поддержала одна треть избирателей (32.937.630 из 106.182.034, внесенных в списки для голосования). Центризбирком признал, что Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием. Однако некоторые оппозиционные организации стали оспаривать это решение со ссылкой на неотмененный закон "О референдуме РФ" и общепринятые нормы цивилизованных государств, согласно которым конституционные вопросы считаются принятыми, если за них проголо­совало более половины граждан, имеющих право голоса.

Парламентом страны по новой Конституции является Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат – Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого из 89 субъектов Федерации (21 республики, 6 краев, 49 областей, двух городов федерального значения – Москвы и Петербурга, одной автономной области, 10 автономных округов). Верхнюю палату составляют главы администрации и законодательной власти субъектов Федерации.

В Государственную Думу входят избираемые на 4 года 450 депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе.

К ведению высших органов власти России по Конституции отнесено: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики и международных отношений, объявление войны и заключение мира, руководство внешнеэкономическими связями. Отмечена самостоятельность органов трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно закреплены политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности.

Субъекты Российской Федерации имеют собственные конституции или уставы, а также органы власти, обладающие высокой степенью независимости, что позволяет учитывать местные интересы. Но субъекты Федерации не имеют права на выход из состава Российского государства, что соответствует и мировой практике.

Вновь избранный парламент не стал менее оппозиционным, чем насильственно отстраненный Верховный Совет. Однако, как первая Государственная Дума, так и Совет Федераций не могли серьезно влиять на политику в стране, не способны были существенно корректировать курс президента и правительства, так как не обладали по Конституции соответствующими правами.

Центральное место в работе Государственной Думы первого созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. В течение 1993-1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов. Среди них – Законы о правительстве и конституционной системе, о новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических зонах.

Для принятия решения Думой надо иметь 226. А для конституционного закона необходимо, чтобы за него проголосовало 300 депутатов. При таком соотношении сил принятие решений зависело от колеблющихся депутатов или предопределялось соглашением лидеров фракций.

В мае 1999 г. комиссия Государственной Думы выдвинула против Президента обвинения, усматривая в его действиях признаки преступления. Первым было обвинение Б.Н.. Ельцина в разрушении Советского Союза и ослаблении Российской Федерации путем подготовки, заключения и реализации беловежских соглашений. Второе обвинение квалифицировало действия Б.Н. Ельцина в сентябре-октябре 1993 г. как совершение государственного переворота. Третье обвинение президента Ельцина - в развязывании и проведении военных действий на территории Чеченской республики. Четвертое обвинение – в совершении действий, приведших к геноциду российского народа. При голосовании в Государственной Думе для отрешения Б.Н.. Ельцина от президентских обязанностей не хватило нескольких голосов депутатов до необходимых 300.

Накануне нового 2000 г. Б.Н. Ельцин добровольно сложил с себя полномочия президента России и передал их исполнение председателю правительства В.В. Путину. 26 марта 2000 г. В.В. Путин был избран Президентом Российской Федерации.

Иллюстрации:

Контрольные вопросы:

2. Сравните альтернативы развития СССР, предложенные претендентами на верховную власть. Сделайте вывод о глубине предлагавшихся преобразований и их принципиальном сходстве между собой.

3. Какие перспективы в экономической, социальной и политической сфере открывал перед советским обществом и государством приход к власти Н. С. Хрущева? Был ли это, на ваш взгляд, самый оптимальный вариант из всех предложенных весной 1953 г.?

5. Дайте оценку характера и направленности изменений в сфере политики и культуры в 1953-1964 гг.

7. Что такое движение диссидентов? Почему оно возникло в советском обществе?

9. Целинная эпопея получила разноречивые оценки историков, экономистов, экологов, политиков и др.

10. Как вы считаете, что является главным критерием успешности экономических и административных реформ?

11. В соответствии с ним оцените результативность реформаторской деятельности Н. С. Хрущева.

13. Назовите инициативы советского руководства, направленные на улучшение отношений с Западом. Какой отклик они там вызывали?

14. Определите факторы, влиявшие на сохранение международной напряженности.

18. Проследите этапы масштабной экономической реформы 1985-1991 гг. и проанализируйте причины ее низкой результативности.

22. Проанализируйте политику правящей партии и Советского государства в области межнациональных отношений в 1917-1991 гг. В чем, на ваш взгляд, истоки межнациональных конфликтов в перестроенные годы?

25. Выделите основные этапы экономической реформы 1992-1997 гг. и проанализируйте их результаты.

28. Охарактеризуйте социальную структуру современного российского общества. Какие проблемы и противоречия его разделяют?

29. Какие изменения, происшедшие в нем за последние десять лет, носят принципиальный характер?

30. Каким вам видится выход страны из социального и духовного кризиса?

31. Почему становление суверенной российской государственности сопровождается конфликтами законодательной и исполнительной властей? Какие меры предпринимаются с обеих сторон для их мирного, цивилизованного разрешения?

32. Выскажите свое отношение к существующему в Российской Федерации политическому режиму и аргументируйте его.

33. Дайте развернутую характеристику геополитического положения России после распада СССР.

Литература

Основная литература

1. Анохина, О. А. Перестройка: содержание, итоги : монография / О. А. Анохина ; АНО ВПО "Омский экономический ин-т, Каф. истории и философии. - Омск : Изд-во Омского эконом. ин-та, 2011. – 292 с.

Дополнительная литература

1. Анисимов Е. В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты: справочное издание / Е. В. Анисимов. - СПб. : Питер, 2007. - 415 с.

2. Зуев М. Н. История России: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М. Н. Зуев. - М. : Высшее образование, 2007. - 634 с.

3. История и культура Отечества: учеб. пособие для студентов техн. вузов / под ред. В. В. Гуляевой. - М. : Акад. Проект : Трикста, 2007. - 750 с.

[1] Ли Ен Квон. Внешняя политика России в 1990-е годы: Проблемы и тенденции. М., 1999, с. 42.

[2] Ли Ен Квон. Внешняя политика России в 1990-е годы: Проблемы и тенденции. М., 1999, с. 44.

[3] Ли Ен Квон. Внешняя политика России в 1990-е годы: Проблемы и тенденции. М., 1999, с. 46.

[4] Концепция внешней политики Российской Федерации. Российская газета, № 133, 11.07.2000.

Читайте также: