Почему стандартом предусматривается широкий диапазон в организации содержания школьного образования

Обновлено: 12.06.2024

Образовательный стандарт. Что нужно знать родителям? По материалам газеты "Комсомольская правда".

ВложениеРазмер
obrazovatelnyy_standart.docx 18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный стандарт: что нужно знать родителям

ЗАЧЕМ НУЖНЫ СТАНДАРТЫ?

- Галина Васильевна, что же такое - стандарты в образовании? Это какой-то минимум, хуже которого учить нельзя?

- Стандарт - это, скорее, образец, мерило, некий стержень или база. Во-первых, он нужен, чтобы гарантировать качество образования. Чтобы гражданин в любой точке страны мог получить единые базовые основы образования. Чтобы в случае переезда он мог продолжить получать образование, не выбиваясь из процесса. Во-вторых, стандарт в образовании - это основа для продвижения с уровня на уровень. Освоил стандарт начальной школы - продвигаешься на вторую ступень, затем на третью, с третьей - в учреждения профессионального образования. Есть и формальная сторона - освоение образовательного стандарта – залог того, что человек получит документ государственного образца. Родителям важно, чтобы ребенок получил качественное образование. А мерилом этого качества и является государственный стандарт.

- Могут ли родители где-то ознакомиться с ФГОС?

- Могут, но зачем? Конечно, он есть в свободном доступе, но это большой и довольно сложный документ, адресованный ученым-методистам, на федеральном уровне разрабатывающим примерные образовательные программы, на основе которых школы составляют свои программы. То есть мы имеем некую вертикаль: стандарт - примерная программа – программа школы. Вот в составлении программы своей школы родители и могут поучаствовать, законом им дано такое право. Так что родителям полезнее ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к школьной программе.

- В советское время учились без всяких стандартов, и качество образования было на высоте: наука развивалась, промышленность, в космос летали.

- И что это за требования?

- Требования - ключевое понятие в стандарте, его суть. Это требования к структуре образовательной программы, к условиям ее реализации и к результату. То есть стандарт триедин: программа - условия - результат. Прежде чем мы потребуем от ученика результат, мы должны создать условия. Они включают в себя требования к безопасности в учреждении, к оснащению кабинетов, сохранению здоровья детей, организации питания, обеспечению учебниками и т. д. В каждом детсаду, школе, техникуме или вузе стандарт устанавливает набор таких обязательных условий.

Второй блок - требования стандарта к той образовательной программе, которую на основе примерной разрабатывает для себя каждая школа. Эти требования определяют содержание программы, ее структуру. Так, в ней обязательно должна быть определена цель и приведен перечень программ и учебников по каждому предмету для всех ступеней.

В программе также должна быть заложена система оценивания: родителям должно быть понятно, как их детей будут оценивать. Систем оценивания сейчас много: безотметочная в первом классе, стобалльная и традиционная пятибалльная, зачеты, портфолио, рейтинги и т. д.

РОДИТЕЛИ, БУДЬТЕ АКТИВНЕЕ!

- Могут ли родители дополнять стандарт или изменять его?

- Сам стандарт - нет, а программу своего учебного заведения - да. В программе есть обязательный перечень предметов и требования к ним, которые трогать нельзя. А есть вариативная часть, она составляется с учетом мнения родителей, которые могут высказать пожелания по изучению, скажем, дополнительного иностранного языка или, например, спецкурса по проектированию, информатике и т. д. И школа обязана учесть их мнение.

- Слышала, что по новым стандартам кроме обязательных уроков вводятся дополнительные, по желанию родителей, но тоже бесплатные. Это так?

- Да, система внеурочной деятельности - это часть нового ФГОС, очень ценная его особенность. Внеурочная деятельность школы, став частью стандарта, обеспечивается бюджетом. Обучение детей имеет определенные цели, так вот реализация этих целей осуществляется как на уроке, так и за его рамками. То есть какие-то занятия могут проходить вне школы, в форме, например, экскурсии и могут быть вынесены на выходной день.

- А если я захочу, чтобы мой ребенок внеурочно изучал испанский, а другая мама решит, что ее сыну нужна картография?

- Каждая школа, исходя из своих возможностей, формирует перечень форм внеурочной деятельности, которые может предложить на выбор. Родители должны выбирать из этого списка. Предметы за его рамками - это уже платные услуги.

НА ПУТИ К НОВЫМ СТАНДАРТАМ

- Как вы оцениваете условия реализации стандарта в наших школах?

- Учитывая результаты ЕГЭ, итоговой аттестации в 9-х классах и результаты наших проверок, можно сказать, что базовые условия созданы. Но надо двигаться дальше, условия в современной школе должны отличаться от тех, что удовлетворяли нас 10 - 15 лет назад.

Отмечу такой негативный момент. Многие наши педагоги пассивны в формировании заказов на современное оборудование. Дадут - хорошо, не дадут - и ладно. Думаю, долгие годы безденежья в отрасли приучили их быть излишне скромными в желаниях. Но ситуация сейчас другая: финансирование учебных учреждений позволяет им многое. Стандарт включает в себя требования к условиям, то есть перечень того, что должно быть в школе для уроков по предметам: разное оборудование, электронные таблицы, информационные ресурсы и т. д. Нельзя изучать физику, химию или биологию только теоретически. Обязательно нужны опыты! Да, условия должны создать директор школы и учредитель, но и педагог должен быть активным, требовательным и инициативным.

- А как в связи с введением ФГОС изменились требования к результату в образовании?

- Говорят, что и в детсадах будут вводить стандарты. Зачем? Ведь это не обязательное образование.

- Дошкольное образование - первый этап в системе непрерывного образования, теперь это уровень образования, на котором формируются очень важные качества личности. Требования к этому уровню (стандарт) - это ориентир для педагогов и родителей, совместно воспитывающих и развивающих ребенка.

- Где им об этом узнать?

- В самих учреждениях образования и на их сайтах. По закону учреждения обязаны ежегодно предъявлять результаты самообследования.

- А училища и техникумы какими стандартами руководствуются?

- У них свои стандарты начального и среднего профессионального образования. Если же училище или техникум ведет прием на базе 9 классов, там реализуются и стандарты общего образования.

- В школе родители могут участвовать в разработке программы, а в техникуме или училище?

- Тоже могут. Но здесь соавторами программ становятся и будущие работодатели ребят, предприятия, заинтересованные в хорошо подготовленных специалистах.

- Будут ли вводиться стандарты в учреждениях дополнительного образования детей?

- Предполагается, что и к их программам будут предъявлены федеральные требования.

- А стандарт для лицея или гимназии чем-то отличается от школьного?

- В чем главная ценность введения ФГОС для родителей и детей?

- Стандарты с новыми требованиями к условиям и результатам. Опираясь на них сейчас создается современная образовательная среда, в которой у детей появится больше возможностей получить качественное образование. Учреждения образования обязаны обеспечивать не только предметные, но и иные результаты, позволяющие ребенку вырасти активным, любознательным и успешным человеком.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одним из заданий Государственной итоговой аттестации в 9 классе является сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы позволяет проверить не только знание основных правил и терминов лингви.

Презентация "Зачем нужно тире?"

подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Информация для учащихся. Зачем нужны психологи и кто они такие?

В материале рассматриваются мифы о психологах и дается объективня информация о специалистах-психологах.

Информация для учащихся. Зачем нужны психологи и кто они такие?

В материале рассматриваются мифы о психологах-профессионалах.

Презентация "Зачем нужна экономика"

Презентация к уроку экономики 7 класс по учебнику Липсиц "История и современная организация хозяйственной деятельности".

Групповой проект "Зачем нужны проценты?"

Проект "Зачем нужны проценты?" группы учащихся 8 класса был представлен созданными ими презентациями. Причина, побудившая к созданию этой работы - желание ребят лучше усвои.

зачем нужно изучать французский язык?

В данном материале речь идет о причинах и мотивах ..к изучению французского языка.Мне не хотелось бы передавать содержание даной публикации,предлагаю вам, друзья ,прочесть и высказать свое .

Челпанов М.

Новое поколение ФГОС начнет действовать с 1 сентября 2022 года. Второй иностранный язык можно не учить, а от патриотического воспитания не убежать. Разберемся, чего ждать школам, ученикам и их родителям

Что такое ФГОС и почему о них пишем

Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской школы до МГУ. На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература.

Без ФГОС система образования была бы хаотичной, ведь стандарты пришлось бы закреплять в разных законодательных актах, иногда в каждом регионе в отдельности.

Обновленные требования ФГОС для школы вступят в силу с 1 сентября 2022 года и коснутся начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно). Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться по новым стандартам.

Мы изучили новые стандарты ФГОС, сравнили их со старыми и делимся основными вещами, которые стоит знать.

Какие бывают ФГОС общего образования

Для российских школ актуальны следующие документы:

  • ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);
  • ФГОС основного общего образования (5 – 9-й классы);
  • ФГОС среднего общего образования (10 – 11-й классы);
  • Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В новой редакции изменения коснулись только первых двух. О них и поговорим подробнее.

Три поколения ФГОС для школ

Кратко разберемся, как эволюционировали стандарты современного российского образования.

Первое поколение ФГОС

Нормы касались обязательного минимума программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса. Это был важный документ, которому не хватало детализированности, поэтому вскоре его обновили.

Второе поколение ФГОС

ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).

Позиция сравнения Первое поколение ФГОС Второе поколение ФГОС
Знание Передается в готовом виде: преподаватель говорит, ученики записывают Ученик активно участвует в процессе получения знаний
Обучение Система знаний как бы существует в вакууме Работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни
Учение Односторонняя комуникация учитель → ученик Чтобы овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу
Сотрудничество Единоличное руководство учителя Ученики участвуют в выборе содержания и методов обучения

Третье поколение ФГОС

Если кратко, новые ФГОС 2021, скорее, обновляют старые стандарты. Некоторые вещи делаются необязательными, а другие конкретизируются. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли. Рассмотрим изменения подробнее.

Новые ФГОС общего образования 2021 года: основные изменения

Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.

Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.

Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты.

Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.

К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.

Чтобы функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу, выпустили специальную методичку . Подход коснется всех уровней школы.

Единство обучения и воспитания

Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.

Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.

  • Например, патриотическое воспитание​

Летом 2021 года СМИ активно освещали включение воспитания патриотизма во ФГОС третьего поколения. Тогда у инициативы были только общие контуры, и родители не знали что ждать. Сейчас понятно, что патриотизм понимается как:

  • интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
  • ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.

Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов

Теперь второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможности школы.

Старые установки вынуждали преподавать второй иностранный язык по остаточному принципу, часто это было два урока в неделю. Это касалось учреждений, у которых не было возможности обеспечить большее количество уроков.

Согласно новым ФГОС 2021 школам разрешено не включать второй язык в программы, если для этого отсутствуют кадровые или иные условия. Относится это и к тем, кто пошел в пятый класс в 2021–2022 учебные годы.

А что с шахматами?

С 1 сентября 2022 года во всех школах РФ будут вводиться ФГОС третьего поколения.

ФГОС третьего поколения предполагает:

1. Уменьшение объема академических часов и организация обучения в режиме 5-дневной учебной недели.

2. Исключение из состава обязательных учебных предметов второго иностранного языка.

3. Вариативность возможности изучения родного (русского) языка и родной (русской) литературы.

4. Более конкретные и единые требования к результатам обучения обеспечат системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.

Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.

Здесь Вы можете познакомиться с новыми стандартами 3-его поколения:

Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).

В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.

В новом стандарте уделено внимание в т. ч. финансовой грамотности учеников, совершенствованию обучения на фоне развития информационных технологий.

Прием на обучение в соответствии с прежним ФГОС прекращается с 1 сентября 2022 г.

Образовательная организация вправе осуществлять в соответствии с новым ФГОС обучение несовершеннолетних обучающихся, зачисленных до вступления в силу приказа, с согласия их родителей (законных представителей).


Нормативные документы по введению ФГОС НОО и ФГОС ООО в МОБУ СОШ с. Сухоречка в 2021-2022 уч.году.

Модель реализации ФГОС В МОБУ СОШ с Сухоречка проходит по следующим направлениям:

Минпросвещения России планирует рекомендовать школам перевести обучение с первого по восьмой класс на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального общего и основного общего образования, сообщает ТАСС.

Она уточнила, что в соответствии с обновленными ФГОС были детализированы предметные результаты по технологии, математике, информатике, что соответствует научно-технологическому развитию РФ.

В обновленных стандартах сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня. ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

Сергей Кравцов встретился с матерями из ДНР и ЛНР, чьи дети начали обучение в российских школах

Участники поделились проблемами, переживаниями и рассказали о том, как их дети начали обучаться в ро.

В РАО появились новые центры и лаборатории

Президент РАО Ольга Васильева информировала, что в 2022 году запланирована серия масштабных мероприя.

Читайте также: