Почему средневековая музыка носила преимущественно духовный характер кратко

Обновлено: 04.07.2024

В предыдущей статье я рассказывала о том, как в средневековой музыкальной культуре античное представление о музыке было переосмыслено в духе христианской сакральной символики . Это, безусловно, повлияло на характер музыки, звучащей в церкви.

Важным было и то, что звучащая в храмовом действе (богослужении) музыка являла собой неразрывный синтез со словом - то есть, её главной функцией было усиление эффекта от проповеди. Певчие (только мужчины или мальчики) исполняли библейский текст на латыни и в унисо́н (одноголосно) , что символизировало единство христианской церкви и согласие верующих.

Развитие средневековой культуры, её усложнение требовало от католической церкви умения приспосабливаться к новым условиям. И если романскому стилю в архитектуре соответствует одноголосие, то более сложные готические конструкции и храмовые интерьеры неминуемо должны были вызвать к жизни более сложные музыкальные формы. Поэтому, постепенно, в служебные песнопения начинает вводиться многоголо́сие (полифо́ния) , чей расцвет приходится на XII-XIII века.

Мотет считался жанром для избранных – утончённых слушателей и интеллектуалов. Иоанн де Грохейо – средневековый композитор и теоретик музыки писал следущее:

Со временем в Европе (XII-XIII века) появляются целые композиторские школы и первые знаменитые имена. Так самой значительной школой музыкального искусства была парижская школа Нотр-Да́м , а её виднейшими представителями – композиторы Пероти́н Великий и Гильо́м де Машо́.

Возможно, что средневековая музыка и не достигла бы таких высот и не получила столь бурного развития, если бы не изобретение нотной записи. Каким образом она появилась, и кто был её изобретателем - об этом читайте в следующей публикации .

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре.

Больше о средневековой культуре Западной Европы читайте здесь:

В Средневековье церковь была очень важна в жизни людей. В свою очередь, музыка церкви была очень важна в 350 - 1100 годах. Средневековая музыка создавалась главным образом в монастырях. Это означает, что композиторами были монахи и священники, связанные с Католической церковью. Эти монахи и священники полагали, что их таланты были подарками от Бога и любое произведение, которое они сочиняли предназначалось, чтобы прославлять Бога. Именно из-за этого большинство сочинений музыки до 1100 года было написано неизвестными авторами.

Духовную музыку назвали хоралом, и она состояла из единственной несопровождаемой мелодии со словами на латинском языке. Мелодия хорала была проста, таким образом, эти слова были легко поняты другим. Слова обычно были партией римско-католической мессы.

Большинство музыки времени теперь известно как Григорианский хорал, названный в честь Папы Римского Грегори I (590-604), кто организовывал хоральные песнопения в определенный заказ и издал их и общался в церкви всюду по Европе и Римской империи.

Музыка Древнего мира и Средневековья

Средневековая музыка охватывает промежуток времени примерно с V по XIV века н.э.

В средневековую эпоху в Европе сложилась феодальная музыкальная культура, которая объединила в себе искусство придворных и народных музыкантов, профессиональное и любительское творчество. Основой профессиональной музыки того времени было церковное музыкальное искусство, рождающееся в средневековых храмах и монастырях. Светские музыканты-профессионалы поначалу были лишь вокальными исполнителями: они создавали и пели эпические сказания при дворах королей, в домах средневековой аристократии, в обществе воинов. Их именовали бардами и скальдами.
Среди рыцарства встречались талантливые исполнители-полупрофессионалы и музыканты-любители. К ним можно отнести именитых французских трубадуров и труверов, а также немецких миннезингеров, таких как Адам де ла Аль и Вальтер фон дер Фогельвейде. Но среди таких музыкантов было и немало выходцев из низших слоев общества, в частности – из городских ремесленников.
При дворах королей, герцогов и графов создавались разнообразные жанры песен – эпические, виреле, баллады и другие. Постепенно в быт входили все новые и новые музыкальные инструменты, многие из которых были заимствованы у восточных народов.
Одновременно в сельской местности развивается фольклорная музыка, появляются странствующие артисты, такие как скоморохи и менестрели. Развивается и церковная музыка, формируются различные стили пения. На Западе регламентируется система одноголосной духовной музыки – Григорианское пение.

Музыка Древнего мира и Средневековья

Средневековая музыка носит по преимуществу духовный характер и является необходимым составным элементом католической мессы. Вместе с тем, уже в раннем Средневековье начинает оформляться светская музыка.

Первой важной формой светской музыки были песни трубадуров на провансальском языке. Начиная с XI века песни трубадуров более 200 лет сохраняют свое влияние во многих других странах, особенно на севере Франции. Вершина искусства трубадуров была достигнута около 1200 г. Бернардом де Вентадорном, Жиро де Борнелем, Фольке де Марселем. Бернард знаменит своими тремя текстами о неразделенной любви. Некоторые из стихотворных форм предвосхищают балладу XIV века с ее тремя стансами из 7 или 8 строк. Другие рассказывают о крестоносцах или обсуждают какие-либо любовные истории. Пасторали в многочисленных строфах передают банальные истории о рыцарях и пастушках. Танцевальные песни, такие, как рондо и вирелай, тоже находятся в их репертуаре. Вся эта монофоническая музыка могла иногда иметь аккомпанемент на струнном или духовом инструменте. Так было до XIV века, пока светская музыка не стала полифонической.

Музыка Древнего мира и Средневековья

Традиции западноевропейской церковной музыки восходят к IV-V вв. Ранний этап их формирования связан с деятельностью богослова и проповедника святого Амвросия Медиоланского (около 340-397) - он одним из первых стал сочинять гимны для богослужений. Амвросию принадлежит важное нововведение в практику церковной музыки - разделение хора на два состава, находящиеся по разные стороны алтаря. Составы поочерёдно пели между молитвенными текстами музыкальные фрагменты. Такие фрагменты назывались антифонами (от греч. "антифонос" - "звучащий в ответ"), а принцип их исполнения, основанный на чередовании двух хоров, - антифонным пением. Постепенно за важнейшими текстами закреплялись строго определённые антифоны, музыка для которых создавалась на основе уже существовавших и хорошо известных коротких мелодий - распевов. Число антифонов, так же как и число распевов, со временем росло, и певчим всё труднее становилось удерживать их в памяти. Именно поэтому в самом начале VII в. весь накопившийся материал был приведён в систему и собран в обширном сборнике под названием "Григорианский антифонарий". Название связано с именем Папы Римского Григория I (около 540- 604). Сборник Папы Григория стал основой для развития одного из стилей европейской церковной музыки - григорианского хорального пения.
Все григорианские песнопения строго одноголосны. Голоса певчих должны сливаться в единое целое до такой степени, чтобы звучание хора максимально приближалось к звучанию голоса одного человека.

Музыка Древнего мира и Средневековья

Расцвет профессиональной светской музыки XII-XIII вв. связан, прежде всего, с культурой рыцарства - военной аристократии европейского Средневековья. К середине XII столетия в Провансе, одной из самых богатых и интересных в культурном отношении провинций Франции, сформировалось творчество поэтов и певцов - трубадуров. Слово "трубадур" происходит от провансальского выражения art de trobas - "искусство сочинять", и его можно приблизительно перевести как "изобретатель", "сочинитель". В музыкальном отношении творчество трубадуров испытало, вероятно, серьёзное влияние народных традиций. Однако открытым, часто дерзким фольклорным интонациям они придали большую мягкость, утончённость. Ритмика композиций даже в быстром темпе сохраняет размеренность и изящество, а форма отличается глубокой продуманностью и пропорциональностью.

Музыка трубадуров разнообразна по жанрам. Значительное место занимали эпические произведения под названием песни о деяниях (фр. chansons de geste). Обычно их писали на тексты из "Песни о Роланде" - эпической поэмы (XII в.), рассказывающей о походах Карла Великого и трагической судьбе его верного рыцаря Роланда. Об идиллических картинах сельской жизни повествовали пастурели (от фр. pas-tourelle - "пастушка"). (Позже на их основе возникнет пастораль - произведение искусства, показывающее единение человека с природой.) Существовали также песни нравоучительного содержания – тенсоны (от фр. tension - "напряжение", "давление").

Однако главной в музыке и поэзии трубадуров оставалась любовная тематика, а основным жанром были песни утренней зари (фр. chansons l'aube). Как правило, в них поётся о сладостной минуте ночного свидания рыцаря со своей Прекрасной Дамой, которое прерывается криком стражи - знаком наступления утра, несущего влюблённым разлуку. Мелодии песен покоряют гибкостью и изысканно чёткой композицией. Обычно они строятся на коротких, часто повторяющихся мотивах, но заметить эти повторы не всегда удаётся: они столь мастерски связаны друг с другом, что производят впечатление длинной, постоянно меняющейся мелодии. Такому ощущению немало способствует звучание старофранцузского языка с его длинными гласными и мягкими в пении согласными.

Трубадуры были людьми разного происхождения - как простолюдинами, так и аристократами (например, герцог Аквитанский Гильом IX, барон Бертран де Борн). Однако независимо от социальной принадлежности все они показывали идеальную любовь мужчины и женщины, гармонию между чувственным и духовным в их отношениях. Идеал возлюбленной рыцаря-трубадура - земная женщина, но чистотой, благородством и одухотворённостью она должна напоминать Деву Марию (нередко в описании Прекрасной Дамы чувствуется подтекст - скрытый образ Богоматери). В отношении рыцаря к Даме нет и тени чувственной необузданности (очень свойственной нравам эпохи), это скорее трепетное восхищение, почти поклонение. В описании таких отношений поэзия трубадуров находила поразительно тонкие нюансы, а музыка стремилась точно передать их.

Ещё одно интересное явление профессиональной светской культуры Западной Европы - творчество труверов, певцов и поэтов из Шампани, Фландрии, Брабанта (часть территории современных Франции и Бельгии). Слово "трувер" близко по значению к названию "трубадур", только произошло оно от старофранцузского глагола trouver - "находить", "придумывать", "сочинять". В отличие от трубадуров труверы были ближе к городской жизни, более демократичной по своим формам, и расцвет их творчества приходится на вторую половину XIII в., когда рыцарство стало постепенно уходить в социальной жизни на второй план.

Музыка Древнего мира и Средневековья

Близко к искусству французских трубадуров творчество немецких рыцарских поэтов и музыкантов - миннезингеров (нем. Minnesinger - "певец любви"). Наиболее выдающимися считаются Вольфрам фон Эшенбах (около 1170 - около 1220) и Вальтер фон дер Фогельвейде (около 1170-1230). Искусство миннезингеров вызывало столь большой интерес, что в 1207 г. в городе Вартбург было даже устроено состязание между ними. Позднее событие легло в основу популярного сюжета романтической литературы и музыки; в частности, об этом состязании рассказывается в опере немецкого композитора Рихарда Вагнера "Тангейзер". Главная тема творчества миннезингеров, как и трубадуров, - любовь, но музыка их песен более строга, подчас даже сурова, сосредоточенна и наполнена скорее размышлениями, нежели пылкими чувствами. Мелодии миннезингеров покоряют простотой и лаконичностью, за которыми скрывается духовная глубина, позволяющая сопоставлять их с лучшими образцами церковной музыки.

Музыка Древнего мира и Средневековья

В григорианской музыке была разработана специальная система записи песнопений. Первоначально они обозначались невмами (от греч. "пнёума" - "дыхание") - условными знаками, передававшими общее направление развития мелодии. Невменная запись напоминала конспект, в котором указано лишь главное, а детали исполнитель должен знать сам. Одна над другой проводились две черты (обычно разного цвета), обозначавшие высоту основных звуков, а невмы записывались вокруг или прямо на этих линейках.

В начале XI в. музыкант и теоретик Гвидо из города Apeццuo (около 992 - около 1050) произвёл переворот в системе записи, введя ешё две линии. Невмы стали располагать на четырёх линиях и между ними, что гораздо точнее и подробнее обозначало высоту звуков. Четырёхлинейная система стала прообразом современной нотной записи, основанной на пяти линиях. Примерно в то же время появились и названия для основных звуков - Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Это были начальные слоги первых шести слов латинского гимна, написанного монахом Павлом Диаконом в честь апостола Иоанна (он считался покровителем церковного пения). Позднее слог Ut заменили на слог Do. Появилось название ещё для одного звука - Si (образовано из первых букв словосочетания Sancte Iohanne - "Святой Иоанн").

Средневековая музыканосит по преимуществу духовный харак­тер и является необходимым составным элементом католической мессы. Вместе с тем, уже в раннем Средневековье начинает оформ­ляться светская музыка.

Первой важной формой светской музыки были песни труба­дуровна провансальском языке. Начиная с XI века песни трубаду­ров более 200 лет сохраняют влияние во многих других странах, особенно на севере Франции. Вершина искусства трубадуров была достигнута около 1200 г. Бернардом де Вентадорном, Жиро де Борнелем, Фольке де Марселем. Бернард знаменит своими тремя текс­тами о неразделенной любви. Некоторые из стихотворных форм предвосхищают балладу XIV века с ее тремя стансами из 7 или 8 строк. Другие рассказывают о крестоносцах или обсуждают какие-либо любовные пустяки. Пасторали в многочисленных строфах передают банальные истории о рыцарях и пастушках. Танцевальные песни, такие, как рондо и вирелай, тоже находятся в их репертуаре. Вся эта монофоническая музыка могла иногда иметь аккомпане­мент на струнном или духовом инструменте. Так было до XIV века, пока светская музыка не стала полифонической.

Средневековый театр.По иронии истории, театр в форме ли­тургической драмы был возрожден в Европе Римской католической церковью. Когда церковь искала пути расширения своего влияния, она часто приспосабливала языческие и народные праздники, мно­гие из которых содержали театрализованные элементы. В X веке Многие церковные праздники обеспечивали возможность драмати­зации: вообще говоря, и сама месса является не более чем драмой. Определенные праздники были знамениты своей театральностью, как, например, шествие к церкви в вербное воскресенье. Антифонные или вопросно-ответные, песнопения, мессы и канонические хо­ралы представляют собой диалоги. В IX веке антифонные перезво­ны, известные как тропы, были включены в комплекс музыкальных элементов мессы. Трехголосные тропы (диалог между тремя Мари­ями и ангелами у могилы Христа) неизвестного автора примерно с 925 г. считаются источником литургической драмы. В 970 году по­явилась запись инструкции или руководства к этой небольшой дра­ме, включающая элементы костюма и жестов.

Религиозная драма или чудесные пьесы.В течение последу­ющих двухсот лет литургическая драма медленно развивалась, вби­рая в себя различные библейские истории, разыгрывавшиеся свя­щенниками или мальчиками из хора. Поначалу в качестве костюмов и декораций использовались церковные облачения и существую­щие архитектурные детали церквей, однако вскоре были изобрете­ны более церемонные детали оформления. По мере развития литур­гической драмы, в ней последовательно представлялись многие биб­лейские темы, как правило, изображавшие сцены от сотворения мира до распятия Христа. Эти пьесы назывались различно — пассионы (Страсти), миракли (Чудеса), святые пьесы. Соответствую­щие декорации поднимались вокруг церковного нефа, обычно с не­бесами в алтаре и с Адской пастью — искусно сделанной головой монстра с разинутой пастью, олицетворявшей вход в ад — на проти­воположном конце нефа. Поэтому все сцены пьесы могли быть пред­ставлены одновременно, причем участники действа передвигались по церкви с одного места на другое в зависимости от сцен.

Пьесы, очевидно, состояли из эпизодов, охватывали бук­вально тысячелетние периоды, переносили действие в самые раз­личные места и представляли обстановку и дух различных вре­мен, а также аллегории. В отличие от греческой античной траге­дии, которая четко фокусировалась на создании предпосылок и условий для катарсиса, средневековая драма далеко не всегда по­казывала конфликты и напряжение. Ее целью была драматизация спасения рода человеческого.

Хотя церковь поддерживала раннюю литургическую драму в ее дидактическом качестве, развлекательность и зрелищность усиливались и начинали преобладать, и церковь начала выражать в адрес драмы подозрительность. Не желая терять полезных для себя эффектов театра, церковь пошла на компромисс, вынеся дра­матические представления из стен самих церковных храмов. То же самое вещественное оформление стало воссоздаваться на рыноч­ных площадях городов. Сохраняя свое религиозное содержание и направленность, драма стала гораздо более светской по своему по­становочному характеру.




Средневековая светская драма.В XIV веке театральные по­становки связывались с праздником Тела Христова и развивались в циклы, включавшие до 40 пьес. Некоторые ученые считают, что эти циклы развивались самостоятельно, хотя и одновременно с ли­тургической драмой. Они представлялись для общины в течение целого четырех-пятилетнего периода. Каждая постановка могла длиться один или два дня и ставилась один раз в месяц. Постановка каждой пьесы финансировалась каким-либо цехом или торговой гильдией, причем обычно старались как-то связать специализа­цию цеха с предметом пьесы — например, цех кораблестроителей мог ставить пьесу о Ное. Поскольку исполнителями были часто не­грамотные любители, анонимные авторы пьес стремились писать легко запоминающимися примитивными стихами. В соответствии со средневековым мировоззрением, историческая точность зачас­тую игнорировалась и далеко не всегда соблюдалась логика при­чинно-следственных связей.

Эти пьесы местами трудны и скучны для современного вос­приятия: рифмы стихов повторяются, носят характер импрови­зации, пьесы в два-три раза длиннее драм Шекспира, а мораль объявляется прямолинейно и назидательно. Однако исполнители, вставляя в представления музыку и действие и используя коми­ческие возможности многочисленных персонажей пороков и де­монов, создали форму народной драмы.

Средневековая музыканосит по преимуществу духовный харак­тер и является необходимым составным элементом католической мессы. Вместе с тем, уже в раннем Средневековье начинает оформ­ляться светская музыка.

Первой важной формой светской музыки были песни труба­дуровна провансальском языке. Начиная с XI века песни трубаду­ров более 200 лет сохраняют влияние во многих других странах, особенно на севере Франции. Вершина искусства трубадуров была достигнута около 1200 г. Бернардом де Вентадорном, Жиро де Борнелем, Фольке де Марселем. Бернард знаменит своими тремя текс­тами о неразделенной любви. Некоторые из стихотворных форм предвосхищают балладу XIV века с ее тремя стансами из 7 или 8 строк. Другие рассказывают о крестоносцах или обсуждают какие-либо любовные пустяки. Пасторали в многочисленных строфах передают банальные истории о рыцарях и пастушках. Танцевальные песни, такие, как рондо и вирелай, тоже находятся в их репертуаре. Вся эта монофоническая музыка могла иногда иметь аккомпане­мент на струнном или духовом инструменте. Так было до XIV века, пока светская музыка не стала полифонической.

Средневековый театр.По иронии истории, театр в форме ли­тургической драмы был возрожден в Европе Римской католической церковью. Когда церковь искала пути расширения своего влияния, она часто приспосабливала языческие и народные праздники, мно­гие из которых содержали театрализованные элементы. В X веке Многие церковные праздники обеспечивали возможность драмати­зации: вообще говоря, и сама месса является не более чем драмой. Определенные праздники были знамениты своей театральностью, как, например, шествие к церкви в вербное воскресенье. Антифонные или вопросно-ответные, песнопения, мессы и канонические хо­ралы представляют собой диалоги. В IX веке антифонные перезво­ны, известные как тропы, были включены в комплекс музыкальных элементов мессы. Трехголосные тропы (диалог между тремя Мари­ями и ангелами у могилы Христа) неизвестного автора примерно с 925 г. считаются источником литургической драмы. В 970 году по­явилась запись инструкции или руководства к этой небольшой дра­ме, включающая элементы костюма и жестов.

Религиозная драма или чудесные пьесы.В течение последу­ющих двухсот лет литургическая драма медленно развивалась, вби­рая в себя различные библейские истории, разыгрывавшиеся свя­щенниками или мальчиками из хора. Поначалу в качестве костюмов и декораций использовались церковные облачения и существую­щие архитектурные детали церквей, однако вскоре были изобрете­ны более церемонные детали оформления. По мере развития литур­гической драмы, в ней последовательно представлялись многие биб­лейские темы, как правило, изображавшие сцены от сотворения мира до распятия Христа. Эти пьесы назывались различно — пассионы (Страсти), миракли (Чудеса), святые пьесы. Соответствую­щие декорации поднимались вокруг церковного нефа, обычно с не­бесами в алтаре и с Адской пастью — искусно сделанной головой монстра с разинутой пастью, олицетворявшей вход в ад — на проти­воположном конце нефа. Поэтому все сцены пьесы могли быть пред­ставлены одновременно, причем участники действа передвигались по церкви с одного места на другое в зависимости от сцен.

Пьесы, очевидно, состояли из эпизодов, охватывали бук­вально тысячелетние периоды, переносили действие в самые раз­личные места и представляли обстановку и дух различных вре­мен, а также аллегории. В отличие от греческой античной траге­дии, которая четко фокусировалась на создании предпосылок и условий для катарсиса, средневековая драма далеко не всегда по­казывала конфликты и напряжение. Ее целью была драматизация спасения рода человеческого.

Хотя церковь поддерживала раннюю литургическую драму в ее дидактическом качестве, развлекательность и зрелищность усиливались и начинали преобладать, и церковь начала выражать в адрес драмы подозрительность. Не желая терять полезных для себя эффектов театра, церковь пошла на компромисс, вынеся дра­матические представления из стен самих церковных храмов. То же самое вещественное оформление стало воссоздаваться на рыноч­ных площадях городов. Сохраняя свое религиозное содержание и направленность, драма стала гораздо более светской по своему по­становочному характеру.

Средневековая светская драма.В XIV веке театральные по­становки связывались с праздником Тела Христова и развивались в циклы, включавшие до 40 пьес. Некоторые ученые считают, что эти циклы развивались самостоятельно, хотя и одновременно с ли­тургической драмой. Они представлялись для общины в течение целого четырех-пятилетнего периода. Каждая постановка могла длиться один или два дня и ставилась один раз в месяц. Постановка каждой пьесы финансировалась каким-либо цехом или торговой гильдией, причем обычно старались как-то связать специализа­цию цеха с предметом пьесы — например, цех кораблестроителей мог ставить пьесу о Ное. Поскольку исполнителями были часто не­грамотные любители, анонимные авторы пьес стремились писать легко запоминающимися примитивными стихами. В соответствии со средневековым мировоззрением, историческая точность зачас­тую игнорировалась и далеко не всегда соблюдалась логика при­чинно-следственных связей.

Эти пьесы местами трудны и скучны для современного вос­приятия: рифмы стихов повторяются, носят характер импрови­зации, пьесы в два-три раза длиннее драм Шекспира, а мораль объявляется прямолинейно и назидательно. Однако исполнители, вставляя в представления музыку и действие и используя коми­ческие возможности многочисленных персонажей пороков и де­монов, создали форму народной драмы.

Месса – основной жанр средневекового богослужения, ежедневная служба в обряде Римской католической церкви. Состоит из проприума, песнопения которого изменяются в зависимости от церковного календаря, и неизменной части – ординариума

Антифон - наиболее древний жанр хоровой церковной музыки, основанный на чередовании партий двумя хоровыми группами

Мистерия - литургическая драма с развернутым сценическим действием, костюмами. Исполнялось вне стен церкви. В них григорианские хоралы чередовались с неканонизированными мелодиями-тропами. Литургии исполнялись хором, партии персонажей (Марии, Евангелиста) - солистами, иногда появлялись некоторые подобия костюмов

Светская музыка Средневековья

Труверы, трубадуры и миннезингеры, играющие куртуазную рыцарскую музыку, создали свои оригинальные жанры:

Рондо – форма на основе повторяющегося рефрена

Баллада – текстомузыкальная песенная форма

Виреле – старофранцузская стихотворная форма с трёхстрочной строфой (третья строка укорочена), одинаковой рифмовкой и с припевом

Песни крестоносцев (песни Палестины)

Канцона (у миннезингеров назывались – альба) – любовная, лирическая песня

Светская музыка Средневековья была, в основном, музыкой бродячих музыкантов и отличалась свободой, индивидуализированностью и эмоциональностью. Также светская музыка была частью рыцарской культуры феодалов.

Исполняли светскую музыку мимы, жонглеры, трубадуры или труверы, менестрели (во Франции), миннезингеры, шпильманы (в германских странах), хоглары (в Испании). Эти артисты должны были не только уметь петь, играть и танцевать, но и уметь показывать цирковые представления, фокусы, театральные сцены, и должны были другими способами всячески развлекать публику.

Благодаря тому, что музыка была одной из наук и преподавалась в Университетах, феодалы и знатные люди, получившие образование, могли применять свои знания и в искусстве. Таким образом, музыка развивалась и в придворной среде . В противовес христианскому аскетизму, рыцарская музыка воспевала чувственную любовь и идеал Прекрасной Дамы . Среди знати как музыканты были известны — Гийом VII (граф Пуатье), Гийом IX (герцог Аквитании), Жан Бриенский (король Иерусалима), Пьер Моклэр (герцог Бретани), Тибо IV Шампанский (король Наварры).


Средневековый период внес огромный вклад в развитие музыкальной культуры не только духовной, но и светской. На протяжении нескольких веков музыка активно развивалась.

Музыкальная культура Средневековья, несмотря на относительную ограниченность средств, представляла более высокую ступень по сравнению с музыкой Древнего мира и содержала предпосылки для пышного расцвета музыкального искусства в эпоху Ренессанса.

Читайте также: