Почему среди методистов нет единого подхода к содержанию курса информатики для начальной школы
Обновлено: 08.07.2024
Для обеспечения качественного преподавания информатики в начальной школе учителем информатики, работающем в базовой или старшей школе необходимо изучить и освоить психологические особенности учащихся младших классов, методику проведения уроков в младших классах, особенности психологии детей младшего школьного возраста, физкультминуток, манеру задавать детям вопросы и методику организации всевозможных игр.
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_v_nachalnoy_shkole.docx | 35.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Информатика в начальной школе
Так кто же должен и может вести урок информатики в начальной школе?
Существует два мнения по этому поводу. Первое - обучение информатике в начальной школе можно организовать силами учителей начальных классов. Второе – уроки может проводить учитель информатики, работающий в базовой и старшей школе.
Для обеспечения качественного преподавания информатики в начальной школе учителем начальных классов, необходимо желание изучать, вникать в новую сферу знаний, выраженное в письменной форме, так как даже изменение методов, способов изложения уже преподаваемого материала требует значительных, психологических, временных и финансовых затрат, и это при том, что если подходы и изменяются, даже не кардинально и всеми основными методами учитель владеет в совершенстве. Учитель, не вполне владеющий содержанием курса информатики, не понимающий, предмета и целей, не сможет организовать на высоком уровне урок, даже при наличии хорошего учебно-методического комплекта. Если учитель начальной школы выражает желание преподавать информатику, это значит он берет на себя обязательство освоить содержание и методику обучения, освоить компьютерные технологии на уровне, позволяющем вести практические занятия с младшими школьниками и использовать компьютер в качестве средства представления информации, рабочей станции и т. д.. В этой связи, учитель начальных классов должен пройти курсы повышения квалификации в области информатики и информационных технологий, и тем самым получить право преподавать информатику в своем классе.
Для обеспечения качественного преподавания информатики в начальной школе учителем информатики, работающем в базовой или старшей школе необходимо изучить и освоить психологические особенности учащихся младших классов, методику проведения уроков в младших классах, особенности психологии детей младшего школьного возраста, физкультминуток, манеру задавать детям вопросы и методику организации всевозможных игр. Учитель информатики должен познакомиться с учебниками, по которым занимаются дети, чтобы не тратить время на формирование того, что дети уже освоили на других уроках, опираться на их знания, добавляя то, что дает информатика в начальной школе, и не искажать уже полученные знания. Даже при условии ознакомления учителя с учебно-методическим комплектом, необходимо провести определенную работу по согласованию своих представлений о программе начального образования с реальным положением дел. И лишь после этого принимать ответственное решение о преподавании информатики в начальной школе. Для наиболее эффективного преподавания данного курса учителю информатики необходимо консультационные услуги учителя начальных классов или завуча школы, которые владеют содержанием и методикой обучения в начальной школе. Учитель начальных классов может присутствовать на уроках или просто помогать учителю информатики написать план урока, но их отношения должны быть тарифицированы. Все стороны обучения несут солидарную ответственность за урок и знания учащихся.
Особенности проведения уроков для учителя начальной школы
Так как, мышление детей начальной школы значительно отличается от детей базовой и старшей школы, при проведении уроков необходимо учитывать восприятия понятий и иерархии действительности. На данном этапе развития дети не задают вопросов о фундаментальных законах природы. В данном возрасте их не интересует устройство компьютера и его механические свойства. В процессе обучения у детей не возникает вопросов о механизмах работы ПК (персонального компьютера здесь и далее), естественных процессах и т. д. Заложенные правильные базовые знания позволят в дальнейшем детям самостоятельно, либо с помощью преподавателя изучить и осознать данные механизмы. Задача учителя начальной школы выстроить, сформировать систему первоначальных представлений младшего школьника в соответствии с содержанием курса преподаваемого материала.
Постепенно представления школьника целенаправленно расширяются и к концу шестого класса дети готовы воспринимать серьезные теоретические разделы информатики и без труда осваиваивать информационные технологии, так как в их сознании сформированы прочные истинные представления об отношении человека и компьютера, о возможностя последнего.
Учитель начальной школы для проведения компьютерного практикума может привлекать учащихся старших классов или учителя информатики.
Развитие мышления в дошколньном и младшем школьном воздасте
В данном возрасте у детей происходит интенсивное развитие интеллекта в связи с чем совершенствуются способности мышления, обобщения и абстрагирования (переход от конкретного мышления к абстрактному).
Особую роль в обучении детей младшего школьного возраста играет работа над выделением признаков, предметов, объектов. В процессе обучения необходимо обучить находить не только внешние признаки, но и находить существенные признаки, без которых он не может быть подведён под данное понятие, которые выражают его сущность, отличают от других.
Критерием овладения понятием является умение правильно использовать их в речи.
1. Анализ - мыслительная операция, представляющая собой мысленное расчленение целого на его составные части, отдельные признаки. В процессе обучения необходимо научить устанавливать связи между понятиями: порядок следования, противоположность, часть и целое, функциональное отношение и причинно-следственное. Причём в последнем учащийся младшей школы проще находит связь от причины к следствию, нежели наоборот.
2. Синтез – умственная (мыслительная) операция, обратная анализу, представляет собой мысленное объединение частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных, в единое целое. В данном случае в младшем школьном воздасте синтетическая деятельность развивается от простого суммирующего (например, перечисление растений, животных) до системного (например, перечислять элементный состав названных систем и называть отношения между элементами.
3. Сравнение - мыслительная операция, представляющая собой установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. Младшему школьнику при сравнении малоизвестных предметов легче найти различия, а при сравнении хорошо известных объектов - сходства.
4. Классификация - распределение объектов по классам, при котором каждый класс имеет свое постоянное место. Классификацию проводят только по одному основанию. Произведенная классификация по существенным признакам - основная, по несущественным - вспомогательная.
5. Обобщение - объединение существенных и несущественных признаков, связей, отношений, предметов и явлений.
6. Развитие навыков обобщения идет от широкого (например, растения, компьютеры) к все более дифференцированному (например, комнатное растение, персональный компьютер).
В процессе обучения детей младшего школьного возраста ведущим видом является непроизвольное внимание – ребенка привлекает все яркое, необычное, новое. Управлять своим вниманием ребенок еще не умеет, не может заставить себя сосредоточиться на неинтересном, трудном. В процессе обучения у детей начинает формироваться произвольное внимание, это активное внимание, оно регулируется волевым усилием. Высшей ступенью произвольности внимания является способность ученика руководствоваться самостоятельно поставленными целями. В процессе обучения у детей развиваются свойства внимания: объем, распределение, устойчивость, переключение.
Объем внимания у младшего школьника небольшой, ребенок не может удержать в поле внимания такое количество объектов, как может взрослый.
Распределять внимание между различными видами деятельности младшему школьнику трудно. Ребенок сбивается, если одновременно слушает объяснение учителя и выполняет задание в тетради.
Характерной чертой внимания младшего школьника является его неустойчивость, легкая отвлекаемость. Долго выполнять какую-либо работу младший школьник не может - начинает заниматься другими делами. Поэтому виды деятельности должны чередоваться, быть разнообразными.
В процессе обучения в школе учащимся становится легче быстро переключать внимание с одного объекта на другой, поначалу они это делают с трудом.
В течение обучения у детей развивается память: усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным);
Ребёнок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).
В связи с относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память.
Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они склонны к механическому запоминанию, путём механического повторения, без осознания смысловых связей.
Они часто заучивают дословно! Это объясняется тем, что механическая память развита у них хорошо, и тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах), ещё плохо владеет речью, ему легче заучить всё, чем воспроизводить своими словами. Дети ещё не умеют организовывать смысловое запоминание, не умеют разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.
К переходу в среднее звено у учащегося должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что этот материал понадобится в скором времени, то материал запоминается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее.
Таким образом, в процессе обучения происходит следующая динамика в развитии памяти: запоминание становится осмысленным, произвольным в силу формирования самоконтроля. Дети овладевают приемами запоминания (от многократного прочитывания всего материала к чередованию прочитывания с воспроизведением), делением текста на смысловые части, соотнесением, сопоставлением частей текста.
Первоначально младшие школьники легче запоминают наглядный материал. Постепенно в процессе обучения, возрастает роль словесно-логического запоминания. При запоминании словесного материала дети лучше запоминают слова, обозначающие названия предметов, чем слова, обозначающие абстрактные объекты.
Организация учебной деятельности
В связи с постоянным обновлением знаний в области информатики, эффективным методом обучения стандартным видам деятельности можно считать поэтапное формирование умственных действий учащихся в процессе обучения. Выделяется пять основных шагов:
Организация процесса усвоения понятий
Наиболее актуальным является вопрос, связанный с процессом усвоения понятий. В начальной школе мы не говорим с детьми о понятиях и поле понятий, а осуществляем целенаправленное первичное формирование представлений об объекте, его признаках и действиях, о слове и числе, как объектах внимания, познания, сравнения, анализа и т.д. Это позволяет постепенно подвести школьника к осознанию понятия и всех функций понятия, о чем целенаправленно будет идти речь в старших классах.
Для информатики характерно введение на каждом уроке от 3 до 5 новых понятий. Усвоение знаний о мире происходит через восприятие, осознание и запоминание. Соответственно процесс усвоения школьником новых понятий происходит как бы в три этапа (I этап – понимание, II этап - осмысление, III этап – использование).
1 этап: понимание нового понятия
Употребляет термин (понятие) при объяснении нового материала
Термин (понятие) в пассивном словаре школьника. Дети не оперируют с термином - только понимают его значение.
2 этап: мысленное (пассивное) использование
Дает устное или письменное упражнение: опознать и выделить обозначаемые данным термином явления из ряда других
Опознают, выделяют, обозначаемые данным термином явления, подбирают общие понятия к частному примеру
3 этап: активное использование понятия
Дает упражнение на подбор общего понятия к предъявляемому частному примеру
В процессе выполнения упражнений термин переводится из пассивного словаря в активный
Реализация этого процесса идет через формирование умений обобщать понятия, ограничивать понятия, классифицировать их и пр., то есть на основе целенаправленного анализа объекта исследования, (его модели), выделяется существенное и несущественное, что обобщается, а затем на основе общего способа решаются частные задачи.
Так, на примере частного случая дети выделяют существенные признаки линейных алгоритмов, затем применяют как способ при создании других алгоритмов.
Иллюстрация к способам деятельности на урока х (разработано учителями-методистами начального звена, в частности Жуковой Т.В., Матвеевой Л.М. и др.)
Что касается собственно содержания образования по информатике младших школьников, то единого подхода нет до сих пор. Одни методисты считают необходимым изучение фундаментальных основ информатики, конечно с учетом возраста и уровня развития детей. Другие считают, что необходимо лишь освоение компьютера и компьютерных технологий с тем, чтобы младшие школьники могли использовать компьютер как инструмент для изучения других предметов и в повседневной учебной деятельности, как средство досуга, общения и доступа к информационным ресурсам человечества. Автору второй подход представляется более продуктивным, особенно на фоне ускоренного проникновения информационных технологий во все стороны жизни. Первый подход рационален тем, что младшие школьники могут работать на компьютере во время урока не более 15 минут в день, а остальное время урока можно посвятить изучению основ информатики.
Тем не менее, по поводу целей и содержания обучения продолжаются дискуссии - приведём некоторые высказывания учителей и методистов об этом.
Н.В. Софронова [8] отмечает, что обучение информатике имеет стратегической целью развитие мышления ребенка и решает следующие задачи:
• научить ребенка осмысленно видеть мир и ориентироваться в нём;
научить полноценно и продуктивно общаться (с людьми и техникой), уметь принимать решения.
О.Ф. Брыскина [9] предлагает проведение информационных минуток на уроках информационной культуры начиная уже с первого класса. Они посвящаются расширению представлений детей об устройствах персонального компьютера, магнитных дисках, компьютерных вирусах, применению компьютеров в повседневной жизни.
Л.И. Чепёлкина [7] считает, что пропедевтический курс для младших школьников в целом следует иметь развивающее, а не обучающее значение, хотя на занятиях дети и приобретают начальные навыки работы на компьютере. Сам курс должен быть направлен на то, чтобы:
помочь ребенку осознать собственную связь с окружающим миром и осмыслить информационную природу этой связи;
развить представление об информационной картине мира, общности закономерностей информационных процессов в различных системах;
развить способность к быстрой адаптации в изменяющейся информационной среде;
сформировать представление о роли и месте информационных технологий, подготовить к их успешному освоению.
Н.Н. Ускова [25] считает, что курс информатики должен быть развивающим, а основной принцип его построения должен заключаться в реализации системного подхода к педагогическому процессу. Он должен включать задания на развитие новых качеств мышления: структурности, операционности, готовности к экспериментированию, ориентационной гибкости, понимания сущности проблемных ситуаций, нетривиальное восприятие кажущихся очевидными фактов, грамотный выбор тактики решения и усвоения нестандартных связей между входной и выходной информацией. Наиболее эффективным для реализации этого является использование информационного моделирования.
Введение в информатику. Информация в окружающем мире.
Введение в алгоритмику.
Редактирование текстовой информации.
На втором году обучения:
Обработка графической информации.
Музыкальная информация и её редактирование.
Введение в программирование.
Работа над проектами из разных предметных областей.
Для младших школьников интересными темами проектов могут быть: рисунок дачного домика, родословное дерево, логотип класса, классная стенная газета и др.
Департамент общего образования Минобраза России предлагает уже со 2 класса изучать такие информационные процессы, как: сбор, поиск, хранение и передача информации. А также расширять компьютерную составляющую за счёт обучения клавиатурному письму, пользования мышью, изучения внешних аппаратных устройств компьютерной техники, работы с простейшими обучающими игровыми программами.
Компьютерная составляющая курса охватывает темы:
компьютерные и некомпьютерные средства информационных технологий;
компьютер и правила работы на нём;
создание информационных объектов на компьютере;
поиск информации в компьютере и на компакт-дисках.
Некомпьютерная составляющая курса включает темы:
информация и её виды ;
организация, хранение, поиск и анализ информации;
алгоритмы и их исполнение;
таблицы, схемы, графы;
логика и рассуждения;
моделирование и конструирование.
Как видно из этого краткого рассмотрения, дискуссии по поводу содержания курса информатики для младших школьников будут продолжаться и далее по мере накопления опыта преподавания. Но большинство методистов считают важными задачами курса - развитие логического, алгоритмического, системного мышления детей и формирование на этой основе информационной культуры.
18.2. Пропедевтика основ информатики в начальной школе
овладение начальной компьютерной грамотностью.
Основное содержание пропедевтического курса можно свести к следующим основным направлениям:
Понятие информации и её роли в жизни человека и общества.
Первоначальные сведения о компьютере и работе на нём.
Понятие об алгоритмах, исполнителях алгоритмов, разработка простейших алгоритмов.
Решение логических задач.
Работа на компьютере с прикладными, обучающими, развивающими и игровыми программами.
Если сравнить это содержание с содержанием базового курса информатики, то можно видеть много общего, что вызвано концентрическим принципом построения всего школьного курса информатики. Поэтому пропедевтический курс в начальной школе можно рассматривать как первый концентр всего курса. При концентрическом построении курса учебный материал делят на части (обычно на две) - концентры, и сначала изучается наиболее простые вопросы всех разделов программы, а затем более сложные вопросы из тех же разделов. При этом содержание первого концентра кратко повторяют при изучении второго. Достоинством концентрического расположения курса является постепенное нарастание трудностей учебного материала, а недостатком являются большие затраты времени при повторах материала. В случае курса информатики концентров оказывается не два, а значительно больше. Если проанализировать существующие учебники информатики, то можно насчитать 4 и даже более концентра - практически в каждом последующем классе мы можем видеть учебный материал, повторяющий материал предыдущего класса. Только в профильном обучении в 10 и 11 классе принят линейный принцип построения.
Для пропедевтического курса в 2-4 классах концентрическое построение дополняется ступенчатым, при котором учебный материал разделен на 3 части, но при этом некоторые разделы проходят только на первой ступени, а другие - только на второй и третьей, и есть разделы, материал которых распределен для изучения на всех ступенях. Преимуществом такого построения является равномерное распределение трудностей учебного материала в соответствии с возрастными возможностями учащихся.
К образовательному стандарту 2004 года прилагается типовая программа пропедевтического курса информатики для 2-4 классов общеобразовательной школы, авторами которой являются: Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Коно-патова, Л.П. Панкратова [2]. В пояснительной записке сформулированы цели курса:
1) Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.
Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.
Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.
Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.
Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе.
Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т.д.
Перед курсом ставятся следующие задачи:
• развить общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т.е. умения работать с информацией (осуществлять её сбор, хранение, обработку и передачу, т.е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и
• формировать умение описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
• формировать начальные навыки использования компьютерной техники и информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Содержание пропедевтического курса предлагается строить на основе трёх основных идей:
Элементарное изложение содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.
Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.
Формирование и развитие умений целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т.д., то есть описывать объекты реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на различных носителях информации.
Программа содержит подробный перечень требований к уровню подготовки выпускников начальной школы, которые дополняют, расширяют и раскрывают требования образовательного стандарта. Выпускники должны понимать:
что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном
что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;
что данные - это закодированная информация;
что тексты и изображения - это информационные объекты;
что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, теста, рисунка, таблицы);
правила работы с компьютером и технику безопасности ;
представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;
называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер);
пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;
создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.
Как видно из этого рассмотрения, пропедевтический курс достаточно обширен и сложен для реализации в его практической части, особенно в условиях ограниченности времени, отводимого на уроке для работы на компьютере.
Контрольные вопросы и задания
Почему курс информатики в начальной школе должен быть пропедевтическим?
Что, на ваш взгляд, должно быть содержанием обучения информатике в начальной школе?
Почему среди методистов нет единого подхода к содержанию курса информатики для начальной школы?
Приведите основное содержание компьютерной и некомпьютерной составляющих курса информатики для начальной школы, рекомендуемое Департаментом общего образования Минобраза России.
Какие достоинства и недостатки имеет концентрическое построение курса информатики?
Составьте перечень целей пропедевтического курса информатики, изложенные в типовой программе для 2-4 классов.
Составьте перечень умений, которые надо сформировать в ходе изучения пропедевтического курса информатики.
Глава 19. Основные подходы к методике обучения информатике младших школьников
19.1. Особенности мышления младших школьников
Чтобы рассмотреть методику обучения младших школьников вначале целесообразно ознакомиться с особенностями их мышления [4].
Как указывал Л.С. Выготский, ребёнок вступает в школьный возраст с относительно слабо развитой функцией интеллекта, по сравнению с восприятием и памятью, которые у него развиты значительно лучше. Первоклассники легко и быстро запоминают яркий, эмоционально впечатляющий материал. При этом они склонны к буквальному запоминанию. И только постепенно у них начинают формироваться приемы произвольного, осмысленного запоминания. Мышление у младших школьников эмоционально-образное. Они ещё мыслят формами, звуками, ощущениями. Особенность такого типа мышления следует учитывать в содержании учебной работы по информатике.
Исходя из этих особенностей важной задачей обучения в начальной школе является постепенное развитие эмоционально-образного мышления в направлении к абстрактно-логическому, которое продолжается в средних и завершается в старших классах. На первом этапе необходимо перевести мыслительную деятельность ребёнка на качественно новую ступень - развить мышление до уровня понимания причинно-следственных связей. В начальной школе интеллект развивается очень интенсивно, поэтому большое значение имеет деятельность учителя по организации такого обучения, которое бы в наибольшей степени способствовало развитию мышления ребёнка. Такой переход в мышлении способствует перестройке и остальных психических процессов - восприятия, памяти.
Перевод процессов мышления на качественно новую ступень и должен составлять основное содержание работы педагогов по умственному развитию младших школьников. Эффективно эту задачу можно решать на уроках информатики, которая, наряду с математикой, физикой и классическими языками, в наибольшей степени обладает способностью формировать мышление ребёнка.
Размер области зрительного восприятия у младших школьников сужен и поэтому они не могут охватить одним взором всю информацию на экране компьютера, особенно при работе с открытым окном программы текстового редактора, содержащего десяток команд и несколько десятков кнопок. Эту особенность восприятия необходимо учитывать при изучении прикладных программ и распределять учебный материал такими порциями, которые позволяли бы учащимся охватывать сюжетно важные элементы изображения на экране компьютера. Интерфейс игровых программ для детей младшего возраста обычно построен с учетом этих особенностей. В них экранные окна не перегружены информацией и часто содержат изображения персонажей, известных детям из детских сказок, мультфильмов, что облегчает восприятие и работу с ними.
Похожие документы:
Предисловие - 9 - раздел 1 общие вопросы методики преподавания информатики и икт в школе - 11 -
Предисловие - 9 - Раздел 1. Общие вопросы методики преподавания информатики и ИКТ в школе - 11 - Глава 1. Предмет информатики в школе -11 - Информатика как наука и как учебный предмет - 11 - История введения предмета информатика в отечественной .
ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ
Отчет профессионального образования за 2008 год
. вопросы . 11 . Раздел № . информатики и ИКТ (Босова Л.Л., г. Коломна, УМЦ РУО 22 января 2008 г.). Проблемы преподавания информатики и ИКТ в школе . Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика . 56. Предисловие // Научные школы Московского .
Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета (4)
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу новинской сош на 2012 – 2015 уч г
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Многие изменения, происходящие сегодня в российском обществе, привели к пересмотру не только форм, но и содержания современного школьного образования. Эти изменения обусловлены увеличением потока информации , с которой связана деятельность любого человека.
Психологическая готовность ребёнка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе , что предполагает овладение компьютерной грамотностью. Не менее важно формировать у учащегося навыки алгоритмического мышления и умения логически мыслить.
Все это предъявляет качественно новые требования к первому звену школьного образования в начальной школе. Обучение информатике стоит начинать именно в начальной школе. В этом возрасте дети легче усваивают основные понятия информатики и получают практические навыки работы на компьютере. Новые информационные технологии в образовании в сочетании с традиционными средствами способствует развитию ребенка как творческой личности.
Поэтому возникла необходимость в переносе изучения пропедевтического курса информатики из средних классов школы в начальные, так как наиболее интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте, при этом внимание становится произвольным, происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, восприятие принимает анализирующий и дифференцирующий характер, совершенствуется память.
С каждым годом растёт количество школьников, имеющих свой персональный компьютер, а распространённость компьютеров в мире настолько велика, что умение использовать их в повседневной деятельности формирует новый стиль жизни и становится элементом общей культуры человека.
б ) цели и задача введения курса.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей :
развитие способностей ориентироваться в информации разного вида; в элементах алгоритмической деятельности; образного и логического мышления;
освоение знаний, составляющих основу информационной культуры;
овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;
воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности; этических норм работы с информацией, бережного отношения к техническим устройствам.
Целесообразно формировать у младших школьников не только элементы компьютерной грамотности, но и начальные знания основ информатики, осуществлять пропедевтику ее фундаментальных понятий и способов деятельности, т.е.:
– Формирование представлений о возможностях компьютера в области обработки информации (компьютер рисует, вычисляет, пишет…), хранения информации (компьютер запоминает рисунки, числа, тексты) и передачи информации (от человека к компьютеру, от компьютера к компьютеру, от компьютера к человеку).
– Формирование навыков работы с клавиатурой (набор текста, набор чисел, управление движением и фиксирование объектов на экране дисплея, выбор режимов работы по меню).
Задачи обучения информатике в начальной школе:
– познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
– дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
– дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.
Линии обучения информатике в начальной школе соответствуют линиям основной школы, но реализуются на пропедевтическом уровне.
Трехлетний цикл обучения информатике в начальной школе нацелен на формирование у учащихся умений применять знания, полученные на уроках информатики, на других предметах с использованием средств ИКТ.
Особенностью обучения информатике в начальной школе является постепенное наращивание компьютерной составляющей курса. В третьем классе учащиеся готовы к использованию ТСО и средств ИКТ с поддержкой учителя на уроках информатики и при обучении другим предметам, так как во втором классе они уже познакомились с этими средствами обучения на уроках информатики.
Ситуация с информатикой в начальной школе – и содержательная, и организационная – носит весьма запутанный характер. Курсов много, материалов много, но уверенности в том, что они содержат всю полноту информации зачастую нет даже у специалистов.
Учитель информатики, работающий в начальной школе, сталкивается с рядом трудностей как методического так и психолого–педагогического характера. Проблема заключается в том чему и как учить.
В первый же год работы учителем информатики в начальной школе возник вопрос: как при малом количестве часов (1 часа в неделю), довольно обширной программе (все, но "по верхам") и огромном интересе школьников сделать преподавание пропедевтического курса информатики интересным, наглядным, изучаемый материал - запоминающимся надолго, а не на один урок.
С учетом таких трудностей комплект пособий по информатике для начальной школы, кроме стандартного набора книг и рабочих тетрадей для школьника должен содержать пособия для учителя с конкретными поурочными планами, которое показывает учителю актуальность раннего обучения информатике, рассказывает о структуре пропедевтического курса и формулирует главные задачи такого курса, рассказывает о тех методических принципах, которые определяются спецификой информатики как стержнеобразующей дисциплины школьного образования. Также учебно-методический комплекс должен содержать компьютерные программы для детей начальных классов. В пособии должны быть отражены разделы, относящиеся к разным аспектам курса информатики для начальной школы, таким, как структура инструментария (система программных исполнителей и открытые программные системы), активные межпредметные связи, органически опирающиеся на специфику начальной школы, равновесная пропедевтика как алгоритмических, так и технологических направлений дисциплины и т.п. С учетом контингента школьников предлагаются формы занятий: разнообразные игры, инсценировки, турниры, кульминационно завершающиеся компьютеризованными фрагментами уроков.
Существуют различные УМК для НОО. Они различаются по содержанию, по методическому (психолого-педагогическому) подходу, по целям, по формирования каких-либо компетенций.
Сейчас информационные технологи это неотъемлемая часть процесса обучения. В связи с этим перед школой, педагогами и родителями встает вопрос о выборе учебника по информатике в начальной школе.
В рамках каждой и конкретной УМК существует раздел информатики, но они существенно различимы.
На сегодняшний день разработаны следующие учебно-методические комплекты:
5. Информатика. А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко
УМК Матвеева Н.В.: Для каждого класса предлагаются: учебник, рабочие тетради, методическое пособие для учителя. Также в состав УМК входит электронное пособие на CD-ROM, обеспечивающее освоение учащимися основных навыков работы на компьютере,
Эффективное взаимодействие всех участников учебного процесса: учителя начальных классов, учителя информатики, учеников определяют важную составляющую процесса формирования информационной культуры школьников. Взаимодействие учителей позволило определить темы, которые возможно использовать при интеграции, как практической, так и теоретической составляющих обучения информатике.
Программа данного учебника перекликается с программой учебника Босовой, к которому обучающиеся придут к 7 классу.
С введением ФГОС изучение предмета информатика начинается с 7 класса. Но с введением этого предмета в начальной школе встает следующая проблема: как быть с 5 и 6 классами? Вводить ли предмет с 5 класса или делать перерыв? Все эти проблемы и вопросы необходимо решать на МО и обсуждать с руководителем учебного заведения. Необходимо менять учебный план и рабочие программы. Так же возможно обзорно изучать предмет в 5-6 классах в рамках внеурочной деятельности или факультативно.
Внеурочная деятельность по информатике в начальной школе также проводится. В прошлом учебном году в 1 классах проводились внеурочные занятия по робототехнике. В нашей школе имеются наборы Лего education , с помощью которых ребята конструируют роботов и задают им линейные программы. Но тут встает другая проблема. Наборов всего 10, а желающих ребят больше, соответственно проводить такие занятия в разных параллелях нереально. Чтобы развивать данное направление необходимо закупать больше роботов и роботов следующей ступени, чтобы у учителей и обучающихся была возможность участия в различных конкурсах и олимпиадах. Проблемы внеурочной деятельности так же упирается в финансовые трудности в плане приобретения желаемого ПО.
Результатов по первому году обучения пока нет, но все в перспективе. Психологическая готовность ребёнка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе , что предполагает овладение компьютерной грамотностью. Не менее важно формировать у учащегося навыки алгоритмического мышления и умения логически мыслить.
Удалось достичь повышения интереса к предмету, просматриваются межпредметные связи. Учащиеся с удовольствием усваивают учебный материал, выполняют проекты, участвуют в конкурсах. При окончании курса информатики начальной школы практически все учащиеся владеют всеми навыками и знаниями, оговоренными в программе информатики начальной общеобразовательной школы.
Пропедевтическая подготовка школьников в области информатики и ИКТстроится на основании следующих принципов:
1) преемственность — пропедевтическая подготовка рассматривается как важнейший этап непрерывной подготовки школьников в области информатики и ИКТ, что предполагает тесную взаимосвязь ее содержания с содержанием последующих этапов;
2) целостность— пропедевтическая подготовка полностью охватывает весь период, предшествующий ее базовому этапу, и предполагает на каждой из двух ступеней пропедевтического этапа (начальная школа, 5-7 классы) последовательное отражение в содержании сквозных направлений информационной подготовки (информационные процессы; информационное моделирование; информационное управление) в интересах развития личностных ресурсов обучающихся;
3) фундаментальность — включение в содержание подготовки теоретических вопросов, связанных с овладением общими способами информационной деятельности и информационного взаимодействия и ориентированных на формирование базы для освоения новых технологий и межпредметных, общеучебных умений в условиях информатизации общества и образования;
4) практическая направленность— в процессе подготовки у школьников формируются умения и навыки, которые в условиях информатизации образования становятся необходимыми в учебной деятельности по всем предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни и дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
6) инновационность — пропедевтическая подготовка ориентирована на формирование умения учиться, умения работать в коллективе, на развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.), способности осуществлять выбор и нести за него ответственность.
Техника безопасности
Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе:
Учителю необходимо придерживаться рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся на занятиях по информатике:
1. В целях экономии времени материалы, размещенные в Интернете, могут быть приготовлены учителем или методистом по информатизации обучения школы заранее и использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске.
2. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете.
3. Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам. Ниже приведены рекомендации гигиенистов по организации рабочего места ученика.
4. Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были обращены к стене помещения.
5. Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола.
6. Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.
7. Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.
8. Уроки в компьютерном кабинете рекомендуется проводить совместно с лаборантом.
Примерный комплекс упражнений для глаз:
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1–4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1–4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1–4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1–6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3–4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1–6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
Пропедевтическая подготовка школьников в области информатики и ИКТстроится на основании следующих принципов:
1) преемственность — пропедевтическая подготовка рассматривается как важнейший этап непрерывной подготовки школьников в области информатики и ИКТ, что предполагает тесную взаимосвязь ее содержания с содержанием последующих этапов;
2) целостность— пропедевтическая подготовка полностью охватывает весь период, предшествующий ее базовому этапу, и предполагает на каждой из двух ступеней пропедевтического этапа (начальная школа, 5-7 классы) последовательное отражение в содержании сквозных направлений информационной подготовки (информационные процессы; информационное моделирование; информационное управление) в интересах развития личностных ресурсов обучающихся;
3) фундаментальность — включение в содержание подготовки теоретических вопросов, связанных с овладением общими способами информационной деятельности и информационного взаимодействия и ориентированных на формирование базы для освоения новых технологий и межпредметных, общеучебных умений в условиях информатизации общества и образования;
4) практическая направленность— в процессе подготовки у школьников формируются умения и навыки, которые в условиях информатизации образования становятся необходимыми в учебной деятельности по всем предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни и дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
6) инновационность — пропедевтическая подготовка ориентирована на формирование умения учиться, умения работать в коллективе, на развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.), способности осуществлять выбор и нести за него ответственность.
Техника безопасности
Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе:
Учителю необходимо придерживаться рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся на занятиях по информатике:
1. В целях экономии времени материалы, размещенные в Интернете, могут быть приготовлены учителем или методистом по информатизации обучения школы заранее и использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске.
2. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете.
3. Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам. Ниже приведены рекомендации гигиенистов по организации рабочего места ученика.
4. Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были обращены к стене помещения.
5. Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола.
6. Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.
7. Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.
8. Уроки в компьютерном кабинете рекомендуется проводить совместно с лаборантом.
Примерный комплекс упражнений для глаз:
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1–4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1–4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1–4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1–6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3–4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1–6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
Читайте также: