Почему создание сэв вызвало негативную реакцию в некоторых странах восточной европы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Между тем масштабы и формы производственной кооперации внутри СЭВ существенно отставали от западных стандартов. Этот разрыв увеличивался вследствие невосприимчивости нерыночного хозяйства к НТР.

В 1987 году было решено создать единый социалистический рынок. Реформирование системы внешнеэкономических связей при сохранении в прежнем виде экономики стран—членов СЭВ было нереально. Кризис взаимного экономического сотрудничества стран СЭВ продолжал углубляться. В 1988 в рамках СЭВ была разработана и введена система сертификации СЕПРОРЕВ, которая отличалась от принятых международных систем тем, что кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, которая поставлялась в страны-члены СЭВ. После смены режимов в восточноевропейских странах-членах СЭВ их новые правительства стали радикально пересматривать свои экономические и политические интересы. Приобретя полноценную независимость и начав решительные экономические преобразования, они взяли курс на максимально быстрое включение национальных экономик в мировое хозяйство, прежде всего в западноевропейские интеграционные процессы. Одновременно началась открытая и беспрецедентно острая критика СЭВ как организации, с одной стороны, и системы экономического взаимодействия в его рамках, — с другой.

В 1991 году СЭВ общей волей своих членов прекратил существование, не оставив преемника. Вместе с этим завершилась и история социалистической экономической интеграции.

Причины распада СЭВ и его последствия

Безденежная торговля, которую на протяжении десятилетий вели страны соцлагеря, привела к тому, что практически все члены СЭВ пребывали в уверенности, что их обманывают, что их страна дает больше, чем получает. Социнтеграция вела к нивелировке экономик стран—членов СЭВ: сильные проигрывали, а слабые выигрывали.

Двухпартийная система США

В США исторически сложилась двухпартийная система, в результате чего на выборах всех уровней соперничают кандидаты от двух партий:

• демократической и республиканской. В прошлом демократическая партия, основанная в 1828 г. представляла интересы рабовладельческого Юга, а республиканская, основанная в 1854 г., интересы промышленно Севера. После отмены рабства в 1865 г. различия между партиями стали минимальными.

В настоящее время республиканская партия имеет сильные позиции на северо-востоке страны, ее поддерживают, как правило, средние и обеспеченные слои населения, преимущественно белые избиратели. У демократической партии сильные позиции на Юге, часто ее избирателями являются бедные слои населения, а также чернокожие и испаноязычные.

Партии не имеют фиксированного членства, членских билетов, но имеют разветвленный партийный аппарат в каждом штате и в столице. Деятельность партий и их партийных аппаратов мобилизуется по мере приближения выборов. Практически невозможно стать членом Палаты представителей, сенатором, губернатором штата, президентом США без поддержки партии (т. е. не будучи ее кандидатом) и ее организационных структур (аппарата).

Нередко партии в США именуют избирательными машинами. Все выборы в США проходят две стадии:

• праймериз (первичные выборы);

Во время праймериз идет борьба внутри каждой партии за право стать ее официальным кандидатом (в Конфесс по округу, в губернаторы, президенты). Окончательно вопрос о кандидате решают рядовые члены партии путем голосования (в округе, штате, масштабе страны).

Когда от каждой партии определяется единственный кандидат на выборную должность, начинается второй этап: борьбу уже непосредственно за должность ведут два кандидата - от демократической партии и от республиканской.

На всех выборных должностях, включая президента США, республиканцы и демократы периодически сменяют друг друга. Соперничество партий заставляет выборных лиц всегда быть "в форме". В то же время, поскольку цели партий схожи, государственный курс в целом остается тем же.

В США предпринимались попытки создать другие партии, помимо демократической и республиканской, выдвинуть "третьего кандидата", но все они заканчивались провалом. "Третьи" партии имели временный характер, были маловлиятельны и быстро рассыпались, не сумев поколебать сложившуюся двухпартийную систему.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Глава II . Деятельность СЭВ………………………………………………………7

2.1. Период успешного функционирования……………………………. ……. 7

Глава III . Причины распада и значение СЭВ………………………………..…12

Образование в середине XX века Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) явилось важной вехой в истории всего мирового сообщества. За время своего существования Совет превратился в авторитетную динамичную экономическую интеграционную структуру во главе с СССР. Несмотря на то, что СЭВ самоликвидировался в 1991 году, анализ и изучение его экономической деятельности, развития интеграционных процессов и по сей день крайне актуальны.

Целью данной работы является изучение истории создания и деятельности Совета Экономической Взаимопомощи в XX веке.

Для этого поставлены следующие задачи:

Анализ истории образования СЭВ;

Рассмотрение основных этапов деятельности;

Выявление причин распада СЭВ и его значение для государств, входящих в него.

Глава I . Образование СЭВ

Глава II . Деятельность СЭВ.

2.1. Период успешного функционирования

В первые полтора-два десятилетия экономика и взаимные связи стран СЗВ развивались достаточно динамично: в тот период, как свидетельствовали объективные сопоставления, они неуклонно улучшали по многим показателям свои позиции в экономическом соревновании двух систем. На фоне успехов родилась идея не только координировать друг с другом пятилетние народнохозяйственные планы, но и согласовывать перспективы развития на более длительный период в 10-15 лет. А для этого важно было наметить общие стратегические ориентиры в экономическом сотрудничестве.

Тем не менее, провозгласив новые принципы и начав не без успеха претворять их в жизнь, Совет Экономической Взаимопомощи оказал определенное влияние на подход развивающихся государств к переустройству мирового экономического порядка, да и на представления международных политических и интеллектуальных кругов по этим вопросам.

Как уже отмечалось, международное разделение труда означало, что каждая страна будет специализироваться на тех отраслях, которые наиболее соответствуют условиям данной страны (сырье, кадры, традиции) с тем, чтобы обеспечить продукцией этих отраслей и другие страны, получая в обмен их продукцию. Подобное разделение труда требовало координации народнохозяйственных планов: в них необходимо было учитывать потребности в той или иной продукции не только своей страны, но и других стран; необходимо было рассчитать и сделать соответствующие запросы на продукцию других стран. Иными словами, требовалось планирование уже в международном масштабе.

2.2. Кризисные годы

После смены режимов в восточноевропейских странах-членах СЭВ в конце 1980-х их новые правительства стали радикально пересматривать свои экономические и политические интересы. Приобретя полноценную независимость и начав решительные экономические преобразования, они взяли курс на максимально быстрое включение национальных экономик в мировое хозяйство, прежде всего в западноевропейские интеграционные процессы. Одновременно началась открытая и беспрецедентно острая критика СЭВ как организации, с одной стороны, и системы экономического взаимодействия в его рамках, — с другой.

Логинова и Травина считают, что «Самым существенным недостатком

Член-корреспондент РАН Михаил Липкин — о том, чем был хорош СЭВ

Беседовала Светлана Сухова

СЭВ начала 1960-х был серьезным конкурентом западноевропейской модели интеграции

СЭВ начала 1960-х был серьезным конкурентом западноевропейской модели интеграции

Фото: Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

СЭВ начала 1960-х был серьезным конкурентом западноевропейской модели интеграции

Фото: Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

— Михаил Аркадьевич, интерес, проявленный к СЭВ в нынешний юбилейный год, вызывает ощущение, что современные интеграционные процессы на пространстве бывшего СССР зашли в тупик. Так ли это? И можно ли было бы привнести в них что-то из опыта СЭВ?

— Честно говоря, я не стал бы давать столь категоричные оценки тому, что происходит на пространстве бывшего СССР. Я не вижу прямой связи с юбилеем СЭВ, и мне кажется, что при такой постановке вопроса есть явно завышенные ожидания того, что некие интеграционные процессы вернут нас в прошлое. Это невозможно. В то же время как раз опыт СЭВ показывает, что интеграция бывает разной и если она не похожа на наднациональную модель Евросоюза, то это вовсе не означает, что она непременно хуже. Мы наблюдаем сегодня кризис ряда международных институтов. ЕС, ООН, ОБСЕ, НАТО, СНГ, ЕАЭС — сегодня нет практически ни одного межстранового объединения, которое не испытывало бы проблем.


Михаил Липкин, директор Института всеобщей истории РАН, член-корреспондент РАН

— Чем интересен опыт СЭВ сегодня?

— Да всем — его просто не изучали до сих пор всерьез по документам. Бытовали два антиисторических мифа: апологетический — что все в СЭВ было прекрасно и он был лучше всех, и прямо противоположный — что все нерыночное изначально обречено на неудачу, поэтому и изучать, мол, СЭВ нечего. Документы свидетельствуют о том, что СЭВ, например, в версии начала 1960-х был серьезным конкурентом западноевропейской модели интеграции. Пока социалистическая интеграция шла по своим лекалам без попытки повторить западный опыт, так оно и было. Неудачи начались тогда, когда со своего пути свернули, а перейти на западные рельсы не хватило сил, времени и ресурсов.

Но СЭВ успел создать то, к чему Западная Европа подошла только в 2000-х — площадку для дискуссий стран с разными уровнями экономик и разным социокультурным наследием.

— Как же так, если он был главным спонсором?

— Хотите верьте, хотите нет, но Советский союз не всякое решение в рамках СЭВ мог провести так, как он считал нужным. Более того, не единичны случаи, когда ему удавалось настоять на своем, но другие страны саботировали исполнение. Таких случаев не один и не два. десятка. СЭВ был площадкой, где тот, кто платит, собирает все шишки: Союз поставлял коксующийся уголь в Польшу и закупал там более дорогой польский, чтобы поставлять его чехам себе в убыток. Аналогичным образом он стал покупателем почти всего болгарского табака. Документы архива СЭВ свидетельствуют, что на повестку дня СЭВ огромное влияние оказывали другие его члены. СССР как лидер выступал скорее в роли арбитра, чем диктатора, он с трудом справлялся с задачей примирения разных интересов и нахождения компромиссных формулировок для сохранения социалистического содружества.

— Отсутствие диктата все и сгубило?

Насколько успешны интеграционные опыты последней четверти века

Насколько успешны интеграционные опыты последней четверти века

— Нет. Идеи, предлагавшиеся странами — членами СЭВ, зачастую были интересны и с ними считались не только из соображений политической целесообразности. Если бы Москва проявила диктат, то мир не увидел бы такого экономического ноу-хау, как международное социалистическое разделение труда или комплексные программы ускоренной индустриализации. Как показывает опыт СЭВ, жесткая централизация вредит любой экономической интеграции. Это стоит учесть и сегодня.

— Но вы же сказали, что диктата не было?

— Но СССР долго протянул…

— Потому что опомнились. Пока был жив вождь всех народов, СССР больше отдавал, чем получал, а если и получал, то исключительно политические дивиденды. Об экономической выгоде Москва в тот период и не задумывалась. Для решения любых вопросов в рамках СЭВ в 1950-е созывались не экономисты, а партийные боссы. Даже после смерти Сталина от шаблона отошли не сразу: в 1955 году Молотов все еще именует лидерами соцлагеря СССР и Китай. Пытались предложить Мао вступить в СЭВ, КНР стала лишь наблюдателем на время. С приходом Хрущева случилась резкая смена формата — о СЭВ заговорили как об экономической основе мировой системы социализма. При Брежневе Москва всерьез задумалась над тем, как дорого ей обходится идеология, и тут же дала понять соратникам по блоку, что эпоха, когда СССР выступал в качестве дойной коровы, закончилась. Кредиты, энергоносители, сырье — отныне и навсегда все на взаимовыгодных условиях. Поэтому все совместные структуры в рамках СЭВ подлежали реформе. Тогда и выявилось главное отличие социалистического лагеря от капиталистического…

— Запад сделал ставку на развитие конкуренции, страны СЭВ — на распределение производства.

Документы показывают, как часто Москва предлагала братским странам перестать дублировать производство, мол, к чему это соперничество, когда распределение усилий даст куда больший эффект?

— Но тактика Запада оказалась более выигрышной в итоге…

— Не скажите! Уже в конце XX века Евросоюз уперся в ту же проблему дублирования производств и категорического нежелания национальных правительств поступиться хоть частью своего экономического суверенитета в угоду общему делу. И там тоже стали распределять, например сельскохозяйственные квоты. СССР и СЭВ столкнулись с этим раньше. Кстати, эта же проблема — между конкуренцией и перераспределением — мешает любой интеграции и сегодня. Посмотрите, какие жаркие дебаты идут в Европарламенте или Еврокомиссии: бывшие члены СЭВ не желают поступаться даже частью суверенитета. Не случайно западноевропейские страны проявляют сегодня такой интерес к теме синтеза рыночной и плановой экономик. Сегодня Брюссель занят укреплением наднациональных структур и углублением интеграции. Без распределения производств и рынков сбыта им не обойтись. Отсюда такой интерес к истории СЭВ — там все это уже проходили на три десятка лет раньше. Да и ЕАЭС такой опыт пригодился бы. Процесс экономического единения на постсоветском пространстве идет крайне медленно. Предыдущие попытки имели ограниченный успех (СНГ и ЕврАзЭС). Да и сейчас каждая из стран-участниц выговаривает себе исключительные условия, например, по таможенным правилам, а единая валюта — дело далекого будущего. СЭВ удалось куда как больше и у него есть чему поучиться — там был переводной рубль (в этом году у него тоже юбилей — 55 лет), хотя мировой валютой он стать не успел. Хотя, как знать, если бы косыгинские реформы удались. Это была попытка перезапустить экономический механизм и в самом СССР, и в СЭВ.

— И был шанс удержаться на плаву?

— В Восточной Европе сегодня нет ностальгии по утерянным возможностям эпохи СЭВ?

— В какой-то мере такая ностальгия присутствует, но не по соцлагерю, а по стабильным ценам, социальным гарантиям и зарплатам. Есть она и на Западе: в эпоху противостояния двух систем экономика каждого из блоков имела большее пространство для маневра. Сегодня же проблемы везде. Отсюда и поиск альтернативной модели интеграции. И история СЭВ — превосходное учебное пособие. Например, она демонстрирует, насколько важными для интеграции могут оказаться внешнеэкономические расчеты.

— В смысле их продуманности?

— В смысле их неосуществимости. Одна из причин распада СЭВ — неудача его руководства по части переговоров с Европейским сообществом (предшественником ЕС) и подписания соглашения о сотрудничестве. Точнее, последнего в полноценном виде так и не случилось. А ведь восточноевропейские страны рассчитывали на то, что под крышей СЭВ им удастся выторговать у ЕС более выгодные условия для каждого из государств. Они были в этом кровно заинтересованы. И чем дальше, тем больше. В конце 1970-х шансы на подписание такого партнерства с Европейским сообществом были. Но время шло, переговоры затягивались, внутри СЭВ росло недовольство.

Какой была экономика СССР в 1989 году

Какой была экономика СССР в 1989 году

А когда в 1988 году многолетний процесс переговоров увенчался подписанием рамочного соглашения, терпение лопнуло. Сравните с тем, что происходит сейчас: представительская функция интеграционных блоков не потеряла своей актуальности за 30 лет. Недаром ЕАЭС пытается играть активную роль в диалоге с тем же Евросоюзом и другими международными организациями и объединениями, выступая как региональное объединение. Весь вопрос в том, насколько это получается. Но запрос на усиление веса участников блоков путем совместных действий сохраняется. Как остается актуальной и проблема последствий любых территориальных расширений.

— Вы о Евросоюзе и его продвижении на восток?

— И СССР надорвался?

— Стало быть, модель СЭВ была выстроена неверно?

-нет-

05 января 1949 -нет-, -нет-

5 января 1949 года был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Участниками нового содружества стали страны социалистической Европы, а именно: Румыния, Болгария, Советский Союз, Польша, Чехословакия и Венгрия. Через несколько месяцев к ним присоединяется Албания, а на следующий год и демократическая часть Германии (ГДР).

Основной причиной создания этого экономического объединения в 1949 году стали разрушительные и масштабные последствия Второй Мировой войны. Страны Восточной и Западной Европы в ходе этого глобального военного конфликта понесли невероятные человеческие и экономические потери. Финансовый сектор этих государств был полностью разрушен. Восстановления требовала не только промышленность, но и жилой сектор, а также инфраструктура, не говоря уже о численности населения. Необходимы были регулярные поставки сырья, оборудования и, безусловно, продовольствия. В решении этих вопросов и призвано было помочь образование СЭВ.

Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. Высшим органом СЭВ являлась сессия, руководство осуществлялось Исполнительным Комитетом и Секретариатом Совета, которые находились в Москве. На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ.

Создание СЭВ изначально предполагало, что в его состав будут входить только европейские государства и СССР. Однако в 1962 году на очередном заседании было принято решение, что участниками союза вполне могут быть и другие страны, полностью разделяющие и поддерживающие основные цели объединения. Подобная коррекция политики СЭВ позволила включить в состав участников Монгольскую Народную Республику, Вьетнам и Кубу. Однако в 1961 году Албания разорвала все соглашения и прекратила свое участие в союзе, ввиду смены государственной позиции правительством страны. Несмотря на то, что СЭВ было образовано 1949 год, свою активную деятельность это экономическое сообщество начало лишь в 60-х. Именно в эти годы руководством самого крупного государства-участника (СССР) было принято решение превратить объединение в своеобразный социалистический лагерь, обладающим общим рынком. Иначе говоря, создалось подобие современному Евросоюзу.

Страны СЭВ с 1964 года начали активно взаимодействовать в масштабной системе банковских взаиморасчетов. Все операции производились через МБЭС (Международный Банк Экономического Сотрудничества), созданный в 1963 году. Через семь лет появилась новая финансовая структура. Ее задачей стала выдача долгосрочных кредитов на реализацию планов сообщества. Эта организация получила название Международного инвестиционного банка.

В 70-годы проводилась активная работа по экономическому объединению и взаимопроникновению. Было разработана СЭВ-программа, которая предполагала развитие высших форм государственной интеграции: инвестиций, производственной кооперации, сотрудничества в области научно-технических разработок. Именно в этот период возникли различные интернациональные концерны и предприятия. Через СЭВ координировалась бартерная система торговли между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка планов.

На долю стран-членов СЭВ в 1975 приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз. На начало 1975 года СЭВ поддерживал отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями.

В октябре 1974 года организации был предоставлен статус наблюдателя в ООН. Однако внутри коалиции назревала тенденция к капиталистическому пути развития рынка. СССР делал попытки присоединиться к новым экономическим программам, но безуспешно. Политическая обстановка 80-х привела к смене правительств и государственного строя в ряде стран-участниц (самом Советском Союзе, в том числе).

Формально СЭВ был распущен в 1991 году по инициативе его членов. В то же время, нельзя не отметить, что создание СЭВ позволило многим странам Европы возродить разрушенную войной экономику и подняться на новый уровень экономического развития.

Читайте также: