Почему советская школа была лучше нынешней

Обновлено: 05.07.2024

Если ты отправляешь ребенка в школу, пришел момент подбочениться, пригорюниться и выложить ему все, что было в наше время!

Первое сентября — это праздник со слезами на глазах (или радости, что тебе туда больше не надо). Ну и, конечно, время теплых ламповых воспоминаний.

Мы собрали ностальгический список того, что было в школе суровых времен СССР, в сравнении с тем, что есть сейчас.

1. Родительские собрания vs родительские чаты

Часто ли интересовались школой советские родители? Нет, не оценками, а именно школьной жизнью. Скорее всего, пару раз в год на родительских собраниях. Вот после этого можно было отхватить за все прогулы и хулиганства.

У современных родителей жизнь устроена совершенно иначе. Родительский чат начинает разрываться на мелкие сердечки еще за пару недель до 1 сентября. Что дарим учителям? Во сколько линейка? Почему в этом году опять нет формы.

Теперь ты родитель 24х7, и представь, каково от этого твоему ребенку!

2. Забыл социальную карту-пропуск vs забыл сменку

Да и зимой, если честно, забывали ее и специально, потому что сменные туфли уродливые, а сапоги красивые. Потом этих самых модниц в сапогах выставляли в линейку перед классом и отчитывали с особой строгостью или даже вызывали к завучу, потому что следы от сапог регулярно красовались на стенах школы, некоторые из них — довольно высоко. Однако модницы тут были ни при чем. Дело было в том, что карате в сапогах — это гораздо круче, чем карате в сменке!

Сейчас сменка по-прежнему есть, однако гораздо страшнее забыть пропуск в школу. Во-первых, если школьник добирается на общественном транспорте, полный провал происходит уже на этом этапе. Во-вторых, пропуск не просто открывает турникет на входе, но и отмечает посещаемость. Могло ли нам привидеться в самом кошмарном сне, что уже на входе в школу роботы будут определять всех опоздавших?

Нет, все-таки мы готовы десять раз забыть сменку, чем договариваться с турникетом!

3. Электронный дневник vs затертая двойка

Сколько было лайфхаков на тему того, как превратить двойку в тройку? Хотя, конечно, художников неизбежно ловили. А зашвырнуть дневник за шкаф? А сжечь его? Все что угодно, только не нести родителям в конце четверти с замирающим сердцем.

У некоторых предки вообще смотрели этот печальный документ каждую неделю. Например, по субботам. Или еще хуже — по воскресеньям с утра. Чтоб уж точно, если что, — никаких диснеевских мультфильмов.

Современный электронный дневник, конечно, частенько глючит, однако при этом защищен от подделок и потерь. Скачал приложение на телефон — и вот тебе, родитель, вся успеваемость, а также гербарий в творчестве Пушкина сегодня на вечер. Наслаждайся.

4. У кого какой телефон и кроссовки vs ходим строем и поем хором

Проблема собрать школьника в школу, чтобы не хуже, чем у всех, с каждым годом встает все острее. Кроссовки, одежда, рюкзак, телефон… Все, во что ни ткни, подразделяется на крутое и отстой. Причем у всего крутого с каждым классом повышается ценник. При этом надо, чтобы на еще был изображен любимый персонаж из аниме.

Что и говорить, в советской школе это дело решалось проще. Школьная форма и портфель (ну, может, дипломат в старших классах) — это было скучно, занудно и ненавистно, однако у всех одинаково.

Что уж говорить, про тренировочные химические атаки и военку. Пыльные противогазы из специального шкафа надевали всем классом, как только руки доходили. Ну а автомат Калашникова собирали вообще вслепую. Суровые были дети!

5. Сборы на шторы vs cбор макулатуры

6. Летний иммерсивный лагерь vs подшефные колхозы

В советское время у многих школ были подшефные колхозы или комбинаты. Там дети могли в простой, спартанской атмосфере на свежем воздухе собирать клубнику до боли в животе (от переедания, естественно), заготавливать желуди для свиней или, если дело происходило в городе, делать какую-нибудь несложную конвейерную работу. Ту самую, которой сейчас заняты дети Бангладеш.

Также во время подобных трудовых вылазок можно было впервые попробовать алкоголь и другие будущие радости студенческой общаги.

7. Школьный психолог vs трудовик и физкультурник

Современные школы в обязательном порядке оснащены школьным психологом, который разбирает конфликты неокрепших душ. Что это у нас там — депрессия? Неужели признаки синдрома расстройства внимания? А может, это следствие харассмента со стороны учителей или даже семьи?

8. Уборщицы vs дежурный по классу

Что такое мытье полов и соскребание с парт напластований различных художеств, современные школьники не имеют никакого представления. Ведь этим занимаются специально обученные уборщицы.

Жаловаться на низкий уровень образования в современной России практически модно. Мы все, кто закончили в свое время советские школы, недовольны уровнем знаний наших детей, которые заканчивают школы российские. И даже те из них, кто успешно сдает ЕГЭ не всегда могут ответить даже на самые простые вопросы.

Но ведь советская система образования не без оснований считалась (и была признана!) одной из лучших в мире. Что с ней случилось? Неужели за какие-то 30 лет после развала СССР с отличной системой образования могли произойти такие негативные метаморфозы? С 1960 года СССР стабильно занимал первые места в рейтинге самых образованных стран. А теперь российское образование практически нигде не котируется и не признается. Так чем же советские школы были лучше?

Кадры решают если не все, то многое

Да, у советских учителей была отличная профессиональная подготовка. И дело даже не в том, что кадровая подготовка будущих специалистов в СССР кардинально отличалась от современной. В основе всего лежала идея. Именно идейность учителей играет очень важную роль в их способности учить и воспитывать. Нужно быть твердо в чем-то убежденным, чтобы передать это детям.

И к месту будет здесь вспомнить слова И.В.Сталина на VIII съезде ВЛКСМ в 1928 году:

Овладеть наукой, выковать новые кадры большевиков — специалистов по всем отраслям знаний, учиться, учиться, учиться упорнейшим образом, — такова теперь задача.

И в основе советской системы образования были именно учителя. Сейчас, увы, таких учителей очень мало. Ведь идей, которыми можно гореть, практически не осталось. А ведь когда-то даже Бисмарк после победы в битве при Садовой в 1866 году в войне Пруссии против Австрии сказал, что её одержал прусский народный учитель. Так что учителя всегда были основой образования. Быть учителем считалось почётно. Учителей уважали и родители и тем более сами школьники. Педагоги были настоящими авторитетами.

Мотивация школьников

Советские школьники хотели учиться. Им с раннего детства внушали про:

В современных школах больше переживают о самооценке и психологическом климате учеников, чем об уровне их знаний. Детей учат не переживать за оценки. И конечно, никаких коллективных проработок двоечников давно нет.

Равные права для всех

Главным преимуществом советской системы школьного образования можно назвать его доступность для всех. Это право было закреплено конституционно (статья 45 Конституции СССР 1977 года). Главное отличие советской системы образования от американской, английской, или современной российской заключалось в единстве и согласованности всех звеньев образования. Не было гимназий, лицеев, элитных школ. Все школы были одинаковыми, программа была единой по всей стране. и требования тоже были едиными, как и критерии оценивания. В Москве, в Ереване, в Батуми, во Львове, в Витебске, в Караганде или далекой сибирской деревне, везде учили оному и тому же. По одним и тем же учебникам.

А школьники ходили в школы по всей стране в одинаковых костюмах, форменных платьях и фартуках. Мы учили одну историю, литературу, одни и те же теоремы и формулы. Хотя у нас и не было единых для всех ВПР и ЕГЭ. Парадокс, да? Уйти от единой школьной программы, но внедрить единую экзаменационную систему для детей с разным уровнем подготовки.

Чёткая вертикальная система

Еще одно отличие от современных российских школ — четкая образовательная вертикаль:

  • начальная школа;
  • средняя школа;
  • ПТУ или техникум;
  • вуз;
  • аспирантура;
  • докторантура.

Она есть и сейчас, но в размытом виде. В советское время четкое понимание ступеней давало возможность школьникам точно спланировать вектор своего обучения. Для каждой ступени были выработаны единые программы и требования. При переезде родителей или смены школы по каким-либо иным причинам не было необходимости заново изучать материал или привыкнуть к системе, применяемой в новом образовательном учреждении.

Да, были профильные классы и школы, где дети могли углубленно изучать те или иные предметы. Но туда нужно было поступать. И с целью именно учиться дальше. А не так, как сейчас просто ради престижа и не всегда со способностями.

Воспитание

Да, в советских школах воспитывали. При этом именно школьное воспитание декларировалось как основной. Родители должны были только помогать в этом учителям и пионерским вожакам. А как иначе? Ведь родители работали и видели своих детей всего по нескольку часов вечером. А школа активно охватывала практически все свободное время учеников. В школах были секции, кружки, а главное, пионерские отряды. Постоянно проводились какие-то мероприятия:

  • сбор макулатуры или металлолома;
  • смотры строя и песни;
  • Зарницы и Веселые старты;
  • конкурсы стенгазет.

Среднюю школу активно привлекали к воспитанию младшеклассников-октябрят. Они были вожатыми и отвечали за досуг и успеваемость своих подопечных. А по вечерам в школах часто проводили концерты и даже дискотеки для старших классов. Так получалось, что времени на бесцельное времяпровождение у школьников практически не оставалось. И все время рядом были старшие, которые направляли, объясняли, учили. Воспитывали.

Да, получалось не всегда и не со всеми. Но все равно большинство советских школьников впитали все это.

Промокашки, уроки домоводства, шефство над двоечниками – сколько всего замечательного было в советской школе! Мы составили полный список отличий современной школы от прежней, советской. Или вам есть чем дополнить?


Л юди, которые как-то связаны со школьной жизнью (работают там или их дети учатся), без труда могут заметить, что нынешняя школа уже не та, что была в советское время. Разберём 10 отличий современной школы, куда ходит мой ребёнок, от школы 80-х годов – именно тогда я училась.

1. Система шефства

К примеру, я училась хорошо. Но были в нашем классе дети, которые отставали по программе, сложно воспринимали новый материал, плохо делали домашние задания. Таких ребят учитель распределяла по отличникам. Ко мне домой после уроков приходил одноклассник Витя, и я ему объясняла то, что он не понял в школе, и помогала ему выполнять домашнее задание. Уроков тогда много не задавали, всё успевали: и погулять, и на танцы сходить, и на хор. Уроки делала на черновик, вечером мама проверяла, а я потом переписывала в рабочую тетрадь и спать ложилась вовремя.

В современной же школе отстающему по программе ребёнку могут помочь только родные, учитель в каникулярные дни или же репетитор.

2. Верные помощники учителям

В советской школе были вожатые-пионеры, которые помогали организовывать детей начальных классов на всевозможные мероприятия. За нашим классом тогда была закреплена отличница из 9 класса. Помню, как она с подружкой приходила к нам на переменах, играла с нами, чтобы мы не носились по коридорам. Ещё она нас водила в городской музей, он был напротив школы. Помню, как она приходила читать нам книжки и рассказывала какие-то истории. Так было интересно! Мы всегда ждали её прихода. Она и с мальчиками, которые хулиганили, проводила воспитательные беседы. Организовывала сбор макулатуры.


В современной школе старшеклассники осуществляют дежурство на этажах начальной школы, помогают организаторам в проведении мероприятий. В основном, они мало связаны с младшими классами, у них своя школьная жизнь. Воспитательная работа, организация досуга детей сейчас только на учителе начальных классов.

3. Коллективизм

4. Наказание

В советской школе могли дать указкой по голове, поставить в угол, выгнать из класса, лишить перемены. Сейчас в школе это запрещено. Педагог учитывает особенности каждого, словом решает проблемы и объясняет ребятам, что выяснять отношения надо без драки. Из класса выгонять нельзя, так как ученик прослушает изучаемый материал. Перемена должна начинаться строго по времени, задерживать детей после уроков нельзя.

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей - в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!

5. Отметки

Сейчас учителя стараются более лояльно относиться к ученикам начальных классов, двойки ставят в редких случаях, и многие рекомендуют родителям не ругать детей за плохую отметку. Уже на общешкольных собраниях родителям доносят, чтобы они не придавали отметкам большое значение. Нам с мужем очень трудно было это понять, так как мы учились в советской школе, и оценки для нас играли огромную роль. За двойки папа мужа ремнём по квартире гонял его. Если среди пятёрок появится хоть одна четвёрочка, то моя мама вся в лице менялась, настаивая, чтобы я её немедленно исправляла и не позорилась.


6. Экзамен

В советской школе учителя давали темы билетов задолго до экзамена. Ответы на них были у каждого ответственного ученика. Оставалось только выучить материал и рассказать своему учителю в присутствии его коллег. Сложность заключалась в том, что учить надо было все билеты, ведь ты не можешь угадать, какой достанется тебе.

Сейчас я с содроганием жду экзаменов дочки, ГИА и ЕГЭ пугают. Сколько нервов, времени и денег уходит на подготовку к ним! Уже с начала года, а то и раньше родители нанимают репетиторов, чтобы их ребёнок успешно сдал экзамен. Час подготовки у педагога со стороны стоит немалых денег. А таких часов в месяц много, ведь практически по всем сдаваемым предметам нужна хорошая база. Ученик только на экзамене узнаёт задания. Тесты предыдущих лет можно найти на просторах Интернета, но задания каждый год меняются.

7. Бумажный дневник

Я до сих пор храню этот документ у себя в шкафу. Иногда заглядываю туда, вспоминаю, как всё было. В дневник записывали домашние задания и нужную информацию об экскурсиях, выходных и праздничных мероприятиях. В дневник учитель писал замечания, и они никогда не оставались не замеченными родителями.


8. Промокашка

Это слово незнакомо современным детям, хотя этот предмет не помешал бы, особенно младшим классам. Раньше у меня в тетради всегда лежала промокашка – тоненькая бумажка, которая впитывала излишки чернил. Благодаря ей соседняя страница всегда была чистой, и руки не пачкались. В наши дни ручки для письма тоже не идеальны, некоторые текут, оставляют жирные следы. Когда закрывается тетрадь, пачкается соседняя страница, и у ребёнка все ладони в чернилах.

9. Единая школьная форма

В советское время, переехав в другой город, родители не покупали новую школьную форму. Она была одинаковая у всех учеников: у девочек коричневое платье, фартук, воротнички чёрные и белые, синие брюки и пиджак у мальчика, рубашка, значок октябрёнка или красный пионерский галстук. В наши дни каждая школа выбирает свою форму.

10. Ограниченные уроки технологии


Уроки труда я хорошо помню, мне они очень нравились, особенно на кухне. Мы разделялись на 2-3 группы и готовили салаты, выпечку, жарили картошку. А на перемене к нам прибегали мальчики и просили их угостить вкусненьким.

Дорогие мои коллеги! В честь начала учебного года хочется немного поставить под сомнение некоторые мифы о школе. Букв много, но думаю, что вам будет интересно их прочесть, а может, и вступить в дискуссию. И да, это всего-навсего мое частное мнение, не являющееся научной статьей, а потому доказывать с научной точки зрения я ничего не стану. Думайте сами и решайте сами.

Миф 1. Советская школа давала самое лучшее образование


Миф 2. Школа — это конвейер

При этом есть разница между тремя учителями математики, которые работают по одной программе и по одному учебнику. Значит, школа — это артель ремесленников, где вроде бы все используют одинаковую глину и вроде бы делают одинаковую посуду, но каждая тарелка уникальна, и по тарелке можно определить мастера, который над ней работал. Попытка же провести индустриализацию школы закончилась на разработке теории программированного обучения, которая с треском провалилась, поскольку данный материал никогда не равен усвоенному, плюс огромное влияние личности как учителя, так и ученика в этом процессе.

Миф 3. Существует некая традиционная школа


Миф 4. Все школы одинаковы

Миф 5. В СССР учителя были лучше, чем сейчас


Миф 6. После советской школы поступить в вуз было легко

Пункты можно продолжать про парадные линейки и полезную политинформацию, про форму, на которой можно было висеть на деревьях, про медосмотры, которые ничего ни у кого не выявили, про физруков, трудовиков и учителей НВП, про уборку классов и натирание мастикой паркета. Да много про что…

Некоторые педагоги-новаторы сотворили в своих школах чудеса, но тиражировать свои модели практически никто не смог, в силу того, что в артелях изменения передаются сложнее, чем внедрение нового изделия на конвейере. А потому ни попытка натянуть индивидуальные траектории на классно-урочную систему, ни внедрение метода проектов в обычной школе ни увенчается успехом. Да и цифровизация системы образования может только показать масштаб бедствия после длительной настройки и отсекания профанации и симуляции.

Одним словом, если мы хотим менять школу и школьное образование, надо вначале избавиться от иллюзии существования среднего ученика, среднего педагога и традиционной школы. И давайте не будем пытаться идти эволюционно и строить вначале конвейер после артели, а может, сразу к какой-то иной модели будем стремиться? Что думаете?



1) Нет единой системы обучения. В каждой школе своя учебная программа, свои учебники. Лебедь, рак и щука получается.
В школах же СССР были единые учебные планы, единые классические учебники, единые требования к качеству знаний.

2) Ранее в ВУЗах учили учителей, инженеров, врачей. Сейчас это айтишники, менеджеры, пиарщики и многие другие, необходимость обучения которых диктует не задача развития гармоничной личности, а сугубо конъюнктура рынка. Т.е. ранее образование решало стратегическую государственную задачу, а сейчас местничковую, необходимую для какой-либо отдельной отрасли.

Читайте также: