Почему социалистическая ориентация не получила развития в освободившихся странах кратко

Обновлено: 30.06.2024


В период завершения распада колониальных империй после 2-й мировой войны путей развития у освободившихся стран было два: социалистическая ориентация ( Китай, Вьетнам, Северная Корея , позже -Гана, Гвинея, Мали, Египет, Сомали, Танзания, Алжир и Бирма) или еврокапиталистический путь ( Индия). В любом варианте определяющее значение имели культурно-цивилизованные особенности и традиции. В конце 90-х годов странам, принявшим социалистическую ориентацию, пришлось перейти к рыночно-частнособственическим отношениям.
С середины 70-х годов начался новый этап в развитии осводившихся государств. Некоторые государства (Южная Корея, Тайвань, Гонконг , Сингапур ,Индонезия, Таиланд, Малайзия), не связывая себя с идеологическими концепциями, строили свое развитие с ориентацией на экспорт своей продукции и ввоз импортного капитала ( так называемые новые индустриальные страны).

В период завершения распада колониальных империй после 2-й мировой войны путей развития у освободившихся стран было два: социалистическая ориентация ( Китай, Вьетнам, Северная Корея, позже -Гана, Гвинея, Мали, Египет, Сомали, Танзания, Алжир и Бирма) или еврокапиталистический путь ( Индия). В любом варианте определяющее значение имели культурно-цивилизованные особенности и традиции. В конце 90-х годов странам, принявшим социалистическую ориентацию, пришлось перейти к рыночно-частнособственическим отношениям.
С середины 70-х годов начался новый этап в развитии осводившихся государств. Некоторые государства (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Индонезия, Таиланд, Малайзия), не связывая себя с идеологическими концепциями, строили свое развитие с ориентацией на экспорт своей продукции и ввоз импортного капитала ( так называемые новые индустриальные страны).

Почему социалистическая ориентация не получила развития в освободившихся странах?

  • Василий
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-10-31 03:19:13
  • 2
  • 1

У СССР не было денежных средств для масштабной поддержки экономического переустройства всех развивающихся государств. Кроме того, имеющиеся средства расходовались неэффективно: от их вложения СССР имел в основном лишь политические дивиденды, но не экономические. США в этом смысле оказались более симпатичными. Но невзирая на это только после распада СССР социалистическая ориентация окончательно утратила смысл для подавляющего большинства развивающихся государств.

Большое влияние на положение СССР на международной арене оказали перемены в мире, вызванные распадом колониальной системы. Советское руководство связывало с ним надежды на ослабление блока НАТО, в который входили ведущие колониальные державы. Поддержка борьбы народов колониальных и зависимых стран за полное освобождение стала одним из приоритетных направлений советской политики.

  • В годы войны территория многих колоний, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, стала ареной боевых действий или прифронтовой зоной. В колониях строились базы снабжения армии и флота, ремонтные мастерские, заводы по производству боеприпасов и лёгкого вооружения, аэродромы. Многие жители колоний были призваны на военную службу в армию метрополий. Ряд колоний — Индокитай, Бирму, Малайю, Филиппины, Индонезию — в период 1942-1944 гг. оккупировала Япония. На этих территориях сложилась система местного самоуправления. Все это подорвало веру во всесилие европейских колонизаторов, укрепило социально-экономические и политические предпосылки перехода к независимому развитию.
  • С созданием ООН, признанием мировым сообществом прав народов на самостоятельный выбор своей судьбы (самоопределение), стремление народов колониальных и зависимых стран к освобождению получило международно-правовую базу.
  • Немаловажную роль в развитии процесса деколонизации играло и то, что народы, борющиеся за свободу, могли опереться на политическую, а иногда и военную поддержку великих держав — СССР, а затем и Китая, не заинтересованных в сохранении колониальных империй европейцев.

Многие из бывших колоний приобрели независимость относительно мирным путём. Великобритания, столкнувшись с подъёмом освободительного движения в Индии, в 1947 г. предоставила ей независимость. Тогда же была признана независимость Бирмы, а в 1948 г. — Цейлона. США в 1946 г. передали власть на Филиппинах национальному правительству.

Ряд колониальных владений, в силу важности их стратегического положения и изобилия природных ресурсов, метрополии пытались сохранить силой оружия. Так, Голландия признала независимость Индонезии после 5 лет войны (1945-1949). А Малайя стала независимой от Великобритании лишь в 1957 г., после десятилетия партизанской войны.

С наибольшим упорством свою колониальную империю удерживала Франция. После поражения Японии государства Индокитая (Камбоджа, Лаос и Вьетнам) провозгласили независимость. Однако Франция, стремясь вернуть власть над своей бывшей колонией, начала войну против этих стран. В 1949 г. Камбоджа и Лаос получили независимость. Однако во Вьетнаме боевые действия продолжались. Лишь в 1954 г. после крупного поражения под Дьенбьенфу Франция согласилась на переговоры и подписание соглашения в Женеве. Согласно его условиям Вьетнам был разделён по 17-й параллели на два государства. Северный Вьетнам провозгласил курс на строительство социализма, Республика Южный Вьетнам вошла в систему союзов США в Азии. Камбоджа и Лаос признавались нейтральными, независимыми государствами.

В 1954 г. восстание против французских колонизаторов началось в Алжире. Лишь через 5 лет Франция признала его право на самоопределение. В 1962 г. Алжир стал независимым государством.

Последняя в истории колониальная империя, Португальская, рухнула после нескольких десятилетий освободительной борьбы. После революции в Португалии в 1974 г. её бывшие колонии Ангола, Мозамбик и Гвинея-Бисау стали независимыми государствами.

2. Проблема выбора пути развития

Политические лидеры, возглавившие борьбу за освобождение, стремились к скорейшему преодолению экономической отсталости. Однако большинство стран Азии и Африки сталкивались с трудноразрешимыми проблемами. Их экономика была развита односторонне, имела сырьевую ориентацию. Немногочисленные центры индустрии зависели от их технического обслуживания европейскими специалистами. Освобождение нередко приводило к ухудшению экономического положения. Большинство новых государств нуждались в привлечении капиталов и технологий из-за рубежа. Всё это оказывало большое влияние на выбор их пути развития.

Во многих выбиравших самостоятельный путь развития государствах, особенно Африки, ещё преобладали докапиталистические отношения. Подавляющая часть самодеятельного населения была занята в сельском хозяйстве. Производительность труда была крайне низкой, превалировало натуральное хозяйство. Большая и стремительно возраставшая численность населения, дешевизна рабочей силы, мало содействовали модернизации.

Членами Содружества стали 50 государств с населением свыше 1,5 млрд человек. Большинство стран, входящих в Содружество, проводят самостоятельную политику, хотя и используют возможности экономического и научно-технического сотрудничества с Англией.

По примеру Великобритании Франция в 1958 г. объявила о создании Французского Сообщества, возглавляемого французским президентом. В состав Сообщества вошли Сенегал, Берег Слоновой Кости, Дагомея, Нигер, Мавритания, Верхняя Вольта, Конго, Габон, Чад, Мадагаскар и др. На их территории сохранялись военные базы и гарнизоны Франции.

Бывшие метрополии пытались контролировать политику молодых государств, сохраняя аграрно-сырьевую направленность развития их экономики. Это вызвало у ряда лидеров освободившихся стран стремление опереться на поддержку СССР. В 1960-1970-е гг. во многих государствах Азии и Африки приобрела популярность идея социалистической ориентации. Она предполагала введение централизованного управления обществом, национализацию собственности иностранных компаний и природных ресурсов для развития экономики и вооружённых сил. Кадры инженеров, техников, врачей, учителей и военных намечалось готовить с помощью СССР.

Советский Союз, рассчитывая на расширение своей системы союзов, с готовностью поддержал выбор пути социалистического строительства освободившимися странами. Интерес к социалистическим идеям в разное время выражался лидерами Египта (Объединённая Арабская Республика), Сирии, Ирака, Южного Йемена, Индонезии, Бирмы, Конго, Ганы, Гвинеи, Анголы, Мозамбика, Эфиопии, Сомали, Алжира, Танзании, Мали и ряда других государств. Постепенно, однако, эти страны отошли от идей социализма. Причины этого были весьма многообразны.

Прежде всего СССР не располагал достаточными возможностями для создания в освободившихся странах современной индустрии. Это вызывало разочарование в советской политике у большинства лидеров молодых государств. Их попытки проводить преобразования социалистического типа завершались неудачей. Обобществление земли при отсутствии передовых технологий обработки земли (удобрений, тракторов и комбайнов) вели к падению урожайности. Основная масса населения — крестьянство — выступала против разрушения традиционного уклада жизни. Вводившееся централизованное распределение ресурсов вело к их расхищению верхушкой государственных чиновников. Таким образом, цели модернизации оказывались недостижимыми.

Большую роль в отходе освободившихся стран от социалистической ориентации сыграла политика США и союзных им стран. Они вели постоянную борьбу против дружественных СССР режимов. В ней использовались методы пропаганды, разжигания клановой и межнациональной розни. Щедрую поддержку получали оппозиционные силы, провоцировались военные конфликты, исключавшие решение каких-либо созидательных задач.

3. Конфликты и кризисы в странах Юга

Приобретение независимости далеко не всегда гарантировало возможности дальнейшего беспрепятственного развития. Границы многих вновь возникших государств не совпадали с этническими, религиозными. Это стало причиной многих конфликтов, как внутренних, так и международных. После предоставления независимости Британской Индии в 1947 г. произошёл её раскол по религиозному признаку на преимущественно индуистскую Индию и исламский Пакистан. Миллионы человек стали беженцами. Из-за оставшихся спорными приграничных территорий между этими странами уже несколько раз возникали военные конфликты.

Постоянный очаг напряжённости появился на Ближнем Востоке, где по решению ООН в 1947 г. на территории Палестины были созданы арабское и еврейское государства. Конфликт между ними завершился в 1948 г. захватом Израилем всей территории Палестины. Это привело к состоянию постоянной напряжённости в отношениях между ним и соседними арабскими государствами, неоднократно приводившей к войнам.

Израильские войска на марше

Рис. Израильские войска на марше

Наличие во многих странах Юга обширных природных ресурсов не всегда помогало решению стоящих перед ними задач. Они не имели возможности самостоятельного освоения богатств собственных недр. Поэтому обладающие ими государства становились ареной острой конкурентной борьбы между крупными державами мира и ТНК. Главными инструментами в этой борьбе была организация переворотов и поддержка сепаратистских движений. Так, в 1960-е гг. в Заире (бывшем Бельгийском Конго) в провинции Катанга развернулось сепаратистское движение, приведшее к гражданской войне и вводу войск ООН в эту страну.

В наиболее населённой стране Африканского континента, Нигерии, народность ибо, населявшая богатую нефтью провинцию Биафра, провозгласила независимость, что привело к трёхлетней гражданской войне.

В 1970-е гг. в Анголе три крупные военно-политические группировки, опиравшиеся на различные племенные объединения, после освобождения от колониальной власти Португалии вступили в борьбу друг с другом за контроль над страной. При этом на стороне одной из них выступили СССР и Куба, другая была поддержана США и ЮАР, третья — соседним Заиром.

Однако в начале XXI в. группа государств столкнулась с трудноразрешимыми сложностями. В 70 странах с численностью населения в 1 млрд человек, то есть почти 20% населения мира, численность населения росла более высокими темпами, чем аграрное и промышленное производство. Производство валового национального продукта на душу населения в этих странах составило к началу нового века менее 300 долларов на душу населения в год. Это порог, ниже которого, как считают эксперты ООН, не обеспечивается физическое выживание людей.

Отсутствие в африканских государствах прочного экономического базиса в виде современных производительных сил, сложившейся системы производственных отношений, капиталистических или социалистических, открывает возможность сравнительно лёгкого изменения не только политических режимов, но и направления общественного развития (к социализму или к капитализму). Придание общественному развитию С. о. происходило в одних странах в процессе развития и доведения до конца национально-освободительной революции и её перерастания в революцию социальную (обычно национально-демократическую — Алжир, Гвинея-Бисау). В некоторых странах этот процесс протекает замедленно и выражается в прогрессивных преобразованиях, которые в перспективе могут придать их развитию С. о. (Сан-Томе и Принсипи, Зимбабве). В других странах, где были установлены неоколониалистские режимы, изменение направления социального развития имело место в результате национально-демократической революции (Эфиопия, Конго, Мадагаскар, Бенин и др.). Переход к социализму непосредственно через социалистическую революцию, минуя или сокращая до минимума этап национально-демократической революции и С. о. на континенте, возможен (по мнению африканских коммунистов) только в Южной Африке, где лица наёмного труда составляют более 1 /2 экономически активного населения (в 2 раза выше, чем в среднем по континенту), где сформировался более чем 2-миллионный пролетариат, возглавляемый ЮАКП. Но и здесь не исключается переходный период.

Важная отличительная особенность С. о. на континенте состоит в том, что революционный переход к этому этапу общественного развития и руководство им осуществлялись обычно под руководством не пролетарских, а революционно-демократических сил и партий, а также авангардных партий трудящихся (Фронт национального освобождения — в Алжире, МПЛА-ПТ — в Анголе). Марксистско-ленинские партии в тех странах, где они имелись, как правило, поддерживали конструктивные усилия революционных демократов по проведению курса С. о. (Алжир). При этом они стремились к созданию единого национального фронта — объединению всех социальных и политических сил нации, способных участвовать в осуществлении программы С. о. (Мадагаскар).

Наиболее распространённая государственно-политическая форма С. о. — национально-демократическое государство (Алжир, Мадагаскар, Конго и др.). Предпринимаются попытки проведения курса С. о. также в народно-демократических государствах (Ангола и др.) и в такой своеобразной форме государства, как социалистическая джамахирия (Ливия). Очевидно, в будущем в государствах социалистического направления могут возникнуть и другие формы государственности. В 80-е гг. прогрессивные силы большинства стран С. о. ставят своей целью совершенствование и упрочение национально-демократического государства, в котором проводятся мероприятия, направленные на демократизацию, укрепление государственного аппарата компетентными, преданными народу кадрами, более широкое привлечение трудящихся к управлению местными и государственными делами, повышение их роли в экономической и политической жизни, их воспитание в духе идеалов социализма.

Африканские страны С. о. добились значительных успехов в деле упрочения политической независимости, в социальной области (развитие образования, прогрессивное трудовое законодательство и т. д.), несколько меньше они продвинулись в экономическом развитии. Если эффективность С. о. оценивать по совокупности экономических и социально-политических факторов, её положительный баланс очевиден почти во всех странах этой группы. С. о. привлекает народы не только тем, что она даёт им сегодня, но и открываемыми ею перспективами, в частности реальной возможностью преодоления слаборазвитости. Решение этой задачи требует соединения преимуществ развития в направлении к социализму с достижениями научно-технической революции. Опыт таких стран, как Алжир и ряд других, говорит о том, что придание развитию страны С. о. значительно облегчает и расширяет возможности использования достижений научно-технической революции в интересах общества. В Алжире, например, новые отрасли промышленности обслуживаются, как правило, подготовленными за годы С. о. местными специалистами, за счёт внутреннего производства удовлетворяется 2 /3 внутреннего спроса.

В своём развитии страны С. о. порой встречаются со значительными трудностями. Они вызываются и подрывной деятельностью империалистических держав, и внутренними факторами, общими для всех освободившихся стран: сильная зависимость от мирового капиталистического хозяйства, его рынков и кредитов, отсталость и монокультурный характер экономики, живучесть архаических социальных институтов в деревне, соперничество политических группировок и лидеров и т. д.

Главная внутренняя проблема — низкая производительность труда, особенно в национальном масштабе в результате отсутствия сложившихся связей между различными предприятиями, слабой договорной дисциплины, неразвитости инфраструктуры и т. д. В результате в Гане, Египте, Сомали, Судане и некоторых других странах С. о. была утрачена. Но и здесь ведётся борьба за сохранение завоеваний этого периода развития, за восстановление прогрессивного курса.

Число стран С. о. медленно, но неуклонно растёт. Более 1 /3 африканских государств имеет практический опыт развития по этому пути, что подтверждает жизненность и правильность такого курса. Пока не всем странам, придающим своему развитию социалистическое направление, удаётся полностью реализовать программу создания предпосылок для строительства социализма и приступить к развёрнутому социалистическому строительству, но и то, что удаётся сделать за период С. о., даже после её утраты в некоторых странах, продолжает служить народу, делу прогресса.

Страны С. о. проводят антиимпериалистическую внешнюю политику, расширяют дружбу и сотрудничество с социалистическими государствами, которые оказывают им значительную помощь в строительстве национальной экономики, подъёме сельского хозяйства, подготовке национальных кадров и т. д. Предприятия, созданные с помощью социалистических стран, составляют важный элемент государственного сектора. Страны С. о. постепенно сближаются с системой мирового социалистического хозяйства, сотрудничают с социалистическими странами не только на двусторонней, но и на многосторонней основе. Ангола, Мозамбик, Эфиопия участвуют в работе Совета экономической взаимопомощи в качестве наблюдателей. Экономическое сотрудничество стран С. о. со странами социализма подготавливает условия для включения их в международное социалистическое разделение труда. Политическая и военная поддержка социалистических государств помогает странам С. о. противостоять экспансионистской политике империализма.

Литература:
Африка: проблемы социалистической ориентации, М., 1976;
Африка. Страны социалистической ориентации в революционном процессе, М., 1984;
Волянский В. Ф., Некапиталистический путь развитая (на опыте африканских стран), М., 1983;
Гура В. К. Несук Н. Д., Проблемы и пути развития освободившихся стран Африки, К., 1981;
Иванов А. А., Социалистический выбор в Африке и идеологическая борьба, М., 1984;
Социалистическая ориентация освободившихся стран. Некоторые вопросы теории и практики, М., 1982;
Политические системы в странах социалистической ориентации, М., 1985;
Право в странах социалистической ориентации, М., 1979;
Государство социалистической ориентации, М., 1975;
Кива А. В., Страны социалистической ориентации. Основные тенденции развития, М., 1978;
Ким Г. Ф., От национального освобождения к социальному, М., 1982;
Старушенко Г. Б., Социалистическая ориентация в развивающихся странах, М., 1977;
Ульяновский Р. А., Очерки национально-освободительной борьбы. Вопросы теории и практики, М., 1976;
Чиркин В. Е., Революционно-демократическое государство современности, М., 1984;

Lehfeld H., Dohm P., Zum nationalen und sozialen Befrelungskampf in Ländern Afrlkas in der Gegenwart, B., 1983;
Staaisrechtliche Grundfragen der nationaldemokratischen Staatsmachl, Potsdam—Babelsberg, 1972.

Г. В. Старушенко.

Читайте также: