Почему служение патриарха гермогена называют подвигом кратко 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

1.Что заставило российский народ объединиться во имя спасения Отечества? Почему день 4 ноября отмечается в России как государственный праздник?
Никому из представителей власти не удалось улучшить условия жизни населения. Когда страна была близка к потере независимость, народ и купцы объединились, сформировав ополчение и освободив Москву, тем самым создав условия для восстановления центральной власти.
4 ноября – день, когда польский гарнизон окончательно сдался.

2.Как вы думаете, какие силы могли положить конец Смутному времени?
Именно народ, объединившись, смог положить конец Смуте. Кроме того, боярское правительство также помогло завершению этого напряженного времени.

3.Вспомните примеры из истории России, свидетельствующие об объединении русских земель против общей опасности.
В качестве примера я могу привести объединение русских войск для битвы на Куликовом поле против крупного войска Золотой Орды.

2.Охарактеризуйте позицию патриарха Гермогена в отношении призвания на российский престол польского королевича Владислава. Почему служение патриарха Гермогена называют подвигом? Какова в целом была роль Русской православной церкви в годы Смуты?
Патриарх Гермоген был против приглашения на престол польского королевича Владислава. Однако, бояре впустили польские войска в Москву, надеясь подавить народные волнения в городе. Гермогена же отправили в темницу, где он и умер от голода. Его заключение и смерть позволяют назвать его служение подвигом.
В целом, православная церковь в годы Смуты выступала за изгнание иностранцев из России.

3.Приведите доказательства сложного внешнеполитического положения России в 1611 г. Какие планы строили в отношении России европейские державы?
Польские отряды захватывали города и монастыри, грабили и убивали население, продолжалась осада Смоленска поляками. Шведы удерживали Новгород, многие города на западе страны признали в качестве законного государя польского королевича, некоторые – шведского принца. Под угрозу была поставлена не только независимость государства, но и само существование России.
Поляки пытались включить Россию в состав Речи Посполитой, обратить русских в католическую веру.
По настоянию Жолкевского к польскому королю под Смоленск было отправлено посольство, которое возглавил тушинский патриарх Филарет. В октябре 1610 послы прибыли в королевский стан. Король поляков потребовал сдачи Смоленска и заявил, что сам хочет занять российский престол, но отверг принятие православной веры. Переговоры затянулись, а в апреле 1611 г. наиболее влиятельные русские послы, среди которых был и Филарет, по приказу польского короля были взяты под страну и отправлены в Речь Посполитую.

5.Какое значение имело освобождение Москвы от поляков Вторым ополчением?
Освобождение Москвы вызвало мощный подъем всенародной борьбы против оставшихся на территории России захватчиков. Местные ополчения с помощью воинов Пожарского истребляли и изгоняли иноземные отряды. Героический подвиг совершил костромской крестьянин Иван Сусанин. Он завел отряд поляков в непроходимые болота. Несмотря на то, что сам крестьянин погиб, поляки не смогли выбраться из болот и выполнить свое задание – убить кандидата на российский престол – Михаила Романова.

6.Почему 4 ноября стало отмечаться в России как День народного единства?
22 октября ополченцы заняли Китай-город, а 4 ноября остатки польского гарнизона, засевшие в Кремле, сдались. Москва была полностью освобождена от захватчиков. В честь этого события с 2005 г. в России отмечается государственный праздник – День народного единства.

1.В чем автор отрывка усматривает главную особенность Земского собора в 1613г.?
Главной особенностью того Земского собора было то, что в нем участвовали представители всех сословий, включая посадских и сельских обывателей.

2.Какие важные сведения о работе Земского собора приведены в данном отрывке?
•Кандидатуры иностранцев отклонили
•Выборы царя длились несколько дней, они были непростыми
•Многие кандидаты пытались подкупать избирателей, засылали к ним с подарками и обещаниями

Думаем, сравниваем, размышляем
1.Почему действие Второго ополчения (в отличие от действий Первого ополчения) были удачными?
Отряды Первого ополчения были слабо вооружены, малочисленны, а кроме того, народный дух поднялся именно к началу деятельности Второго ополчения.

5.Оцените участие патриарха Филарета в событиях Смуты и его роль в избрании царем Михаила Романова. Сформулируйте свою оценку деятельности патриарха Филарета.
Несмотря на то, что Филарет поддерживал вступление королевича Владислава на престол, он настаивал на том, чтобы королевич принял православие. Исходя из этого, можно сказать, что Филарет заботился о русских традициях, о вере. Кроме того, он настоял на том, чтобы царем был избран его сын. Впоследствии он правил вместе с ним. Их правление было мудрым, положительно повлияло на ситуацию в стране, которая возрождалась после Смутного времени. Поэтому, деятельность патриарха я оцениваю положительно.

6.Поразмышляйте, почему было необходимо избрание на российский престол нового царя. Почему выбор пал на Михаила Федоровича Романова?
За годы Смуты стало понятно, что бояре не могут управлять страной. Государству нужен новый царь, единоличный правитель, которым стал Михаил Романов. Он был избран царем потому, что являлся родственником царя Федора Ивановича. Михаила Романова поддерживали многие: казаки, дворяне, духовенство.

Охарактеризуйте позицию патриарха Гермогена в отношении призвания на российский престол польского королевича Владислава. Почему служение патриарха Гермогена называют подвигом? Какова в целом была роль Русской православной церкви в годы Смуты?

Летом 1610 года патриарх Гермоген пытался отговорить московских дворян от сведения с престола В. И. Шуйского. Но никто не стал его слушать. В итоге в июле 1610 года страна оказалась без государя. Временное правительство – семибоярщина – стало разрабатывать план избрания на престол польского королевича Владислава. Гермоген заявил, что одобрит его кандидатуру, если тот примет православие до приезда в Москву. Но польский король был категорически против этого. В сентябре 1610 года он ввел в Москву свой гарнизон под предлогом защиты города от Лжедмитрия II и вознамерился сам сесть на московский престол, лишив Русское государство национальной независимости. Гермоген догадался об этих планах короля и начал рассылать по городам грамоты с призывом к патриотам создать народные ополчения и очистить от поляков столицу. Его призывы нашли отклик у рязанского воеводы П. П. Ляпунова, который занялся формированием Первого ополчения. В конце марта оно выступило в поход и уже в апреле заняло территорию Белого города в Москве. Но состав этого ополчения был очень пестрый: вместе с истинными патриотами в нем были казаки во главе с бывшим атаманом И. Заруцким. Под вывеской ополчения они грабили мирных жителей и вознамерились посадить на царский трон Марину Мнишек с сыном второго самозванца Дмитрием. Ляпунов и Гермоген были решительно против этого. В итоге казаки убили Ляпунова и взяли власть в ополчении в свои руки. Узнав об этом, Гермоген вновь стал призывать патриотов объединяться и сформировать новое ополчение. Эта деятельность началась в Нижнем Новгороде под руководством местного старосты Кузьмы Минина. Поляки и сторонники короля организовали гонения на патриарха Гермогена

Русская православная церковь в годы Смуты играла роль объединяющей силы русского народа, стремилась защитить православие от желания поляков насадить в России католичество.


Патриарх Гермоген Московский и всея Руси с 1606 года. Лидер русской православной церкви и активный участник в политических делах; патриарх с 1606 по 1612 год.

Именно он вдохновил народное восстание, которое положило конец смутному времени. Гермоген был прославлен Русской Православной Церковью в 1913 году.

Житие Гермогена

В Священном Синоде 1589 года, в котором был установлен патриархат в Москве, Гермоген был назначен митрополитом новоизбранного города Казани. Он был сторонником политики насильственного обращения в христианство нерусских народов Поволжья.


С 1605 по 1612 год Гермоген наиболее активно поддерживал интересы Православной Церкви, поскольку он понимал, что власть церкви зависит от поддержки царя.

В 1606 году Гермоген был вызван Лжедмитрием I, чтобы принять участие в недавно состоявшемся в Москве сенате. Там он узнал о намерениях царя жениться на католической женщине Марине Мнишек и твердо возразил против такого союза. После этого он был сослан из столицы, и только через несколько месяцев вернулся с великими почестями, когда ложный царь был свергнут.

Когда Василия IV избрали царем, Гермоген стал патриархом Москвы. Во время антифеодального восстания крестьян во главе с И. И. Болотниковым в 1606-1607 гг. Гермоген объединил людей церкви для борьбы с повстанцами, которые были объявлены еретиками и отлучены от церкви.

В 1610 году Шуйский был свергнут, Гермогеном была предложена кандидатура Михаила Романова на престол царя вместо польского князя Владислава. Но Владислав всё равно стал царем и Гермоген потребовал, чтобы он обратился в православную веру. Зимой 1610 года Гермоген выразил протест на предложение бояр поклясться в верности польскому королю Сигизмунду III.

Подвиг патриарха Гермогена

В конце декабря 1610 года Москву оккупировали польские феодалы, тогда Гермоген направил письма в города России, призывающие к восстанию всего народа против поляков. Он рассчитывал на поддержку вооруженных подразделений П.П. Ляпунова.


Когда добровольческая армия, наконец, подошла к Москве, он бросил вызов польским захватчикам. Несмотря на то, что ему грозила смертная казнь, он проклинал католиков и оказывал поддержку Ляпунову. После этого его арестовали и бросили в Чудовский монастырь.

Там он услышал о новой волонтерской армии, собранной Кузьмой Мининым и под командованием князя Пожарского, и благословил их обоих. Вслед за этим патриарх был избит и умер от голода.

Русская православная церковь в смутное время

В начале XVII в. против православной Руси развернулась духовная экспансия католического мира, которая приняла форму польской интервенции под руководством самозваных претендентов на русский престол. Они стремились навязать русскому народу не только иностранное политическое господство, но и религиозное иго, на что в свое время не решились даже монгольские завоеватели.


Боярская аристократия, которая неоднократно нарушала обязанность государственного служения ради торжества своих олигархических интересов, готова была примириться с тем, чтобы на российский престол стал польский королевич Владислав, даже не требуя от него твердых гарантий сохранения православных основ духовной и общественной жизни Руси.

Наконец, русский народ, который так часто обманывался в своих светских правителях, все больше втягивался в кровавую междоусобицу, которая угрожала обременить совесть миллионов русских людей страшным грехом братоубийственной войны и открыть опасную для него перспективу полного этнического исчезновения.

Именно в этот трагический момент русской истории, когда страна начала терять понятие национальной государственности и оказалась на грани исторической катастрофы, Господь поставил во главе Русской Православной Церкви святого мужа Святейшего патриарха Гермогена.

Храм Гермогена в Чертаново

Строительство храма Гермогена началось с освящения камня, который лежал на том месте, Патриархом Московским и всея Руси Кириллом весной в 2012 году.


Новый храм выражает собой веру русского народа в то, что Русь никогда не предастся другой вере, а навсегда останется православной, ведь в православии спасение Руси.

Та память о святителе Гермогене, которая пробуждает в наших людях светлую, уверенную и святую любовь к Родине, также порождает желание мирно устроить жизнь государства, а в годы опасности — оборонять рубежи Родины, как Гермоген.

Можно ли назвать Гермогена патриотом?

Гермогена, который кровью своей запечатлел на скрижалях отечественной истории образ настоящего Русского патриарха. Он спас свою страну и свой народ от гибели, что им угрожала.


Поставленный на патриарший престол в 1606 году, в период кратковременного царствования боярского ставленника Василия Шуйского, патриарх Гермоген изначально воспринял свое первосвятительское служение не только как церковную, но и как общенациональную миссию.

Хорошо осознавая беспомощность государства и политическое корыстолюбие временных боярских правителей, боролись за власть, святитель Гермоген распознал в навязчивой польской дипломатии будущую гибель и Русской Церкви, и Российского государства.

Исходя из присущего всем выдающимся Первосвятителя Русской Церкви убеждение, что в Русском православии заключается возможность национального благоденствия русского народа, патриарх Гермоген, который тогда находился в заключении в захваченной поляками Москве, своими пастырскими посланиями обращался к русскому народу с призывом — во имя спасения Православие подняться на борьбу против иностранных и инославных захватчиков.

Русский народ повсеместно откликнулся на патриотический призыв святителя Гермогена, но еще больше зажжен на свою борьбу личным подвижничеством патриарха-мученика, сумел осуществить молитвенный завещание архипастыря и во имя сохранения Православной Церкви отстоял национальную независимость своего Отечества.

Почему служение патриарха Гермогена называют подвигом.


В тяжелую годину Гермоген стал живым хранителем устоев русской государственности, сумев возвыситься над борьбой партий.

Это качество проявилось в нем еще в годы царствования Василия Шуйского.

Шуйский не был сильным государственным деятелем, он часто терпел военные и политические неудачи.

Народ не любил этого царя.

Но святитель Гермоген последовательно поддерживал его, часто идя наперекор общественному мнению, потому что легитимный царь был тогда единственной опорой в преодолении политического смятения боярской элиты.

Он делал все возможное, чтобы не допустить разрушения духовной, национальной и культурной подлинности нашего народа, которое было бы неизбежным при иностранной иноверной власти.

Польский же король Сигизмунд, однако, считал, что Россия уже лежит у его ног, и обсуждать что - либо нет смысла.

После битвы при Клушино, выигранной польскими войсками, он требовал безусловного подчинения.

И тогда святитель Гермоген дал понять, что за этой чертой нет места компромиссам — есть только сопротивление.

Зимой 1610 / 11 года Первоиерарх стал вдохновителем поднимавшегося всероссийского сопротивления интервентам и изменникам.

Подвиг святителя стал той свечой, от которой возгорелось пламя национально - освободительного движения.

Он вернул русским людям надежду и исцелил наших предков от малодушия и разобщенности, порожденных годами Смуты.

Читайте также: