Проект социокультурные истоки в доу
Обновлено: 30.06.2024
— в младшей группе осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;
— в средней группе происходит первоначальное знакомство с истоками близкой ребёнку социокультурной среды и деятельности в ней человека; дети осваивают категории Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души;
— в старшей группе обращается внимание детей на ценности внутреннего мира человека; дети осваивают духовно-нравственные категории Вера, Надежда, Любовь, София;
— в подготовительной к школе группе осуществляется первоначальное ознакомление детей с истоками русских традиций (Слова, Образа, Дела, Праздника) как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Использование в работе с дошкольниками освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает большое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина обоснован принцип работы по данному направлению: «Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития личности гражданина России.
В связи с этим особую актуальность приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам национальной культуры. Через восприятие фольклора закладываются основы нравственного сознания, происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Согласно ФГОС дошкольного образования, развитие ребёнка должно осуществляться в общении, игре, познавательно – исследовательской, а не в учебной деятельности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию.
Проблема: В наше время, в развитие высоких информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре и истории своего края.
Тип проекта : Творческо-познавательный.
Сроки реализации: долгосрочный: сентябрь - май.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.
Возраст детей : 6-7лет.
Цель: формирование нравственно-ценностного отношения дошкольников к истокам и современности народной культуры.
• Развивать начала социальной активности, желания на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам и пр.
• Способствовать формированию положите5льной самооценки, уверенности в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником.
• Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности.
• Поддерживать проявление субъективной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
• Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература, видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.
• Расширять представление о народно-декоративно прикладном искусстве, отражение в нем природы, народного быта культуры.
• Закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами.
• Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений.
• Продолжать развивать интерес у старших дошкольников к событиям прошлого и настоящего.
o Повышение компетентности членов семьи в вопросах приобщения к истокам русской народной культуры. ;
o Повышение интереса играть в русские народные игры; участвовать в русских народных праздниках
o Использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
o Позитивные изменения в речи детей : использование потешек, считалок, загадок;
o Повышение запаса знаний сказок, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;
o Повышение интереса у детей о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства и искусства других народов.
№ п/п Блоки работы Цель блока Сроки
1. Использование фольклора Познакомить детей с разнообразными формами детского фольклора, с традициями и образами русского народа Середина
2. Создание атмосферы национального быта Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского народа. Расширять представления о народных промыслах и ремёслах.
3. Знакомство с народным искусством Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством
4 Знакомство с русскими народными играми и проведение традиционных народных праздников Повышение интереса к русским народным играм. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными праздниками.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап.
o Составление перспективного планирования работы проекта
o Выявление знаний, анкетирование родителей о русской народной культуре
2. Практический этап.
o Создание предметно-развивающей среды : оформление уголка русского быта, русь расписная.
o Встречи за круглым столом с родителями
o Занятия, праздники, выставки для детей и родителей.
3. Заключительный этап.
o Проведение анализа проделанной работы.
o Итоговое совместные мероприятия для детей и родителей.
Перспективный план работы с родителями
Месяц Форма работы с родителями Мероприятие
Индивидуальные беседы с родителями. Познакомить с народными приметами и поговорками об осени.
Январь Анкетирование (пр. 4)
Оформление папки-передвижки «Значение декоративного рисования для развития мелкой моторики пальцев рук
Март Анкетирование (пр. 5)
Изготовление Папки – передвижки
Картотека русских народных игр.
Апрель родительское собрание
Народный
Май диагностические задания для родителей
Перспективный план работы с детьми
Месяц Неделя Содержание деятельности
Сентябрь 1 Познакомить с русским фольклором.
3 Свободное рисование по пословицам о труде и лене.
4 Конкурс загадок., скороговорок.
1 Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью (печь, ухват, чугунок, колыбель, прялка-презентация).
4 Рассматривание иллюстраций предметов быта
Декабрь 1 Конкурс загадок о предметах быта.
3 Беседа русские блюда (чем питались наши предки). чаепитие с детьми
4 Рассказ с детьми о праздновании Нового года на Руси.
4 Прослушиван русских народных песен
3 Исполнение русских народных песен
4 Беседа о проведении русских народных игр. Знакомство с играми.
3 Разучивание русских народных хороводов о березе, лете.
Май 1 Мониторинг детей и выявление знаний родителей по данной теме.
2 Совместные вечер с детьми и родителями (чаепитие по старой традиции
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.
Содержимое публикации
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
по реализации программы социокультурные истоки
Воспитатель: Биннатова Г.А.
г.Когалым 2021г.
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,
к родному селу или городу, к родной речи
- задача первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого
- с любви к своей семье, к своему жилищу,
к своей школе. Постепенно расширяясь,
эта любовь к родному
переходит в любовь к своей стране
- к ее истории, ее прошлому,
а затем ко всему человеческому,
- писал Д.С.Лихачёв.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальных задач нашего образования. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Без ценностей, заложенных в семье люди неизбежно утратят человеческое достоинство. Благодаря семье ребенок первоначально познает окружающий мир. Очевидно, что семья и дошкольная организация, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Актуальность проекта: Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.
Проблема: Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Новизна:Ведущей идеей маршрута является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества. Условиями реализации проекта являются: создание интереса у детей, участие родителей и педагогов группы в реализации проекта, разработка конспектов занятий, бесед по теме. Сюжетно-ролевые игры ориентированы на развитие у воспитанников таких качеств, как чувство уважения, чувство ответственности и коллективизма.
Цель проекта: приобщение детей к истокам русского народного творчества посредством изучения культур и традиций народов, проживающих на территории РФ, взаимодействуя с семьями воспитанников.
Задачи:
Образовательные:
Формировать систему знаний о русской народной культуре и истории;
Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
Освоение истории – культурного наследия России через памятные даты народного календаря;
Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
Приобщение к эстетической культуре;
Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа;
Обогащать словарный запас детей.
Ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
2.Общие сведения о проекте:
Социокультурные истоки - стратегическая программа, направ-ленная на развитие социокультурного пространства России (авторы: И.А. Кузьмин - профессор, член-коррес- пондент Российской Академии естественных наук, г. Москва; А.В. Камкин - профессор Вологодского государственного университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук).
Программа является апробированной образовательной воспитательной и дидактической системой, призванной сформировать личность на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций.
Программу "Социокультурные истоки" для дошкольного образования педагоги реализуют с детьми и родителями в свободное от занятий время в течение всего учебного года. Она р ешает следующие задачи.
В плане духовного развития:
- обеспечивает духовно-нравственное развитие личности на основе категорий и ценностей.
В плане личностного развития:
- воспитывает чувства патриотизма, гражданственности, устойчивости и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье;
- развивает управленческие навыки, формирует лидера, способного брать ответственность на себя.
В плане социализации:
- развивает умение ориентироваться в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, формирует навыки сотрудничества в социуме.
В плане профессиональной деятельности педагога:
- формирует добросовестное отношение к труду, приводит к осознанию духовного смысла труда на земле;
- предоставляет возможность использования в образовательной деятельности активного метода обучения и воспитания детей на основе истоковских педагогических технологий и современного образовательного инструментария.
В плане изменения подхода к построению воспитательно-образовательного процесса:
- объединяет воспитание, обучение и развитие личности в единый образовательный процесс;
- обеспечивает преемственность дошкольного образования и начальной школы;
- интегрирует занятия гуманитарного и научного направлений в целостный образовательный процесс.
Программа для ДОУ "Социокультурные истоки" разработана для четырех возрастных групп. ЭТАПЫ освоения курса:
- В младшей группе (3-4 года) формируются понятия: Слово, Образ, Книга, (работа строится на основе русских народных песен, хороводов, игр, потешек, сказок, стихов и т.д.).
- В средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности человека в ней.
- В старше группе (5-6 лет) обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира челвоека (вера, надежда, любовь, мудрость и т.д.).
- В подготовительной группе (6-7 лет) осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций, базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Экспозиция "Русская изба"
Привлекаем родителей к воспитанию детей на социокультурном опыте
Занятие с детьми и родителями по программе "Социокультурные истоки"
Занятие "Добрые друзья" во второй младшей группе "Лесная полянка"
Фестиваль "Радуга истоков"
Детский сад "Умка" поучаствовал в пасхальной благотворительной ярмарке
Работы победителей и призёров муниципального этапа XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений 2019
Читайте также: