Проект социокультурные истоки в доу

Обновлено: 30.06.2024

— в младшей группе осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;

— в средней группе происходит первоначальное знакомство с истоками близкой ребёнку социокультурной среды и деятельности в ней человека; дети осваивают категории Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души;

— в старшей группе обращается внимание детей на ценности внутреннего мира человека; дети осваивают духовно-нравственные категории Вера, Надежда, Любовь, София;

— в подготовительной к школе группе осуществляется первоначальное ознакомление детей с истоками русских традиций (Слова, Образа, Дела, Праздника) как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Использование в работе с дошкольниками освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает большое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина обоснован принцип работы по данному направлению: «Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития личности гражданина России.

В связи с этим особую актуальность приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам национальной культуры. Через восприятие фольклора закладываются основы нравственного сознания, происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Согласно ФГОС дошкольного образования, развитие ребёнка должно осуществляться в общении, игре, познавательно – исследовательской, а не в учебной деятельности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию.

Проблема: В наше время, в развитие высоких информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре и истории своего края.

Тип проекта : Творческо-познавательный.

Сроки реализации: долгосрочный: сентябрь - май.

Участники проекта : воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.

Возраст детей : 6-7лет.

Цель: формирование нравственно-ценностного отношения дошкольников к истокам и современности народной культуры.

• Развивать начала социальной активности, желания на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам и пр.

• Способствовать формированию положите5льной самооценки, уверенности в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником.

• Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности.

• Поддерживать проявление субъективной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература, видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.

• Расширять представление о народно-декоративно прикладном искусстве, отражение в нем природы, народного быта культуры.

• Закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами.

• Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений.

• Продолжать развивать интерес у старших дошкольников к событиям прошлого и настоящего.

o Повышение компетентности членов семьи в вопросах приобщения к истокам русской народной культуры. ;

o Повышение интереса играть в русские народные игры; участвовать в русских народных праздниках

o Использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

o Позитивные изменения в речи детей : использование потешек, считалок, загадок;

o Повышение запаса знаний сказок, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;

o Повышение интереса у детей о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства и искусства других народов.

№ п/п Блоки работы Цель блока Сроки

1. Использование фольклора Познакомить детей с разнообразными формами детского фольклора, с традициями и образами русского народа Середина

2. Создание атмосферы национального быта Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского народа. Расширять представления о народных промыслах и ремёслах.

3. Знакомство с народным искусством Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством

4 Знакомство с русскими народными играми и проведение традиционных народных праздников Повышение интереса к русским народным играм. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными праздниками.

Этапы проекта :

1. Подготовительный этап.

o Составление перспективного планирования работы проекта

o Выявление знаний, анкетирование родителей о русской народной культуре

2. Практический этап.

o Создание предметно-развивающей среды : оформление уголка русского быта, русь расписная.

o Встречи за круглым столом с родителями

o Занятия, праздники, выставки для детей и родителей.

3. Заключительный этап.

o Проведение анализа проделанной работы.

o Итоговое совместные мероприятия для детей и родителей.

Перспективный план работы с родителями

Месяц Форма работы с родителями Мероприятие

Индивидуальные беседы с родителями. Познакомить с народными приметами и поговорками об осени.

Январь Анкетирование (пр. 4)

Оформление папки-передвижки «Значение декоративного рисования для развития мелкой моторики пальцев рук

Март Анкетирование (пр. 5)

Изготовление Папки – передвижки

Картотека русских народных игр.

Апрель родительское собрание

Народный

Май диагностические задания для родителей

Перспективный план работы с детьми

Месяц Неделя Содержание деятельности

Сентябрь 1 Познакомить с русским фольклором.

3 Свободное рисование по пословицам о труде и лене.

4 Конкурс загадок., скороговорок.

1 Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью (печь, ухват, чугунок, колыбель, прялка-презентация).

4 Рассматривание иллюстраций предметов быта

Декабрь 1 Конкурс загадок о предметах быта.

3 Беседа русские блюда (чем питались наши предки). чаепитие с детьми

4 Рассказ с детьми о праздновании Нового года на Руси.

4 Прослушиван русских народных песен

3 Исполнение русских народных песен

4 Беседа о проведении русских народных игр. Знакомство с играми.

3 Разучивание русских народных хороводов о березе, лете.

Май 1 Мониторинг детей и выявление знаний родителей по данной теме.

2 Совместные вечер с детьми и родителями (чаепитие по старой традиции

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Содержимое публикации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

по реализации программы социокультурные истоки

Воспитатель: Биннатова Г.А.

г.Когалым 2021г.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,

к родному селу или городу, к родной речи

- задача первостепенной важности,

и нет необходимости это доказывать.

Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого

- с любви к своей семье, к своему жилищу,

к своей школе. Постепенно расширяясь,

эта любовь к родному

переходит в любовь к своей стране

- к ее истории, ее прошлому,

а затем ко всему человеческому,

- писал Д.С.Лихачёв.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальных задач нашего образования. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Без ценностей, заложенных в семье люди неизбежно утратят человеческое достоинство. Благодаря семье ребенок первоначально познает окружающий мир. Очевидно, что семья и дошкольная организация, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Актуальность проекта: Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.

Проблема: Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Новизна:Ведущей идеей маршрута является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества. Условиями реализации проекта являются: создание интереса у детей, участие родителей и педагогов группы в реализации проекта, разработка конспектов занятий, бесед по теме. Сюжетно-ролевые игры ориентированы на развитие у воспитанников таких качеств, как чувство уважения, чувство ответственности и коллективизма.

Цель проекта: приобщение детей к истокам русского народного творчества посредством изучения культур и традиций народов, проживающих на территории РФ, взаимодействуя с семьями воспитанников.

Задачи:
Образовательные:
Формировать систему знаний о русской народной культуре и истории;

Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;

Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;

Освоение истории – культурного наследия России через памятные даты народного календаря;

Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;

Приобщение к эстетической культуре;

Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа;

Обогащать словарный запас детей.

Ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

2.Общие сведения о проекте:


Социокультурные истоки - стратегическая программа, направ-ленная на развитие социокультурного пространства России (авторы: И.А. Кузьмин - профессор, член-коррес- пондент Российской Академии естественных наук, г. Москва; А.В. Камкин - профессор Вологодского государственного университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук).

Программа является апробированной образовательной воспитательной и дидактической системой, призванной сформировать личность на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций.


Программу "Социокультурные истоки" для дошкольного образования педагоги реализуют с детьми и родителями в свободное от занятий время в течение всего учебного года. Она р ешает следующие задачи.

В плане духовного развития:

  • обеспечивает духовно-нравственное развитие личности на основе категорий и ценностей.

В плане личностного развития:

  • воспитывает чувства патриотизма, гражданственности, устойчивости и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье;
  • развивает управленческие навыки, формирует лидера, способного брать ответственность на себя.

В плане социализации:

  • развивает умение ориентироваться в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, формирует навыки сотрудничества в социуме.

В плане профессиональной деятельности педагога:

  • формирует добросовестное отношение к труду, приводит к осознанию духовного смысла труда на земле;
  • предоставляет возможность использования в образовательной деятельности активного метода обучения и воспитания детей на основе истоковских педагогических технологий и современного образовательного инструментария.

В плане изменения подхода к построению воспитательно-образовательного процесса:

  • объединяет воспитание, обучение и развитие личности в единый образовательный процесс;
  • обеспечивает преемственность дошкольного образования и начальной школы;
  • интегрирует занятия гуманитарного и научного направлений в целостный образовательный процесс.

Программа для ДОУ "Социокультурные истоки" разработана для четырех возрастных групп. ЭТАПЫ освоения курса:

  • В младшей группе (3-4 года) формируются понятия: Слово, Образ, Книга, (работа строится на основе русских народных песен, хороводов, игр, потешек, сказок, стихов и т.д.).
  • В средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности человека в ней.
  • В старше группе (5-6 лет) обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира челвоека (вера, надежда, любовь, мудрость и т.д.).
  • В подготовительной группе (6-7 лет) осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций, базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.


Экспозиция "Русская изба"


Привлекаем родителей к воспитанию детей на социокультурном опыте


Занятие с детьми и родителями по программе "Социокультурные истоки"


Занятие "Добрые друзья" во второй младшей группе "Лесная полянка"


Фестиваль "Радуга истоков"


Детский сад "Умка" поучаствовал в пасхальной благотворительной ярмарке

Работы победителей и призёров муниципального этапа XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений 2019

Читайте также: