Почему сложными являются отношения науки и религии кратко

Обновлено: 07.07.2024

По всей видимости, подобных искажений и упрощений в понимании взаимоотношений науки и религии можно избежать только в том случае, если будет выбран, сконструирован методологически корректный способ сопоставления, сравнения столь различных компонентов культуры.

Религия и наука являются компонентами культуры. Это значит, что они (религия и наука) формируются в лоне определённой культуры, что они должны быть рассмотрены как подсистемы определённой культуры (в пределах которой они взаимодействуют), что у религии и науки есть свои функции, диктуемые не только их внутренним строением.

Второй шаг в выработке корректной методологии сопоставления науки и религии состоит в выявлении важнейших аспектов их бытия. Мы должны сопоставлять не некие аморфные образования, а их важнейшие социальные, культурные проявления. Конкретнее: методологически грамотное сопоставление науки и религии должно анализировать соотношение трёх аспектов бытия науки с тремя же соответствующими аспектами бытия религии. Наука как социальный институт должна сопоставляться с религией как социальным институтом, наука как специфический вид деятельности – с религией как специфическим видом деятельности и, наконец, наука как особый вид знания – с религиозным мировоззрением.

Сопоставления научного знания и религиозного мировоззрения может вызывать вопросы. В частности, может возникнуть вопрос, почему не сопоставляются более однородные сущности: научное мировоззрение и религиозное мировоззрение. Наука вносит существенный вклад, прежде всего, в формирование знаниевых компонентов соответствующих мировоззрений. Она лишь очень опосредованным и косвенным образом может воздействовать на формирование других компонентов мировоззрений, к каковым можно отнести мировоззренческие принципы, убеждения, духовные ценности, идеалы.

Сказанное объясняет, почему мы считаем правомерным сопоставление религиозного мировоззрения (точнее, некоторых его составляющих) и научного знания.

Типы взаимоотношений науки и религии : конфликт, независимость, диалог и интеграция. В наше время также имеют место все эти виды отношений между указанными секторами культуры. Следует только аккуратно разобраться, по каким проблемам и в каких формах между наукой и религией имеет (или может иметь) место конфликт, по каким – независимость, по каким вопросам и в каких формах возможен между ними диалог, по каким – интеграция.




Научное знание может послужить некоторым материалом, на основе особой формы обобщения которого можно придти к некоторым мировоззренческим принципам. При этом следует помнить, что речь идёт об особой процедуре обобщения научного знания. Результат этого преобразования (вновь-сформулированные мировоззренческие принципы) выходит за пределы научного знания. Так, к примеру, на основе научного знания можно сформулировать принципы, утверждающие вечность, несотворимость, неуничтожимость мира, что и сделано в рамках некоторых материалистических направлений философии. Но это именно мировоззренческие (философские в данном случае) принципы. Эти принципы не входят непосредственно в состав научного знания, не могут быть доказаны научным способом и т. п.

По всей видимости, подобных искажений и упрощений в понимании взаимоотношений науки и религии можно избежать только в том случае, если будет выбран, сконструирован методологически корректный способ сопоставления, сравнения столь различных компонентов культуры.

Религия и наука являются компонентами культуры. Это значит, что они (религия и наука) формируются в лоне определённой культуры, что они должны быть рассмотрены как подсистемы определённой культуры (в пределах которой они взаимодействуют), что у религии и науки есть свои функции, диктуемые не только их внутренним строением.

Второй шаг в выработке корректной методологии сопоставления науки и религии состоит в выявлении важнейших аспектов их бытия. Мы должны сопоставлять не некие аморфные образования, а их важнейшие социальные, культурные проявления. Конкретнее: методологически грамотное сопоставление науки и религии должно анализировать соотношение трёх аспектов бытия науки с тремя же соответствующими аспектами бытия религии. Наука как социальный институт должна сопоставляться с религией как социальным институтом, наука как специфический вид деятельности – с религией как специфическим видом деятельности и, наконец, наука как особый вид знания – с религиозным мировоззрением.

Сопоставления научного знания и религиозного мировоззрения может вызывать вопросы. В частности, может возникнуть вопрос, почему не сопоставляются более однородные сущности: научное мировоззрение и религиозное мировоззрение. Наука вносит существенный вклад, прежде всего, в формирование знаниевых компонентов соответствующих мировоззрений. Она лишь очень опосредованным и косвенным образом может воздействовать на формирование других компонентов мировоззрений, к каковым можно отнести мировоззренческие принципы, убеждения, духовные ценности, идеалы.

Сказанное объясняет, почему мы считаем правомерным сопоставление религиозного мировоззрения (точнее, некоторых его составляющих) и научного знания.

Типы взаимоотношений науки и религии : конфликт, независимость, диалог и интеграция. В наше время также имеют место все эти виды отношений между указанными секторами культуры. Следует только аккуратно разобраться, по каким проблемам и в каких формах между наукой и религией имеет (или может иметь) место конфликт, по каким – независимость, по каким вопросам и в каких формах возможен между ними диалог, по каким – интеграция.

Научное знание может послужить некоторым материалом, на основе особой формы обобщения которого можно придти к некоторым мировоззренческим принципам. При этом следует помнить, что речь идёт об особой процедуре обобщения научного знания. Результат этого преобразования (вновь-сформулированные мировоззренческие принципы) выходит за пределы научного знания. Так, к примеру, на основе научного знания можно сформулировать принципы, утверждающие вечность, несотворимость, неуничтожимость мира, что и сделано в рамках некоторых материалистических направлений философии. Но это именно мировоззренческие (философские в данном случае) принципы. Эти принципы не входят непосредственно в состав научного знания, не могут быть доказаны научным способом и т. п.

Поясню. Можно не верить в следующее: бог сотворил Землю и человека, загробная жизнь существует, когда-то произошел Всемирный потоп и выжили только евреи, вселенная пронизана эфиром, молнии посылает на землю Перун/Зевс/Атилла, и в другие сказки.
При этом наличие рационального мышления, свобода от догматов, научный подход к познанию мира, - не означают, что носитель этих качеств содомит и развратник.
Что мешает ему быть порядочным христианином/мусульманином/буддистом?
Во-первых, ценности мировых религий гуманистические. Любовь к ближнему, прощение, не воруй-не убий, будь щедр, и далее. Что порицается религией, то и незаконно (карается УК). Или просто аморально (осуждается обществом).
Во-вторых, должна ведь быть в мире какая-то загадка? Мы в принципе не можем познать Вселенную полностью, находясь внутри нее. Чем больше мы узнаем, тем больше вопросов. Посмотрите, что открывает наука. Темная материя, темная энергия, скрытые измерения, замкнутость Вселенной, реликтовое холодное пятно (гугли, это интересно!), квантовая пена, и другие объекты и модели. И сколько еще явлений, толком не объясненных. В общем, пока мы не знаем ВСЕГО, в нашем мире есть место и для бога. Бог обладает личностью и человеческими качествами, поэтому он - отдушина для слабой человеческой психики. Которая с трудом выдерживает столкновение с суровой реальностью за пределами привычной среды обитания (мир элементарных частиц и космос).

Было бы интересно почитать высказывания известных деятелей (НЕ теологов и НЕ богословов) науки и искусства о религии.

Да, средневековую ересь и чушь про сотворение мира, отрицание общеизвестных научных фактов, и пр. - оставьте это при себе. Я в школе хорошо учился.

Они совместимы, но не смешиваемы. Религия и наука встречаются, порой, даже в одной голове - как вода и масло в одном сосуде. Всегда есть граница раздела: религия начинается там, где заканчивается наука, наука начинается там, где заканчивается религия.

На протяжении веков многие ученые, философы и теологи пытались определить природу отношений между религией и наукой. Это отношение часто рассматривается как конфликт между двумя несходными и несовместимыми сферами. Эта конфронтация уходит своими корнями в вопрос о происхождении жизни, который воспринимается по-разному с научной и религиозной точек зрения. Однако в эпоху быстрого технологического развития, глобализации и Всемирной коммуникации отношения между этими областями стали гораздо более тесными и сложными, чем просто дебаты о креационизме и эволюции. Предметы науки и религии переплетаются и влияют друг на друга самым глубоким образом. Со временем богословы пришли к пониманию и принятию эволюционной теории и разработали новые взгляды на сотворение мира и творческую деятельность бога.

Несмотря на то, что наука и религия имеют много различий, их объединяет одно общее намерение-найти ответы на самые фундаментальные вопросы жизни и вдохновить человечество на развитие. Наука открывает религии новые стороны человеческого опыта, но религию не следует рассматривать как форму менее развитой науки. Вместо этого люди должны рассматривать религию как отдельный способ мышления, который может предложить верующим решение проблем, которые в противном случае были бы недостижимы. Поэтому одним из результатов этого взаимного влияния стало принятие и применение научных данных в богословии; а другим-мотивационно-вдохновляющее влияние религии на отдельных ученых и научные изыскания в различных областях.

Связь между наукой и религией

Науку можно определить как знание, основанное на рациональном мышлении и систематическом изучении фактов средствами научного метода. Этот метод основан на наблюдении и эксперименте ( Chalmers , 2013). Однако определить религию несколько сложнее, поскольку она имеет дело с более нематериальными материями, которые являются духовными и даже сверхъестественными. Альберт Эйнштейн (1941) считал, что прежде чем дать определение религии, следует определить религиозного человека, который “в меру своих способностей освободился от оков своих эгоистических желаний и занят мыслями, чувствами и стремлениями .” Религиозный человек чувствует уверенность в этих качествах, которые не требуют никакой рациональной основы.

Если рассматривать отношения между наукой и религией с исторической точки зрения, то различия и противостояние между ними становятся отчетливо видимыми. С научной точки зрения Вселенная действует в соответствии с законом причинности, поэтому концепция божества, которое вмешивается в ход событий, кажется непостижимой. Более того, иррационально, что поведение людей должно основываться на религии, а не на образовании индивида, его социальных потребностях и симпатиях. Очевидно, что такое отношение к религии заставляет церкви выступать против науки и угнетать ее энтузиастов, как это было в темные века.

Несмотря на кажущееся очевидным столкновение противоположных взглядов, между наукой и религией существует родство. Артур Пикок , биохимик и теолог, утверждал, что эти сферы “в конечном счете сходятся” и “взаимодействуют и взаимно усиливают подходы к реальности” (цитируется по Nord , 1999). Эйнштейн (1930) утверждал, что религиозное чувство является самым благородным мотивом для научного исследования. Им руководствовались многие великие умы, в том числе Кеплер и Ньютон, которые провели годы в одиночестве, чтобы открыть законы гравитационной астрономии. Их приверженность можно сравнить только с чувствами религиозных людей, посвятивших всю свою жизнь подобным делам. Поэтому в наш материалистический век такая приверженность, которую проявляют ученые, делает их самыми религиозными людьми.

Влияние науки на религию

На протяжении всей мировой истории мировоззрение цивилизаций в значительной степени основывалось на религии. Однако в XVII веке, в эпоху, которую называют научной революцией, ученые стали приобретать все большее влияние в обществе. Однако в то время большинство великих ученых не были атеистами; между тем многие из современных ученых остаются верующими ( Nord , 1999). С начала научной революции церковь пережила некоторые огромные изменения. В настоящее время старая борьба между религией и наукой в значительной степени прекратилась. Этот процесс связан с изменением установок общества. Большинство людей уже сформировали свои убеждения относительно мира, и вопрос о сотворении и эволюции больше не имеет критического значения. Большинство церковных лидеров признавали основные научные открытия или присваивали их для объяснения (Шиллинг, 2009).

Римско-Католическая Церковь приняла теорию эволюции и принесла извинения за тюремное заключение Галилея и казнь Джордано Бруно ( Rogaly , 1997). Более того, многие либеральные богословы использовали свидетельства научного мира, чтобы пересмотреть свое понимание Бога. Они пытались приспособить свои традиции к современным принципам рациональности и разума. Впервые в наши дни многие теологи приняли критический взгляд на религию и начали считать религиозные утверждения проверяемыми, подобно тому, как ученые обращаются к научным утверждениям ( Nord , 1999).

В этом отношении теология и наука достигли своего рода мирного сосуществования, если не согласия. Например, теологическое объяснение теории эволюции может не дать никаких научных доказательств религиозных аспектов этого процесса. Точно так же эволюционная теория не может опровергнуть религиозные аргументы. Однако понятия теории Дарвина и теологические утверждения вовсе не обязательно должны быть несовместимы. Этот подход постулирует, что каким бы ни было происхождение жизни, будь то эволюция или божественное вмешательство, мир будет выглядеть точно так же, как он есть сегодня. Поэтому религиозные утверждения должны быть проверены и подтверждены или опровергнуты точно так же, как и научные ( Стивенс , Нью-Йорк).

Работа Чарльза Дарвина по теории эволюции оказала на науку самое глубокое влияние. Она сформировала представления людей о мире, человечестве, обществе и религии. Прежде всего, господствующее мнение состояло в том, что религия и эволюционная теория несовместимы , поскольку последняя бросает серьезный вызов традиционной теологической вере в сотворение всего живого. Сторонники обеих противоположных точек зрения стремились отвергнуть противоречивые точки зрения. Однако связь между эволюцией и теологией развивалась более последовательным образом. Хотя большинство религиозных традиций, таких как христианство, ислам и иудаизм, считают Бога творцом мира, они не всегда указывают конкретный путь этого процесса. Хотя почти во всех религиях священные тексты содержат ссылки на точку сотворения мира, у теологов часто возникают сомнения относительно того, следует ли им воспринимать их буквально или придерживаться научных объяснений ( Стивенс и т. д.).

Следует отметить, что теория Дарвина специально ставила под сомнение идею о том, что Бог создал все живые организмы такими, какими они могут быть видны сейчас. Некоторые креационистские теории утверждают, что все формы жизни остались неизменными, и процесс сотворения мира произошел несколько тысяч лет назад. Другие взгляды включают только идею о том, что естественный порядок вещей является неизбежным результатом Божьего замысла. Следовательно, эти теории постулируют, что Вселенная постоянна, потому что Бог повелел ей быть такой. Однако теория Дарвина предполагает, что мир более динамичен по своей природе; этот факт приводит к широкому спектру различных форм жизни, которые борются за выживание и медленно приспосабливаются к изменчивым условиям.

Хотя многие религиозные группы отрицали эволюционную теорию как предположительно атеистическую, другие приняли ее. Более того, многие богословы указывают на положительное влияние этой теории на религиозное мышление. Например, теолог Вольфхарт Панненберг сказал: “теория эволюции дала богословию возможность видеть непрерывную деятельность Бога не только в сохранении определенного порядка, но и в постоянном порождении новых вещей” (как цитируется в книге Стивенса , Нью-Йорк). Норд (1999) предполагает, что принятие Церковью теории эволюции вдохновило новый способ оценки Божьего замысла среди верующих как непрерывного и гибкого процесса.

Эволюционная теория изменила теологический взгляд на то, как Бог взаимодействует с людьми и Вселенной. Например, в некоторых теориях христианства сотворение мира воспринимается как форма кенозиса , согласно которой Бог не вмешивается в процесс эволюции всех живых форм, позволяя им развиваться естественным путем. Теолог Джон Хаут утверждает: “Бог эффективно действует в мире, предлагая ему широкий спектр автономно реализуемых возможностей, в рамках которых он может “стать самим собой” (как цитируется в книге Стивенса , n . d .). Поэтому люди и другие живые существа автономны и могут эволюционировать в то, чем они наиболее полно призваны стать.

Влияние религии на науку

Религия оказывает значительное влияние на научные исследования. Одним из наиболее важных факторов является индивидуальная мотивация ученых и их религиозные убеждения, побуждающие их искать ответы на вопросы о том, как устроена вселенная. Очевидно, что многие ученые отрицают Бога и религию в любой форме и часто делают скептические или даже атеистические заявления. Однако их число не столь подавляюще доминирует в научном сообществе, как некоторые могли бы подумать. Фрэнсис Коллинз (2010), директор Национального института здоровья, утверждает, что опросы показывают, что около 40 процентов ученых признают свою веру в Бога, к которому они могут молиться в надежде получить ответ или искать вдохновение, чтобы продолжить свои исследования.

Поэтому взаимосвязь науки и религии может принести пользу как этим сферам, так и отдельным людям. Религия многому научилась у науки, но наука не может быть занята теми, кто не полностью поглощен желанием искать истину. Эйнштейн (1941) утверждал, что источник этого стремления можно найти в религии и что истинный ученый не может работать без этой глубокой веры. По поводу этой точки зрения Эйнштейн (1941) также приводит одну из своих самых известных цитат: “Наука без религии хромает, религия без науки слепа .”

Одним из примеров того, как люди могут быть подвержены влиянию своей веры, является жизнь и работа Роберта Бойля, отца современной химии. Он был мотивирован своими религиозными убеждениями, чтобы продолжить свои исследования о природе вокруг него. Его выдающаяся религиозность была движущей силой его энтузиазма по отношению к миру науки. Считается, что его духовный характер был причиной его решимости проводить научные исследования. Интересно, что, несмотря на свою страстную любовь к Библии, он боролся с религиозными сомнениями, которые побудили его написать несколько значительных работ об отношениях между наукой и религией ( Davis , 2007).

Как было сказано выше, точкой пересечения конфликта между наукой и религией обычно является спор между эволюцией и креационизмом. Тем не менее, многие другие научные области взаимодействовали с теологией, и многие из них приняли некоторые из ее взглядов и теорий. Хотя эволюционная теория традиционно считалась угрозой религии, Теория Большого Взрыва часто включает в себя идеи креационизма. Одной из причин, почему ученые считают идею сотворения мира божеством, что вовсе не обязательно означает Бога, является свидетельство необычайного совпадения, которое связывают с Большим Взрывом. Она основана на некоторых доказательствах того, что вероятность образования Вселенной, поддерживающей жизнь, почти бесконечно мала. Если бы скорость, с которой Вселенная расширялась после Большого взрыва, была на долю больше или меньше, она не была бы создана или разрушилась.

Многие теории рассматривают этот факт и многие другие маловероятные совпадения как свидетельство преднамеренного замысла ( Nord , 1999). В этой связи клеточный биолог Кеннет Миллер выдвигает гипотезу, что теология может опираться на открытия физики, биологии и эволюционной космологии ( Стивенс , Нью-Йорк) . о н проводит параллели с утверждениями из Священного Писания, что жизнь была создана из праха земли. Однако факторы, способствовавшие этому процессу, гораздо сложнее, чем полагают теологи или астрономы. Человеческое существование не могло бы возникнуть, если бы не возник космос невообразимого возраста с его точно настроенными законами и константами, управляющими каждым процессом во вселенной ( Стивенс , Нью-Йорк).

В течение последних нескольких десятилетий многие богословские исследования касались проблем экологии, загрязнения природы и других экологических опасностей. Как правило, эта литература пропагандирует заботу об окружающей среде как важнейшую добродетель и приводит примеры из священных текстов, в которых описывается, как Бог заботится о природе ( Nord , 1999). Некоторые теологические принципы были приняты и в других областях науки. Например, многие ученые признают влияние лечения ума или души на лечение различных заболеваний. Многие медицинские учреждения финансируют и организуют конференции и исследования, посвященные влиянию духовности на исцеление и взаимоотношения между мозгом и душой ( Nord , 1999).

Религия и наука связаны между собой сложной и глубокой связью. На протяжении всей истории это отношение обычно принимало форму конфронтации, но после научной революции 17-го века оно использовало новую форму взаимодействия. И Наука, и религия по-разному влияли друг на друга и в результате менялись. Ученые и теологи пришли к пониманию того, что, хотя научная и религиозная перспективы не всегда совместимы, они могут сосуществовать и даже извлекать пользу из такого сотрудничества.

Таким образом, наука, особенно теория эволюции Дарвина, изменила то, как религиозные люди видят сотворение мира и творческую деятельность Бога. Однако отношения между этими областями гораздо сложнее и неоднозначнее , чем просто дебаты о креационизме и эволюции. В настоящее время многие религиозные традиции признают эволюционную перспективу, а другие научные теории утверждают, что они не обязательно должны вмешиваться в креационизм. Вместо этого многие из них стали считать Божий замысел формой кенозиса , Божьей воли, позволяющей его творениям развиваться и развиваться естественным путем.

Религия также играет значительную роль в научном исследовании. Считается, что он вдохновляет и дает ученым силы продолжать свои исследования и побуждает их искать ответы на вопросы об устройстве вселенной. Многие также признают положительное влияние теологии, духовности и религиозной этики на такие области, как экология и здравоохранение, среди многих других. Понимание религиозных понятий указывает на взаимосвязь науки с теологией.

Хотя научные открытия не зависят от каких-либо религиозных соображений, эти люди науки, которые представили миру свои выдающиеся достижения, были вдохновлены подлинной религиозной верой в то, что мир является продуктом совершенного замысла и управляется рациональными законами. Если бы их убеждения не были глубоко эмоциональными, эти люди едва ли смогли бы продемонстрировать такую настойчивость и приверженность и преуспеть в своих усилиях.

Конфликт берет начало в эпоху Ренессанса. Примерно 500 лет назад в Европе светские ценности доминировали в мире, представляя либеральные и атеистические взгляды непроверенными культами. Хотя многие религиозные лидеры отвергли эти ценности, некоторые пытались переосмыслить Священное Писание для большего согласия с наукой.


На протяжении веков наука постоянно создавала новые причины для паники, вызывая враждебную реакцию со стороны верующих. Однако, в отличие от традиционного атеизма, наука никогда не намеревалась угрожать религии.

Когда Эдвин Хаббл доказал существование расширяющейся вселенной, доказательства были настолько убедительными, а заключение настолько неопровержимым, что стало частью здравого смысла.

Когда Чарльз Дарвин осознал эволюцию через естественный отбор, однозначная полезность ее применения ко всем аспектам естественного мира дала нам возможность исследовать наше происхождение.

С Большим взрывом, эволюцией и множеством других достижений, основанных на знаниях, наука непреднамеренно вынудила реинтерпретацию религии в тех местах, где ее догма находится в противоречии с открытой истиной.

Такая битва не должна касаться ни одной из сторон. Безграничная итерация причины и следствия всегда будет создавать эмпиреальную обитель. Например, если Вселенная началась с взрыва, то можно утверждать, что Бог вызвал взрыв. Если найдены окаменелости динозавров, то Бог положил их туда, чтобы проверить нашу веру. Если Земле миллиарды лет, то день в истории Бытия равен сотням миллионов лет. Это реальные интерпретации Библии, которые были созданы наукой.

Вместо того, чтобы примирить Священное Писание с эволюционной теорией, христиане изобрели новую теорию, названную Интеллектуальным Проектом (ID). Согласно теории, живые существа слишком сложны, чтобы их можно было объяснить случайностью естественного отбора. Поэтому безосновательное предположение о том, что причиной должен быть Бог-создатель, выявило религиозную основу теории. Это отсутствие беспристрастности привело к тому, что Intelligent Design не смогла утвердиться в научной теории.

Этот предвзятый поиск доказательств характерен для психологии религии. Религии обычно включают в себя ряд утешительных убеждений (загробная жизнь, любящий Бог, целенаправленное существование ).

В которые верующие эмоционально вкладываются и зависят от них. Поэтому верующие мотивированы, чтобы найти доказательства, которые поддерживают и укрепляют их убеждения. Таким образом, все, что противоречит их убеждениям, автоматически отклоняется, и всем в пользу уделяется самое пристальное внимание. По той же причине верующие окружают себя людьми, которые разделяют их убеждения, обеспечивая дальнейшее иллюзорное подкрепление. Группа становится источником идентичности и гордости, и удовольствие, получаемое от насыщения этой гордости, является достаточной причиной, чтобы искажать их подход к оценке доказательств.

Наполнение своей головы корыстными убеждениями открывает двери для ненаучного мышления. Как предположил Сократ, именно пустота пытливого ума ведет нас к истине. И даже если одна религия столкнулась с абсолютной истиной, предположение, что кто-то знает эту истину, всегда будет стимулировать конфликт с другими религиями, выступающими с такими же требованиями. Вот почему религия порождает конфликты и почему вера в истину так же вредна, как и вера в полную ложь.

Ученых и верующих привлекают необъяснимые, чудесные явления по разным причинам. Ученые ищут естественную причину и позволяют своему любопытству подтолкнуть их к ответу. Религиозные верующие видят возможность укрепить свою веру, объявив о божественном вмешательстве. Такие заявления поддерживают их существующую систему убеждений, таким образом, помогая увековечивать позитивные эмоциональные состояния, которые вызывают убеждения. Как и в случае с разумным замыслом, Бог — желаемая причина, и это приводит к отклонению или откровенному подрыву естественных объяснений.

Действительно, это не наблюдение или свидетельство, которое заставляет верующих предполагать, что произошло чудо; это предварительное убеждение, что Бог способен на чудеса.

Объявление чудес может быть очень пагубным, если оно прекращает поиск естественных причин. Когда снова понадобится чудесное решение, без него невозможно будет решить проблему. На протяжении всей истории были объявлены чудеса, которые привели к прекращению научных исследований и приятному укреплению религиозных верований.

Однако, если Бог дает человеку рак, а сатана исцеляет человека, чтобы саботировать Божий план, во что верит христианин? Если христианин не найдет причину презирать спасенного человека, лекарство будет приписано Богу, а рак — сатане. Печально, что миллионы людей погибли, а христиане и другие религиозные деятели решили, кого следует ненавидеть.

В истории лежит осознание того, что религия — это не что иное, как набор предположений о неизвестном, которые исчезают с развитием человеческого знания. Единственное свидетельство того, что религиозный деятель обладает чудом, — это отсутствие доказательств обратного. На заре человечества, если бы мы приписали огонь чудесному делу, мы все еще жили бы в пещерах, сжимающихся вместе для тепла и удивляющихся, почему Бог не выпустит молнию в лес, чтобы зажечь другое пламя.

В мире религиозных людей такое объяснение никогда не будет найдено. Общество предполагает, что больше нечему учиться, потому что единственное соответствующее знание находится внутри священной книги. Интеллектуальное развитие будет полностью остановлено. Религиозные люди иногда отвечают, говоря, что Бог дает или вдохновляет ответы, когда это необходимо, и все же на протяжении всей истории они преследовали ученых, которые предположительно получили это вдохновение.

Большой взрыв — это теория о том, что вселенная началась с чрезвычайно плотной сингулярности, а затем быстро расширилась за 14 миллиардов лет в то, что мы видим сегодня. Эдвин Хаббл предоставил важнейшее доказательство теории в 1929 году, когда обнаружил, что большая часть материи во вселенной удаляется от нас (красное смещение).

Был предложен ряд плохо поддерживаемых теорий о том, что вызвало или произошло до Большого взрыва. Правильная научная позиция состоит в том, что мы не знаем, что вызвало это (если даже была причина). Хотя эта неопределенная позиция наиболее благоприятна для поиска ответа, это наименее желательная позиция для занятия. Это связано с тем, что неопределенность вызывает неприятные ощущения тревоги, и это приводит людей к убеждениям, которые ослабляют беспокойство.

Религиозным верующим нравится думать, что они обладают доказательством того, что Бог создал вселенную. Значение, которое они приписывают этому свидетельству, является еще одним источником конфликта между наукой и религией.

Например, некоторые скажут, что Бог создал вселенную, потому что он всемогущ и вечен. Однако эти атрибуты даны Богу в ответ на прежнее убеждение, что он создал вселенную. У них не наблюдается признаков, приведших к убеждению. Верующий приходит к выводу, что Бог должен быть всемогущим и вечным, чтобы сотворить вселенную, и, следовательно, Бог сотворил вселенную, потому что, будучи могущественным и вечным, он способен на это. Это явно круговой аргумент. Кроме того, всемогущество необходимо для создания вселенной? Возможно, большая, более плотная вселенная потребовала бы больше энергии.

На фундаментальном уровне наука и религия вступают в конфликт, потому что наука несовместима с верой. Ученый верит в вероятность констант и уравнений, но он не верит в них. Большой взрыв и эволюция по-прежнему являются только теориями, и их популярность зависит от того, насколько хорошо их предсказания повторяют мир, в котором мы живем. Другими словами, в науке определенность не реальна. Теория Ньютона была изменена Эйнштейном, и теория Эйнштейна должна будет пережить тот же путь.

И наоборот, неопределенность не реальна в религии. В исламе нет споров о святости Корана или пророчестве Мухаммеда. В христианстве нет вопроса о цели воскресения Христа. Таким образом, можно сказать, что философия науки и религии взаимоисключающие.

Как упоминалось ранее, верующие слишком часто рассматривают науку как другую религию с другим набором абсолютных истин. Однако наука не верит в такое высокое уважение, и религиозные притязания не влияют на ее нейтралитет. Это дихотомическое мышление может возникнуть из-за абсолютности религиозных убеждений и недостаточного знакомства с вероятностью. Если человек не согласен с верующим, автоматически считается, что он не согласен. Для человека, который хочет воздержаться от суждения, не существует среднего уровня, пока не появятся более убедительные доказательства.

Хотя наука в этом смысле нейтральна, некоторые выдающиеся атеисты также стремятся обойтись без середины в своих спорах с верующими. Ричард Докинз утверждал, что агностики обладают верой в то, будет ли найден ответ на вопрос о существовании Бога (Божественное заблуждение, глава 2). Но почему агностики должны делать такие абсолютные заявления? Предположительно, Докинз предполагает, что агностики запятнали их той же критикой, которой он подвергал верующих.

Непонятно, почему некоторые атеисты страдают от того же дихотомического мышления, что и верующие. Одна из теорий заключается в том, что насмешки атеистов, направленные на верующих, указывают на определенную степень гордости. Эта гордость, вероятно, происходит из убеждения, что их позиция интеллектуально выше, то есть это позиция, которую занимают некоторые выдающиеся ученые и философы, которых они уважают. Таким образом, любое среднее положение, такое как агностицизм, будет способствовать маргинализации этой позиции, делая ее экстремальной. Если их позиция выглядит экстремальной и неразумной, источник их гордости поврежден. Чтобы защитить его, они порождают непристойную критику против агностиков и безоговорочных атеистов.

Космологические данные наглядно продемонстрировали наше ничтожество во вселенной. Мы существуем на крошечной голубой планете, вращающейся вокруг обычной звезды, в одной из миллиардов галактик, составляющих вселенную. Хотя мы еще не нашли жизнь, она, вероятно, существует на некоторых из триллионов планет в космосе. Хотя наше место в спектре земной жизни очень утешительно, мы можем быть просто рыбой в море для посетителей с дальнейших берегов.

Очевидная истина о том, что человечество — незначительная пылинка на просторах пространства и времени, вступает в противоречие с утешительным религиозным представлением о том, что мы являемся центральным элементом Божьего плана. Можно легко увидеть, как желаемое мышление может создать такое понятие. В конце концов, гораздо труднее принять большую, пустую, одинокую вселенную, чем принять ту, в которой Бог держит нашу руку и защищает нас от ударов следующего астероида, который придет на наш путь.

Религия и наука — это взаимоисключающие философии, которые стремятся ответить на одни и те же вопросы. Так же, как принцип исключения Паули говорит нам, что никакие две частицы не могут занимать одно и то же квантовое состояние; религия и наука также не могут занимать одно и то же пространство.

В науке нет требования или непреодолимого желания уничтожить религию. Единственная цель — ответить на вопросы о неизвестном.

Читайте также: