Какие изменения произошли в сельскохозяйственных занятиях мордвы во второй половине 1 тыс н э кратко

Обновлено: 18.05.2024

Сейчас трудно себе представить, что финно-угорские народы Поволжья когда-то обладали национальным суверенитетом, а их земли не входили в состав России. Например, в конце XII века на территории современной Мордовии существовало государство, которое русские летописцы называли Пургасова волость. До присоединения к числу подданных русской короны у жителей этих мест была особая история, интересные обычаи и традиции.

Два финно-угорских народа

По данным археологов, предки эрзян населяли междуречье Волги и Оки еще в период древнейшей истории. А вот мокшане перебрались в эти края с верховьев реки Дон. В начале нашей эры в Поволжье жили разные финно-угорские племена: мари, меря, мокша, мурома, эрзя. Они создали так называемую Городецкую культуру, о которой ученые могут судить по оставшимся захоронениям. На протяжении веков все жители Поволжья подвергались влиянию со стороны скифов, сарматов, гуннов, а также славянских, германских, прибалтийских и тюркских племен.

Этнографы относят мокшан к присурской группе племен, а эрзян – к приокским этносам.

Отдельные историки считают, что античный историк Геродот, описывая скифо-персидскую войну 512 года до нашей эры, тоже упоминает мокшан и эрзян. Правда, древнегреческий автор называет их тиссагетами и андрофагами.

Финно-угорские народы Поволжья были вынуждены платить дань Хазарскому каганату, существовавшему в VII-X веках на юге современной России. После ослабления и распада империи хазар сильное влияние на мокшан и эрзян начали оказывать сразу два соседних государства – Волжская Булгария и Русь. Впрочем, финно-угорские народы, веками жившие вместе, достаточно укрепились к тому времени и имели сильное войско, захватчикам не удавалось подчинить их себе. Например, в одной из древнерусских летописей повествуется о нападении на жителей Поволжья муромского князя Ярослава Святославича. Битва состоялась 4 марта 1103 года и закончилась победой мокшан и эрзян.[С-BLOCK]

Вероятно, эти люди имели не только сильную армию, но и собственное государство, ведь еще в X веке о стране Мордии упоминает в своих записях Константин Багрянородный – император Византии. Известно, что в конце XII – начале XIII века правителем государства мокшан и эрзян был некий Пургас, в древнерусских источниках его называют князем, а его страну – Пургасовой волостью.

После основания Нижнего Новгорода в 1221 году мордву с исконной территории стали постепенно вытеснять переселенцы из Владимира, Суздаля и Рязани. Русские князья осуществили несколько удачных походов на земли финно-угорских народов Поволжья. А в 1237-1239 годах все они были побеждены монгольским завоевателем Батыем. И Волжская Булгария, и русские княжества, и Пургасова волость стали вассалами Золотой Орды.

Процесс колонизации мордовских земель начался в XIV веке. С каждым годом сюда прибывало все больше переселенцев с запада. Военные столкновения все чаще заканчивались победой русских князей. В 1372 году на берегу реки Суры была основана крепость Курмыш. Так, под контроль Нижнего Новгорода попали значительные земли эрзян и мокшан. Окончательно в состав Русского царства финно-угорские народы Поволжья вошли в XV веке, уже после присоединения Казанского ханства.

Быт и хозяйство

Мокшане и эрзяне традиционно занимались пашенным земледелием. Они сеяли просо, ячмень, рожь, выращивали огородные культуры, а также лен; бортничали, разводили коров, лошадей, свиней, домашнюю птицу. Среди мордвы были умелые охотники и рыболовы. В древности эквивалентом денег у представителей финно-угорских народов Поволжья служили шкурки белок и других пушных зверей. Мастеровой люд занимался кузнечным делом, изготовлением различных изделий из металла и древесины, гончарным искусством. Были развиты ткачество и прядение, смолокурение и углежжение.

Деревни мокшан и эрзян мало отличались от русских. Дома они строили из сосны, деревянные срубы покрывали или соломой, или тесом. Жилье делилось на сени и горницу. Главной частью дома являлась печь. Во дворе располагались хозяйственные постройки.

Национальная кухня была нехитрой: пекли хлеб, блины и пироги, готовили различные каши, окрошки, пельмени. Мясо засаливали и коптили, а из молока делали творог, кисломолочные продукты.

Национальной одежде финно-угорских народов свойственны красочность и обилие декоративных элементов. Женщины носили браслеты, кольца, бусы, серьги, а также сложные нагрудные украшения, которые плелись из бисера, монет и шерстяных кисточек.

Обычаи и традиции

До присоединения к Русскому царству многие мокшане и эрзяне сохраняли языческую веру своих предков, для которой был характерен политеизм. В лесу властвовали богиня Вирь-ава и ее муж Вирь-атя. Водной стихией ведала супружеская пара Ведь-ава и Ведь-атя. Тол-ава и Тол-атя были божествами огня, а Кудо-ава и Кудо-атя отвечали за домашний уют и семейное благополучие. Коллективную молитву богам обычно совершали в священных рощах перед началом сельскохозяйственных работ: пахоты, сева, сбора урожая, отела скота и т.п.

В Средневековье представители финно-угорских народов жили патриархальными семьями, все родственники вели общее хозяйство. Старейшину называли покштян (большой старик). Каждый род имел собственный знак, которым отмечали коров и лошадей, такое тавро помогало выявлять скотокрадов.

У финно-угорцев было принято возрастное неравенство, девушек выдавали замуж за парней, которые были на 10-15 лет их моложе. Причины таких браков, вероятнее всего, кроятся в экономических реалиях. Семьи нуждались в умелых работницах, а интересы молодых никто не учитывал. Впрочем, мужчин нельзя было назвать страдающей стороной: до распространения христианства некоторые мокшане и эрзяне являлись многоженцами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

История культуры мордовского края, дисциплина на 1 - полугодие.

Население мордовского края во 2 – й половине I тыс. н.э.

Население мордовского края во 2 – й половине I тыс. н.э.

План Мокша и эрзя Мордва и ее соседи Сельскохозяйственные занятия и лесные промыслы. Домашние промысли.

Упоминания о мордве

Мордва и ее соседи Мордовские ратники в битве со степняками. Художник А. Коровин.

Мордва и ее соседи

Мордовские ратники в битве со степняками. Художник А. Коровин.

Прототипы древнемордовских украшений, I-II вв. н. э. Исторический музей.

Привески . I тыс. н. э. Журавкинский 2-й могильник, Зубово-Полянский район.

Нагрудное украшение . VII-XI вв. Журавкинский 2-й могильник, Зубово-По-лянский район.

Записать в тетрадь! Амулет – предмет, носимый суеверными людьми и считаемый ими магическим средсвтом против болезни, несчастья и др. Балты – индоевропейские племена, родственные по языку и происхождению славян, германцам и др.

Записать в тетрадь!

Сельскохозяйственные занятия и лесные промыслы.

  • Земледелие и животноводство в VII –XI вв. были основными видами хозяйства мордвы.
  • Кереть – безотвальное пахотное орудие, аналогичное русскому рало.
  • Соха – пахотное орудие для обработки лесных и старопахотных земель с мягкой почвой.

Горн – кузнечный очаг с мехами для накаливания металла.

Гривна – старинное украшение из металла в виде обруча.

Гривна – старинное украшение из металла в виде обруча.

Сюльгама – традиционное нагрудное украшение мордвы – застежка в виде овальной пряжки с язычком.

Сюльгама – традиционное нагрудное украшение мордвы – застежка в виде овальной пряжки с язычком.

Сейчас трудно себе представить, что финно-угорские народы Поволжья когда-то обладали национальным суверенитетом, а их земли не входили в состав России. Например, в конце XII века на территории современной Мордовии существовало государство, которое русские летописцы называли Пургасова волость. До присоединения к числу подданных русской короны у жителей этих мест была особая история, интересные обычаи и традиции.

Два финно-угорских народа

По данным археологов, предки эрзян населяли междуречье Волги и Оки еще в период древнейшей истории. А вот мокшане перебрались в эти края с верховьев реки Дон. В начале нашей эры в Поволжье жили разные финно-угорские племена: мари, меря, мокша, мурома, эрзя. Они создали так называемую Городецкую культуру, о которой ученые могут судить по оставшимся захоронениям. На протяжении веков все жители Поволжья подвергались влиянию со стороны скифов, сарматов, гуннов, а также славянских, германских, прибалтийских и тюркских племен.

Этнографы относят мокшан к присурской группе племен, а эрзян – к приокским этносам.

Отдельные историки считают, что античный историк Геродот, описывая скифо-персидскую войну 512 года до нашей эры, тоже упоминает мокшан и эрзян. Правда, древнегреческий автор называет их тиссагетами и андрофагами.

Финно-угорские народы Поволжья были вынуждены платить дань Хазарскому каганату, существовавшему в VII-X веках на юге современной России. После ослабления и распада империи хазар сильное влияние на мокшан и эрзян начали оказывать сразу два соседних государства – Волжская Булгария и Русь. Впрочем, финно-угорские народы, веками жившие вместе, достаточно укрепились к тому времени и имели сильное войско, захватчикам не удавалось подчинить их себе. Например, в одной из древнерусских летописей повествуется о нападении на жителей Поволжья муромского князя Ярослава Святославича. Битва состоялась 4 марта 1103 года и закончилась победой мокшан и эрзян.[С-BLOCK]

Вероятно, эти люди имели не только сильную армию, но и собственное государство, ведь еще в X веке о стране Мордии упоминает в своих записях Константин Багрянородный – император Византии. Известно, что в конце XII – начале XIII века правителем государства мокшан и эрзян был некий Пургас, в древнерусских источниках его называют князем, а его страну – Пургасовой волостью.

После основания Нижнего Новгорода в 1221 году мордву с исконной территории стали постепенно вытеснять переселенцы из Владимира, Суздаля и Рязани. Русские князья осуществили несколько удачных походов на земли финно-угорских народов Поволжья. А в 1237-1239 годах все они были побеждены монгольским завоевателем Батыем. И Волжская Булгария, и русские княжества, и Пургасова волость стали вассалами Золотой Орды.

Процесс колонизации мордовских земель начался в XIV веке. С каждым годом сюда прибывало все больше переселенцев с запада. Военные столкновения все чаще заканчивались победой русских князей. В 1372 году на берегу реки Суры была основана крепость Курмыш. Так, под контроль Нижнего Новгорода попали значительные земли эрзян и мокшан. Окончательно в состав Русского царства финно-угорские народы Поволжья вошли в XV веке, уже после присоединения Казанского ханства.

Быт и хозяйство

Мокшане и эрзяне традиционно занимались пашенным земледелием. Они сеяли просо, ячмень, рожь, выращивали огородные культуры, а также лен; бортничали, разводили коров, лошадей, свиней, домашнюю птицу. Среди мордвы были умелые охотники и рыболовы. В древности эквивалентом денег у представителей финно-угорских народов Поволжья служили шкурки белок и других пушных зверей. Мастеровой люд занимался кузнечным делом, изготовлением различных изделий из металла и древесины, гончарным искусством. Были развиты ткачество и прядение, смолокурение и углежжение.

Деревни мокшан и эрзян мало отличались от русских. Дома они строили из сосны, деревянные срубы покрывали или соломой, или тесом. Жилье делилось на сени и горницу. Главной частью дома являлась печь. Во дворе располагались хозяйственные постройки.

Национальная кухня была нехитрой: пекли хлеб, блины и пироги, готовили различные каши, окрошки, пельмени. Мясо засаливали и коптили, а из молока делали творог, кисломолочные продукты.

Национальной одежде финно-угорских народов свойственны красочность и обилие декоративных элементов. Женщины носили браслеты, кольца, бусы, серьги, а также сложные нагрудные украшения, которые плелись из бисера, монет и шерстяных кисточек.

Обычаи и традиции

До присоединения к Русскому царству многие мокшане и эрзяне сохраняли языческую веру своих предков, для которой был характерен политеизм. В лесу властвовали богиня Вирь-ава и ее муж Вирь-атя. Водной стихией ведала супружеская пара Ведь-ава и Ведь-атя. Тол-ава и Тол-атя были божествами огня, а Кудо-ава и Кудо-атя отвечали за домашний уют и семейное благополучие. Коллективную молитву богам обычно совершали в священных рощах перед началом сельскохозяйственных работ: пахоты, сева, сбора урожая, отела скота и т.п.

В Средневековье представители финно-угорских народов жили патриархальными семьями, все родственники вели общее хозяйство. Старейшину называли покштян (большой старик). Каждый род имел собственный знак, которым отмечали коров и лошадей, такое тавро помогало выявлять скотокрадов.

У финно-угорцев было принято возрастное неравенство, девушек выдавали замуж за парней, которые были на 10-15 лет их моложе. Причины таких браков, вероятнее всего, кроятся в экономических реалиях. Семьи нуждались в умелых работницах, а интересы молодых никто не учитывал. Впрочем, мужчин нельзя было назвать страдающей стороной: до распространения христианства некоторые мокшане и эрзяне являлись многоженцами.

Территория современного мордовского края стала осваиваться человеком, по всей видимости, в палеолите – древнем каменном веке, когда была заселена западная часть Среднего Поволжья. Однако наиболее ранние поселения в регионе относятся к мезолиту – среднему каменному веку (IX – VI тыс. до н. э.). Этим временем датируются стоянки людей на берегах рек и озер у с. Заречное Краснослободского и Старая Качеевка Теньгушевского района. Их хозяйство носило присваивающий характер и было основано на охоте, рыболовстве и собирательстве. Климатические условия после отступления ледника приближались к современным.

Временем расцвета первобытного общества стал неолит – новый каменный век, датируемый в лесной и лесостепной зонах европейской части России V – первой половиной III тыс. до н. э. В это время появляются глиняная посуда, шлифование и сверление камня, возникает ткачество. До уровня мастерства доводится производство каменных орудий: топоров, наконечников копий и стрел, долот и т.п. Однако хозяйство остается присваивающим, основанным на рыболовстве и охоте. На территории Мордовии стоянки неолитических людей обнаружены по берегам рек Алатыря, Вада, Мокши (имеркские, каргашинские, машкинские и др.). Они относятся к волго-камской культуре (Волгапинское, имеркские поселения), которую некоторые исследователи (О. Н. Бадер, А. Х. Халиков) относят к древним финно-уграм. Кроме того, зафиксированы стоянки балахнинской культуры (Андреевское и имеркские поселения), которая входила в общность культур ямочно-гребенчатой керамики.

Дальнейшее освоение территории современной Мордовии связано с эпохой энеолита – медно-каменного века (середина III – начало II тыс. до н. э.), с которой связано появление металлических (медных) орудий труда. Наиболее типичными для региона являются поселения волосовской культуры в бассейнах Вада, Мокши и Суры. Население занималось охотой, рыболовством, собирательством, жило в полуземлянках, соединенных между собой. Характерны находки фигурок человека, животных, птиц и рыб из кремния (Широмасовская стоянка – антропоморфная фигурка, 2-я Каргашинская стоянка – бобр). В захоронениях встречаются амулеты из зубов животных. Большинство ученых пишут о финно-угорской принадлежности волосовцев. Кроме того, в мордовском крае обнаружены поселения племен имеркской культуры (названа по памятнику у озера Имерка Зубово-Полянского района). Они жили в полуземлянках в поймах рек, на песчаных дюнах. К памятникам имеркской культуры относятся поселения у с. Волгапино, Новый Усад, Широмасово, рабочего поселка Ширингуши, озера Машкино.

Переход к производящим отраслям хозяйства (земледелие и скотоводство) связан с бронзовым веком, который датируется в мордовском крае первой четвертью II тыс. – VIII – VII вв. до н. э. В этот период регион постепенно превращается в зону контактов различных цивилизационных пластов, поскольку на территорию Мордовии проникают племена балановской, абашевской, примокшанской и срубной культур и начинают взаимодействовать с местным населением.

Балановские племена являлись частью более широкой фатьяновской культуры и первоначально занимали территории к югу от Прибалтики, междуречье Днепра и Волги. На рубеже III – II тыс. до н.э. они переместились на Волгу по Десне, Оке, Мокше, Суре. Большинство специалистов относят эти племена к протобалтийской ветви индоевропейцев. Их основным занятием было скотоводство, сочетаемое, видимо, с подсечно-огневым земледелием. На территории Мордовии такое поселение впервые было обнаружено П. Д. Степановым (Ош Пандо у с. Сайнино Дубёнского района). Кроме того, известны курганные могильники у с. Чукалы, Андреевка, Киржеманы.

Абашевцы принадлежали, по всей видимости, к древним индоиранцам и заселяли во второй-третьей четверти II тыс. до н. э. Подонье, Среднее Поволжье и юг Урала. Основным занятием было скотоводство. Известны курганы абашевцев у с. Старое Ардатово, Киржеманы.

Примокшанская культура была выделена П. Д. Степановым в 1950-е гг. и связывалась им с индоевропейскими племенами Подонья. Племена примокшанской культуры селились на высоких береговых мысах (у с. Журавкино, Теньгушево, Паево и др.).

Срубная культура была распространена в середине и второй половине II тыс. до н. э. в степях и лесостепях Восточной Европы от Урала до Днепра. Срубники занимались скотоводством, земледелием, бронзовой металлургией. Их памятники известны вдоль р. Большая Сарка, Инсар, Нуя, Пьяна. Широко распространены курганные могильники (у с. Кочкурово, Семилей, Пиксяси, Алово, Атяшево и др.), поселения исследованы у с. Аксеново, Берсеневка, Киржеманы.

На основе взаимодействия пришельцев с местным населением сложилась поздняковская культура (середина II – начало I тыс. до н. э.), племена которой занимались скотоводством и металлообработкой, земледелие играло вспомогательную роль. Памятники поздняковцев известны у с. Куликово, Кураево (Теньгушевский район), Шаверки (Краснослободский район), Жабино (Ардатовский район).

Железный век (VII в. до н. э. – начало н. э.) явился закономерным этапом освоения территории Мордовии, последовавшим за эпохой бронзы. На данном этапе регион полностью был заселен племенами городецкой культуры, финно-угорскую принадлежность которой никто не оспаривает. Их хозяйство было комплексным, сочетающим лесное животноводство, подсечное земледелие, охоту и рыболовство. Сырье для железных орудий было местным. Типичными поселениями были городища и селища (Нароватовское, Самозлейское, Каргашинское, Теньгушевское и др.). Городецкие племена являлись предками древней мордвы и рязанско-окских племен.

Кроме того, на территории современной Мордовии в I тыс. н.э. проживали родственные мордве рязанско-окские племена (северо-запад современной РМ) и пришлые племена именьковской культуры (Среднее Посурье), которые многие исследователи связывают со славянами.

На протяжении I тыс. н. э. мордва имела интенсивные связи со славянами, хазарами, волжскими булгарами, аланами, соседними финно-угорскими народами. К началу II тыс. н. э. на передний план выдвигаются связи со славянами и оформившимся Древнерусским государством, в орбиту которого оказались втянуты западные мордовские кланы. Об этом свидетельствуют находки подвесок со знаками Рюриковичей (Кельгининский могильник), русского дружинного вооружения и т.п. Существенную роль в этом процессе сыграли походы князя Святослава на Хазарию и последующая политика русских князей в средневолжском регионе.

Читайте также: