Почему школьные отличники плохо учатся в вузе

Обновлено: 02.07.2024

В том, что отличник успешно сдаст ЕГЭ, уверены и педагоги, и родители, и даже одноклассники. Однако дети, которые учатся на одни пятерки, часто с треском проваливают экзамен. Почему? Во всем виноват синдром отличника, от которого, между прочим, страдают не только школьники, но и взрослые. Разбираемся, как он формируется в детстве, как влияет на характер и почему способен обрекать свою жертву на жизненные неудачи.

Карина Рихтере, профессиональный психолог, эксперт по детско-родительским отношениям

Что такое синдром отличника

У каждого из нас был одноклассник, который стремился получать одни пятерки, быть всегда первым и лучшим во всем. Такие люди подвержены синдрому отличника – психологической особенности, которая заставляет человека делать все или идеально, или никак.

Несмотря на название, этот синдром встречается не только у школьников, но и у взрослых. Наверняка среди ваших коллег есть такие. Они требуют от себя и других только идеального результата и не могут успокоиться, пока не достигнут его.

Основные причины, почему у ребенка формируется синдром отличника:

• родители-перфекционисты, которые требуют от ребенка получать только высокие оценки и быть лучшим во всем;

• отстраненные родители, которые принимают минимальное участие в жизни ребенка, и таким образом сын или дочь через успехи в учебе стараются обратить на себя внимание;

• строгие педагоги, которые через повышенные требования к талантливым и способным детям формируют у них страх перед ошибкой и плохой оценкой.

Характер ребенка с синдромом отличника

В чем же отличие ребенка с синдромом отличника от остальных детей?

• Ориентация на внешнее одобрение. Самооценка ребенка с синдромом отличника опирается на успехи в учебе (и других сферах деятельности, например, спорте или игре на музыкальном инструменте) и похвалу окружающих.

Он болезненно реагируют на любую критику и постоянно нуждается в том, чтобы его хвалили.

• Страх перед неудачей. Если для ребенка единственной приемлемой оценкой становится пятерка, то все остальные отметки он воспринимает как провал, а его самооценка значительно снижается.

Он считает, что без хороших оценок и похвалы окружающих его нельзя любить и считать хорошим.

• Избегание ошибок. Ребенок считает, что любая ошибка приводит к снижению оценки и недовольству родителей и учителей, насмешкам одноклассников и друзей.

Такие дети (а потом и взрослые) стремятся избежать ошибок любой ценой.

В крайних вариантах они предпочитают вообще не выполнять задание, чем допустить в нем ошибку.

• Отсутствие эмпатии. Других людей такой ребенок тоже оценивает через призму их достижений и не видит за ними человека. Людей без амбиций и значимых достижений они считают недостойными своего внимания. А тем, кто добивается больше них, они страшно завидуют. Если кто-то из родителей или значимый педагог хвалит достижения другого, ребенок может устраивать сцены ревности.

• Гиперответственность. Дети с синдромом отличника считают, что все зависит только от них, поэтому они не могут не выполнить обещание, даже если это может причинить им вред.

Они считают, что отвечают за то, на что фактически не могут повлиять, например за эмоциональное благополучие родителей.

В паре с гиперответственностью идет и гиперконтроль: когда ты считаешь, что все зависит только от тебя, ты начинаешь контролировать все аспекты жизни.

Эти качества немного видоизменяются и переходят во взрослую жизнь.

Как синдром отличника влияет на ЕГЭ

Мы думаем, что ученики, которые так включены в учебу и всегда нацелены на высокий результат, находятся вне зоны риска и всегда сдают экзамены успешно и без стресса.

На самом деле такие дети находятся в самом уязвимом положении. И вот почему.

• Они не могут контролировать ситуацию и как-то влиять на нее.

Варианты экзамена распределяются случайным образом между всеми учениками, и ребенок не имеет возможности выбрать нужный ему вариант или на 100% подготовиться к нему. Да, он может выучить все, что можно, и даже решать сотни пробных ЕГЭ, но на экзамене ему попадается другая, незнакомая ему формулировка.

Ребенок теряется и впадает в ступор, предпочитая вообще не браться за решение, чем ответить неправильно (помните, ошибки его пугают).

Дополнительную нервозность добавляет и то, что экзамен проходит в другой школе под присмотром незнакомых ребенку взрослых, которые не могут ни поддержать его, ни подсказать что-то. Но зато бдительно следят за дисциплиной и отчитывают за малейшее нарушение правил. Отличников это демотивирует и выбивает из колеи.

• Они считают, что результат экзамена определяет всю их жизнь.

И это неудивительно, ведь с момента перехода в среднюю школу педагоги часто пугают учеников неудачами на ЕГЭ. Им говорят, что от результата экзамена зависит буквально все: в какой вуз они поступят, на какую работу устроятся и какую жизнь проживут. Отличники, которые и так считают оценку ниже пятерки трагедией, еще больше боятся ошибиться и, конечно, допускают их.

Многие дети неверно отвечают на вопросы не потому, что не знают правильного ответа, а из-за банальной невнимательности, которая возникает в ответ на стресс.

• Они боятся не оправдать ожидания.

Поскольку самооценка отличника во многом зависит от внешних факторов одобрения и похвалы учителей или родителей, зависти одноклассников и так далее), им важно соответствовать тому образу, который они создали.

Они не могут сказать, что не справляются или что им нужна помощь в подготовке к экзаменам.

Отличники уверены, что их любят только за хорошие оценки, а сами по себе никакой ценности они не представляют.

Поэтому многие из них думают, что провал на экзамене (а провалом, как мы помним, они считают любой балл, кроме высшего) полностью обесценит их и все их предыдущие достижения. Если родители и педагоги говорят ребенку о том, как важно, чтобы ребенок сдал экзамен на высший балл, напряжение становится еще больше.

Во многом поддержка и психологическое сопровождение перед экзаменами нужны именно отличникам.

У троечников и хорошистов, во-первых, нет таких высоких требований к себе, во-вторых, они в меньшей степени зависят от одобрения окружающих, в-третьих, чаще дети со средними способностями способны найти выход в нестандартной ситуации или попросить о помощи. По всем этим пунктам отличники более уязвимы.

Как поддержать отличника

Конечно, мы не сможем переделать ребенка за один день или изменить его отношение к себе. Это долгая работа, начинающаяся с родителей, которые должны пересмотреть свои приоритеты и изменить отношения с ребенком.

Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, а сын или дочь отвергают любую вашу помощь, стоит найти хорошего подросткового психолога, который поможет проработать ситуацию и выйти из нее с минимальными потерями. Необязательно обращаться к очному психологу. Многие специалисты консультируют онлайн.

Как родители могут помочь отличнику

Но если найти психолога не получается, постарайтесь помочь ребенку своими силами.

Расчертите лист на 4 части. Назовите их так:

Пропишите все возможные сценарии.

Отличники во многом очень рациональны, поэтому такой разбор снизит у них уровень тревожности.

После того, как вы разобрали все варианты по матрице Декарта, вы можете найти выход из каждой ситуации.

Для отличника очень важно иметь запасные планы на тот случай, если основной не воплотиться в жизнь.

Так он вернет себе контроль над ситуацией, и даже провал на экзамене не станет для него трагедией — ведь он будет знать, что делать.

Для старшего школьника таким отдыхом могут стать посещение батутного центра (физическая активность хороша еще и тем, что помогает сбросить напряжение), прогулки с друзьями, посиделки в кафе или просмотр романтической комедии.

Обязательно выделяйте время на это.

  1. Подкрепляйте его уверенность в себе

Отличники завязаны на внешние оценки, поэтому мы должны научить их опираться на внутренние ориентиры. Оценки за экзамены, конечно, важны, но не менее важны и те знания, которые ребенок получил во время обучения.

Обсудите с ребенком, как и где их можно использовать в реальной жизни. Это только на первый взгляд нам никогда не пригодятся логарифмы, температура кипения или химические свойства кислот. На самом деле они имеют огромное практическое применение. Найдите его вместе с ребенком.

Конечно, не забывайте говорить сыну или дочери, что любите их вне зависимости от того, сколько баллов он набирает на ЕГЭ, какой вуз закончит и кем захочет стать, когда вырастет.

Они долго находились в ситуации, что должны учиться хорошо, на протяжении школьных лет, потом стресс при поступлении на бюджет - такое поточное внутренне напряжение и чувство долга. Потом они понимают, что уже нет сил держать все под контролем и сдаются.

в наших школах отличник, это либо родственник кого-то из учителей, либо папа с мамой каждую оценку купили. и если нет ни того, ни другого то будь ты семи пядей во лбу, отличником не быть.

Сейчас далеко не все школы дают качественное образование, многим по-просту плевать как вы учитесь, рисуют оценки просто так. К тому же, школе очень выгодно иметь отличников, медалистов, поэтому таких учеников и тянут на медаль, хоть он ее абсолютно и не заслуживает. Если класс 9 закончен с пятерками - дальше можно не учиться - за тебя договорятся. Личный пример. А в ВУЗах, я думаю, построже относятся к лентяям, особенно бюджетникам.

Оценка не показатель знаний. И когда по приходу в школу ученик получает одну, вторую, третью пятерку, то учитель привыкает и прощает некоторые минусы. А в университете это не прокатит. И там знания важны.


2 категории людей

Люди делятся на 2 категории. Одни уверены, что быть двоечником гораздо удобнее и приятнее, ведь все то время, которые отличники в школе или универе тратят на учебе, ты тратишь на приятные тебе вещи.


Быть отличником стоит по нескольким причинам:

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы


Однако быть как все тоже имеет свои преимущества. Двоечники всегда лучше проводят свою молодость. Они никогда не пропускают лучшие вечеринки, а поэтому им всегда есть что вспомнить в старости.

Что вспомнит после института отличник? Бесконечные посиделки за учебниками. Двоечникам достается все – гонки по универу в поисках преподавателя для пересдачи, бессонные ночи, угрозы отчисления, постоянная суета, бесшабашные гулянки накануне важного экзамена.

Кроме того, есть такая вещь, как азарт. Те, кто не любит плавного и привычного хода событий, нуждаются в периодической встряске. Поэтому они полагаются на волю случая и начинают учить все в последний момент. Для них важен мощный всплеск адреналина.


Двоечники самодостаточны – им плевать на мнение окружающих, будь то однокурсник, преподаватель или даже сам декан.

А вот еще один плюс быть двоечником: он всегда знает, как ему провести свободное от учебы время. Например, на каникулах отличник сходит с ума от безделья. Он не знает, чем себя занять.

Двоечнику же никогда не приходится скучать. И если он не развлекается, гуляет и устраивает свою личную жизнь, то работает или носится по пересдачам и закрывает долги.

Лучше выбрать золотую середину – быть отличником хорошистом. Но еще лучше быть таким отличником, который ничего не делает, а все равно прекрасно учится. Хотите стать таким? Тогда обращайтесь за помощью в учебный сервис, специалисты которого напишут на отлично курсовую, контрольную и даже дипломную.

Конечно бывает. У меня в школе была одна тройка по химии, большая часть четверок, несколько пятерок. Я поступил на истфак и в группе было всего пара человек без медалей. В итоге понял, что эти оценки не показатель совсем. Вуз закончил с красным дипломом, участвовал в олимпиадах местных, ездил на соревнования по чгк, правда места мы не заняли никакого, выиграл вузовский "учитель года". Многие потом удивлялись, узнав, что я не закончил школу с медалью. Все дело в мотивации. В школе её не было, было наплевать. А если направление выбрано по душе, то мотивация появится, будет интересно. Ну и плюс для меня играла роль повышенная стипендия.

Вот и у меня та же история - о мотивации. И о стипендии еще. :)

Да, такое случается очень часто, поскольку в школе многие учителя относятся к детям предвзято и ставят оценки не за знания. А в ВУЗах отношение к людям совсем другое. Там, как правило, оценивают именно знания, да и сами студенты ведут себя уже по-другому. Так что они вполне могут стать отличниками. То же касается и бывших отличников. Они могут забить на учёбу, спиться. Читать далее

Меня в школе травили сейчас видеть не могу Еременко инициатор революции дегенератов в технаре более менее кстати. Читать дальше

Есть такой знакомый) После школы пошел вначале в технарь, позже попал в армию. В результате был одним из самых старших на курсе. Бывший - даже не троечник, а двоечник,- во-первых, нашел то, что его интересовало; а во-вторых, повзрослел и понял, что на лени далеко не уедешь. За мозги рано или поздно, но берешься. Вы не поверите: у человека на полочке лежит красный. Читать далее

Мне 21 год мои новые одногруппницы примерно 18 лет

Ну это смотря какой ВУЗ. Можно, к примеру, в американский ВУЗ поступить - там любой наш троечник отличником станет. В российских вузах это теоретически возможно, но, скорее, в коммерческих (МФЮА, РосНОУ, РГСУ, Синергия и пр.). Увы, но диплом подобных вузов мало на что годится.

Читайте также: