Почему школа живописи не имела продолжения после смерти венецианова

Обновлено: 06.07.2024

Венецианов Алексей Гаврилович (1780 г. - 1847 г.) - классик русского изобразительного искусства, утвердивший бытовой жанр в качестве равноправной области отечественной живописи.

Родился 7 февраля 1780 года в Москве. По семейному преданию корни рода Венециано происходили из Греции. Отец Алексея Гавриловича достаточно широко занимался огородничеством и вместе с тем продавал картины. Очевидно, данное обстоятельство подтолкнуло будущего художника к выбору дальнейшего жизненного пути.

Сведения о первоначальном образовании Венецианова крайне скудны. Известно, что, обучаясь в частном пансионе в Москве, юный Алексей проявлял большие способности к рисованию. Его первым художественным наставником являлся некий Прохорыч (Пахомыч), под руководством которого Венецианов писал картины преимущественно в технике пастели, проявляя особый интерес к жанру портрета.

Однако занятия живописью в это время для молодого человека являлись скорее увлечением. По настоянию отца юноша определился чертёжником в землемерное управление.

В 1807 году Венецианов перебирается в Петербург. Здесь он поступает на службу в почтовую канцелярию. Знакомство с Эрмитажем и столичными художниками заставляет молодого человека принять решение всецело посвятить себя изобразительному искусству. Он был представлен знаменитому живописцу В.Л.Боровиковскому, который сыграл заметную роль в дальнейшем становлении художника.

В это же время Венецианов принимает активное участие в издании нового сатирического "Журнала карикатур". На страницах издания поднимались острые проблемы социального и нравственного характера современного общества. Однако проблемы с цензурой привели к закрытию журнала в январе 1809 года.

Разочарованный молодой человек оставляет почтовую канцелярию и переходит на должность землемера в Лесной департамент Ведомства государственных имуществ.
Вместе с тем Венецианов решает получить официальное звание художника. Он представляет на конкурс Императорской Академии свой Автопортрет (1811 г.). Картина по достоинству была оценена Советом учебного заведения и Алексей Гаврилович получает звание "назначенного", а также задание написать портрет преподавателя Академии. Живописец с успехом справился с поставленной задачей. За "Портрет К.И.Головаческого, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками" он был удостоен звания академика живописи.

Во время войны 1812 года в творчество Венецианова вновь входит сатира. Он выпускает офорты, в которых высмеивает увлечение высшего русского общества всем французским.

В 1815 году Венецианов женится на Марфе Афанасьевне Азарьевой. Вскоре (1819 г.) Алексей Гаврилович оставляет службу и уезжает вместе с семьёй в имение Сафонково Тверской губернии.

Сельская жизнь вдохнула новую струю в творчество Венецианова. Художник обращается в своих произведениях к окружающей действительности. Его картины отражают быт простых крестьян. Необходимо отметить, что согласно академическим установкам в это время не приветствовалось изображение простолюдин. Однако живописец отступил от общепринятых норм.

1 сентября 1824 года открылась Академическая выставка. Среди прочих работ Венецианова экспонировались картины "Гумно", "Утро помещицы". Произведения художника вызвали живой интерес публики, получили положительный отзыв критиков. Успех утвердил мастера в верности выбранного направления, у него появились влиятельные и известные знакомые.

Пора 20-х годов оказалась периодом расцвета творческой деятельности Алексея Гавриловича Венецианова. В это время им были созданы такие замечательные полотна как "На пашне. Весна", "На жатве. Лето" и др.

Довольно часто художник обращался к детской теме. Такие картины как "Вот-те и батькин обед!", "Захарка", "Спящий пастушок" составляют заметную часть его творческого наследия. Трогательные, поэтичные детские образы проникновенно с любовью написаны мастером.

Венецианов Алексей Гаврилович в истории русской живописи оставил значительный след как педагог, создавший свою систему преподавания. На свои средства он открыл школу живописи, где обучались дети крепостных крестьян и прочих выходцев из несостоятельных семейств. Его заведение позволило вырасти таким заметным художникам как Григорий Сорока, Алексей Тыранов, Никифор Крылов, Сергей Зарянко и др.. К сожалению постоянного финансирования, со стороны государства или частных лиц Венецианову добиться не удалось. Постоянные материальные затруднения привели к тому, что в начале 40-х годов учеников у мастера практически не осталось.

Погиб Венецианов трагически. 4 декабря 1847 года художник направлялся на встречу с заказчиком. Неожиданно лошади понесли повозку, испугавшийся кучер выпрыгнул из саней. Алексей Гаврилович попытался остановить лошадей, но его выбросило из повозки и захлестнувшие руку поводья стали причиной смерти Венецианова.


Загадочная смерть художника Венецианова до сих пор вызывает вопросы

К этому описанию мы ещё вернемся, а пока подчеркнём: обстоятельства происшествия известны только со слов Агапа Богданова. (Если был ещё и Лаврентьев, то он, получается, упал так, что ничего не видел.) С другой стороны - тройка, зимняя дорога, внезапно взбесившиеся кони. Что необычного? Очень русская смерть.


Скандал в имении

Венецианов был человеком благородным - это подчеркнём особо, поскольку дальше речь пойдет о вещах не идиллических. Помог вырваться из крепостной неволи Тарасу Шевченко. Отбирал по всей округе талантливых крестьянских подростков, открыл для них школу живописи; содержал, уговаривал соседей-помещиков давать ребятам вольные; иногда выкупал (школа лежала на его плечах тяжким бременем, Венецианов в итоге оказался вынужден заложить имение, работать для заработка).
После смерти жены сам поднимал двух маленьких дочерей. Но вместе с тем.

Снова обратимся к монографии Г. Леонтьевой.

Трагической гибели художника предшествовала громкая и неприятная история. Главными действующими лицами оказались помещик Венецианов, его приказчик Ларион Дмитриев и дворовая Елена Никитина.

Жена Венецианова, Марфа Афанасьевна, умерла в 1831-м. Художник прожил еще 16 лет. Ничего удивительного в том, что за эти годы, да и с учётом непростых семейных отношений, у него появилась другая женщина. В 1840-е годы в доме, похоже, воцарилась Елена Никитина.

Теперь давайте забудем, что речь идет о замечательном живописце. Перед нами просто треугольник, нередкий в тогдашней России: помещик, дворня и фаворитка из крестьянок. Конфликты, как правило, возникали между дворней и фаворитками - тем более что прыгнувшие из грязи в князи девушки редко умели умно распорядиться влиянием и властью. Мы не знаем, что за характер был у Елены Никитиной (не поэтической героини с портретов, а реальной женщины), но её столкновение с Ларионом Дмитриевым налицо. Пострадал Дмитриев. Наверняка - к тихому возмущению прочего деревенского люда: Елена просто должна была в глазах односельчан восприниматься как выскочка, подмявшая под себя пожилого барина, и уже этим раздражать.

. Чем-то похожий сюжет известен в нашей истории. Настасья Минкина, любовница и домоправительница Аракчеева, тоже из крестьянских девушек, годами изводила дворню. Графские слуги собрали 500 рублей и подговорили повара Василия Антонова убить Настасью. Утром 10 сентября 1825 г. Василий забрался в барский дом и перерезал ей горло.


В декабре 1847 г. в имении Венецианова всё могло быть немного иначе. И не только Елена, но и сам хозяин стать объектом ненависти. Ведь Агап (и Григорий, если он причастен) не мог не знать Лариона Дмитриева. Возможно - дружили, состояли в родстве. А может, не только Дмитриев пострадал от хозяйской фаворитки, от барина, неизменно принимавшего её сторону, у других тоже были свои причины возненавидеть барина?

Вряд ли мы сегодня найдем ответы на эти вопросы. Но, если бы удалось - нам, возможно, предстала совсем другая картина гибели великого живописца. Пусть не слащавая. Но ведь жизнь и смерть настоящего художника - всегда драма?


Задача данной статьи - выяснить, как заложена трагическая гибель классика русского изобразительного искусства АЛЕКСЕЯ ГАВРИЛОВИЧА ВЕНЕЦИАНОВА в его код ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Следует сразу заметить, что никакой тайны в гибели художника ВЕНЕЦИАНОВА нет - это несчастный случай.
И мы сейчас это увидим.

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.


3 9 23 29 52 62 63 77 92 95 96 108 114 125 143 149 159 163 164 167 184 194 206 221 224 234 258
В Е Н Е Ц И А Н О В А Л Е К С Е Й Г А В Р И Л О В И Ч
258 255 249 235 229 206 196 195 181 166 163 162 150 144 133 115 109 99 95 94 91 74 64 52 37 34 24


1 13 19 30 48 54 64 68 69 72 89 99 111 126 129 139 163 166 172 186 192 215 225 226 240 255 258
А Л Е К С Е Й Г А В Р И Л О В И Ч В Е Н Е Ц И А Н О В
258 257 245 239 228 210 204 194 190 189 186 169 159 147 132 129 119 95 92 86 72 66 43 33 32 18 3


ВЕНЕЦИАНОВ АЛЕКСЕЙ ГАВРИЛОВИЧ = 258 = ВНЕЗАПНОЕ УБИЙСТВО НА ДОРОГЕ.

Рассмотрим дешифровку в таблице:


3** 17 23 32* 33** 49 63* 78 84 104 106 116 126*144*163*166**181**
В Н Е З А П Н О Е У Б И Й С Т В О
258**255*241 235 226**225*209 195*180 174 154 152 142 132*114* 95** 92**


195**196** 201 216 233 248 252 258
Н А Д О Р О Г Е
77** 63** 62* 57 42 25 10 6

Таблицы содержат по 2 цепочки из 5-ти идущих последовательно друг за другом цифр: 62-63-77-92-95 163-166-181-195-196

а также по 6 совпадающих столбцов: 3**\\258** 226**\\33** 95**\\166** 92**\\181** 77**\\195** 63**\\196**

258 = ОТ УДАРОВ ГОЛОВОЙ (обо)РВАЛАСЬ Ж(изнь)

7 совпадающих столбцов

258 = РАНА М(озговая) + УДАРИЛО В ДОРОГЕ + УМИРАЕ(т)

8 совпадающих столбцов

258 = РАНА М(озговая) + УДАРИЛО В (дороге) + (г)ИБНЕТ ОТ УДАРА

258 = РАНА М(озговая) + УДАРИЛО В ДОРОГЕ + (лишен)ИЕ ЖИЗНИ

по 9 совпадающих столбцов.


Код ДНЯ ГИБЕЛИ: 116-ЧЕТВЁРТОЕ + 74-ДЕКАБРЯ = 190 = ЧЕРЕПНО-МОЗГОВАЯ (травма).

Проверим дешифровку таблицами:


24** 30** 49 52 59 76 95 110 116 121*127 138 139*141 158*190**
Ч Е Т В Ё Р Т О Е Д Е К А Б Р Я
190**166**160*141 138 131 114 95 80 74 69* 63 52 51* 49 32**


24** 30** 47 53 69* 83 98 111 126 135 139*154 157 158*190**
Ч Е Р Е П Н О - М О З Г О В А Я (травма)
190**166**160*143 137 121 107 92 79 64 55 51* 36 33 32**


Таблицы содержат по 1 цепочке из 3-х идущих последовательно друг за другом цифр: 190-166-160

а также по 3 совпадающих столбца: 24**\\190** 30**\\166** 190**\\32**


В нижней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ мы видим:


Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ: 177-ШЕСТЬДЕСЯТ + 66-СЕМЬ = 243.


25 31 49 68 97 102 108 126 158 177 195 201 214 243
Ш Е С Т Ь Д Е С Я Т С Е М Ь
243 218 212 194 175 146 141 135 117 85 66 48 42 29


Зная причину гибели и используя по 2-3 буквы (помечены звёздочками), можно составить следующие дешифровки:

243 = (ли)Ш*Е*НИЕ ЖИЗНИ + УПАВ(ший) РАЗБИВАЕТ*С*(я) (о)ЗЕ*М*Ь*.

В этой дешифровке 7 совпадающих столбцов.


Рассмотрим дешифровку с 10-ю совпадающими столбцами:

243 = (ли)ШЁН ЖИЗНИ + (па)ДЕ(ние) + (опрокинул)СЯ + (бьё)ТС(я) (оз)ЕМЬ.


25** 32 46 54 64 73 87 97* 102**108** 126**158**
(ли) Ш Ё Н Ж И З Н И + (па) Д Е (ние) + (оп. л) С Я +
243**218*211 197 189 179 170 156 146**141** 135**117**


177**195** 201**214**243**
(бьё) Т С (я) + (оз) Е М Ь
85** 66** 48** 42** 29**

а также по 10 совпадающих столбцов: 25**\\243** 102**\\146** 108**\\141** 126**\\135** 158**\\117** 177**\\185**


Смотрим первоначальную дешифровку:

258 = 63-ВНЕЗАПН. + 195-. ОЕ УБИЙСТВО НА ДОРОГЕ, ШЕСТЬДЕСЯТ С\ емь \.

195 - 63 = 132 = УХОД ИЗ ЖИЗНИ.


Мы можем выяснить причину гибели АЛЕКСЕЯ ГАВРИЛОВИЧА ВЕНЕЦИАНОВА из памяти ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ:

110-ПАМЯТЬ + 201-ИНФОРМАЦИОННОГО + 75-ПОЛЯ = 386.

386 - 190-ЧЕТВЁРТОЕ ДЕКАБРЯ = 196 = ВНЕЗАПНОЕ УБИЙСТВО НА (дороге) = ЛИШЁН ЖИЗНИ НА ДОРОГЕ.

Выдающийся русский художник Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847г.г.) многие годы был связан с тверским краем. Здесь в Вышневолоцком уезде в 1818 году он сделался помещиком, купив в Тверской губернии небольшое имение Сафонкова (ныне Удомельский район). Здесь написаны его лучшие полотна, здесь же в селе Поддубье он трагически погиб 4 декабря 1847 года.

Его смерть многократно описана, и описание это сводится к тому, что с художником произошел несчастный случай. Венецианов должен был ехать по делам в Тверь, чтобы показать свои эскизы икон для одной из тверских церквей. Под гору лошади вдруг понесли, ямщик выпрыгнул из саней, а Венецианова, выпавшего из саней и запутавшегося в вожжах, лошади притащили в имение Милюковых Поддубье уже мертвого.

Все дело в том, что трагической гибели художника предшествовала громкая и неприятная история, в которую были вовлечены многие, в то числе губернатор Тверской губернии и предводитель дворянства Вышневолоцкого уезда. Но главными действующими лицами в ней были трое - Венецианов, его приказчик Ларион Дмитриев и его дворовая женщина Елена Никитина.

(22 октября 1831 г. П.В. Нащокину).

То, что во многих барских усадьбах процветал разврат- сегодня не подложит сомнению. Но в барские гаремы попадали не только крепостные девушки. Из многочисленных войн, которые вела в то время Россия, приводились самые различные военные трофеи. 29 января 1783 года в глуши Тульской губернии, в селе Мишенском, что недалеко от города Белева родился мальчик. Отцом его был местный богатый помещик Афанасий Иванович Бунин, а матерью - пленная турчанка Сальха. Мальчик этот вырос и вошел в историю русской литературы под именем Василия Андреевича Жуковского.

Прежде, чем продолжить наш рассказ о Венецианове, вспомним схожую историю, произошедшую с еще одним нашим земляком – известным политическим деятелем в период царствования Павла I и Александра I c А.А. Аракчеевым.

Так было до тех пор, пока в 1801 году в усадьбу не попала 19-летняя дочь кучера Настасья Минкина. Смуглая, черноглазая, порывистая, она напоминала цыганку, а такие женщины Аракчееву нравились больше всех. Вскоре она быстро стала ему не просто подругой, но и помощницей- фактически, управляла именем. Но достойно распорядиться случайно доставшейся власть – не сумела.

Хорошо известно, чем все кончилось. Устав терпеть издевательства Анастасии, графские слуги собрали 500 рублей и подговорили повара Василия Антонова убить ненавистную фаворитку. Утром 10 сентября 1825 года Василий забрался в барский дом и перерезал ей горло кухонным ножом…

Оставим без комментариев этот подробнейший и исчерпывающий рассказ кучера Агапа, а именно с его слов пишет Венецианова. Но, он не только не убеждает, а скорее наоборот, вносит сомнение в то, что именно так все и происходило.

Принимая во внимание все вышесказанное, не может не возникнуть предположение о том, что все это могло произойти с Венециановым и неслучайно. Ведь Агап и Ларион были знакомы. И, вполне возможно, находились в дружеских или родственных отношениях. А может быть не только приказчик, но и кучер также пострадал от самоуправства хозяйской фаворитки.

А если так, то все, что произошло с Венециановым, не выглядит уже простым дорожно-транспортным происшествием с летальным исходом, а скорее напоминает хорошо спланированное и организованное убийство…

А.Г. Венецианов происходил из рода Венециано, который переселился в Россию, в город Нежин в 1730-х годах из Греции. Алексей Гаврилович нигде живописи не учился, но это не помешало ему стать выдающимся живописцем. Разумеется, то не может не казаться странным. И у этого феномена должно быть хоть какое-то объяснение. Скорее всего, что основные навыки живописи передавались в этом роду в мужской линии по наследству и, вполне возможно, что традицию эту заложил известный итальянский художник Доменико Венециано (1400-1461 г.г.), который вошел в историю тем, что первым из итальянских живописцев начал работать в технике масляной живописи.

И если наше предположение верно, то с учетом того, что у А.Г. Венецианова сыновей не было, имея в виду законнорожденных, можно с грустью констатировать пресечение одной из российской ветвей этого удивительного и древнего рода живописцев.

Вместо послесловия

Библиография

© 2010 – Институт Русского культурного наследия Латвии – Latvijas Krievu kultūras mantojuma institūts

группа русских живописцев второй четверти XIX в., учеников А. Г. Венецианова, преподававшего в Петербурге и деревне Сафонково Тверской губернии. Наиболее известны: Н. С. Крылов, А. В. Тыранов, Е. Ф. Крендовский, Л. К. Плахов, А. А. Алексеев, А. Г. Денисов, С. К. Зарянко, Г. В. Сорока. Следуя принципам учителя, мастера Венециановской школы изображали жизнь демократических кругов общества ("Матросы в сапожной мастерской" Денисова, 1832, ГРМ), писали пейзажи ("Рыбаки. Вид на озеро Молдино" Сороки, 1840-е гг., ГРМ), интерьеры ("Мастерская А. Г. Венецианова" Алексеева, 1827, ГРМ), натюрморты ("Отражение в зеркале" Сороки (?), 1840-е гг., ГРМ). Произведения Венециановской школы отмечены поэтической непосредственностью воплощения окружающей жизни. С середины 1830-х гг. творчество некоторых мастеров Венециановской школы (Тыранова, Зарянко и др.) под влиянием академического искусства теряет демократический характер, приобретает черты натурализма и внешней эффектности. В целом творчество художников Венециановской школы представляет значительный этап в становлении русского реалистического искусства.

Литература: Г. Смирнов, Венецианов и его школа. (Альбом, Л., 1973); Т. В. Алексеева, Художники школы Венецианова, 2 изд., М., 1962.

круг учеников А. Г. Венецианова, преподававшего в Санкт-Петербурге и деревне Сафонково Тверской губернии (Н. С. Крылов, А. В. Тыранов, Е. Ф. Крендовский, Л. К. Плахов, А. А. Алексеев, А. Г. Денисов, С. К. Зарянко, К. А. Зеленцов, Г. В. Сорока и др.). Начало педагогической деятельности Венецианова относится к рубежу 1810—20-х гг. Учеников из числа разночинцев и крепостных крестьян художник обучал по частной инициативе; Петербургская академия художеств не предоставила ему официального права преподавания.


После смерти Венецианова часть его учеников перешла к К. П. Брюллову (А. В. Тыранов, С. К. Зарянко). Однако в целом творчество венециановцев заложило основы реализма в русской живописи сер. и второй пол. 19 в.

В школу Венецианова принимались все одаренные дети, в том числе и крепостные. Кстати, многим своим ученикам художник помог выйти из крепостной зависимости. В своей педагогической системе Венецианов отказался от академических канонов и слепого копирования чужих работ. Своих питомцев он учил рисовать с натуры, перенося на бумагу и холст изображения реальных предметов обихода и живой природы, постепенно переходя от простого к сложному. Сначала его ученики писали натюрморты, затем интерьеры, после чего переходил к живой натуре, заканчивалось основное обучение живописью на открытом воздухе. Параллельно мастер помогал ученикам понять законы перспективы, формы и цвета, эффектов освещения. После этого мог быть этап совершенствования и оттачивания мастерства. А некоторые ученики даже становились его помощниками в выполнении заказных работ.

Е.Ф. Крендовский. Сборы на охоту

Ученики Венецианова традиционно хорошо умели передавать в своих работах фактуру предметов, перспективу и световые эффекты, поэтому многие из них получили популярность как мастера интерьерной живописи. Собственно, с венециановских учеников и начался расцвет интерьерной живописи в России.

Художник понимал, что обучить одаренных детей живописи недостаточно, надо помочь им определиться в жизни, дать официальную профессию. Поэтому он всеми возможными способами пристраивал своих воспитанников вольноприходящими учениками в Академию художеств, помогал им выставляться на академических выставках, участвовать в конкурсах, получать официальные звания художников.

Небольшая справка
Во времена Венецианова вольноприходящий ученик академии, сдавший экзамены за академический курс, допускался наравне со штатными учениками к конкурсу на присвоение звания классного художника. Для этого надо было на конкурсе получить большую серебряную или любую золотую медаль за картину, выполненную по утвержденной теме. При этом конкурсант получал классный чин и личное дворянство. А получивший большую золотую медаль мог еще и участвовать в конкурсе на зарубежную пенсионерскую поездку. Получившему малую серебряную медаль присваивали звание неклассного (свободного) художника, соответственно без присвоения классного чина и дворянства, но с правом поступать на государственную службу. Свободным художником можно было стать и не сдавая всех экзаменов, но обязательно получив любую медаль за конкурсную работу.

К.А. Зеленцов. Мастерская художника П.В. Басина

Считается, что через школу Венецианова прошло более 70 человек, часть из которых получила звания классных и свободных художников, а некоторые даже стали академиками. Пожалуй, наибольшую известность получили его ученики Е. Крендовский, А. Тыранов, К. Зеленцов, С. Зарянко, Г. Сорока.

Крендовский Евграф Федорович (1810 — после 1854) происходил из обер-офицерских детей, начальное художественное образование получил в Арзамасе. У Венецианова занимался с 1830 года, параллельно посещая классы академии. Не закончив обучение, был вынужден в 1835 г. по семейным обстоятельствам уехать на Украину, но позднее все-таки получил звание свободного художника. Популярность приобрел благодаря портретам в интерьерах, отдельные из которых даже литографировались. К сожалению, большинство его работ, находившихся на Украине, погибло в годы Великой Отечественной войны.

С.К. Зарянко. Портрет княгини Трубецкой

Тыранов Алексей Васильевич (1808−1859) родился в мещанской семье. С детства увлекался рисованием, у Венецианова стал обучаться с 1824 года, одновременно посещая классы академии. Популярность приобрел еще в период учебы, его картины и этюды охотно покупали, а несколько приобрел император Николай I. На академических конкурсах регулярно получал медали, в том числе золотые. В 1832 году присвоено звание свободного художника, а в 1839 — академика. Работал в различных жанрах, писал интерьеры, пейзажи, портреты, жанровые картины на исторические и мифологические сюжеты. В конце жизни отошел от венециановской школы натурной живописи, его работы стали откровенно слащавыми, а интерес зрителей к ним заметно упал.

В короткой статье трудно перечислить всех талантливых учеников Венецианова. Это и Крылов Никифор Степанович (1802−1831), получивший за свои картины звание назначенного в академики, но в период выполнения программы для присвоения звания академика скончавшийся от чумы. И быстро выросший в самобытного мастера Плахов Лавр Кузмич (1810−1881), удостоенный в академии нескольких медалей, ставший классным художником 1-й степени и даже получивший от Общества поощрения художников пенсионную поездку на 6 лет за границу.

А.А. Алексеев. Мастерская художника А.Г. Венецианова в Петербурге

Особо стоит отметить учеников Венецианова, начавших заниматься у мастера, будучи крепостными. Среди них одним из самых самобытных и одаренных, несомненно, был Григорий Васильевич Сорока (1823−1864). К сожалению, судьба была к нему безжалостна. Несмотря на все ходатайства Венецианова, он так и не получил вольную. А после отмены крепостного права из-за конфликта с помещиком был приговорен к аресту и телесному наказанию, но не стал дожидаться исполнения приговора, покончив с собой.

В хорошего живописца должен был вырасти и Александр Алексеевич Златов (1810−1832), получивший вольную, как и Алексеев, в 1826 году. С 17 лет он стал выставлять на академических выставках жанровые картины из жизни крестьян и мастеровых. О его несомненном таланте свидетельствует и то, что его картины даже разыгрывались в лотереях, в том числе в пользу детской больницы Петербурга. К сожалению, он умер молодым.

Венецианов не имел значительного состояния и почти постоянно нуждался в средствах, но денег на своих учеников не жалел, предпочитая в чем-то ограничивать себя и свою семью. Естественно, что далеко не все его ученики выросли в больших мастеров. Но громадное спасибо Алексею Гавриловичу Венецианову за то, что он открывал талантливым молодым художникам прекрасный мир живописи и заботливо вел их по тернистому жизненному пути.

Читайте также: