Почему школа убивает желание учиться

Обновлено: 30.06.2024

Родители и педагоги из лучших побуждений часто делают так, что у школьников пропадает охота к познанию.

Как это происходит и что делать, обсуждаем с сооснователем онлайн-школы Тетрика Николаем Спиридоновым.

Наказания и замечания

Дома мы часто обращаем внимание на несделанные дела, а выполненную работу воспринимаем как должное.

Страх получить негативную оценку вызывает у школьника тревожность. В результате способные ученики сдают экзамены хуже тех, кто учится средне.

Иметь здоровые опасения и испытывать нормальный стресс бывает полезно. При этом когда школьник подавлен и не уверен в себе, ему труднее сосредоточиться, и он допускает больше ошибок.

Индивидуальные репетиторы работают в более современном подходе: предлагают ребенку посильные задания и постепенно повышают их сложность. Поэтому на каждом уроке преподавателю есть за что похвалить ребенка. Мы в своей онлайн-школе не сравниваем детей друг с другом, а оцениваем индивидуальный прогресс. Ученики выполняют тесты, чтобы и сами школьники, и родители, и педагоги видели, насколько эффективно проходит учеба.

Нехватка времени на уроке

В потоке уроков и повседневных дел трудно отличить срочное от важного, когда учитель торопится дать материал и пройти программу. За 45 минут урока нужно успокоить класс, опросить нескольких учеников, дать новую тему и домашнее задание. Времени отвечать на вопросы или дополнительно что-либо объяснять не остается.

В большинстве школ учитель стоит у доски, а дети смотрят и слушают. Это один из менее эффективных способов вести урок.

Гораздо больше ученики запоминают, когда работают в мини-группах или выполняют индивидуальные задания. При этом даже к такому обучению учитель приступает не сразу, а в среднем через 6 минут после начала урока.

Исследователь Тимо Салавиита из Финляндии подсчитал, что в неделю таким образом съедается 150 минут, а за год теряется 5 учебных недель.

У репетитора время не проходит даром. На индивидуальных занятиях репетитор начинает урок с учетом настроения и работоспособности школьника. Одни дети предельно внимательны в первые минуты урока, другим нужно время на раскачку. Репетитор подстраивается под эти особенности и занятие проходит с максимальной пользой.

Когда ученик приходит в школу, он не одинаково успешен на разных уроках. Где-то он лидер, где-то середнячок или отстающий. Учителя обычно ориентируются на основную массу ребят.

Тем, кто недопонял или наоборот давно усвоил материал, приходится самостоятельно справляться со скукой. Вовлеченными остаются ученики, которые успевают за темпом учителя.

В больших классах компетентные учителя организуют работу в группах, когда отлично успевающие дети объясняют материал отстающим. Либо так, что цель урока достигается попутно, в процессе интересной для учеников проектной работы, где просто нужно кое-что прочесть, вычислить или написать.

Другой способ подстроить учебный процесс под способности и запросы ребенка — индивидуальный урок.

Однообразные задания

Чтобы приучить ребенка писать красиво, некоторые родители и учителя заставляют по несколько раз переписывать работу. Это утомляет и огорчает школьника, но не помогает избегать ошибок.

Точно так же неэффективно прорешивать длинные столбики однотипных примеров на сложение или умножение.

Гораздо лучше ребенок учится в игре, поэтому сейчас так популярны образовательные настольные и видеоигры. На наших уроках активно используются ребусы, задачи со спичками и проектные задания.

Радость и азарт — отличная основа для тренировки навыков и запоминания правил по любой теме.

Упор на внешнюю мотивацию

Если ребенок не горит желанием учиться, взрослые иногда обещают награды или угрожают наказаниями. За более высокие отметки родители покупают детям сладости и подарки, разрешают больше времени играть в видеоигры. В наказание за двойки учеников, напротив, лишают удовольствий и ругают.

При такой мотивации учеба уже не важна, она лишь помогает избежать неприятностей или получить желаемое.

Неспособность адаптироваться к онлайну

С внедрением дистанционного обучения в массовой школе появились новые трудности.

Онлайн-занятия проходят со сбоями и помехами: ученики общаются в чате на посторонние темы, отключают камеру или, наоборот, громко смеются.

Менее смелые школьники не успевают ответить на вопрос педагога или стесняются задать свой.

Если ваш ребенок отстает по какому-либо из школьных предметов, убедитесь, что учитель не допустил ошибок. Узнайте, как проходит урок и за что ставят отметки.

Вот признаки мотивирующего занятия:

1. В письменных и устных работах педагог отмечает удачные моменты и правильные решения ребенка.

2. Ребенку нравится учитель. Школьник уверен, что его идеи и вопросы интересны преподавателю.

3. Задания на уроке разнообразные, скучно бывает редко. Домашняя работа кажется ребенку посильной.

4. Учителю не приходится угрожать ребенку низкой отметкой за работу на уроке, контрольные или домашние задания.

Если вы не можете обвести три или четыре пункта, то не стоит ждать, что у ребенка появится интерес к предмету. Лучший способ помочь — сменить преподавателя.


Догоняем.

Нынешний год показал: детей в школе ничему не учат.

- Если смотреть извне, с российским образованием произошло то, что случилось с бразильским футболом. В Бразилии есть уникальные футболисты. Но как команда они стали слабее, потому что не догнали страны, ушедшие вперёд именно в командных технологиях. 30-40 лет назад весь мир знал: самые блестящие умы, лучшие математики, химики - российские. Они есть и сейчас. Но в других странах за последние годы системы образования значительно ушли вперёд. В Россию эти изменения пока приходят с трудом. В десятке лучших вузов мира уже многие годы большинство - это американские университеты. Причина - в их развитие вложили огромные деньги самые влиятельные люди в Америке - Билл Гейтс и другие. Я верю, что Россия этот путь может пройти даже быстрее, если будет политическая воля. И те процессы, которые уже начались (по созданию новых стандартов, развитию вузов и т. д.), и мой опыт работы в Татарстане это доказывают.

- Какой?

- По предложению Президента Татарстана мы разработали программу по обучению учителей английского языка. В итоге через год все преподаватели подтвердили самый высокий уровень квалификации (до обучения таких было меньше 20%), а их ученики на 30% лучше сдали ЕГЭ. Фантастика!

Скучные школы

- Проблема в том, что дети не хотят учиться. Моему сыну 10, и он уже ненавидит школу.

Оценивать станут не только знания, но и способности.

- Я бы тоже возненавидел, если бы каждый день 5-6 уроков по 45 минут сидел молча, слушал учителя, а потом уходил. Это так скучно! Когда вы учились, были другие условия и вы были более дисциплинированны. Сейчас окружающий мир интереснее детям, и они берут телефон и под партой потихоньку играют и общаются. Сейчас информация и технологии устаревают быстрее, чем мы успеваем им обучить детей. И школа должна меняться. Не ваш ребёнок неправильный - это неправильная, скучная школа. Дети по своей природе очень любознательны и всегда хотят узнавать новое. Но именно школа это желание убивает. Если 15 лет только слушать лекции сначала в школе, потом в вузе, любое творческое начало умрёт.

- И где выход?

- Прослушав лекцию, вы запоминаете 5%, прочитав книгу - 10%, после практических занятий усваивается ещё больше. А после обсуждения в классе - 70%! Такой подход ещё в 1924 г. предложил блестящий русский психолог Лев Выготский. И теперь его используют во всём мире. Но не в России. Слышали ли вы про популярную в США Академию Хана? Началось с того, что один банкир, учивший своих племянников математике, несколько уроков записал на видео. Вскоре он обнаружил, что его юные родственники предпочитают заниматься по видео, а не с ним лично. Так они могли много раз вернуться к тому, что не поняли. Вскоре Билл Гейтс решил вложить деньги и записать больше уроков. Теперь многие школы и университеты в США применяют такую систему. Ученикам задают на дом посмотреть видео, а в классе обсуждают. Ещё новинка. Есть простое устройство типа пульта с кнопками, позволяющее учителю убедиться, что дети его слушают. Через каждые 10-15 минут он задаёт вопрос по теме, и ребёнок выбирает кнопку с ответом.

- Во многих ли странах есть подобие нашего ЕГЭ?


- Во многих. Но пика эта система достигла в Китае.

- Сталкиваются ли при этом с коррупционными скандалами?

- Как раз сейчас в Великобритании разгорается громкий скандал с тестами TOEFL на знание английского. За некую сумму сотрудники цент­ров тестирования диктовали правильные ответы клиентам. Теперь результаты тестов в Англии не принимают для выдачи рабочих виз. Проблема есть и в США. У ребёнка, отец которого учился в Гарварде, больше шансов попасть туда же.

- Что всё-таки лучше - тесты или устный экзамен?

- Тесты - это классный способ самоконтроля. Но если он применяется для поступления в вуз, то у вас меняется задача. Вы учитесь, чтобы сдать тест, вместо того чтобы чему-то научиться. И это неправильная мотивация.

Современная школа должна научить детей учиться самостоятельно. Но вряд ли этого можно добиться огромным количеством домашней работы. Тем более, что уметь писать басни и рисовать картины школьнику совсем не обязательно. Примите это и не отбивайте остатки желания учиться.

5 задач, которые ставят перед современной российской школой


Почему дети не должны ничего знать о сексе родителей. И о своём рассказывать тоже


Разговаривать с детьми о половом созревании и сексе важно и необходимо. Мало кто знает, но даже в конце 90-х в школах существовал секспросвет (ну почти). Но вот посвящать детей в подробности своей интимной жизни — это лишнее. И в детали своего первого опыта тоже. Психолог Катерина Дёмина объясняет, почему детям лучше не знать о сексуальной жизни родителей.

Плач рассерженной бабушки, или как школа уничтожает мотивацию к учёбе


Делать уроки с ребёнком вы не обязаны, это его работа и ответственность. Но часто на плечи одного школьника сваливается такая нагрузка, что вообще пропадает всякое желание учиться. Бабушка пятиклассника и наш блогер написала, как школа уничтожает мотивацию детей. Получился крик души. Ну вы сами попробуйте сделать пару заданий из 5 класса — это не для слабонервных.

А также

Ольгу Васильеву попросили запретить показывать по телевизору дублированные фильмы. Вдруг это поможет россиянам выучить языки. А для тех, у кого и так есть стимул, вот подборка хороших сериалов на английском.

Тест для тех, кто всё ещё думает, что без диплома вуза он никто


А вы в курсе, что строить ракеты и работать в авиации можно и без диплома вуза? Это правда! И есть ещё много важных профессий, где диплом не пригодится. А вот знания и опыт — да. Проверьте, знаете ли вы, кем можно стать после колледжа.

Сегодня у школы существует единственно возможный способ вести всех детей на примерно одинаковом уровне — тормозить самых умных и способных.

Есть классический эксперимент: блох помещают в невысокую стеклянную банку, из которой они могут легко выпрыгнуть. После этого ее закрывают крышкой на три дня. Блохи пытаются выпрыгнуть и бьются о крышку. Через три дня ее открывают, но этого времени уже достаточно, чтобы блохи прекратили попытки покинуть банку. И за всю оставшуюся жизнь они уже никогда не совершат высокого прыжка.


Похожие эксперименты проводили и с собаками, у которых формировали условный рефлекс страха на звук высокого тона. В качестве негативного подкрепления использовался несильный, но чувствительный удар электрическим током, который собаки, сидя в клетках, испытывали после того, как слышали звук.

Всего после нескольких стимуляций клетки открыли, чтобы проверить, начали ли животные бояться звука. Экспериментаторы ожидали, что собаки попытаются убежать, заслышав высокий звук, чтобы избегнуть удара током. Однако собаки не покидали открытую клетку. Они просто ложились на пол и скулили.

Думаю, что аналогия понятна — за одиннадцать лет обучения в школе наши дети привыкают к выученной беспомощности.

И только совсем немногие могут противостоять этому мощнейшему давлению среды. Теперь остановимся подробнее на основных пунктах классно-урочной системы и подумаем о том, что может прийти ей на смену.

1. Весь класс в одно и то же время изучает одну и ту же тему, одним и тем же способом

Мы попробуем отказаться от этой схемы. Теперь каждый ученик сам выбирает, каким предметом, в какое время и сколько ему заниматься. Если ему что-то непонятно, он в любой момент может попросить помощи у наставника. И здесь мы подключаем компьютерную систему образования — этой возможности персонального обучения не было у предыдущих поколений. Странно не попробовать ей воспользоваться.

Я бы предложил такую метафору: каждый ученик получает в начале обучения на планшете свою планету — Землю, хозяин которой он один. Он Маленький принц, и это его планета, и ему предстоит узнать, понять и улучшить ее. На нее, как на карту, нанесены все знания, какие ему предстоит усвоить. Некоторые задания он сможет выполнить лишь в одиночку, другие — только вместе со своими друзьями.

Каждая успешно решенная им задача или пройденная тема из математики будет строить мосты и дома на этой карте, из физики — создавать промышленные объекты, из ботаники — сажать деревья и другие растения. Зоология населит его Землю животными, география нанесет на карту горы и моря, астрономия сделает небо над его планетой звездным и так далее.

В обычной школе, если ребенок чего-то не понимает, он всегда может соврать и притвориться, что все понял. А учитель как-то натянет ему оценку до троечки и со скрипом переведет в следующий класс.

Потом количество таких лакун у ребенка начнет увеличиваться, и вся его система знаний будет напоминать кривой дом с выбитыми окнами.

При новой системе единственной возможностью перехода на новый уровень будет правильное выполнение всех заданий. Собственно, в этом случае и система оценок не нужна — если ребенок перешел на новый уровень, значит, он освоил предыдущий по-настоящему хорошо.

Наставник будет контролировать не качество обучения, а его скорость. И главным критерием здесь станет количество ошибок. Ничего страшного не произойдет, если по одному предмету ученик будет в условном седьмом классе, по-другому — в четвертом, а по какому-то уже начнет осваивать институтскую программу.

2. Для всего класса определяется одна и та же последовательность изучения тем и предметов

Маленький ребенок развивается с фантастической скоростью. К четырем годам он уже, как правило, умеет прекрасно говорить на родном языке (а если ему повезет с разноязычными родителями — и на нескольких), читать, превосходно разбирается в устройстве окружающего мира.

Эта скорость развития связана прежде всего с тем, что ребенок все время задает вопросы — около 400 в день. Задавание вопросов — одна из самых важных вещей для развития. Потому что это означает готовность узнавать ответы. А значит, учиться.

А в школе ребенка отучают задавать вопросы. Все вопросы задает учитель, хотя настоящая его обязанность не задавать, а отвечать на детские вопросы. Это убивает у ребенка всю мотивацию. Ему вкладывают в голову разжеванное знание. Его заставляют учиться вещам, которые ему в данный момент могут быть совсем не интересны.

Можно организовать систему обучения совершенно на других принципах. Каждый день ребенок сам получает возможность узнать то, что ему будет интересно именно сегодня. Почему идет дождь? Как работает лифт? Почему люди не летают? Ничего страшного не произойдет, если в первом классе ребенок начнет изучать, например, физику.

И еще очень важный момент. Все, до чего ребенок додумывается сам, приводит к сильнейшему выбросу дофамина, что очень благотворно влияет на процессы мотивации и обучения. Образование должно вызывать у ребенка постоянное чувство удивления и восторга. Дети хотят и любят учиться, если взрослые не отбивают у них эту потребность скукой, принуждением и рутиной.

Родители жалуются, что дети перегружены предметами, а на самом деле они легко могут усваивать в десять раз больше. Например, в одном детском саду группе пятилетних детей предложили определить самим, что из множества предметов (камешки, песок, ракушки, зерна) является семенами. Дети посовещались, провели несколько экспериментов и быстро нашли способ определения, попытавшись прорастить все.

Предоставить ребенку самому пережить восторг открытия и испытать гордость за себя — значит резко повысить его желание учиться. Дофамин — величайший помощник наставника. Этот нейромедиатор выделяется не только при когнитивной деятельности, но и при сексе, при поедании вкусной пищи, при приятных телесных ощущениях. Понимаете, на какой уровень вы переводите обучение? А вместе с окситоцином дофамин отвечает еще и за любовь.

И детям надо делиться друг с другом тем, что интересного они узнали за день. Ребенку нужно развиваться с максимально возможной скоростью. У него должны гореть глаза, и — самое главное — ему необходимо получать удовольствие от учебы. Если этого нет, то данную часть обучения следует переделывать.

3. В классе есть две разные группы людей: одни только учат (педагоги), а другие только учатся (школьники)

Это вертикальное образование. Дети учат детей. За учеником из первого класса по математике закрепляется ученик из второго класса, который может объяснить.

Выполняется очень важный обмен — ученик второго класса не только повторяет пройденный материал (я думаю, вы прекрасно понимаете, что, пока не попробуешь сам что-то объяснить другому, по-настоящему не разберешься в предмете). Он еще повышает уровень самоуважения, являясь для кого-то экспертом. Его коммуникативные навыки резко улучшаются. Младший ученик тянется за старшим и умнеет гораздо быстрее. Исчезает барьер между учеником и учителем. С ровесником можно спорить. Старший ученик может помочь младшему не только с пониманием, но и с мотивацией.

Вертикальное образование к тому же сильно разгружает и самого учителя. В объясняющем ребенке может проснуться и педагогический талант. Такие дети, которые десять лет сами учили других, обладают бесценным опытом.

Интересен опыт великого писателя-фантаста Стивена Кинга. Он вырастил троих детей: Наоми, Джо и Оуэна. И не Кинг рассказывал им истории на ночь, он просил детей рассказать ему какую-нибудь историю. В результате оба сына профессионально занимаются литературой: дебютный сборник Оуэна вышел в 2005 году, а Джозеф стал литературной сенсацией последних лет под псевдонимом Джо Хилл.

Об этом же писал великий физик Ричард Фейнман: лучший способ понять что-либо — научить этому другого человека. Лучший способ изложить идею максимально просто — объяснить ее ребенку.

При этом достаточно выполнять всего два правила — говорить простыми словами, не используя сложных терминов, и быть кратким.

Необходимость возврата к уже пройденной теме объясняется еще и особенностями нашей памяти. Существует такое понятие — кривая забывания, или кривая Эббингауза.

Именно поэтому ученикам очень важно не только заучивание информации, на котором построена старая школа, но и понимание и применение этого материала на практике .

Учителя объясняют тему на своем взрослом и серьезном языке, который вовсе не всегда понятен детям. При вертикальном образовании один ребенок излагает задачу другому не на взрослом, а на детском языке. Это отдельная и очень интересная тема, которой можно посвятить целую книгу.

Переход наставника со взрослого на детский язык — это не сюсюканье, а попытка сделать образование более эффективным.

Не стоит думать, что собственный язык имеет отношение только к детям.

Интересна история профессора Гарвардского университета Эрика Мазура. Он читал физику студентам семь лет и считался одним из лучших преподавателей Гарварда. А потом он решил проверить не уровень знания студентами физики (со знанием формул все было великолепно), а уровень ее понимания. Например, понимания третьего закона Ньютона.

Для этого Мазур предложил список из тридцати вопросов. Например, один из этих вопросов звучал так: «Большой грузовик и маленькая легковушка сталкиваются на шоссе. Сила, оказанная на грузовик легковушкой:

Пытаясь разобраться, в чем же дело, Мазур пришел к очень интересным выводам: его студенты хорошо сдавали экзамены, в которых были одни только формулы, но отвечать на вопросы, в которых цифры заменялись ежедневными реалиями, они не могли.

Фактически они применяли формулы только для тех случаев, когда они знали, что от них ждут применения формул. А в остальной жизни они продолжали пользоваться классической интуицией, которая очень часто подводит нас.

Профессор и его студенты были обескуражены. Студенты попросили повторить занятие. Преподаватель согласился и за пару минут объяснил задачу с помощью третьего закона Ньютона. Студенты ничего не поняли. Мазур вернулся к доске и потратил восемь минут на объяснение решения с помощью второго закона Ньютона. Студенты по-прежнему ничего не понимали.

В отчаянии Мазур попросил, чтобы они обсудили эту задачу между собой, и уже через две минуты у них был готов правильный ответ. До того, что гарвардский профессор и физик мирового уровня не смог объяснить за десять минут, студенты самостоятельно дошли всего за две!

У этого явления есть даже специальное название — проклятие знания. Когда-то давно учитель разобрался с проблемой и все понял. И он рассказывает о ней как о простой, очевидной и ему уже понятной вещи. А студент, который понял ее только что, может объяснить это своему однокурснику гораздо эффективнее.

5. Определяются общие для всех членов группы время начала и конца занятий, количество, длительность и время перерывов на отдых

Опять тупая муштра и уравниловка. По свистку начали, по свистку закончили. Ребенок может не выспаться, прийти уставшим, заболевать. Сидение на уроке для него тогда превращается в пытку, и он начинает ненавидеть школу. Его постоянно натаскивают на выполнение одной команды — терпеть! Хотя в этом нет никакой необходимости.

Не можешь приходить в школу в восемь утра? Приходи в десять. Устал — иди отдохни, а хочешь — поспи немного, в новой школе должны быть и места для отдыха. Это же не казарма, здесь не надо ничего делать по свистку.

На такую свободную форму работы переходит все большее количество компаний. У человека есть объем работы. А как и где он будет ее выполнять — дома, в кафе, в парке, — его личное дело. И эффективность таких компаний впечатляет.

Сегодня около 200 школ в США отменили классно-урочную систему и перешли на модель смешанного обучения, при котором традиционное образование соединяется с онлайн-обучением и каждый ребенок учится по индивидуальной программе.

Многие из этих школ пошли на такое не от хорошей жизни: они были на грани закрытия из-за хронически низких результатов учеников; другим пришлось выкручиваться, чтобы дать хорошее образование в районах, где 70% детей — дети мигрантов с неродным английским.

В этих школах каждое утро каждый ребенок получает свой плей-лист на день, где расписано, что он делает за компьютером, что в маленькой группе, что один на один с учителем. Учителя получают такие же плей-листы, где видно, кому и с чем сегодня нужно помочь. В результате прежде неблагополучные школы вышли в лидеры в своих штатах.

Вывод из этого очень простой — ребенок вместе с учителем и родителями должен иметь возможность выбрать то, что хорошо подойдет именно ему.

В старой школе такое было физически невозможно — все ученики, одинаково одетые, сидели в одинаковых позах за одинаковыми партами, читали одинаковые учебники, слушали одно и то же объяснение учителя для всех, выполняли одинаковые задачи, должны были прочесть одни и те же книги и так далее. В новой школе обучение каждого ученика будет индивидуальным, подогнанным именно под него.

Если ребенку лучше заниматься в одиночестве — ему никто не станет мешать, но он всегда может вернуться в группу (некоторые задания можно будет выполнить только в группе, а дети смогут сами договариваться о том, когда им удобнее собраться вместе). Если ребенок заболеет, он станет дистанционно учиться из дома.

Школа будет открыта с утра и до позднего вечера. Дети-жаворонки смогут приходить в школу рано утром, а дети-совы — ближе к обеду. Интересно, что уже проводились такие эксперименты, когда ученики являлись в школу после обеда, а уходили вечером. И результативность таких уроков была очень высокой.

Урок может быть совсем коротким, а может длиться более 45 минут — все зависит от темы, а не от секундомера. Возможно и серьезное погружение в тему, когда, например, группа детей всю неделю занимается иностранным языком.

Читайте также: