Почему школа лучше чем дистант

Обновлено: 03.07.2024

Неделю назад я размещала ссылку на опрос для учителей. Целью опроса было выяснить отношение к дистанционному образованию, его плюсы и минусы. В опросе поучаствовало 106 преподавателей, и я поделюсь с вами некоторыми результатами.

Участники опроса ведут следующие предметы: математика, физика, астрономия, информатика и химия. Все они проводили онлайн-занятия в реальном времени, большинство через Zoom. Я не предлагала готовых вариантов ответа, а спрашивала о личных впечатлениях. Оказалось, что некоторые мнения совпадают.

Минусы дистанта

1. Недостаток обратной связи: не вижу, что ученики делают, что они пишут в тетради, отвлекаются ли, понимают ли

2. Технические проблемы с оборудованием, интернетом, доступностью сайтов

На технические трудности пожаловались 20% преподавателей. Учителя сельских школ рассказали, что у учеников нет компьютеров. Родители восприняли карантин как каникулы и отправили детей в деревни, где нет интернета. Популярные образовательные сайты не ожидали такого наплыва пользователей и дружно легли отдыхать. Никто не был готов к экстренней дистанционке: ни морально, ни технически.

3. Списывание

Для 15% учителей личный контакт – главная составляющая обучения, которую дистанционка отобрала. Хотя я закостенелый интроверт, редко смотрящий людям в глаза, всё равно соглашусь: чем больше аудитория, тем легче вести в ней урок. Мы заряжаем друг друга энтузиазмом, а постоянное внимание заставляет учителя быть в тонусе. В дистанционном уроке больше ремесла и меньше искусства, меньше кайфа от процесса.

5. Недостаток самодисциплины учеников

6. Много времени тратится на подготовку и организацию

7. Вредно для зрения

Сомнительное утверждение с точки зрения медицины, но некоторые учителя в этом убеждены. Возможно, у некоторых людей устают глаза от долгой работы за компьютером, и из-за этого болит голова.

8. Трудная проверка домашних заданий

Если ученик присылает фотографию решённого задания, то фотография обязательно будет в темноте, смазанная, и с кошачьей лапой в кадре. Жаль, нельзя взять красную ручку и зачеркнуть этот ужас прямо по монитору.

9. Важная роль родителей

От родителей зависит дисциплина ученика. Родители осознают свою новую обязанность и недовольны, иногда срываясь на учителей. Учитель задал мало домашки – плохо, займите ребёнка делом. Учитель задал много домашки – ещё хуже, ребёнок не успевает и страдает.

Всё очень плохо!

А теперь дадим слово оптимистам.

Плюсы дистанта

1. Не тратится время на дорогу

О да! В моей жизни появился лишний час каждый день. 19% преподавателей со мной согласны.

2. Работа в комфортном месте

11% преподавателей выделили это как главное преимущество. Учителя лучше себя чувствуют, работают из дома и запросто совмещают урок и домашние хлопоты, ведут уроки с дачи, или даже работают в путешествии.

3. Удобный график

Учителя меняют школьное расписание под свои хотелки – такое возможно только на дистанте. 10% преподавателей подстраивали расписание под себя. В итоге больше успевали, высыпались и продуктивнее работали.

4. Возможность записывать занятия

Много ли учителей вели видеосъёмку своих уроков? Думаю, единицы. В Zoom запись звонка – стандартная функция. Запись полезна прогульщикам и самому учителю: можно посмотреть на себя со стороны, сделать выводы и стать лучше в профессиональном плане.

5. Возможность использовать разные интерактивные форматы

Когда все ученики за компьютерами, можно предложить им посмотреть видео, запустить обучающую игру, изучить симулятор, порешать интерактивные задачи.

6. Посещаемость лучше

Раньше ученики с лёгкой простудой прогуливали занятия, теперь учатся, лёжа в постели. Раньше ученики уезжали из города по уважительным причинам и выпадали из программы, теперь могут присутствовать на уроках с телефона. Раздолбаев не считаем: они бы нашли способ прогулять урок и без всякого дистанта.

7. Безопасность

Все помнят, что в мире эпидемия? Будьте умничками, носите маски и оставайтесь дома. Я до сих пор не вернулась к классическим занятиям, потому что совсем не хочу заразиться сама и заразить учеников.

8. Дисциплина на уроке

Будем честны, не дисциплина, а иллюзия дисциплины. Да, ученики не срывают уроки хулиганскими выходками, но чем они там заняты за кадром – мы не знаем. В любом случае, учителю не приходится успокаивать расшумевшийся класс, и это плюс.

9. Открытость для родителей

Родители уже упоминались в списке минусов, и теперь они же в списке плюсов. На дистанте родители видят, как работает ребёнок, не питают иллюзии и имеют меньше претензий к учителю.

Итоги

Я насчитала 9 плюсов и 9 минусов. Мне кажется, с обеих сторон одинаково весомые аргументы.

Добавлю, что классическое офлайн-обучение тоже можно разложить на плюсы и минусы, и ещё не факт, что офлайн окажется лучше дистанта. Мы привыкли считать классическое обучение в школе эталоном, но оно тоже имеет недостатки, подходит не всем. Спрос на частные школы с нестандартными методиками растёт, количество учеников на семейном обучении растёт ещё быстрее.

Пишите в комментариях: вы за дистант или за офлайн? Есть ли плюсы и минусы дистанта, которые от меня ускользнули?

Начать готовиться к ЕГЭ 2021 по профильной математике можно на моём онлайн-курсе .

Минусы


Нет живого общения

Сложно заставить себя учиться

В школе нельзя просто встать и пойти прогуляться посреди дня, есть четкое время отдыха и занятий, регулируемое учителями. Дома ты хозяин своего времени: можно, например, подключиться к уроку, сделать вид, что ты в чате, и уйти смотреть сериал. Выбор зависит только от тебя. Но тем не менее в школе даже не самый сконцентрированный ученик обязан выполнять задания, отвечать у доски, а в онлайн-формате — отключил камеру, микрофон, и можно снова вернуться к ленте инстаграма.

Посторонние на уроке

Сервисы не готовы

Какими бы прекрасными ни были сервисы видеоконференций вроде Zoom и аналогов, изначально их назначением было дополнять школьные уроки. Да, через них можно делиться домашними заданиями, но придуманы они были не для изучения нового материала, а скорее для обсуждения и закрепления уже изученного. Плюс из-за огромного количества присоединившихся за короткий срок пользователей стали очевидны все баги и недоработки подобных общедоступных приложений.

Зависимость от техники

Далеко не у всех дома есть компьютеры, которые просто так отдадут ребенку в постоянное пользование. У некоторых детей нет даже своего телефона. А если техника (и желание учиться) есть, ты полностью зависишь от ее состояния, скорости подключения к интернету и массы других внешних факторов.

Неготовность самой системы образования

Традиции, связанные с методами обучения, привычны и неизменны уже много лет. Дистанционный формат — абсолютно новая модель, и быстро преобразовать выработанную десятилетиями программу очных занятий, чтобы сохранить интерес публики к ней, оказалось очень сложно. Пример — опыт наших ровесников из многих региональных школ, где учителя оказались просто не готовы к новому формату общения. Очевидно, что педагогам надо переучиваться, выстраивать все заново. Но, учитывая нагрузку учителей, есть ли у них на это ресурс?

Никакой прокторинг не спасет экзамены

В онлайн-формате не нужны никакие шпаргалки: открыл смартфон — и списывай на здоровье. К сожалению или счастью, системы прокторинга можно легко обойти, не выдумывая ничего нового. Конечно, все мы списывали, списываем и будем списывать, это дело каждого — важны ведь не оценки, а знания, скрывающиеся за ними. Когда знаешь про возможность безнаказанно списать, присутствие на уроках становится бесполезным занятием: уровень знаний падает, а результаты тестов становятся необъективными.

Плюсы


Две минуты до школы

Я уверена, что и вы мечтали проснуться за несколько минут до звонка и провести урок геометрии под пледом. Чтобы прийти на занятие, достаточно открыть ноутбук, а о сборах в последние минуты, сменке и опозданиях можно было забыть.

Нет границ и расстояний

Друзья по переписке

Пропустить урок теперь не страшно

Оказавшись в новой школе, я с ужасом представляла, что будет, если пропущу урок: ты никого не знаешь, попросить конспекты проблематично. Проболел неделю — а жизнь в школе изменилась до неузнаваемости. С онлайн-форматом по этому поводу можно не переживать: в большинстве сервисов для проведения онлайн-конференций есть запись, поэтому отсутствовавший сможет воспроизвести все комментарии по теме, лекцию и презентацию к ней, вопросы одноклассников в чате.

Геймификация! И это так здорово

Игра — неотъемлемая часть нашей жизни. Даже мы, десятиклассники, ни за что не откажемся от такой активности на уроке. Стоит учителю показать документальный фильм или анимацию — все, домой приходит счастливый человек. И главное, он может пересказать практически каждое слово, услышанное на уроке. Цветные викторины, интерактивные учебники, в которых можно подвигать картинки, смотреть видео и добавлять что-то свое, — все это привлекает внимание школьника и помогает запоминать материал.

Мультиформатность

Меньше вопросов у родителей

К учителям нередко приходят с претензиями по поводу оценок: почему ребенок вроде бы все делает, а за год все равно получает не выше тройки? Дистанционное обучение позволило нашим родителям больше узнать о том, что именно происходит на уроках, сформировать собственное мнение о системе образования в школе и, возможно, скорректировать план для ребенка за счет дополнительных занятий или даже смены школы.


Все подробности об августовских сменах и регистрация — на странице лагеря.

Но, это только первый взгляд. Что если изучить этот вопрос глубже? Ведь практика последних полутора лет, когда в мире случилась пандемия, показала, дистанционное обучение тоже может быть качественным. Просто, от учеников здесь требуется больше самоорганизации, всем участникам процесса нужна техника и умение с ней работать, ну, и учебный процесс нужно адаптировать.

Так почему дистанционное обучение лучше традиционного обучения? Мы решили изучить плюсы и минусы обоих форматов. Вы с нами?

Что такое дистанционное обучение?

Дистанционка — обучение на расстоянии. Если точнее, это метод получения образования, при котором школьник взаимодействует с педагогами и учебным заведением посредством цифровых и компьютерных технологий. Контакт осуществляется посредством видеосвязи, мессенджеров, почты, образовательных цифровых платформ.


Что такое традиционная форма?

В чем сходства и различия?

Сравнение дистанционного и традиционного обучения позволяет выявить их сходства и различия.

  • Цель и задачи: освоение учениками знаний в рамках школьной программы;
  • Система, основанная на оценивании;
  • Используются одинаковые учебные материалы, правда, в одном варианте они цифровые, в другом — печатные;
  • Одинаковые дипломы по окончании школы;
  • Уровень социализации;
  • Роль родителей и педагогов;
  • Формат взаимодействия с учителями (живой/онлайн);
  • Мотивация.

Это краткий список главных сходств и отличий дистанционного обучения от традиционного. Для того, чтобы определиться, что же из них, все же, лучше, нужно детально изучить плюсы и минусы каждого.


Плюсы и минусы дистанционного формата

Основное отличие дистанционного урока от традиционной формы обучения — в отсутствии живого контакта учителя с учеником. Оно же — и главный минус. Отсюда вытекают и другие проблемы:

  • страдает качество знаний;
  • от детей ожидают лучшего уровня самоорганизации, контроля, мотивации;
  • от родителей требуется больше усилий по организации обучения своих школьников;
  • необходимо оснастить и школы, и школьников необходимым техническим оборудованием;
  • психологические проблемы, связанные с резкими переменами;
  • больший объем самостоятельной работы, к которой готовы далеко не все дети;
  • отсутствие положительной конкуренции в классе;
  • снижение социального взаимодействия, что для детей чрезвычайно важно.

А каковы основные преимущества дистанционного обучения перед традиционным, чем оно лучше?

  • Конечно же, гибкость и доступность. Ребенок может заниматься из любого места и в удобное время. Нет привязки к жесткому расписанию.
  • Школьники обучаются без пропусков по болезни. Такое образование более удобно для детей с ограниченными возможностями, с особенностями развития;
  • Продуктивная индивидуальная коммуникация ребенка с учителем;
  • Отсутствие сильного влияния учителя на ученика (в случае, когда ребенок не может найти с педагогом контакт или по какой-то причине пришелся последнему не по душе);
  • Фильтрация бесполезной и, порой, вредной культурной информации, которой в школе — с лихвой.


Преимущества и недостатки традиционной формы

Далее, перечислим достоинства и недостатки традиционного обучения, в сравнении с дистанционным и удаленным.

Начнем с хорошего:

  • Живой контакт и взаимодействие учителя с учениками;
  • Социальное взаимодействие детей друг с другом, с социумом;
  • Соревновательный элемент в учебе;
  • Закрепление приобретенных знаний и навыков при работе в группе лучше, чем при самостоятельной работе;
  • Возможность напрямую у учителя спросить или уточнить непонятные моменты в новой теме;

Далее, перейдем к минусам:

  • Жизнь по расписанию;
  • Соблюдение школьных правил и дисциплины;
  • Учителя больше ориентированы на передачу старых знаний, а не на освоение новых. Между тем, мир меняется, и на самообучении у обучающихся больше шансов постичь актуальную информацию;
  • Чрезмерное влияние педагогов на личности детей. К сожалению, далеко не все учителя сегодня искренне любят своих учеников и свою работу.


Что лучше?

Итак, мы рассмотрели различия традиционной и дистанционной систем обучения, выявили плюсы и минусы дистанционки и традиционки. Наступил черед подвести итоги, выяснить, заменит ли удаленка привычный формат или до этого еще далеко.

Для начала, вернемся к поставленному в начале статьи вопросу: почему дистанционное обучение хуже традиционного? Беглый взгляд на достоинства и недостатки каждого показывает, сама по себе концепция онлайн — более продуктивная, современная, она лучше и качественнее. Обучающийся имеет возможность самостоятельно отладить ритм и темп обучения. Он учится по собственному графику и сам фильтрует материал. Учитель же играет роль корректирующего звена.

Однако, признайтесь честно, сколько современных детей сегодня готовы к такому режиму?

Выходит, традиционное обучение лучше лишь потому, что вынуждает детей учиться, несмотря ни на что. Всех детей, особенно тех, у кого мотивации к школе вообще нет. Таким образом, даже несмотря на минусы, традиционная школа для основной массы школьников, все же, лучше.


Если же вам повезло иметь старательного и усидчивого ребенка, который, к тому же еще и интроверт, и не нуждается в высоком социальном взаимодействии со сверстниками, смело оставляйте его на дистанционке. С ней он горы свернет, вместо того чтобы прозябать где-то на задней парте, среди более прытких сверстников. А если еще и с учительницей не повезет, можно и психику будущему гению повредить.

Мы рассказали, чем отличается дистанционное обучение от традиционной формы, разобрали их лучшие и худшие стороны. Ваши выводы вполне могут отличаться от наших и нам очень интересно их услышать. Перенесем обсуждение в комментарии?

Вопрос, сядут ли школьники за парты в обычном режиме или начнут учиться дома за компьютерами, — остается открытым

Казалось бы, что к онлайн-обучению уже все привыкли: дети могут просыпаться на урок за пять минут до его начала, родители не переживают, что их чадо поздно возвращается, а учителям не нужно успокаивать разбуянившийся класс, достаточно лишь отключить микрофон.

Почитайте, что о начале нового учебного года думает учитель немецкого языка гимназии № 45 Никита Сачук, также он рассказал, как изменится жизнь школьников после пандемии и что лучше — онлайн или офлайн-учеба.

Очереди на входе в школу, проблемы с местами и корректировка воспитательной работы

С учетом всего вышеизложенного в случае соблюдения социальной дистанции и ограниченного количества людей на входе в школу ученики будут опаздывать на уроки. Настроить работу таким образом, чтобы все приходили раньше, сложно. А это значит, что драгоценное время первого урока будет потеряно.

В актовом и спортивном залах разрешено будет находиться только одному классу, соответственно, в школах с одним спортзалом и без стадиона, где раньше одновременно занималось по два класса, возникнут проблемы с размещением детей.

Также будут запрещены либо ограничены массовые мероприятия. Соответственно, воспитательная работа будет подвержена корректировке.

Онлайн-обучение это плохо или хорошо?

Лично я готовлюсь к офлайн-формату, но, как показала весенняя практика, в случае необходимости я легко смогу перейти в онлайн. При выборе очного или дистанционного преподавания — имеются плюсы и минусы у обеих форм. Удобнее лично для меня — очно, но легче — дистанционно.

Рассказываю, какие плюсы есть у онлайн-обучения:

— В школу можно не ходить! Порой на сборы и дорогу у кого-то уходит минимум минут, и это еще те, кто рядом живут, а у других, кто живет за городом либо в другом районе, и вовсе на сборы тратится часа два. В сэкономленное время при онлайн-обучении можно поспать, порешать какие-либо задания, а преподавателям поработать, ну или потратить время на себя любимого. Можно начать бегать, например, что раньше для меня не представлялось возможным.

— Плюс для учеников и минус для учителей. У детей есть постоянный доступ в интернет, а это значит, любые виды работ ребенок может выполнить с помощью Всемирной сети, а проконтролировать это мы никак не можем.

А отличники и хорошисты, судя по работам, владеют иностранным языком на уровне выпускников вузов, хотя в реалии мы все понимаем — оценка не является объективным показателем знаний.

— Заниматься онлайн можно в комфортной для человека обстановке: кровать, диван, кухня со вкусностями — выбор широк.

— Для педагогов, которые не дружат с компьютерами, — это уникальная возможность через не хочу овладеть современными технологиями.

Из минусов дистанта:

— Огромное количество домашних заданий для детей и их родителей.

Если при офлайн-обучении ученику проще в школе освоить материал, то при онлайн порой надо самостоятельно найти что-либо, изучить это и понять.

— Проверка огромного количества домашней работы учеников на компьютере.

В офлайн режиме я собирал тетради и ручкой быстро все проверял, а сейчас… Представьте, 300 учеников — 300 работ. Иногда приходится проверять по три-четыре страницы, и это все сканы, фотографии, которые заполняют одновременно и почту, и электронный журнал, и мессендежеры, и социальные сети. Сначала нужно собрать все в одно место, потом проверить, а еще надо ошибки отметить, а это ой как не легко сделать на компьютере.

— Нагрузка на глаза от постоянной работы за компьютером.

— Пробел в знаниях! Материал выдан, темы пройдены — оценки отличные, а на самом деле все иначе. Я уже говорил, что все списывается с интернета. И когда начнется обучение офлайн, то пробелы в знаниях станут очевидны. Конечно же, есть ученики, которые сами все делают и ответственно относятся к обучению, но таких единицы.

А что насчет очной учебы?

А теперь вспомним старое, доброе офлайн-обучение. И вот какие у него есть плюсы:

— Смена обстановки: ты не сидишь целыми днями дома, а хотя бы ходишь в школу.

— Психологический комфорт: дети привыкли к конкретному кабинету, где есть наглядные пособия — различные памятки, фотографии, карты и так далее. Да и работать в классе проще, чем дома, сразу настраиваешься на нужный лад, тебя ничего не отвлекает.

Минус, на мой взгляд, у традиционного обучения один. В каждом классе имеются забияки, которые отвлекают весь класс, а иногда пытаются сорвать урок или опаздывают, приходят не в форме или еще как-то проказничают. А на дистанционном обучении нервы учителя в порядке.

Дети пишут, что скучают по школе и хотят на учебу, говорят, что устали сидеть дома. Я полагаю, что и родители, и ученики, и педагоги уже устали от пандемии и от самоизоляции. Все хотят вернуться к тому привычному образу жизни, в котором мы пребывали до весны 2020-го. Но я не удивлюсь, если в будущем образование будет частично, а может, и полностью онлайн.

Ранее мы рассказывали о том, что за прошлый учебный год свердловские школы оштрафовали на 4 миллиона рублей за различные нарушения санитарного режима. Также вы можете почитать о том, как дети пойдут в школы, об этом рассказал региональный министр образования Юрий Биктуганов.

Читайте также: