Почему самсон вырин не рад счастью дочери ответ кратко

Обновлено: 02.07.2024

“Станционный смотритель” – самая печальная из пяти пушкинских повестей. По-человечески очень жаль и несчастного смотрителя, и рыдающую на могиле отца Дуню. Герои повести оказываются в очень сложной ситуации, каждый из них совершает свой выбор, служащий показателем их нравственных возможностей.

Каждый по-своему решает вопрос о своем долге по отношению к “другому” человеку. “В “Станционном смотрителе” перед каждым из трех главных персонажей встает проблема другого человека, которая становится мерилом внутреннего

Удивительно, как Пушкин, изображая своих героев, избегает каких бы то ни было моральных оценок, насколько он этичен по отношению к своим героям, и насколько разноречивы, порой противоположны оценки, которые дают этим героям критики и литературоведы. Одни считают, что Вырин приходит к внутреннему краху, тупику: “И так ли уж “человечен” этот “маленький человек”, погибший от тоски по любимой и покинувшей его дочери? Не есть ли эта тоска проявление крайней степени эгоизма родительской любви? Ведь Дуня и Минский любят друг друга.

“… не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово”,- Минский сдержал свое обещание. Заключительный эпизод повести – рассказ мальчика о посещении Дуней могилы отца – неоспоримое свидетельство об этом…”

По мнению Купреяновой, Вырин проявляет крайнюю степень родительского эгоизма. Но не нужно забывать при этом, что старик – смотритель боится, что его дочери грозит обычная судьба соблазненной девушки, которую, натешившись, выбрасывают на улицу, на панель. Но Дуня счастлива: “В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости.

Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный смотритель!

Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался”.

Почему же несчастен ее отец? Почему он еще больше ожесточается? Во-первых, потому что он не верит в прочность ее случайного счастья, несмотря на заверения Минского в том, что он не покинет Дуню и выполнит свой долг перед ней. Во-вторых, Вырин несчастлив не только из-за боязни за судьбу дочери, перед нами трагедия обманутого доверия, о котором пишет Лежнев: “Вырин слишком много вложил в свою любовь к дочери.

Теперь эта любовь предана. Дуня ушла от него, ушла по своей воле. Она не бросилась к нему, когда он разыскивал ее, но ужаснулась, дала его вытолкнуть, не вернула его.

И теперь эти кинутые в оплату позора бумажки, и оскорбления Минского, и неприкаянность одинокой жизни – все это сплетается в одно с оскорбленной любовью, обмануто доверие, – и вот начинается своего рода “тихий бунт” смирного человека. Вырин уже не может зажить прежней жизни. Он должен спиться и погибнуть.

Жизнь потеряла для него смысл и вкус”.

Все исследователи отличают смысловую нагрузку изображения на лубочных картинках сюжета библейской притчи о блудном сыне с приличными немецкими стихами под каждой картинкой. Большинство критиков отмечают контрастность этих картинок, истории блудного сына по отношению к истории “блудной дочери”. И дело здесь, наверное, не только в том, что сын возвращается в объятия отца, а дочь не успевает, сын возвращается, доведенный нищетой до отчаяния, а дочь – прекрасной барыней.

Дело в самом смотрителе. Он-то не смирился со своим положением “обманутого” отца (нельзя говорить о смирении, как Макогоненко, если человек пьет. Это не смирение, это протест, направленный и внутрь, и протест самой судьбе); он-то не надеется на хороший конец, не дожидается дочери; он-то не может простить дочь.

И дело здесь не только в том, что немецкие стихи не годятся для русской жизни да и не совсем точно передают библейский сюжет.

Дело в Самсоне Вырине. Он не верит ни в притчу, ни Минскому, ни дочери, ни себе. Герой отвергает путь примирения с собой, с собственной совестью, не прощает ни себе (сам отправил Дуню с Минским – “нашло”), ни Дуне. Поразительно его пожелание дочери смерти: “Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадет, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы…”.

И дело тут не только в обманутом доверии. Вырин вспоминает: “Ею дом держался… уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти; уж ей ли не было житье?…”. Он даже не допускает мысли, что Дуня просто не могла жить всегда с ним (Жена живет всегда в доме мужа).

Мы видим, что Пушкин не рисует какой-то одной краской героя. Страдания бедного смотрителя одновременно и понятны (страх за будущее дочери), и эгоистичны (“уж ей ли не было житье?”)

Образ героя “очерчивается, “обводится” определениями”, каждое из которых не смыкается с другим, не дополняет другое, а резко другому противостоит, “контур” получается прерывистым, пунктирным, равновесие – неустойчивым, качающимся, пространство подвижным, мерцающим, незамкнутым и втягивающим в себя. “Истина очевидная, но снова “непостижимая уму”,не названная “точно” никаким словом, но явленная, – овладевает нами”. Герой не может простить, смириться внутренне, он сжигает себя горем, спивается, предается отчаянию, унынию, которое считается самым тяжким смертным грехом. Повесть трагична, но, несмотря на трагичность сюжета, финал повести не оставляет у нас скорбной безысходности. Мы чувствуем взгляд “сверху” на трагедию отпадения героя от истины.

Самсон Вырин отдает себе отчет в своих поступках, не случайна его оговорка: “поневоле согрешишь”. Он выбирает свой крест: страдание за вину и свою, и дочери, и Минского.

Дочь возвращается, она живет благополучно, но никогда не будет счастлива, сознавая свою непрощенную вину. Вот, наверное, почему и эта пушкинская повесть пронизана светом веры, герои сознают свою вину, свое несоответствие должному, а если осознают, значит, верят в это должное. Они не отступаются от своей совести, видят себя “с той высоты, которая задана человеку при Творении и которая достижима…”, потому-то и страдают, осознавая свое отпадение от этой высоты, Истины.

Но в этом-то страдании – и вера, надежда образ Божий в человеке. Ведь страдание – “свойство падшего мира, неизбежный в таком мире крест и в этом смысле норма – и оправдательная, и спасительная, ибо не дающая “угасить Дух”, “духовная жажда” и есть жажда преображения”. Вот это мощное звучание голоса совести и излучает тот свет, который не дает трагедии зазвучать безысходно.

Речь идёт о герое повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" Самсоне Вырине.

Можно предположить, что Самсон не был рад, потому что испытывал неприятные предчувствия. Ему казалось, что министр, непременно бросит Дуню, найдет себе другую женщину. Его мнительность довела до беды - Вырин в итоге умирает от алкоголизма.

Также Вырин спокойно жил, когда Дуня была рядом - она помогала ему по хозяйству. Самсон питал большие надежды насчет того, что дочка будет опорой ему на старости лет. И то, что она неожиданно исчезла из родительского гнезда - для него стало настоящим ударом.

Самсон Вырин в повести "Станционный смотритель" олицетворяет собой образ так называемого "маленького человека". Он привык, что его постоянно все унижают, обижают, оскорбляют. Его жизненный опыт подсказывает ему, что и с Дуней, его дочерью, богатые люди будут поступать так же, а значит, ротмистр Минский поиграется с ней и выгонит на улицу, где эта заблудшая красавица бесславно сгинет. Самсон даже мысли не допускает, что может быть иначе, что его дочь может в лице Минского может обрести и любовь, и семью, и богатство.

Станционный смотритель так переживал за дочь, что стал безбожно пить, утратил все свое здоровье, силы, энергию и умер. Он так и не узнал, что с его дочерью все хорошо, что она вырвалась из мира "маленьких людей", стала богатой, родила детишек. А раз он этого не узнал, то, соответсвенно, не мог и порадоваться счастью Дуни.

Если честно, именно Дуня в этой повести для меня самый ужасный персонаж. Не могу понять, как можно было так плохо отнестись к отцу, души в ней не чаявшему. Может быть Минский не разрешал ей с ним общаться, стеснялся его, да такое возможно. Но всегда есть возможность подать о себе весточку, ведь не в темнице в темном подвале она жила. Могла бы послать кого-нибудь с хорошими вестями, что, мол, жива, здорова, люблю и счастлива. Тогда скорее всего и Вырин был бы жив.

В повести Пушкина "Станционный смотритель" дочь Самсона Вырина, Дуня, оказывается похищена минским, проезжающим в столицу гусаром.

Вырин очень волнуется за свою дочь, так как подозревает, что Минский наигравшись с ней просто выбросит ее как ненужную старую вещь. Он отправляется в Петербург и находит сперва минского, потом и дочь. Дочь свою он видит в роскошной комнате и красивом платье. Но Вырин думает, что это все временно, что пока ею еще играют, а дальше она просто пропадет.

Он беспокоится за дочь и не знает что с ней происходит. Его воображение рисует картины одна страшнее другой:

ZPhO8c0M1Al4xBxMmeoivb3SCX8Y.jpg

Мы видим в конце повести, что его опасения не подтвердились, что Дуня счастлива и воспитывает трех детей, что она богата.

Нельзя сказать, что Вырин не рад счастью дочери, он просто о нем не знал.

Действительно, говоря о том, что произошло с Дуней, Пушкин передаёт слово рассказчику - вымышленному им автору повестей Белкину. Самсон Вырин, в свойственной ему манере, начинает рассказывать, а затем основную часть истории мы "слышим" уже из уст Белкина. А в самом конце слово снова переходит к Вырину. Сделано это Пушкиным для того, чтобы перейти от рассказа от первого лица к рассказу от третьего. Рассказ о судьбе Дуни занимает в тексте центральное место и наибольший объём, поэтому целью здесь, скорее всего, было достижение большей лаконичности и сохранение общего стиля повестей (не надо забывать, что это были всё-таки "повести Белкина", а эта, при таком большом объёме прямой речи Вырина, могла бы стать "повестью Вырина".)

"Повести Белкина" - цикл повестей, написанных Пушкиным от лица помещика Ивана Петровича Белкина. Он был опубликован в 1831 г. и объединяет пять повестей "Выстрел", "Метель", "Гробовщик", "Станционный смотритель", "Барышня-крестьянка". Каждую из них отличает незаурядность героев, принадлежащих определенной среде и в то же время возвышающихся над ней, а также сюжетная интрига, что делает эти повести благодатным материалом для многочисленных экранизаций. Но вот повести "Портрет" в пушкинском цикле нет. "Портрет" не входит в "Повести Белкина".Произведение с таким названием есть у Гоголя.

В одной из "Повестей Белкина", которая называется "Выстрел" фамилия героя Сильвио. А слово "лес" по-латински пишется "silva". Видимо этот офицер имеется в виду.

Отзыв к повести А.С.Пушкина "Выстрел":

В повести А.С.Пушкина "Выстрел" автор описывает историю бывшего гусара Сильвио. Он рассказал молодому офицеру, как его дуэль с аристократом не состоялся до конца. Сильвио решил подождать пока аристократу будет что терять. И спустя шесть лет Сильвио во время медового месяца соперника решает настигнуть его и продолжить начатое. Жена аристократа умоляет Сильвио не стрелять в мужа и он, удовлетворенный смятением и испугом противника, уходит.

Это произведение не очень длинное, но очень увлекательное. Больше всего мне понравился поступок Сильвио, когда он пощадил своего противника, продемонстрировав великодушие. Он не стал лишать графа жизни и показал, что есть вещи намного важнее, чем задетое самолюбие. Поэтому произведение можно назвать не только интересным, но и поучительным.

Каждый видит в произведении то, что хочет, но важно разобраться в том, что хотел сказать автор. "Станционный смотритель" - самостоятельное произведение, входящее в сборник "Повести Белкина". Сам Александр Сергеевич решил, какие произведения войдут в него и почему, поэтому, при всей их непохожести, прослеживается определённая авторская концепция, идея, которую можно и не заметить, читая одну повесть, но прозевать её после пяти - для этого нужно очень постараться игнорировать очевидное.

То, что Самсон Вырин не увидел своих внуков, виноват он сам. Этот человек сделал всё, чтобы потерять дочь и не дождаться следующего поколения своих потомков. Он не был отцом, который требовался девушке, росшей без матери на постоялом дворе. Единственный мужчина, единственный старший в семье, Вырин, несмотря на своё богатырское имя Самсон, не был Дуне ни воспитателем, ни защитником. Возможный гнев "высокоблагородия" для него был страшней, чем бесчестие единственной дочери, поэтому станционный смотритель сам велел ей поехать с гусаром. Не надо домыслов, давайте читать текст:

dOUKbBrlskvcraakWmGTgfoyFMBeSwj.jpg

У Дуни предложение Минского вызвало недоумение, страх. О том, что с ней не случится ничего дурного, сказал Самсон Вырин. Всё, что произошло потом, - на совести этого дешёвого морализатора. Сам Господь Бог хранил Дуню, которую малознакомый мужчина не обесчестил, не бросил, а поступил благородно, честно: создал семью, женился, ввёл в свой круг. Возможно, обвенчался в той самой церкви, до которой просил девушку сопровождать его. У Пушкина нет никаких случайных деталей, зачем-то ему понадобилась именно церковь в качестве пункта назначения.

Мораль Вырина потому дешева, что почерпнута из немецкого комикса, подробно описанного Пушкиным.

uqxZu0zcV152yKKOn0VTw7G33EWfE6y.jpg

Расхожий сюжет, ставший банальностью, общим местом, о том, что бросивший родителя ради весёлой жизни, потом горько раскается, но отец всегда примет блудного сына с распростёртыми объятиями. Подробней о роли притчи о блудном сыне я ответила здесь, нам же важно отметить, что главный герой постоянно имел перед глазами даже не евангельский текст, а его "стопицотое" переложение, то есть опирался даже не на текст Св. Писания, а на ходульный сюжет в картинках.

Главный нравственный урок, который Пушкин пытается преподать читателю: жизнь сложнее избитых сюжетов и часто поворачивается самыми неожиданными сторонами. Убейте матрицу в мозге, перестаньте опираться на клише, периодически пересматривайте "общеизвестные истины", не такой у них вечный срок годности, срабатывают они отнюдь не без оговорок.

  • Главный герой Самсон, но отнюдь не библейский богатырь, а человечек запуганный, дрожащий без повода и поэтому реальной опасности не видящий.
  • Дочь вроде как "блудная", но вовсе не так, как в притче: ничего от папеньки не требовала и даже в кибитку села по его настоянию, а "закончила" отнюдь не хлебанием из одного корыта со свиньями, но семейной барыней.
  • Если человек совершает некие на первый взгляд неправильные поступки, это не значит, что закончит он плохо. Если живёт якобы безупречно, то не факт, что не накликает беду на свою голову и своего ребёнка.
  • Широкие картинные жесты (вроде выбрасывания денег, данных Минским, на улице) к хорошему не приведут (их подобрал посторонний человек, поза праведного гнева "прошла мимо кассы").

Пушкин попытался (очень успешно) показать, что люди сами себе сочиняют ограничения, ставят флажки, а потом с надрывом борются с трудностями, успешно созданными самим себе. Люди должны быть человечней и меньше становиться в кем-то придуманные позы.

Жизнь отца и дочери

Выбор Дуни

В один день в доме станционного смотрителя оказывается проезжий офицер Минский, который обманными путями способствовал побегу Дуни из отцовского дома. Дочь Самсона Вырина решает уехать вместе с офицером. Тем самым героиня оставила своего отца в неведении и в несчастье. Однако не это стало поводом тому, чтобы уехать с офицером. Дуня не хотела причинять боль своему отцу, она хотела обрести счастье для себя.

Трагедия Самсона Вырина

То, что Дуня сбежала, стало настоящей трагедией для ее отца. Самсон Вырин пытался узнать про нее хотя бы какую-то информацию, герой пытался увидеться с ней, поговорить с ней и с Минским. Однако все попытки были тщетными. Вырину не оставалось ничего другого, как оставить надежду на мирное существование. Персонаж начал пить, в результате чего и умер. Поступок дочери, который Самсон Вырин рассматривал как предательство, стал причиной трагичной судьбы данного героя.

Отец не смог понять выбор дочери, а дочь не смогла объяснить свой поступок. Она скрылась от него, ничего не сказав. А Самсон Вырин не смог поверить в то, что Дуня может быть счастлива с офицером, с которым уехала. Такое непонимание между родителем и ребенком говорит о трагичности не только судьбы Самсона, но и судьбы Дуни, которая всю жизнь будет испытывать угрызения совести за свои действия. Она поступила так, как считала нужным для собственного счастья, однако то, что она так жестоко оставила своего отца и вскоре забыла о нем, говорит о неоднозначности поступка Дуни, который принес счастье одному и несчастье другому.

Произведение Александра Сергеевна Пушкина "Станционный смотритель" очень поучительная повесть о смотрителе Самсоне, он очень любит свою дочь и желает для нее только самого лучшего.

1. И когда Дуня сбегает с Минским он не счастлив за дочь только из-за того, что знает о том, что его дочь не будет счастлива, пройдет пора ее влюбленности, она повзрослеет и поймет, что она любовница. А в данный момент Дуня думает, что она станет его женой и станет госпожой Минской.

2. Конечно Дуня меняется, она взрослеет. В самом начале читатель видит ее распущенной и кокетливой девчонкой. А в конце она приезжает настоящей женщиной, которая теперь уже все понимает. Ее судьба необычна тем, что она стала женой Минского, такое редко случается с такими как она.

Читайте также: