Почему самарское знамя стало одним из символов болгарии кратко

Обновлено: 02.07.2024

История Самарского знамени связана с развернувшейся на Балканах борьбой славянских народов против османского ига. Летом 1875 года антитурецкое восстание вспыхнуло в Боснии и Герцеговине, в апреле следующего года восстала Болгария, а еще через два месяца Сербия и Черногория начали войну с Турцией. Эти события вызвали живой отклик в православной России. Тысячи русских добровольцев отправились на Балканы, чтобы с оружием в руках помочь им завоевать независимость. Как и во многих городах страны, в Самаре проходили благотворительные спектакли, устраивались базары в пользу южных славян. Был образован комитет для организации помощи и сбора средств борющимся единоверцам. В деревнях собирали тулупы, рукавицы, рубахи, сапоги. Крестьяне Самарской губернии одними из первых внесли и денежные пожертвования.

Среди гласных Самарской городской Думы зародилась мысль о создании знамени. Активное участие в этом деле приняли видный общественный деятель гласный Думы Петр Владимирович Алабин и его жена Варвара Васильевна. Эскиз необычного дара изготовил художник Николай Евстафьевич Симаков. На одной стороне красно-бело-синего полотнища он изобразил в черном кресте, украшенном золотыми арабесками, славянских первоучителей Кирилла и Мефодия. На другой — икону Иверской Божьей Матери, во имя которой в Самаре был основан женский монастырь. Его монахини и вышили безвозмездно Самарское знамя. Считается, что знамя предназначалось для болгарских повстанцев. Однако к моменту его изготовления восстание было подавлено турками. В апреле 1877 года Россия объявила Турции войну. Началось формирование дружин из болгарских добровольцев, и гласные Думы решили вручить знамя создаваемому болгарскому войску.

Немного предистории. В начале второй половины XIX века на Балканах с новой силой стали появляться революционные, национально-освободительные движения славянских народов против "османского ига", Османской империи.

Так летом 1875 года началось восстание на территории современной Боснии и Герцеговина, к ним примкнули добровольцы из Сербии, Черногории, а также российские добровольцы-"народники". Уже в сентябре того же года вспыхнуло Старозагорское восстание под руководством Болгарского революционного ЦК, но было подавлено в самом начале османскими войсками. Уже весной 1876 года началось уже масштабное восстание, получившее название в истории Апрельское.

Следом княжества Сербия и Черногория объявили войну Османской империи, но восстание было подавлено, а сербские армии потерпели два сокрушительных поражения. Князь Сербии Милан I Обренович умолял российского императора Александра II о помощи перед грядущей катастрофой. Помощь пришла, Россия предъявила ультиматум султану Абдул-Хамиду II, по которому османские войска должны прекратить военные действия и заключить перемирие на два месяца, в противном случае русская армия в 200 000 солдат переходит границы Османской империи. Уже осенью 1876 года было понятно, что война России с Османской империей неизбежна. В то же время в Болгарии началось формирование ополчения, состоящего из болгаров-добровольцев и отпускных русских солдат. Командующим Болгарского ополчения был назначен генерал-майор Николай Столетов, участник Крымской войны (1853-1856).

Теперь перенесёмся в Самару, весна 1876 года. Здесь в течении уже десяти лет Пётр Алабин, участник Крымской войны, был управляющим Самарской палаты государственных имуществ. Вместе с супругой Варварой Васильевной, они поддерживали болгар и в их борьбе за свободу, как-раз началось Апрельское восстание. Алабин с женой предложили создать боевое знамя для восставших болгар, которые на протяжении практически 500 лет не знали государственных символов. Городская Дума Самары, губернатор Пётр Бильбасов и епископ Герасим одобрили такую инициативу. Эскизы этого знамени изготовил художник Николай Симаков. Монахинями Иверского женского монастыря знамя было вышито на безвозмездной основе. Это было знамя с триколором (красно-бело-синий) размером 185 на 190 сантиметров. В центре флага с двух сторон золотые кресты, в котором на одной стороне изображение иконы Иверской Божьей Матери, а с другой славянских первоучителей, равноапостольных Кирилла и Мефодия. К ручке флага были прикреплены три ленты: синяя с надписью "Да восстанет Бог, и враги Его будут истреблены", красная с надписью "Самара. Болгарскому народу 1876 год" и белая.

Делегация на пароходе отправилась в Сызрань, откуда по железной дороге отправилась в Москву, где знамя было представлено великому князю Николаю Николаевичу (главнокомандующий Русской армии на Балканах, третий сын Николая I). Из Москвы через Кишинёв они отправились на Балканы, где в мае 1877 года в городе Плоешти (Румыния) произошла торжественная передача знамени Болгарскому ополчению.


В эти майские дни снова мы отмечаем то историческое событие, которое должен помнить не только каждый, кто живет в Самаре, но и вся наша страна.

А символом этого подвига стало Знамя, созданное 140 лет назад в нашей Самаре.

Знамя было передано сражающемуся за независимость болгарскому народу 18 мая 1877 года.

И этот день стал Днем Самарского Знамени, который торжественно отмечается каждый год и на Балканской земле, и у нас в России.

И еще одна дата, связанная с этой войной, особо чтится и в Болгарии, и в России.

Знамя было пробито пулями, обожжено пламенем, но вынесено из гущи битвы и не отдано врагу.

В прошлом году произошли события, связанные с 140-летием передачи Знамени болгарскому ополчению.

Об этих событиях стоит напомнить сегодня, когда отмечается и окончание той войны, и память обо всем боевом бессмертном пути Самарского Знамени.

Но обо всем по порядку.

В святой день 2017 года.

За ними в напряженном ожидании, как перед боем, стояли колонны воинской техники — великая сила великой страны.

А в определенных заранее сборных пунктах выстраивались в колонны гражданские люди нашей страны — с портретами родных, кто воевал за Отчизну, кто отдал за нее жизнь во имя Победы.

И в Самаре двинулась к площади Куйбышева, которая прежде носила прекрасное имя Соборная, часть того Бессмертного полка, которую составили сорок пять тысяч самарян — молодых, пожилых, совсем юных, единых в общем порыве почтить память славы отцов, и дедов, и даже прадедов.

Все было как и год назад, с той лишь разницей, что в Знаменном полку гордо реяло и Самарское Знамя, вновь обретенное нашим народом, по праву несомое в первых рядах знаменной дружины.

Далеко не все знали, что это за Знамя, почему оно называется Самарским, почему оно вновь заняло свое место среди знамен воинской и трудовой славы нашей земли.

Но вот оно реет среди других славных наших Знамен, и отчетливо виден на триколоре, на белой полосе, в центре полотнища, Крест. В нем изображение Богородицы, столь драгоценной для нас, самарян, называемой Иверской, как именуется и наш самарский женский монастырь, издревле бывший духовным центром Самары.

Самарское Знамя прибыло в Сызранское вертолетное училище.

Это произошло в мае 1877 года.

И вот, как и 140 лет назад, Знамя вносится в возрожденный Иверский монастырь, в его главный храм. Празднично звонят колокола. Как колосья под теплым ветром, колышется народ, собравшийся на молебен и освящение Знамени. Ведь это новый дубликат Знамени — а оригинал, овеянный боевой славою при освобождении Болгарии, хранится в Софии, ее столице, в Национальном историческом музее, как одна из главных святынь болгарского народа.

Радостью светятся лица. Склоняются головы — народ приветствует Митрополита Сергия, прибывшего сюда на это событие.

Знаменосец Александр Борисович Фетисов, вице-губернатор Самарской области, глава созданного Комитета по проведению празднеств, посвященных 140-летию создания Самарского Знамени, ставит его на специально приготовленный постамент.

В наступившей тишине раздается узнаваемый голос нашего Владыки:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа…

И с этими привычными для церковного люда святыми словами проносится дуновение вечности, дуновение благодатной силы, которая заключает в себе нашу веру, нашу любовь, нашу надежду и наше бессмертие.

И все мы понимаем, что присутствуем при историческом событии.

То, что было лишь мечтой, надеждой на лучшее будущее — осуществилось, стало явью.

Здесь я прерву последовательность изложения событий и позволю себе небольшое отступление, которое касается моего личного участия в этих торжествах.

Необходимое отступление.

Когда приходит время подведения итогов, невольно оглядываешься на прожитые годы и задаешь себе вопрос: а что же сделано тобой для города, где ты любил и был любим, где обрел сознательную веру, где прошли лучшие твои творческие годы и были написаны лучшие твои книги?

Самарское Знамя освящается на мощах Святителя Алексия, Митрополита Московского и всея России чудотворца.

И я стал собирать материал о Самарском Знамени, и чем больше погружался в историю, тем больше узнавал о людях, творивших ее. И тем яснее вставали передо мной герои того времени. И я не переставал изумляться их подвигам и даже величию.

Нет больше той любви, чем положить душу свою за други своя - этот евангельский завет отразился в той войне в полную силу.

Каждый пишет, что он слышит,
каждый слышит, как он дышит,
как он дышит, так и пишет,
не стараясь угодить.

Так писал и я, как сказано у поэта — не к дате, а по велению сердца.

А получилось, что я поставил точку как раз к исторической дате.

И началась деятельная, творческая работа.

Конечно, замечательно, что Фетисов вице-губернатор, что у него есть немалый опыт организации подобных мероприятий, умение управлять своими подчиненными.

Протоиерей Александр Агейкин беседует с членами самарской делегации. Слева – Дмитрий Игоревич Азаров.

Но без деятельной работы команды, им организованной, не получилось бы столь успешно проведенной акции, которая, без преувеличения, стала событием для области, да и для всех тех мест, куда прибывало Самарское Знамя.

Но верующие люди, отмечая творческую и деятельную работу всех членов Комитета, все же скажут, скорее про себя, чем вслух:

«Здесь есть Промысл Божий. Ведь недаром всем участникам русско-турецкой войны 1877-1878 годов вручалась памятная медаль, на которой были выбиты слова из 113-го Псалма Давидова:

Знать свое прошлое, любить его, видеть его славу

Из Иверского монастыря Крестным ходом двинулись к Речному вокзалу. Но не по Дворянской главной улице города, как 140 лет назад, а по набережной — к сожалению, не успели договориться с властями.

И услышав короткие ответы, пристраивались к Крестному ходу и шли вместе со всеми до речного вокзала, где уже прогуливалась в ожидании публика в костюмах XIX века. Нарядные дамы, молодые люди в сюртуках, купеческого звания солидные люди, торговцы баранками и простой люд — как и 140 лет назад, самаряне провожали в дальний путь свое Знамя.

Актеры самарских театров восстановили памятное для нашего города событие. Когда Крестный ход прибыл на речной вокзал, на эстрадную площадку вышли актеры, которые вместе с представителями власти объяснили горожанам, в каком событии они принимают участие.

Да, сегодня приходится объяснять, какой святыней мы обладаем, что обязаны помнить и знать и по праву радоваться тому, что в Самаре, как ни в каком другом городе, наши прадеды и были теми самыми героями, которые грудью встали на защиту братского народа, веры Православной.

Почему так стали забывчивы, понять можно. При большевиках уничтожили и Иверский монастырь, и все, что связано с ним. Снесли и знаменитый на всю Россию Воскресенский кафедральный собор. В послевоенные годы, когда стали укреплять связи с европейскими странами социалистического лагеря, пришлось вспомнить о великой беспримерной войне 1877-1878 годов. Наладили было связи, вспомнили о героях, но сделали это официозно, без должного понимания сути тех событий. Потому что с точки зрения советской идеологии — войну возглавил Царь, а идеи его связаны с Церковью, а все, что церковное — значит, реакционное. Следовательно, надо говорить осторожно, все-таки разбирая, что белый генерал Скобелевчеловек не нашей идеологии, потому и снесли его памятник в Москве еще при Ленине.

Но все же и при советской власти действовала народная дипломатия, которая всегда выше любых идеологических барьеров. И потому связи балканских народов и народов России не прерывались — до сегодняшнего времени, когда опять возникли идеологические барьеры из-за разной политической ориентации правительственных элит.

Опять в дело должна вступать народная дипломатия.

Но при всей разности идеологических позиций разве можно забывать о национальной славе? О подвигах предков?

При всей разности отношения к современной Болгарии, ее политике, все же стоит знать, что Михаил Дмитриевич Скобелев является героем болгарского народа. Что наш самарский государственный и общественный деятель Петр Владимирович Алабин был первым губернатором освобожденной Софии. Что в Болгарии более сорока памятных мест, связанных с героизмом и доблестью русского воинства в войне 1877-1878 годов.

А в Белграде на центральной площади стоит величавый памятник Императору Российскому святому Николаю Второму.

А у нас в Самаре? Хоть одна улица названа в честь героев той войны? Где площади, скверы, памятники героям, павшим, как, например, командир знаменной дружины подполковник Павел Калитин, сраженный пулями, но не отдавший наше Самарское Знамя врагу?

У нас разные отношения с Турцией, на наших глазах эти отношения меняются. И будут меняться.

Обо всем этом я говорил курсантам и воинам вертолетного училища в Сызрани. И надо было видеть, с каким вниманием, с каким радостным чувством они воспринимали и фильм, и слова о воинских подвигах наших, самарских героев.

А закончил я выступление тем, что сказал, что мы принесли Самарское Знамя в это прославленное подвигами воинское подразделение нашей летной авиации, которое сегодня одно из главных в стране. Здесь готовятся кадры военных летчиков, и мы верим, что древко Знамени будет подхвачено молодыми крепкими и надежными руками.

И наши молодые воины понесут его дальше — сквозь века, сквозь пожарищ пламя, как и назван наш фильм.

И в ответ раздались горячие аплодисменты.

В святом соборе, где под куполом легло русское небо

Из гостеприимной Сызрани наша делегация отправилась в Москву. 140 лет назад самарян встретил Иван Сергеевич Аксаков, выдающийся публицист, славянофил, писатель, председатель Московского славянского комитета, с которым Алабин состоял в переписке. Аксаков радушно встретил Кожевникова и Алабина, привел их к губернатору Москвы, князю Долгорукову. Губернатор распорядился выставить Знамя для поклонения в Георгиевском зале Кремля и две недели разрешить доступ к нему всем желающим. И нескончаемым потоком двинулась Москва к Знамени. И все поняли, что Знамя не только Самарское, но и от всей Русской земли отправляется на Балканы.

Писатель Алексей Солоницын молится у мощей Святителя Алексия.

Конечно, теперь иное время, да и задачи у нас были несколько иные. Но и нас со всем радушием встретил почетный президент Московского государственного педагогического университета доктор исторических наук, профессор Виктор Васильевич Рябов. С Самарой у него самые тесные связи — он возглавлял наш педуниверситет, занимал ряд государственных должностей. Московский педуниверситет — его детище. При Викторе Васильевиче, который начал работать здесь в девяностых, создано и плодотворно работает уже под крылом университета одиннадцать институтов!

Здесь, при университете, создано Самарское землячество, одно из самых крупных и активно работающих землячеств в Москве.

Встретились и повели разговор о Знамени, традициях и исторической памяти, со многими знаменитыми самарскими земляками, со студентами университета.

А из университета отправились в Богоявленский собор, что в Елохове.

Нам предстояло, как и 140 лет назад, освятить Знамя на мощах Святителя Алексия, Митрополита Московского, Небесного покровителя и нашего города.

Надо ли говорить, с каким волнением мы пришли в этот храм.

Стоит только войти в него, как сразу попадаешь в совершенно иную атмосферу, чем та, за стенами собора, в шумной и заполненной тысячами автомобилей Москве.

С этим собором связаны очень многие главные события жизни Русской Православной Церкви в XX веке. Здесь на патриарший престол были возведены четыре Патриарха. Здесь, помимо раки с мощами Святителя Алексия, гробница Патриарха Сергия (Страгородского), гробница Патриарха Алексия II (Ридигера), память о котором так жива в сердцах наших современников. Здесь и список чудотворной Казанской иконы Богоматери, особо чтимой иконы у православных верующих.

С трепетом подходим к раке Святителя Алексия. Она открыта — по случаю нашего приезда. Прикладываемся к святыне, затем возлагаем на нее Знамя.

Настоятель Богоявленского собора протоиерей Александр Агейкин начинает молебен. Проникновенно поет хор — он вторит мягкому баритону отца Александра. Он, как узнаем позже, председатель певческой комиссии Московского Патриархата.

Самарская делегация на молебне в Московском Елоховском Богоявленском соборе.

Молимся искренне, понимая, что происходит историческое для Самары событие. А может, и не только для Самары.


На молебен пришли сенатор Совета Федерации России от Самарской области Дмитрий Азаров, в недавнем прошлом он Глава города Самары, ныне и.о. губернатора Самарской губернии.

А также депутат Государственной Думы России от Самары Надежда Колесникова.

Чтобы сохранить память об этом событии, я приобрел в соборе икону Святителя Алексия. Отец Александр по моей просьбе бережно ставит ее на Знамя, лежащее на раке с мощами Святителя.

Молебен заканчивается, отец Александр говорит о неразрывной связи поколений российских, о том, как важно беречь традиции, связанные с защитой веры Православной, ее святынь.

Так прошло наше пребывание в соборе, где сама история России заключена в нем, само русское небо лежит под его сводами.

Часть делегации возвращалась домой, в Самару.

А другая ее часть направлялась на военный аэродром, чтобы лететь в Сирию, к нашим летчикам.

Продолжение следует.

Знамя было доставлено в Сирию, на нашу военную базу Хмейним и вручено воинам России.

Примечательное и очень важное событие.

А в этом, 2018 году, самарская делегация побывала в Болгарии на юбилейных торжествах, связанных и с образованием государства, и с Самарским Знаменем.

Намечается и наша ответная поезда в Болгарию, намечен ряд других мероприятий.

Мы видим, что народная дипломатия, как и прежде, действует и сегодня.

И верится, что Самарское Знамя будет и впредь реять над нами – и звать к единению народов, как символ и Самары, и всей России.

Сегодня отмечается 140-летие Самарского знамени, одного из главных символов нашего города и символа освобождения болгарского народа от османского ига.

История знамени началась в 1876 году. Болгарский народ, находившийся под турецким игом 500 лет, восстал. Россия сразу выступила в поддержку братьев-славян. Сбор пожертвований в пользу южных славян принял всенародный характер.

Знамя предполагалось изготовить по образцу российского трехцветного флага. Сохранилось предание, что золотошвейки Иверского женского монастыря ненароком соединили полотнища по образцу цветов Самарской губернии. К утру что-либо менять было поздно. Так цвета Самарской губернии стали цветами боевого Знамени, под сенью которого Болгария обрела свою государственность. В создании Знамени принял участие санкт-петербургский художник Николай Симаков. А освящено оно было епископом Герасимом в Спасо-Вознесенском соборе.

0_dcda3_c318f0d9_XXXL

attach

Примерно через месяц Самарская депутация вернулась домой и отчиталась перед городской думой. Привезенный молоток, которым прибивалось Знамя, был передан на хранение в Самарский кафедральный Покровский собор как святыня.

Вступление славянских войск в Стара-Загору вызвало панику в Стамбуле, и в Болгарию срочно была переброшена армия Сулеймана из 70 тысяч отборных янычар. Беспрерывно атакуя ополченцев у Стара-Загоры, турки несли огромные потери. Оценив стойкость и мужество защитников города, Сулейман приказал во что бы то ни стало захватить Самарское Знамя.

Когда был убит первый знаменосец Антон Марчин, Знамя подхватил ополченец Булаич, но вскоре и он был убит. Знамя едва не захватили турки — ценой своей жизни его спас унтер-офицер Цимбалюк. Умирая от ран, Цимбалюк встал во весь рост и высоко поднял Знамя. Погибли, защищая Знамя, болгарский студент Стоян Санищев и ополченец Минков.

В этот критический момент Знамя подхватил командир подполковник Калитин, но сраженный двумя выстрелами, упал с лошади. Древко Знамени сломалось, а серебряное копье, уже задетое турецкой пулей, погнулось. Над упавшим Знаменем закипела рукопашная схватка. В бой бросились командир знаменной роты капитан Попов с группой ополченцев. Прикладами и штыками они отстояли Самарское Знамя.

BASA-VD-1217-2-12-163

Так выглядело Самарское знамя после боев

800px-Samarsko-Zname-Images-From-Bulgaria

Мемориал Самарского знамени в Стара-Загоре

В этом году мы отмечаем сразу несколько памятных дат, связанных с российско-болгарской дружбой. Сегодня в Самару прибыла представительная делегация, которая будет участвовать в торжествах, посвященных 140-летию знамени.

Читайте также: