Почему русские не ходят в школу

Обновлено: 06.07.2024

Массовый и резкий всплеск русофобии со стороны приезжих. Угрозы насилием, терактами и полным уничтожением русских всё чаще слышны в общественном транспорте крупных русских городов. В провинциальных школах ситуация не лучше: дети мигрантов диктуют свои правила языкознания, угрожают убийством, на занятия приходят с ножами. Почему национальный вопрос остаётся открытым в русских городах, а социальное напряжение достигло наивысшей точки?

Вызывающее поведение мигрантов продолжает будоражить наше общество. Но не только они попадают в скандальные хроники, нередко их "героями" становятся и представители так называемой "внутренней миграции".

Недавно на всю страну прогремел скандал в Обнинске – первом наукограде России, расположенном в Калужской области. В конце декабря в одной из школ разразился скандал: дети мигрантов , посещающие занятия в этом учебном заведении, не только сколотили настоящую банду, а на уроки приходили с ножами, но и попытались домогаться 11-летней ученицы 4-го класса. Один держал девочку, второй прикрывал, а третий лапал и рассказывал, что он с ней сделает.

Дети по-русски не говорят, родители ругаются матом. Мигранты захватывают наши школы

О нападении узнал учитель английского языка от самой девочки: заметив, что ученица находится в подавленном состоянии, он смог вызвать её на разговор, а после этого сразу вместе с девочкой они пошли к завучу, а потом к директору. В школу вызвали полицию – обращения по поводу этих учеников были постоянными.

Член Совета по правам человека при президенте России Марина Ахмедова , разбираясь в этой истории, написала на своей странице в Facebook:

По словам родителей, тройка тех самых мальчиков и до того терроризировала детей. Они приходили в школу с ножом, возле школы подрались с мальчиком, которому разбили пах, и он попал с больницу. Школа троицу исключить не могла – не имела права. Учителям приходится разгребать те проблемы, которые создала миграционная политика.Как, скажите, может быть так, чтобы в одном классе на 27 человек было 6 детей мигрантов, которые не говорят по-русски или очень плохо говорят? Вообще, учителя не имеют ничего против детей нерусской национальности. Речь об иной культуре, вернее, о её отсутствии. О родителях, которые вместо того, чтобы извиниться за своих "детишек", посылают учителей матом и кричат на ломаном русском: " Сами учите узбекский! Почему мы должны учить русский?!".Да, с такой миграционной политикой недалёк тот день, когда нашим учителям придётся учить узбекский или таджикский. А наше образование уже катится вниз – его туда тянет внушительный процент детей, которые по-русски не говорят. Также не говорят и их родители. И меня удивляет, почему гражданство России столь легко доступно людям, не владеющим русским.

В итоге родителей двух школьников привлечены к административной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию и содержанию детей и за нарушение правил въезда и пребывания в России. Одна семья уже покинула страну, вторая скоро это сделает.

Но есть и другие примеры: школа в подмосковных Котельниках, которые превратились в мигрантское гетто. Есть здесь школа №3, и в ней смогли хорошо учить и русских школьников, и детей мигрантов.

Котельники превращаются в другую республику

Журналист "Комсомольской правды" Дина Карпицкая рассказала в эфире Царьграда об этой школе:

"В первый раз я побывала здесь лет шесть назад, когда в Сеть попал список учеников первого класса, где русских фамилий было от силы две. Тогда разгорелся грандиозный скандал, на школу набросились журналисты, общественники и все были в шоке: неужели у нас такое может быть?

Уже тогда я узнала, что это необычная школа, что директор этой школы – Елена Иванова – очень энергичная женщина, которая не побоялась принять этот вызов. Рядом с Котельниками построили огромный торговый центр "Садовод", там стало скапливаться большое количество мигрантов, они имеют больше средств, чем местные жители, свободно покупают в Котельниках квартиры , куда привозят свои семьи, детей. И эти дети попадают в школу №3.

Я там была последний раз в сентябре 2021 года. Теперь это особенная школа. Учителя проходят специальную подготовку, есть разработанная система медиации, в которой участвуют не только учителя, но и ученики старших классов. На базе этой экспериментальной школы проводят исследования сотрудники ВШЭ. И полученный опыт будет распространяться на многие другие школы.

Тем не менее ситуация в Котельниках непростая: в школе одно, а выходишь из школы – видишь совсем другое. И коренные жители Котельников просто страдают из-за того, что их район превратился в другую республику . Там сплошные халяльные магазины, на улицах женщины в хиджабах и паранджах, а мигранты, которые уже получили гражданство России, ведут себя очень нагло. Конечно, ситуация сложная.

Я изучала вопрос обучения детей мигрантов в наших школах – это очень болезненная тема, которая совершенно не прорабатывается на государственном уровне. В прошлом году президент России сказал, что надо сделать так, чтобы в школах мигрантских детей не было больше, чем русских. Но пока ничего не поменялось.

Дети, которые приезжают в Россию, нередко вообще не знают русского языка , но, согласно существующим нормам, если родители имеют регистрацию, то школа обязана их ребёнка принять. А из-за одного такого ученика может страдать целый класс. Ребёнок ничего не понимает, он хулиганит.

Сейчас в школе №3 официальное соотношение между русскими школьниками и приезжими – 50% на 50%. Но многие дети уже имеют гражданство России, формально их к мигрантам причислять уже нельзя. Но, когда я смотрела на учеников своими глазами, у меня было ощущение, что соотношение 70% на 30%, а может, и больше. То есть детей мигрантов там очень много.

Как не превратить русские школы в учебные заведения для мигрантов? Об этом в программе "Не могу молчать" ведущая Елена Афонина беседовала с доктором социологических наук, главным научным сотрудником Института демографических исследований РАН Викторией Леденёвой и председателем президиума Общероссийской общественной организации "Офицеры России", генерал-майором Сергеем Липовым .

Мы сами в 90-е заложили эту мину замедленного действия

Елена Афонина: Что нам делать в подобной ситуации? Вот СПЧ предлагает следующий механизм: если дети мигрантов ведут себя неподобающе, то за них отвечают родители. Проще говоря – не хочется повторять эту фразу, конечно, – "чемодан, вокзал и в сторону дома" . Это выход?

Сергей Липовой: Это проблема не сегодняшнего или вчерашнего дня. Она была заложена 25-30 лет назад, когда Россия стала самостоятельным государством, когда наша страна слепо всё копировала с Европы, в том числе и миграционную политику . Европейские страны принимали у себя выходцев из Северной Африки, с Ближнего Востока. И сейчас Европа нередко чаще говорит на чужом наречии, нежели на европейских языках.

И мы точно так же заложили эту мину замедленного действия в нашу миграционную политику и сказали, что возьмём с постсоветского пространства столько людей, сколько приедет. Мы беспокоились о том, что у нас не будет хватать рабочих рук, потому что были большие проблемы с оставшимся населением: Советского Союза не стало, и количество населения в России резко упало.

Сегодня мы видим, что бесконтрольный поток мигрантов с постсоветского пространства довёл нас до того, что у нас стали образовываться локальные районы с переизбытком этих мигрантов. Мы рассчитывали на то, что приезжие будут ассимилироваться, вливаться в наше общество, учить русский язык, соблюдать наши законы, но мы получили обратный эффект, точно так же как и в Европе.

По прошествии 5-10 и более лет взрослые мигранты русского языка толком не знают, а дети начинают себя вести так, как будто они к нам приехали в гости, как это происходит и в Германии .

Нелегалов надо не адаптировать, а депортировать

– Мы ждём от них ассимиляции, адаптации. Виктория Юрьевна, а может, нам уже на этом этапе нужно констатировать, что это провальный, тупиковый путь развития отношений с приезжими, и нужно действовать как-то иначе? Или надежда есть?

Виктория Леденёва: Я хотела бы подчеркнуть, что адаптация и интеграция – это вопросы достаточно серьёзные в миграционной политике. Когда мы об этом говорим, то прежде всего имеем в виду тех мигрантов, которые проживают в России легально.

Иногда мне задают вопрос: а как же адаптировать нелегальных мигрантов? А их надо депортировать .

– Но эта история, которая случилась в Обнинске, как раз о нелегальных мигрантах. Родители этих мальчиков нарушали миграционное законодательство, скорее всего, они сделали фиктивную регистрацию, по ней и устроили детей в школу. А школа не может проверить законность получения мигрантами своего статуса. И что мы получаем?

В.Л.: К сожалению, у нас такие ситуации происходят очень часто. С одной стороны, мы должны адаптировать тех, кто проживает в нашей стране легально, но на деле у нас огромное количество нелегальных мигрантов.

Что касается детей, то официально, по данным Минпросвещения, до пандемии у нас ежегодно прибывало 600 тысяч детей вместе с родителями. Из этого количества 140 тысяч ходят в школу. И когда мы спрашиваем, что же делают остальные дети, нам отвечают: 160 тысяч прибывают вместе со своими родителями в качестве туристов, а чем занимаются оставшиеся сотни тысяч детей, неизвестно.

Мы с вами понимаем: мало того что такие проблемы в школах получаются, большое количество детей вообще не учатся. Они вместе с родителями торгуют на рынках, но в последнее время появилась информация о том, что мигранты сами создают свои частные школы на съёмных квартирах, в подвалах и там обучают своих детей тому, что они считают нужным.

– Представляю, как и какие предметы преподают в этих частных школах. А вы знаете, как собираются у нас адаптировать мигрантов? Сейчас стало известно о том, что у нас собираются выпустить "Монополию" для мигрантов, на которую уже выделено шесть миллионов рублей. По задумке авторов, эта игра должна помочь мигрантам подготовиться к жизни в нашей стране. За основу берутся 20 реальных историй мигрантов, игроки выбирают одну из этих историй, проходят все этапы легального получения денег в России, выигрывает тот, кто заработает больше денег. Это мы так адаптируем мигрантов, рассказывая, как деньги в России зарабатывать?

Что делать, если ребёнок отказывается идти в школу

У большинства школьников есть какие-то нелюбимые или даже ненавистные аспекты школьной жизни, и справляться с ними получается не у всех. Кого-то трудности в обучении приводят к полному нежеланию ходить в школу — тогда можно избежать неприятных и тревожных моментов. В силах родителей помочь ребёнку преодолеть страхи и проблемы, а также научиться главному — получать удовольствие от учёбы.



АНАСТАСИЯ МИТРОФАНОВА,

Детский каприз или серьёзная проблема?

Если ребёнок пропускает школу пару раз в году — это не катастрофа, ведь все люди порой устают, и дети не исключение. Но когда школьник регулярно отказывается идти в школу и просит родителей оставить его дома, значит, что-то препятствует его обучению, тревожит ребёнка или фрустрирует. Задача родителя — разобраться, почему ребёнку плохо в школе. Причины могут быть самыми разными, но любая из них серьёзна, даже если это обычная скука.

Пока взрослые не выяснят, в чём проблема конкретного ребёнка, его поведение не изменится. Просто заставить ребёнка ходить в школу не получится: во-первых, посещение ненавистной школы может усугубить проблемы и привить отвращение к учёбе на всю жизнь, а во-вторых, с возрастом такие дети часто начинают прогуливать уроки без ведома родителей. Второй сценарий, конечно, хуже, чем когда ребёнок обращается к родителям с просьбой, — с точки зрения и безопасности, и отношений родителей и детей.

Помощь в решении проблемы даст родителям возможность сблизиться с ребёнком и укрепить доверие в отношениях. Нежелание посещать школьные занятия, чем бы оно ни было вызвано, — это повод пересмотреть режим дня, поговорить с классным руководителем или школьным психологом. Обратная связь от школы может быть очень информативна: она поможет вам понять, в какие моменты ребёнок выключается из учёбы, что ему мешает.

Зачастую дети отлынивают от школы, симулируя болезнь. Конечно, такое поведение может раздражать и злить родителей, но важно помнить, что ребёнок, которому в школе комфортно и интересно, не будет притворяться больным. Симуляция болезни — признак, что у ребёнка есть какие-то эмоциональные проблемы. В такой ситуации важно поговорить с ребёнком и выслушать его без осуждения.

Почему первоклассник не хочет ходить в школу

В норме в младшем школьном возрасте дети обладают огромным интересом к познанию. Внутренняя мотивация к учёбе у них выражена максимально ярко. Позже другие сферы жизни становятся для человека более приоритетными, и учёба становится скорее рутиной. В начальных классах же естественно искренне стремиться хорошо учиться. Но мотивация падает, если ребёнок сталкивается с трудностями, которые ему не по силам преодолеть самостоятельно.

Это может быть тревожность, страхи, напряжённые отношения в коллективе, а также проблемы с развитием высших психических функций. Успешное обучение в школе напрямую зависит от таких характеристик, как объём памяти (кратковременной и долговременной) и внимания. Например, малый объём памяти может приводить к проблемам с заданиями по русскому, для которых нужно запоминать много грамматических правил. А объём внимания влияет на успехи в математике, где нужно учитывать различные переменные для удачного решения задачи, а также быть аккуратным в подсчётах. Немудрено, что ребёнок не захочет посещать занятия, на которых ему физически сложно выполнять то, чего от него ждут. Задача родителей и школьных учителей — распознать эту проблему и вовремя скорректировать. Работу когнитивных функций ребёнка можно проверить при помощи тестов у психолога или самостоятельно.

Другие причины, почему дети не хотят ходить в школу

Ребёнок никогда не будет избегать школы просто так — почти всегда отказ от посещения занятий вызван эмоциональными проблемами. Чаще всего причина кроется в школьной среде: возможно, ребёнка раздражает сосед по парте или у него произошёл конфликт с учителем или одноклассниками. В младшем школьном возрасте своевременный разбор таких проблем позволяет психике легко восстановиться, поэтому родителям стоит обращать внимание на поведение ребёнка и быть готовыми проговорить проблемные ситуации и помочь ребёнку их решить.

Понять, правда ли дело в школе, поможет разговор с классным руководителем, директором, учителями и школьным психологом. Также можно пообщаться с родителями одноклассников и узнать, насколько распространена проблема в классе.

Другая частая причина — несоответствие между реальной жизнью и тем, чему учат в школе. В подростковом возрасте дети часто чувствуют, что предметы никак не пригодятся в будущем, особенно если у них есть свои увлечения, которые сильно расходятся со школьной программой. Если ребёнок не может реализовать себя на уроках и не видит ценности знаний, занятия превратятся в мучение, а ребёнок начнёт испытывать апатию.

Как помочь ребёнку, который отказывается идти в школу

Если ребёнок не хочет ходить на школьные уроки — это не повод ругаться и обвинять его в лени, вешать на него ярлыки и акцентировать внимание на его неудачах. Вместо этого лучше оказывать таким детям больше поддержки и сохранять позитивный настрой в общении, говорить ребёнку, что в школу ходить нужно всем и вы верите, что он сможет преодолеть все сложности.

Полезно обсудить дома, зачем вообще нужна учёба в школе — что она может дать и как она поможет развить сильные стороны вашего ребёнка. Можно поделиться собственным опытом учёбы в школе: рассказать, какие у вас были проблемы и как вы с ними справлялись.

Наконец, хорошая идея — поговорить со школьными преподавателями, в особенности с классным руководителем. Можно рассказать учителям о темпераменте ребёнка и попросить учитывать его в обучении. Например, у кого-то вызывает настоящую панику ответ у доски перед всем классом, и такой формат задания можно переделать — просить ребёнка отвечать устно только перед педагогом или включать его в групповую работу над докладами, чтобы он постепенно привыкал к устным выступлениям.

Развитие мотивации к учёбе у детей

Ключ к формированию детской мотивации — отталкиваться от интересов ребёнка. Важно искать точки соприкосновения между интересами ребёнка и школьным обучением. Например, вместе найти такие школьные активности, в которых ребёнок сможет раскрыть свои качества.

В средней и старшей школе важно формировать в сознании ребёнка связь между школой и будущей профессией. Подспорьем в этом деле станет атлас современных профессий, который можно скачать в интернете и изучать вместе с ребёнком. Также полезны будут курсы по развитию soft skills, где отдельные блоки посвящены поиску личной мотивации в учёбе, навыкам самоорганизации, а также информации о существующих профессиях.

В каких случаях можно задуматься о смене школы

Менять школу психологи рекомендуют только в качестве крайней меры, если все остальные способы решения проблемы не помогли или если ребёнок находится в психологически травмирующей ситуации — например, в случае буллинга. В целом частая смена школы нежелательна: если ребёнок будет постоянно переходить в новую школу, будет страдать его социализация, потому что он не сможет научиться строить долгосрочные отношения со сверстниками. Кроме того, конфликты и трудности — нормальная часть жизни, поэтому важно, чтобы ребёнок учился их преодолевать, а не избегать.

Иллюстрация: Lana Marandina / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter


— Журнал выходит с 2019 года. Наша задача — обеспечить детской прессой детей-билингвов, которые живут вне России, но чьи семьи сохраняют русский язык. Мы делаем 10 выпусков в год, для нас работают авторы и художники из разных стран, в основном из США и России. Есть авторы из Германии и Англии. Для последних выпусков активно писала журналистка из Харькова. Мы разговаривали с ней последний раз в субботу, сейчас понедельник, и я даже не знаю, как она, — связи нет.

Отношение к русским изменилось. Но агрессии в свой адрес я не вижу. Мои друзья и знакомые американцы теперь постоянно спрашивают, как мы с этим справляемся, не надо ли чем помочь. Религиозные говорят, что молятся за мир.

Анна Литвинко, Марсель, Франция

— Трудно что-то говорить. Горечь и безысходность — вот пока все мои ощущения. Можно сколь угодно хорошо говорить на иностранном языке, но когда на этом иностранном языке надо рассказывать, почему это все случилось, — это дно.

Я не знаю, когда я смогу теперь привезти внука бабушкам. Я не знаю, как смогу им помогать, а помогать им надо будет. И не знаю, как будут смотреть на моего ребенка в школе или даже детском саду, если он будет учиться тут, во Франции.

Александр, Тбилиси, Грузия

— Да, случаи негативного отношения к русским появились, появился негатив к обычным россиянам. Не повсеместно, скорее даже редко, но есть. Моим знакомым на днях грубо отказались сдать квартиру, узнав про российский паспорт. В двух шагах от площади Свободы появилось граффити с ругательством в адрес России. Но это вот единичный случай — сейчас сюда едут толпы, но больше о таком не слышал. При этом почти все банки с этой недели приостановили открытие счетов для России. В чате русских в Грузии читал, что русскоязычной маме с ребенком отказались в кондитерской продавать сладости, услышав русскую речь. При этом каждый день у здания парламента проходят массовые антивоенные протесты, куда приходят и грузины, и украинцы, и россияне, вообще все.

Александра Гармажапова, Прага, Чехия

— Прага вся увешана украинскими флагами. Проезд в транспорте и в поездах для граждан Украины бесплатный — достаточно показать паспорт.

Я пока с ксенофобией в отношении русских не сталкивалась, но я внешне не похожа на россиянку. Все думают, что я из Казахстана. Никогда не предполагала, что моя азиатская внешность так мне поможет в Праге. Но всё равно стараюсь в общественных местах ни с кем не говорить по-русски. Сейчас все россияне стараются не высовываться и говорят на чешском или английском.

Во многом есть психологический момент: многие мои знакомые из России не могут даже за продуктами выйти (потому что кажется, что все тебя ненавидят).

Но чехи, как правило, если адекватно с ними общаешься, довольно доброжелательные люди.

Важный момент: раньше в полиции для иностранцев здесь было три рабочих языка (когда получал на терминале квиток, например): чешский, русский и английский. Теперь в терминале русский заменили на украинский.

Чешские власти призывают граждан Чехии не считать всех россиян плохими. Однако при этом именно на нас уже отразились первые санкции — остановлена выдача ВНЖ.

Наталья, Прага, Чехия

— Пока перемены заметны в основном со стороны самих русских. Проходя мимо русскоязычных компаний, я слышала, как кто-то из них просит остальных говорить потише. Люди побаиваются громко разговаривать по-русски.

Позавчера вызвала Uber, чтобы отвезти сумку с гуманитарной помощью к месту сбора, но водитель-чех отменил мою поездку. Думаю, это из-за русского имени и фамилии в профиле, потому что раньше такого не случалось в Uber. Меня вёз в итоге русскоязычный водитель из Средней Азии.

Григорий Спицын, Росток, Германия

Алексей, Мюнхен, Германия

В первый же день на главной площади города местные жители организовали антивоенный митинг, организовали сбор гуманитарной помощи. Мюнхен — город очень многонациональный, здесь все говорят с акцентом и относятся к иностранцам нормально.

Но я чувствую, что это не конец. И будет продолжаться, пока с Украиной не разберутся, а потом будут очень тяжелые экономические последствия.

Владимир Гусатинский, Хельсинки, Финляндия

Но надо разделять органы власти и организации и простых людей. На уровне отношений между простыми людьми ничего радикально не изменилось. Людей в первую очередь волнует коронавирус и ухудшающаяся экономическая ситуация. Конфликт с Украиной, хотя и занимает первые полосы газет, не так цепляет.

Дети ходят в школу и не сталкивались с какими-либо проблемами. Учителя специально рассылали родителям обращение руководства с просьбой предупредить детей, чтобы они не обсуждали в школе происходящие события.

Галина, Тампере, Финляндия

— Муж работает дистанционно, компания интернациональная. Главный принцип финнов — не обсуждать политику на работе, корпоративах и встречах. Поэтому у него на работе никаких перемен мы не заметили. Финны в большинстве своем люди цивилизованные. Если что-то в лицо скажут, то это финские маргиналы, их меньшинство.

А вот в школе мы заметили перемену отношения. К счастью, в понедельник начались каникулы.

Семилетняя дочь пришла из школы в расстроенных чувствах в четверг, 24 февраля. Не плакала, она стрессоустойчивая у нас. Её весь день обзывали в школе, причем даже лучшая подружка — на минуточку, её семья из Сомали приехала.

Учителя адекватные, они такие вещи пресекают сразу. Но дети делают это, когда взрослые не смотрят, во время прогулок на улице, например.

Мы ездили в посольство в Хельсинки 28 февраля утром. Там перед дверью консульского отдела на земле демонстративно лежала собачья какашка. Очевидно, что это кто-то нарочно сделал, Хельсинки — не тот город, где экскременты валяются на улицах.

На многих памятниках висят украинские флаги, и финны их не снимают, хотя обычно такие вещи строго запрещены.

Главное изображение статьи

Татьяна

Рига (Латвия)

Латыши – народ довольно нерешительный, поэтому прямых нападок на меня, моих близких или знакомых пока не было. На работе тоже все спокойно, правда, мой работодатель обеспокоен тем, что меня могут лишить вида на жительство, ведь я – единственная гражданка России из всего коллектива.

Наше правительство сейчас всерьез рассматривает закон о переведении всех русских школ (хотя обучение там ведется уже частично на государственном языке) на латышский язык с 1 сентября 2022-го, рассматривает возможность лишения ВНЖ граждан России. Оба эти закона касаются и меня лично – сын учится в начальной школе, а сама я с ВНЖ, хоть и живу тут всю жизнь, плачу налоги и мало чем отличаюсь от других живущих тут латвийцев.

К сожалению, ненависть к русским у них на генном уровне. Не знаю, с чем это связано, но национальный вопрос тут ощущается кожей всегда, а сейчас особенно обострился.

Сейчас правительство Латвии – единственные, от кого я ощущаю нападки.


И поверьте, есть многие латыши, которые осудили эти действия, как есть и русские, которые поддержали эти акции. Есть и украинцы, живущие в Латвии, призывающее к войне, но их совсем мало.

В магазинах, в здании офиса, в спортивном зале, да просто везде – я не чувствую какой-то вражды от людей. Искренне верю, что так будет и дальше.

Михаил

Болонья (Италия)

Я не чувствую агрессии или осуждения по национальному признаку в Италии. Вообще, это одна из самых (если не самая) дружелюбно настроенных к нашим соотечественникам страна. Когда я услышал, что из других европейских университетов исключают российских студентов, я поделился этим с однокурсниками, и они поддержали меня и сказали не переживать, здесь такое невозможно, а в крайнем случае обратимся в студенческие организации. Много людей, которые готовы в случае чего помочь.


Все прекрасно понимают ситуацию, и я не знаю ни одного случая агрессии по отношению к русским: и сам не встречал, и не слышал. Здесь нет дискриминации, но повторюсь: Италия – особенная страна. Это не Чехия, не Польша, не Прибалтика, тут совсем другое отношение к русским и в целом к нашей стране.

Любовь Егорова

Барселона (Испания)

Агрессии я не чувствую и читаю об этом только в СМИ, лично ни с чем подобным не сталкивалась.

Никакого буллинга, только поддержка, эмпатия и понимание со стороны испанцев. Считаю нужным рассказывать не только плохое, но и хорошее, чтобы снижать тревожность.

Мария

(Имя героини изменено по ее просьбе)

Прага (Чехия)

Чехия сейчас – одно из худших мест для граждан с российским паспортом. Есть те, кто понимает и сочувствует, но их мало, и, как и все умные люди, они не орут об этом из каждого утюга.


На прошлой неделе было много случаев, когда преподаватели университетов отказывались учить русских студентов. Сейчас это прекратили, но я боюсь даже представить уровень пассивной агрессии, которая никуда не делась. Детям в школах тоже достается, несмотря на разнарядку сверху, чтобы их не трогали.

На официальном уровне говорят о ликвидации краткосрочных виз, мы боимся и за долгосрочные. Всем, кто подавался на визы, будет отказано, новых заявлений не примут.

В целом среди моих русских друзей (все – семьи с детьми) настроения упаднические. Кажется, что это теперь надолго. Чехи до сих пор 1968 год всем припоминают, а теперь нашелся новый повод. А все, что мы хотим, – спокойно жить и растить своих детей.


Все работники крупных компаний, с которыми я общаюсь, чувствуют себя хорошо, работодатели заботятся о своих сотрудниках и пресекают любую агрессию и дискриминацию на корню еще с прошлой недели. Всем позвонили менеджеры и выразили понимание, что нам сейчас сложно, и, если мы услышим что-то в свой адрес, сразу отправлять наверх. Но пока прецедентов не было.

Анастасия (@stacey_amarena)

Рим (Италия)

Вчера в нашем общежитии проходила католическая месса за мир между странами, после которой директриса перед всеми поблагодарила меня за то, что я пришла в такое непростое время. Еще обняла девочка, стоявшая рядом, сказала, что все будет хорошо. Все остальные тоже относятся очень тепло.

Алиса

Лос-Анджелес (США)

Могу добавить, что здесь много агрессии со стороны местных украинцев. У меня было несколько знакомых ребят, которые перестали со мной общаться без объяснения причин, просто из-за сложившейся ситуации. Думаю, что если я здесь пересекусь с украинцами, то мне не поздоровится. Из-за того, что сейчас СМИ поддерживают Украину, я даже не представляю, как будет разворачиваться ситуация дальше.

Александра Боканча

Париж (Франция)

Агрессии я не чувствую, с негативом в общественном месте не сталкивалась. Все, с кем я общаюсь, не спешат обвинять в чем-то конкретно меня. Я получаю здесь только слова поддержки. Один из преподавателей даже предложил мне материальную помощь. Мои однокурсники, французы, тоже поддерживают. Никакой русофобии нет.

Татьяна

Стокгольм (Швеция)

Я чувствую негатив по отношению именно к происходящему, но не ощущаю, что шведы винят в ситуации русских людей. В утренние программы также приглашали русских, чтобы они высказывались и делились чувствами.

Изменения, конечно, есть, но это скорее из-за общего страха людей, которые не понимают, к чему готовиться. Они с удовольствием слушают меня, да и всех русскоговорящих, которые могут рассказать им, что происходит в наших странах.

На работе, тренировке, соседи, знакомые из школы сына – все как один – спрашивают, как я себя чувствую и чем можно помочь.


Единственное, что я сама видела в плане негатива, – это комментарии в социальных сетях на новостные статьи. Вот там, конечно, будь здоров дискотека. Но, опять же, на одного русофоба всегда находится несколько здравых людей.

Татьяна Браун

Дюссельдорф (Германия)

Ситуация свежая, поэтому однозначно говорить сейчас тяжело – прошло мало времени. Но мои знакомые в Дюссельдорфе рассказывают, что в школах висят большие плакаты с украинскими флагами, учителя говорят, что происходящее – плохо, рассказывают про беженцев. Моя дочь тоже рассказывала, что в их классе сейчас повесили украинские флаги.

Особого отношения, агрессии или притеснений на улице, в магазинах или где-то еще пока не было, к детям в школах относятся нормально.


Многое к тому же зависит от того, как ты говоришь по-немецки, как выражаешься, от мимики и поведения.

На определенном уровне они нас всегда недолюбливали. Неважно, что ты будешь говорить о своей стране или президенте, какие аргументы и исторические факты приводить, – этого никто не услышит. У них что-то отключено внутри, чего-то не хватает – то ли душевности, то ли, условно, гена любви. Они другие – не плохие, но живут в своем немного ограниченном мире, как и мы в своем. При этом большую роль играют СМИ: когда тебе с утра до вечера говорят, что ты петух и кукарекаешь, то рано или поздно ты реально начнешь кукарекать.

Многое зависит от района, города, местного общества. Я, например, живу в хорошем районе Дюссельдорфа, и у нас на улицах спокойно. Моя дочь ходит в гимназию в центре города, где учится много иностранцев – на день рождения ей присылали гимн России, они спрашивают ее о русских словах, в целом открыты и доброжелательны к русским – а в других школах все может быть по-другому.

Я работаю в сфере медицинского педикюра, клиенты на 99 % немцы, взрослые люди с разными мнениями: кто-то заинтересован, читают, слушают и смотрят разные мнения, другие вообще не интересуются, третьи настроены довольно воинственно. Я на работу собираюсь, как на войну, и пытаюсь им объяснить, что все мы люди, заинтересованные в мире. Для этого необходимо слышать и принимать другие мнения.

Александр

(Имя героя изменено по его просьбе)

Мюнхен (Германия)

Мы действительно чувствуем агрессию и негатив. Моя девушка плачет по два раза в день, потому что кто-нибудь так и норовит сказать ей что-то неприятное или задеть острым вопросом. При этом в Германии строгие законы, и за конкретные проявления расизма наказывают. Правда, многие иностранцы, к счастью, все же высказывают слова поддержки и солидарности – в основном венгры и итальянцы.

Полина (@polina_and_champagne)

Дубай (ОАЭ)

Здесь нет никакой агрессии и быть не может. Эмираты – многонациональная страна с самого начала ее существования. Законы и само общество хорошо адаптированы под то, чтобы люди со всех уголков планеты жили комфортно вместе.


В воздухе витает атмосфера радости и дружелюбия. Я даже не слышу случайных разговоров на эту тему, все заняты своей жизнью.

К тому же у ОАЭ и России крепкие партнерские отношения, и руководство страны выразило намерение их сохранять и укреплять. Встреча глав этих двух стран прошла в прошедшую среду.

За последнюю неделю я встретила много новых людей, никто даже не заикнулся на тему происходящего. Лишь один парень за баром (шотландец), когда узнал, что я русская, с уважением и неким интересом спросил, как обстоят дела на самом деле.

Родион

Вена (Австрия)

Я – русский 19-летний студент, и когда все только произошло, в обществе и городе сильно поменялся настрой. С местными жителями средних лет – не со всеми – можно вести адекватный диалог даже после того, как они узнают, откуда ты родом. В такси мне, например, говорили, что я живу в свободной стране, в которой нечего бояться. Молодая часть населения более бесстрашная и бунтарская – они могут обозвать или специально создавать неприятную атмосферу.

Екатерина

Таллин (Эстония)

(Имя героини изменено по ее просьбе)

У нас все спокойно, никого не выгоняют и не обзывают, хотя чувствуется общее напряжение, как и в других европейских странах. Повседневная жизнь продолжается как обычно: я, например, сейчас еду на стрижку и окрашивание в парикмахерскую.


Президент во время своего выступления говорил, что все живущие здесь – свои, и какие-то разговоры и слухи о притеснениях будут строго пресекаться.

Люди стараются не нагнетать панику, а на единичные мнения я лично даже не обращаю внимание. Общество здесь спокойное, пока что толерантное: на границе впускают и выпускают, все завозится, ничего не выбрасывают. Надеюсь, что так будет и дальше и что здравый смысл возобладает.

Камилла

(Имя героини изменено по ее просьбе)

Вена (Австрия)

Я не сталкивалась с агрессией и негативом в мою сторону. Мое европейское окружение не винит российских граждан в данной ситуации, наоборот, пытается оказать моральную поддержку. Но я знаю, что не у всех так.

Читайте также: