Виды методов географических исследований 8 класс план урока
Обновлено: 05.07.2024
-обобщить представления о методах изучения территории в связи с историческим развитием.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_13.docx | 15.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Этапы и методы географического изучения территории.
-познакомить с основными этапами освоения и изучения территории России;
-активизировать знания курса истории по данным вопросам;
-обобщить представления о методах изучения территории в связи с историческим развитием.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ : рассказ учителя с последующими практическими занятиями.
ТИП УРОКА : комбинированный.
Содержание (цель) этапа
Проверить усвоение учащихся материала предыдущего урока.
Изучение нового материала.
Дать представление об основных этапах изучения и освоение территории России; познакомить с методами изучения территории.
Обобщение и повторение пройденного на уроке.
Разъяснить содержание домашнего задания.
Ответы учащихся на вопросы в конце параграфа 9.
Составленные задачи на определение поясного времени (обмен вопросами).
11. Изучение нового материала.
Территория России формировалась постепенно.
-Напомните основные этапы изменения государственной территории России.
Одновременно с расширением территория исследовалась, изучалась. Зачем? Какими методами?
Составление конспекта параграфа 10 в виде схемы с объяснениями.
Ответы учащихся на вопрос:
-На какие этапы можно разделить историю освоения и изучение территории России и как они связаны с различными методами исследований ?
1V. Домашнее задание.
По дополнительным источникам информации подготовить доклад о любой экспедиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эту презентацию можно использовать на уроке географии в 8 классе.
Презентация к уроку "Методы географических исследований и источники географических знаний"
Эта презентация к уроку в 7 классе по теме "Методы географическихисследований и источники географических занний". К учебнику "География. Материки, океаны, народы и страны" И.В. Душина, В.А. Коринская.
Конспект урока "Географическое положение, территория, границы Мостовского района."
Данный конспект урока может использоваться при ведении регионального компонента в 8 классе.
Урок географии в 8 классе на тему "Освоение и изучение территории России".
Данный материал изучается в начале изучения курса Географии России.
Практическая работа по географии в 11 классе на тему "Краткая физико- и экономико - географическая характеристика территории Индии с использованием метода наложения географических карт"
Урок-игра Создание географического образа территории родного края- Карачаево-Черкессии. Тебердинский государственный биосферный заповедник. (По теме "Северный Кавказ")
Урок-игра Создание географического образа территории родного края- Карачаево-Черкессии. Тебердинский государственный биосферный заповедник. (По теме "Северный Кавказ").
Урок можно использовать на день школьного самоуправления. Представлен в несложной игровой форме.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Источники географических знаний. Методы географических исследований. Методы познания.
Цель: 1. Ознакомить с новыми источниками географических знаний, с методами географических исследований и методами познания.
2. Ознакомится с тематическими картами атласа, картами Липецкой области и планом своего города.
3. На основе усвоенных ранее приёмов работы с картой выявить уровень подготовленности к решению по картам простейших задач.
Оборудование: Физическая карта России, карта Липецкой области, атласы России и Липецкой области. Схема города Липецка.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
1. Активизация познавательной деятельности.
2. Изучение нового материала:
Методы познания.
Методы географических исследований.
Источники географических знаний.
3. Практическая работа № 1: "Ознакомление с тематическими картами атласа, картами Липецкой области и города Липецка, решение простейших задач по картам".
4. Закрепление нового материала.
5. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Активизация познавательной деятельности.
1. Что изучает физическая география России?
2. Какие основные задачи стоят перед географией России на современном этапе?
3. Как работать с учебником географии?
4. что такое природный комплекс?
5. Что такое природная зона?
2. Изучение нового материала:
Вы уже знаете, для чего и что предстоит изучать в курсе географии России. Что бы успешно решить поставленные задачи, необходимо ответить ещё на один очень важный вопрос: Как изучать физическую географию России?
Изучать физическую географию нам помогут методы познания, которые возникли давно и развивались много столетий.
Методы познания.
1. Принцип историзма.
2.Принцип исторического и логического - изучать объект с истории его последовательного
становления и развития до современного его состояния.
3. Принцип детерминизма - основан на выявлении причинно-следственных связей. В окружающем мире все природные компоненты связаны между собой. Каждый из них выступает как причина, и как следствие.
Например: Климат → растительность → животный мир . В познании природы мы двигаемся от причины к следствию, а не наоборот. Принцип детерминизма требует открыть причину существования объекта.
4. Принцип противоречия.
Действительно, если посмотреть вокруг, то мир полон противоположностей. Например: участки земной коры бывают устойчивые и … (подвижными); Горы созидаются и …; Ветер проводит разрушительную и … работу.
5. Моделирование.
Методы географического исследования.
До недавнего времени в географии господствовал описательный метод. Он основан на описании географических объектов. Но на Земле почти не осталось неоткрытых и неописанных земель. С ним связан и ещё существует экспедиционный метод.
Один из основных методов изучения – сравнение. Сравнивать родной край с другими регионами России – значит выявить черты сходства и различия, определить его своеобразие.
В настоящее время географии приходится решать другие задачи, поэтому они применяют другие, современные методы: геофизические, геохимические, биологические, картографические.
В настоящее время большое значение имеют аэрокосмические методы. Основным содержанием работ наших географов стал научный поиск.
Источники географических знаний .
2. Справочники и энциклопедии.
3. Географические книги.
6. Карты и атласы – это картографические источники информации. Они содержат накопленные человечеством знания о различных природных явлениях и процессах, об их распространении по территории.
3. Практическая работа № 1:
"Ознакомление с тематическими картами атласа, картами Липецкой области и города Липецка, решение простейших задач по картам".
Цель: самостоятельное применение усвоенных ранее приёмов работы с картой для решения по картам простейших задач.
Оборудование: атлас, линейка.
1. Прочитайте правила анализа географической карты:
Правила анализа географической карты:
1. Прочитать название карты.
2. Определить её масштаб численный и именованный.
3. Изучить легенду (с помощью легенды карты определить содержание данной карты).
4. Найти на карте заданную территорию и, используя легенду, рассказать о том, что показано на карте.
2. Задание 1:
Проанализируйте тематические карты атласа и заполните таблицу:
Название карты и её масштаб
Что изображено на карте
Способ изображения
При решении каких задач используется
Тектоника и минеральные ресурсы.
Тектонические структуры разного возраста, полезные ископаемые, землетрясения и вулканы
Качественный фон (цвет), геометрические знаки.
При характеристике геологического строения, рельефа, полезных ископаемых территории.
Тема урока: Методы географических исследований.
Цель урока: создание условий способствующих проявлению познавательной активности учеников при изучении методов географического исследования. Обучающая – сформировать целостное представление о современных методах географических исследований и их роли в изучении природы.Развивающая – формирование и коррекция умений находить в различных источниках географическую информацию, анализировать, обобщать, составлять описания различных географических объектов; объяснять отличительные черты источников географической информации и методов географических исследований.Воспитательная – способствовать осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе, посредством межпредметных связей; осознание роли географии в познании окружающего мира через знакомство учащихся с. воспитывать любовь к природе. Автор учебника «География. Начальный курс. 5 класс И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.
Тема урока: Методы географических исследований.
Цель урока: осознание роли географии в познании окружающего мира через знакомство учащихся с методами географического исследования.
Обучающая – сформировать целостное представление о современных методах географических исследований и их роли в изучении природы.
Развивающая – формирование и коррекция умений находить в различных источниках географическую информацию, анализировать, обобщать, составлять описания различных географических объектов; объяснять отличительные черты источников географической информации и методов географических исследований.
Воспитательная – способствовать осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе, посредством межпредметных связей; воспитывать любовь к природе.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: учебник «География. Начальный курс. 5 класс /И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин/, атласы, иллюстрации, рисунки, демонстрационная компьютерная техника, физическая карта полушарий и России, космические снимки, аэрофотоснимки.
Планируемые результаты, структура и ход урока
Формирование ответственного отношения к учению, стремления к
развитие познавательных мотивов; овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно - географический, аэрокосмический, статистический); знать определение метод исследования;
анализировать и оценивать роль географических методов исследования Земли для человека.
деятельности, самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и сохранение учебной задачи, осознание конечного результата, контроль и коррекция знаний;
Поиск, анализ, отбор извлечение, выделение, преобразование, структурирование сохранение необходимой географической информации
из различных источников
Умение вступать в диалог, договариваться,
распределять работу, участвовать в обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
свой вклад в результат общей
структуры и хода
учащихся, создание положительного эмоционального фона на уроке.
Я рада поприветствовать тех ребят, кто с нетерпением ждет встречу с неизведанным, тех ребят кто стремится расширить свои знания о крае, в котором он живет, тех ребят, кто любит трудиться бок о бок со своими друзьями, тех ребят, кто знает, что в любую минуту он получит поддержку Если всем удобно, мы начнем .
Приветствуют учителя, приветствуют друг друга,
готовность к уроку.
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
.Коммуникативные: планирование учебного
учителем и сверстниками.
Формулировка темы урока, постановка цели.
осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. организовать формулировку темы урока, постановка
Ребята, мы живем в Сибири. Каждый из нас говорит с гордостью, что он сибиряк. А много мы знаем о Сибири? Что такое Сибирь?
А вот как объясняет нам понятие Сибирь энциклопедический словарь в наши дни -
Сибирь - большая часть азиатской территории Российской Федерации, от Урала на западе до горных хребтов тихоокеанского водораздела на востоке и от берегов Сев. Ледовитого океана на севере до холмистых степей Казахстана и границы с Монголией на юге. (6)
Нет, нет, Сибирь - не просто слово, не смена верст. Не их повтор.
Нет, тут всему первооснова-душа! А уж- потом - простор.
А уж потом- земли светанье. Снежинь. И кедры-крепыши.
Сибирь- не просто расстоянье, а состояние души!
Вот какая она – земля Сибири! Чтобы больше узнать о своей малой родине, о своей стране мы и будем изучать географию. На каждом уроке мы будем совершать маленькое путешествие в страну знаний. Каждое путешествие – это небольшое исследование!
Проводить исследование помогают различные методы. Мы можем сформулировать тему урока. О чем пойдет речь на уроке? ( Методы географических исследований)
Как вы думаете, зачем их нужно изучать?
Поставим цель нашего урока-исследования.
Да, действительно, используя различные методы исследования, мы научимся находить в различных источниках и анализировать географическую информацию, делать обобщающие выводы; составлять описания различных географических объектов. Без этих умений мы не сможет составить общую картину мира. Именно этим умениям мы и будем учиться на уроке.
И начнем свое исследование – изучением нашей могучей реки Сибири – реки Оби. Северные народы с любовью называют ее – матерью.
Сформировать представление о методах географических исследований
- Познакомиться с основными методами географических исследований.
- Создать учебную ситуацию для применения освоенных знаний
-
Работа с текстом. Знакомство с методами географических исследований. Применение полученных знаний для решения задач
-
Методы географических исследований: географическое описание, картографический, сравнительно-географический, аэрокосмический, статистический
Готовые рабочие программы и материалы для проведения уроков, как универсальные, так и по конкретным УМК издательства. Представлены в виде набора презентаций к урокам. Материалы можно редактировать, добавлять свои слайды, гиперссылки, аудио- и видеообъекты.
Читайте также: