Почему россия республика кратко

Обновлено: 02.07.2024

Российская Федерация состоит из 83 субъектов, 21 из которых являются республиками. [1] В общей сложности республики занимают 28,6 % территории России, в них проживает 16,9 % населения страны.

Республики, в отличие от краев и областей, являются национально-государственными образованиями, то есть формой государственности того или иного народа (народов) в составе России. В отличие от прочих субъектов федерации, республики принимают собственные конституции и имеют право устанавливать свои государственные языки.

Большинство современных республик в советский период обладали статусом автономной советской социалистической республики, некоторые были автономными областями. В рамках РСФСР они считались субъектами федерации, будучи национально-государственными образованиями, в отличие от краев и областей — административно-территориальных единиц.

Содержание

История

Большинство современных республик в советский период обладали статусом автономной советской социалистической республики, некоторые были автономными областями. В рамках РСФСР они считались субъектами федерации, будучи национально-государственными образованиями, в отличие от краев и областей — административно-территориальных единиц.

Список

Republics of Russia.jpg

Описание изображения

Национальный состав российских республик

народ титульный (%) русские (%) другие (%)
республика в 1979 г. в 1989 г. в 2002 г. в 2010 г. [3] в 1979 г. в 1989 г. в 2002 г. в 2010 г. в 1979 г. в 1989 г. в 2002 г. в 2010 г.
Адыгея 21,3 ▲ 22,1 ▲ 24,1 ▲ 25,2 70,8 ▼ 68,0 ▼ 64,4 ▼ 63,6
Алтай ▲ 29,1 ▲ 31,0 ▲ 33,4 ▲ 33,9 ▲ 63,3 ▼ 60,4 ▼ 57,4 ▼ 56,6 5,6 ▲ 5,9 [4] ▲ 6,2
Башкортостан 24,3 ▼ 21,9 ▲ 29,7 ▼ 29,5 40,3 ▼ 39,2 ▼ 36,3 ▼ 36,1 24,5 ▲ 28,4 ▼ 24,1 [5] ▲ 25,4
Бурятия ▲ 23,0 ▲ 24,0 ▲ 27,8 ▲ 30 ▼ 72,1 ▼ 69,9 ▼ 67,8 ▼ 66,1
Дагестан 86,0 11,0 ▼ 9,2 ▼ 4,6 ▼ 3,6
Ингушетия ▼ 11,7 ▲ 12,9 ▲ 77,2 ▲ 94,1 ▼ 31,7 ▼ 23,1 ▼ 1,1 ▼ 0,8
Кабардино-Балкария 45,6 ▲ 52,2 ▲ 55,3 ▲ 57,2 35,1 ▼ 31,9 ▼ 25,1 ▼ 22,5 9,0 ▲ 9,4 ▲ 11,6 ▲ 12,7
Калмыкия ▲ 41,4 ▲ 45,3 ▲ 53,3 ▲ 57,4 ▼ 42,7 ▼ 37,6 ▼ 33,5 ▼ 30,2
Карачаево-Черкесия 29,7 ▲ 31,2 ▲ 38,5 ▲ 41 45,0 ▼ 42,4 ▼ 33,6 ▼ 31,6 9,3 ▲ 9,7 ▲ 11,2 ▲ 11,9
Карелия ▼ 11,1 ▼ 10,0 ▼ 9,2 ▼ 7,4 ▲ 71,3 ▲ 73,6 ▲ 76,6 ▲ 82,2
Коми ▼ 25,3 ▼ 23,3 ▲ 25,1 ▼ 23,7 ▲ 56,7 ▲ 57,7 ▲ 59,5 ▲ 65,1
Марий Эл ▼ 43,6 ▼ 43,3 ▼ 42,8 ▲ 43,9 ▼ 47,6 ▼ 47,4 ▬ 47,4 ▬ 47,4
Мордовия ▼ 34,2 ▼ 32,5 ▼ 31,9 ▲ 40 ▲ 59,7 ▲ 60,8 ▬ 60,8 ▼ 53,4
Саха ▲ 36,9 ▼ 33,4 ▲ 45,5 ▲ 49,9 ▲ 50,5 ▼ 50,3 ▼ 41,1 ▼ 37,8
Северная Осетия ▲ 50,5 ▲ 52,9 ▲ 62,7 ▲ 65,1 ▼ 34,0 ▼ 29,9 ▼ 23,1 ▼ 20,8
Татарстан ▼ 47,7 ▲ 48,4 ▲ 52,9 ▲ 53,2 ▲ 44,0 ▼ 43,2 ▼ 39,4 ▲ 39,7
Тыва ▲ 60,4 ▲ 64,3 ▲ 77,0 ▲ 82 ▼ 36,2 ▼ 32,0 ▼ 20,1 ▼ 16,3
Удмуртская Республика ▼ 32,2 ▼ 30,9 ▼ 29,3 ▼ 28 ▲ 58,3 ▲ 58,9 ▲ 60,1 ▲ 62,2
Хакасия ▼ 11,4 ▼ 11,1 ▲ 11,9 ▲ 12,1 ▲ 79,5 ▼ 79,4 ▲ 80,2 ▲ 81,7
Чечня 52,9 ▲ 57,8 ▲ 93,4 ▲ 95,3 31,7 ▼ 23,1 ▼ 3,6 ▼ 1,9
Чувашия ▼ 68,4 ▼ 67,7 ▼ 67,6 ▲ 67,7 ▲ 26,0 ▼ 26,6 ▼ 26,5 ▲ 26,9

По форме правления государства разделяются на монархии и республики. Республика – государство с выборной формой власти. Республики, в своею очередь, разделяются на президентские, парламентские и смешанные.

В президентских республиках президент обладает большими властными полномочиями. В парламентских – властные полномочия в основном принадлежат парламенту, тогда как президент играет представительную роль. В смешанных республиках права президента и парламента разграничены и уравновешены между собой.

Россию относят к смешанным республикам, так как в Конституции создан баланс между исполнительной и законодательной властями. Так, например, Президент формирует правительство РФ, но выбранного им Председателя должна одобрить Государственная Дума.

Россия — государство с республиканской формой правления

Республиканский строй в России означает, что:

Россию можно охарактеризовать как республику с сильной президентской властью. Об этом говорит тот факт, что Президент России юридически обладает полномочиями главы государства, а фактически — также и главы исполнительной власти. Президент избирается всенародным голосованием. Кроме того, Правительство формируется Президентом, а не парламентом.

Однако России присущи и некоторые черты парламентской республики: наличие должности председателя Правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения парламентом Правительства от власти и роспуска парламента Президентом. Именно поэтому Россия может быть названа президентской республикой с некоторыми чертами республики парламентской.

Президентская республика — это необходимый шаг при переходе общества, от правления, основанного на принципе единовластия (именно так может быть охарактеризовано правление Россией до революции 1917 г., правление И. Сталина, Н. Хрущева, частично Л. Брежнева и М. Горбачева), к обществу плюрализма центров власти. Президентская республика создает благоприятные предпосылки для сосредоточения в руках Президента больших полномочий. Это оправданно:


Ответ : Для того, чтобы доказать принадлежность российского устройства управления к понятию республика, для начала нужно разобраться что представляет собой данный термин.

Итак, определение республики звучит следующим образом - эта такая форма правления, при которой все существующие органы власти назначаются путём выборов.

Выбор осуществляется народом, у которого в наличии права и политическая свобода, также органы власти могут быть сформированы парламентом.

При всём при этом срок, на который избрана власть, строго лимитирован, что отражено в своде законов государства.

Также республика обладает рядом признаков, например, высшая власть управляет по средствам нескольких органов, глава государства и верховный орган управления сформирован выборным способом, органы ответственные за выборы ограничены сроком полномочий, а главным источником власти является народ.

Теперь предельно ясно что такое республика и настал черёд разобраться является ли Россия таковой?

Объяснение : Ответ : да, является и вот почему : В России есть глава государства - это президент, срок его полномочий ограничен, что прописано в конституции, после окончания срока правления настоящего главы, проводятся выборы среди граждан РФ и избирается новый.

Также в России верховная власть у президента и помогающего ему парламента.

Есть в России и органы отвечающие за организацию и проведение выборов, называется Центральный избирательный комитет России.

Почему одни регионы России – республики, а другие – области почти без полномочий? И как это отражается на экономике?

Федеративное устройство России за последние пару десятилетий перешло от модели с самостоятельными субъектами к более централизованному управлению. Но все равно в составе РФ есть республики, имеющие более широкие полномочия, и есть области, края и АО – с меньшим объемом прав. Мы разобрались, почему так вышло и как объем полномочий у конкретного региона влияет на состояние его экономики.

Какие регионы есть в России

Россия – федеративное государство, которое состоит из 85 субъектов. Еще не так давно их было 83 – до всем известных событий, а совсем недавно из двух хотели сделать один, но жители оказались против. Но особенность государственного устройства России в том, что разные регионы имеют разный статус, и называются по-разному.

Итак, в составе России есть:

Несмотря на то, что вопросы статуса регионов в современной России не вызывают бурных споров и дискуссий, наличие некоторых неурегулированных вопросов иногда становится причиной конфликта. Например, недавно был инициирован процесс объединения Ненецкого АО и Архангельской области, но жители НАО высказались категорически против – создав единственный в стране случай протестного голосования по Конституции.

Другой пример – продолжающийся скрытый конфликт между Татарстаном и федеральным центром, причем проблемы есть и в финансовых, и в культурных вопросах.

Как регионы отличаются полномочиями?

Прежде всего, стоит сказать о распределении власти согласно Конституции России. Формально все полномочия четко делятся по уровням власти – есть то, за что отвечает федеральный центр, за что отвечают субъекты, и за что они отвечают совместно.

Например, за оборону и безопасность, федеральный бюджет, внешнюю политику, судоустройство, прокуратуру, границы, выпуск денег, защиту прав человека и многое другое отвечает исключительно Российская Федерация. Это означает, что власти региона в принципе не могут вмешиваться в вопросы обороны или работу прокуратуры (хотя и могут содействовать в этом другими способами). А если какую-то часть работ выполняет регион, он обязательно получает на это субсидии из федерального бюджета.

Отдельный блок полномочий находится в совместном ведении федерального центра и регионов, например, владение землей, вопросы образования, здравоохранения, борьба с катастрофами, налогообложение, сельское хозяйство, и т.д. На практике это означает, что на борьбу со стихийными бедствиями регион будет тратить и свои деньги, и полученные от федерального бюджета.

Все, что не входит в соответствующие статьи Конституции, регулируется на уровне региона – и, соответственно, оплачивается региональным бюджетом (хотя некоторые полномочия не связаны с финансовой стороной).

Больше всего прав у республик – Конституция РФ даже определяет республику как государство. Правда, все юристы подчеркивают – такие республики не являются самостоятельными государствами, иначе РФ имела бы статус конфедерации, а не федерации. Кроме этого, ключевое отличие республики от других субъектов – наличие у нее собственной Конституции. Да, формально это тот же устав региона, но по статусу Конституция все же выше. Республиканская Конституция и законы не могут противоречить федеральным законам (в такой ситуации применяется именно федеральный закон).

Еще одно право республики – устанавливать государственный язык, помимо русского. Эти языки могут использоваться в официальных документах, но требовать их знания от жителей региона (например, чтобы получить избирательное право) власти республики не вправе. Также республика может иметь свой флаг, герб, гимн, она владеет землей, лесами, недрами и другими природными ресурсами на своей территории, и т.д.

Но и это еще не все. Из всех республик есть одна, которая имеет еще больше полномочий – это Татарстан. История тянется еще с 1992 года, когда все субъекты, кроме Татарстана и Чечни, подписали Федеративный договор. Власти Татарстана потребовали подписать отдельный документ – и в 1994-м получили его. Договор о разграничении полномочий действует до сих пор (хоть и в урезанном виде), но все равно – в Татарстане есть свой президент, обязательные 2 языка и право на часть доходов от нефти.

Полномочия других регионов скромнее, и не особо отличаются между собой. Край, область и город федерального значения имеют одинаковый правовой статус, но Москва выполняет функции столицы, и получает за это дополнительные деньги от других регионов.

Отдельно стоят автономные области и округа – они отличаются тем, что создаются по национальному признаку, поэтому отличаются национальным составом и бытом населения. Кроме того, как минимум 2 автономных округа в России – ХМАО и ЯНАО – основные доноры федерального бюджета, они суммарно дают порядка 40% его доходов.

Как статус региона влияет на его экономику

Регионы в свое время активно боролись за свои права и полномочия – и почти всегда это упиралось в экономические аспекты. Казалось бы, чем больше полномочий у субъекта, тем больше он имеет возможностей, однако в реальности ситуация обычно совсем обратная.

Например, если расположить все регионы по убыванию ВРП на душу населения и выделить 6 самых успешных и 6 отстающих, то картина будет такой:


То есть, больше всего прибавляют к ВВП страны из расчета на душу населения регионы, не имеющие широких полномочий – это все 4 автономных округа, Сахалинская область и столица. Тогда как 4 самых низких строчки занимают республики – субъекты с самыми широкими полномочиями.

Примерно похожая картина наблюдается и по средней зарплате:


Как видно, из 6 регионов с самыми низкими зарплатами 5 – это республики. А из 6 субъектов с самыми высокими зарплатами 4 – это автономные округа. Соответственно, статус республики не гарантирует ни успехов в экономике, ни высоких социальных стандартов.

Кстати, ситуация с зарплатами в бюджетных учреждениях примерно такая же, только все 6 регионов на последних строчках имеют статус республики. Например, средняя зарплата врача в ЯНАО – 216 801 рубль, а в Карачаево-Черкессии – 49 396 рублей (хотя на практике суммы, скорее всего, меньше). То же касается и зарплат учителей – в Москве педагог получает 96 281 рубль, тогда как в Ингушетии – 25 692 рубля в месяц.

А если посмотреть на рейтинг регионов по уровню безработицы и теневой занятости (процент работающих неофициально), картина становится еще более наглядной:

Место Безработица Неофициальная занятость
Регион Значение, % Регион Значение, %
1 Москва 2,0 Москва 4,0
2 ЯНАО 2,4 Чукотский АО 5,5
3 Санкт-Петербург 2,7 ЯНАО 6,5
4 ХМАО-Югра 2,8 Мурманская область 6,9
5 Московская область 3,8 ХМАО-Югра 8,3
6 Республика Татарстан 3,9 Ненецкий АО 8,6
80 Чеченская Республика 16,0 Республика Крым 41,1
81 Карачаево-Черкесская Республика 16,2 Республика Алтай 41,3
82 Республика Дагестан 17,4 Республика Дагестан 47,0
83 Республика Северная Осетия – Алания 17,7 Республика Ингушетия 49,1
84 Республика Тыва 19,4 Кабардино-Балкарская Республика 49,8
85 Республика Ингушетия 30,1 Чеченская Республика 62,1

Получается, что 6 регионов с самой высокой безработицей – это республики, как и 6 регионов с самой высокой неформальной занятостью. По второму показателю ситуация крайне сложная – в Чечне 2 из 3 работников трудятся или неофициально, или оформлены на минимальную зарплату. А в Ингушетии 30% тех, кто может и готов приступить к работе, не может ее найти.

Как регионы получили свой статус

Как известно, Россия имела федеративное устройство еще в советские времена (будучи РСФСР – в отличие от остальных ССР). За счет федеративного статуса в РСФСР образовывались автономные национально-государственные образования – АССР, причем буквально сразу после революции. Более того, некоторые будущие союзные республики изначально создавались как АССР в составе РСФСР – например, Киргизская АССР, Туркестанская АССР, Каракалпакская АССР.

Всего было образовано 25 АССР, некоторые из них впоследствии были расформированы, например:

  • Крымская АССР – с 1954 года стала Крымской областью в Украинской ССР;
  • Амурская трудовая социалистическая республика;
  • АССР Немцев Поволжья (была ликвидирована в 1941 году), и т.д.

Окончательно состав РСФСР был утвержден в 1936 году с принятием конституции, но и дальше иногда происходили некоторые изменения в составе субъектов. Кстати, в других союзных республиках тоже существовали АССР – несмотря на отсутствие у них федеративного статуса. Впоследствии почти со всеми из них были связаны территориальные конфликты, часто – вооруженные (пример – Абхазская АССР).

Кроме республик, в составе РСФСР было несколько автономных округов (до 1977 года они были национальными округами). Они отличались от республик и областей тем, что не были самостоятельными субъектами. Округов было достаточно много – но впоследствии многие из них присоединили к другим субъектам. В 1992 году из Магаданской области вывели Чукотский АО – на тот момент автономных округов оставалось 10. До настоящего момента их сохранилось только 4.

Тогда политику федерального центра очень метко выразил президент Борис Ельцин:

Это была попытка объединить в составе РФ 16 автономных образований, которые грозили покинуть федерацию. Как теперь становится понятно, региональная политика 90-х оказалась достаточно успешной – в составе РФ сохранились все национальные образования.

Укрупнение регионов привело к некоторым проблемам в социальной сфере, за что такую политику иногда критикуют. Возможно, отсутствие положительных результатов стало причиной неудачи с дальнейшими проектами по укрупнению регионов – например, недавней истории с Ненецким АО и Архангельской областью.

Может ли измениться статус у региона

Если статус республики дает так много полномочий, то почему все регионы еще не стали ими? Ответ на этот вопрос частично кроется в экономической статистике (приведенной выше) – самостоятельность региона редко становится причиной его успехов в экономике и социальной сфере.

С другой стороны, есть статья 66 Конституции РФ, которая определяет, нормативным актом какого уровня регулируются отношения между федеральным центром и субъектами федерации. И статья 5 гласит следующее:

Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

То есть, для изменения статуса субъекта РФ мало желания самого субъекта (даже с референдумом, как это часто было в 90-е), главное в данной ситуации – заручиться поддержкой федеральных властей. А учитывая, что политика современной РФ во многом направлена на централизацию управления, получить согласие на смену статуса будет практически невозможно.

Примерно об этом же говорит и постановление Конституционного суда от 1992 года – из него следует, что процесс изменения статуса субъекта федерации – не односторонний, а переговорный процесс, который должен идти в соответствии с ФКЗ.

И здесь кроется еще одна уловка – за 27 лет после принятия Конституции РФ, соответствующий федеральный конституционный закон все еще не принят.

Кроме того, недавние поправки к Конституции вводят местное самоуправление в вертикаль публичной власти (тогда как до этого местные власти находились под влиянием властей регионов). Такое перераспределение полномочий в очередной раз показывает, что политика федерального центра – исключительно централизация управления.

Читайте также: