Что такое сфумато кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сфумато применяется в стороне от координационного центра картины. Полутона сливаются в тень, цвет рассеивается в монохроматические темные оттенки, как на фотографическом изображении с плотным диапазоном фокусного расстояния. Техника включает использование ряда полупрозрачных слоев, чтобы получить поэтапный тональный спектр от темного к светлому.

Леонардо да Винчи

Великий мастер западной живописи эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи был сторонником сфумато: то есть, живопись без линий или границ, в виде дыма или вне фокальной плоскости. Вместо жестких границ, картина опирается на мягкие края и тонко упорядоченные переходы областей различного цвета и тональных значений. При правильном применении, это усиливает иллюзию глубины, атмосферы, но не ставит под угрозу структурную целостность объектов в пределах картины.

В изобразительном искусстве сфумато в масляной живописи похоже на завесу дыма между картиной и зрителем. Способ Леонардо да Винчи существует, чтобы:

  • приглушить яркие участки и осветлить темные;
  • произвести мягкий, незаметный переход между разными тонами, где оттенки сливаются и плавно переходят друг в друга;
  • создавать незаметные градации между тонами и цветами;
  • сделать картину реалистичной с минимальными контрастами между светом и тенью;
  • техника также используется для создания тонких атмосферных, дымных эффектов, мягких и реалистичных черт лица.

Сфумато менее известна в масляной живописи, чем глазурь, импасто или алла прима. Техника Леонардо да Винчи выполняется с помощью огромного количества тональных вариаций, слаживающих границы, и создает визуальную текстуру дыма. Контуры трудно различить, но можно догадываться об их расположении. В картинах нет резких линий, только призрачные тональные области, которые сцепляются и перетекают из одной в другую.

Секреты техники


Не существует единого рецепта или инструкции получения тонкого изящного эффекта сфумато. На самом деле, несколько методов Леонардо да Винчи в масляной живописи используются для этой техники:

Тонкая глазурь

Техника сфумато

Применение тонких глазурей является одним из таких способов — подмалевок модифицируется, сглаживается и совершенствуется с каждым последующим слоем масляной краски. Глазурь используется прозрачная, с достаточным количеством льняного масла для добавления к телесному цвету. Работа выполняется натуральными мягкими соболиными кистями. Соответствующие смеси цветов краски для работы — для кожи или фоновой тени, создаются на палитре, а затем, гладкой, прозрачной глазурью применяется в определенной области картины. Каждый слой скрывает и сглаживает небольшие неровности и следы кисти, создает мягкий блеск.

Сухая кисть

Другой метод в сфумато – это использование сухой кисти. На заключительной стадии картины наносят небольшое количество масляной краски кончиком тонкой, но твердой кисти.

Ветошь и пальцы

Метод смазывания с использованием ветоши и пальцев.

Чистка

живопись, картины

Сухая чистка аккуратно проводится на больших участках картины. Темные или бледные оттенки краски, слегка затененные в соответствующих областях, создают эффекты, как на рисунках мягким древесным углем. Контуры скрыты, а глубина тона усилена. С каждым слоем краски, цвет и текстура приобретают большее значение, чтобы сделать верхний гладкий мазок с минимальным количеством штрихов для эффекта сфумато. К концу сессии, сухую смесь краски наносили вокруг важнейших черт лица или объекта, а после высыхания подчищали. Очистка создает нерафинированное затенение. Затем поверх глазурей и очищенного участка наносится масляная краска, которая по тональности сливается с основной цветом выбранной области – это создает мягкие эффекты перехода.

В пастели

В конце прошлого века концепция сфумато стала применяться в пастельной живописи. Работы начинают походить на почти абстрактный эскиз. С помощью изменения давление кисти во время рисования, можно избежать эффекта обычного раскрашивания и создать ощущение глубины и атмосферности. В работах рекомендуется использовать размытый или влажный подмалевок в крупных формах, изменяя тональность и глубину цвета.

Чем больше подмалевок смягчает края, тем лучше эффект сфумато. Даже при использовании дополнительных цветовых схем для последующего подкрашивания, подмалевок поддерживает мягкий переход между областями. При нанесении пастели можно применять тонкие стачные мазки для постепенного перехода между цветами и тональностями. Этот едва различимый визуально способ позволяет стирать границу между объектами, не изменяя характер работы и улучшить внешний вид, формы и перспективу.

Сфумато — это тонкая градация тона, направленная на полное сглаживание острых краев и создание синергии между светом и тенью в картине. Тонкой штриховкой художник создает мягкие, незаметные переходы между цветами и оттенками. Леонардо да Винчи научил делать тонкую градацию, без линий или границ, от света к темным областям, и его последователи — Йохан Абелинг, Омар Галлиани, Стивен Макки, Тициан и другие продолжили использовать иллюзорные изображения атмосферных явлений и лиц в портретах.

Я предлагаю углубить знания об этом необычном приеме. Это поможет Вам не только отличать сфумато от обычной светотени. Но Вы раз и навсегда убедитесь в гениальности ее создателя, Леонардо да Винчи.

Самое главное о сфумато

Если художник использует сфумато, то значит Вы НЕ увидите чётких линий и резких переходов от цвета к цвету.

Наоборот, один цвет будет мягко перетекать в другой. При этом создаётся иллюзия еле заметной дымки между зрителем и изображением. С итальянского sfumato как раз и переводится, как дымка.

Очень мягкие тени наложены в уголках рта и вокруг глаз. Если смотреть на портрет с разных углов зрения, то кажется, что выражение лица меняется.

Очертания лица тоже смягчены. Мы словно видим обволакивающий женщину воздух. Поэтому создаётся ощущение, что этот воздух она наберёт в грудь и вздохнёт.

Леонардо сделал все, чтобы Мона Лиза казалась живой.

Я долго заблуждалась. Думала, что все просто: наносишь мягкие тени и растушёвываешь линии. Вуаля, вот вам и сфумато.

На самом деле все гораздо-гораздо сложнее. Ведь масляные краски не растушуешь.

Посмотрите на деталь Моны Лизы в приближении.

Что Вы видите необычного?

Хорошо, давайте сравним. С деталью портрета молодого человека Боттичелли. Чем их техники принципиально отличаются?

Справа: Боттичелли. Портрет молодого человека. 1483 г. Национальная галерея Лондона

Справа: Боттичелли. Портрет молодого человека. 1483 г. Национальная галерея Лондона

У Боттичелли мы видим мазки. У Леонардо словно и нет мазков. Вообще. Даже очень мелких. Вы можете сколько угодно приближать изображение, Вы их не увидите. Даже под микроскопом. И с помощью рентгена тоже не увидите.

Ссылка на бесплатный курс

Секретное сфумато Леонардо

Леонардо был новатором. Поэтому обычная светотень его не устраивала. Он хотел, чтобы его герои на картинах оживали.

Он обратил внимание, что в природе линий нет. А значит их не должно быть и на холсте, решил Леонардо.

Он долго экспериментировал. Даже пускал дым в помещении, пока работал над портретами. И изобрёл свою собственную технику.

С помощью лупы Леонардо наносил очень маленькие мазки. Каждый мазок длиной в одну сороковую миллиметра.

После этого на сеть красочных мазков он наносил тончайший слой светло-жёлтой краски цвета грунтовки. Слой получался в 1-2 микрометра. Это очень-очень мало. Для сравнения – диаметр человеческого волоса – 80 микрометров.

И так 20-30 раз. Слой микро-мазков, слой краски. В результате получилось невообразимое. Ни одной линии, ни одного мазка.

Как Вы уже догадались, с помощью такой техники за неделю картину не напишешь. Вот почему Леонардо возил Мону Лизу с собой до конца жизни. Он возвращался к работе над портретом в течение 16 лет.

Кто ещё использовал сфумато

Эту технику использовали Джорджоне и Корреджо.

Слева: Джорджоне. Портрет мужчины. 1506 г. Музей Сан-Диего. Справа: Антонио Корреджо. Мадонна Кампори. 1517 г. Галерея Эстенсе, Модена

Слева: Джорджоне. Портрет мужчины. 1506 г. Музей Сан-Диего. Справа: Антонио Корреджо. Мадонна Кампори. 1517 г. Галерея Эстенсе, Модена

Мне кажется, Корреджо переборщил с туманной пеленой. Изображение получилось не то что живое, а скорее вне фокуса.

У Джорджоне сфумато и правда работает на оживление. Его мужчина очень реалистичен.

Самым старательным учеником был Рафаэль. Он любил учиться у других и перенимал чужие методы очень точно. В том числе сфумато.

Но непревзойденным мастером сфумато так и остался Леонардо. Другие художники его использовали в облегчённом варианте.

Далеко не у всех было время работать годами над одной картиной. Да и наносить микроскопические мазки было сложнейшим навыком. Только Леонардо это и умел.

С чем можно спутать сфумато

Сфумато часто путают с кьяроскуро.

И тот, и другой приём используют для перехода от света к тени. Но если сфумато делает этот переход мягким. То кьяроскуро делает его резким.

Визуально разница получается в цветовом контрасте.

Если контраст сильный, то появляется эффект театральности. Как будто герои и предметы освещены сценическим прожектором. Это называется кьяроскуро.

Сразу становится понятно, что сфумато – это общая приглушённость, растушеванность. А тенебросо – это резкий контраст между освещенными участками и затемнёнными.

При этом кьяроскуро и сфумато могут использоваться в одной картине.

Тот же Леонардо мастерски использовал оба приема. Особенно наглядным является его Иоанн Креститель.

Леонардо Иоанн Креститель

Леонардо да Винчи. Святой Иоанн Креститель. 1513-1516 гг. Лувр, Париж.

Заключение

Итак, перед Вами техника сфумато, если:

  • Нет четких линий
  • Все контрасты приглушены, как будто на картине – легкие сумерки
  • Создаётся ощущение дымки между вами и изображением
  • Переход от светлого участка к темному долгий и мягкий
  • Возникает иллюзия, что на изображение человека прыснули живой водой

Проверьте себя

Боттичелли портрет симонетты Веспуччи

Сандро Боттичелли. Портрет молодой женщины. 1485 г. Штедель, Франкфурт-на-Майне

Леонардо святая Анна с мадонной

Леонардо да Винчи. Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом. 168 х 112 см. 1505 г. Лувр, Париж

Если на первый вопрос Вы ответили нет, а на второй – да, значит Вы все правильно усвоили.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.


Сфумато в живописи – это уникальная техника, изобретенная гением Леонардо да Винчи. До сих пор она вызывает восторг у зрителей и профессиональное восхищение у художников. Расскажем о том, в чем особенности этой манеры письма, кто ею пользовался и где сегодня можно посмотреть на шедевры сфумато.

сфумато в живописи

Значение слова

Технические особенности

Считается, что Леонардо да Винчи, которого считают родоначальником сфумато, обобщил и усовершенствовал существовавшие во времена итальянского Возрождения способы передачи полутонов. Техника заключается в нанесении тончайших, полупрозрачных слоев, которые не перекрывают друг друга, а лишь затемняют или высветляют фрагменты полотна. Тонкие глазури минимального цветового различия позволяют создать ощущение дымки, тумана. Сфумато в живописи Леонардо да Винчи было доведено до совершенства. Современные исследования показывают, что он мог наносить слои толщиной всего в 3-4 микрона. Приемы сфумато применяются для выделения композиционного центра. Размытые контуры позволяют более рельефно и эффектно подчеркнуть самый главный объект на полотне. Полутона постепенно переходят в плотную тень, не создавая видимых глазом границ переходов.

леонардо да винчи прием в живописи сфумато

Отличительные признаки сфумато

Увидеть всю прелесть сфумато в живописи можно на полотнах Леонардо да Винчи. Фон на его полотнах лишен четкости, выраженных линий и мазков. Дымчатость и размытость заднего плана позволяет сконцентрировать внимание зрителя на главном объекте картины. При этом мягкий фон придает произведению атмосферности и глубины.

Существует заблуждение, что сфумато – это исключительно живописная техника. Это не так. Тот же Леонардо прекрасно использовал технику в карандашном рисунке. Добиваясь штриховкой и растушевкой тончайших переходов. Также этот прием эффектно работает в технике пастели. Изменяя степень нажима на пастельную кисть, художник достигает разной степени интенсивности цвета, а применение влажного мелка позволяет получить разную степень глубины изображения. Также в пастели для создания эффекта сфумато используется растушевка и подкрашивания. Это позволяет стереть границу между цветовыми и тональными переходами и получить желаемый эффект тумана и дымки.

Шедевры Леонардо

Юнионэ

техника сфумато в живописи

Канджианте

сфумато в живописи леонардо да винчи

Кьяроскуро

Появление сфумато в живописи спровоцировало художников на поиски подобных возможностей в графике. Это привело к появлению многослойной техники кьяроскуро. Она заключается в последовательном оттиске изображения с нескольких досок, что позволяет передать игру света и тени и создать объемную композицию. Родоначальником этой техники был итальянский художник Уго да Карли. Самым известным мастером, который владел данной техникой, был французский график Жорж де Латур.

сфумато в живописи примеры

Последователи да Винчи

Со времен Леонардо сфумато в живописи, примеры которого можно найти в разных странах, стало классической техникой создания глубоких, атмосферных произведений. Многие художники применяли и применяют это прием. Самыми заметными последователями да Винчи считаются Тициан, Йохан Абелинг, Омар Галлиани.

Великий итальянский живописец эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи. Как много великих открытий сделано этим выдающимся человеком! Причём не только в живописи. Но нас как художников интересует прежде всего его изобразительное новаторство. Сфумато – одно из них. Что это такое? Почему эта техника до сих пор притягивает взоры очарованных зрителей? Как её освоить? Наша статья обо всём этом.

Что такое сфумато

Когда смотришь на его знаменитую Джоконду, невольно ловишь себя на мысли, что здесь скрыта тайна, которую очень хочется понять. Как Леонардо да Винчи сумел передать удивительную загадочность её улыбки? Ему помогло сфумато – техника живописного письма, которую великий художник изобрёл, а затем активно использовал и развивал.

Эта техника сглаживания, размытия цветовых переходов и контуров создаёт иллюзию воздушности и загадочности. В творчестве мэтра эпохи Возрождения она обрела подлинное совершенство. Благодаря сфумато Леонардо творил удивительные шедевры, которые до наших дней чаруют своим волшебным чувством полёта и сказочной виртуозностью.

Позже другие мастера стали активно использовать сфумато в своём творчестве, внося в эту технику свои изюминки. Так, Микеланджело создал свой вариант. Он сочетал контрастное письмо с размытостью в стиле да Винчи. Такой подход придавал картинам воздушную глубину, позволяя хорошо передавать объём и перспективу.

Вплоть до наших дней разновидности сфумато продолжают активно применяться в живописи. Художники используют, как классический вариант этой техники, так и современные модернизированные разновидности. От этого популярность изобретения Леонардо только выигрывает, продолжая очаровывать зрителей своей сказочной неповторимостью.

Живопись в технике сфумато

Если у вас уже текут слюнки и не терпится попробовать эту технику на деле, то готовьте кисти, краски и мольберт. Итак, сфумато – это сглаживание контуров, а также переходов цветов и светотени. Благодаря ей создаётся впечатление воздушности и загадочности. Как этого добиться?

Для начала рассмотрим разные техники живописного письма, применяемого в сфумато. Вот основные из них:

    • Сухая кисть. Нанеся краску на холст, её растирают жёсткой кистью до равномерного слоя. По сути, краску втирают в поверхность холста. Также делают переход от одного цвета или тона к другому.
    • Тонкая глазурь. Нанесение тонких слоёв прозрачной краски друг на друга. Незаметности переходов добиваются многослойностью наложения разных оттенков.
    • Затирание. Порой пальцы часто заменяют кисть у многих живописцев. В этой технике это особо востребованный инструмент, когда надо сгладить резкие переходы. Для этой цели также используют ветошь или специальные стеки.
    • Чистка. Когда пишешь масляными красками, то после высыхания часто остаются бугорки, которые создают дополнительные световые эффекты. Чтобы их убрать, некоторые художники применяют специальную зачистку таких бугорков после высыхания. Затем на ровную поверхность накладывают несколько тонких слоёв краски глазурью. В итоге сфумато предстаёт во всей своей красе.
    • Пастель. Данные краски сами по себе уже предрасположены к расплывчатости и неопределённости. Поэтому изобретение да Винчи классно сочетается с такими красками.
    • Оттиск. Ещё один интересный способ создания удивительных картин. Заготовку для них делают маслом на деревянной основе, затем несколько раз делают отпечатки на чистых дощечках и заключительный отпечаток делают на холст. В итоге таких манипуляций получаются очень туманные произведения.

    Это далеко не все виды создания сфумато. Поэкспериментировав с классическими вариантами, вы самостоятельно можете попробовать придумать что-то своё. И кто его знает, может, из вас тоже получится великий маэстро, творчество которого будут изучать наши потомки.

    *Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

    Читайте также: