Влияние видов деятельности на развитие и закрепление доминантного полушария кратко

Обновлено: 07.07.2024

На главную Лекции и практикум по психологии Психофизиология Дифференциальная психофизиология

Дифференциальная психофизиология
Лекции и практикум по психологии - Психофизиология
Индекс материала
Дифференциальная психофизиология
Взаимосвязь между особенностями психических процессов человека и профессиональной деятельностью
Все страницы

Свет — рука левая тьмы,
Тьма — рука правая све-та.
Двое в одном…

Урсула Ле Гуин
Цель: сформировать представления о право- и леворукости в зависимости от специфики функционирования полушарий головного мозга; раскрыть взаимосвязь профессионально-значимых особенностей личности с оптимальностью выбора профессии.
План лекции
1. Проблема право- и леворукости.
2. Взаимосвязь между особенностями психических процессов человека и профессиональной деятельностью.

1. Проблема право- и леворукости

1.1. Типы асимметрий

Асимметрия — отсутствие симметрии мозговых полушарий.
На основании неравенства структур правой и левой половин тела выделяют следующие типы асимметрий:
• билатеральная характеризуется тем, что правый и левый объекты подобны друг другу, но их невозможно совместить путем обычных перемещений в пространстве;
• межполушарная основывается на доминировании активности структур одного полушария;
• функциональная выделяется для характеристики специализации каждого полушария при выполнении отдельных функций;
• моторная учитывает неравенство участия правой и левой половин тела в движении;
• сенсорная базируется на функциональном неравенстве парных органов чувств;
• психическая обусловливается наличием у человека двух полушарий мозга. Левое полушарие контролирует сенсорную и моторную сферы правой половины тела, а правое — аналогичные сферы левой.

1.2. Теория доминантного полушария

1.3. Особенности функционирования полушарий головного мозга

Совместная деятельность полушарий мозга обеспечивается расположенным между полушариями мозолистым те-лом, которое передает поступающую в мозг информацию сразу в оба полушария, обеспечивая тем самым их согласованную работу. Поэтому и правое и левое полушария участвуют в обработке всей информации. Взаимодействие полушарий основывается на таких принципах, как суммация информации, межполушарный перенос, интерференция, взаимное торможение и др.
Полушария головного мозга эквипотенциальны относительно выполнения простых функций и специализированы относительно контроля сложных функций.
Правое полушарие обрабатывает поступающую в мозг информацию одновременно и целостно, по принципу дедукции (от общего к частному). Ему свойственен синтетический подход в решении задач. Структурно-функциональные образования правого полушария являются субстратом ассоциативно-эмпирического мышления. Правое полушарие связано с промежуточным мозгом. Оно приспособлено к восприятию и переработке пространственной информации и эмоций. В нем представлен план построения обеих половин тела.
Левое полушарие обрабатывает поступающую в мозг информацию последовательно, по принципу индукции (от частного к общему). Ему свойственен аналитический подход в решении задач. Структурно-функциональные образования левого полушария являются субстратом формально-логического мышления. Левое полушарие связано со специфическими активирующими системами ствола мозга. Оно участвует в функционировании речи и играет подчиненную роль в обеспечении процесса научения, сравнения и коммуникации. В нем представлен план построения только противоположной стороны тела.
При проведении исследований с применением методов электроэнцефалографии, электромиографии, оценки интенсивности обменных процессов и некоторых других было установлено, что в состоянии физиологического покоя у чело-века отсутствуют различия в активности полушарий головного мозга. Поэтому в таком состоянии право- и леворукость как постоянная функциональная асимметрия не обнаруживается. Однако при совершении произвольных, преднамеренных актов у праворуких людей регистрируется левополушарная асимметрия активности мозга, а у леворуких людей — правополушарная асимметрия (Николаева Е. И., 2008).

1.4. Онтогенез право- и леворукости

1.5. Диагностика право- и леворукости

Диагностика право- и леворукости осуществляется с помощью специальных проб, основными из которых являются следующие (Ильин Е. П., 2001):
• Пробы, выявляющие предпочтение в использовании одной из рук. Например, использование рук для метания в цель, письма, забивания гвоздя и др.; скрещивание рук перед грудью (проба Наполеона), аплодирование и др.
• Пробы, выявляющие лучшее развитие одной из рук по двигательным (психомоторным) качествам. Например, измерение мышечной силы обеих рук с помощью динамо-метрии; оценка силы броска предмета поочередно обеими руками и др.
• Пробы, использующие антропометрические показатели. Например, по асимметрии пальцевых и ладонных рисунков рук; по развитию ногтей на пальцах обеих рук; по большему развитию венозной сети на ведущей руке и др.

У человека с развитой нервной системой, расположение доминантных глаза, уха, руки я ступня будет иметь одноименное положение. Доминантной является сторона, одноименная с вербальной стороной мозга. У большинства людей это - левое полушарие, соответственно доминантное положение будут иметь глаз, ухо, рука и ступня на правой стороне.

Смешанная доминанта и ее отсутствие говорит о слабом развитии доминанты коркового полушария.

1. Доминанта руки

Определяется, когда наблюдаете за ребенком, как он пишет карандашом, бросает мяч, поднимает предметы, режет что-то ножницами иди играет в шахматы. Следует проявить осторожность, чтобы определить нет ли у человека смешанной доминанты, когда, например, он пишет правой рукой, а при занятии спортом использует левую.

2. Доминанта ступни

Определяется при наблюдении за тем, какая ступня используется при пинке, вклолнении сложных движений, таких как поднятие карандаша с пола большим пальцем ноги. Пациенты обычно начинают движение с доминантной ноги, когда поднимаются по ступенькам.

3. Доминанта уха

При восприятии на слух происходит меньшее перекрещивание сигналов. Каждое полушарие мозга получает сигнал из обеих ушей. Перекрестные связи, тем не менее сильнее, чем неперекрестные. Проверьте дав человеку что-нибудь послушать, например, часы или понаблюдайте к какому уху человек прикладывает телефонную трубку.

4. Доминанта глаза

Проверьте дав человеку трубочку илм листок бумаги с маленьким отверстием и попросив его держать эту трубочку или листок на расстоянии вытянутой руки и смотреть сквозь отверстие на отдаленный предмет. Затем испытуемого просят поднести листок бумаги к лицу, продолжая поддерживать визуальный контакт объектом. Отверстие в листке бумаги или трубочки будет приближено к доминантному глазу. Альтернативный метод состоит в том, что врач держит свой палец на расстоянии примерно 90 см от лица пациента. Пациента затем просят свой указательный палей расположить рядом так, чтобы палец врача не было видно. Палец пациента в норме должен быть расположен примерно посередине расстояния между его лицом и пальцем врача и на линии, мысленно проведенной от доминантного глаза к пальцу врача.

Использование масочного вдыхания.

Дыхание в газетном или полиэтиленовом пакете увеличивает потребность в кислороде, стимулируя хемо рецепторы.

Мозг нуждается в кислороде и глюкозе и использует 50 % потребности в глюкозе всего организма.

Перекрестный паттерн ползания

1. Определение сильной мышцы-индикатора.

2. Проверка гомолатералыных, противоположных и основных перекрестных механизмов ползания.

3. Определение направления ротации головы, при котором сильная мышца-индикатор станет слабой.

4. Определение направления движения глаз, используя сальную мышцу-индикатор.

5. Определение фазы дыхания, используя сильную мышцу-индикатор.

Рекомендуется использование перекрестного паттерна ползания в качестве основного упражнения сначала с использованием направления конечностей вперед, затем латерально и, наконец назад. Необходимо начинать с основных вариантов перекрестного паттерна, далее переходить к использованию ротации головы, а затем - движения глаз и фазы дыхания, добиваясь того, чтобы сильная мышца-индикатор оставалась сильной. Важно выполнять каждое упражнение в течение одной минуты во всех направлениях три раза в день, будет идеально, если пациент будет думать о тех движениях, которые он выполняет.


НЕЙРОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ

ПРОГНОЗИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Структурная составляющая

Когда одна часть тела функционирует ненормально, можно сделать предположение, что проблема возникла вследствие дисфункции какой-нибудь отдаленной части тела, например плечевой неврит вследствие нарушений в тазе. Это - механическая адаптация и она полностью предсказуема для опытного врач

Химическая составляющая

Тело может испытывать химическое воздействие, которое может быть либо положительным, либо отрицательным. Влияние на организм может оказывать диета, токсины окружающей среды, правильное или неправильное употребление питательных элементов. Диета может быть временным недоразумением, вызывающим раздражение пищеварительной системы. Организм скорее всего будет действовать предсказуемо, увеличивая энергию в меридиане желудка. Это - саморегулирующаяся система, никакого лечения не требуется, если врач определит тот процесс, который имеет место. Токсины окружающей среды могут вызывать локалазованную дисгармонию, соответствуя усилиям организма провести дезинтоксикацию или защитить себя. Следует обратить внимание на то, что нельзя приводить в состояние равновесия энергетические паттерны организма, когда на самом деле они находятся в дисбалансе ради блага организма.

Ментальная составляющая

Длительный нервный стресс может проявляться многими способами, такими например, как функциональная гипоадрения, которая в свою очередь влияет на гормональный баланс, вызывая нарушения в минеральном балансе, в сбалансированности автономной нервной системы и регуляции углеводов. Это – прогнозируемая органиаайия.

Высшим отделом ЦНС является кора больших полушарий. Она обеспечивает совершенную организацию поведения человека и животных на основе приобретенных в онтогенгезе функций.

Взаимоотношение полушарий большого мозга определяется как функция, обеспечивающая специализацию полушарий, облегчение выполнения регуляторных процессов, повышение надежности управления деятельностью органов, систем органов и организма в целом.

В 1836 г. Марк Дакс заметил связь между потерей речи и поврежденной стороной мозга. В его наблюдениях более чем у 40 больных с афазией имелись признаки повреждения левого полушария. Ученому не удалось обнаружить ни одного случая афазии при повреждении только правого полушария. Суммировав эти наблюдения, Дакс сделал следующее заключение: каждая половина мозга контролирует свои, специфические функции; речь контролируется левым полушарием.

Брок при исследовании мозга больных, страдавших потерей речи и односторонним параличом, отчетливо выявил в обоих случаях очаги повреждения, захватившие части левой лобной доли. С тех пор эта зона стала известна как зона Брока; она была им определена, как область в задних отделах нижней лобной извилины.

Проанализировав связь между предпочтением одной из двух рук и речью, он предположил, что речь, большая ловкость в движениях правой руки связаны с превосходством левого полушария у праворуких.

Почти одновременно с распространением концепции доминантности полушарий стали появляться данные, указывающие на то, что правое, или второстепенное, полушарие также обладает своими особыми способностями. Так, Джексон выступил с утверждением о том, что в задних долях правого мозга локализована способность к формированию зрительных образов.

Обнаружено, что повреждение правого полушария часто сопровождалось глубокими нарушениями ориентации и сознания. Такие больные плохо ориентируются в пространстве. С повреждением правого полушария были связаны также определенные виды агнозий, т. е. нарушений в узнавании или восприятии знакомой информации, восприятии глубины и пространственных взаимоотношений. Одной из самых интересных форм агнозии является агнозия на лица. Больной с такой агнозией не способен узнать знакомого лица, а иногда вообще не может отличать людей друг от друга.

Существует представление, что межполушарная асимметрия в решающей мере зависит от функционального уровня переработки информации. В этом случае решающее значение придается не характеру стимула, а особенностям гностической задачи, стоящей перед наблюдателем. Принято считать, что правое полушарие специализировано в переработке информации на образном функциональном уровне, левое — на категориальном. Применение такого подхода позволяет снять ряд трудноразрешимых противоречий.

Межполушарная асимметрия зависит от функционального уровня переработки информации: левое полушарие обладает способностью к переработке информации как на семантическом, так и на перцептивном функциональных уровнях, возможности правого полуша­рия ограничиваются перцептивным уровнем.




Межполушарные взаимодействия зависит:

Функциональная асимметрия полушарий

Передний мозг образован двумя полушариями, которые состоят из одинаковых долей. Однако они играют разную функциональную роль. Впервые различия между полушариями описал 1863 г. невропатолог Поль Брока, обнаруживший, что при опухолях левой лобной доли теряется способность к произношению речи. В 50-х годах ХХ века Р.Сперри и М.Газзанига исследовали больных, у которых с целью прекращения эпилептических припадков была произведена перерезка мозолистого тела. В нем проходят комиссуральные волокна, связывающие полушария. Умственные способности у людей с расщепленным мозгом не изменяются. Но с помощью специальных тестов обнаружено, что функции полушарий отличаются. Например, если предмет находится в поле зрения правого глаза, т.е. зрительная информация поступает в левое полушарие, то такой больной может назвать его, описать его свойства, прочитать или написать текст.

Если же предмет попадает в поле зрения левого глаза, то пациент даже не может назвать его и рассказать о нем. Он не может читать этим глазом. Таким образом, левое полушарие является доминирующим в отношении сознания, речи, счета, письма, абстрактного мышления, сложных произвольных движений. С другой, стороны хотя правое полушарие не имеет выраженных речевых функций, оно в определенной степени способно понимать речь и мыслить абстрактно. Но в значительно большей мере, чем левое, оно обладает механизмами сенсорного распознавания предметов, образной памяти. Восприятие музыки целиком является функцией правого полушария. Т.е. правое полушарие отвечает за неречевые функции, т.е. анализ сложных зрительных и слуховых образов, восприятие пространства, формы. Каждое полушарие изолированно принимает, перерабатывает и хранит информацию. Они обладают собственными ощущениями, мыслями, эмоциональными оценками событий. Левое полушарие обрабатывает информацию аналитически, т.е. последовательно, а правое одномоментно, интуитивно. Т.е. полушария используют разные способы познания. Вся система образования в мире направлена на развитие левого полушария, т.е. абстрактного мышления, а не интуитивного. Несмотря на функциональную асимметрию, в норме полушария работают совместно, обеспечивая все процессы человеческой психики.

Высшим отделом ЦНС является кора больших полушарий. Она обеспечивает совершенную организацию поведения человека и животных на основе приобретенных в онтогенгезе функций.

Взаимоотношение полушарий большого мозга определяется как функция, обеспечивающая специализацию полушарий, облегчение выполнения регуляторных процессов, повышение надежности управления деятельностью органов, систем органов и организма в целом.

В 1836 г. Марк Дакс заметил связь между потерей речи и поврежденной стороной мозга. В его наблюдениях более чем у 40 больных с афазией имелись признаки повреждения левого полушария. Ученому не удалось обнаружить ни одного случая афазии при повреждении только правого полушария. Суммировав эти наблюдения, Дакс сделал следующее заключение: каждая половина мозга контролирует свои, специфические функции; речь контролируется левым полушарием.

Брок при исследовании мозга больных, страдавших потерей речи и односторонним параличом, отчетливо выявил в обоих случаях очаги повреждения, захватившие части левой лобной доли. С тех пор эта зона стала известна как зона Брока; она была им определена, как область в задних отделах нижней лобной извилины.

Проанализировав связь между предпочтением одной из двух рук и речью, он предположил, что речь, большая ловкость в движениях правой руки связаны с превосходством левого полушария у праворуких.

Почти одновременно с распространением концепции доминантности полушарий стали появляться данные, указывающие на то, что правое, или второстепенное, полушарие также обладает своими особыми способностями. Так, Джексон выступил с утверждением о том, что в задних долях правого мозга локализована способность к формированию зрительных образов.

Обнаружено, что повреждение правого полушария часто сопровождалось глубокими нарушениями ориентации и сознания. Такие больные плохо ориентируются в пространстве. С повреждением правого полушария были связаны также определенные виды агнозий, т. е. нарушений в узнавании или восприятии знакомой информации, восприятии глубины и пространственных взаимоотношений. Одной из самых интересных форм агнозии является агнозия на лица. Больной с такой агнозией не способен узнать знакомого лица, а иногда вообще не может отличать людей друг от друга.

Существует представление, что межполушарная асимметрия в решающей мере зависит от функционального уровня переработки информации. В этом случае решающее значение придается не характеру стимула, а особенностям гностической задачи, стоящей перед наблюдателем. Принято считать, что правое полушарие специализировано в переработке информации на образном функциональном уровне, левое — на категориальном. Применение такого подхода позволяет снять ряд трудноразрешимых противоречий.

Межполушарная асимметрия зависит от функционального уровня переработки информации: левое полушарие обладает способностью к переработке информации как на семантическом, так и на перцептивном функциональных уровнях, возможности правого полуша­рия ограничиваются перцептивным уровнем.

Межполушарные взаимодействия зависит:

Функциональная асимметрия полушарий

Передний мозг образован двумя полушариями, которые состоят из одинаковых долей. Однако они играют разную функциональную роль. Впервые различия между полушариями описал 1863 г. невропатолог Поль Брока, обнаруживший, что при опухолях левой лобной доли теряется способность к произношению речи. В 50-х годах ХХ века Р.Сперри и М.Газзанига исследовали больных, у которых с целью прекращения эпилептических припадков была произведена перерезка мозолистого тела. В нем проходят комиссуральные волокна, связывающие полушария. Умственные способности у людей с расщепленным мозгом не изменяются. Но с помощью специальных тестов обнаружено, что функции полушарий отличаются. Например, если предмет находится в поле зрения правого глаза, т.е. зрительная информация поступает в левое полушарие, то такой больной может назвать его, описать его свойства, прочитать или написать текст.

Если же предмет попадает в поле зрения левого глаза, то пациент даже не может назвать его и рассказать о нем. Он не может читать этим глазом. Таким образом, левое полушарие является доминирующим в отношении сознания, речи, счета, письма, абстрактного мышления, сложных произвольных движений. С другой, стороны хотя правое полушарие не имеет выраженных речевых функций, оно в определенной степени способно понимать речь и мыслить абстрактно. Но в значительно большей мере, чем левое, оно обладает механизмами сенсорного распознавания предметов, образной памяти. Восприятие музыки целиком является функцией правого полушария. Т.е. правое полушарие отвечает за неречевые функции, т.е. анализ сложных зрительных и слуховых образов, восприятие пространства, формы. Каждое полушарие изолированно принимает, перерабатывает и хранит информацию. Они обладают собственными ощущениями, мыслями, эмоциональными оценками событий. Левое полушарие обрабатывает информацию аналитически, т.е. последовательно, а правое одномоментно, интуитивно. Т.е. полушария используют разные способы познания. Вся система образования в мире направлена на развитие левого полушария, т.е. абстрактного мышления, а не интуитивного. Несмотря на функциональную асимметрию, в норме полушария работают совместно, обеспечивая все процессы человеческой психики.

Шарипова Ксения Александровна

А так как самые важные годы в становление личности проходят в школе, и именно здесь ребенок имеет возможность развивать свои задатки полученные природой. Хорошо если ребенку помогают развивать задатки не только школа, но и родители. Тогда он становиться гармонично развитой личностью. А у некоторых учеников неуспехи в учебе могут повлиять на нормальное развитие ребёнка во всех сферах – физической, психологической, социальной.

ВложениеРазмер
rabota.doc 107 КБ

Предварительный просмотр:

Загадки полушарий головного мозга

влияние развития полушарий головного мозга на выбор

г. Новочебоксарск Чувашской Республики

Шарипова Ксения Александровна

г. Новочебоксарск Чувашской Республики

А так как самые важные годы в становление личности проходят в школе, и именно здесь ребенок имеет возможность развивать свои задатки полученные природой. Хорошо если ребенку помогают развивать задатки не только школа, но и родители. Тогда он становиться гармонично развитой личностью. А у некоторых учеников неуспехи в учебе могут повлиять на нормальное развитие ребёнка во всех сферах – физической, психологической, социальной.

Итак, процесс учения зависит в немалой степени и от особенностей ученика – индивидуальных характеристик его психического развития.

Оказывается, индивидуальность личности любого человека во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга.

Сто пятьдесят лет назад ученые начали фиксировать функциональные различия полушарий мозга – так началось изучение загадочного явления межполушарной асимметрии.
Межполушарная асимметрия – основная характеристика мозга. У всех людей одно из полушарий мозга доминирует над другим, и человечество делится на две неравные части: левополушарных и правополушарных.

Насколько важна межполушарная асимметрия человеческого мозга? Изучению этой проблемы посвящена наша .

Актуальность данной работы заключается в необходимости изучения функциональной межполушарной асимметрии для оптимизации условий обучения в школе, для правильного выбора учащимися внеурочной деятельности, которая будет влиять на гармоничное становление личности..

Объект исследования: учащиеся 7 А класса

Предмет исследования: особенности межполушарной асимметрии.

Целью нашего исследования является изучение влияния асимметрии мозга на деятельность учащихся нашего класса, разработка рекомендаций по психолого-педагогической помощи учащимся в образовательном процессе с учетом психолого-физиологических особенностей.

  • Задачи исследования:
  • Проанализировать научно-популярную литературу о функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека.
  • Показать взаимосвязь профиля функциональной асимметрии с некоторыми индивидуальными особенностями человека.
  • Установить соответствие между доминирующим полушарием и видом учебной деятельности, комфортной для ученика.

Гипотеза: з нания о функциональной асимметрии больших полушарий важны для правильной организации обучения.

Глава I. Межполушарная асимметрия.

Функциональная асимметрия головного мозга (от греч. Asymmetria — несоразмерность) — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга.

Выделяют несколько видов функциональных асимметрий:

  • Моторная асимметрия - неодинаковость двигательной активности рук, ног, лица, половин тела, управляемая каждым полушарием мозга.
  • Сенсорная асимметрия - неравнозначность восприятия каждым из полушарий объектов, расположенных слева и справа от средней плоскости тела.
  • Психическая асимметрия - специализация полушарий мозга в отношении различных форм психической деятельности.
  • При рассечении мозолистого тела происходит раздвоение личности. Выстраиваются две модели поведения на одну и ту же ситуацию. В процессе эволюции у человека происходит разделение функций правого и левого полушарий.
  • Морфологически полушария принципиально не отличаются. Правое лишь на 5 г. больше левого, но в левом полушарии больше серого вещества.

Установлено, что левое полушария отвечает за оперирование знаковой информацией, а также за чтение и счет, за эмоции, любопытства, радости, тогда как правое – за оперирование образами, ориентацией в пространстве, различие музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, за распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц), за сновидение.

Функциональная асимметрия головного мозга свойственна только человеку. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или правополушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта.

1.2. Разница в развитии мозга у мальчиков и девочек

У девочек приблизительно в 6-7 лет в активную фазу вступает левое полушарие, и они готовы к планомерной, усидчивой работе. Впрочем, лучше продолжать обучение с использованием двуполушарных методик.

Как было сказано выше, правое полушарие мозга – это умение объёмно мыслить, видеть ситуацию в целом. И мальчикам надо дать возможность набрать большой объём образного, комплексного мышления. Им природой отведено на этот процесс больше времени, потому что потом им придётся всю жизнь оперировать этими объёмами для решения мужских жизненных задач.

Девочки до 13 лет сохраняют определенную пластичность мозга. При переутомлении у мальчиков страдают левополушарные процессы, у девочек — правополушарные. У девочек способность центров коры правого и левого полушарий вступать в функциональные межполушарные контакты выше, чем у мальчиков. Поэтому для мальчиков характерна более высокая сосредоточенность на конкретной проблеме.

Функциональная асимметрия мозга определяется неравнозначностью участия больших полушарий мозга человека в протекании различных процессов в организме. Как правило, мы никогда не выполняем задания, опираясь на активность лишь одного из полушарий, действует весь мозг. Оба полушария активны, они работают совместно, передают друг другу информацию, распределяют деятельность между собой и т.п. Вопрос лишь в том, какое из полушарий в каждом случае доминирует, какое более активно.

1.3. Разница полушарий головного мозга

и влияние их на деятельность человека.

Левое полушарие головного мозга

Правое полушарие головного мозга

Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.

Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Буквальное понимание слов:

Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Последовательная обработка информации:
Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.

Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария.

Правое полушарие головного мозга отвечает за интуицию. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации:

Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку

зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.

Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: "Он висит у меня на хвосте", то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.

Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос "А что, если. " также задает правое полушарие. Художественные способности:

Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.

Контролирует движения левой половины тела: Когда вы поднимаете левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого полушария.

Если доминирует левое полушарие. Тот, кто решает задачи, опираясь на левое полушарие:

определяет цели решения, которые надо принять;

  • классифицирует цели в соответствии с их важностью;
  • определяет альтернативные пути действий, оценивает их по целям и выбирает альтернативу с лучшим результатом;
  • определяет и оценивает возможные последствия альтернатив;
  • выполняет решения при тщательном контроле и отслеживании возможных отрицательных последствий.

Если доминирует правое полушарие. Тот, кто решает задачи, опираясь на правое полушарие:

В итоге получается, что два полушария живут в разных реальностях и выражают себя абсолютно по-разному. Например, лектор выстраивает определенные логические связи, нанизывает понятия. Но не все в аудитории его понимают, и тут он называет некую метафору и видит, что часть слушателей хватается за ручку, чтобы записать понятный им образ.

Глава II. Результаты исследований.

В исследовании индивидуального профиля асимметрии приняли участие учащиеся 7 А класса нашей школы. Каждому испытуемому предлагалось проделать ряд упражнений на выявление ведущего полушария. Ряд упражнений позволили выявить ведущую руку, ногу – характеристики моторной асимметрии, ведущий глаз и ухо – сенсорной асимметрии и ряд тестов на определение психической асимметрии. (Приложение 1.)

В итоге в 7 классе из 28 обследуемых учащихся:

С преобладанием левого полушария (правши) – 25 человек (92%)

С доминирующим правым полушарием (левши) – 1 человек (3%)

Доминирующее полушарие (амбидекстры) – 2 человека (7%).

Так же с помощью теста мы определили тип мышления.

В 7 классе из 28 обследуемых учащихся:

1.Абстрактно-логическое мышление имеют 7 % правшей. Они обладают логическим мышлением, а значит, ведущим у них в мыслительных процессах является левое полушарие.

2.Образное мышление имеют 92 % правшей, 100% левшей и 100% амбидекстров. У них ведущим в мыслительных процессах является правое (творческое) полушарие.

Мы сравнили наши полученные результаты с видами внеурочной деятельности. И вот, что получилось

8 человек увлекаются танцами, в том числе и уличными

2 человека – хоккеем

9 человек любят рисовать, разные жанры

3 человека учиться в музыкальной школе

Класс наш – кадетский, это значит, что мы не только должны быть дисциплинированы, но и творческими людьми, в чем нам поможет образное мышление.

Мы попросили разрешения у 3 одноклассников, которые имеют разные показатели в исследовании и сравнили их оценки. Вот, что получилось.

По результатам исследования: 1. Большинство учащихся 7 А класса нашей школы (84 %) относятся к правшам, то есть, доминирующим у них является левое полушарие.

Для оптимизации учебного процесса обучающихся этой группы с учетом преобладающего профиля их латеральной организации, в соответствии с рекомендациями, представленными в таблице (Приложение 1) необходимо учитывать следующее:

  • рабочая полусфера доски - правая, предпочтительны тёмная доска и светлый мел;
  • абстрактный линейный стиль изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, тишина на уроке - условия, необходимые для возникновения стабильной учебной мотивации

1 Обучающийся нашего класса (3 %) является левшой, то есть, доминирующим у него является правое полушарие. К нему необходим индивидуальный подход с учётом рекомендаций (приложение 1).

Основываясь на исследованиях профессиональных психологов можно посоветовать учащимся имеющим “Левополушарное” мышление выбрать для изучения (например, записаться в кружок моделирования) предметы, связанные с точными науками, т. к. данный тип мышления является дискретным и аналитическим. С его помощью осуществляется ряд последовательных операций, обеспечивающих логически непротиворечивый анализ предметов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутренне непротиворечивая модель мира, которую можно закрепить и однозначно выразить в словах или других условных знаках, что является обязательным условием социального общения.

Учащимся “Правополушарным” — науки гуманитарного цикла, т. к. пространственно-образное мышление данного типа людей создает возможность одномоментного “схватывания” многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия. Благодаря такому взаимодействию образов сразу в нескольких смысловых плоскостях они приобретают свойство многозначности. Эта многозначность, с одной стороны, лежит в основе творчества, а с другой — затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме и даже может препятствовать их осознанию.

Учащиеся – амбидекстры, у которых оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом, могут выбрать естественно - научный профиль, где сочетаются как точные, так и гуманитарные науки.

У большинства учащихся развито образное мышление. Не обнаружив существенной разницы в мышлении детей-левшей, детей-правшей и детей-амбидекстров, предполагаем, что межполушарная асимметрия головного мозга на развитие мышления у детей фактически не влияет. Этот факт можно объяснить тем, что в данном возрасте образные компоненты мышления развиваются.

В нашей работе собран материал, который, мы надеемся, поможет ученикам правильно организовать свое рабочее время, правильно выбрать секции для дополнительного изучения.

Читайте также: