Почему религия церковь в раннее средневековье обладала огромной властью над умами людей кратко

Обновлено: 19.05.2024

Только церковь могла объяснить людям разные события в их жизни, ответить на вопросы. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и малодостоверных знаний об окружающем мире, церковь предлагала людям стройную систему знаний о мире, его устройстве, действующих в нем силах. Эта картина мира основывалась на образах и толкованиях Библии.

После падения в 476 г. Западной Римской империи духовный авторитет церкви в христианском мире неизмеримо возрастает, так как императорская власть полностью утрачивает влияние на Рим, а установившие власть в Риме германцы-остготы не стремились вмешиваться в церковные дела. В этот период папы как наиболее авторитетные в городе лица фактически сосредоточили в своих руках не только церковную, но и светскую власть.

Религия всегда занимала одно из главных мест в мировоззрении древнего и средневекового человека. Поэтом в период падения империи и неустойчивости светской власти все большее влияние начинает приобретать религия, поскольку она может дать ответы (хотя и своеобразные) на все вопросы. В Риме вся общественная и культурная жизнь людей выстраивается с опорой на христианские идеалы. Всех людей объединяет одна фундаментальная ценность – служение Богу и спасение своей души. Церковь, получив такой подарок, уже не упустила его, получив поддержку правителя франков и обеспечив свою материальную базу для распространения христианства и укрепления власти церкви.

Религия в средневековом обществе играла огромную роль потому, что именно церковь успела занять все сферы человеческой жизни, охватить их полностью. Церковь давала образование, церковь давала духовное пристанище и материальное для неимущих, церковь ссылалась на священные писания, которые выступали единственно верными трактовками в вопросе мироздания. По всем этим причинам в средневековье церковь была центром жизни человека, вне зависимости от его материального или социального статуса.

Христиане всего мира почитают императора Константина как первого христианского императора, прекратившего гонения на христиан. Однако император Константин не был первым императором, кто прекратил гонения на христиан. За два года до Миланского эдикта Константина, дающего свободу вообще любого вероисповедания, а не только христианского, императором Галерием был подписан Никомедийский эдикт терпимости (311 год), прекращавший все гонения на христианскую религию. Из этого эдикта следовало, что христиане могут открыто исповедовать свою религию при условии, что они должны молить своего Бога о процветании и благополучии Римского государства. Сразу после приятия этого эдикта все находившиеся в тюрьмах христиане были освобождены. При этом христианские авторы обличают Галерия как одного из главных гонителей христиан. Считается, что к концу своей жизни император Галерий изменил свое отношение к христианству, поскольку понял, что гонения на христиан потерпели неудачу. Христиане не только не исчезли, но и укрепились в своей вере, что наносило ущерб национальному единству и гармонии. Кроме того, страдания отдельных христиан не вызывали восторга у языческого населения.

Таким образом, Константин лишь продолжил дело, начатое императором Галерием, подписав Миланский эдикт в 313 году. Кстати, этот эдикт был принят также и еще одним императором — Лицинием. Миланский эдикт не придавал официального государственного статуса какой-либо религии. В соответствии с Миланским эдиктом все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделял христиан и предусматривал возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений.

Обобщение информации параграфа

1. Докажите, что союз короля и христианской церкви был взаимно выгоден.

2. Чем различались по положению и образу жизни служители церкви, относившиеся к чёрному и белому духовенству?

Традиционно служители церкви делятся на белое и черное духовенство. В первую категорию входят те священники, которые не брали на себя монашеский обет, во вторую — взявшие его. Принятие обета происходит в момент пострижения в монахи. До принятия духовного сана человек должен принять решение, кем он хочет быть: священником (им дозволено иметь жену) или монахом. Белое духовенство наиболее приближено к мирской жизни и руководит духовной жизнью своей паствы. Черное же духовенство старается оградить себя от мирской жизни, монахи отказывались от личного имущества и семьи, давали обет жить в бедности и трудах, посвятив себя лишь служению Богу.

  1. Долгое время в Западной Европе только священнослужители владели искусством письма.
  2. Монахи в монастырях занимались перепиской книг и рукописей известных богословов, античных поэтов и мыслителей. Переписка рукописей считалась богоугодным делом.
  3. Переписыванию подлежали только угодные церкви труды. Неугодные работы уничтожались.
  4. Средневековая книга отличалась от античной. Вместо папирусных и пергаментных свитков античности, в Средние века книга приобрела вид сложенных и переплетенных листов пергамента.
  5. В монастырях переписыванием книг занимались многие монахи. Также существовало разделение труда. Одни писали текст каллиграфическим почерком, другие украшали заглавные буквы в красной строке и рисовали миниатюры, третьи делали заставки и орнамент.
  6. Рукописные книги были редкими и дорогими. Книги использовали в качестве подарков королям и знатным феодалам. Рукописные и изыскано украшенные экземпляры Библии даже приковывались цепями, во избежание кражи.

4. Какую роль в сохранении античного культурного наследия играли монастыри?

В Европе долгое время письмом владели лишь служители церкви. Монахи в монастырских скрипториях занимались переписыванием книг и рукописей с работами известных богословов и античных мыслителей. Благодаря труду монахов, до наших дней дошли многие произведения античных поэтов и философов.

5. Чему учили в соборных школах? Как происходило обучение?

В лице Хлодвига христианская церковь нашла то, чего ей не хватало для расширения собственного могущества – поддержку мощного государства. Обращение Хлодвига в христианство сделало его не только союзником папы римского, но и защитником христианской веры от язычества. Кроме того, поддержка правителей франков дало папе римскому земли, богатства, зависимых крестьян и политическое влияние во всех новых государствах Западной Европы.

2. Почему религия, церковь в раннее Средневековье обладала огромной властью над умами людей?

После падения в 476 г. Западной Римской империи духовный авторитет церкви в христианском мире неизмеримо возрастает, так как императорская власть полностью утрачивает влияние на Рим, а установившие власть в Риме германцы-остготы не стремились вмешиваться в церковные дела. В этот период папы как наиболее авторитетные в городе лица фактически сосредоточили в своих руках не только церковную, но и светскую власть.

Религия всегда занимала одно из главных мест в мировоззрении древнего и средневекового человека. Поэтом в период падения империи и неустойчивости светской власти все большее влияние начинает приобретать религия, поскольку она может дать ответы (хотя и своеобразные) на все вопросы. В Риме вся общественная и культурная жизнь людей выстраивается с опорой на христианские идеалы. Всех людей объединяет одна фундаментальная ценность – служение Богу и спасение своей души. Церковь, получив такой подарок, уже не упустила его, получив поддержку правителя франков и обеспечив свою материальную базу для распространения христианства и укрепления власти церкви.

3. Какие перемены произошли в христианской церкви раннего Средневековья по сравнению с Античностью?

В период своего рождения христианская религия была гонимой. Представителям христианской церкви нужно было не только проповедовать, но и скрываться, терпеть лишения и страдания. Античная церковь не обладала богатствами, землями, зависимыми крестьянами и не стремилась к укреплению своего политического значения. Церковь же Средневековья стала серьезной организацией, претендующей не только на религиозное главенство, но и на политическое влияние. Взаимная поддержка церкви и государственной власти принесло церкви огромные земли, богатство, влияние, а также еще большие амбиции.

4. Чем отличается средневековая школа от той, в которой вы учитесь? Выделите сами линии для сравнения. В какой школе вам хотелось бы учиться? Почему?

Средневековая школа занималась подготовкой нужных церкви специалистов, а не образованием. В средневековой школе людей не учили думать, не учили самостоятельно работать с информацией. В современной же школе мы имеем возможность научиться самостоятельно мыслить, а не только заучивать церковные тексты и догматы.

5. Церковь обычно осуждала взимание платы за обучение. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с такой позицией относительно нашего времени? Аргументируйте свой ответ.

Христианская церковь в Западной Европе совершенно не ставила перед собой задачи повышения уровня образования народных масс, это противоречило ее принципам и ставило под угрозу господство церкви. Тем не менее церковь в Средние века стала единственным образовательным центром в Западной Европе. Организуя соборные школы, церковь решала несколько задач: подготовка священников для проповедования церковной догматики, воспитание и передача обучающимся угодного для церкви мировоззрения. В церкви прекрасно понимали, что в школах они должны воспитать религиозную и политическую элиту, верных борцов с ересью, а в крайнем случае – добрых и преданных прихожан. Естественно, взимание платы за такое обучение было бы неправильным.

6. Во всех странах Западной Европы, принявших христианство, богослужение велось на латинском языке. Подумайте, какие последствия могли быть у этого явления.

Почему в качестве языка богослужения в странах Западной Европы применялся и применяется мертвый язык – латынь? Этому есть несколько объяснений.

Во-первых, западноевропейская церковь сохранила мертвый латинский язык в качестве языка богослужения в память о распространении христианского учения в Риме. Мертвый язык также позволял гарантировать неизменность текста службы. Мертвый язык в отличие от живого не меняется. Во-вторых, считалось, что молитва обращена к Богу, а не присутствующим во время мессы прихожанам. Верующим вообще не обязательно слушать и понимать, что говорит священник. В-третьих, язык богослужения должен придавать богослужению торжественный и даже в какой-то степени сакральный характер, отделяющий его от повседневной жизни. Тут в принципе не уместен народный язык. Таинство богослужения не должно быть слишком доступным. В-четвертых, использование латинского языка позволяет служить одну мессу для верующих разных национальностей, в то время как использование живых языков повлекло бы в многонациональных местностях споры, на каком языке служить.

Есть еще много причин для сохранения неизменного языка для богослужения. Кстати, это касается не только богослужения в Западной Европе — в современных православных церквях в России богослужение тоже ведется не на русском языке, а на старославянском.

Недоступность Библии на латинском языке для масс привела к появлению многочисленных еретических учений. Дело в том, что как раз в Библии еретики находили идеологические основы для критики церковных догматов и для их отрицания, для обличения церковных деятелей — ведь церковная действительность никак не соответствовала библейским идеалам. Добравшись до Библии, всякий разумный человек тотчас убеждался, что церковь с её богатствами и продажностью, с развратными и жадными священниками — самая нехристианская организация в мире.

Также можно выделить и другие последствия использования латыни в богослужении. Мы видим, что латынь, как язык церкви, стал языком западноевропейской средневековой науки и образованности, языком средневекового просвещения. Отсюда делаем вывод, что сама средневековая наука и образованность оказались недоступными для широких слоёв населения. Средневековая культура оказывалась доступной лишь для господствующего класса. Она стала привилегией господствующего класса феодалов во главе с феодальной церковью. Этот порядок вещей как нельзя лучше соответствовал общественным отношениям средневековья. Чем темнее и невежественнее народ, тем он более раздроблен и неорганизован, тем легче господствовать над ним кучке вооружённых феодалов.

Таким образом, латынь в богослужении в итоге служила лишь инструментом для усиления контроля над широкими массами.


Учебник по Истории 6 класс Агибалова Донской
of your page -->

Проверьте себя

Подумайте

Проверьте себя

Подумайте

1) Священник имел в виду то, что влияние церкви начнется распространяться еще сильнее. Священник был прав, церковь стала могущественной и влияла на многие аспекты жизни государства. 2) Многие люди верили Бога и считали церковь посланниками и голосом Бога, поэтому народ не смел ослушаться церковь, боясь кары Божьей. 3) Средневековая христианская церковь стала более распространённой, имела больше влияния над государством и народом. 4) Средневековая школа отличается от нынешней, тем что Средневековые школы полностью зависели от церкви, и обучали в таких школах только для того, чтобы в будущем ученики стали монахами. Нынешние же не зависят от церкви, и широко направленны. Я доволен тем, что учусь в школе нашего времени, потому что здесь есть свобода выбора дальнейшей профессии. 5) Потому что ученики становились монахами. Я согласен, что обучение должно быть бесплатным, потому что чем больше образованных людей тем лучше для государства. 6) Это могло оказать влияние на местные языки, люди из разных народов, могли понимать друг друга, из-за этого улучшилась коммуникация, торговля между народами.

Потому что в то время, не было таких привычных для современного человека вещей, как: всеобщее среднее образование, средств массовой информации, интернета и пр. Все это заменяла церковь.

Наука не могла ответить на многие вопросы, к примеру как образовалась земля, все непонятное и неопознанное предписывалось божественному проведению.

Власть над умами в каждое время своя. Не думайте что современный профанный материализм не имеет власть над умами.

В силу многих причин.
Необходимо помнить, что христианство получило массовое распространение еще в Римской империи в первую очередь среди рабов и бедноты по причине идеи равенства перед богом и рабской философией "терпи и воздастся обретением рая". Христианство стало религией угнетенных, обездоленных и т. п., а таким было большинство в империи. Германские племена, расселившиеся по территории Западной Римской империи, ассимилировались с романским населением, исповедовавшим христианство, и постепенно переняли его. При этом христианство принимали и вожди племен, т. к., в отличие от политеизма древности, христианство оправдывало существовавшее построение общества и любую власть объявляла данной от Бога, а значит неприкосновенной для смертных. Таким образом христианство устраивало все социальные слои общества.
Помимо этого, после распада Римской империи и упадка античной культуры, историки называют Раннее Средневековье темными веками: люди были неграмотны, необразованны и невежественны, не могли объяснить явления в окружающем мире, и в этих условиях христианство подменяло все знания простой и понятной формулировкой "все от Бога".
Как резюме: во времена, когда войны, неурожаи, болезни уносили много жизней, а человеческая жизнь не представляла никакой ценности, христианство давало надежду всем, что "ТАМ" (в раю) вы обретете счастье

Читайте также: