Почему ребят нельзя назвать ябедами витя малеев в школе и дома

Обновлено: 03.07.2024

Всего произведение выдержало тридцать переизданий и было переведено на двадцать три языка. А автору дали за него Сталинскую премию III степени.

Есть версия, что перед публикацией повести редактор издания обратился к автору с просьбой упомянуть в тексте имя Сталина, так как вождь пролетариата будет читать эту книгу. Носов отнесся к этому с иронией, но в раннем издании все-таки имя Сталина было использовано один раз.

2. Жанр произведения.

3. Название произведения и его смысл.

Как часто принято в повестях, в название своего произведения писатель вынес имя главного героя. От его имени ведется повествование, вокруг его личности развивается сюжет. Название детализировано: ведь указано не только имя, но и места действия – в школе и дома. Это говорит о том, что для ребенка именно эти две сферы являются важными. Именно дома и в школе дети формируются как личности. Этим объясняется название.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от имени мальчика Вити Малеева, ученика четвертого класса. Он является главным героем и рассказчиком. Автор выбирает такой прием для того, чтобы читатель увидел события глазами ребенка и лучше понял детский мир.

5. Тема и идея произведения.

Тема повести – жизнь обычных школьников, их неудачи и победы.

Идея повести – борьба личностей, которые еще только формируются, со своими недостатками, воспевание высоких моральных ценностей: доброты, взаимопомощи, дружбы, любви.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Повесть начинается с того, что каникулы закончились, и дети снова идут в школу. Главный герой, Витя Малеев, размышляет о том, как здорово перейти в четвертый класс. Но одно его огорчает – он не занимался математикой летом, как обещал учительнице.

Все последующие события связаны со школьными буднями, праздниками, соревнованиями и домашним бытом.

Главный конфликт – борьба главных героев со своей ленью, неорганизованностью. Мальчики, как и все обычные дети, ленятся делать уроки, любят играть, но со временем они становятся дисциплинированными и ответственными.

7. Система образов произведения.

Главные герои повести – рассказчик Витя Малеев и его друг Костя Шишкин. К важным второстепенным героям относятся: учительница Ольга Николаевна (образцовый педагог), мудрый директор школы, сестра Вити – Лика (умная и талантливая девочка, ученица третьего класса), пионервожатый Володя, староста класса Глеб Скамейкин и другие.

8. Композиция произведения.

Произведение состоит из двадцать одной главы. Все они объединены общей темой – описание домашнего быта и школьной жизни главных героев. В повести мало описаний и портретов, внимание сосредоточено больше на событиях и размышлениях о них главного героя.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Автор создает веселую динамичную сюжетную картину в повести. Он удачно использует юмор в эпизодах с детьми. Их рассуждения о мире взрослым кажутся наивными и вызывают улыбку.

10. Читательское восприятие произведения.

Повесть Николая Носова оставила приятные впечатления, веру в то, что люди могут преодолеть свои недостатки.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Класс: 5 класс (11-12 лет, коррекционная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья (легкая умственная отсталость).

Задачи урока :

- задуматься, что в повести Н.Носова главное, для чего её надо читать;

- обсудить характеры героев повести Н.Носова, их роли и взаимоотношения;

- учить выразительному, осмысленному чтению.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: осознанно, выразительно и правильно читать художественные отрывки повести; передавать впечатления от услышанного и прочитанного своими словами; уметь читать по ролям; задавать вопросы по содержанию прочитанного; осознанно выбирать интонацию в соответствии с особенностями прочитанного текста.

Метапредметные: участвовать в диалоге при обсуждении послушанного или прочитанного отрывка повести; обобщать, делать выводы в результате обсуждения вопроса; устанавливать связь данной повести с другими предметами, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Приходит книга в дом любой.
Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель: с каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке, кто его автор?

Учитель: оцените поступок Димки Ковалева.

Дети: Димка поступил нечестно, он присвоил себе поступок Васи.

Учитель: перескажите эпизод о спасении первоклассника.

Дети пересказывают.

Учитель: ребята, объясните название раздела, который мы изучаем?

Дети : в разделе собраны рассказы и стихотворения о детях.

Учитель: с егодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями о детях. Но сначала вспомните, кто такие Знайка, Пончик, Пилюлькин, Винтик, Шпунтик…

Дети : это герои из рассказов о Незнайке и его друзьях.

Учитель: кто автор этих произведений?

Дети : Николай Носов.

Учитель: а как вы думаете, почему сейчас мы вспомнили о Николае Носове?

Дети : наверное, мы будем знакомиться с его произведениями.

I V. Первичное восприятие текста.

Чтение текста учителем.

Беседа по прочитанному.

Дети : стыдно за поступок Кости Шишкина.

Учитель: кто рассказывает эту историю?

Дети : историю рассказывает Витя Малеев, одноклассник и друг Кости Шишкина.

Учитель: кто является главным героем повести?

Дети: скорее всего, это Витя Малеев или Костя Шишкин.

Дети: значит, мы рассудили правильно, и одного, и другого мальчика можно назвать главным героем.

Учитель: почему Костя Шишкин не ходил в школу? (ПРИМЕЧАНИЕ: в учебнике для коррекционной школы отрывок из повести).

Дети: он притворялся больным.

Учитель: что Витя говорил в школе об отсутствии Кости?

Дети: Витя всем говорил, что Костя болен.

Учитель: правильно ли поступали Витя и Костя?

Дети: нет, врать некрасиво.

Учитель: докажите словами текста, что Витя с самого начала чувствовал себя неуютно, его мучила совесть.

Учитель: как ребята узнали об обмане? Расскажите.

Дети: когда Леня вернулся за перчатками, он увидел Шишкина, стоящего вверх ногами. А еще Леня понял, что Костя не мог так быстро одеться, значит, он лежал в постели одетым.

Учитель: как вы думаете, почему люди обманывают?

Дети: наверное, боятся сказать правду.

3. Работа с иллюстрацией на с. 84 в учебнике.

Учитель: какой момент изображен на рисунке?

Учитель: как чувствовал себя Костя?

Дети: он очень переживал.

Учитель: подтвердите это словами текста.

Учитель: как можно подписать эту картинку в учебнике?

V. Работа над содержанием текста.

1. Чтение по ролям (учитель выбирает самостоятельно отрывки и назначает пары читающих детей)

Учитель: сейчас, работая в парах, попробуйте с помощью интонации и голоса наиболее точно передать характеры героев повести.

Учитель: как вы думаете, кому удалось наиболее точно передать характеры героев повести.

Дети называют понравившуюся пару чтецов.

2.Работа в парах.

Учитель: теперь давайте заполним пропуски в диалоге учительницы Ольги Николаевны и Кости Шишкина (слайд 3 и карточки).

Главные герои

Сюжет произведения

В классе Вити Малеева появляется новый ученик — Костя Шишкин. Ребята быстро находят общий язык.

Витя чувствует себя неловко за свои дурные отметки, ищет себе оправдания. Когда сестра просит помочь ей с решением задач, понимает свою ответственность и испытывает стыд за то, что не может решить задачу.

Когда ситуация накаляется, на помощь к друзьям приходят одноклассники. Они помогают Вите и Косте разобрать трудные для них темы, подключают их к общественной работе. Вместе Витя с Костей организовывают классную библиотеку.

Витя и Костя исправляют оценки, переходят в пятый класс с отличием, а на концерте Костя исполняет свою мечту. Он выступает с собакой в качестве дрессировщика. Мальчик научил свою собаку считать.

План пересказа

Главная мысль

Вывод

Чтобы получить хороший результат, необходимо искренне захотеть этого и приложить усилия. Это наглядно показывает Николай Носов на примере двух одноклассников — Вити Малеева и Кости Шишкина. Каждый из них находит свой мотив для хорошей учебы. После того, как мальчики проходят путь из отстающих учеников до ответственных выпускников начальной школы, к ним меняется отношение одноклассников, учительницы и директора.

День рождения Вити

2. В какой класс пошел Витя?

3. По какому предмету Витя отставал в школе?

По русскому языку

4. Кем в классе избрали Глеба Скамейкина?

5. Почему Костя Шишкин опоздал на урок?

Сел не на тот автобус

Попал в пятый класс

Помогал старушке перейти дорогу

6. Из какого города приехал новый ученик Костя Шишкин?

7. Кем работала мама Шишкина?

8. Кем работал папа Вити Малеева?

Прорабом на стройке

Модельщиком в сталелитейном цехе

Врачом в детской поликлинике

9. Кем хотел стать Витя Малеев в будущем?

Врачом или учителем

Летчиком или путешественником

10. Что забыл на футбольном поле Костя Шишкин?

11. Зачем Костя позвал Витю к себе домой после игры в футбол?

чтобы вместе делать уроки

чтобы вместе поужинать

чтобы мама не ругала

чтобы показать своих домашних животных

12. Кого Шишкин подарил Вите?

13. Что, по мнению Ольги Николаевны, нужно делать, чтобы успешно учиться?

утром делать зарядку, почаще бывать на свежем воздухе

уроки делать днем, вечером заниматься вредно

сначала надо делать трудные уроки, а потом те, что полегче

14. Что нарисовал на стене в классе Игорь Грачев?

15. Чем был нарисован на стене морячок?

16. Что отказывался два дня есть Витя, проверяя свою силу воли?

17. Про что была задача, которую Витя смог решить для сестры?

18. Костя Шишкин решил не ходить в школу. Чем он хотел заниматься?

Стать дрессировщиком в цирке

Стать уличным музыкантом

19. Как звали собаку Кости Шишкина?

20. Чему научил Костя собаку, пока не ходил в школу?

Ходить на задних лапах

Прыгать через горящее кольцо

21. В какую игру Витя играл с Аликом Сорокиным?

22. Отрывок из какого произведения ставили ребята на вечере самодеятельности?

23. Шкуру какого животного шили Витя, Костя и Лика?

Учительница Ольга Николаевна

Директор Игорь Александрович

25. Что Витя, Костя и Лика написали на плакате, который повесили рядом с книжным шкафом?

Читайте также: