Почему ребенок ябедничает в школе

Обновлено: 04.07.2024

Дан психологический анализ феномена ябедничества в младшем школьном возрасте, выявлены особенности суждений ябедничающих детей, предпосылки возникновения ябедничества, его зависимость от уровня морального развития ребенка.

Разделы журнала: Проблема; Наука

Ключевые слова: уровень морального развития; феномен ябедничества

Уровень морального развития как условие феномена ябедничества

Феномен ябедничества тесно связан с уровнем морального развития детей. Согласно Ж. Пиаже, до 7—8 лет у ребен­ка под воздействием принуждения взрослых развивается понятие объективной ответственности и необходимо­сти искупительной санкции в отноше­нии провинившегося (Пиаже, 2006). В начале школьной жизни ученики стал­киваются с новыми школьными прави­лами, выполнение которых считается обязательным для всех учеников. В процессе их освоения дети возносят эти правила в ранг незыблемых законов, стараются следовать им, более того, следят за тем, чтобы и все остальные им следовали. Любое нарушение правил вызывает возмущение у ребенка, и он для сохранения порядка прибегает к помощи их носителя — социального взрослого. Именно этим объясняется вспышка ябедничества, отмечающаяся педагогами в начале младшего школь­ного возраста у детей. В этом возрасте ребенок еще находится на уровне мо­рального реализма. Он ориентирован на взрослого — носителя правил и очень чувствителен к любому их нарушению. К 8—9 годам ребенок все глубже осваи­вает межличностные отношения со сверстниками, и над ним перестает вла­ствовать объективная ответственность и искупительная санкция (Пиаже, 2006). К концу начальных классов школьник начинает понимать относи­тельность правил и санкций, его новые моральные ценности — сотрудничество со сверстниками. Такая смена ориента­ции от взрослого к одноклассникам свидетельствует о переходе на уровень морального релятивизма.

Существует возрастная динамика в психологическом содержании ябедниче­ства. Ябедничество по поводу соблюде­ния школьных правил в начале младше­го школьного возраста можно считать своего рода нормативным явлением, воз­никающим в период активного освоения новых социальных норм поведения, пре­ходящей стадией на пути к пониманию относительности морали. К концу на­чальных классов проявление феномена ябедничества, как правило, идет на спад, на первый план выступают отношения дружбы. Ябедничество в этом возрасте является тревожным сигналом, оповещающим о психологическом неблагопо­лучии ребенка, о существовании некоторой проблемы. На этом возрастном эта­пе ябедничество уже имеет другой харак­тер — посредством его дети самоутвер­ждаются, пытаются решить проблемы межличностных отношений, выплескивая накопившиеся чувства обиды, завис­ти, злобы к одноклассникам.

Социокультурная обусловленность феномена ябедничества

Ябедничество — социокультурный, исторически изменчивый феномен. Его характер, особенности проявления во многом зависят от того, в какой стране, культуре и исторической эпохе оно име­ет место. Особенности менталитета, тра­диций, семейного воспитания, законо­дательства, отношений общества и вла­сти — все это во многом обуславливает феномен ябедничества.

Как отмечает Дж. Ролз, законопо­слушное общество, в котором каждый принимает и знает, что другие принима­ют те же принципы справедливости, бо­лее хорошо организовано с точки зрения выполнения социальных норм. При этом каждый человек, преследуя собственные интересы, становится бдительным по от­ношению к другому, следя за тем, чтобы другой не нарушал правил (Ролз, 1995).

Таким образом, отношение к ябед­ничеству у людей в разных обществах неодинаковое, и проявляется оно по- разному в зависимости от особенностей страны и ее культуры.

Психологические особенности младшего школьного возраста как условия возникновения феномена ябедничества

Потеря непосредственности

Произвольность и выполнение правил

Формирование самооценки

Децентрация

Развитие нравственности

По мере того как дети становятся старше, большинство из них научается различать хорошие и плохие поступки, то есть у них формируется нравствен­ность. Ж. Пиаже определял ее как уважение индивидом правил социального порядка, обладание им чувством спра­ведливости, под которым понимается забота о взаимообмене и равенстве ме­жду людьми. Согласно Пиаже, чувство нравственности возникает у детей в ре­зультате взаимодействия их развиваю­щихся когнитивных структур и посте­пенно расширяющегося социального опыта. Оно проходит две стадии: морального реализма (ориентация на взрослого и приверженность к справед­ливости и искупительной санкции) и морального релятивизма (ориентация на сверстника, понимание относительно­сти правил) (Пиаже, 2006).

Общение со сверстниками

Особенности младшего школьника в конце начальных классов

Усвоение моральных норм и правил поведения

В младшем школьном возрасте за­кладывается фундамент нравственного поведения, формируется общественная направленность личности. Нравствен­ное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от 1 к 3 классу: моральные знания, представления и суждения заметно обогаща­ются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными (Крутецкий, 1976). Моральные суждения учащихся 1—2 классов основаны на опы­те собственного поведения и на конкрет­ных указаниях и разъяснениях взросло­го, которые дети выполняют, часто еще не понимая их необходимости. Учащие­ся 3 класса уже воспринимают указания взрослых более осмысленно. Они име­ют обогащенный собственный опыт и пытаются анализировать опыт других людей, ставить себя на их место.

Смена ориентации в общении от взрослого к сверстнику

На период обучения в 1—2 классах приходится первая фаза формирования представлений у детей о правилах. В это время у ребенка под воздействием взрос­лых развиваются понятия объективной ответственности и искупительной санк­ции. На протяжении всей этой стадии младший школьник, по существу, эго­центричен, и если он и испытывает чув­ство тесной общности, то, главным образом, со взрослым или со старшим ре­бенком (Пиаже, 2006). В 3—4(5) классах дети находятся уже на второй стадии, когда они все глубже входят в общество себе подобных. Группы ровесников ор­ганизуются и в классе, и в повседневной жизни, часто они объявляют себя добровольно солидарными с виновным в случае конфликта между ним и взрос­лым (Пиаже, 2006).

Переход от морального реализма к моральному релятивизму

В начале младшего школьного воз­раста ребенок находится на стадии нрав­ственного реализма — в этом возрасте дети считают, что необходимо соблюдать все правила так, будто они являются незыблемыми принципами бытия (Пиаже, 2006). Правила для них — не абстракт­ная, а нерушимая реальность. О нравст­венности поступка ребенок в этом воз­расте судит по его последствиям, а не по начальным намерениям. Поэтому млад­ший школьник остро реагирует на нару­шение общеустановленных правил. Он может сообщать о нарушениях правил другим ребенком, с тем чтобы послед­него призвали к порядку.

Психологические условия генезиса феномена ябедничества

Возникновение и развитие феноме­на ябедничества у детей во многом обу­словлено характером общения и взаимо­действия со взрослыми и со сверстника­ми, а также уровнем морального развития ребенка.

Огромное значение имеет также ха­рактер общения ребенка в семье. Пред­посылками возникновения ябедничества могут стать негармоничная семья и неадекватный тип воспитания. Для не­гармоничной семьи характерно преоб­ладание отношений власти — подчине­ния, отсутствие сотрудничества, парт­нерства, взаимопомощи и т. п. (Карабанова, 2004). Непринятие и авторитаризм со стороны родителя могут стать причи­ной тяжелых переживаний ребенка, нарушения его Я-концепции в форме са­моотвержения и низкой самооценки. С неуверенностью в себе и низкой само­оценкой ребенок может пытаться бо­роться двумя способами: продуктивным (работа над собой, обретение новых компетентностей) и непродуктивным (ябедничество, самоутверждение за счет унижения другого, месть).

В младшем школьном возрасте ребе­нок должен научиться общаться и стро­ить совместную деятельность для дости­жения общих целей. Овладевая этими навыками, он должен уметь принимать на себя ответственность, быть готовым к самоограничению и даже к подчине­нию. По Э. Эриксону, продуктивный результат данного возраста — компетент­ность, определяемая способностью со­трудничать с другими в учении и труде. Противоположное компетентности качество — это инертность, одним из вы­ражений которой является сверхконку­ренция. В этом случае ребенок побуж­дается чувством неполноценности, стре­мится во всех сферах быть первым (Эриксон, 1996). В такой погоне за пре­восходством ябедничество может ис­пользоваться им как средство для до­стижения целей.

В заключение отметим, что теорети­ческий анализ феномена ябедничества позволяет сделать предварительные вы­воды, требующие эмпирического обо­снования и подтверждения: ябедничество — это исторически и социокультурно обусловленный феномен, который име­ет возрастную динамику и связан с уров­нем морального развития. Данные утверждения стали основными гипоте­зами, проверяемыми в ходе проведенно­го нами исследования младших школьников из российских и армянских обще­образовательных школ.

Исследование

Операционализация основных понятий

Ябедничество/жалобы — широкое понятие, включающее в себя все сооб­щения ребенка о других детях, которые заключают в себе негативную информа­ции о них.

Уровень морального развития: соглас­но Пиаже, моральное развитие проходит два уровня:

морального реализма, когда дети счи­тают, что необходимо соблюдать все правила, следуя каждой их букве, счи­тают хорошим лишь тот поступок, ко­торый им соответствует; судят о поступке не по намерениям человека, а по их материальному соответствию с установленными правилами; ориен­тированы на взрослого;

морального релятивизма, когда дети осознают, что правила — согласован­ный продукт разных людей; ориен­тированы на сверстников; и мораль­ность поступка зависит от намерений, а не последствий.

Гипотезы исследования

Гипотеза 1. Существует возрастная динамика в психологическом содержа­нии ябедничества.

Гипотеза 2. Уровень морального развития обусловливает феномен ябед­ничества.

Частные гипотезы:

в решении моральных дилемм ябед­ники ориентируются преимущест­венно на установленные авторитет­ным лицом правила и на наказание нарушившего их.

Гипотеза 3. Ябедничество — социо­культурно обусловленный феномен.

Литература

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1973.

Выготский Л.С. Вопросы детской (воз­растной) психологии. Кризис семи лет. (1933-1934) // Выготский Л.С. Собр. со­чинений. - Т. 4. - М., 1986.

Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консуль­тирования. — М.: Гардарики, 2004.

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб: Питер, 2006.

Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. — М.: Просве­щение, 1976.

Пиаже Ж. Моральное суждение у ребен­ка. — М., 2006.

Роулз Дж. Теория справедливости. — Но­восибирск: Изд-во Новосибирского уни­верситета, 1995.

Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.

Эльконин Д.Б. Избранные психологиче­ские труды. — М., 1989.

Эриксон Э. Детство и общество. — СПб, 1996.

Продолжение в следующем номере.

Для цитирования статьи:

Оганесян С.Е. Феномен ябедничества в младшем школьном возрасте // Национальный психологический журнал - 2010. - №1(3) - с.66-69.



О ябедничестве говорится в Судебнике 1497 года как об уголовном преступлении. В те времена ябедниками были должностные лица, отвечающими за обвинение, и были случаи, когда они в корыстных целях делали ложные доносы. Сегодня ябедами мы называем детей, которые жалуются на других. Когда по делу, когда нет. Как относиться к ябедничеству? Нужно ли его пресекать у детей или, наоборот, поощрять?

Почему дети жалуются и ябедничают?

К 9 годам приоритет объективной ответственности ослабевает, и у ребенка появляется новый приоритет — общение с другими детьми, и ребенок более спокойно относится к нарушениям правил, понимает их относительность.

Почему ребенок ябедничает? Основные причины:

Как отучить ребенка ябедничать?

Научите ребенка самого решать свои проблемы. Увидев проблему, ребенок должен спросить себя: Это моя проблема? Что я могу сделать, чтобы ее решить? Грозит ли кому-то опасность?

Решение проблемы в классе

Ябедничество или гражданский долг?

Как стоит воспитывать детей? Требовать качественного выполнения оплаченных услуг? Уборки в подъездах? Запрета на громкую музыку из соседской квартиры?

А каковы ваши способы борьбы с ябедничеством? Мы ждем ваши комментарии.

Фото: Екатерина Афанасьичева. Использованная литература:

  1. Попрядухина. Преступления против личности по Судебнику 1497 г., с. 332. Вектор науки ТГУ. No 2(16), 2011
  2. Оганесян С.Е. Феномен ябедничества в младшем школьном возрасте. Национальный психологический журнал №1/2010.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Нередко бывает, что тот или иной ребенок постоянно жалуется на других детей, ябедничает. Убеждения не помогают. Почему это происходит и что может сделать учитель?

Зачем он это делает

Когда ребенок ябедничает, он действует в соответствии со своей внутренней логикой, ведь для него это имеет какой-то смысл. и, чтобы изменить это поведение, нам следует эту логику понять. Для этого нужно, прежде всего, ответить на несколько вопросов:

— Сколько лет ребенку?
— Когда это происходит? Невозможно представить, что ребенок ябедничает постоянно, на всех занятиях, во время игр и прогулок, с утра и до вечера.
— На кого он ябедничает? На всех детей, или на кого-то чаще других?
— Как это происходит? Ребенок выбирает соответствующее время и ябедничает с глазу на глаз, приватно, или делает это публично, при всех?
— Как реагирует на эти жалобы педагог? Как и что говорит при этом?
— Что происходит потом? Как реагирует на действия и слова педагога ребенок? Он соглашается, кивает головой и весело продолжает свою повседневную деятельность или уныло, понурив голову уходит?
— И, наконец, проявляется ли такое поведение дома, в отношении братьев и сестер, других родственников? И что в этом случае делает мама ребенка?

В зависимости от полученной таким образом информации мы можем выбрать адекватные методы педагогического вмешательства.

Это отвлекает педагога, а если все происходит во время занятий, то мешает и раздражает его. Если мы будем продолжать эту практику, то рискуем окончательно закрепить подобный алгоритм поведения ребенка, который со временем может трансформироваться в менее приемлемые формы и порождать конфликты не только с учителем, но и со сверстниками.

Что может сделать учитель, чтобы урезонить ябеду?

Еще учитель может обратиться к этому ученику с той, или иной просьбой: собрать (раздать) тетради учеников, полить цветы после уроков, отнести книги в библиотеку и мн. другое.

Наконец, учитель может попросить ученика задержаться после уроков и расспросить ребенка о его взаимоотношениях в классе, о трудностях в учебе, его увлечениях и жизни вне школы.

Таким образом ребенок сможет получить так необходимое ему внимание учителя. При этом оно будет минимальным и конструктивным, поддерживающим доброжелательные взаимоотношения и направленными на их дальнейшее развитие.

К сожалению, часто в школах учителя уделяют больше внимания плохому поведению детей, чем хорошему. Ребенок, который весь урок усердно выполнял задания учителя, может завершить свой учебный день, оставаясь неоцененным и незамеченным, в то время как другой толкался с соседом и стучал ручкой, затем уронил книгу, а потом еще шумно бегал по коридору, и за все это получил огромное количество внимания учителей — ушел вполне довольный собой, уверенным в правильности выбранного им пути.

Стратегия педагога заключается в том, чтобы, обучая ребенка, сохранить доверительные, сотрудничающие отношения с ним, закрепить их и приумножить. Дети не общаются с теми, кого не уважают, не доверяют и не любят. Даже если ребенок жалуется, ябедничает учителю, это верный признак того, что ребенок доверяет ему. Задача учителя сохранить это доверие и помочь ребенку найти более правильное, более конструктивное поведение.

Как объяснить маме?

Взаимоотношения с родителями — отдельная и большая тема. Здесь можно дать несколько полезных рекомендаций.

И нет никакой необходимости в объяснении ошибочности какой-то из ее точек зрения. Ведь вера всегда сильнее знания. Здесь полезнее помнить, что нам важнее обрести союзника, а не доказать свою правоту и остаться с проблемой один на один.

И, последнее. Нам не следует воспринимать защитные реакции мамы нашего ученика, как негатив, направленный на нас лично. Они естественны. Будет полезнее выразить ей наше понимание и поддержку и договориться о последующих встречах во время которых, мы надеемся, наше взаимопонимание будет только расти.

«Мой ребенок пошел в этом году в первый класс, и проблема ябедничества вышла за всякие разумные границы. Я тревожная мама, знаю, что своим волнением провоцирую ребенка ябедничать, но я за первые пару месяцев успокоилась и поняла, что даже те ситуации, которые ребенок преподносил мне как очень опасные, на самом деле такими не являются. А ребенок продолжает! Мне уже надоело постоянно бегать в школу.

Причины

Дети ябедничают (т.е. доносят о малозначительных проступках других, чаще всего в тайне) по ряду основных причин:

Решать или вмешиваться?

Задумываясь о том, вмешиваться ли им после рассказа ребенка в какую-то ситуацию или нет, родители забывают, что вмешаться тоже можно по-разному. Ябедничая, ребенок подспудно требует, чтобы взрослый решил проблему за него: восстановил справедливость, наказал виновных, наградил честных. Конечно, именно это и нужно делать там, где стоит вопрос о физической угрозе, травле, жестокости.
Но в большинстве случаев речь не идет об этом, а значит, нужно вмешиваться, но не решать.
На деле, это означает примерное соблюдение следующих этапов:

Итак, помогая ребенку разрешать такие ситуации, вы помогаете ему стать более компетентным, что на самом деле решает проблему ябедничества. Зачем доносить, если быстрее и эффективнее можно решить проблему самому?

Ребенок-ябеда

Не ябедничание, а…

Начиная с пятилетнего возраста, дети могут ябедничать уже сознательно, с вполне определенной целью: вызвать неприятные последствия для другого человека. Каковы же причины такого доносительства?

ябедничество

Как перевоспитать маленького ябеду?

комментарий пользователей с майл ру

Если другие дети решат, что ваш ребенок – ябеда, это может привести к потере друзей или к трудностям с установлением отношений со сверстниками. Кто захочет дружить с тем человеком, который рассказывает взрослым о любых их поступках? Также одноклассники могут придумать ребенку обидную кличку, к примеру, шпион, стукач или доносчик. Согласитесь, что подобные прозвища заденут детские чувства и подмочат подростковую репутацию.

Что же делать встревоженным родителям, которые опасаются, что их ребенок растет злостным ябедой?

Обязательно расскажите ребенку, о каких проступках и нарушениях правил следует рассказывать взрослым – например, собственная безопасность или безопасность других детей. Если ребенок увидел, что мальчики из группы пытаются перелезть через забор детского сада, или услышал, что девочки во дворе решили идти на речку без сопровождения, он обязательно должен об этом проинформировать взрослых. Незначительные же проступки (к примеру, малыш услышал, что другой ребенок выругался в пылу ссоры) не обязаны привлекать его внимания.

Что стоит за детскими жалобами? Возможно, ребенком движет месть или желание добиться внимания. А может, он всего лишь пытается восстановить справедливость. Проведите небольшое расследование и узнайте истинные мотивы своего ябеды. Если же корнем проблемы являются негативные эмоции (обида или зависть), научите детей здоровым способам борьбы с неприятными чувствами.

  • Обучайте навыкам самостоятельного решения проблем

Очень часто положительное внимание может значительно уменьшить число жалоб и доносов. Выделите несколько минут в день, чтобы поиграть с малышом. Пусть он возьмет инициативу на себя: строит башню из кубиков, играет в куклы, бегает во дворе и делает то, что ему хочется. Всего десять минут вашего безраздельного внимания подкрепляют хорошее поведение и снижают вероятность такого способа привлечения интереса к себе, как ябедничание.

Взрослому ребенку уже можно наедине рассказать, за что не любят доносчиков и в каком случае подобная откровенность может нанести другим людям вред. Спросите у своего чада, что бы он почувствовал, если другой человек (со зла или без умысла) рассказал об его проступке или секрете. Будет ли он чувствовать себя хорошо или плохо? Что он ощутит: грусть, стыд, разочарование?

Читайте также: