Что такое духовный концерт 6 класс кратко

Обновлено: 28.06.2024

Предлагаю разработку урока в 6 классе по программе Критской, Сергеевой.

ВложениеРазмер
Технологическая карта урока 64.95 КБ
Краткие сведения о М.С. Березовском 15.63 КБ
Не отвержи мене. текст 13.25 КБ
Презентация к уроку сжата 2.95 МБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки, 6 класс

Тема: Русская духовная музыка. Духовный концерт

Учитель: Виноградова Н.И.

1. Дать представление: о особенностях русской духовной музыки с 10 века, о жанре хорового концерта, краткая биография композитора.

2. Найти в музыке интонационные особенности молитвы, выявить музыкально – интонационные особенности музыки концерта

Введение в тему урока. Самоопределение к деятельности (включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне)

Интерес к музыкальному искусству, мотивация к обучению

К: уметь работать в классе, с учителем

Р: ( саморегуляция - способность к мобилизации на учебную деятельность) ;

Настраивает внимание детей на содержание урока

Настрой внимания на содержание урока. Мотивируются на активную деятельность

Понятия: жанры русских народных песен, скоморохи..

эмоциональная отзывчивость на музыку, выражение личностного отношения к произведениям р.н. через музыкально-творческую деятельность

Р: готовность выполнять учебные действия, оценивать свою деятельность; к: умение работать во взаимодействии с классом и учителем; П : выделять необходимую для решения задачи информацию

Подводит учащихся к тому, что в 10 веке получила развитие духовная музыка.

Учащиеся проникаются проблемой, находят ответ на вопрос учителя, делают выводы.

Осознают, для чего им необходимо получить знания по данной теме. Оценивают произведения искусства

и распознают существенные признаки и свойства явлений с помощью наблюдения, сравнения, анализа

3. Постановка цели и задач урока.

Постановка учебной задачи (формулирование темы урока и целеполагание)

Русская духовная музыка.. Композитор М.Березовский. Понятие Духовный концерт. Знаменный распев. Партесное пение.

Развитие мотивации музыкально-учебной деятельности

К: формулировать собственную позицию, достигать соглашения друг с другом П : выделять необходимую для решения задачи информацию

Подводящий диалог к самостоятельному определению темы урока: Духовная музыка помогает задуматься о смысле жизни.

Определяют цель в учебной деятельности с помощью учителя

Составляют алгоритм работы на уроке. В чем драматизм произведения ?

Духовная или церковная музыка — музыка религиозного характера, предназначенная для исполнения во время молитв, богослужений и в быту.

воспринимать фрагменты музыкальных произведений на основе эмоционально-чувственного развития

П: усвоение элементов музыкального языка как средства создания музыкальных образов

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов

Анализируют стиль композитора, выявляют сходство и различие форм произведений

5. Первичная проверка понимания.

особенности церковно живописных и музыкальных образов, сравнивают, анализируют их.

воспринимать фрагменты музыкальных произведений на основе эмоционально-чувственного развития

Р: Развитие образно-ассоциативного мышления на основе активного, прочувствованного восприятия музыки

Сопоставляют особенности церковно живописных и музыкальных образов

6. Первичное закрепление. Самостоятельная работа

Словарь, запись в тетрадь определений

Реализация творческого потенциала в процессе коллективного и индивидуального музицирования

Регулятивные: сопоставлять средства музыкальной выразительности музыки и живописи. П: рассматривать живописные полотна и определять, какая музыка звучит на картинах

Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Осуществляет контроль над составлением плана рассказа.

Применяют словарь во время просмотра презентации для характеристики звучащей музыки и художественных образов, возникающих на экране

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Включение новых знаний в систему знаний и повторение*

Музыкальные и художественные средства выразительности:

ритм, палитра, настроение

Воспринимать музыкальное произведение на основе чувства сопричастности к шедеврам мирового искусства

П: передавать в музыкальной деятельности разный характер

Подводит к пониманию интонационной общности в создании драматических образов, что духовная культура, духовное искусство, духовная музыка придет лишь к отворившему

Делают выводы о том, что цели и задачи, которые они формулировали и намечали в начале урока, анализируют все ли успели и усвоили в процессе урока.

Умеют адекватно воспринимать как твои действия оценивает учитель и сверстники.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

передать в рисунке настроение

Закончить рассказ по плану. Подобрать иллюстрации к образам

Закончить рассказ по плану. Подобрать иллюстрации к образам баллады

9. Рефлексия. Подведение итогов урока. Подведение итогов по теме урока (личностные результаты) (осознание учащимися своей учебной деятельности)

осознание своей принадлежности к мировой музыкальной культуре

Р: умение объективно оценивать себя и других ребят в учебном процессе

Заполняют лист рефлексии:

Сегодня я узнал…

Предварительный просмотр:

М. С. Березовский

Березовский, Михаил Созонтович, - замечательный композитор. Родился 16 октября 1745 г. в городе Глухове, Черниговской губернии. Учился в киевской духовной академии, по приезде в Петербург определен в придворную певческую капеллу, где изучал музыку у Цопциса. При дворе императрицы Елизаветы давались представления итальянской оперы, в которых принимал участие и Березовский, уже в ту пору обративший на себя внимание способностями к композиции и виртуозным талантом (он отлично играл на скрипке). В 1765 г. Березовский был послан в Италию, в болонскую академию, где занимался под руководством Мартини Старшего. Господствовавшая в этой академии хорошая музыкальная традиция отразились на сочинениях Березовского, отличающихся строгим и красивым стилем. Многие музыкальные академии в Италии избрали Березовского своим почетным членом; болонская академия возвела его в почетные академики. К этому периоду времени относится его опера "Демофон", написанная на текст Метастазио для театра в городе Ливорно; она имела огромный успех. В Италии Березовский написал свои лучшие произведения: "Литургию", концерт "Отрыгну сердце мое", "Слава в вышних Богу", "Милость и суд воспою тебе, Господи", "Причастный" и др. Они отличаются простотою, доступностью, изяществом и в художественном отношении превосходны. Исполнение их в России сделало имя Березовского известным и на родине. Когда он, в 1774 г., вернулся в Россию, Потемкин предложил ему место директора будущей музыкальной академии, которую предполагал основать в Кременчуге. В ожидании этого назначения Березовский определился в капеллу без всякой должности, так как все высшие и лучшие места были в руках иностранцев. Между тем Потемкин забыл не только о Березовском, но и о самой академии. Отчаявшись получить соответствующее его таланту и знаниям место или хотя бы повышение в должности, Березовский впал в мрачную тоску. В марте 1777 г. он заболел белой горячкой и в одном из припадков этой болезни покончил жизнь самоубийством (22 марта). Как композитор духовной музыки, Березовский, вместе с Веделем , является представителем нового направления в партесном пении. В его произведениях меньше следов влияния итальянской музыки; заметно стремление к самобытности, к строгому согласованию музыки с текстом, о чем в то время и не думали многие итальянские композиторы, писавшие духовную музыку для православной церкви. Отличительные черты произведений: большая свобода голосоведения в контрапунктическом стиле, художественность целого в ущерб внешнему блеску, замечательная отделка деталей, соединение простоты и изящества. Из многочисленных сочинений Березовского, оставшихся в рукописях и хранящихся у многих любителей, только два, и то спустя 50 лет со дня его смерти, были изданы придворной капеллой: "Верую" и классический концерт "Не отвержи мене во время старости". Кроме них, напечатаны: "Причастны творяй ангела", "В память вечную", "Чашу спасения", "Во всю землю изыде вещание их". "Из рукописных его сочинений известны: литургия, концерт "Отрыгну сердце", "Милость и суд воспою", "Слава в вышних Богу", причастны: "Хвалите Господа с небес", "Блажени яже избрал", "Не имамы иныя помощи" и др. Ему приписываются, но без доказательств, и другие рукописные композиции, обращающиеся среди любителей церковного пения. - См.: "Очерк истории музыки в России" (приложение к "Руководству к изучению истории музыки" фон Доммера, М., 1884); Разумовский , "Церковное пение в России" (М., 1867); Н.А. Лебедев, "Березовский и Бортнянский, как композиторы церковного пения" (СПб., 1882); Л. Саккетти, "Очерк всеобщей истории музыки" (СПб., 1883; 3-е изд., 1903); В. Металлов , "Очерк истории православного церковного пения в России" (3-е изд., М., 1900, стр. 122 - 124); Стаффорд, "История музыки" в перев. Е. Воронова (СПб., 1838); Fetis, "Biographie universelle des musiciens" (П., 1860).

Предварительный просмотр:

Не отвергни меня во время старости; когда оскудевает крепость моя, не оставь меня. Не отвергни, не оставь.

Ибо изрекли враги мои мне, и подстерегающие душу мою советовались вместе,

говоря: Бог оставил его, подгоните и поймите его,

ибо нет избавителя.

Боже мой, не удаляйся от меня; на помощь мне приходи.

Да постыдятся и исчезнут клевещущие на душу мою, да облекутся в стыд, да облекутся в срам ищущие мне зла.

Я же всегда буду уповать, уповать на Тебя, и приложу на всякую похвалу Твою. Не отвергни, не оставь.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Определим тему урока.

На Руси духовная (церковная) музыка получила распространение вместе с принятием христианства , в ее основе лежала византийская музыкальная культура.

Как пели? Церковное пение в древности было одноголосным, унисонным, мужским. В. Маковский Певчие на клиросе Отличительная черта русской православной музыки - пение без сопровождения (a capella)

Духовный концерт Духовный концерт - это многоголосное вокальное произведение для солистов и хора. Появился в XVIII веке. Создателем жанра был Максим Созонтович Березовский (1745 – 1777) Был незаслуженно забыт и, спустя много лет после своей смерти, вновь открыт новым поколениям слушателей.

Какой характер мелодии? Как она развивается? Духовный концерт М. Березовский Хор капеллы им. Глинки, дирижер В. Чернушенко

Далеко не все сочинения на церковные тексты предназначены для исполнения в Церкви. Часть их из-за сложности композиторского замысла доступна лишь профессиональным коллективам. Хор Московского Сретенского монастыря Хор братии Валаамского монастыря

В Русской православной церкви с середины XVII в. стало распространяться многоголосное пение. Так как количество голосов в пении колебалось от трёх до сорока восьми, то сочинение и исполнение такой музыки требовало большого мастерства — знания вокальных возможностей человеческого голоса, искусства управления хором.

В XVIII в. в русской музыке появился новый жанр — многоголосный духовный концерт.

Максим Созонтович Березовский (1745—1777) прожил короткую жизнь, всего тридцать два года. Музыкальные творения этого замечательного русского композитора XVIII в. долгие годы не были известны профессиональным музыкантам и любителям музыки.

Музыкально одаренный ребёнок был привезён в Петербург из маленького украинского городка Глухова. Всестороннее дарование позволяло М. Березовскому не только петь, но и играть на различных инструментах (в том числе и народных), сочинять музыку.


Здание Придворной певческой капеллы в Петербурге

Талантливого молодого придворного композитора отправляют за государственный счёт на учёбу в Италию, в Болонскую филармоническую академию. Титул члена Академии был почётным: он давал право быть капельмейстером — руководителем хорового коллектива или оркестра.

Болонскую академию прославили русские композиторы — Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский, Евстиг-ней Фомин, а также зарубежные — австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, чешский — Йозеф Мысливичек.

Музыку Березовского, незаслуженно забытого композитора, — его духовные хоровые концерты, а также оперные и инструментальные сочинения — открыли слушатели новых поколений спустя много лет после его кончины.


Юные певчие

  • Какой эмоциональный настрой несёт в себе эта мелодия? В каком характере необходимо её исполнять?
  • Какой партии хора, по твоему мнению, можно поручить первоначальное её проведение?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель урока : дать представление об одном из лучших образцов русской духовной музыки, познакомить с творчеством М. С. Березовского

Задачи урока

Развивающие : развивать слушательскую и исполнительскую культуру через приобщение к лучшим образцам русской хоровой музыки.

Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к духовной культуре своего народа.

Оборудование: музыкальный центр, компьютер, аудио и видео материал, учебники.

Начало урока. Введение в тему урока.

Какая музыка звучала?

- музыка для очищения души, исполняется в церкви

Духовная музыка – это вокальное или вокально-инструментальное произведение на текст религиозного характера, исполняемое во время церковной службы.

Как вы узнали, что прослушанная музыка православная, а не католическая?

- исполняется a capella, на старославянском языке, тогда как католическая музыка исполняется с аккомпанементом, чаще всего в сопровождении органа на латыни

Как называется жанр, исполняемый мужским хором, одноголосно, a capella ?

Основная часть

Пожилые люди, как и младенцы слабы и нуждаются в помощи и внимании

- музыкальное произведение для оркестра и солирующего инструмента

- солирующим инструментом будет человеческий голос

Вслушайтесь в эту музыку. Каков характер произведения, состав исполнителей?

- характер музыки печальный, даже трагический, возвышенный; исполняет смешанный хор a capella

Какими средствами музыкальной выразительности композитор достиг гармонии текста и музыки?

- минорный лад, тембр – смешанный хор, чередование сольных фрагментов с хоровыми, неторопливый темп.

Какая в этом произведении фактура? Вы уже знакомы с гомофонно- гармонической и аккордовой фактурами. Здесь фактура полифоническая.

Что такое полифония?

- поли – много, фонос – голос, многоголосие.

Это не простое многоголосие. Внимательно рассмотрите партитуру в учебнике. Чем она отличается от обычной хоровой партитуры?

- голоса вступают поочередно

Полифония – это поочередное проведение темы во всех голосах.

Сейчас мы попробуем исполнить простейшую форму полифонии – канон.

Вокально-хоровая работа

Закрепление темы

- не отвергай, не отворачивайся

Как вы думаете, к кому обращены эти слова?

- к близкому человеку

А если нет близких людей?

Как вы думаете, что находят пожилые люди в религии?

- опору, утешение, духовную поддержку, веру в лучшее

Пожилые люди нуждаются в нашей помощи и поддержке. Люди должны быть терпеливыми и внимательными к своим престарелым и немощным родным.

Как вы думаете, сколько лет было композитору М. Березовскому, когда он написал этот концерт?

- наверное, он был пожилым человеком

Этот концерт был написан, когда Максиму Сазонтовичу было чуть за 20.

Он родился в Украине, в городе Глухове.

Там же окончил первое в Российской империи профессиональное музыкальное заведение – Глуховскую школу певчих, затем Киевскую духовную академию, после чего грвф Разумовский увозит Березовского в Петербург, где он поет в придворной капелле.

Дальнейшее образование Максим Березовский получал в течение 4-х лет в Италии, в знаменитой Болонской Филармонической Академии, в которой 14-летний Моцарт

был удостоен звания академика

Березовский тоже становится действительным членом Болонской филармонической академии.

По возвращении на родину, дела его пошли совсем не так, как он мечтал. Он не почувствовал той востребованности в своем творчестве, того признания, которого заслуживал его талант.

Как вы думаете, православная духовная музыка актуальна в наши дни, несмотря на то, что написана давно?

- в ней скрыты глубокие народные национальные корни, они воспитывают в людях высокие нравственные идеалы.

Итак, что же такое духовная музыка?

- это музыка религиозного содержания, звучащая в храме или в концертном зале.

Назовите истоки православного песнопения?

Духо́вная му́зыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть, как каноническими (например, католическая месса), так и свободными, написанными на основе или под влиянием священных книг (для христиан — Библии).

В дальнейшем речь идёт о духовной музыке в широком смысле. О духовной музыке, понимаемой как синоним богослужебной (у христиан — церковной музыки).

Жанры христианской духовной музыки

Наиболее распространённые жанры христианской духовной музыки, католической и протестантской, заимствованы из музыки церковной; это хорал, псалом, гимн (в том числе Te Deum, Ave Maria), месса (в том числе заупокойная — Реквием), секвенция и страсти.

Каждый из перечисленных жанров имеет собственную историю, но общим для всех является то, что рождались они (или оформлялись) в церкви и право сочинять произведения духовного характера — не только тексты, но и музыкальное их оформление — изначально принадлежало исключительно служителям церкви (так, например, авторство большинства песнопений римской литургии средневековая традиция приписывала папе Григорию I).

Мессы — циклические вокальные или вокально-инструментальные произведения, представляющие собой собрание частей католической литургии. В протестантской церкви были приняты короткие мессы, состоявшие лишь из двух первых частей католического ординария — Kyrie eleison и Gloria. Бах, Моцарт, Шуберт , Бетховен

Реквиемы — изначально католические заупокойные мессы. Первым сочинением этого жанра, написанным на канонический латинский текст, считается не дошедший до нас Реквием Дюфаи; первый сохранившийся, сочинение a capella в полифоническом стиле, принадлежит Йоханнесу Окегему (XV век).Моцарт, Верди.

Страсти — вокально-драматические произведения, посвящённые событиям Страстной недели, изначально основанные на евангельских текстах; однако с начала XVIII века для сочинений этого жанра всё чаще использовались тексты, написанные по мотивам Евангелий известными поэтами, в том числе оперными либреттистами. Бах, Сальери,

Stabat Mater( стабет матер)— католическое песнопение (секвенция) на латинский текст Якопоне да Тоди. Перголези, Россини

Ave Maria (аве мария) — католическая молитва, обращённая к Деве Марии. Самая знаменитая принадлежит Францу Шуберту (изначально написана на неканонический текст), Гуно

Спиричуэлс (от англ. spiritual — духовный) — духовные песни афроамериканцев, могут рассматриваться как ответвление христианской духовной музыки, поскольку источником для них послужили духовные гимны, завезённые в Америку европейцами, и тематику их традиционно составляют библейские сюжеты

Православная духовная музыка

Всенощная

Русский духовный концерт

Александр Архангельский

Родился Александр Архангельский 11 октября 1846 года в семье священника села Старое Тезиково Наровчатского уезда Пензенской губернии. Кроме младшего Александра в семье было еще двое детей. Крестьянский быт и внезапная потеря отца (Саше было 7 лет) с раннего детства приучили будущего регента и композитора к постоянной упорной работе. В детстве проявился и главный интерес Александра — к пению и музыке, а музыкальный слух сына воспитывала мать, Елизавета Федоровна (дочь священника села Старое Тезиково), сама любившая пение и музыку.

Для своего хора Архангельский начал подбирать женские голоса, заменяя голоса мальчиков. Это невиданное доселе новшество первоначально встретило немало противников. Но такая коренная реорганизация хорового дела Архангельским вскоре была подхвачена сначала в Петербурге, а затем и в других городах России. В 1887 году — полная замена голосов мальчиков женским составом была завершена. В 1898 году хор впервые предпринял концертную поездку по России, посетив 27 городов! В 1901 году состоялась вторая поездка хора по России. А в 1907 году хор уже выступал в Дрездене, Париже и везде встречал восторженный прием.

Своим хором Александр Архангельский руководил 43 года — явление уникальное во всей истории русского хорового искусства.

Музыкальный гармонический язык Архангельского естественен, как естественна и выразительна речь человека. Его сочинения отличаются необыкновенной мягкостью, ясностью, теплотой в музыке, молитвенностью. Наверное, поэтому говорили, что вся Россия любила молиться под звуки песнопений А.Архангельского. И до сегодняшнего дня произведения Архангельского поют едва ли не все православные церковные и светские хоры.

Надвигающаяся на Россию политическая буря совсем не трогала Александра Архангельского. Он был далек от всего, что так или иначе не касалось музыки. Однако октябрьский переворот поставил перед Архангельским и его хором трудные жизненные задачи. Хор был переименован в Первый государственный хоровой коллектив.

И случилось так, что на обратном пути из Пензы Архангельский встретил композитора А.Т.Гречанинова, который и предложил ему поработать с хором в Праге. С этого времени начинается недолгий, около двух лет, зарубежный период жизни Александра Архангельского.

Читайте также: