Ароматерапия в доу как здоровьесберегающая технология

Обновлено: 02.05.2024

Одной из наиболее актуальных современных проблем дошкольного образования является воспитание здорового ребенка. Здоровьесбережение детей стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Более того, сохранение и укрепление здоровья ребенка является первоосновой его полноценного развития.

Содержимое публикации

Воспитатель 1 младшей группы Стебунова Галина Федотовна

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста.

Одной из наиболее актуальных современных проблем дошкольного образования является воспитание здорового ребенка. Здоровьесбережение детей стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Более того, сохранение и укрепление здоровья ребенка является первоосновой его полноценного развития.

Прежде чем рассмотривать здоровьесберегающие технологии, обратимся к показателям сравнительного анализа состояния здоровья детей, который проводился в НИИ гигиены и охраны здоровья детей. Показателями сравнительного анализа выявлена неблагоприятнаятендеция ухудшения здоровья детей за последние 10 лет. Ситуация усложняется тем, что состояние здоровья детей ухудшается с каждым годом, у детей раннего дошкольного возраста уже имеются: неврологические проявления, болезни органов дыхания, аллергические реакции, отклонения со стороны сосудистой системы, растет число детей с заболеваниями органов пищеварения и многое другое.

В современных социальных условиях большинство матерей вынуждены работать для удовлетворения элементарных потребностей молодой семьи, отдавая своих детей в детские сады, а не заниматься состоянием здоровья своего ребенка, значит, эта огромная ответственность за здоровье малышей ложится на дошкольные образовательные учреждения. В свою очередь дошкольные учреждения работают в тесном сотрудничестве с родителями, помогая им укреплять здоровье детей.

В дошкольном учреждении дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, приобретение новых знаний и представлений, закладываются основы здоровья. Поэтому качество всей окружающей среды и обстановки в детском саду для правильного развития ребенка имеет такое большое значение.

Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей раннего возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, т. е. соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания, способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает использование здоровьесберегающих технологий – системы мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и здоровья.

Основа здоровой среды пребывания малышей в группе - прежде всего это создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки. Здоровьесберегающщая среда, по мнению М.В. Меличевой содержит две подструктуры: пространство и деятельность. Поэтому, здоровьесберегающее пространство в ДОУ организовано с учетом:

- Обеспечения требуемых санитарно-гигиенических условий жизнедеятельности детей (рациональность режима дня, соблюдение норм освещенности, воздушного режима, графика проветривания, правильного подбора мебели, составление расписания занятий с учетом психофизических и возрастных особенностей и др.)

- Пространство групповых помещений реализует потребность ребенка в движении и способствует двигательной активности.

С детьми систематически проводится утренняя гимнастика, физкультурные занятия, прогулки, подвижные игры, закаливания и другие здоровьесберегающие технологии.

1.Физкультурные занятия – проводятся 3 раза в неделю в групповой комнате, длительность 10 минут.

2.Игровые технологии – способствуют наиболее успешному решению проблемы здоровья, проводятся в свободное время, во второй половине дня. Организуются не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Используя ведущий для ребенка - игровой вид деятельности, мы сможем подарить ему здоровье, делая это интересно и весело.

3.Комплексы утренней гимнастики – способствуют активному переходу от сна к бодрствованию. Они позволяют сохранить бодрость и работоспособность в течение дня. Утренняя гимнастика – один шаг на пути к спорту!

Технологии сохранения стимулирования здоровья:

Физкультминутки- проводятся во время занятий (2-3 минуты), по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики и др.

Хомка-хомка, хомячок, Дети сидят на ковре, потирают живот,

Полосатенький бочок. Бока. Хомка рано встает, Встают, трут щеки, вытягивают шею, Щечки моет, шейку трет. Трут ее ладонями. Подметает хомка хатку Имитируют подметание пола. И выходит на зарядку. Ходьба.

Раз, два, три, четыре, пять –

Хомка хочет сильным стать.

Лапками похлопает, Действия согласно тексту.

Крепко свой бочок потрет

И опять гулять пойдет.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой и средней подвижности.

Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, учить детей подпрыгивать, хлопать в ладоши, находить свое место, убегать, услышав последние слова текста.

Цель: Научить детей находить определенный предмет, действовать по сигналу воспитателя, двигаться спокойно, не наталкиваясь друг на друга.

Релаксация – в любом помещении, в зависимости от состояния детей.

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов) звуки природы.

Технологии эстетической направленности – реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, оформлении помещений к праздникам.

Пальчиковая гимнастика - проводитсяв разное время дня (индивидуально и с подгруппой детей). В утренние и вечерние часы, перед занятием, во время занятия, во время проведения гигиенических процедур (мытье рук – массажируем, поглаживаем, промывая каждый пальчик). А так же рекомендуем родителям проводить ее дома.

Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии, оказывают развивающее, оздоравливающее воздействие на организм малышей.

Японский врач Намикоси Токудзиро разработал оздоравливающую методику воздействия на кисти рук, а через них и на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними.

Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка. Массаж среднего пальца – на кишечник. Массаж безымянного пальца – на печень. Массаж мизинца – на сердце.

6.Упражнения с элементами дыхательной гимнастики– проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы: включаются в комплексы утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке и т.д.

Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к

*7.Бодрящая гимнастика и гимнастика пробуждения – проводится для постепенного, аккуратного запуска всех жизненно важных процессов организма, после длительной статистической позы сна прямо в постелях.

Ее основными элементами являются потягивающие упражнения, имитация позы животных, дыхательная гимнастика, включающая позитивную настройку организма ребенка на здоровье, радость и красоту.

Например, начинаем пробуждение с художественного слова, постепенно добавляя движения.

Улетели сны в окошко, убежали по дорожке.

Ну, а мы с тобой проснулись и, проснувшись, улыбнулись.

Открывай один глазок, открывай другой глазок,

Потянули одеяло, прячемся в него сначала,

Отгибаем не спеша, вместе ищем малыша.

Тянем ручки, тянем ушки,

Ручкой облачко достали и немного выше стали!

Чтоб головку разбудить, надо шейкой покрутить.

Чтобы ручки разбудить, хлопать будем их учить.

Справа, слева, и вверху, за спиною и внизу.

Хвостик спрячем под подушки, делать будем мы вертушки.

(Повороты к подушке и назад).

А куда же делись ножки? Как пойдем мы по дорожке?

Одеяло мы подняли, сразу ножки побежали.

Раз, два, три! Ну-ка, ножки, догони!

(Лежа на спинке, делают движения согнутыми ногами).

А теперь мы с вами – зайки: из кроватки вылезайте,

Становитесь босиком и попрыгайте легко.

(Дыхательные упражнения обязательны, так как они помогают активизировать лимфатическую, эндокринную, сердечно - сосудистую и нервную системы).

Зайки нюхают цветы, как умеешь нюхать ты:

Носиком вдохнули (делаем носом вдох),

Ротиком подули (3-4 раза).

Солнышко вдыхаем - сон выдыхаем.

Здоровье вдыхаем – болезнь опускаем!

*8. Гимнастика ортопедическая – используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, во время утренней гимнастики, физкультурного занятия, а так же после сна. Рекомендуется в качестве профилактики болезней свода стопы и плоскостопия.

- дорожки для профилактики плоскостопия;

- мелкие предметы, тонкие платки, шарфы (желательно из газа) – для захвата пальцами ног;

- массажные и простые мячи разных размеров идр.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, у детей формируются положительные мотивации, укрепляется здоровье.

Список литературы:

1.(Болгина, Т.Л.) Охрана здоровья детей дошкольных учреждениях. [Текст], Методическое пособие. Т.Л. Болгина – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 112с.

2.Журнал дошкольное воспитание

№5\ 2004; №11\2004; №10\ 2005; №3 \2006; №11\2007г.

3.Журнал дошкольная педагогика

№6\2005; №3\2006; №7\2007; №1\2008г.

4.Здоровый дошкольник. [Текст], Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского.\ Составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.М. и др. – М.: АРКТИ, 2001. -208с.

5.(Змановский, Ю.Ф.) Воспитаем детей здоровыми. [Текст], Ю.Ф. Змановский – М.:Медицина, 1989. – 128с.

7.Журнал обруч №1\ 2004; №3\2006; №2\2008.

9.(Тимофеева,Е.А.) Подвижные игры для малышей. [Текст], Е.А. Тимофеева - М.: Издательство

10. Физкультура для всей семьи. [Текст], -2 издание \ Составители Козлова Т.В.,Рябухина Т.А. –М.: Физкультура и спорт, 1990. – 463с.

11.(Яковлева, Л.В.) Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. [Текст], В.Л. Яковлева – М.: Гуманит изд. Центр ВЛОДОС, 2003 – 320с.

Авторы: Веретенникова Татьяна Сергеевна, Башкатова Ирина Андреевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Ценрт развития ребенка - детский сад " 33 "Радуга"
Населённый пункт: город Губкин Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Ароматерапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование

АРОМАТЕРАПИЯ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МАДОУ «Центр развития ребенка –

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого

благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий

успешного социального и экономического развития любой страны. В 6 статье

Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на

здоровый рост и развитие. [1] В настоящее время сохранение и поддержание

здоровья человека является приоритетным направлением государственной

Разработка высоко эффективных промышленных технологий, нарушенная

экология и целый ряд других объективных факторов привели к тому, что образ

жизни современного человека сопровождается гиподинамией и психическим

От состояния здоровья в первую очередь зависит

возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им

прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного

обучения в дальнейшем. [3]

здоровьесберегающие технологии. Мы стали искать новые формы и методы

оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение

заболеваемости детей. Одним из таких эффективных методов оздоровления

детей является ароматерапия или фитотерапия.

впервые ввел в обиход французский химик доктор Рене М. Гаттефоссе.

Ароматерапия – одна из самых приятных и эффективных процедур, которая

предполагает использование эфирных масел растений и цветов для улучшения

физического и психоэмоционального состояния человека.

Нам предстояло правильно организовать оздоровительную работу в

детском саду с детьми. Необходимо учитывать возрастные, психологические и

физические особенности дошкольников. Изучив литературу по данной теме, мы

проконсультировались со старшей медсестрой нашего детского сада. Провели

опрос, анкетирование среди родителей. Выяснили их мнение по применению

оздоровительных мероприятий в детском саду, и нет ли у детей аллергических

оздоровительной работы с детьми. Ароматерапия для детей очень полезна,

потому что, дети всегда положительно реагируют на аромамасла в силу своей

чувствительности. Плюс ко всем её достоинствам, ароматерапия для ребёнка

является и лекарственным средством от различных заболеваний: простуды,

расстройства желудка, кашля и других детских недомоганий.

Так, например, нередко используют масло туи при аденоидах. Именно

поэтому для профилактики сезонных, инфекционных, вирусных заболеваний

учреждениях. Доказано, что ароматерапия в детском саду, к примеру,

уменьшила заболеваемость ОРЗ на 40% – 60%. [4]

Вместе с родителями мы выбрали менее аллергенные масла и травы для

арома и фитотерапии. Успокоительным эффектом обладают масла лаванды и

мяты перечной. В период роста респираторных заболеваний, лучше всего

розмариновое, лимонное, масло чайного дерева, эвкалиптовое. Например,

эфирное масло нероли очень активно подавляет вирусы, а цитрусовое способно

очистить воздух и озонировать его.

Очень важно использовать только натуральные масла, приобретать их

лучше в аптечных пунктах. [3]

Было принято решение использовать нанесение эфирных масел на

глиняные фигурки и подушечки, которые будут находиться в группе. У нас в

Особое место, в котором было отведено для предметов, снимающих у

дошкольников напряжение, агрессию, негативные эмоции. Разнообразные

запахи (ароматерапия), которые вызывают у детей особый интерес и позволяют

им незаметно для себя оздоравливаться. В летнее время родители вместе с

детьми собирают травы и полезные растения для фиточая. В нашей группе

стало традицией: по возвращению с прогулки детям дается травяной чай,

который они с удовольствием пьют.

Хорошо обеззараживает воздух раствор эфирных масел (200 мл. теплой

воды, 5 капель эфирных масел.) [4] Этим раствором мы орошаем воздух перед

приходом детей в группу.

Всем известно, что, дневной сон – чудесная возможность восстановить

силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа. Удовлетворение

этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и

нормальной работоспособности. [2]

В осенне-зимний период, во время дневного сна, мы применяем

фитотерапию. Рядом с подушкой, на которой спит ребенок, кладётся маленький

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Актуальность. Последнее столетие отмечено значительным техническим прогрессом.

Актуальность. Последнее столетие отмечено значительным техническим прогрессом и одновременно значительным ухудшением экологической среды нашей планеты. Эти факторы оказали влияние на физическое и психическое здоровье всех людей, а особенно на детей дошкольного возраста. Практически здоровых детей в настоящее время почти нет. Альтернативой в данном случае выступает народная медицина, ее разделы по применению растений и их ароматов для профилактики различных заболеваний. Именно поэтому в практику нашей работы было введено систематическое употребление травяных отваров и настоев, а также вдыхание ароматов растений. Цель: формирование у детей осмысленного отношения к здоровому образу жизни. Что такое фитотерапия. Фитотерапия - это лечение при помощи лекарственных трав, так называемое траволечение, при котором прием внутрь настоев различных растений и трав, способствует очищению крови и внутренних органов от шлаков и токсинов, оказывает положительное действие на работу организма в целом, повышаются его защитные функции.

Прием фиточая

Ароматерапия

Ароматерапия укрепляет защитные функции организма, способствует, используя це.

Ароматерапия укрепляет защитные функции организма, способствует, используя целительные возможности природы, сделать нашу жизнь более радостной, здоровой и счастливой.

Ароматические подушечки В работе с детьми ароматерапия является одним из наиб.

Ароматические подушечки В работе с детьми ароматерапия является одним из наиболее эффективных способов лечения и профилактики простудных и вирусных заболеваний.

Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентиро.

Так началось широкое развитие современной ароматерапии во Франции, позднее в Англии, а теперь – и во всем мире.

Эфирные масла обладают сильными антисептическими свойствами, именно поэтому их не просто можно, но и нужно использовать в детских учреждениях. Ароматерапия в детском саду и дома — прекрасный способ защитить своего малыша от вирусных и простудных заболеваний.

Все родители очень хорошо знают о том, что осенне-зимний период самый сложный для здоровья ребенка. В детских садах, где находятся малыши с различным уровнем иммунитета, грипп, простуда и ОРВИ — частые гости. Прививки и другие профилактические средства не способны полностью остановить распространение заболеваний, поэтому руководство учреждений все чаще прибегает к помощи эфирных масел. Ароматерапия для детей – прекрасный способ лечения и профилактики многих болезней без применения химических препаратов.

Какие эфирные масла использовать во время ароматерапии в детском саду?

Во время гриппа и эпидемий ОРВИ целесообразны эфирное масло кипариса, сосны, пихты, эвкалипта, кедра. Они оказывают антисептическое воздействие на дыхательную, и стимулирующее – на иммунную систему.

Во время дневного сна в спальне используйте эфирное масло лаванды: его успокаивающее и антисептическое действие поможет уложить малышей спать и не переживать по поводу вирусов.

Если детки страдают от насморка, хорошо распылять эфирное масло пихты, а от кашля помогает эвкалипт и кедр. Эфирное масло нероли стимулирует выработку активных веществ, подавляющих вирусы, а цитрусовые озонируют воздух и очищают от вредных вирусов.

Важным элементом ароматерапии является качество масел. Только натуральные эфирные масла обладают целительными свойствами. Существуют рецепты использования терапии запахами для взрослых и детей.

Ароматерапия существует не только для того, чтобы лечить уже развывшуюся болезнь. Она является и весьма реальной защитой от различных бактерий и вирусов.

Применение средств ароматерапии в детской комнате позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна.

Дети больше всего любят теплые, сладковатые запахи. Однако в силу того, что их организм находится еще в состоянии развития, применять средства ароматерапии для них следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего если масла будут наноситься на глиняные или стеклянные фигурки, аромамедальоны, подушечки. Хорошо удерживают запахи различные изделия из необработанного дерева, корки от апельсина или грейпфрута. Такой метод применяется для ароматизации воздуха в детской комнате.

Ароматерапию не рекомендуют применять для детей младше 2- 2,5 лет. Маленькие дети прекрасно реагируют на эфирное масло Апельсин. Оно помогает при перевозбуждении, неадекватном поведении, способствуют крепкому сну. Во время выполнения домашних заданий повышает концентрацию внимания, усидчивость.

Успокоит ребенка после шумных игр, перед отходом ко сну Эфирное масло Лаванда. Масло лаванды и Мяты перечной способны подавить чувство страха и неуверенности.

В период подъема респираторных инфекций, рекомендуется ароматизировать воздух в помещениях, где находятся дети. Необходимо применять такие эфирные масла, как масло Чайное дерево, Эвкалипт, Лимон, Розмарин.

При соблюдении всех правил, ароматерапия будет эффективным методом лечения и профилактики заболеваний.

Применение масел достаточно 2-3 раз в неделю. Особенно активно использовать в период респираторных заболеваний.

Смесь для поднятия настроения - масло апельсина - 2 капли, масло иланг-иланга - 2 капли.

Антипростудная смесь - масло ромашки - 1 капля, масло мандарина - 2 капли, масло чайного дерева - 2 капли, масло тимьяна (чабреца) - 1 капля.

Рекомендуется строго придерживаться четырех основных правил детской ароматерапии :

1. Используйте только натуральные масла. Продукция аромасинтеза может вызвать у ребенка аллергическую реакцию, беспокойное поведение, нарушение сна, раздражение слизистой носа и глаз. Специалисты профессиональной ароматерапии (врачи, косметологи, психологи) используют продукцию только с гарантией высокого качества, купленные в аптеках города.

2. Используйте аромамасла только в микродозах. Для их применения в ваннах, аппликациях, аромалампах и аромамедальонах уменьшите указанную в аннотации взрослую дозировку в 3-4 раза. Лучше взять меньше нужной дозы, чем больше.

3. Помните, одна из особенностей растительных ароматов состоит в том, что их действие при больших и малых концентрациях противоположно по характеру: положительный эффект наблюдается при низких концентрациях и не наблюдается при высоких. Кроме того, при передозировке могут возникнуть тошнота, эмоциональное возбуждение, беспокойство.

4. Ароматерапия дает эффект только в случае продолжительного и поэтапного применения. Максимальный срок хранения аромамасел - два года. Самые быстропортящиеся масла - цитрусовые (мандарин, апельсин, грейпфрут, лимон). Их можно хранить не более года.

Применение в аромалампе.

Никогда не применяйте масло в неразбавленном виде.

Лампу держать вдали от детей.

Следите за тем, чтобы водомасляная смесь не перегревалась и не закипала. Расстояние между свечой и чашей со смесью должна быть 15 см.

Спустя 10-15 минут может возникнуть ощущение, что аромат ослаб. Не верьте! Вы привыкли к аромату и не чувствуете его.

Как пользоваться аромалампой.

Наполнить чашечку аромалампы водой (20 мл) и добавить несколько капель (3-5) масла. Водно-масляная смесь нагревается от тепла свечи, источая аромат и благоприятное воздействие.

Вот типичные ароматы для разных областей применения (для взрослых) :

в офисе и за рабочим столом: бергамот, лимон, лемонграс.

в спальне: лаванда, иланг-иланг, апельсин, сандал.

в жилом помещении: эвкалипт, горная сосна, чайное дерево, герань, лемонграс.

для детской комнаты : апельсин, мандарин, лаванда.

для очищения воздуха: бергамот, лаванда.

Читайте также: