Почему распался союз государей и философов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Священный союз — консервативный союз России, Пруссии и Австрии с целью поддержания установленного на Венском конгрессе (1814 – 1815) международного порядка.


Для урегулирования основных международных вопросов Священный Союз предполагал механизм собраний ведущих европейских держав.

В 1818 г. в Аахене состоялся первый конгресс Священного союза.

Второй конгресс состоялся в 1820 г. в Троппау.

Третий конгрессе состоялся 20 октября 1820 г. в Троппау и закончился в Лайбахе 12 мая 1821 г.

Четвертый конгресс в Вероне в октябре-декабре 1822 г.

Более подробно с историей и деятельностью Священного союза можете ознакомиться тут Священный союз

Причины распада Священного Союза

Создание Священного союза не решило тех противоречий, которые существовали между ведущими европейскими государствами. Кроме того, усиление отдельных держав к середине XIX в. нарушало установленный баланс сил, парализуя деятельность Союза. Итак, причинами распада Союза можно считать:

1) усиление России и Австрии, как следствие, их противостояние и опасение остальных держав по поводу гегемонии одной из них (Австрия опасалась франко-русского сближения, находя в этом союзника в лице Пруссии);

2) противоречия держав в восточном вопросе (привели к Крымской войне);

4) отход от первоначальных идей

Наиболее наглядно это видно ментальной карте Ментальная карта

Кризис союза

Итак, уже спустя семь лет после образования Священный союз вступил в состояние кризиса. Священный союз и в целом венская система международных отношений с момента их создания подрывались политическими и экономическими противоречиями между странами- участницами пентархии. Уже в начале 1823 г. Священный союз оказался в состоянии острого кризиса, не сумев преодолеть тяги к независимости малых государств и латиноамериканских колоний, хотя это было главным в политической деятельности Священного союза. Это означало, что монархи потерпели поражение в борьбе с народами, выступавшими за буржуазно- демократические преобразования.

Противостояние Англии

Первым ударом Англии по Священному союзу было признание ею независимости образовавшихся в начале XIX века в результате борьбы с Испанией южноамериканских республик (Мексики, Аргентины, Колумбии, Боливии, Чили, Венесуэлы, Перу, Эквадора).

Попытки Священного союза распространить свое влияние на Латинскую Америку потерпели крах. Англия установила с молодыми южноамериканскими республиками тесные торговые связи и надолго обеспечила преобладание английского капитала на рынках Латинской Америки

Второй удар по Священному союзу был нанесен позицией Англии в греческом вопросе, приведшей к началу распада Священного союза.


Буржуазия

Система послевоенного устройства Европы, созданная Венским конгрессом, противоречила интересам нового зарождающегося класса -- буржуазии. Буржуазные движения против феодально-абсолютистских сил стали основной движущей силой исторических процессов в континентальной Европе. Священный союз препятствовал установлению буржуазных порядков, усиливал изоляцию монархических режимов. С ростом противоречий между участниками Союза происходило падение влияния на европейскую политику российского двора и российской дипломатии.

Уже к концу 1820-х годов Священный союз начал разлагаться, чему способствовало, с одной стороны, отступление от принципов этого Союза со стороны Англии, интересы которой в это время весьма сильно противоречили политике Священного союза как в деле конфликта между испанскими колониями в Латинской Америке и метрополией, так и в отношении к всё ещё продолжавшемуся греческому восстанию, а с другой -- высвобождение преемника Александра I из-под влияния Меттерниха и расхождение интересов России и Австрии по отношению к Турции.

Провал

Противоречия

Тем временем нарастали противоречия между интересами России, Австрии и Пруссии.

Летом 1849 г., по просьбе императора Австрии Франца-Иосифа I, русская армия под командованием фельдмаршала Паскевича приняла участие в подавлении Венгерской национальной революции. Затем Россия и Австрия одновременно послали в Турцию ноты, в которых требовали выдать венгерских и польских революционеров. Посоветовавшись с английским и французским послами, турецкий султан ноту отклонил. Последней посмертной конвульсией Союза стало подавление российскими войсками революции в Венгрии в 1849 году. И то, среди причин интервенции было не только желание Николая не допустить распространения революционной заразы дальше, но и стремление добиться союза и поддержки Австрии. Судя по событиям Крымской войны, эта надежда не оправдалась.

Заключение

В заключение можно добавить, что Священный союз изначально был создан с целью подавления революционных движений в первую очередь в Европе. Союз выступал как первый международный опыт в Европе, направленный на сохранение режимов устоявшихся в то время, а именно защита монархии. Изначально союз успешно справлялся со своими функциями, но в связи с тем, что появилась внутренняя конфронтация, конфликт национальных интересов, нежелание поддерживать друг друга, не согласие с политикой Российской Империи, а именно Александра I. Из-за этих причин произошел распад союза.

Для закрепления материала можно пройти небольшой тест Тестирование

Источники и литература

Надлер В. К. Император Александр I и идея Священного союза. тт. 1-5. Харьков, 1886—1892.

Пыпин А.Н. Религиозные движения при Александре I. Пг.: Огни, 1916. 486 с.

Сборник Императорского Русского исторического общества. СПб., 1904. Т. 119. 896 с.

Сен-Симон А. Некоторые философские рассуждения для применения в XIX веке // Сен-Симон А. Избранные сочинения. Т. 2. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. С. 273–317.

Литературно-исторические заметки юного техника

Священный Союз монархов России, Австрии и Пруссии возник в 1815 г. после освобождения Русской армией Европы от "узурпатора" Наполеона.

Инициатором Священного союза стал Российский Император Александр I (1855-1881 гг), его поддержали австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III. 14 сентября (26 сентября по новому стилю) они подписали в Париже "Акт Священного Союза". В ноябре к этому Союзу присоединился король Франции Людовик XVIII, затем многие другие страны Европы. Формой действия Священнного Союза были общеевропейские встречи на уровне монархов, менее важные – на уровне министров иностранных дел, на уровне послов.

Венский конгресс. Жан-Батист Изабе, 1819

Венский конгресс. Жан-Батист Изабе, 1819

Таким образом, Русский Император, будучи освободителем Европы от Наполеоновского влияния и сильнейшим Государем в ней, не стал диктовать европейцам свою волю, аннексировать их земли, а великодушно предложил мирное христианское братство для служения Божией правде. Такое поведение победителя в тяжелой оборонительной, фактически Мировой, войне (ведь в нашествии на Русь вместе с французами участвовали и "двунадесят языков" – вся Европа) – уникально в истории международных отношений!


Александр I
Джордж Доу, 1825

Великую миссию Священного Союза Александр I пояснил в Высочайшем Манифесте 25 декабря 1815 г.:

За время существования союза, лидеры дружественных стран встречались на международных конгрессах для обсуждения самых насущных вопросов – выработки механизма вмешательства во внутренние дела государств с целью подавления революционных движений.

Конгрессы Священного союза:

Троппауский, 1820 ( право вмешательства в страны для подавления революций). Так Австрия подавила неаполетанскую революцию в 1821 и революцию в Пьемонте в том же году, введя туда свои войска.

Лайбахский, 1821( о восстановлении абсолютной монархии в Неаполе).

Веронский, 1822( решение о вооружённом вмешательстве в дела Испании. В 1823 Франция вторглась в Испанию, был восстановлен абсолютизм)

Тем не менее геополитические и нравственные противоречия между участниками Союза оказались столь велики, что его сохранение оказалось невозможно. Крымская война (1853–1856), в которой европейские государства выступили против России (или отказали в помощи) в союзе с мусульманской Турцией, похоронила все надежды на возможность Союза христианских монархов. Западная христианская апостасийная цивилизация и русская христианская удерживающая – окончательно разошлись. "Страна святых чудес" (А.С. Хомяков), каковой еще идеализировали Европу первые славянофилы, надеясь спасти ее от гибели братским русским влиянием (И.В. Киреевский), – перестала для них существовать. Констатацией этого стала книга Н.Я. Данилевского "Россия и Европа".

В 1833 году Священный союз распался. Монархи пытались восстановить союз, приняв Мюнхенгрецкую конвенцию, но эти попытки оказались безуспешными.

Причины распада Священного союза:

Союз препятствовал установлению буржуазных порядков

Усиление изоляцию монархических режимов

Расхождение интересов России и Австрии по отношению к Турции

Усиление противоречий между Австрией, Пруссией и Россией

Продолжение революционного движения в Европе: в 1830 году произошли революции в Бельгии, во Франции, в Польше - восстание против царизма, невозможность остановить их силами Священного союза.

Значение Священного союза


Священный союз – это консервативный союз России, Пруссии, Австрии, созданный с целью поддержания установленного на Венском конгрессе (1815) международного порядка.

  • Россия – Александр I,
  • Австрия – Франц I,
  • Пруссия – Фридрих Вильгельм III.

19 ноября присоединился император Франции – Людовик XVIII, а затем все монархи Европы.

Для достижения целей был разработан принцип вмешательства во внутренние дела стран, если это необходимо для подавления революционных и национальных движений.

  • 1818 – конгресс Священного союза в Ахене.

Главный вопрос – вывод оккупационных войск из Франции и принятие её в Священный союз.

  • 1820-1821 – конгресс Священного союза в Троппау и Лайбахе.

Главный вопрос – не допустить вмешательства вооружённых сил членов Священного союза во внутренние дела других государств в случае революционных выступлений.

  • 1822 – конгресс Священного союза в Вероне.

Главный вопрос – о подавлении революции в Испании. Принято решение об интервенции французских войск в Испанию.

Итоги конгрессов:

Роль России в Священном союзе.

Россия занимала ведущую роль в деятельности союза. Ею были подавлены революции в Неаполе, Испании, Пьемонте. В 1821 году Россия не оказала поддержки грекам восставшим против турецкого султана

В 1833 году Священный союз распался. Монархи пытались восстановить союз, приняв Мюнхенгрецкую конвенцию, но эти попытки оказались безуспешными.

Священный союз

Действительно, после окончательного низвержения Наполеона в Европе возникло и укрепилось стремление к сохранению установленного международного порядка, причем средством для этого представлялся постоянный союз европейских государей и периодический созыв международных конгрессов. Российский император Александр I был горячий сторонник этой идеи. 26 сентября 1815 года по его инициативе было объявлено об образовании Священного союза, а документ был подписан также императором Францем I Австрийским и королем Фридрихом Вильгельмом III Прусским. К этому договору впоследствии постепенно присоединились практически все монархи Европы за исключением Великобритании и Османской империи. Этот союз были призван сохранять незыблемость решений Венского конгресса 1814-1815 гг. и установленной им системы международных отношений. Исходя из принципа поддержки правящих монархических династий, участники этого союза боролись со всяким проявлением революционного и национально-освободительного движения в Европе.

В 1818–1822 гг. состоялся ряд конгрессов Священного союза - в Аахене, Троппау, Лайбахе (совр. Любляна), Вероне, участники которых выразили готовность бороться со всяким проявлением революционных настроений на континенте. Так, Александр I, вопреки общественному мнению России, отказался поддерживать начавшееся в 1821 году восстание в Греции против османского владычества.

Таким образом, в это время в Европе произошла перегруппировка сил, поскольку французскую гегемонию заменило политическое господство России, Англии и Австрии. В значительной степени это равновесие сил способствовало стабилизации международных отношений. Венская система просуществовала более сорока лет, и в это время Европа не знала значительных кровопролитных войн. Тем не менее она, как и большинство политических объединений, характеризовалась обострением противоречий между великими европейскими державами, стремлением этих государств расширить сферы своего политического и экономического влияния.

ЮЛИАНА КРЮДЕНЕР

В области внешней политики эта склонность Александра - не без участия баронессы Крюденер - нашла себе на первый раз по виду довольно невинное выражение в его предложении своим тогдашним союзникам образовать Священный союз государей Европы, который вносил бы в международные отношения идеи мира и братства. По идее этого союза, государи Европы должны относиться друг к другу как братья, а к своим подданным - как отцы; все ссоры и международные недоразумения должны улаживаться мирным путем. С некоторым сочувствием отнесся к этой идее прусский король Фридрих Вильгельм; австрийский император Франц - пиетист, бывший постоянно в руках иезуитов, подписал этот договор, лишь посоветовавшись с Меттернихом, который сказал, что это хоть и пустая химера, но совершенно безвредная. Английский принц-регент без согласия парламента не мог подписать этого акта, но вежливо выразил свое сочувствие идее Александра в особом письме. Затем мало-помалу в этот союз вступили все государи Европы, кроме турецкого султана и папы. Впоследствии в руках Меттерниха это учреждение выродилось в союз государей против волнующихся народов, но в 1815 г. такого значения союз еще не имел, и Александр был и показывал себя тогда еще явным приверженцем либеральных учреждений.

ОТЕЧЕСТВО В ОПАСНОСТИ!

В 50-х годах нашего столетия шведский врач-токсиколог С. Форсхувуд установил путем бомбардировки ядерными частицами волос Наполеона, что император умер не от рака желудка, как считалось во всем мире, а от постепенного отравления мышьяком. По мнению Форсхувуда, отравителем был граф Ш.Т. Монтолон - агент Бурбонов.

Таким образом, Венский конгресс узаконил восстановление феодально-абсолютистских порядков в Европе. Поскольку же народы не захотели принимать старых королей и выступили против них, устроители конгресса договорились совместно душить вспышки народного недовольства, где бы то ни было. С этой целью они решили объединиться в Священный союз.

АКТ СВЯЩЕННОГО СОЮЗА (1815 Г.)

Объявляют торжественно, что предмет настоящего акта есть открыть перед лицом вселенной их непоколебимую решимость, как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам, руководствоваться не иными какими-либо правилами, как заповедями, сея святые веры, заповедями любви, правды и мира.

На сем основании их вел. согласились в следующих статьях:

Ст. 1. Соответственно словам священных писаний, повелевающих всем людям быть братьями, три дог. монарха пребудут соединены узами действительного и неразрывного братства и, почитая себя как бы единоземцами, они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь; в отношении же к подданным и войскам своим они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства, которым они одушевлены для охранения веры, мира и правды.

Ст. 2. По сему единое преобладающее право да будет как между помянутыми властями, так и подданными их: приносить друг другу услуги, оказывать взаимное доброжелательство и любовь, почитать всем себя как бы членами единого народа христианского, поелику, три союзные государя почитают себя аки поставленными от провидения для управления тремя единого семейства отраслями, а именно Австрию, Пруссиею и Россиею, исповедуя таким образом, что самодержец народа христианского, коего они и их подданные составляют часть, не иной подлинно есть, как тот, кому собственно принадлежит держава, поелику в нем едином обретаются сокровища любви, ведения и премудрости бесконечныя, то есть Бог, наш Божественный спаситель, Иисус Христос, глагол всевышнего, слово жизни. Соответственно с сим, их величества с нежнейшим попечением убеждают своих поданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей, в которых наставил человеков божественный спаситель, аки единственное средство наслаждаться миром, который истекает от доброй совести и который един прочен.

Ст. 3. Все державы, желающие торжественно признать изложенные в сем акте священные правила и кои почувствуют, сколь нужно для участия колеблемых долгое время царств, дабы истины сии впредь содействовали благу судеб человеческих, могут все охотно и с любовью быть приняты в сей священный союз.

Читайте также: