Почему произведение с масштабным названием разгром ограничено историей одного отряда кратко

Обновлено: 07.07.2024

Многие литературоведы видят в названии романа Фадеева иносказательный смысл. В критических разборах часто приводится цитата из статьи В. Фриче, напечатанной в 1927 году, сразу же после журнальной публикации “Разгрома”: “В Морозке старое оказалось сильнее. В начале повести он крадет дыни, а в конце после изгнания колчаковцев из деревни напивается как свинья.

Пуля белых только довершает физический разгром в его душе” (А. С. Бушмин “Роман А. Фадеева “Разгром”” Л., 1954, с.37). Иными словами, В. Фриче толкует название произведения

как “разгром” всех стремлений главного героя преодолеть пережитки отсталого мышления и поведения, распрямиться духовно, почувствовать себя самоценной личностью. То есть нового человека из старого человеческого материала не получилось.

Однако критик обращает внимание только на внешние поступки Морозки и не замечает, не учитывает внутренние переживания героя, который, как следует из текста романа, за два-три месяца сознательно выбирает для себя новые жизненные идеалы и цели.
В мыслях Морозки постоянно присутствует образ дороги. В юности герой “не искал новых дорог, а шел старыми, уже выверенными

Может быть, потому, забрав с собой жену, ушел он в восемнадцатом году защищать Советы” (1). В партизанском отряде Морозка сталкивается с замечательными людьми, и теперь ему хочется попасть на прямую, ясную, правдивую дорогу, по которой шли такие люди, как Дубов, Гончаренко, Бакланов. В. Фриче прав, Морозка напивается после смерти коня Мишки, но, придя в себя, испытывает жгучий стыд, о котором критик почему-то умалчивает, а между тем Морозку терзает мысль: что “скажет он Левинсону?

И разве можно, на самом деле, показаться на глаза Гончаренко после такого дебоша?” (XVI). Впервые герой видит причину своего недостойного поведения в самом себе. В этом искреннем раскаянии проявились новые черты характера героя: его решительная победа над старыми привычками, глубокое осознание своих ошибок.

Учитывая приведенные рассуждения, никак нельзя согласиться с толкованием романа, данным В. Фриче.
Существует другое объяснение названия романа: разгрому подвергается индивидуалистическое сознание Мечика, противопоставленное коллективистской морали Морозки. Но сводить содержание романа к проблеме превосходства коллективизма над индивидуализмом – значит слишком сузить идею произведения. Известно, что первоначально роман назывался “Враги”, но в окончательном варианте Фадеев отказался от этого названия, оставив его только для седьмой главы.

Кроме Мечика и Морозки, в романе присутствует третий главный герой – Левинсон. Он, согласно замыслу писателя, воплощает организующую роль большевиков в гражданской войне. Левинсон – мужественный и решительный человек, который умеет силой воли подавить свои болезни и слабости и всего себя подчинить делу.

Он умеет “видеть все так, как оно есть” (XIII), но при этом мечтает о прекрасном человеке. Правда, для Левинсона эта мечта неотделима от активной борьбы за нового человека, то есть деятельный романтизм партизанского командира принципиально отличается от романтических фантазий Мечика. Итак, и второе толкование названия фалеевского романа кажется неверным, потому что игнорирует идейное значение образа Левинсона, который весьма важен в произведении, поэтому герой и назван “человеком особой породы” (VI).

Название романа можно понимать и буквально: Фадеев рассказал о разгроме партизанского отряда в дальневосточной тайге летом 1919 года. Замечательно, что в русском языке существуют два синонима поражение и разгром, которые отличаются значением интенсивности: разгром но полное, абсолютное поражение. Почему писатель выбрал для своею произведения трагическую ситуацию полного поражении?

Потому, видимо, что в критические моменты с особой ясностью раскрывается характер человека, а главной задачей романа Фадеев считал “показ революции через душу человека”. Поэтому “Разгром” социально-психологический роман. Сначала автор обрисовываем характеры действующих лиц, а заглавное событие – военный разгром отряда – начинает играть заметную роль только с середины произведения (с десятой главы “Начало разгрома”). Теперь герои имеют возможность проявить свои характеры в тяжелом испытании.

Например, среди персонажей “Разгрома” бывший пастух Метелица выделяется своим исключительным героизмом, отвагой, удалью. В разведке, в белогвардейском плену, в сцене смерти Метелица демонстрирует истинное бесстрашие; он герой в буквальном смысле слова.
Автор не дает счастливой развязки, произведение заканчивается разгромом и гибелью большинства партизан, в живых остается только девятнадцать человек. Несмотря на это, конец романа оптимистичен: Фадеев показал, что колчаковцы победили временно, благодаря количественному превосходству, но отряд как боевая единица сохранен. Скоро он пополнится новыми бойцами и продолжит борьбу за советскую власть.

Об этом думает Левинсон, спускаясь в солнечную, хлебную Тудо-Вакскую долину, которая кажется измученным партизанам землей обетованной.
Итог изложенных выше рассуждений таков: если привести всевозможные объяснения названия романа Фадеева, их количество не решило бы проблему: толкования могут быть самыми разными, ибо слово “разгром” применительно к тексту романа является многозначным.
Наиболее интересным кажется буквальное значение названия: оно прямо указывает на сюжет романа (его внешнюю событийную сторону), но контрастно противопоставлено идейному пафосу произведения. Борьба за революционные идеи не окончена, пока в эти идеи верят простые люди (такие, как Морозка), пока за эти идеи массы простых людей готовы отдать жизнь. Поэтому окончательного и бесповоротного разгрома в романе “Разгром” нет.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Творчество А. А. Фадеева Дата________________________

Цели урока: дать представление о личности писателя; дать краткий обзор литературной ситуации 1920-30-х годов; определить особенности жанра и композиции романа.

Оборудование урока: портрет А. А. Фадеева (1901—1956).

Методические приемы: лекция с элементами беседы, контроль знаний учащихся — тест.

Тест по творчеству А. М. Горького, А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, И. А. Бунина, А. А. Ахматовой

Новая тема. Лекция учителя

Александр Александрович Фадеев прошел путь от начинающего писателя, чей первый же роман был высоко оценен советской критикой, до поста председателя Союза писателей СССР, и закончился этот путь трагически.

1. Рассказ о жизни, творчестве и смерти А. А. Фадеева. ( рассказывает ученик)

Чтоб землю в Гренаде

Мы мчались, мечтая

И лошадь устала

На скрипках времен.

Где же, приятель,

Я видел: над трупом

Да. В дальнюю область,

В заоблачный плес

Ушел мой приятель

С тех пор не слыхали

Однако реальное произведение вышло за эти схематические рамки.

I V . Предварительная беседа по роману

Каковы особенности композиции романа?

Сюжетная композиция такова, что разгром отряда, очевидность этого разгрома надвигается с каждой главой. Путь к разгрому — это внешняя сюжетная канва. Но вместе с тем это постепенное проникновение во внутренний мир и осложняющиеся отношения героев. Три части романа, которые мы выделили условно, — три этапа по пути к разгрому отряда. Но вместе с тем это постепенное проникновение во внутренний мир и осложняющиеся отношения героев.

В последней части происходят и кульминация и развязка. Фадеев рисует отряд в сражениях. Здесь изображается разгром отряда, разрешаются все конфликты. Главное же — показано, на что способен каждый герой в решительную минуту, как проявляется его сущность.

Домашнее задание

Сопоставить образы Морозки и Мечика: подобрать эпизоды, характеризующие героев.

История одного отряда - отражение ситуации во всей армии.

Вы читать-то будете? Или мужчина в Вашем понимании не должен марать руки о книгу?

"А потому что", возможен только такой ответ) Название дает автор. Такое, какое по его мнению отражает суть произведения. В романе Умберто Эко "Имя розы" нет ни слова о розах. Там рассказывается об убийствах в монастыре, совершенных, чтоб скрыть существование одной книги.

Это очень сильное произведение, которое надо прочесть всем, чтобы понять война- это горе для всех, разгром всех жизней

причиной изменения скорости движения тела всегда является его взаимодействие с другими телами.

Другие вопросы по: Другие предметы

Похожие вопросы

Предмет

Предмет

Предмет

Предмет

Цели урока: дать представление о личности писателя; дать краткий обзор литературной ситуации 1920-30-х годов; определить особенности жанра и композиции романа.

Оборудование урока: портрет А. А. Фадеева (1901—1956).

Методические приемы: лекция с элементами беседы, контроль знаний учащихся — тест.

I. Лекция учителя

Александр Александрович Фадеев прошел путь от начинающего писателя, чей первый же роман был высоко оценен советской критикой, до поста председателя Союза писателей СССР, и закончился этот путь трагически.

1. Рассказ о жизни, творчестве и смерти А. А. Фадеева.

Однако реальное произведение вышло за эти схематические рамки.

II. Предварительная беседа по роману

— Каковы особенности композиции романа?

Сюжетная композиция такова, что разгром отряда, очевидность этого разгрома надвигается с каждой главой. Путь к разгрому — это внешняя сюжетная канва. Но вместе с тем это постепенное проникновение во внутренний мир и осложняющиеся отношения героев. Три части романа, которые мы выделили условно, — три этапа по пути к разгрому отряда. Но вместе с тем это постепенное проникновение во внутренний мир и осложняющиеся отношения героев.

В последней части происходят и кульминация и развязка. Фадеев рисует отряд в сражениях. Здесь изображается разгром отряда, разрешаются все конфликты. Главное же — показано, на что способен каждый герой в решительную минуту, как проявляется его сущность.

Сопоставить образы Морозки и Мечика: подобрать эпизоды, характеризующие героев.

Морозка и Мечик.

Цель урока: выявить авторское отношение к проблеме интеллигенция и революция, сопоставив образы Морозки и Мечика.

Методические приемы: аналитическая беседа.

I. Слово учителя

Для Фадеева как пролетарского писателя и активного деятеля РАПП очень важно противопоставление героев в классовом, социально-политическом плане. Противопоставление это всегда прямолинейно и однозначно.

— В чем особенность этого противопоставления?

II. Сопоставительный анализ образов Морозки и Мечика

— Каков путь становления Морозки?

— Какое событие заставило Морозку взглянуть на жизнь по-другому?

— Что мы узнаем о жизненных устремлениях Морозки?

— Как развивается образ Мечика в романе?

— Как проявляется авторское отношение к Мечику?

— Чем вызван внутренний конфликт Мечика?

— Как в композиции романа проявляется авторское отношение к Мечику?

— Какой эпизод раскрывает истинную суть Морозки и Мечика?

— Как через образы Морозки и Мечика решает автор проблему интеллигенции и революции?

Морозке присущи трезвое, реальное отношение к действительности, растущая осознанность происходящего, понимание смысла и цели борьбы. Мечик — переполненный не жизненно-реальными, а книжными знаниями, человек, не обладавший четким, ясным видением событий и не осознавший еще своего места в жизни, а главное — не обремененный политическими и нравственными принципами. Сопоставление Морозки и Мечика демонстрирует, по мысли Фадеева, превосходство одного и ущербность другого.

III. Заключительное слово учителя

Подобрать эпизоды, характеризующие образ Левинсона.

Образ Левинсона и проблема гуманизма

Цели урока: раскрыть авторский замысел — изображение героя, который мог бы стать примером в жизни; рассмотреть проблему гуманизма в романе.

Методические приемы: аналитическая беседа.

I. Слово учителя

Самое важное в общем движении действия — судьба всего коллектива, всего партизанского отряда. Левинсон является носителем общего, объединяющего, сплачивающего и организующего начала.

— Как рисует Фадеев образ Левинсона?

— Какое значение имеют воспоминания Левинсона о детстве?

— Какова роль портретной характеристики?

— Каковы основные черты характера Левинсона?

Замкнутость, сдержанность, воля, хладнокровие, ответственность, целеустремленность, настойчивость, знание психологии людей — основные его черты.

— Что дает Левинсону такую уверенность и власть над людьми? Как он понимает свою ответственность перед ними?

2. В чем, по вашему, заключается сила Левинсона?

4. На кого из героев А. А. Фадеева вам хотелось бы походить и почему?

Написать сочинение по одной из тем:

1. Образ Человека в произведениях Горького и Фадеева.

2. Интеллигенция и революция с точки зрения Горького, Блока, Фадеева.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок-диспут "Кто он, Павел Мечик?" (по роману А.А.Фадеева "Разгром")

Диспут по роману "Разгром" требует от учащихся аргументированного ответа: Павел Мечик - "себялюбивый эгоист" или "юный романтик, растерявший свои идеалы".


"Народ и интеллигенция в романе А. Фадеева "Разгром"

Рекомендации по ходу урока "Народ и интеллигенция в романе А. Фадеева "Разгром". Работа с текстом.


К уроку литературы "Роман А.Фадеева "Разгром".

индивидуальные карточки для проверки знаний.


Урок - суд по роману Фадеева "Разгром".

Данный урок можно использовать на заключительном этапе изучения романа в 11 классе.


Нужно ли изучать роман А.Фадеева "Разгром" в школе? Почему?

Статья для сборника "Война и мир: научные исследования и императивы современного образования".


Конспект открытого урока по литературе. Новый взгляд на нестареющую классику. Урок- семинар. Для классов гуманитарного профиля.

Читайте также: