Почему произведение лермонтова три пальмы обозначено как восточное сказание и что в тексте по кратко

Обновлено: 05.07.2024

Любовь к природе, единение с ней Лермонтов впитал с самого детства. Оставшегося без родителей мальчика воспитывала бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева. Маленький поэт рос очень болезненным ребенком, поэтому детство его прошло в родовом имении; время от времени Елизавета Алексеевна вывозила маленького Мишу на Кавказ к родственникам. Уже тогда мальчик учился любоваться красотами природы и даже запечатлять ее на картинах. На некоторых детских портретах можно увидеть Лермонтова-ребенка с мелком в руке. Поражают красотой и картины подросшего поэта: чаще всего он рисовал Кавказские горы.

Средства выразительности

В балладе – повествовании о судьбе лирических героев – пальм – Лермонтов использует разнообразные средства выразительности. В стихотворении есть:

При описании рубки пальм использована аллитерация звука “р”.

Бог отвечает на просьбу – тут же вдалеке показывается караван торговцев. Пальмы радушно его принимают, но вот люди не испытывают к ним благодарности. Скорее, наоборот: они срубают и сжигают деревья. Так печально заканчивается стихотворение.

Тема стихотворения

Все произведение Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются Библейские мотивы. Образ трех пальм в стихотворении является архетипом трех составляющих человеческой души: разум, чувства и воля.

Источник символизирует собой Святой Дух, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Место действия, где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни (“степи аравийской земли”), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай.

Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие первородного греха.

Арабы в стихотворении, от топора которых гибнут пальмы, – символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом.

Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать свое предназначение губительны для человеческой души.

Тема человека и природы – одна из тех, над которыми размышляет здесь Лермонтов. Три пальмы – символ даров природы, которыми она щедро одаривает человека. Природа хочет поделиться своими богатствами, но в то же время хочет увидеть благодарность. Что же мы видим в стихотворении? Все происходит наоборот: воспользовавшись благами природы, укрывшись в тени пальм от зноя, испив прохладной воды из кристального ручья, неблагодарный человек убивает то, что так бескорыстно помогло ему.

М Лермонтов Три пальмы

За одну ночь люди погубили красивый оазис, который жил здесь столетия. И дальше бы пальмы и ручей приносили людям избавление от изнуряющего солнца, давали бы отдых. Этим Лермонтов показал, насколько хрупка природа, как просто можно ее разрушить необдуманными действиями.

Философский смысл стихотворения

Скорее всего, Лермонтов размышляет и лично о своем предназначении. Он пытается понять, действительно ли обществу нужен его талант, и не обратится ли дар против него самого. Проведя аналогию Лермонтов – три пальмы, стихотворение можно назвать отчасти пророческим. Ведь поэт погибает молодым.

Проведение анализа

На уроках литературы в классе может быть дано задание провести анализ поэтического текста, понять его тематику и проблематику, основные авторские мысли и идеи. Чтобы не упустить ничего значимого, следует придерживаться определенного плана анализа:

Размер стихотворения три пальмы

  1. Общая информация о тексте. Здесь можно кратко описать историю создания, указать, в какой период своей жизни поэт обратился к данным образам, что переживал в этот момент. Чаще всего информацию можно получить из биографии: достаточно посмотреть на дату написания и сопоставить с биографической справкой.
  2. Тема. Это ответ на вопрос о том, о чем говорится в тексте. Для раскрытия этого пункта плана достаточно внимательно прочитать текст, понять его сюжетную канву, осмыслить, какие события описываются автором.
  3. Проблематика. Этот пункт — самый сложный, но наиболее важный. Необходимо понять, с какой целью был написан текст, какие авторские идеи нашли в нем отражение, какие проблемы рассматриваются.
  4. Композиция. Следует отметь, из каких структурных частей состоит стих, возможно, удастся выделить сценарий развития событий. Желательно рассмотреть, каким образом организован переход от одной части к другой.
  5. Жанровая специфика. Здесь должен быть ответ на вопрос о том, в каком жанре создано произведение, и привести аргументы (указать признаки жанра).
  6. Выразительные средства (тропы). Необходимо найти и привести примеры эпитетов, сравнений, метафор, олицетворения, эпифоры или анафоры, гиперболы, указать, с какой целью используется каждое из этих художественных средств. Чаще всего они помогают выразить глубинные авторские мысли, придать речи образность, выразительность.
  7. Подвести итоги проделанной работы

Христианская символика в стихотворении

Лермонтов Три пальмы восточное сказание

Стихотворение насыщенно символами христианства:

  1. Цифра 3. Божественное число фигурирует даже в названии стихотворения. Три пальмы, по мнению исследователей, – это составляющие души человека: чувства, воля и разум.
  2. Ручей – дух Бога, который дает жизнь и подпитывает человеческую душу. Именно поэтому после варварских действий ручей остается в пустыне, ведь Бога убить невозможно.
  3. Название места, Аравийская земля, заставляет читателя перенестись мыслями в Эдемский сад, ведь его расположение предположительно на Аравийском полуострове.
  4. Конфликт в стихотворении происходит из-за гордости пальм – это самый первый грех, именно из-за него в свое время был низвергнут Люцифер.
  5. Образы арабов, срубающих пальмы, – нечто темное, черное (этот цвет встречается в их описании). Проводится аналогия с нечистой силой.

Тест с ответами: “Три пальмы” М.Ю.Лермонтов

2. В каком году было опубликовано стихотворение: а) 1840 б) 1839 + в) 1842

3. В каком журнале впервые было опубликовано стихотворение: а) “Полярная звезда” б) “Северные цветы” в) ”Отечественные записки” +

4. Где росли три пальмы: а) На аравийской земле + б) На африканской земле в) На бразильской земле

5. Автор называет почву …, из которой бьётся родник: а) Плодородной б) Мёртвой в) Бесплодной +

6. Кто терзает и треплет добычу над ключом: а) Ворон косматый б) Коршун хохлатый + в) Ястреб горбатый

7. Что люди из каравана сделали с пальмами: а) Любовались ими до утра б) Сорвали все плоды в) Срубили +

8. Как автор называет пальмы: а) Питомцы столетий + б) Эликсир долголетий в) Друзья мечетей

9. Где разместился караван: а) Посреди пустыни средь песков б) В прекрасном цветущем оазисе в) Под пальмами +

10. О чём вопрошают пальмы: а) На то ль мы родились, чтоб здесь расцветать? б) На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? + в) На то ль мы родились — здесь жизнь прозябать?

11. Какие звери передвигались по пустыне: а) Верблюды + б) Ослы в) Слоны

12. Назовите Жанр стихотворения: а) Сонет б) Баллада + в) Стансы

13. Какой стихотворный размер использовал автор при написании стихотворения: а) Трехстопный амфибрахий + б) Пятистопный ямб в) Дактиль

14. Из какого произведения Пушкина Лермонтов использовал образы для “Трех пальм”: а) “Анчар” б) “Египетские ночи” в) ”Подражание Корану” +

15. Назовите главного лирического героя произведения: а) Три пальмы + б) Арабы в) Ручей

16. Какие очи сверкали из походных шатров: а) Голубые б) Чёрные + в) Зелёные

17. С каким животным автор сравнивает коня араба: а) С серной б) Со львом в) С барсом +

18. Определите способ рифмовки в стихотворении: а) Парная // не параллельная б) Парная // параллельная + в) Непарная // параллельная

19. Как называется изображение неживой природы как живого существа: Напрасно пророка о тени он (родник) просит…: а) Метафора б) Сравнение в) Олицетворение +

20. Как называется приём: И шёл колыхаясь, как в море челнок, Верблюд за верблюдом, взрывая песок: а) Олицетворение б) Сравнение + в) Аллегория

21. Назовите художественное средство: Родник между ними из почвы бесплодной: а) Эпитет + б) Аллегория в) Метафора

22. Как называется изображение неживой природы как живого существа: Не шепчутся листья с гремучим ключом: а) Сравнение б) Олицетворение + в) Отрицание

23. Как называется приём: И конь на дыбы подымался порой, И прыгал, как барс, поражённый стрелой: а) Метафора б) Олицетворение в) Сравнение +

24. Назовите художественное средство: Три гордые пальмы высоко росли: а) Аллегория б) Эпитет + в) Метафора

29. Композиция произведения: а) Кольцевая + б) Круговая в) Прямая

30. На чем построена композиция произведения: а) На сравнении: жизнь-смерть б) На антитезе: жизнь-смерть + в) На олицетворении: жизнь-смерть

Композиционные особенности

стихотворение Три пальмы Лермонтова

Жанр восточного сказания придает стихотворению статус народной мудрости. Этим Лермонтов подчеркивает, что темы, поднятые им, не новые – они волнуют человечество испокон веков.

Сказание Три Пальмы. Как вы думаете, почему погибли три пальмы? Чем они были недовольны…

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор.

Не прав твой, о небо, святой приговор!

Вероятно, небо услышало ропот пальм потому что тут же на горизонте показался большой богатый караван. Красивые и веселые люди остановились в тени высоких деревьев, родник щедро напоил их свежей ключевой водой. Однако у караванщиков другое представление о смысле жизни, их интересует только собственный комфорт и удобства.

Действие происходит на фоне прекрасной восточной природы.

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли, —

Напрасно пророка о тени он просит —

Его лишь песок раскаленный заносит…

Так бессмысленно погибли гордые пальмы, которые видели смысл всей своей жизни в том, чтобы радовать глаз, дарить влагу и прохладу

Средства художественной выразительности

Три пальмы лермонтов анализ

Как видим, гениальность Лермонтова позволила донести до читателя серьезные философские размышления с помощью природы Востока.

Выразительные средства

Используется и прием антитезы — противопоставления. Сначала поэт рисует красивую картину гармонии, мирной жизни деревьев посреди пустыни, но в полном комфорте. А завершает стихотворение страшный образ разрушения, гибели, кружащей над пепелищем птицы смерти.

Таков краткий разбор стихотворения поэта-романтика, в котором нашли отражение мысли, волновавшие Лермонтова. Даже этот текст позволяет убедиться, что он был одинок, не чувствовал поддержки от людей, страдал, не мог смириться с реальностью.

Стихотворение Лермонтова "Три пальмы" имеет подзаголовок - "Восточное сказание".

Почему же автор назвал свое стихотворение именно так?

Прежде всего действие стихотворения разворачивается на Востоке. а именно в Аравийской пустыни, одном из самых жарких и безжизненных мест на планете.

Героями стихотворения оказываются пальмы, а в стихотворении описывается типичный оазис, также встречающийся только в пустынях.

Далее мы встречаем караван верблюдов, опять же характерный для восточных сказаний, описан автором и веселый араб на коне, а раба живут на Востоке.

Все вместе эти слова и описания как раз и создают восточный колорит сказки.

Действие стихотворения Лермонтова "Три пальмы" происходит на Ближнем Востоке - в аравийской пустыни, герои стихотворения также восточные пальмы и восточные люди - арабы, караванщики.

Поэтому это стихотворение и получило подзаголовок - "Восточное сказание".

Восточный колорит в нем передают слова: пальмы, пустыня, караван, араб, барс, кувшины, белые одежды.

Михаил Юрьевич Лермонтов написал очень много стихотворений, и каждое из них по-своему замечательно. Например, стихотворение "Бородино" несет грустное, ностальгирующее настроение, воспоминания о тяжелой войне 1812 года. А стихотворение "Родина" прививает юному читателю патриотизм, любовь к своей Родине, и т.д.

В стихотворении Лермонтова "Листок" мы видим два замечательных образа, созданных воображением поэта. Это дубовый листок, который был сорван с дерева, который засох и завял, но докатился до Черного моря. И это молодая цветущая чинара, которая росла на берегу моря.

Бедный листок попытался найти защиту у чинары, попросил приютить его среди ее зеленых листьев. Но чинара отказала, потому что ей не нужен был странный, чужой листок, к тому же совсем сухой.

Это стихотворение может описывать и скитания самого поэта, который долгое время провел на чужбине, но не нашел там покоя и счастья, и чужие красоты, хотя и пленяли его взор, не стали для него милее красот родины.

В стихотворении "Листок" Лермонтов рассказывает о том, как дубовый листок был оторван от родной ветки и гонимый бурей докатился до моря. Там он увидел прекрасную молодую чинару и попросил приютить его, несчастного странника, среди ее зеленой листвы. Но чинара отказала листку, потому что ей были неинтересны его рассказы и ей был неинтересен сам усохший и пожелтевший листок.

Это стихотворение - аллегория. В нем Лермонтов описывает под видом странствий листка странствия человека, оторванного от Родины. Этот человек ищет приюта в чужих краях, но ни где он не нужен.

Грустным это стихотворения делают эпитеты Отчизна суровая, Бедный листочек, сравнение листка со Странником и пришельцем.

Я бы не сказала, что Лермонтов в своем стихотворении "Тучи" проводит параллель между своей судьбой и тучами. скорее наоборот, тучи в этом стихотворении противопоставляются образу поэта-изгнанника.

Тучи в описании Лермонтова свободные и вечные странники,которые летят с севера не потому что их кто-то прогнал или потому что им наскучили "бесплодные нивы", а просто потому что такова их природа - вечно мчаться по небу.

Автор спрашивает у туч, не такие же они изгнанники как и он, но сам же дает ответ на свой вопрос - нет, тучи свободны, в то время как он прикован к чужой земле, и не может вернутся на милый север, как бы этого не хотел

В стихотворении Лермонтова "Листок" главный герой, дубовый листок, так говорит о себе, когда встречается с чинарой: "До срока созрел я". В этих словах листок высказывает сожаление о том, что он так мало повисел на ветке родного дуба, что он внезапно пожелтел, гораздо раньше положенного срока, когда остальные листья еще зеленеют на ветках, и был сорван ветром. Он сожалеет о том, что его настоящая жизнь практически закончилась и ему остается только лететь тужа, куда его гонит ветер, сохнуть и вянуть.

Листок сетуют на жестокую судьбу и просит чинару укрыть его своими зелеными листьями, обещая свои чудесные рассказы.

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Михаил Лермонтов (6 класс, Коровина, 1 часть, стр. 149-151, 154-155, 157-160)

Проверьте себя

1. Какие учителя были приглашены бабушкой для обучения будущего поэта?

Для обучения внука бабушка пригласила многих учителей (гувернёра-француза, бонну-немку, позже — англичанина), проходивших с Лермонтовым курсы греческого, французского и немецкого языков. Уже в Москве с Лермонтовым занималась Зиновьева, Солоницкий, Мерзляков.

2. Кто из писателей интересовал юного М. Ю. Лермонтова?

Ломоносов, Державин, Дмитриев, Озеров, Батюшков, Крылов, Жуковский, Козлов и Пушкин.

3. Какие предметы изучал поэт в пансионе?

Разные языки, искусство, нравственные, математические и словесные науки.

Размышляем о прочитанном

Лермонтов увидел сходство между мчащимися тучами и своим изгнанием: и тучи, и поэт покидали милый север и устремлялись в чужую южную сторону.

2. Какие различия есть в судьбе поэта и тучек?

Различий намного больше. Даже в том, что тучки свободные, а поэт не может себе позволить такого, чего бы он хотел. У них нет родины, а у него есть.

3. О каких настроениях поэта мы можем догадаться по второй и третьей строфам стихотворения?

Эти строки проникнуты терзаниями поэта. Это такие чувства, которые не подвластны тучкам.

4. Как эпитеты помогают определить отношение к северу, где находится родина и откуда должен уехать поэт, и к югу, куда его ссылают?

Милый север и сторона южная. Употребление таких эпитетов указывает на истинную любовь Лермонтова к родине и отдаленность к югу.

Фонохрестоматия

1. Перечитайте стихотворение и ещё раз прослушайте и проследите, как меняется характер отношения лирического героя к тучам:

— в какой части стихотворения он мысленно сближает, объединяет себя с ними? Почему? В первой части, потому что она стал таким же изгнанником, как и они.

— в какой части это единение оказывается под вопросом, под сомнением? Во второй.

2. Как передаёт эту динамику, развитие чувств автора актриса?

Актриса передает эти чувства с помощью изменения тембра голоса, пауз, ритмики чтения.

3. Выучите стихотворение наизусть, подготовьте его выразительное чтение.

Размышляем о прочитанном

Потому что сюжет имеет схожесть с восточными сказаниями. Этот жанр подтверждает восточная колоритная лексика. Например: песочные степи, аравийская земля, пальмы, сыпучие пески, пустыня, ковры, вьюки, верблюд, походные шатры, смуглые руки, чёрные глаза, араб, фарис, караван, Пророк.

2. Как вы думаете, почему погибли три пальмы? Чем были они недовольны? На кого роптали?

Я думаю, что они погибли потому, что роптали на Бога. Они были недовольны своим предназначением, что никто не видит их красоты.

3. Как вели себя люди из пришедшего каравана? Чем заканчивается сказание? Что хотел сказать поэт своим произведением?

Люди порубили пальмы, чтобы использовать их древесину для разжигания костра. Сказание заканчивается тем, что снова наступила тишина и покой, даже шуршанья листьев не слышно. Поэт хотел показать, как важно ценить свое предназначение. А также этот сюжет о бережнои отношении к природе.

Фонохрестоматия

1. Какое впечатление произвело на вас чтение актёром баллады Михаила Юрьевича Лермонтова?

Стихотворение мне очень понравилось. Оно передает внутреннее состояние Лермонтова на тот момент. Остро поднята тема одиночества.

Какие чувства переживали вы, слушая это лиро-эпическое произведение?

Я переживал за судьбу пальм. Когда я прослушал запись, то испытал такие чувства, как грусть, печаль.

2. Проследите, как меняется интонационный строй речи, эмоциональная окраска голоса актёра, когда он читает:

— описание оазиса в аравийской пустыне (I строфа);

— ропот пальм (II строфа);

— описание движущегося каравана (III строфа);

— гарцевание арабского всадника (V строфа);

— встречу гостей в оазисе (VI строфа);

— жестокую сцену гибели пальм (VII строфа);

— картину безжизненного пространства там, где ещё недавно красовались пальмы и журчал ручей (IX строфа).

В первой строфе интонация спокойная. Вторая строфа продолжает повествование. Ропот пальм актер передает протяжным голосом, чтобы выразить их мольбу. Третья строфа начинается с шепота, так как это звуки песка, а затем тембр понижается, а голос актера становится грубее. Пик тембра и интонации приходится на пятую строфу. Шестая строфа наполнена тревогой. Гибель пальм в седьмой строфе актер выразил волнением в голосе. Девятую строфу автор читает наиболее выразительно, выделяя каждое слово интонацией.

3. Поработайте над выразительным чтением каждой смысловой части баллады. Постарайтесь добиться, чтобы в чтении с определённостью звучало ваше личное отношение к событиям каждого эпизода баллады. Затем выразительно прочитайте всё стихотворение.

Размышляем о прочитанном

1. Какова история листка-странника? О чём этот рассказ — о листке, о людях, о поколении? Какие эпитеты, олицетворения помогают сделать стихотворение таким грустным?

Я думаю, что это стихотворение имеет скрытый смысл. Через образ листка Лермонтов показывает не только свою судьбу, но и судьбу всего своего поколения.

Стихотворение наполнено эпитетами и олицетворениями, которые создают такое грустное настроение. Например: эпитеты (жестокою, гонимый, тоскою глубокой, бедный, суровой, пылен, жёлт, холодное) и олицетворения (прижался, молит, до срока созрел, ношуся один).

С помощью глаголов листок принимает образ гонимого странника, а чинара отвергает листок. Она показалась мне эгоистичной, не принимающей его слова в серьез.

Да, я считаю, что поэт выразил свои переживания через образ листка. Он также не мог себя найти, его гнали отовсюду, отправили в разные ссылки.

Я понимаю выражение “до срока созревший” - умен и опытен не по годам.

3. Как вы думаете, есть ли будущее у листка? Подтвердите это строчками самого стихотворения. Как вы это объясните?

Я думаю, что листок понимает, что будущего нет и просит приюта у чинары, но и она прогоняет его. После чего он говорит такие строки:

“Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.”

Это значит лишь одно - листок признал свое поражение в этой битве с судьбой.

4. Итак, в стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете вы и почему?

Я сочувствую листку. Он ищет не только свое пристанище, но и самого себя. Ему нужно было найти лишь на время приют, но гордая чинара отказала. Тем самым, обрекла его на верную смерть.

Фонохрестоматия

Актер мастерски меняет интонацию голоса, тембр, делает паузы и логические ударения.

2. Совпадает ли ваше отношение к красоте любимицы солнца чинары с отношением актёра? Почему?

Не совпадает, потому что и листок, и чинара - растения. Нельзя превозносить себя только по внешнему виду. Нужно показать свою человечность, а чинара этого сделать не смогла.

3. Какое впечатление произвело на вас прослушанное стихотворение? К кому из персонажей вы прониклись сочувствием? Почему?

Стихотворение лиричное. Мне понравилось. После прослушанного, я еще больше стал жалеть листок, что вот так порой судьба зависит от решения других.

4. Очень кратко в одном четверостишии описана судьба листка, но читатель и слушатель проникаются сочувствием к нему. Какие невзгоды, удары судьбы он испытал?

У него не было цели в жизни, сна и покоя.

Я считаю, что первую строфу нужно прочитать спокойным голосом, слегка нараспев. Вторая строфа, а это описание чинары, должна быть прочитана повышенным тембром, с нотками радости. Так как чинара - любимица солнца, нужно показать соответствующее отношение к ней. Третья и четвертая строфа - обращение листка. Здесь нужно показать всю гамму чувств: грусть, разочарование, мольба о помощи. Чтение должно быть распевным, полушепотом с интонационным выделением каждого слова. Пятая и шестая - ответ чинары. Это и есть финал и решение судьбы листка. Эти строки нужно читать ритмично, с паузами и ударением.

Размышляем о прочитанном

Утес-великан занял бы большую часть рисунка, а золотая тучка была бы маленькой и яркой.

2. Выучите это небольшое стихотворение наизусть. Выразительным чтением передайте заложенный в стихотворение мотив одиночества и печали.

3. Какой бы вы сделали рисунок к этому стихотворению? Расскажите об этом.

Я бы взяла ватман для этого рисунка. Нарисовала бы пустыню, а посередине огромный утес. А сверху него было бы золотая тучка.

Литература и другие виды искусства

Как вы думаете, почему композиторы так часто обращались к лермонтовскому стихотворению? Почему именно музыкой они пытались раскрыть глубину чувств и мыслей этого произведения?

Как стихотворения, так и картины могут восприниматься людьми по-разному. А вот музыка способна передать настроение более точно.

Фонохрестоматия

1. Как вы знаете, поэзия часто наделяет образы природы характерными чертами людей. Что вы можете сказать о характерах тучки и утёса?

В этом стихотворении, как и в многих других Лермонтов поднимает тему одиночества. Тучка ночевала, а утром ушла дальше “весело играя”, а утес остался один в большой пустыне.

2. Прочитайте первое четверостишие (строфу) так, чтобы была понятна ваша характеристика тучи. Совпадает ли она с характеристикой, данной в чтении актрисы? Если нет, то в чём различие?

Мое прочтение не совпало с чтением актрисы. Так получилось потому, что она прочитала эти строки повышенной интонацией с нотками радости.

Я думаю для того, чтобы добавить драматизм в эту ситуацию.

4. Прочитайте стихотворение вслух, постарайтесь выразить светлое, радостное настроение, которым окрашена первая строфа, безысходное горе одиночества, переданное поэтом во второй строфе.

Совершенствуйте свою речь

2. Какие художественные средства помогают выразить страдание и сочувствие, осуждение? Расскажите об этом на примере одного из прочитанных стихотворений Лермонтова.

Для того, чтобы выразить различные чувства Лермонтов использует эпитеты и метафоры. Например в стихотворении “Утес”: эпитет “влажный след” и метафора “утес плачет”.

В восточном сказании Михаила Юрьевича Лермонтова заключён огромный философский смысл, который обличает человеческие грехи, используя в качестве главных героев растения. В произведении автор описывает три пальмы, растущие в жаркой пустыне и долгое время не знающие горя: "Три гордые пальмы высоко росли". Когда же их "роскошные листья" начали высыхать на палящем солнце, пальмы не отступили от своей гордости и стали обвинять Бога в несправедливости по отношению к ним: "Не прав твой, о небо, святой приговор!", хотя неподалёку от них находился ручей, в котором они могли напиться воды вдоволь.

Однако после их многочисленных упрёков в пустыню пришли арабы с "походными шатрами", наполнили кувшины прохладной водою из ручья и напоили пальмы.

Здесь писатель раскрывает их нескончаемую радость: "Приветствуют пальмы нежданных гостей". Но человек есть человек: он привык всё делать для себя, не заботясь о природе и даже причиняя ей вред. Поэтому, к сожалению, главные герои обречены на гибель - путники, которые только что буквально "вдохнули жизнь" в усыхающие пальмы, тут же её забирают, срубая несчастные деревья и разводя из их "тел" костёр: "И пали без жизни питомцы столетий!" Этот момент в произведении можно считать кульминацией, поскольку именно здесь прослеживается конфликт между природой и человеком и раскрывается вся задумка М. Ю. Лермонтова.

Основная мысль сказания заключалась в том, что необходимо ценить то, что уже послано Богом, и не "роптать" на него, поскольку это жуткий грех, по совершении которого всё может закончиться ещё хуже, чем было изначально. Таким образом, Михаил Юрьевич Лермонтов призывает своих читателей ценить каждое мгновение своей жизни и не корить Бога за то, чего можешь добиться сам, приложив некоторые усилия. Если Всевышний чувствует, что ты не можешь самостоятельно чего-то добиться, что тебе действительно нужна помощь, он обязательно пошлёт её. Но, если же ты в состоянии сам позаботиться о себе в конкретной ситуации, Бог понадеется на то, что ты постараешься решить проблему, подкрепляя свои силы светлой верой в него.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: