Почему походы против еретиков в южной франции были объявлены церковью крестовыми кратко

Обновлено: 04.07.2024

Рыцари святого креста воевали не только с неверными на востоке и юге.
Часто их меч обращался на соседей по континенту, которые отличались своими религиозными практиками от канонического изложения христианства, или оставались язычниками.
Мы уже писали о крестовом похоже против западных славян, отдельные рыцарские ордена огнем и мечом крестили Прибалтику, которая до 13 века оставалась языческой.

Но однажды, крестовый поход случился на территорию Франции – самого большого поставщика солдат войска Христова и ревностных католиков!
Что же послужило причиной похода?

Альбигойцы и Катары – другие христиане.

Во времена, когда христианство развивалось параллельно по всему Старому Свету, появилось множество трактовок и версий Евангелия. Харизматичные лидеры объясняли пастве канон по-своему, учитывая личные переживания и сложившиеся местные религиозные практики.
Так формировались целые течения, которые достаточно сильно разнились в оценках и подходах к объяснению слова Божьего.

Конечно же, так продолжаться не могло долго.

Постепенная унификация христианства отсекало ветку за веткой, чтобы религиозный канон стал единым от запада до востока, а огромные течения манихейцев, несториан и ариан становились ересью, которая преследовалась и уничтожалась.
Так было и с альбигойцами.
На юге Франции, с центром в городе Лангедок, расцвело течение катаров, называемых также альбигойцами. Христиане, чье учение было очень близко к ближневосточному манихейству.

Бог и Дьявол для них были равнозначными силами, стоявшими у основ мира, многие традиции имели явные следы гностического учения, зороастризма и митраизма. Катары были не только глубоко религиозны, но и крайне мистически настроенными людьми.

Души людей они признавали падшими ангелами, заключенными в греховном теле в греховном мире, от которого следует максимально удаляться.

Видимый мир-творение и вотчина Дьявола, в том время как духовный, истинный мир надлежит постигать христианину духовным взором.
Таким образом, Бог не является управляющим в сущем мире. Соответственно и все видимое в мире – греховно, никакие символы религии – иконы, храмы или голубки не могут быть делами руки Господа и потому не должны быть объектом поклонения.

Конец света же придет когда станет опустевать зримый мир, по мере того, как все больше душ осознают свою ангельскую природу и покинут бренные тела.

Все это весьма отличается от традиционного католического базиса! Кроме того, они явно отрицают церковь, папство и вообще какие-либо формы организации веры!

Это послужило поводом, обвинить их в опоре на нехристианские основы, хотя катары как раз базируются исключительно на христианских апокрифах.

Естественно, такая антитеза не могла не привлечь агрессию со стороны Ватикана!

Католицизм стал резко обличать альбигойцев, обвиняя их в ереси, феодалы, стремящиеся к расположению папства, устраивали травлю катаров, вплоть до случаев сожжения их на кострах.

Ситуация накалялась, катары стали концентрироваться в Лангедоке, Тулузе и прочих городах юга Франции, где рука Ватикана была слабой, а местные правители игнорировали требования преследовать еретиков.
Попытки послать туда миссионеров, для переориентации населения, также провалились – катары были более привычными и более достойными подражания.

Даже участие в них первых лиц Ватикана, например святого Доминика- мастера красноречивой проповеди, помогало привести в лоно католицизма лишь несколько десятков человек.

Это уже был удар по репутации, и стало очевидно скорое силовое решение конфликта.

Наконец в 1179 года Третий Латеранский Собор отсудил ересь катаров и вальденсов, что означало масштабную облаву на них по всей Европе.

Лангедок стал спешно укреплять стены…

Папа выпустил буллу, в которой призвал рыцарство к похожу на альбигойцев обещая рыцарям завоеванные земли катаров.

Первая война с катарами

10 тысяч рыцарей вторглись на юг Франции в 1209 из Лиона, Раймонд Тулузский пообещал им поддержку, за что был восстановлен в лоне Церкви и его прегрешения забылись.

Крестоносцы учиняли форменный холокост!
В небольшой крепости Безье рыцари вырезали все население, при том, что катаров среди них было не более трех сотен. После этого поселения катаров сдавались без боя.

Рыцари, не встречая сопротивления, снова показали себя жестокими захватчиками, заставляя жителей уходить из взятых городов голыми и без имущества.

В каждом городе, крестоносцы встречали катаров, которые отказывались принять католицизм и сложить оружие.
Везде сооружались гигантские костры, в которых сотнями сжигались еретики.
После этого, катары взяли в руки оружие, их лидером стал Пьер Рожер де Кабаре, организовавший защиту оставшихся крепостей: Астур, Бран, Минерв, которые удавалось взять с огромным трудом для рыцарских армий. Крестовое воинство медленно выдавливало отчаянно сопротивлявшихся катаров.

Вторая альбигойская война

В 1216 году число недовольных стало настолько большим, что Раймонд Тулузский, вновь предавший Ватикан, собрал из них целую армию, которая успешно взяла несколько городов и даже Тулузу, хотя и со второй попытки.
Регион снова был потерян Ватиканом, а община катаров быстро наращивала свои ряды.
Раймонда вторично отлучили от церкви, а в июне 1226 года состоялся еще один крестовый поход.
Катары опять не сопротивлялись, лишь Авиньон три месяца держал осаду, но наконец пал и он.
Династии правителей Тулузских областей были уничтожены и на их место прислали дворян из католических регионов с твердым приказом выжечь альбигойскую ересь!

Тем ни менее, катары не сдавались, они отошли в укрепленные цитадели и приготовлялись к последнему бою

Цитадель Монсегюр была 9 месяцев в осаде, в крепости находились катарские епископы, священники и уцелевшие дворяне.
Всего пятнадцать рыцарей, 300 монахов и пятьдесят солдат почти год держали осаду против рыцарского войска!
Без воды, припасов, оружия и отдыха они воевали на стенах с многотысячным войском.

Наконец, изможденные от голода альбигойцы открыли ворота и внутри дворика крестоносцы увидели 25 рыцарей, которые покончили жизнь самоубийством, и более двух сотен монахов готовых к сожжению их на кострах инквизиции, что и было немедленно сделано.

У подножия горы были раз­ведены огромные костры, как намек на участь тех, кто не отречется. Утром 16 марта 216 катаров с пением гордо спустились с горы в Пламя костров, пылающих внизу. Место, где они приняли смерть, известно как Поле Сожженных и отмечено простым мемориальным крестом

По преданиям катаров, в крепости Монсегюр находилась легендарная чаша Святого Грааля. Которую потом будут искать там нацисты третьего Рейха.

Последней крепостью стал замок Керебюс, где укрылись уже совсем жалкие остатки альбигойцев, руководил которыми прославленный рыцарь Чаберт де Барбейра – потомственный катар, герой восстания Лангедока.
Замок сдался спустя 11 лет после падения Монсегюра!
Однако за лидера катаров внезапно вступились знатные крестоносцы, которые ходатайствовали перед Папой о помиловании и о том, что он раскаялся в своей ереси, что сам де Барбейра однако никак не комментировал и публично не каялся.

Как ни странно, но помилование было получено, Чаберт прожил еще долгие годы, но движение катаров было уже полностью уничтожено.
Так закончился первый внутренний крестовый поход в Европе и эра власти катаров на юге Европе.

Основная идея данного отрывка состоит в том, что церковная власть важнее светской, и соответственно все христианские правители должны подчиняться папе римскому.

2*. С помощью каких приёмов автор стремится убедить читателей в правоте своих утверждений?

Автор пытается убедить читателей в том, что светские правители должны подчиняться церковным с помощью метафор и сравнений. Он утверждает, что душа человека руководит телом, и соответственно те, кто отвечают за управление душой (духовенство) должны руководить теми, кому непосредственно подчиняется человек (светским монархам).

Стр. 159

Вопросы и задания после параграфа

1. Чем обосновывали римские папы верховенство своей власти?

Римские папы обосновывали верховенство своей власти тем, что они являются непосредственными наместниками Иисуса Христа на Земле и потому все светские государи должны им подчиняться.

2. Объясните, чем было вызвано появление и распространение еретических учений в европейских странах в XII—XIII вв. Что было общим во взглядах их приверженцев?

Распространение еретических учений в европейских странах в XII–XIII вв. связанно с ростом городов в этот период и увеличением городского населения. Горожане были образованнее крестьян, поэтому некоторые из них, читая Библию, начали находить в ней скрытый смысл, о котором никогда не говорили священники.

Общим во взглядах приверженцев еретических учений было негативное отношение к Католической церкви. Еретики считали, что духовенство заботится исключительно об удержании власти и накоплении земных богатств, а не о своей главной задаче – спасении людских душ.

3. Какие средства и методы Церковь использовала в борьбе против еретиков? *Почему походы против еретиков в Южной Франции были объявлены Церковью Крестовыми?

Для борьбы с еретиками Католическая церковь использовала различные средства и методы. Для начала мирянам было официально запрещено самостоятельное чтение Библии. Лишь духовенство наделялось таким правом. Однако, поняв слабую эффективность таких мер, руководство Церкви стало действовать болем жестким путём. Для расследования дел, связанных с ересью, была создана инквизиция. Её члены относились к еретикам очень жестоко и чаще всего приговаривали обвиняемых к смертной казни путём сожжения на костре. Самой крайней мерой, которую использовала Церковь, были военные походы против еретиков и их физическое уничтожение.

Походы против альбигойцев в Южной Франции папы объявили Крестовыми для того, что бы привлечь на свою сторону как можно больше французских рыцарей и князей, и с их помощью уничтожить еретиков. Дело в том, что альбигойцев было слишком много, и они хорошо укрепились в Южной Франции. Поэтому одолеть их только своими силами Католическая церковь просто не могла.

4. Чем отличались монашеские ордены, созданные в Европе в XI—XIII вв., от орденов крестоносцев?

Монашеские ордена занимались исключительно мирной деятельностью, делая акцент на проповедовании христианской веры и искоренении еретических учений бескровным путём (например, с помощью инквизиции). В свою очередь, ордена крестоносцев действовали военным путём, сражаясь против тех, кого Церковь считала своими врагами (прежде всего с мусульманами и язычниками, реже – с еретиками).

5. Используя иллюстрации параграфа, охарактеризуйте занятия средневековых монахов.

Средневековые монахи не только молились Богу и проповедовали среди людей, но и выполняли вполне земную работу. Чаще всего они обрабатывали землю, занимались садоводством и различными ремеслами, а также – написанием и переписыванием книг.

6. Раскройте, в чём выражался и чем объяснялся авторитет Фомы Аквинского в средневековом мире.

Фома Аквинский (1225/1226 – 1274) был доминиканским монахом и одним из наиболее выдающихся богословов Средневековья. Его авторитет выражался в том, что в своих сочинениях он мог дать ответ практически на все вопросы мироздания, которые ранее беспокоили других европейских философов. Поэтому труды Фомы Аквинского со временем стали фундаментом для официального учения Католической церкви, и получили наименование томизм.

Такой авторитет объяснялся тем, что в своих исследованиях Фома Аквинский активно использовал не только Священное Писание, но и труды учёных, живших в античную эпоху. В первую очередь – греческого философа Аристотеля. Ранее представители католического духовенства практически не упоминали о нём (прежде всего, из-за того, что он был язычником). Но благодаря Фоме Аквинскому, о Аристотеле вновь заговорили с новой силой, и начали изучать его наследие наравне с Библией.

Под паломничестом традиционно понимают путешествия верующим к местам, имеющим особенное значение для определённой религии. Человека, совершающим такое путешествие называли паломником или пилигримом. Следует отметить, что для христиан первостепенное значение имела территория Палестины, поскольку именно здесь были расположены места, связанные с жизненным путём и деятельностью Иисуса Христа – река Иордан, города Назарет, Вифлием и конечно же – Иерусалим. Поэтому Палестину стали называть Святой землёй. Особенное значение имели места, связанные с распятием и воскрешением Христа – Гефсиманский сад, гора Голгофа, Гроб Господень. Они расположены или в самом Иерусалиме, или в его окресностях. Поэтому именно Иерусалим, начиная с IV в. и до нашего времени считается центром всех христианских паломников. Недаром захват Святой земли мусульманами в VII в. считался существенным ударом по престижу христианской веры.

Важными центрами паломничества также стали места, связанные с деятельностью апостолов, а также раннехристианских святых. Позже к ним добавились крупнейшие города, где были сооружены большие соборы. В эти соборы целенаправлено свозились мощи святых (например, апостола Петра или Андрея) и другие религиозные артефакты (чаще всего иконы). Прежде всего такими центрами были Рим, где был построен собор св. Петра (главный храм католической церкви), и Константинополь, где был воздвигнут собор св. Софии (главный храм православного христианства). Позже, начиная с XI – XII вв., практически в каждом европейском государстве сформировались свои местные центры паломничества. Во Франции ими стали Париж и Лурд, в Испании – Сантьяго-де-Компостела, в Англии – Кентербери и Йорк. В Древней Руси общепризнанным центром паломничества был Киев.

Для искренне верующих людей паломничество имело гораздо большее значение, чем просто путешествие. Они верили в то, что, прикоснувшись к нетленным мощам святых и животворящим иконам, или искупавшись в священной реке Иордан, получат прощение всех грехов, в в некоторых случаях – исцеление каких-то физических недугов и болезней. При этом пилигримов не останавливали огромные трудности, характерные для Средних веков: плохое состояние дорог (тем более, что большинство из них передвигалось пешком), частые нападения разбойников, голод и эпидемии (в процессе путешествия обыденным явлением были вспышки чумы, холеры или дизентерии). Для того, чтобы эффективно противостоять опасностям паломники чаще всего объединялись в большие группы, что позволяло им отбить нападение врага (среди пилигримов было немало рыцарей) или поддержать друг друга в случае необходимости. С возникновением духовно-рыцарских орденов в XII в. (в первую очередь, тамплиеров) безопасность паломников была отчасти решена.

Для Церкви паломничества тоже имели положительный результат. Массовость этого явления повышала авторитет христианства, наглядно демонстрируя, на какие жертвы и лишения готов пойти верующий. Духовенство также рассчитывало, что пилигримы способствуют распространению христианской религии за пределами Европы (прежде всего на Ближнем Востоке). Кроме того, церковные иерархи могли использовать такую глубокую религиозность средневековых жителей в своих целях. Например, организованные папой Урбаном ІІ Крестовые походы официально проводились именно в интересах паломников – для освобождения величайших христианских святынь от иноверцев-мусульман. Кроме того, далеко не последнюю роль играли корыстные интересы. На пути следования паломников, начали строиться постоялые дворы и гостиницы, нередко находящиеся под управлением Церкви. Похожие услуги могли оказывать и монастыри. Кроме того, центры паломничества быстро превращались в центры торговли, в которых помимо прочего была распространена продажа различных церковных атрибутов (иконок, ладанок, амулетов с частицами Животворящего креста и т.п.). Это тоже приносило хороший доход. Одним словом, на пилигримах Церковь могла неплохо заработать.

Подводя итоги, следует упомянуть, что средневековые паломничества также выполняли важную познавательную функцию. Они позволяли невежественным и неграмотным людям того времени, кругозор которых чаще всего оканчивался соседними деревнями и городами, больше узнать об окружающем их мире. В перспективе это существенно способствовало развитию географических знаний, и в частности привело к развитию картографии.


Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Они проходили под лозунгом борьбы за освобождение Святой земли от мусульман.

Крестовые походы были вызваны:

  • Стремлением освободить Святую землю;
  • Желанием распространить влияние католической Церкви на восток.
  • Бедственным положением, сложившимся в Европе в результате экономического кризиса и демографической ситуации.

До Константинополя дошло лишь около 40 тысяч человек. Византийский император Алексей I Комнин остался не в восторге от неорганизованной толпы, понимая, что она не сможет противостоять туркам-сельджукам. Видя, как крестоносцы занимаются грабежами в городе, он переправила их через Босфор. Вскоре крестоносцы были разгромлены напавшими на них турками-сельджуками. По некоторым данным спаслось только около тысячи человек, в том числе и французский священник Петр Пустынник, чьи проповеди перед Крестовым походом воодушевили многих людей.

Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)

Если первые крестоносцы представляли собой стихийную толпу, то следующий поход, начавшийся в 1096 году, был подготовлен гораздо лучше.

  • Из северной Франции выступило войско под предводительством Гуго Великого (Гуго Вермандуа).
  • Из центральной Франции выдвинулось войско, которое вел Готфрид Бульонский.
  • Боэмунд Тарентский командовал выходцами из Италии. Крестоносцев южной Франции вел Раймунд IV.
  • Роберт Нормандский был предводителем войска из северо-западной Франции.

Около Константинополя силы этих армии объединились. Крестоносцы Первого Крестового похода были хорошо вооружены и организованы. На этот раз умелые воины смогли отбить большую часть Паслестины. В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим.

В ходе Первого Крестового похода удалось достигнуть главную цель — отвоевать Святую землю и освободить Гроб Господень. Крестоносцы создали Иерусалимское королевство. Кроме этого королевства существовали и другие государства, в которых воины насаждали те же порядки, что и в европейском средневековом обществе. Этому подверглись:

  • Графство Триполи;
  • Княжество Антиохия;
  • Графство Эдесское.

История походов крестоносцев

Турки-сельджуки вынашивали планы возврата потерянных территорий. В 1144 году они отвоевали графство Эдесское. В связи с этим в Европе начал готовиться Второй Крестовый поход.

Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)

Второй Крестовый поход возглавили:

  1. Французский король Людовик VII;
  2. Германский император Конрад III Гогенштауфен.

Еще по пути к Иерсуалимскому королевству воинство сильно поредело. Этому способствовали:

  • Некачественное продовольствие;
  • Болезни.

Поход оказался на редкость неудачным. Крестоносцы потерпели ряд поражений от арабов и были вынуждены вернуться домой.

В 1173 году на территории Египта появилось новое государство, правителем которого стал талантливый полководец и дипломат султан Салах ад-Дин (Саладин). Он начал войну против Иерсуалимского королевства и в битве при Хаттине разбил войско крестоносцев. После этого армия Саладина взяла в осаду Иерусалим, который вскоре капитулировал. Иерсуалимское королевство перестало существовать.

Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)

В 1189 году начался Третий Крестовый поход. Его главной целью было повторное отвоевывание Святой земли.

Третий Крестовый поход тоже оказался неудачным. Немецкие рыцари по пути лишились своего предводителя. Во время переправы через речку Селиф в Малой Азии, Фридрих Барбаросса, облаченный в тяжелые доспехи, упал с коня и утонул. После этого большая часть немецких крестоносцев повернула домой.

Несмотря на то, что английский король все-таки взял Акру и даже одержал победу над войсками Саладина в битве при Арсуфе, дело закончилось мирными переговорами. Ричарду нужно было срочно вернуться домой, так как французский король Филипп воспользовался отсутствием английского короля и захватил почти все владения Англии на материке.

Результаты Третьего Крестового похода были весьма скромны. Христианским паломникам разрешили свободно посещать Иерусалим, но он по-прежнему принадлежал мусульманам. Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффо оставались в руках крестоносцев.

Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)

Четвертый Крестовый поход показал, что главной целью крестоносцев было не освобождение Иерусалима, а обогащение. На захваченной территории создали Латинскую империю. Ее жителям пришлось платить непосильные налоги.

Итоги Крестовых походов

Другие Крестовые походы

Однако уже в 1244 году Иерусалим вновь заняли турки.

Последствия Крестовых походов

Европейцы так и не отвоевали Святую землю. Несмотря на то, что Керстовые походы принесли много бедствий, они позволили Европе ознакомиться с достижениями Востока во многих областях:

  • Крестоносцы принесли с собой секрет изготовления бумаги;
  • Европейцы узнали о шахматах;
  • Научились выращивать рис, арбузы, лимоны и другие культуры;
  • В Европе стали строить бани и ветряные мельницы.

В Средиземном море по итогам Крестовых походов господствующее положение заняли итальянские купцы. Это привело к росту европейской торговли. В целом можно сказать, что привнесение достижений Востока в области медицины, математики, географии подготовили благодатную почву для начала европейской эпохи Возрождения.

Восприятие мира через религию — отличительная черта европейского Средневековья. Постижение божественных замыслов считалось высшей мудростью, а объяснение мира посредством влияния Бога — лучшим способом познания вечного и бренного. На этом пути живая и смелая мысль неизбежно приходила в противоречие с официальным каноном. История христианства — как, впрочем, и любой другой религии — является в том числе историей ересей. Споры вокруг природы Христа или символа веры привели к появлению различных ветвей христианства: католичества, православия, арианства, несторианства и т.д. На Западе, в отличие от Востока, ересиархи не успевали набрать силу, как попадали в жернова католической церкви или влачили полуподпольное существование среди кучки последователей. Единственными исключениями до возникновения протестантизма являлись катары и гуситы. Первыми на историческую сцену вышли катары, обосновавшиеся на юге Франции, в Лангедоке, и ставшие объектом 20-летних Альбигойских войн.

Катары и католики

​Обряд возложения рук. pinterest.fr - Альбигойские крестовые походы | Warspot.ru

Обряд возложения рук.
pinterest.fr

Юг и север

Во Франции начала формироваться большая армия. Оробевший Раймунд поспешил покаяться и покориться Риму. Унизительная церемония, состоявшаяся 18 июня 1209 года, когда обнажённого по пояс графа бичевали при большом стечении публики, а затем на верёвке, накинутой на шею, ввели в церковь, на время спасла от нашествия его родовые земли, но не Лангедок. Раймунд принял обет и влился в ряды крестоносцев, передав в июне 1209 года в распоряжение папы семь крепких замков в качестве залога верности.

​Папа Иннокентий III объявляет крестовый поход против альбигойцев, 1208 год. Источник: Osprey — Fortress 055 — Cathar Castles. Fortresses of the Albigensian Crusade 1209-1300 - Альбигойские крестовые походы | Warspot.ru

Папа Иннокентий III объявляет крестовый поход против альбигойцев, 1208 год. Источник: Osprey — Fortress 055 — Cathar Castles. Fortresses of the Albigensian Crusade 1209-1300

Ересь была не единственным фактором начинавшейся войны. Территория, против которой был направлен гнев церкви — юг Франции на восток от Роны до предгорий Пиренеев — была не совсем Францией. Лангедок, или на латинский манер Окситания, означал земли, где говорят на языке ок. Ок (или провансаль) был распространён на широкой полосе Средиземноморья от Каталонии до Пьемонта, а местные жители, несмотря на общее вероисповедание, воспринимали вторгшихся крестоносцев как чужаков.

Деяния крестоносцев

Альбигойский крестовый поход, растянувшийся на 20 лет (1209–1229), делят на шесть периодов:

  • война против рода Тренкавелей (1209–1211);
  • война против Тулузы (1211–1213);
  • война против Петра Арагонского (1213);
  • победы крестоносцев (1213–1215);
  • контрнаступление юга (1215–1225);
  • французское вторжение (1225–1229).

Проще, но не в ущерб истине, провести деление между временем де Монфора (1209–1218), временем юга (1218–1225) и временем Франции (1226–1229), где каждый отрезок означает господствующую силу.


Триумф крестоносцев был полным. 40-дневный срок, на который они брали крест, подходил к концу, и большинство засобиралось домой. Главные вожди похода отклонили честь продолжить борьбу, и на завоёванной территории остался только небольшой отряд (вряд ли более 2000 человек) во главе с 39-летним Симоном де Монфором, который и был избран новым виконтом Безье и Каркассона.

​Жители Каркассона покидают город, 1209 год. Источник: Osprey — Fortress 055 — Cathar Castles. Fortresses of the Albigensian Crusade 1209-1300 - Альбигойские крестовые походы | Warspot.ru

Жители Каркассона покидают город, 1209 год. Источник: Osprey — Fortress 055 — Cathar Castles. Fortresses of the Albigensian Crusade 1209-1300

Знаменитый крестоносец

Симон де Монфор получил общеевропейскую известность осенью 1202 года во время Четвёртого крестового похода, когда отказался участвовать в штурме христианского города Зары (Задара) и вместо Константинополя отправился в Палестину. Тем самым он подтвердил верность идеалам крестового движения и заслужил уважение многих. На полях Лангедока он завоевал славу выдающегося полководца и сокрушителя еретиков. Обладая войском в несколько тысяч, он умудрялся держать в подчинении регион в несколько миллионов.

Битва при Мюре

Арагонский король объявил войну и 30 августа 1213 года под ликование народа вошёл в Тулузу во главе отборного отряда из 1000 рыцарей. Собранная южанами коалиционная армия под командованием Петра, Раймунда и графов Фуа и Комменжа достигала 8000 человек: 4000 рыцарей и конных сержантов, 4000 городского ополчения. Армия де Монфора не превышала 2000 человек, из них 900 рыцарей и конных сержантов. Тем не менее 13 сентября при Мюре южане потерпели сокрушительное поражение: арагонский король был убит, а альбигойская армия частью уничтожена, частью рассеяна. Мятежные графы, потрясённые случившимся, изъявили покорность Риму и обещали всюду преследовать ересь.

Однако купить мир смирением не вышло. В июне 1215 года на совете в Монпелье было принято решение, позднее подтверждённое IV Латеранским собором, о лишении Раймунда VI Тулузского наследственных земель графства в пользу Симона V де Монфора и католической церкви. После этого де Монфор приказал своему брату Ги срыть стены главных очагов недовольства — Тулузы и Нарбонны. Раймунд со своим сыном того же имени удалился в Англию. Путешествие де Монфора на север Франции для принесения присяги королю Филиппу Августу за Тулузу представляло сплошное торжество. Чтобы поприветствовать легендарного героя, собирались огромные толпы. Солнце ярко светило крестоносцам, которые ещё не ведали, какая грядёт гроза.

Всеобщее восстание юга

Появление юного наследника у Бокера послужило сигналом к восстанию. Город заняли его сторонники, а гарнизон крестоносцев заперся в замке. На помощь осаждённым устремился сам де Монфор, но попытки деблокировать гарнизон провалились. У де Монфора были только его собственные силы, а к восставшим постоянно подходили по реке подкрепления. 24 августа 1216 года де Монфор запросил коридор, чтобы вывести своих людей из замка. Бокер был потерян, а великий крестоносец впервые проиграл. Его месть обрушилась на Тулузу: город подозревался в измене и должен был поплатиться за это. Горожане поднялись как один и ответили насилием на насилие. Дело дошло до уличных боёв. В конце концов наиболее влиятельные жители покинули город, остальные были разоружены, рвы Тулузы засыпаны, а остатки стен разобраны.

​Керибюс — один из замков Лангедока. Источник: Osprey — Fortress 055 — Cathar Castles. Fortresses of the Albigensian Crusade 1209-1300 - Альбигойские крестовые походы | Warspot.ru

Керибюс — один из замков Лангедока. Источник: Osprey — Fortress 055 — Cathar Castles. Fortresses of the Albigensian Crusade 1209-1300

Симон де Монфор с новыми подкреплениями с севера Франции воевал против Раймунда Молодого за Роной, когда получил известие, что 13 сентября 1217 года в Тулузу вошёл Раймунд Старый. Вслед за ним туда хлынули все недовольные и принялись откапывать рвы и сооружать баррикады, укрепляя город. Это была храбрость обречённых, схватка не на жизнь, а на смерть. В руках французов оставался только Нарбоннский замок и надежда на Симона де Монфора.

Де Монфор подошёл к городу 9 октября, но, учитывая нехватку ресурсов — пресловутые 40 дней и необходимость держать значительные контингенты в замках по всей стране — до весны крестоносцы больше наблюдали, чем воевали. Оба моста через Гаронну держали южане, однако крестоносцы, используя брод в 17 км от города, после жестоких боёв смогли захватить предместье Сен-Сиприан на левом берегу. Де Монфор отправил во все уголки Франции гонцов с призывом о помощи. Весной ему на подмогу пришёл граф Суассон, зато к восставшим присоединился Раймунд Молодой, который вошёл в город под самым носом у неприятеля.

Основные атаки крестоносцев развернулись против Монтольеских ворот, тулузцев — против Нарбоннского замка. Многие отмечали, что де Монфор утратил былую хватку и пребывал в каком-то оцепенении. 25 июня 1218 года он был убит камнем, выпущенным катапультой, которой, по преданию, управляла женщина. Быстрота, с какой всё стало рушиться после его смерти, подтверждает выдающиеся военные таланты де Монфора. Даже поход французского дофина Людовика Льва во главе большой армии с 32 графами и 20 епископами окончился провалом (осада Тулузы длилась с 16 июня по 1 августа 1219 года). Крестоносцы теряли города один за другим. Загнанный в угол Амори де Монфор, незадачливый сын великого отца, умолял французского короля Филиппа Августа взять все его владения и права. Одновременно в самых почтительных выражениях старый Раймунд просил Филиппа Августа примирить его с церковью и вернуть, таким образом, его законное наследство. Выходило, что только французский монарх мог решить этот кровавый спор. И он решил его — в свою пользу.

Вмешательство французской короны

Правда, этим королём стал не осмотрительный Филипп Август, а его сын Людовик VIII — пылкий крестоносец, уже дважды, в 1215 и 1219 годах, выступавший против альбигойцев, и внук — Людовик IX Святой. Ко времени его воцарения в 1226 году на юге многое поменялось. 2 августа 1222 года умер старый граф Раймунд, 27 марта 1223 года — самый способный полководец Лангедока граф Раймунд Роже де Фуа, 29 сентября 1225 года — беспощадный клирик Арнольд Ситосский, архиепископ Нарбоны. Молодой Раймунд продолжал шаг за шагом теснить северян, пока 14 января 1224 года Амори де Монфор окончательно не оставил Лангедок.

Падение юга

Смерть короля давала Раймунду шанс на смуту во Франции, но уже в начале 1227 года регентша Бланка Кастильская уступками привлекла строптивых вассалов на свою сторону. Кампанию на юге вёл полководец Юмбер де Божо, сенешаль Франции. Его метод состоял в тотальном разорении края. Виноградники, поля и сады выламывались, вытаптывались и вырубались. Обездоленные крестьяне сбивались в банды и мстили захватчикам. Ожесточение достигло крайности, тулузцы бились на последнем дыхании.

Раймунд понимал, что его ресурсы исчерпаны. В 1228 году при посредничестве папы Григория IX был разработан проект мира, залогом которого должна была стать женитьба одного из младших братьев короля Альфонса де Пуатье на единственной дочери и наследнице Раймунда — 9-летней Жанне.

12 апреля 1229 года был подписан договор в Мо, подведший черту под 20 годами войны. По этому документу, напоминавшему капитуляцию, Раймунд VII терял две трети своих владений, позволял ввести инквизицию, компенсировал многочисленные убытки церкви, срывал стены 30 замков, обеспечивал французские контингенты в Лангедоке — и далее в том же духе. В знак раскаяния Раймунда заставили принять ту же процедуру бичевания, через которую прошёл его отец 20 годами ранее.

Некогда могущественный Тулузский дом подошёл к грустному финалу. В 1249 году Жанна наследовала владения отца, а после её смерти в 1271 году они отошли в собственность французской короны. Ересь катаров стала проклятием юга. Отстаивавший свои исконные права Лангедок бесконечно обличался как пристанище еретиков и был тем самым изолирован и поставлен вне закона. Веротерпимость стала худшим грехом, а сожжение еретиков — лучшей добродетелью.

​Осада и падение Монсегюра, 1243–1244 годы. Источник: Osprey — Fortress 055 — Cathar Castles. Fortresses of the Albigensian Crusade 1209-1300 - Альбигойские крестовые походы | Warspot.ru

Осада и падение Монсегюра, 1243–1244 годы. Источник: Osprey — Fortress 055 — Cathar Castles. Fortresses of the Albigensian Crusade 1209-1300

С 1233 года в Лангедоке заработала инквизиция, в стране воцарился гнетущий страх. Еретиков изобличали и жгли десятками. Ушедшие в подполье катары, прежде чуждые насилию, объявили инквизиторов не падшими душами, а чистым воплощением зла и потому подлежащими уничтожению. Оплотом катаров стал горный замок Монсегюр на северном склоне Пиренеев. Другим очагом возмущения стали файдиты.

Читайте также: