Почему племена майкопской культуры смогли расселиться по территории центрального предкавказья кратко

Обновлено: 04.07.2024

Племена майкопской культуры. Существование майкопской археологической культуры относится ко второй половине III тыс. до н. э. (2500—2000 гг. до н.э.). Она раскинулась на обширном пространстве от Тамани до Дагестана, но сердцем ее являлось Прикубанье.

Как жили майкопцы, принесшие мировую славу нашему древнему краю? Ученым сегодня известна группа интересных бытовых памятников майкопской культуры. Одним из них является поселение Мешоко. Оно находилось на мысу в верхнем течении реки Белой и занимало площадь в 1,5 га. Со стороны поля Мешоко надежно защищала неприступная шириной в 4 м оборонительная стена. С внутренней стороны к ней примыкали жилища. Чаще всего они представляли прямоугольные глиняные постройки, опиравшиеся на деревянные столбы.

Основу экономики майкопских племен составляло скотоводство. Они знали все виды современных домашних животных: корову, овцу, свинью. Лошадь тоже стала служить кавказцам, помогая преодолевать огромные расстояния. Выработалась новая форма скотоводческого хозяйства — отгойная, сменившая прежнюю — пастушескую. Теперь летом скот перегоняли в горы, где находились в изобилии сочные луга, а зимой содержали в специальных помещениях.

Многочисленные отары овец, бродившие по бескрайним пастбищам и горным склонам, обеспечивали майкопские племена не только мясом, но и шерстью. В результате у них развивается прядение, а возможно, и примитивное ткачество. Иначе трудно объяснить находки глиняных пряслиц для веретена, а также отпечатки вытканной плетенки на отдельных сосудах. Тем самым, тончайшее искусство кавказских рукодельниц имеет 4—4,5 тысячелетнюю традицию.

Древние артифакты Майкопской культуры

МАЙКОПСКАЯ КУЛЬТУРА (майкопско-новосвободненская общность, майкопско-новосвободненская культура)​ —​ археологическая культура, распространённая в предгорьях​ Северного Кавказа​ в раннем​ бронзовом веке. Названа по Большому​ Майкопскому кургану, исследованному в​ 1897 году​ археологом​ Н.​ И.​ Веселовским. Основная территория распространения​ — равнины и предгорья Предкавказья от Таманского полуострова до Чечни.

Древние артифакты Майкопской культуры

МАЙКОПСКАЯ КУЛЬТУРА (майкопско-новосвободненская общность, майкопско-новосвободненская культура)​ —​ археологическая культура, распространённая в предгорьях​ Северного Кавказа​ в раннем​ бронзовом веке. Названа по Большому​ Майкопскому кургану, исследованному в​ 1897 году​ археологом​ Н.​ И.​ Веселовским. Основная территория распространения​ — равнины и предгорья Предкавказья от Таманского полуострова до Чечни.

Основные​ характеристики​ носителей​ майкопской​ культуры:

1. владея​ искусством​ добычи​ и​ обработки​ металлов,​ изготавливали​ из​ бронзы,​ золота​ и​ других​ местных​ руд​ различные​ предметы​ быта,​ посуду,​ оружие,​ ножи,​ наконечники​ стрел,​ разного​ рода​ украшения,​ ритуальные​ фигурки​ животных.

2. владея​ гончарным​ делом,​ изготавливали​ различную​ посуду​ и​ другую​ утварь.

3. селились​ в​ горных​ ущельях,​ в​ труднодоступные​ и​ удобные​ для​ обороны​ места,​ поселения​ огораживали​ мощными​ каменными​ стенами​ (видимо​ вели​ множество​ войн).

4. на​ тело​ умерших​ вождей​ посыпали​ красную​ краску​ (охру)​ и​ хоронили​ их​ в​ курганах,​ рядом​ с​ умершим​и вождями​ клали​ многочисленные​ посмертные​ дары​ —​ оружие,​ украшения,​ посуду,​ одежду,​ совершались обряды жертвоприношения​ людей​ и​ животных.​ Вокруг​ захоронения​ устанавливали​ каменный​ круг​ —​ кромлех.

​Культура​ представлена​ не​ только​ курганами,​ но​ и​ бытовыми​ памятниками.​ В​ конце​ 50-х​ —​ 60-х​ гг. была​ открыта​ большая​ группа​ поселений​ в​ бассейне​ реки​ Белой​ и​ по​ р.​ Фарс​ южнее​ Майкопа,​ ​ в​ том​ числе:

Мешоко​ (наиболее​ изучено),​ расположенное​ на​ окраине​ пос.​ Каменномостского,​ на​ высоком​ плато​ правого​ берега​ р.​ Белой​ при​ впадении​ в​ неё​ р.​ Мешоко, поселение​ было​ укреплено​ мощной​ каменной​ стеной,​ толщиной​ в​ 4​ м;

Ясенева​ Поляна​ на​ р.​ Фарс, близ​ посёлка​ Колосовки,​ также​ имеет​ 4​-х метровой​ толщины​ стены.

Жилища​ майкопцев​ представляли​ собой​ лёгкие​ каркасные​ постройки,​ обмазанные​ глиной,​ которые​ опирались​ на​ деревянные​ столбы.​ Дома​ были​ прямоугольные,​ площадью​ примерно​ 12×4​ м,​ как​ на​ поселении​ Ясеневой​ Поляны (турлучные постройки черкесского типа).

​ —​ керамику​ с​ сюжетными​ композициями;

​ —​ костяная​ пектораль​ (нагрудное​ украшение);

​ —​ антропоморфная​ пластика​ из​ глины​ (свидетельство​ наличия​ религии).

Ещё​ в​ начале​ 20​ века,​ в​ найденных​ украшениях,​ учёные​ установили​ наличие​ местного,​ майкопского​ звериного​ стиля​ в​ найденных​ артефактах,​ который, возможно, послужил​ эталоном​ создания​ изделий​ звериного​ стиля​ для​ более​ поздних​ археологических​ культур. То​ есть​ следует​ иметь​ ввиду, что​ майкопский​ звериный​ стиль​ более,​ чем​ на две тысячи​ лет, старше, так называемого скифского и​ сарматского​ звериных​ стилей.

Одним​ из​ феноменов​ майкопской​ культуры​ является​ установленный​ факт,​ что​ уже​ в​ те​ времена​ представители​ выделявшейся​ майкопской​ знати​ пользовались​ конём​ для​ верховой​ езды.​ Так​ как​ появление​ майкопской​ культуры​ датируется​ началом​ 4​ тыс.​ до​ н.​ э.,​ то​ этот​ факт​ может​ служить​ указателем​ на​ определённый​ приоритет​ в​ коневодстве​ и,​ возможно,​ на использование лошадей​ в​ военном​ деле.​ Также​ стоит​ отметить,​ что в​ выращиваемых​ ими​ стадах,​ большую​ часть​ составляли​ свиньи​ и​ крупный рогатый​ скот.​ Археологи​ обнаружили​ уникальной​ формы​ бронзовые​ псалии​ майкопской​ культуры,​ которые​ представляют​ собой​ бронзовый​ стержень​ с​ закрученной​ петлёй​ в​ середине​ с​ продетым​ через​ неё​ узлом,​ которым​ заканчивались​ мягкие​ удила,​ повод​ и​ ремень​ оголовья.​ Насечки​ и​ выпуклости​ на​ краях​ псалии​ служили,​ очевидно,​ для​ закрепления​ наносного​ и​ подгубного​ ремней.

Строительство​ племенами​ майкопской​ культуры​ рукотворных​ террасовых​ комплексов​ в​ горах,​ есть​ доказательство​ их​ оседлости,​ высокой​ плотности​ населения,​ высокого​ уровня​ сельско-хозяйственных​ и​ инженерных​ навыков.​ Террасы майкопской​ культуры строились​ примерно​ начиная​ с​ IV​ тыс.​ до​ н.​ э.​ В​ искусственных​ подсыпных​ (опорных)​ слоях,​ имеет​ место​ факт​ находки​ исключительно​ майкопской​ керамики.​ Террасы​ майкопской​ культуры​ являются​ одними​ из​ самых​ древних​ в​ мире,​ при​ этом, они​ мало​ исследованы.​ Долгожительство​ террас​ (возраст​ более​ 5​ тысяч​ лет)​ позволяет​ считать​ строителей​ этих​ террас​ непревзойдёнными​ инженерами​ и​ мастерами.

Приёмы​ древнего​ террасирования​ ещё​ предстоит​ изучить,​ поскольку​ для​ горных​ и​ предгорных​ местностей​ альтернативы​ террасовому​ земледелию​ нет.

В​ Майкопе​ и​ его​ окрестностях​ найдено​ три​ памятника​ древнего​ письма​ :​ известная​ Майкопская​ плита,​ Петроглифы​ Махошкушха​ (рисунки​ на​ гальках),​ и​ пуантильная​ надпись​ золотого​ колпачка​ из​ Курджипского​ кургана (все​ они​ остаются​ пока​ нерасшифрованными).

Присутствующий​ на​ одном​ из​ серебряных​ сосудов​ горный​ пейзаж,​ схожий​ с​ очертаниями​ Кавказского​ хребта,​ считается​ древнейшим​ картографическим​ рисунком.

​Выделяют три основные фазы: халколитическая культура Мешоко (4500-3850 до н.э.), собственно майкопская (включает в себя большой майкопский курган и родственные ему комплексы; 3850-3300 до н.э.) и последующая новосвободненская культура (3300-2500 до н.э.).​ Периодизацию и датировки см. Lyonnet, 2007a, 13; Kohl, 2009, 243; сходно у Trifonov, 2007, 170; детальнее см. Мунчаев, 1994; Kohl, 2007, 73. Важно, что, как указано в Трифонов, 2009, северо-западный Кавказ был необитаем в течение неолита, и только в период халколита этот регион вновь заселяется носителями культуры Мешоко.

Культура Мешоко связана с регионом степей к северу и северо-западу и далее с Балканами, это касается керамики, некоторых других артефактов, а также металла, который импортировали с Балкан (см. Lyonnet, 2007b, 135 с лит.; Ivanova, 2007, 10 ff.). С другой стороны, имела место связь и с южными регионами: Трифонов (2001, 194) утверждает, что мешоковская керамика близка к халколитической традиции Восточной Анатолии; об этом же говорят мешоковские каменные орудия, сделанные из обсидиана, из Закавказья (Мунчаев, 1994, 189 с лит.).

Такая датировка ставит под сомнение традиционную точку зрения, согласно которой майкопская культура приходит с юга (то есть из Анатолии и/или Месопотамии). Действительно, очевидно, что определенная разновидность майкопской керамики близка к керамике Amuq F южной Анатолии и северной Сирии (Андреева, 1977, 50–55 ; Мунчаев, 1994, 169; Lyonnet, 2007b, 148). Период​ Amuq F сейчас рассматривается как современник майкопской культуры: 3850–3000 до н.э. (Lyonnet, 2007a, 13; Kohl, 2009, 243).​ А корни керамики Amuq F традиционно видят в ранних изделиях из Тепе-Гавра в северной Месопотамии (Гавра XII–IX,​ см.​ Андреева, 1977, 53–54). Однако, с другой стороны, есть некоторые указания на северные и северо-западные источники майкопской культуры:

— Торговые пути Балканы – Северный Кавказ известны уже с премайкопской фазы, то есть, с мешоковской культуры.

— Ранние майкопские комплексы локализованы, скорее, в северо-западной области, в то время, как поздняя новосвободненская культура распространяется на юго-восток (Мунчаев, 1994, 171–173).

— Курганные захоронения не типичны для ближневосточной традиции. Некоторое сходство с майкопской традицией погребальных курганов наблюдается в лейлатепинской культуре (первая половина 4-го тысячелетия до н.э.), недавно выделенной на Южном Кавказе, северо-западном Азербайджане и центральной Грузии (Kohl, 2009, 242 с лит.; Ахундов/Махмудова, 2008, 41–43; Akhundov, 2007). Позднее большое количество майкопоподобных курганов в северо-западном Иране (курганы Се Гирдан, вероятно, вторая половина 4-го тысячелетия до н.э.) позволяет нам проследить движение носителей майкопской культуры с севера на юг в период до того, как произошла экспансия куро-аракской культуры в конце 4-го тысячелетия до н.э. Kohl, 2007, 85; Kohl, 2009, 245 с лит. (против этого: Трифонов, 2000). При этом, домайкопские курганы известны в Центральном Предкавказье, на Кубани, на Нижней Волге и Нижнем Дону, некоторые черты которых показывают явные параллели с майкопскими погребениями​ (Мунчаев, 1994, 178–179 ; Kohl, 2007, 59).

— Внезапное появление богатой металлом майкопской культуры хронологически коррелирует с коллапсом раннего юго-восточного европейского центра металлургической активности или так называемой Карпато-Балканской металлургической провинции (Kohl, 2009, 244; Lyonnet, 2007a, 17; Lyonnet, 2007b, 150).

Далее см. Kohl, 2007, 57 ff. (особенно 75–86), с лит., с общей дискуссией о возможных северных и северо-западных корнях майкопской культуры. Замечу, что традиционный аргумент в пользу южного возникновения майкопской культуры – медленный гончарный круг, используемый как в майкопской, так и в новосвободненской культурах (Мунчаев, 1994, 219), – не выглядит убедительным. Действительно, медленный гончарный круг уже известен в переходной фазе между поздним Убейдом и ранним Уруком в Тепе-Гавра – Гавра XII (Rothman, 2002, 54 ; Charvát, 2002, 59), что раньше, чем майкопская культура. Но такая же технология имела место в начале позднего Триполья (Триполье C1: 4000–3300 до н.э.; Kohl, 2007, 74–75 ; Zbenovich, 1996, 230). Есть и альтернативное решение: считать, что медленный гончарный круг был локальным майкопским изобретением.

Очень важно для нас, что для 4–3 тысячелетий до н.э. можно предположить некоторые миграционные и/или торговые пути из майкопского региона на юг, в Анатолию и Месопотамию. См. выше о постмайкопских курганах в северо-западном Иране. Lyonnet, 2007b, 150 предполагает, что определенный месопотамский стиль керамики может иметь корни в Майкопе.

В качестве посредника между сиро-месопотамскими традициями Убейда и Урука и майкопской культурой может рассматриваться лейлатепинская культура Южного Кавказа (Museibli, 2007, Ахундов/Махмудова, 2008, Akhundov, 2007). Халколитическая лейлатепинская культура синхронна ранней фазе майкопской культуры (первая половина 4-го тысячелетия до н.э., см. Museibli, 2007, 92 ff. для C-14 датировки поселения​ Беюк-Кесик). В Museibli, 2007, 96, 153 предпринята попытка адаптировать традиционную концепцию проникновения с юга на север к новой радиоуглеродной хронологии:

С моей точки зрения, такой сценарий не очень реалистичен. Идея, что некоторые племена могли создать на Южном Кавказе халколитическую культуру со скромной медной металлургией, а затем совершить быстрый бросок на Северный Кавказ, где за нескольких десятилетий развить высокотехнологичную металлургию бронзы, выглядит странной.​ Ярко выраженные майкопско-лейлатепинские изоглоссы – это курганные погребения с характерными схождениями, связанными с властью или религией (напр., каменные скипетры). Я предполагаю, что более естественный сценарий – противоположный: заимствование некоторых престижных элементов майкопской культуры носителями лейлатепинской культуры или даже проникновение майкопцев на халколитическое Закавказье в первой половине 4-го тысячелетия до н.э. (что, в частности, может означать подчиненный статус лейлатепинского религиозного культа).

Возвратимся к вопросу о связях майкопской культуры и Месопотамии. См. Трифонов, 2000, 259 с лит. о стилистическом сходстве между майкопской прикладным искусством и искусством позднего Урука. О металлургических параллелях см. Chernykh 1992, 72:

Далее см. Ivanova, 2007, 18, 22 с лит. и обсуждением. Красивый пример такого влияния с севера на юг — это парные þ-образные бронзовые предметы, найденные в некоторых новосвободненских захоронениях второй половины 4-го тысячелетия до н.э. Традиционно такие þ-образные предметы интерпретировались как конские псалии, но на самом деле это носовые кольца для управления быками; поздние (3–2 тысячелетия до н.э.) аналогичные þ-образные объекты известны в месопотамской иконографии, где они служат символом божественного начала, ассоциированного с культом быка; см. Канторович и др., 2009. Как указанно в Мунчаев, 1994, 209, похожие þ-образные кольца были найдены в хаттском погребальном комплексе Аладжа-Хююк (как хорошо известно, другая майкопско-аладжахююкская параллель – это зооморфные штандарты).

Майкопцы вряд ли могли быть семитоговорящими (вопреки Сафронов, 1989): (а) нет указаний, что в конце 5-го – начале 4-го тысячелетий до н.э. семитские племена продвинулись так далеко на север; (b) металлургическая терминология не реконструируется для прасемитского, то же касается и других афро-азиатских праязыков: праберберского, пракушитского и т.д. (вопреки некоторым исследованиям А.Ю. Милитарева).

Майкопцев затруднительно соотнести с индоевропейцами (вопреки некоторым теориям Марии Гимбутас), так как нет указаний на гипотетическое культурное доминирование индоевропейцев в Анатолии и/или Месопотамии в период ранней и средней бронзы. Разумеется, что идея раздельной миграции хеттов (через Северный Кавказ) и лувийцев (через Босфор), как предполагает Сафронов, 1989, в центральную Анатолию выглядит фантастически с точки зрения лингвистики.

Майкопцы не могут быть определены как прото-картвелы, так как отсутствуют лингвистические следы тесных контактов между картвелами с семитами в преисторическую эпоху (см. Старостин, 2007, 817 f. с очень коротким списком потенциальных семитизмов ​ в пракартвельском, некоторые из которых, вероятно, проникли к картвелам через востночнокавказскую или хурритскую передачу).

Как уже было предположено рядом исследователей, прото-хурриты (прото-хурро-урартцы) могут быть идентифицированы с куро-аракской культурой (середина 4-го или ранее – середина 3-го тысячелетия до н.э.), по крайней мере, в ее поздней фазе. См. Diakonoff, 1990, Burney, 1997, Kelly-Buccellati, 2004, Buccellati/Kelly-Buccellati, 2007 (намного более осторожно в Кohl, 2009, 252). Археологические данные показывают продвижение носителей куро-аракской культуры с севера на юг/юго-запад с 4-го и до середины 3-го тысячелетия до н.э. (см. Kohl, 2006, 22 ff.), а северные границы куро-аракской культуры примерно совпадают с историческим ареалом хурро-урартских языков.

Ввиду вышесказанного я полагаю, что среди известных праязыков, единственный убедительный лингвистический кандидат для майкопской археологической культуры – это северокавказская языковая семья (нахско-дагестанские языки и абхазо-адыгские языки), для которой реконструируется богатая металлургическая терминология, а географическая дистрибуция не требует каких-либо усложненных миграционных сценариев [Алексей Касьян]

МАЙКОПСКАЯ КУЛЬТУРА - ар­хео­ло­гическая куль­ту­ра ран­не­го брон­зо­во­го ве­ка (начало IV-ого - начало III-го тысячелетия до нашей эры) на тер­ри­то­рии рав­нин и пред­го­рий западной и центральной час­ти Северного Кав­ка­за и Пред­кав­ка­зья.

За­ни­ма­ет бас­сей­ны Ку­ба­ни, Верх­ней Ку­мы, Верх­не­го и Среднего Те­ре­ка, при­ле­гаю­щие рай­оны Чер­но­мор­ско­го по­бе­ре­жья (от Та­ма­ни до современного города Но­во­рос­сийск) и сте­пей современного Став­ро­поль­ско­го края (еди­нич­ные па­мят­ни­ки из­вест­ны до Ниж­не­го До­на и современной Кал­мы­кии - так называемый степ­ной Май­коп); отдельные на­ход­ки - от Северного При­чер­но­мо­рья до Кас­пий­ско­го мо­ря. На се­ве­ро-вос­то­ке аре­ал майкопской культуры пе­ре­се­ка­ет­ся с зо­ной энео­ли­ти­чес­ких степ­ных куль­тур­ных групп, близ­ких к ран­не­му эта­пу ям­ной куль­ту­ры, на юго-вос­то­ке - с ку­ро-аракс­ской куль­ту­рой, из­вест­ны и сме­шан­ные па­мят­ни­ки (например, Лу­го­вой).

На­зва­на по Май­коп­ско­му кур­га­ну.

Наи­бо­лее изу­че­ны по­гре­бе­ния, поч­ти все - под­кур­ган­ные, не­ред­ко с кром­ле­ха­ми; скор­чен­ные на бо­ку, в том числе по­сы­пан­ные ох­рой, го­ло­вой ча­ще ори­ен­ти­ро­ва­ны на южный сек­тор. Ран­ние на­сы­пи зем­ля­ные, для позд­них по­ка­за­тель­ны ка­мен­ные на­бро­ски и другие кон­ст­рук­ции, есть доль­ме­ны, ка­мен­ные ящи­ки и другое. Ка­ме­ры 4-уголь­ные, в том числе с ка­мен­ной, ре­же с де­ревянной об­клад­кой стен (из­вест­ны крас­но-чёр­ные рос­пи­си по бе­ло­му фо­ну: схе­ма­тич­ные изо­бра­же­ния лю­дей и другое); на по­лу ино­гда под­стил­ка, в позд­них по­гре­бе­ни­ях час­то ка­мен­ная вы­мост­ка, в том числе ог­ра­ж­дён­ная, на древ­ней по­верх­но­сти. По­се­ле­ния пло­ща­дью в основном 1-2 га, как пра­ви­ло на реч­ных тер­ра­сах. А.А. Фор­мо­зов, А.Д. Сто­ляр и другие от­но­си­ли к майкопской культуре груп­пу ук­реп­лён­ных (в том числе ка­мен­ны­ми сте­на­ми) по­се­ле­ний Центрального и Западного Кав­ка­за, ко­то­рые ны­не рас­смат­ри­ва­ют в рам­ках куль­ту­ры жем­чуж­но-на­коль­ча­той ке­ра­ми­ки. До­ма пря­мо­уголь­ные, на­зем­ные, кар­кас­но-гли­но­бит­ные; из­вест­ны гли­но­бит­ные по­лы, оча­ги. На­ли­чие ок­руг­лых по­стро­ек (в восточных рай­онах) объ­яс­ня­ют ино­куль­тур­ны­ми влия­ния­ми; на тер­ри­то­рии Ка­бар­ди­но-Бал­ка­рии за­фик­си­ро­ва­ны длин­ные, уг­луб­лён­ные до 1,4 м со­ору­же­ния. Есть хо­зяйственные ямы.

Из кос­ти и ро­га: до­лот­ца, ры­бо­лов­ные крюч­ки, на­ко­неч­ни­ки стрел (есть с зо­ло­той об­клад­кой), под­вес­ки и бу­сы, мо­ло­ток с от­вер­сти­ем и другое.

В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва - ско­то­вод­ст­во (пре­имущественно круп­ный и мел­кий ро­га­тый скот) и зем­ле­де­лие.

Не­со­мнен­на связь майкопской культуры с куль­ту­ра­ми Ближ­не­го Вос­то­ка - от Северной Ме­со­по­та­мии до Восточной Ана­то­лии (в том числе тра­ди­ции, близ­кие куль­ту­рам Убейд и Урук). Кон­крет­ное уча­стие в фор­ми­ро­ва­нии майкопской культуры пред­ше­ст­вую­ще­го на­се­ле­ния Северного Кав­ка­за поч­ти не изу­че­но. Ме­ха­низ­мы фор­ми­ро­ва­ния и рас­про­стра­не­ния но­вой куль­ту­ры, как и судь­бы её но­си­те­лей, дис­кус­си­он­ны. В сме­нив­шей майкопскую культуру общ­но­сти се­ве­ро­кав­каз­ской куль­ту­ры про­сле­жи­ва­ют лишь отдельные эле­мен­ты, свя­зы­вае­мые с май­коп­ской куль­ту­рой.

Майкопская культура (кон.IV – ¾ III тысячелетия до н. э.) занимала предгорную зону Северного Кавказа от Прикубанья до Чечено-Ингушетии. Названа по имени кургана, раскопанного в 1897 в г.Майкопе). Эта культура предстается довольно развитой для своего времени. Е. И. Крупнов в свое время заметил, что вся территория Европы бронзовой эпохи (кроме Греции) не дала такого богатого погребения, как Майкопский курган.

Народы майкопской культуры чаще всего селились в горных ущельях. Они выбирали для своих селений труднодоступные и удобные для обороны места. Их поселения были огорожены мощными каменными стенами. Эти народы вели постоянные войны, сопровождаемые захватом пленных, которых впоследствии обращали в рабов. Искусно владея искусством добычи и обработки металлов, они изготавливали из бронзы, золота и других местных руд различные предметы быта, посуду, оружие, ножи, наконечники стрел, разого рода крашения, ритуальные фигурки животных. Владея так же кончарным ремеслом, из разных сортов глины они изготавливали различную посуду и другую утварь.

Основными археологическими памятниками майкопской культуры являются захоронения. Каждое из таких захоронений находится под искусственной земляной насыпью - курганом. Вокруг захоронения обычно изготавливали каменный круг - кромлех. Перед захоронением тела умерших посыпали красной краской (охрой). Некоторые исследователи полагают, что красная краска символизировала у этих племен огонь, которому они поклонялись.

При раскопке могилы рядом с умершим археологи обнаруживают многочисленные посмертные дары - оружие, украшения, посуду, одежду. Вождей общины хоронили под большими курганами. Помимо большого числа драгоценных украшений, оружия, гончарных изделий, вместе с умершим в могилу помещали тела других людей, которых специально убивали для этого. Простые члены общины были похоронены под сравнительно небольшими курганами, а посмертные дары в таких захоронениях очень немногочисленны.

Основу экономики майкопских племен составляло отгонное скотоводство, которое существовало наряду с земледелием. Уровень развития хозяйства племен определялся значительными достижениями в области металлургии и керамического производства. Майкопцы имели развитое бронзовое производство, использующее мышьяковистую бронзу (или сплав меди, мышьяка и никеля), их металлургическая продукция и сырье попадали к племенам Подонья-Приазовья. Развитыми были ткацкое и гончарное производства, именно с этим населением связано появление гончарного круга и колеса. Было развито и земледелие. Следует также упомянуть один немаловажный факт - в этот период на Северном Кавказе уже была домашняя лошадь, и она использовалась для верховой езды и таким образом, наряду с Передней и Средней Азией Северный Кавказ может войти в число регионов, где впервые был одомашнен конь.

С точки зрения социального строя майкопское общество стоит на сравнительно высоком уровне развития. Учитывая редкость курганов, подобных Майкопскому и Нальчикскому, В. М. Массон полагает, что в них могли быть захоронены не просто племенные вожди, а вожди одного или нескольких племенных объединений, которые сосредоточили в своих руках большую власть и богатства.

Майкопская культура предоставляет ряд загадок. Одна из них - знаки на днищах майкопских сосудов, вполне аналогичные знакам на сосудах из цитадели г. Эребуни. По мнению ученых, такой клинописью обозначали емкость, а иероглифами - количество помещенных в него продуктов. Изображение двух таких колец - знаков - имеется и на дне сосуда из кургана около сел. Чегем II.

Разумеется, все сказанное сделало майкопскую культуру объектом пристального внимания ученых нескольких поколений. Исследователям приходилось решать вопросы, касающиеся этнической принадлежности культуры в целом, экономики и социального строя, идеологии, генезиса, хронологии и внешних ее связей.




Занятия племен Майкопской культуры.Приоритетное значение в хозяйстве майкопских племен имело животноводство. В составе стада преобладал крупный рогатый скот и свиньи, затем - мелкий рогатый скот. Наравне со скотоводством было развито и земледелие, но оно стояло на втором месте после скотоводства. Земледелие было мотыжным.

Важнейшим достижением майкопских племен были цветная металлургия и металлообработка. Большинство бронзовых предметов - из позднемайкопских памятников местного производства: топоры, тесла, долота, наконечники копий, кинжалы, бронзовая посуда, что указывает на интенсивное развитие металлургии. Часть предметов были привозными. Так, большинство из найденных в Майкопском кургане золотых и серебряных предметов, так же как и часть бронзовых, попали сюда из Передней Азии, как считают исследователи из Месопотамии. Привозными являются и бусы из полудрагоценных камней: сердолика, бирюзы, лазурита, морской пенки. Сердолик поступал из Ирана или Индии, бирюза - из Ирана, лазурит из Средней Азии (Бадахшан), морская пенка - из Анатолии (Малая Азия), что свидетельствует о торговых связях с далекими странами.

Наравне с металлургией и металлообработкой у племен майкопской культуры гончарное дело являлось важной и самостоятельной отраслью производства. На поселениях находят фрагменты груболепной посуды, преимущественно серых тонов с различными примесями в тесте. В погребальных памятниках майкопской культуры и в ряде поселений представлена иная керамика, которая и известна как майкопская. Ее характерной особенностью является красно-оранжевый или красно-охристый цвет. Недавно учеными установлено, что значительная часть этой керамики изготовлялась с помощью примитивного гончарного круга, что говорит о высоком уровне гончарного искусства. До сих пор нигде в Юго-Восточной Европе, включая Закавказье, как отмечает Р. М. Мунчаев, применение гончарного круга для этого времени не зафиксировано.

Майкопская культура формировалась и развивалась на местной основе. Но весьма существенную роль в этом сложном процессе сыграло также влияние переднеазиатских цивилизаций.

Кура-Аракская культура — археологическая культура, представленная в IV — начале III тысячелетия до н. э. на территории Закавказья и прилегающих областей Ближнего Востока (Армения и северный Иран). Культура зародилась в Передней Азии, а затем распространилась на Кавказ. Продвигаясь на север, они частично вытеснили, частично ассимилировали широколицый орлиноносый кроманьонский тип, породив кавкасионскую расу.

Носители культуры обитали в укрепленных поселках со стенами из сырцового кирпича. Дома в плане имели круглую форму, оборудованы особыми глиняными очагами. В центре поселений располагались ямы для хранения зерна. Основное занятие: земледелие и скотоводство. Керамика лепная, чернолощеная с розовой подкладкой и краснолощеная, орнаментрельефный. В инвентаре выделяютсякремневые вкладыши серпов, каменные топоры и зернотерки, бронзовые орудия и украшения. Захоронения (в т.ч. под курганами) совершались в ямах и каменных ящиках (костяки скорчены на боку). К.-а. к. датируется 3-м тысячелетием до н.э.

Важное место в общем ряду памятников куро-аракской культуры занимают раннебронзовые поселения и погребальные сооружения Дагестана и Чечено-Ингушетии. Исследования их свидетельствуют о распространении куро-аракской культуры далеко на север и северо-восток. Если памятники Дагестана представляют собой локальный вариант куро-аракской культуры, то памятники Чечено-Ингушетии, в частности поселение Луговое, имеют синкретический характер. С одной стороны, им присущи черты куро-аракской культуры, с другой-признаки, характерные для майкопской культуры.

Погребальные сооружения на территории Лугового поселения в планировке и устройстве во многом напоминают захоронения, характерные для куро-аракской культуры (грунтовые конструкции, способ захоронения на спине, в вытянутом положении); сам факт захоронения на территории поселения восходит к традициям неолитических и энеолитических племен Передней Азии и Закавказья. В то же время обычай посыпания покойника охрой сближает захоронения на Луговом поселении с погребениями майкопской культуры.

Считается, что культура была уничтожена нашествием хурритов. В то же время многие ученые пытаются отождествить куро-аракскую культуру с хуррито-урартской общностью

Из основных признаков куро-араксской культуры – спиралеобразный орнамент, рапиры и заштрихованные треугольники наблюдаются в крито-микенской культуре (Балканы, Эгеида, Малая Азия), которая принадлежит догреческому населению – пеласгам и родственным им племенам.

1) заселение городища скученными круглыми жилищами;

2) определенные формы кубка;

3) орнамент в виде двух расходящихся спиралей (на булавке или на керамике);

5) типичный орнамент – выгнутая вверх или вниз черта с круглым и спиральным завершением на обоих концах;

6) орнамент в виде свисающих треугольников, часто заполненных волнистыми линиями и иногда сопровождаемых профильными изображениями толстых птиц или просто кружками;

Установлено, что отдельно взятый признак может стать модным и перекочевать к носителям соседней культуры, но если существует таких общих 5-10 признаков, то этническую принадлежность носителей данной археологической культуры можно определить с достаточной уверенностью.

Майкопская культура (кон.IV – ¾ III тысячелетия до н. э.) занимала предгорную зону Северного Кавказа от Прикубанья до Чечено-Ингушетии. Названа по имени кургана, раскопанного в 1897 в г.Майкопе). Эта культура предстается довольно развитой для своего времени. Е. И. Крупнов в свое время заметил, что вся территория Европы бронзовой эпохи (кроме Греции) не дала такого богатого погребения, как Майкопский курган.

Народы майкопской культуры чаще всего селились в горных ущельях. Они выбирали для своих селений труднодоступные и удобные для обороны места. Их поселения были огорожены мощными каменными стенами. Эти народы вели постоянные войны, сопровождаемые захватом пленных, которых впоследствии обращали в рабов. Искусно владея искусством добычи и обработки металлов, они изготавливали из бронзы, золота и других местных руд различные предметы быта, посуду, оружие, ножи, наконечники стрел, разого рода крашения, ритуальные фигурки животных. Владея так же кончарным ремеслом, из разных сортов глины они изготавливали различную посуду и другую утварь.

Основными археологическими памятниками майкопской культуры являются захоронения. Каждое из таких захоронений находится под искусственной земляной насыпью - курганом. Вокруг захоронения обычно изготавливали каменный круг - кромлех. Перед захоронением тела умерших посыпали красной краской (охрой). Некоторые исследователи полагают, что красная краска символизировала у этих племен огонь, которому они поклонялись.

При раскопке могилы рядом с умершим археологи обнаруживают многочисленные посмертные дары - оружие, украшения, посуду, одежду. Вождей общины хоронили под большими курганами. Помимо большого числа драгоценных украшений, оружия, гончарных изделий, вместе с умершим в могилу помещали тела других людей, которых специально убивали для этого. Простые члены общины были похоронены под сравнительно небольшими курганами, а посмертные дары в таких захоронениях очень немногочисленны.

Основу экономики майкопских племен составляло отгонное скотоводство, которое существовало наряду с земледелием. Уровень развития хозяйства племен определялся значительными достижениями в области металлургии и керамического производства. Майкопцы имели развитое бронзовое производство, использующее мышьяковистую бронзу (или сплав меди, мышьяка и никеля), их металлургическая продукция и сырье попадали к племенам Подонья-Приазовья. Развитыми были ткацкое и гончарное производства, именно с этим населением связано появление гончарного круга и колеса. Было развито и земледелие. Следует также упомянуть один немаловажный факт - в этот период на Северном Кавказе уже была домашняя лошадь, и она использовалась для верховой езды и таким образом, наряду с Передней и Средней Азией Северный Кавказ может войти в число регионов, где впервые был одомашнен конь.

С точки зрения социального строя майкопское общество стоит на сравнительно высоком уровне развития. Учитывая редкость курганов, подобных Майкопскому и Нальчикскому, В. М. Массон полагает, что в них могли быть захоронены не просто племенные вожди, а вожди одного или нескольких племенных объединений, которые сосредоточили в своих руках большую власть и богатства.

Майкопская культура предоставляет ряд загадок. Одна из них - знаки на днищах майкопских сосудов, вполне аналогичные знакам на сосудах из цитадели г. Эребуни. По мнению ученых, такой клинописью обозначали емкость, а иероглифами - количество помещенных в него продуктов. Изображение двух таких колец - знаков - имеется и на дне сосуда из кургана около сел. Чегем II.

Разумеется, все сказанное сделало майкопскую культуру объектом пристального внимания ученых нескольких поколений. Исследователям приходилось решать вопросы, касающиеся этнической принадлежности культуры в целом, экономики и социального строя, идеологии, генезиса, хронологии и внешних ее связей.

Занятия племен Майкопской культуры.Приоритетное значение в хозяйстве майкопских племен имело животноводство. В составе стада преобладал крупный рогатый скот и свиньи, затем - мелкий рогатый скот. Наравне со скотоводством было развито и земледелие, но оно стояло на втором месте после скотоводства. Земледелие было мотыжным.

Важнейшим достижением майкопских племен были цветная металлургия и металлообработка. Большинство бронзовых предметов - из позднемайкопских памятников местного производства: топоры, тесла, долота, наконечники копий, кинжалы, бронзовая посуда, что указывает на интенсивное развитие металлургии. Часть предметов были привозными. Так, большинство из найденных в Майкопском кургане золотых и серебряных предметов, так же как и часть бронзовых, попали сюда из Передней Азии, как считают исследователи из Месопотамии. Привозными являются и бусы из полудрагоценных камней: сердолика, бирюзы, лазурита, морской пенки. Сердолик поступал из Ирана или Индии, бирюза - из Ирана, лазурит из Средней Азии (Бадахшан), морская пенка - из Анатолии (Малая Азия), что свидетельствует о торговых связях с далекими странами.

Наравне с металлургией и металлообработкой у племен майкопской культуры гончарное дело являлось важной и самостоятельной отраслью производства. На поселениях находят фрагменты груболепной посуды, преимущественно серых тонов с различными примесями в тесте. В погребальных памятниках майкопской культуры и в ряде поселений представлена иная керамика, которая и известна как майкопская. Ее характерной особенностью является красно-оранжевый или красно-охристый цвет. Недавно учеными установлено, что значительная часть этой керамики изготовлялась с помощью примитивного гончарного круга, что говорит о высоком уровне гончарного искусства. До сих пор нигде в Юго-Восточной Европе, включая Закавказье, как отмечает Р. М. Мунчаев, применение гончарного круга для этого времени не зафиксировано.

Майкопская культура формировалась и развивалась на местной основе. Но весьма существенную роль в этом сложном процессе сыграло также влияние переднеазиатских цивилизаций.

Кура-Аракская культура — археологическая культура, представленная в IV — начале III тысячелетия до н. э. на территории Закавказья и прилегающих областей Ближнего Востока (Армения и северный Иран). Культура зародилась в Передней Азии, а затем распространилась на Кавказ. Продвигаясь на север, они частично вытеснили, частично ассимилировали широколицый орлиноносый кроманьонский тип, породив кавкасионскую расу.

Носители культуры обитали в укрепленных поселках со стенами из сырцового кирпича. Дома в плане имели круглую форму, оборудованы особыми глиняными очагами. В центре поселений располагались ямы для хранения зерна. Основное занятие: земледелие и скотоводство. Керамика лепная, чернолощеная с розовой подкладкой и краснолощеная, орнаментрельефный. В инвентаре выделяютсякремневые вкладыши серпов, каменные топоры и зернотерки, бронзовые орудия и украшения. Захоронения (в т.ч. под курганами) совершались в ямах и каменных ящиках (костяки скорчены на боку). К.-а. к. датируется 3-м тысячелетием до н.э.

Важное место в общем ряду памятников куро-аракской культуры занимают раннебронзовые поселения и погребальные сооружения Дагестана и Чечено-Ингушетии. Исследования их свидетельствуют о распространении куро-аракской культуры далеко на север и северо-восток. Если памятники Дагестана представляют собой локальный вариант куро-аракской культуры, то памятники Чечено-Ингушетии, в частности поселение Луговое, имеют синкретический характер. С одной стороны, им присущи черты куро-аракской культуры, с другой-признаки, характерные для майкопской культуры.

Погребальные сооружения на территории Лугового поселения в планировке и устройстве во многом напоминают захоронения, характерные для куро-аракской культуры (грунтовые конструкции, способ захоронения на спине, в вытянутом положении); сам факт захоронения на территории поселения восходит к традициям неолитических и энеолитических племен Передней Азии и Закавказья. В то же время обычай посыпания покойника охрой сближает захоронения на Луговом поселении с погребениями майкопской культуры.

Считается, что культура была уничтожена нашествием хурритов. В то же время многие ученые пытаются отождествить куро-аракскую культуру с хуррито-урартской общностью

Из основных признаков куро-араксской культуры – спиралеобразный орнамент, рапиры и заштрихованные треугольники наблюдаются в крито-микенской культуре (Балканы, Эгеида, Малая Азия), которая принадлежит догреческому населению – пеласгам и родственным им племенам.

1) заселение городища скученными круглыми жилищами;

2) определенные формы кубка;

3) орнамент в виде двух расходящихся спиралей (на булавке или на керамике);

5) типичный орнамент – выгнутая вверх или вниз черта с круглым и спиральным завершением на обоих концах;

6) орнамент в виде свисающих треугольников, часто заполненных волнистыми линиями и иногда сопровождаемых профильными изображениями толстых птиц или просто кружками;

Установлено, что отдельно взятый признак может стать модным и перекочевать к носителям соседней культуры, но если существует таких общих 5-10 признаков, то этническую принадлежность носителей данной археологической культуры можно определить с достаточной уверенностью.

Читайте также: