Что такое речевой слух назовите его компоненты кратко

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формирование и развитие речевого слуха.

Формирование и развитие речевого слуха

Речевой слух — понятие широкое. Оно включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр (Узнай по голосу, кто тебя позвал?), выразительность (Послушай и угадай, испугался или обрадовался мишка?).

Развитый речевой слух включает в себя и хороший фонематический слух, т. е. умение дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка — различать смысл слов, близких по звучанию (уточка — удочка, дом — дым).

Речевой слух начинает развиваться рано. У ребенка в возрасте двух-трех недель отмечается выборочная реакция на речь, на голос; в 5—6 месяцев он реагирует на интонации, несколько позднее — на ритм речи; примерно к двум годам малыш уже слышит и различает все звуки родного языка. Можно считать, что к двум годам у ребенка бывает сформирован фонематический слух, хотя в это время еще существует разрыв между усвоением звуков на слух и их произнесением.

Наличия фонематического слуха достаточно для практического речевого общения, но этого мало для овладения чтением и письмом. При овладении грамотой у ребенка должна возникнуть новая, высшая степень фонематического слуха — звуковой анализ или фонематическое восприятие: способность установить, какие звуки слышен в слове, определить порядок их следования и количество. Это очень сложное умение, оно предполагает способность вслушиваться в речь, держать в памяти услышанное слово, названный звук.

Другую категорию составляют игры на развитие собственно речевого слуха (для восприятия и осознания звуков речи, слов). В настоящее время для воспитателей выпущен сборник игр, посвященных работе с детьми над звуковой стороной слова, развитию речевого слуха. В сборнике предлагаются игры для каждой возрастной группы (продолжительностью 3—7 мин), которые желательно проводить с детьми 1—2 раза в неделю на занятиях и вне их. Методист, рекомендуя воспитателям данное пособие, должен подчеркнуть новизну замысла этих игр,— ведь это ознакомление детей не со смысловой, а со звуковой (произносительной) стороной слов.

Средний возраст — пора совершенствования слухового восприятия, фонематического слуха. Это своеобразная подготовка ребенка к предстоящему затем овладению звуковым анализом слов. В ряде игр, которые проводят в этой возрастной группе, ставится задача повышенной сложности — из слов, называемых педагогом, на слух выделять те, в которых есть заданный звук (например, з — песенка комара), отмечая их хлопком в ладоши, фишкой. Слуховое восприятие облегчает замедленное произнесение слова или протяжное произнесение звука в слове.

Эта работа сочетается с воспитанием интереса, любопытства к слову и речи вообще. Она включает в себя самостоятельную творческую работу ребенка со словом, требующую речевого и поэтического слуха: придумывание слов с заданным звуком или с заданным количеством слогов, близких по звучанию (пушка — мушка — сушка), договаривание или придумывание рифмующегося слова в стихотворных строчках. В старших группах в процессе упражнений и игр детей сначала знакомят с выделением в речи предложений, а также слов в предложениях. Они составляют предложения, договаривают слова к знакомым стихотворным строкам, правильно расставляют разрозненные слова в одну законченную фразу и т. д.

Затем приступают к звуковому анализу слова. Упражнения и игры для этой цели можно расположить примерно в такой последовательности:

Так, в процессе обучения звуковому анализу слова речь впервые становится для ребенка предметом изучения, предметом осознания.

Инновационные технологии в развитии фонематического восприятия у детей 4-5 лет

Среди детей, имеющих отклонения в речевом развитии значительную часть составляют дети пятилетнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к освоению грамоты, школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для развития особой (высшей) формы фонематического слуха – фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

Исследование фонематической системы ребенка является важным звеном в общей системе изучения речевой деятельности. Опираясь на данные таких авторов как Р.Е.Левина, Н.Х. Швачкин, Д.Б.Эльконин, В.И.Бельтюков и других, можно утверждать, что роль фонематических процессов в формировании произносительной стороны речи ребенка очень велика. Кроме того, изучение состояния сформированности фонетико-фонематической системы является одним из центральных моментов в установлении логопедического заключения, поскольку нарушения звуковой стороны детской речи при различных формах речевой патологии часто сходны [31].

И если у детей затруднено образование фонематических представлений, то у них медленно формируются и представления о графеме.

Таким образом, проблема развития фонематического восприятия, является актуальной, так как решение этой проблемы является одним из условий успешной подготовки детей к школе. Необходимо искать такие средства, которые позволят не только эффективно провести коррекционно - развивающую работу, но и сократить её сроки.

Цель: развитие фонематического восприятия у детей 4-5 лет с нарушениями речи: подготовка их к полноценному овладению грамотой.

Развивать у детей умения:

• узнавать и различать неречевые звуки;

• различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов, фраз;

• выделять звук в звуковом ряду;

• выделять слог и слово в ряду слогов и слов;

• выделять начальный гласный звук в слове;

• подбирать и называть слова, начинающиеся с заданного звука;

• различать фонетически сходные слова по их лексическому значению;

• к 5 годам дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости.

Для решения поставленных задач, наряду с традиционными методами и технологиями, в работе с детьми 4 – 5 лет по развитию фонематического восприятия необходимо использовать такие инновационные технологии, как: здоровьесберегающие, компьютерные и мультимедийные, включать их в индивидуальные занятия, а именно – в раздел по формированию фонематических процессов.

2. 1. Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии - это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.

На сегодняшний день в образовательных учреждениях остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя коррекционно-развивающая функция по-прежнему остается ведущим аспектом в деятельности логопедов, важным фактором в оценке степени и качества коррекционно-развивающей работы становится состояние здоровья ребенка.

Использование эффективных мер по укреплению здоровья детей имеет исключительное значение для современной коррекционно-развивающей работы. Установление гармоничной связи между коррекцией и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса. Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка на занятии, для его полноценного развития, для сохранения и укрепления его здоровья, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения: обеспечить детям возможность сохранения здоровья во время периода коррекционно-развивающей работы. С их помощью развивается фонематическое восприятие. Используются следующие средства, методы и приемы здоровьесберегающих технологий:

 средства двигательной направленности (элементы движений (ходьба, бег, прыжки), физкультминутки,

 методы: игра, метод индивидуальных заданий;

 приёмы: компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, различные виды гимнастики (пальчиковой, зрительной, самомассаж ).

В работе по формированию фонематического восприятия используются разнообразные здоровьесберегающие технологии:

 биоэнергопластику (совмещение движений руки и артикуляционного аппарата). Эти упражнения благотворно влияют на активацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движений и мелкую моторику.

 кинезеологические упражнения (сочетания речи с движениями рук). Эти упражнения развивают межполушарные связи, улучшают память и концентрацию внимания. Они направлены на развитие точности движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое.

 физминутки. Основные задачи :

- снять усталость и напряжение;

- внести эмоциональный заряд;

- совершенствовать общую моторику;

- выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

 зрительная гимнастика. Главной ее целью является профилактика расстройств, при нагрузке на глаза. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. А однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.

 психогимнастические упражнения снимают напряжение, позволяют участникам раскрепоститься, дают возможность переключиться с одной темы на другую, не уставать, поддерживать хорошее рабочее состояние в течение всего занятия:

 сказкотерапия, куклотерапия создают благоприятный психологический фон на занятии.

 песочная терапия. Игра с природным материалом успокаивает детей, расслабляет (снижает мышечный тонус).

 пальчиковый театр. Развитие воображения, мелкой моторики, речи.

 мимические упражнения, улыбкотерапия. Эти упражнения способствуют созданию благоприятного психологического климата на занятиях, устранению отрицательных эмоций и снятия невротических состояний. Дети обучаются приемам мышечного расслабления. При мимических упражнениях у детей улучшается работа лицевых мышц.

Преимущества использования здоровьесберегающих технологий: прослеживается повышение качества знаний и умений детей, быстрее развивается фонематическое восприятие, так как многие упражнения активизируют несозревшие клетки коры головного мозга. Так же у детей начинают формироваться необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся является основополагающим направлением в работе учителя-логопеда, особенно с детьми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Логопедические занятия должны быть основаны на использовании здоровьесберегающих технологий, и это не только применение элементов двигательной активности. Каждый этап логопедического занятия строится с учётом здоровьесберегающих технологий.

2.2.Компьютерные и мультимедийные технологии

Компьютерные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Большие перспективы у компьютерных технологий в специальном образовании. В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.

Мультимедиа средства - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию.

Компьютерные и мультимедийные игры и презентации используются с целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей и роста мотивации.

В работе используются не только диски с играми и мультимедийные презентации, но и прямой выход в интернет.

Применение компьютерных и мультимедийных технологий в работе по развитию фонематического восриятия имеет ряд преимуществ, которые позволяют:

- сократить сроки коррекционной работы;

- повысить качество работы;

- значительно сократить трудозатраты и время при подготовке к занятиям;

- повышают мотивацию детей к обучению;

-позволяют наладить преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей;

Для успешного применения компьютерных игр, мультимедийных презентаций в образовательном процессе необходимо создать определенные условия:

- компетентность учителя в области компьютерной грамотности;

-соблюдение санитарно-гигиенических, технических, эргономических и эстетических требований к использованию ИКТ в образовательном процессе;

-наличие необходимой материально-технической базы;

-создание методического банка мультимедийных презентаций и конспектов занятий с использованием ИКТ.

Библиографический список

1. Александрова, Т.Б. Живые звуки или фонетика для дошкольников.- Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей/ Т.Б. Александрова; СПб.: Детство-Пресс, 2005.

2. Бородич А.М. "Методика развития речи детей", М., 1981 г.

3. Жильцова, О.Л. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи / О.Л. Жильцова; М.: Педагогика, 1965.

4. Лалаева, Р.И.Формирование правильной разговорной речи у дошкольников.- Ростов н/ Р.И. Лалаева, Н.В.Серебрякова; Дону: Феникс, 2004.

5. Левина, Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей / Хрестоматия по логопедии. Т.2 - М.: ВЛАДОС,1997.

В трудах Н.С. Трубецкого, Г.П. Торсуева и Л.Р. Зиндера подчеркивается тесное переплетение в речи фонетического и фонологического аспектов, поскольку фонетический слух обеспечивает восприятие всех акустических признаков звука, не имеющих сигнального значения, а фонематический – смыслоразличительных.

На основе фонематического и фонетического слуха формируется фонематическое восприятие, вместе они обозначаются как фонематические процессы.

В школьном возрасте неполноценность межанализаторной интеграции проявляется при овладении ребенком навыка чтения и письма, приводя к дисграфии и дислексии (А.Н. Корнев).

Развитие фонематического восприятия в онтогенезе существенно опережает созревание артикуляционного праксиса, на начальном этапе речевого развития акустический анализатор в акцепторе действия играет ведущую роль (А.Н. Гвоздев). Слуховая перцепция созревает до уровня, достаточного для дифференциации основных фонологических признаков звуков речи (Н.Х. Швачкин). По мере созревания артикуляционного праксиса кинестетический компонент начинает играть более активную роль в акцепторе действия акустико-артикуляторной базы и постепенно интегрируется с акустическим гностическим компонентом в целостный акустико-артикуляционный комплекс. Этот комплекс решает задачи обратной афферентации и самоконтроля в актах фонации и становится функциональной базой для формирования системы фонематических представлений. Ониявляются результатом межанализаторной интеграции слуховых и кинестетических образов, при недоразвитии которых (Г.А. Каше, М.Ф. Фомичева) в речи преобладают смешения звуков. Этот дефект Р.Е. Левина, Ф.Ф. Рау объясняют недостаточной сформированностью, недоразвитием семиотической системы фонологических противопоставлений.

Специфика этих явлений проявляется на уровне восприятия. Отличительным свойством музыкального слуха является выделение целостного качества звука. Основой для речевого слуха является восприятие звуковыстной интонации, ориентация на тембр звука (Е. Борзова).

По своей структуре речевой слух представляет собой сложное явление, которое состоит из фонематического и фонетического слуха и выполняет две главные функции – воспринимающую и воспроизводящую (А.Р. Лурия). Иначе трактует компоненты речевого слуха С.Ф. Иванова, автор выделяет физический слух (способность воспринимать звучащую речь в диапазоне громкости), фонематический (способность различать и воспроизводить звуки родного языка), звуковысотный (способность улавливать и воспроизводить в речи просодические явления) и ритмический слух (способность воспринимать и воспроизводить в речи сообразный ситуации темп и ритм).

Формирование речевого слуха, по слухомоторной теории слухового восприятия В.Н. Галунова, Н.И. Жинкина, В.П. Зинченко, А.И. Зимней, Л.А. Кожевникова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, Л.А. Чистович, осуществляется при ближайшем участии артикуляторного аппарата и только в процессе артикуляторного опыта приобретает законченный характер. Этот процесс происходит в первые годы развития ребенка, а к дошкольному возрасту осуществляется без видимого участия артикуляций. Однако если работа по выделению существенных и торможению несущественных фонематических признаков выпадает, речевой слух нарушается. Речевой слух развивается по мере накопления слухового опыта – системы динамических стереотипов, и зависит от развития внутренней речи, которая выполняет регулирующую или планирующую роль. Методика формирования речевого слуха, по мнению Л.В. Теплова, базируется на онтогенетических ступенях развития речи, где основополагающими являются развитие чувства ритма с координацией общих движений с ритмическими единицами.

Главное значение для речеслуховой деятельности имеет произвольное внимание, возникающее в конце первого – начале второго года жизни. Формируется оно постановкой сознательной цели и поддерживается усилиями воли ребенка в процессе практической деятельности. Слуховое внимание определяется количеством прослушанных и воспринятых сигналов, по данным Е.Л. Черкасовой в норме у шестилетних детей объем слухового внимания в среднем составляет 480 знаков. Недостаточно развитое слуховое внимание затрудняет воспроизведение лингвистических и нелингвистических параметров речи, приводит к истощаемости и отказу от выполнения задания.

Недоразвитие речевого слуха проявляется в специфических ошибках устной речи и на письме. Анализ письменных работ позволил Н.И. Жинкину утверждать, что слабость их со стороны содержания, построения, синтаксиса и стиля объясняется неразработанностью речевого слуха учащихся. Именно вследствие того, что на культуру речевого слуха не обращают должного внимания в момент составления учащимися текстов, к седьмому классу у некоторых учеников недостаточно укрепляется интонационный стереотип разных оборотов предложения. Важным является понимание, что речевой слух и его компоненты необходимо развивать целенаправленно.

Речевой слух – основа когнитивного и социального развития детей. Часть 2

Предлагаем вашему вниманию вторую часть статьи доцента ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана, кандидата педагогических наук Эмилии Ивановны Леонгард. Речь пойдет о взаимосвязи между пластичностью мозга и формированием слуховой и слухоречевой систем у глухих и слабослышащих детей.

Речевой слух и слухо-зрительное восприятие

Как известно, речевой слух и слухо-зрительное восприятие служат базой для формирования у детей, глухонемых в начале обучения, произношения и устной речи . Овладение произношением осуществляется на основе сопряженного и отраженного произношения и фонетической ритмики (говорение с самопрослушиванием в сопровождении движений) и исключает искусственную постановку звуков в течение первых двух с половиной – трех лет обучения. В этот период дети воспринимают просодическую сторону речи, интонацию, о значительной роли которой в развитии речевого слуха говорят лингвисты, овладевают произнесением большого количества звуков и пользуются ими в самостоятельной фразовой речи. В последние полтора года перед школой используются искусственные способы постановки тех звуков, которые не получились у ребенка на предыдущем этапе, при этом бисенсорный подход (слухо-зрительное восприятие) и фонетическая ритмика продолжают действовать.

Вследствие функционирования речевого слуха у дошкольников самостоятельно формируются слухо-кинестетические обобщения групп фонем по определенным признакам, и дети непроизвольно, без специального обучения (что было необходимо раньше) пользуются приближенным произношением. В дальнейшем эти признаки все более дифференцируются, и дети во многих случаях самостоятельно переходят от приближенной артикуляции к более точной. Без специального обучения у детей появляются некоторые мягкие согласные звуки, для постановки которых глухим детям даже в школьном возрасте требуются специальные занятия. Без системной работы над ударением дети овладевают этим умением в совместной со взрослыми речевой деятельности.

Огромное влияние на когнитивное развитие детей и на развитие речевого слуха оказывает чтение вслух. С момента перехода от глобального чтения к аналитическому дети читают любое слово, любое предложение и текст, сопровождая чтение синхронным движением пальца под написанным. Это происходит и в школе даже в старших классах, когда на уроке предлагается прочесть какой-либо учебный текст. В этих случаях громкое чтение заменяется тихим (чтобы не мешать одноклассникам). Рекомендуется это и студентам, однако если они не воспитывались в таком стиле с детства, то эту рекомендацию они игнорируют, отчего сильно страдает понимание ими смысла текстов. При чтении вслух происходит синхронизация деятельности четырех систем: зрительной, голосовой, слуховой, двигательной.

Аналогичная концепция и практика была описана в материалах Международного центра развития компетенций PraktiK:

«Для эффективного обучения любым навыкам или учебным предметам необходимо уметь качественно читать вслух. Ничего более полезного для развития и предотвращения деградации мозга человечество не придумало. Именно чтение вслух оказывает мощный синергетический эффект от взаимодействия разных отделов мозга в момент чтения вслух: одновременно работают зрительные отделы, слуховые и моторные. Чем больше разнообразных источников информации, тем быстрее и точнее запоминаются детали.

С чтением теснейшим образом связано письмо (глобальное – аналитическое). Во время письма активизируются зоны мозга, участвующие в формировании речи и интерпретации сенсорных ощущений. У тех, у кого этот навык не задействован, данные зоны включаются значительно реже. Письмо содействует развитию глазомера, ориентировке в пространстве листа или доски. Письмо помогает формулировать мысли.


Дошкольники пишут печатными буквами на нелинованных листах, свободно располагая свои тексты, а школьники – рукописным шрифтом. В процессе письма происходит развитие речевого слуха детей, поскольку они синхронно проговаривают то, что пишут, и это создает тот же синергетический эффект, который отмечен при чтении: движение, зрение, голос, слух.

Такая синхронизация действия четырех систем при письме содействует развитию памяти и становлению грамотной речи.

Обязательным условием становления речевого слуха и устной речи является речевая деятельность , которая предусматривает формирование у детей навыка сопряженного (синхронного) и отраженного (с отсрочкой в несколько секунд) проговаривания вслух речи родителей, воспитателей, учителей и партнеров по деятельности. Это приучает глухих и слабослышащих детей вслушиваться в речь любых собеседников, слушать и слышать себя, а также способствует развитию у них слуховой и слухоречевой памяти. Речевые кинестезии и речедвигательная активность влияют на процесс запоминания речевого материала. Для речевой реализации имеет значение как долговременная, так и кратковременная память.

Понимание смысла речи, смысла текстов в устной и письменной формах – фундаментальная проблема языкового развития детей независимо от состояния их слуха.

Важную роль в этом процессе играют положительные эмоции детей, позитивное отношение к самому процессу обучения и к речевой деятельности.


Взрослым всегда необходимо понимать, какие представления и образы возникают у детей и студентов, когда они читают письменный текст или воспринимают устную речь слухо-зрительно или на слух. Более подробно о способах проявления понимания было рассказано в первой части статьи, а на Рис. 1 показаны самые важные из них.

Особое место в экстралингвистических способах проявления понимания смысла занимает драматизация содержания текста собственными действиями детей (это касается в первую очередь дошкольников и младших школьников). В этом виде деятельности проявляется самостоятельное понимание детей (образец взрослых и подсказка с их стороны исключаются) и активное самостоятельное устное общение : обсуждения, споры, рекомендации друг другу с целью уточнения действий, расположения в пространстве и т.д. При драматизации взрослые не прикасаются к письменному тексту – это делают дети, доказывая свою правоту чтением соответствующего места в тексте. Драматизация является мощным стимулом развития воображения, творчества, речи и самостоятельности мышления у глухих и слабослышащих детей.

Сейчас наступило время создания неформальных объединений ученых и практиков (педагогов, лингвистов, психологов, нейрофизиологов, нейропсихологов, аудиологов, акустиков, философов), использующих в своих исследованиях новейшие технологии, которые открывают все новые ресурсы нашего мозга; расширяют наши знания о психике, о роли эмоций в психическом развитии ребенка вследствие кардинально изменившейся роли речевого слуха; выявляют новые связи между слухом, речью и языком, обусловленные новыми данными нейрофизиологии и нейропсихологии; новые методы абилитации и реабилитации детей с нарушенным слухом; новые возможности социализации глухих и слабослышащих детей и взрослых и т.д.

Кроме этого, модель формирования и развития речевого слуха , разработанная для глухих и слабослышащих детей, безусловно, может быть использована и при решении проблем языкового, речевого, слухового, когнитивного, эмоционального и социального развития детей с сохранным слухом .

Развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка.

Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Речевой слух представляет собой составной элемент языкового чутья. В связи с обучением чтению и письму механизм фонематического слуха изменяется, так как формируется умение звукобуквенного анализа с учетом правил графики родного языка. Все это связано с необходимостью ориентировки в морфемном составе слова и словообразовании.

ВложениеРазмер
Речевой слух, и почему это важно! 788.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой слух, и почему это важно?

Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность.

Почему же так важно развивать речевой слух?

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет . Среди них значительную часть составляют дети 5 – 6 – летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из – за недостаточного развития речевого слуха. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка.

Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Речевой слух представляет собой составной элемент языкового чутья. В связи с обучением чтению и письму механизм фонематического слуха изменяется, так как формируется умение звукобуквенного анализа с учетом правил графики родного языка. Все это связано с необходимостью ориентировки в морфемном составе слова и словообразовании .

При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным (инвариантным) различительным признакам, по которым одна (как единица языка) противопоставлена другой. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное.

В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух, так как без него, по выражению Н. И. Жинкина, невозможна генерация речи. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребенка в процессе речевого развития в первую очередь. Речевой слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.

Правильная организация логопедического процесса определяет качество работы, имеющей целью предупреждение и исправление недостатков речи.

Под правильной организацией имеется в виду: своевременное обследование детей, рационально составленное расписание занятий, планирование индивидуальной работы с каждым ребенком в соответствии с общим планом, наличие планов фронтальных занятий и оснащение их необходимым оборудованием и наглядными пособиями, совместная работа логопеда и воспитателей группы.

Успех коррекционно – воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно – воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Основными задачами коррекционного обучения в старшем дошкольном возрасте для детей с фонетико – фонематическим недоразвитии речи (ФФНР) в детском саду являются:

  1. Формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.
  2. Формирование звукопроизношения.
  3. Формирование навыков дифференциации звуков.
  4. Формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости слога.
  5. Формирование звукослогового анализа и синтеза слова.
  6. Развитие лексики, грамматического строя и связной речи в соответствии с программой обучения и воспитания в детском саду.
  7. Подготовка к обучению грамоте.

Если шестилетний ребенок неправильно произносит звуки речи, смешивает их на слух и в произношении, то связь, возникающая в его сознании между звуком и буквой – недостаточно четкая и однозначная. Вследствие этого задерживается узнавание и написание соответствующих букв, снижается темп чтения, искажается письмо, и ребенок избегает трудной для него деятельности, либо занимается ею со страхом и неудовольствием.

Итак, изучив психолого – педагогическую литературу по данной теме, проанализировав особенности фонематического слуха у детей, можно сделать вывод , что раннее выявление детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи и коррекционная работа с ними являются важным условием для успешной подготовки детей к школе, профилактики дисграфии. Развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза у детей с ФФН речи должно осуществляться в определенной последовательности с учетом сложности дефекта, а так же при тесном взаимодействии логопеда и воспитателя. Логопедом корригируются и исправляются речевые нарушения, а воспитателями закрепляется весь пройденный материал логопедических занятий. Во время режимных моментов, прогулки, на занятиях воспитатели используют игры и упражнения по развитию слухового внимания, речевого слуха. Логопед совместно с воспитателями обсуждают уровни речевого слуха детей, планируют свою деятельность, намечают индивидуальные пути коррекции на занятиях логопеда и воспитателя, ведут тетрадь обратной связи, проводят еженедельный анализ проведенной работы. Преемственность в работе по достижению логопедом и воспитателями единой цели и является главным условием в улучшении динамики уровня развития речевого слуха .

Читайте также: