Почему первоначальное понимание счастья мужиками правдоискателями вызывает авторскую иронию кратко

Обновлено: 01.07.2024

В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков.

И для того чтобы оттенить ограниченность крестьянско­го понимания счастья, Некрасов сводит странников уже в первой части поэмы-эпопеи не с помещиком и не с чинов­ником, а с попом. Священник, лицо духовное, по образу жизни наиболее близкое к народу, а по долгу службы призванное хранить тысячелетнюю национальную святы­ню, собирает смутные для самих странников представле­ния о счастье в емкую формулу:

В чем счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь

Не так ли, други милые?

Поп в своей исповеди наносит сокрушительное пораже­ние тем, кто исповедует подобную мораль. Рассказывая о напутствиях больным и умирающим, он говорит о невоз­можности душевного спокойствия на этой земле для чело­века, неравнодушного к ближнему своему:

Нет сердца, выносящего Без некоего трепета Предсмертное хрипение, Надгробное рыдание, Сиротскую печаль!

И молвил: — Православные!

Роптать на Бога грех,

Несу мой крест с терпением.

И не случайно, что после встречи с попом характер по­ведения и образ мыслей странников существенно изменя­ются. Они становятся все более активными в диалоге, все более энергично вмешиваются в жизнь. Да и внимание их все более властно начинает захватывать не мир господ, а народная жизнь.

Литературоведы пытаются объяснить читателю, кого в итоге хотел представить истинно счастливым автор. Их мнения расходятся. Это подтверждает гениальность поэта. Он сумел заставить людей размышлять, искать, думать. Текст не оставляет равнодушных. В поэме нет точного ответа. Читатель имеет право остаться при своем мнении. Он как один из странников ищет ответ, уходя уже далеко за рамки поэмы.

Интересно мнение отдельных исследований.

У каждого сословия свои цели:

  • Мужики – хороший урожай;
  • Священники – богатый и большой приход;
  • Солдат – сохранение здоровья;
  • Женщины – добрая родня и здоровые дети;
  • Помещики – большое количество слуг.

Не смогут быть счастливы одновременно мужик и барин. Отмена рабства привела к потере устоев обоих сословий. Правдоискатели прошли множество дорог, провели опрос населения. От рассказов о счастье некоторых хочется реветь в полный голос. Счастливыми становятся люди от водки. Вот почему столько пьющих на Руси. Залить горе хотят и мужик, и поп, и барин.

Вывод

Составляющие истинного счастья

В поэме герои пытаются представить хорошую жизнь. Автор подсказывает читателю, восприятие окружающего у всех разное. То, что не радует одних, для других – высшее наслаждение. Красота русских пейзажей покоряет читателя. Остались на Руси люди с чувствами благородства. Их не меняет нищета, грубость, болезни и невзгоды судьбы. Их в поэме немного, но они есть в каждой деревне.

Ермил Гирин.

Бескорыстный мужик сумел выиграть тяжбу против купца с помощью народа. Они одолжили ему последние гроши, не боясь обмана. Честность не нашла своего счастливого конца в судьбе героя. Он попадает в острог. Душевные мучения переживает Ермил, когда подменяет брата на рекрутчине. Автор верит в крестьянина, но понимает, что чувство справедливости не всегда приводит к нужному результату.

Григорий Добросклонов.

Заступник народа является прототипом революционно настроенной части жителей, нового зарождающегося движения на Руси. Они пытаются изменить родной уголок, отказываются от собственного благополучия, не ищут покоя для себя. Поэт предупреждает, что герой станет известным и славным на Руси, видит автор их идущих впереди и поющих гимны.

Некрасов верит: борцы будут счастливы. Но кто узнает и поверит в их счастье? История рассказывает обратное: каторги, ссылки, чахотки, смерти, — это еще не все, что ожидает их в будущем. Не все смогут донести свои идеи до народа, многие останутся изгоями, непризнанными гениями.

По первоначальному замыслу Некрасова поэма должна была состоять из 7 или 8 частей, однако болезнь внесла собственные коррективы, и поэту удалось написать только четыре части.

В этом глобальном произведении Некрасова затронуто множество актуальных проблем его современности. На первое место автор выдвигает философские и нравственные проблемы, которые касаются всех сфер жизни получившего свободу крестьянства.

Смысл этого произведения заключается в том, что у крестьянства растет уровень самосознания. Тема счастливого будущего, свободы, преодоления рабства внутри себя – основная мысль произведения.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Композиция этого незаконченного произведения отличается сумбурностью, и в этом ее уникальность:

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Главными героями поэмы являются семь мужиков-крестьян:

  • Роман
  • Лука
  • Демьян
  • Пров
  • Братья Губины
  • Старик Пахом.

Это неприхотливые, работящие мужики, самые настоящие богатыри земли русской. Герои поэмы – простые русские крестьяне, только недавно освободившиеся от гнета крепостничества. Все герои являются как бы одним целым, а описание едино для всех семерых.

В основе произведения два литературных рода – народный эпос и лирика. Поэтому произведение можно с уверенностью считать эпической поэмой.

Эпическая составляющая произведения заключается в том, что здесь автор описывает целый исторический период России после 1860 года. Здесь описывается большое количество героев. В повествование включаются также элементы фольклора.

Поэма Некрасова написана в стихотворной форме. Здесь присутствуют лирические отступления, типичные символы поэзии и своеобразные художественные средства.

Главное направление поэмы Некрасова – реализм, но встречаются в ней и фантастические, и сказочные элементы.

Композиционная форма поэмы выдержан автором в виде путешествия, и это дает возможность вмещать в себя большое разнообразие жизненных картин.

В финале произведения Некрасов отображает свою точку зрения на жизнь страны после крепостнического периода.

Кто главный герой поэмы

Кажется, что все просто — семь мужиков, которые спорят и странствуют, пытаясь отыскать самого счастливого человека. По сути, они и являются главными героями. Но, например, ярко выделен образ Гриши Добросклонова, ведь именно этот персонаж по замыслу Некрасова отражает того, кто в будущем просветит Россию и спасет народ. Однако еще нельзя не упомянуть об образе самого народа — это тоже главный образ и действующее лицо в произведении.

Счастье в поэме становится главной темой, и каждый персонаж по-своему понимает его. Поп или помещик стремятся разбогатеть и получить почет, у мужика счастье другое… Но важно понимать, что некоторые герои считают, что своего личного счастья иметь не нужно, потому что оно неотдилимо от счастья всего народа. Какие еще проблемы Некрасов поднимает в поэме? Он рассуждает о пьянстве, моральном упадке, грехе, взаимодействии старых и новых порядков, свободолюбии, бунте. Отдельно упомянем проблему женщины на Руси.

Счастье для героев поэмы

Главные герои произведения – семь мужиков, которые отправляются на поиски счастья в России-матушке. О счастье герои рассуждают в спорах.

Первым на пути странников встречается священник. Для него счастье – это спокойствие, честь и богатство. Но ни того, ни другого, ни третьего у него нет. Он убеждает героев также, что счастье отдельно от остального общества совершенно невозможно.

Помещик видит счастье в обладании властью над крестьянами. Крестьянам же важен урожай, здоровье и сытость. Солдатам мечтается о возможности выживать в сложных сражениях. Старушка счастье находит в знатном урожае репы.Для Матрены Тимофеевны счастье в достоинстве человека, благородстве и непокорности.

Ермил Гирин

Ермил Гирин видит свое счастье в помощи народу. Ермила Гирина уважали и ценили мужики за его честность и справедливость. Но единожды в жизни оступился и согрешил – отгородил своего племянника от рекрутчины и отправил другого парня. Свершив такой поступок, Ермил едва не повесился от мучений совести. Но ошибка была исправлена, и Ермил выступил на стороне бунтующих крестьян, и за это его посадили в острог.

Понимание Счастья. Гриша Добросклонов

Постепенно поиски счастливца на Руси перерастают в осознание понятия Счастье. Счастье народное представляет образ Гриши Добросклонова – заступника народного. Будучи еще ребенком, он поставил перед собой цель бороться за счастье простого крестьянина, за благо народное. Именно в достижении этой цели – счастье для молодого человека. Для самого автора близко именно такое понимание проблемы счастья на Руси.

Счастье в восприятии автора

Главное для Некрасова – способствовать счастью окружающих людей. Сам по себе счастлив человек быть не сможет. Для народа счастье станет доступным только тогда, когда крестьянство обретен свою собственную гражданскую позицию, когда научится бороться за свое будущее.

Так, проблема критериев благополучия решается в эпизоде встречи мужиков с попом. Однако мнение Луки, которое заключается в том, что самый счастливый человек — это богослужитель, опровергается, так как у попа нет ни покоя, ни чести, ни богатства.

Не баба! Доброумнее

И глаже — бабы нет.

Однако сама же Матрёна Тимофеевна признаёт в своей жизни только одно мгновение счастья, когда будущий муж уговаривал её выйти за него замуж:

Пока мы торговалися,

Должно быть, так я думаю,

Тогда и было счастьице…

А больше вряд когда!

Из этого следует, что радость женщины связана с предчувствием любви, ведь после замужества её жизнь превращается в бесконечные упрёки свекрови и свёкра, тяжёлую работу. Она, как и все остальные крепостные женщины, терпит унижения и пренебрежительное отношение семьи мужа, что считается типичным среди крестьян, а также героиня сталкивается со многими трудностями жизни. Не случайно Матрёна подводит всему своему рассказу итог, который носит обобщающий характер:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Таким образом, оказывается, что уважения, достатка и покоя не достаточно для того, чтобы быть счастливым.

Тогда рассмотрим ещё одного персонажа, относящегося к типу подлинного счастливого человека, Григория Добросклонова. Герой представляет народные интересы, в своей песне он поднимает тему будущего России:

Сила в ней скажется

Проблема счастья, действительно, заявлена в поэме. Но там ведь его ещё и расширяют, спрашивая про веселье и про волю. Да, это важные части счастья.

Всем героям трудно в поэме. Особенно тяжело с волей. Например, священник (в достатке он и в уважении), но вот в дальней деревне кто-то умирает – нужно ехать туда по бездорожью. Какая тут воля?

И у женщины, даже если она и радуется за всех своих детей, то постоянно одно дело – второе. Одному ребенку нужно еды, другому – новые лапти. В общем, нет покоя женщине.

Понятно, что поэт подсказывает, что счастье не в привычном покое и воле, а в спокойствии, что ты делаешь верное и хорошее дело, ради которого даже готов отдать свою свободу. Не быть эгоистом… Работать на благо народа, того самого народного счастья.

Вот только, что это? До отмены крепостного права всё говорили, что в нём и проблема. Призывали отменить рабство. И вот, что получилось после отмены! Все несчастны: и мужики, и господа.

Наверное, несчастье в принуждении. Вот если бы мужики служили господам только потому, что они их любят и уважают, хотят помочь, а не потому, что у них паспорта нету. И господа должны заботиться о своих подчиненных искренне и с любовью. Вот тогда гармония будет! Но это, наверное, учителя и священники могли бы только объяснить всем.

Кстати, счастье такое сложное понятие. Вот мы по нему сочинение писали. И у каждого всё-таки своё счастье. А тут речь о целом народном счастье. Очень сложно всё собрать. Там для мужика – одно счастье (урожай), а для священника – другое (приход). А если счастье одного и другого противоречит? Мужику – свободы побольше, а барину – слуг побольше. И как это соединить всё?

Поиск счастья, я считаю, это тоже счастье. Как подготовка к празднику иногда приятней праздника.

Составляющие истинного счастья

В поэме герои пытаются представить хорошую жизнь. Автор подсказывает читателю, восприятие окружающего у всех разное. То, что не радует одних, для других – высшее наслаждение. Красота русских пейзажей покоряет читателя. Остались на Руси люди с чувствами благородства. Их не меняет нищета, грубость, болезни и невзгоды судьбы. Их в поэме немного, но они есть в каждой деревне.

Ермил Гирин.

Бескорыстный мужик сумел выиграть тяжбу против купца с помощью народа. Они одолжили ему последние гроши, не боясь обмана. Честность не нашла своего счастливого конца в судьбе героя. Он попадает в острог. Душевные мучения переживает Ермил, когда подменяет брата на рекрутчине. Автор верит в крестьянина, но понимает, что чувство справедливости не всегда приводит к нужному результату.

Григорий Добросклонов.

Заступник народа является прототипом революционно настроенной части жителей, нового зарождающегося движения на Руси. Они пытаются изменить родной уголок, отказываются от собственного благополучия, не ищут покоя для себя. Поэт предупреждает, что герой станет известным и славным на Руси, видит автор их идущих впереди и поющих гимны.

Некрасов верит: борцы будут счастливы. Но кто узнает и поверит в их счастье? История рассказывает обратное: каторги, ссылки, чахотки, смерти, — это еще не все, что ожидает их в будущем. Не все смогут донести свои идеи до народа, многие останутся изгоями, непризнанными гениями.

Но никакой из предложенных людьми на ярмарке рецептов счастья – ни сказочный урожай репы, ни возможность есть хлеба досыта, ни волшебная сила, ни даже чудесная случайность, позволившая остаться в живых – не убеждает наших странников. У них формируется понимание того, что счастье не может зависеть от материальных вещей и простого сохранения жизни. Подтверждением этого служит история жизни Ермила Гирина, рассказанная там же, на ярмарке. Ермил старался всегда поступать по правде, и на любой должности – бургомистра, писца, а затем мельника – пользовался любовью народа. В какой-то мере он служит предвестником другого героя, Гриши Добросклонова, который также положил всю жизнь на службу народу. Но какой же была благодарность за поступки Ермила? Не стоит считать его счастливым – говорят мужикам, – Ермил сидит в остроге за то, что во время бунта заступился за крестьян…

(405 слов) Проблема счастья является основной в эпической поэме Н. Некрасова. С самого начала пути странники задаются вопросом: кто же счастлив на Руси? В путешествии они находят множество людей, которые готовы назвать себя баловнями судьбы за глоток водки, но единственно верный ответ мужики проглядели. Почему? Видимо, начать поиски нужно было с другого вопроса: Что такое счастье?

Почему же автор не раскрыл странникам формулу счастья? Видимо, это было частью его концепции. Изображая пьянство, нужду и уныние народа, он обращал внимание читателя на то, что мужик пока не знает, что делать со своей свободой. Раньше он жил бессознательно, как Матрена Корчагина, которая годами жила одним днем, полным унижения, труда и горя. Теперь же он очнулся, но никто не объяснил ему, куда двигаться дальше? Поэтому мужики двинулись в кабак, а бабы и вовсе продолжили нести рабское ярмо в семье. Не понимая природы и сущности счастья, они искали его в наслаждении, но не находили, и в этом была причина их тоски в финальной главе, когда пришел Гриша и начал просвещать неразумную толпу. Только от него они узнали, что счастье уже здесь, надо только понять его суть.

Таким образом, автор изобразил тяжелое время после реформы, когда народ получил свободу, но не счастье. Сам поэт видел его суть в пробуждении национального самосознания, в народном единстве, в совместном и осознанном труде во благо всеобщего процветания. Из всех его героев только Гриша понял это и стал сеятелем, который найдет в согражданах благодатную почву для благих идей и намерений.

Образ счастья как свободы в поэме

Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:

Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой. Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты. Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:

И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:

Вывод

Тест по произведению

Как понимают счастье герои и автор поэмы

Своей поэмой Некрасов хотел показать крестьянской России путь к истинному счастью, к свободе, которой можно достичь только при помощи жестокой революции.

Семь странников — семь мужиков

На столбовой дороженьке сошлись семь мужиков: Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина. Горелова, Неелова — Неурожайка тож, сошлися — и заспорили: кому живётся весело, вольготно на Руси?

Как понимают счастье герои и автор кому на руси жить хорошо

Именно это и характеризует почти всех русских людей, независимо: простой ли это мужик, или зазнавшийся помещик: все они желают того, чего у них нет, а то, что есть — никак не ценится, пока не исчезнет. Такая вот народная особенность, и это Некрасов стремился искоренить из людей, чтобы они смогли зажить настоящей жизнью, свободной от всякой зависти.

В чем счастье попа

Счастливцы на пути

Во время своего путешествия герои встречают самых различных претендентов на истинную радость жизни. Однако не только эти персонажи являются героями поэмы, поэтому стоит выделить всех тех, кто помогает автору донести до читателя свои мысли по поводу настоящего жизненного счастья:

Каков по мнению некрасова путь к счастью

Таким образом, Некрасов подводит в эпилоге произведения читателя к выводу, что счастлив тот, кто знает своё предназначение, кто готов жертвовать и служить родине и населяющим её людям. Всё это автор доказывает примером Гриши Добросклонова. Все другие, встретившиеся на пути, не ведают радостей жизни, однако на этом стоит остановиться поподробнее.

Типы крестьян

В поэме представлены разные представители крестьянской Руси. И каждый из персонажей являет собой отдельный собирательный образ русского человека. Наиболее удобный и понятный способ разобраться во всех героях произведения — таблица:

ОБРАЗ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА
Семеро мужиков Поиск ответа на вопрос об истинном счастье.
Яким Ногой Демонстрация духовного мира русского народа.
Ермил Гирин Защита общественных интересов.
Савелий Оппозиция власти. Образ русского богатыря.
Матрена Тимофеевна Борьба с общественными устоями на Руси.
Гриша Добросклонов Служение Родине и народу.

Первый, с кем знакомит мужиков рассказчик, это безымянный священнослужитель. Жаждущие правды герои расспрашивают незнакомца, в чём счастье попа.

Счастье в понимании некрасова

Роль песен в поэме

Песенное творчество всегда было неотъемлемой частью жизни человека на Руси и, следовательно, поэмы, которая посвящена быту русского народа. Песни всегда были и будут вечным спутником в жизни человека, так как в них выражается общее сознание народа.

Автор поэмы кому на руси жить хорошо

Все песни посвящены народу, его месту в жизни страны, его тяжёлому прошлому, непонятному настоящему и неизвестному будущему. Изначально они лишь дополняют смысл всей поэмы и помогают читателю его понять. Однако, ближе к концу несут основные мысли самого Некрасова, например, песня Гриши Добросклонова содержит желанный ответ на вопрос о настоящем счастье:

Счастье в кому на руси жить хорошо

Истинный путь к счастью

Кому на руси жить хорошо

Читайте также: