Почему педагогическая деятельность должна иметь гуманистическую направленность кратко

Обновлено: 02.07.2024

Гуманизм является целой концепцией человека, как самой большой ценности в мире. Основное положение такой концепции – защита личностного достоинства, права человека на счастье, свободу, развитие и проявление своих возможностей.

Гуманизм – это система идей и ценностей, которые подтверждают значимость существования человека как личности и его бытия. Гуманизм считается общественным идеалом, выступая в качестве системы ценностных ориентиров и установок.

Гуманистическая педагогика – это комплекс научных фактов, который представляет ученика как сознательного, равноправного, активного участника учебного и воспитательного процесса. Каждый ученик развивается в зависимости от своих возможностей.

Каждый ребёнок является на этот свет не похожим на других, особенным. Педагоги созданы для того, чтобы этот ребёнок получил развитие по своим возможностям, достиг его максимально возможного уровня и определил своё место в жизни. Гуманистическая педагогика требует приспособления к ребёнку и ставит его в центр отношений. При этом процесс проходит так, чтобы ребёнок получил максимальное развитие.

Также гуманистическую педагогику называют инновационной, так как является инновацией для нашей страны. Что касается западных систем, то они намного раньше начали движение гуманистического подхода в педагогике и сформировали систему новых отношений педагога и ученика в несколько этапов.

С точки зрения гуманизма, главная цель воспитания – это возможность каждого ребёнка стать полноправным субъектом познания, деятельности, общения и просто свободной личностью. Уровень гуманизации процесса воспитания представлен тем, насколько такой процесс предоставляет возможность для формирования личности, раскрытия природных задатков и создания творческих начал, ответственности.

Признаки гуманистической педагогики

Главный ориентир гуманистической педагогики – это личность. Выделяют такие признаки гуманистической педагогики:

  • Изменение ценностей с овладения информацией на формирование навыков и развитие психических, интеллектуальных, нравственных, физических и других сторон личности.
  • Формирование действующей, самостоятельно думающей, свободной личности.
  • Создание организационных условий, которые способствуют успешной смене ориентации учебного и воспитательного процесса.

Роль педагога в гуманистической педагогике

Гуманизация в педагогике – это переход от авторитарной педагогики и её давления на личность человека на личностно-ориентированную педагогику, которая больше значение придает свободе личности и деятельности воспитанников. Гуманизировать такой процесс предполагает создание таких условий, в которых легко учиться и нельзя остаться в стороне от воспитательного процесса или сторонним наблюдателем жизни.

Для создания правильных условий гуманистической педагогики следует приспособиться учителю и образовательным учреждениям к ученикам, обеспечить психологическую безопасность и полный комфорт.

Учителя в гуманистической педагогике должны пробудить внутренние силы человека для решения любых проблем, а не их избегания. Не стоит навязывать ученику уже готовую идею, а стимулировать находить решение самому. Главная цель воспитания и обучения – это не приобретение знаний, как просто набора фактов и теорий, а формирование личности в результате самостоятельного обучения. Значимое для человека учение – это такое учение, в котором заинтересован сам ученик, когда идёт не просто накопление теорий, а формирование личности, изменение его поведения и Я-концепции.

Основные признаки гуманного воспитания – это обсуждение ситуаций, дискуссии, анализ, решение конфликтов и ролевые игры. Используются такие приёмы и методы в общении с ребёнком:

Необходимо отметить, что педагогическая направленность личности учителя может проявляться по-разному. Он может быть ориентирован на профессиональное самоутверждение, на средства педагогического воздействия, на ученика, на ученический коллектив, на цели педагогической деятельности. И только направленность на достижение главной цели педагогической деятельности — создание условий для всестороннего, гармонического развития личности будущего взрослого — может быть признана гуманистической.

Гуманизм, как представляется, это не абсолютизированное всепрощение и скорбная покорность в отношении несовершенства человека, а активное позитивно-конструктивное отношение к нему как свободно реализовать свои творческие потенции во благо себе и окружению. Данное понимание имеет прямое отношение к деятельности педагога, задачей которого можно считать оказание влияния на поведение другого с целью его последующего изменения, то есть осуществить педагогическое воздействие гуманистического, а не авторитарного характера.

Педагогическая деятельность должна иметь гуманистическую направленность. Это означает, что все действия педагога подчинены реальным интересам личности ребенка, учащегося, взрослого человека. В отличие от психотерапевта, действующего с клиентом только в случае возникновения у такого тревожных состояний по мироощущению и по инициативе клиента, педагог должен организовать такую деятельность, которая бы не только просвещала и обучала другого человека, но и в известной мере предвосхищала бы возникновение тех самых конфликтов и несогласий с окружающим миром и внутри самого человека. В этом смысле гуманистическая направленность полностью отвечает основным задачам личностно-ориентированной педагогики — оказать содействие человеку в определении отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру и к своей профессиональной деятельности. Но любая практическая деятельность человека есть отображение деятельности его интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер (внутреннее поведение), вырабатывающих некую житейскую и профессиональную идеологию, сложившуюся на основе определенных принципов-программ. Следовательно, каковы принципы, таковы и взгляды, суждения, убеждения, потребности, таково и будет содержание его практической деятельности, ее средства, методы и способы (Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Курс лекций. Ч. 1. М., 1996. С. 292—294).

Таким образом, гуманистическая направленность личности учителя является ведущим типом направленности, она предопределяет гуманистический характер профессиональной деятельности, выражающейся в осознании, разработке и реализации задач по оказанию педагогической помощи воспитанникам в их индивидуально-личностном развитии и становлении. Гуманистическая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей (специфических социальных определений объектов окружающего мира, выявляющих их положительное или отрицательное значение на человека и общество: благо, добро, зло, прекрасное, безобразное). В современной педагогической культуре, являющейся частью культуры общечеловеческой, достойное место занимают прогрессивные концепции, утверждающие необходимость уважительного отношения к личности ребенка, признание и защиту его прав на свободу и развитие, гуманистические и демократические принципы его воспитания и образования. Будущему учителю необходимо с самых первых шагов в овладении профессией активно включаться в процесс профессионального самоосознания с целью формирования гуманистической направленности собственной личности, поскольку она является одним из важнейших факторов успешности профессиональной деятельности.

Введение новых педагогических технологий в педагогическое образование детей продиктовано наблюдающейся в современной культуре сменой опарадигмы от технократической к гуманистической. Технический прогресс в смене поколений ЭВМ привел к тому, что компьютеры быстро взяли на себя элементарные операции мышления, освободив его от рутины и открыв новые перспективы для развития интеллектуальных, творческих возможностей человеческой личности. В то же время, обострение глобальных проблем, в том числе и экологических, потребовало пересмотра иерархии общественных ценностей и законодательного введения в качестве приоритетного - человеческого измерения как аксиологической и образовательной точки зрения; отсчета для технологической реализации гуманистических ценностей в качестве общечеловеческих для населения разных стран Земли. Такой поворот не случаен.

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. В решении данной проблемы определяющее значение приобретает гуманизация образования, которое в современных условиях становится одним из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность исследования гуманистической направленности образования определяется необходимостью решения задачи нравственного воспитания подрастающего поколения. Гуманизация подразумевает вернуть утраченную некогда духовность и человечные взаимоотношения. Из истории известно, что подобное желание возникает на краю гибели, когда ясно, что без человека, развития его духовности, обогащения его внутреннего мира нравственной ориентации прогресс и приобретения различных наук утрачивают всякий смысл или работают против человека.

Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе. Высшим гуманистическим смыслом развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека.

Следует отметить, что проблема гуманистического воспитания ребенка привлекала внимание многих замечательных педагогов прошлого за рубежом (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо) и в России (Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский). Они считали совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и формирования каждой личности. Идея экологии (эко в воспитании) не является чем-то новым, она проходит красной нитью через все прогрессивные гуманистические педагогические учения. Проблема экологизации, материальной и духовной деятельности человека в современном обществе стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для нас дома – нашей Земли.

Проблемой гуманистической направленности воспитания занимались педагоги - новаторы В. А. Караковский, О. С Газман. В педагогической науке имеются исследования, необходимые для постановки и решения гуманистической направленности воспитания. Например, в своих трудах В. А. Караковский предлагает воспитание проводить на общечеловеческих ценностях.

1). В воспитании выделить вечные ценности: Земля - общий дом всего живого, семья - воспитывает свое поколение, отечество - уникальная родина каждого человека (изучение истории отечества, края, быта., физическо-го/умственного/душевного труда, ценность знаний, ценность культуры (духовной жизни, прекрасного, ценность мира, ценность человека - все в мире направлено на человека.

2). Демократический, гуманистический характер воспитания : идея взаимодействие полагает взаимопонимание, взаимоуважение, учитель должен идти от личности ребенка (советоваться, уважать права детей, их интересы, ученик - субъект воспитания, идея эмоционального стимулирования в процессе деятельности (знания, усвоенные без радости - плохо).

3). Культуроведческий подход рассматривает воспитание как процесс овладения культурой. Культура - наивысший уровень возможностей личности. Показатели культуры: широта кругозора, умение пользоваться знаниями, уровень сформированности мировоззрения. Мир цивилизованного человека - мир культуры, передача детям культуры прошлых поколений. Творческая активность человека. В школьном возрасте школьнику надо овладеть базовой культурой - гармония культуры знаний, культуры творческих действий, культуры чувств. Культура знаний: умение усваивать знания, умение работать с материалом, применять знания.

Другой, интересный, на наш взгляд подход, изложен в концепции руководителя авторского коллектива Газмана О. С.

Основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах.

Бесценными пособиями для современных учителей и воспитателей являются труды педагогов-новаторов Ш. А. Амонашвили и В. А. Сухомлинского. Шалва Александрович Амонашвили – учитель начальных классов, видный грузинский ученый, доктор психологических наук, профессор. Ш. А. Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. В дошкольном возрасте самый высокий авторитет для детей - воспитатель.

К числу единомышленников Ш. А. Амонашвили, разделяющих его взгляды на необходимость гуманистической направленности деятельности педагога, следует отнести В. А. Сухомлинского. Сухомлинский учит, что педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость его. Вся жизнь должна обогатиться всей гаммой интересов детей. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если на занятии царит духовная общность между воспитателем и детьми.

Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности решают комплекс задач: осуществлять охрану жизни и здоровья детей; обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие; приобщать к общечеловеческим ценностям; взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка. Образовательный процесс в детском саду тесно связан с нравственным воспитанием. Педагогическое творчество – непременное условие современного педагогического процесса, центральной фигурой которого стал ребенок. Ребенок, представляя собой неповторимую личность, требует и особых, индивидуализированных способов воздействия и форм общения.

Таким образом, ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, ее приобщение к национально-культурным традициям. Современный этап развития общества определяет направления совершенствования системы образования, предусматривает новые, более гуманные подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Результатом гуманистической направленности образования должно явиться становление как личности человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающему себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для восприятия иного мнения и неожиданной мысли.

Детство – важнейший период человеческой жизни, важный этап развития личности, время формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Становление базисной культуры подразумевает, что ребенок приобщается именно к общеличностной культуре человека, происходит приобщение к общечеловеческим, непреходящим человеческим ценностям (красоте, добру, истине и др., а также учится владеть универсальными средствами жизнедеятельности, постигает способы активного взаимодействия с миром, проявления оценочного отношения к происходящему. Каков человек, такова и деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Вся деятельность человека, его образ жизни, поступков всецело зависит от внутреннего мира, от того, как человек мыслит, чувствует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл и свое человеческое назначение. Каждый человек - есть личность, каждая личность это целый огромный мир!

Современные формы работы с детьми Обновление содержания образования требует от педагогов применения новых современных форм работы с детьми; -интегрированная образовательная.

Участие в конференциях 2013 года

Участие в конференциях 2013 года 2013 году я принимала очное и заочное участие в педагогических конференциях различного уровня. За участие получила Сертификаты и Дипломы,.

Профессия учителя - древнейшая на Земле. Первые упоминания о школах встречаются в египетских источниках и относятся к 2500 году до нашей эры. Конечно, за такой долгий период времени система образования не могла не измениться. Интересно, что первые учителя – дидаскалы – это рабы, сопровождающие детей в школы, а позднее учителями называли грамматиков, философов и литераторов. Со временем менялись функции педагога, а значит, менялись и требования к нему, к его методам. В средние века, например, учителя требовали строжайшей дисциплины и полного повиновения ученика, а в более позднее время было широко распространено телесное наказание.

Оглавление

Введение
Цель гуманистической деятельности
Личностные качества учителя-гуманиста
В чем же преимущество гуманистического подхода над авторитарным?
Основные рекомендации к педагогическому процессу для придания ему гуманистической направленности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию

кафедра педагогических технологий

Реферат на тему:

студентка 1 курса

факультета иностранных языков

Спицына Ксения Владимировна

Проверила: Аджиева Е. П.

  1. Введение
  2. Цель гуманистической деятельности
  3. Личностные качества учителя-гуманиста
  4. В чем же преимущество гуманистического подхода над авторитарным?
  5. Основные рекомендации к педагогическому процессу для придания ему гуманистической направленности
  6. Заключение
  7. Список литературы

Цель деятельности педагога-гуманиста – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы воспитанников и использовать их для более полного и свободного развития личности. эти целевые ориентации реализуются в педагогике, которая создает условия для творчества и самоактуализации личности, предоставляет воспитаннику право на свободный выбор, право на ошибку, на собственную точку зрения. Обеспечивая воспитательную деятельность учащегося, педагог не запрещает, а направляет действия школьников, не принуждает, а убеждает, не командует, а помогает им организовывать собственную деятельность, соуправляет ею.

Какими же личностными качествами должен обладать учитель-гуманист?

Нельзя забывать и о самоуважении. Если человек уважает себя, то его уважают и другие.

В-третьих, настоящий учитель-гуманист должен быть тонким психологом, чтобы вовремя заметить изменения в личности ребенка и суметь помочь ему разобраться со своими проблемами, которые могут непосредственно влиять на ход учебного процесса.

*Ш. А. Амонашвили. В школу – с шести лет. М.: Педагогика, 1986, с. 40

** Ш. А. Амонашвили. Здравствуйте дети. М.: Просвещение, 1983, с. 151-152

В-четвертых, педагога-гуманиста отличает также вера в то, что все дети талантливы и каждый по-своему одарен теми или иными способностями, которые и следует развивать в процессе обучения в школе.

В-пятых, педагогу необходимо иметь высокую нравственную культуру, так как только действительно интеллигентный человек может обучать культуре поведения других.

В школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель.

В чем же преимущество гуманистического подхода над авторитарным?

Педагогический процесс в основном направлен на выработку у детей дисциплины и послушания, точного выполнения указаний взрослых. В этих условиях школьники, слепо подчиняясь инструкциям, находятся в постоянном состоянии напряжения, боязни ошибиться, недоверия к собственным мыслям. Каждый учитель, проявляя строгость и требовательность, разумеется, руководствуется самыми высокими целями, однако нужно, чтобы их реализация происходила в доброй, гуманной атмосфере, чтобы педагогический процесс был наполнен чуткостью и заботливостью, отзывчивостью и доброжелательностью, переживанием успехов и утверждением достоинства каждого ребенка.* Тогда ребенок вырастет сильной независимой личностью, способной

Ш. А. Амонашвили. В школу – с шести лет. М.: Педагогика, 1986, с 172

Основные рекомендации к педагогическому процессу для придания ему гуманистической направленности

  • организация учения школьников на уроке, без перекладывания груза ответственности на домашнюю работу учащихся.
  • ориентировка на учебу без принуждения
  • обеспечение психологической комфортности учебной ситуации
  • гласность успехов обучающихся
  • открытость перспективы для роста каждого школьника*

Таким образом, мы видим, что педагогическая деятельность, носящая гуманистический характер, в первую очередь рассчитана на учеников с внутренней мотивацией, следовательно, педагог-гуманист должен побудить в ребенке интерес к учебе и донести до него необходимость получения новых знаний.

Таким образом, мы выяснили:

  • основа гуманистической направленности педагогики - любовь к детям
  • какие качества необходимы учителю-гуманисту
  • цель гуманистической деятельности
  • преимущество гуманистического подхода над авторитарным
  • как организовать учебный процесс так, чтобы он носил гуманистический характер

Хочется закончить работу фразой Ш. Амонашвили, которая, на мой взгляд, наиболее полно отражает сущность гуманистической направленности педагогической профессии:

1. Амонашвили Ш. А. В школу – с шести лет. М.: Педагогика, 1986

2. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте дети. М.: Просвещение, 1983

Читайте также: