Школьные средства массовой информации как средство формирования коммуникативных компетенций учащихся

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Школа призвана развивать способности школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Нет сомнения, что характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка. Но бывает и так, что школа сама того не ведая разрушает интерес и стремление детей к обучению, творчеству. а убивает интерес детей к обучению и развитию. Устойчивая и постоянная форма обучения школьников, без внедрения новых педагогических технологий, к сожалению, часто приводят к тому, что дети выходят из школы стандартными людьми , без самостоятельного стержня, они не готовы развивать в творческих направлениях . В связи с этим в своей работе с самого начала я , как педагог внеурочной деятельности пытаюсь создать условия для развития не только умственных ,но и творческих, и коммуникативных способностей учащихся. Такие условия можно смоделировать в своеобразной творческой лаборатории, которой, по сути, является любое школьное средство массовой информации – альманах, журнал, газета, киностудия. При издании школьного СМИ создается уникальная творческая обучающая среда, которая не только стимулирует интерес подростков к развитию собственных интеллектуальных способностей, активно мобилизует их творческие силы, систематизирует и закрепляет приобретенные ранее профессиональные умения и навыки, но и помогает развить коммуникативные способности, избавиться от многочисленных подростковых комплексов.

Коммуникативная компетенция предполагает наличие следующих качеств личности: владение устной речью (монологом, диалогом, умением задать вопрос, привести довод при устном ответе, защите проекта), умение представить себя устно и письменно, владение приемами оформления текста (электронной перепиской, созданием текстовых документов по шаблону, правилами подачи информации в презентации). Умение работать в группе, искать и находить компромиссы.

В редакционную коллегию входят: главный редактор, заместитель главного редактора , технический редактор. Количество отделов и рубрик регламентируется редакционной коллегией.

Отделами и рубриками руководят редакторы отделов, подготавливают материал для выпуска журналисты. Ответственность за подготовку материалов к выходу несут редакторы отделов.

Направления работы отделов творческого объединения:

1.Учебный отдел. Освещает все стороны учебной деятельности классов; об участниках и победителях олимпиад.

Юные журналисты владеют устной речью, умеют представить себя устно и письменно, владеют приемами оформления текста (электронной перепиской, созданием текстовых документов по шаблону, правилами подачи информации в презентации). Эффективно работают в группе, ищут и находят компромиссы. Пользуются в работе способами работы с информацией: поиском в каталогах, поисковых системах; извлечением информации с различных носителей; систематизацией, анализом и отбором информации; техническими навыками сохранения, удаления, копирования информации; преобразованием информации. Критически относятся к получаемой информации, умеют выделять главное, оценивать степень достоверности. Все эти умения и навыки составляют коммуникативную и информационную компетенции.

Каждая школа представляет собой маленькое государство со своими законами, традициями и течением жизни. Каждое такое государство по-своему уникально. Основная задача студии– уметь рассказать об этой жизни так, чтобы наши выпуски заинтересовывали и учеников, и учителей и родителей.

Школьная телевизионная студия действительно играет большую роль в жизни издающих ее подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах школы устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира. В результате работы нашей студии каждый: и говорящий, и смотрящий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач.

Как видим, коммуникативная культура - важнейшее проявление общей культуры человека, функциональная речевая компетентность гражданина современного общества, состоятельность речемыслительной деятельности будущего первоклассного специалиста, независимо от того, в какой сфере будет находиться его профессиональный интерес. Поэтому формирование коммуникативной компетенции - одна из важных задач всего общеобразовательного процесса в целом и курса русского языка и литературы в частности.

Таким образом, формируя ключевые компетенции учеников, мы выполняем общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить, в любых ситуациях оставаться прежде всего человеком, рядом с которым и другому будет комфортно.

Наше маленькое ,но твердое дело только начинается и дети и педагоги планируют участвовать в различных конкурсах, учится у других школ и вузов и постараться быть на высоте.

Условия для развития не только творческих, но и коммуникативных способностей учащихся можно смоделировать в своеобразной творческой лаборатории, которой, по сути, является любое школьное средство массовой информации – альманах, журнал или газета. При издании школьного СМИ создается уникальная творческая обучающая среда, которая не только стимулирует интерес подростков к развитию собственных интеллектуальных способностей, активно мобилизует их творческие силы, систематизирует и закрепляет приобретенные ранее профессиональные умения и навыки, но и помогает развить коммуникативные способности, избавиться от многочисленных подростковых комплексов.

ВложениеРазмер
shkolnaya_gazeta.docx 35.86 КБ

Предварительный просмотр:

Школьные СМИ как средство формирования

коммуникативных компетенций обучающихся

Школа призвана развивать способности школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Нет сомнения, что характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.

Условия для развития не только творческих, но и коммуникативных способностей учащихся можно смоделировать в своеобразной творческой лаборатории, которой, по сути, является любое школьное средство массовой информации – альманах, журнал или газета. При издании школьного СМИ создается уникальная творческая обучающая среда, которая не только стимулирует интерес подростков к развитию собственных интеллектуальных способностей, активно мобилизует их творческие силы, систематизирует и закрепляет приобретенные ранее профессиональные умения и навыки, но и помогает развить коммуникативные способности, избавиться от многочисленных подростковых комплексов.

  1. Работа в школьной газете направлена на социализацию учащихся, она готовит школьников к самостоятельной деятельности в вузе, на производстве, поддерживает их индивидуальное развитие, помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогают лучше познать себя, открыть мир. Эти занятия дают возможность реализоваться таким качествам, как самостоятельность, ответственность за выбранное дело. Школьную газету можно эффективно использовать как фактор развития коммуникативных компетенций школьника.

Коммуникативная компетенция предполагает наличие следующих качеств личности: владение устной речью (монологом, диалогом, умением задать вопрос, привести довод при устном ответе, защите проекта), умение представить себя устно и письменно, владение приемами оформления текста (электронной перепиской, созданием текстовых документов по шаблону, правилами подачи информации в презентации). Умение работать в группе, искать и находить компромиссы.

В редакционную коллегию входят: главный редактор газеты, заместитель главного редактора газеты, технический редактор. Количество отделов и рубрик регламентируется редакционной коллегией.

Отделами и рубриками руководят редакторы отделов, подготавливают материал для выпуска журналисты. Ответственность за подготовку материалов к печати несут редакторы отделов.

Направления работы отделов творческого объединения:

1.Учебный отдел. Освещает все стороны учебной деятельности классов; статьи об участниках и победителях олимпиад.

Юные журналисты владеют устной речью, умеют представить себя устно и письменно, владеют приемами оформления текста (электронной перепиской, созданием текстовых документов по шаблону, правилами подачи информации в презентации). Эффективно работают в группе, ищут и находят компромиссы. Пользуются в работе способами работы с информацией: поиском в каталогах, поисковых системах; извлечением информации с различных носителей; систематизацией, анализом и отбором информации; техническими навыками сохранения, удаления, копирования информации; преобразованием информации. Критически относятся к получаемой информации, умеют выделять главное, оценивать степень достоверности. Все эти умения и навыки составляют коммуникативную и информационную компетенции.

Каждая школа представляет собой маленькое государство со своими законами, традициями и течением жизни. Каждое такое государство по-своему уникально. Основная задача редакции – уметь рассказать об этой жизни так, чтобы газета заинтересовала и учеников, и учителей и родителей.

Школьная газета действительно играет большую роль в жизни издающих ее подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах школы устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира. В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач.

Как видим, коммуникативная культура - важнейшее проявление общей культуры человека, функциональная речевая компетентность гражданина современного общества, состоятельность речемыслительной деятельности будущего первоклассного специалиста, независимо от того, в какой сфере будет находиться его профессиональный интерес. Поэтому формирование коммуникативной компетенции - одна из важных задач всего общеобразовательного процесса в целом и курса русского языка и литературы в частности.

Таким образом, формируя ключевые компетенции учеников, мы выполняем общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить, в любых ситуациях оставаться прежде всего человеком, рядом с которым и другому будет комфортно.

Условия для развития не только творческих, но и коммуникативных способностей учащихся можно смоделировать в своеобразной творческой лаборатории, которой, по сути, является любое школьное средство массовой информации – альманах, журнал или газета. При издании школьного СМИ создается уникальная творческая обучающая среда, которая не только стимулирует интерес подростков к развитию собственных интеллектуальных способностей, активно мобилизует их творческие силы, систематизирует и закрепляет приобретенные ранее профессиональные умения и навыки, но и помогает развить коммуникативные способности, избавиться от многочисленных подростковых комплексов.


Статья создаст условия, развивающую среду, в которой становиться возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных умений.


Описание разработки

Школа призвана развивать способности школьника, помочь реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Нет сомнения, что характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания.

Для меня, как учителя русского языка и литературы, очень важно, чтобы мои ученики научились ясно и правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли, быть эмоциональными, яркими, не нарушая культуру речи. А для этого необходимо научить каждого этики общения. Но реализовать поставленную цель, формат урока мне не позволяет. Поэтому я обратилась к одной из многочисленных инновационных технологий обучения детей творчеству и формированию активной личности через непредметный вид учебной деятельности – создание школьной газеты.

Методические принципы, необходимые в работе:

· личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;

· коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты);

· деятельностный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах);

· взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет;

· поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей).

Учитывая данные принципы, а также возрастные и психологические особенности членов пресс-центра, распределяются обязанности на членов пресс-центра. В результате можно точечно поработать с каждым ребенком. Дать такую тему для статьи или репортажа, которая будет интересна именно ему.

Ребята, сталкиваясь с проблемой быстротечности новостей и событий, вынуждены быстро учиться, применять знания на практике. Это проявлялось в такой их работе: собирание фактов, точность наблюдений, логичность выводов, полнота знаний об изучаемом предмете. Дети учатся описывать события ярко, чтобы их было интересно читать. Таким образом, оттачивается умение писать в публицистическом стиле. Несомненно, ведется работа над орфографией и пунктуацией. И здесь уже сам ребенок заинтересован в правильности своей работы. Повторение правил ведется добровольно, а значит, усваивается качественнее.

В своей работе главной задачей было формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными средствами в различных ситуациях общения. А сформировать мотивацию возможно, если ребенок ощутит, что, овладев тем или иным речевым умением, он расширяет свои возможности общаться и воздействовать на других людей, поймет, что владение речью необходимо для самовыражения, почувствует радость творческого роста, самосовершенствования. Поэтому помимо газеты, ребята занимаются распространением листовок, буклетов о ЗОЖ, ПДД, выпуск поздравительных открыток, оказывают помощь учителям в конкурсах, акциях и проектах.

За три года работы школьного пресс-центра дети стали активно принимать участие в разных конкурсах. Поэтому можно утверждать, что работа в школьной газете была направлена на социализацию учащихся, готовила школьников к самостоятельной деятельности в вузе, на производстве, поддерживала их индивидуальное развитие, помогала организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогла лучше познать себя, открыть мир. Эти занятия дали возможность реализоваться таким качествам, как самостоятельность, ответственность за выбранное дело. Школьную газету можно эффективно использовать как фактор развития коммуникативных компетенций школьника.

Как донести до работников школы и учащихся большой поток информации? Как собрать срочное совещание или позвать на экстренное заседание школьного самоуправления? Как сообщить всем учащимся о найденной/потерянной вещи? Быстрое и успешное решение организационных, информационных и образовательных проблем зависит от скорости распространения информации внутри школы. А в условиях распространения коронавирусной инфекции, когда все массовые мероприятия запрещены или отменены, радиостудия может стать отличной альтернативой.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: