Почему опера иван сусанин заканчивается торжественно несмотря на гибель главного героя кратко

Обновлено: 02.07.2024

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) — основатель русской композиторской школы, сочинения которого оказали огромное влияние на становление русской классической музыки и творческий путь своих последователей-композиторов, среди которых - А. П. Бородин, А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский и многие другие. Выдающийся музыкальный критик В. Стасов сравнивал значимость творчества Глинки для русской музыки со значением творчества А. С. Пушкина в литературе.

История создания

Опера Глинки "Иван Сусанин" - одна из первых русских опер. Писать патриотическое произведение композитор начал по совету поэта В. Жуковского. В основе содержания – подвиг, который совершил костромской крестьянин Иван Сусанин. Под образом Сусанина подразумевался русский народ, героически сражавшийся с наполеоновскими войсками. Большое влияние на формирование образа главного героя оперы оказала поэма К. Рылеева - "Иван Сусанин".

Создатель либретто оперы "Иван Сусанин" - Г. Ф. Розен. Премьера состоялась в Петербурге в Большом театре 27 ноября 1836 года. Постановка была восторженно принята передовой интеллигенцией, увидевшей в создании оперы "Иван Сусанин" начало нового этапа развития русской музыки. Придворная аристократия их восторга не разделила, хотя сам император присутствовал на премьере.

Иван Сусанин краткое содержание оперы

Первое действие

Взволнованная и динамичная музыка увертюры предвосхищает драматический сюжет краткого содержания оперы "Иван Сусанин".

По улице села Домнина поют хор крестьян и крестьянок. Мужчины славят воинские подвиги. Женщины радуются приходу весны. В постановках советского времени действие происходит осенью, так как движение, которое поднял Минин, было начато в это время.

После того, как крестьяне расходятся, выходит Антонида и с печалью смотрит в сторону реки. Девушка ждет, когда вернётся её жених Богдан Собинин, ушедший воевать с польской шляхтой. Вновь выходят крестьяне, а с ними и Сусанин, который возвратился из города. Он сообщает, что свадьбы, о которой так мечтает Антонида, не будет, ведь народному горю нет конца. Вдруг к берегу причаливает лодка, из которой выходит Собинин. Он горячо приветствует Антониду и рассказывает её отцу о том, что войска Пожарского одержали победу над поляками.

Крестьяне ликуют, но Сусанин понимает, что это ещё не конец войны. Собинин и Антонида просят его согласиться на их свадьбу. Тот непреклонен. По краткому содержанию оперы "Иван Сусанин" становится понятно: судьба родины для главного героя неразрывно связана с судьбой семьи. Главный герой заявляет, что даст согласие на свадьбу, когда на престол взойдёт царь. Собинин рассказывает, что царём в скором времени должен стать Михаил Романов. Сусанин соглашается на свадьбу. Все расходятся, радуясь.

опера Глинки Иван Сусанин

Краткое содержание второго действия

Действие третье

В избе Сусанина живёт мальчик - сирота Ваня. Вместе с Иваном Сусаниным он размышляет о том, что поляки могут явиться сюда, чтобы пленить царя. Но они смогут противостоять полякам и уберечь государя от подобной участи.

Вошедшие крестьяне желают Ивану счастья. После их ухода - сцена благословения Сусаниным молодых. Вдруг раздаётся конский топот. Это поляки. Они требуют проводить их к царю, так как они думают, что царь скрывается где-то рядом, сулят Ивану Сусанину золото. Он соглашается, тихо сказав Ване, чтобы тот уведомил государя об опасности. Антонида, подумав, что отец действительно соблазнился деньгами, умоляет его не делать этого. Но отец благословляет её и наказывает праздновать свадьбу без него. После этого он уходит. Антонида горько плачет. Из краткого содержания оперы "Иван Сусанин" уже ясно: главному герою не суждено больше вернуться домой.

Пришедший Собинин недоумевает, откуда появились враги. Выслушав рассказ невесты, он собирает отряд из крестьян, чтобы освободить Ивана Сусанина.

создание оперы Иван Сусанин

Содержание четвертого действия

В глухом лесу Собинин с крестьянами ищут Сусанина. В это время Ваня стучит в монастырские ворота, спеша предупредить царя о грозящей ему опасности. Услышав рассказанное, бояре вместе с мальчиком отправляются к царю.

Сусанин блуждает с поляками в глухом лесу. Они измучены, поэтому клянут своего проводника, но пока ещё верят ему. Враги останавливаются на ночлег. Сусанин понимает, что его смертный час близок. Скорбные раздумья мучают его. В кратком содержании оперы "Иван Сусанин" это самый трагический момент. Мысленно попрощавшись с семьёй, крестьянин ложится спать.

Сильнейшая вьюга. Поляки, проснувшись, понимают, что хитрый крестьянин заведомо завел их сюда, чтобы они нашли здесь свою погибель. Сусанин рассказывает им о своём вероломном плане. Разгневанные поляки решают убить Сусанина.

либретто оперы Иван Сусанин

Эпилог

Торжествующий народ поёт во славу царю на Красной площади в Москве, повсюду слышен колокольный звон. Царский поезд направляется в Спасские ворота Кремля.

герои оперы

Герои оперы "Иван Сусанин" несут в своих образах характерные черты русского народа: мужественность и способность пожертвовать собой ради высоких целей (Сусанин), отвага и решительность (Собинин), верность и покорность (Антонида), преданность и бесстрашие (Ваня). Патриотический сюжет и замечательная музыка Михаила Глинки обеспечили этой опере всероссийское и мировое призвание.

Вопрос по музыке:

1. В чём состоит основной конфликт оперы "Иван Сусанин", в каком действии он раскрывается?
2. Почему опера заканчивается торжественно, несмотря на гибель главного героя?
3.Какие ещё произведения М. И. Глинки вы знаете?за отличный ответ даю 30 баллов.

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 02.03.2017 20:00
  • Музыка
  • remove_red_eye 11413
  • thumb_up 44
Ответы и объяснения 2

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дата________________ Класс__________________

Образовательные:

1. Научить слушать, анализировать музыкальные фрагменты оперы

Воспитательные:

Привить любовь к слушанию музыки

Развивающие:

Развивать эмоционально-образное восприятие музыкальных произведений

Планируемые результаты:

Проявлять культуру слушания классической музыки

Воспитывать музыкальный вкус у обучающихся

Научиться ориентироваться в музыкальных фрагментах оперы

Метапредметные:

Ругулятивные:

выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;

Познавательные :

проводить интонационно-образный анализ музыки, выявлять принцип её развития.

Коммуникативные :

ставить вопросы, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке, развивать вокально-хоровые навыки, способность к сопереживанию, творческое воображение;

Портреты композиторов: М.И. Глинка

Тип урока : изучение нового материала.

Вид урока : комбинированный

Форма урока: урок -экскурсия

Методы : системного анализа и синтеза, обобщения, сравнения, эмоционального воздействия.

Межпредметные связи: музыка-литература-история

Оборудование:

1.Интерактивная доска, проектор, компьютер, колонки, фортепиано, ноутбук

1.Организационный этап (1 минута)

2. Приветствие (1 минута)

3. Актуализация знаний (3 минуты)

4. Объяснение нового материала (15 минут)

5. Слушание и анализ–обсуждение музыкальных произведений (5 минут)

6. Работа над песней (10 минут)

7. Рефлексия (1 минута)

8. Обобщение и закрепление пройденного материала (3 минуты)

10. Домашнее задание (1 минута)

1.Организационный этап.

Объяснение нового материала

Мы уже знаем, что любая опера строится по законам ДРАМАТУРГИИ (ЭКСПОЗИЦИЯ-ЗАВЯЗКА-РАЗВИТИЕ-КУЛЬМИНАЦИЯ-РАЗВЯЗКА). Спросить какой закон, в чем заключается?

И знаем, что жанры её различны: эпический, лирический, драматический, комический.

Рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву.

Отечественная война 1812 года всколыхнула самопознание русского народа, пробудила к собственной истории. В литературе стали популярными сюжеты на русские исторические темы. Среди них история о подвиге костромского крестьянина Ив. Сусанина. Известно, что поляки шли в Кострому, чтобы убить 16-летнего боярина Михаила Романова, но в пути они заплутали. Дорогу им вызвался показать крестьянин Ив. Сусанин, но вместо этого завел их в болото, где погиб вместе с ними.

Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 г. на сцене Петербургского Большого Театра.

Интродукция (начальная сцена)

Дочь Сусанина Антонида ожидает жениха. Исполняет КАВАТИНУ

Происходит в замке короля Сигизмунда

Звучит ПОЛОНЕЗ, КРАКОВЯК, ВАЛЬС, МАЗУРКА

Третье действие

Раскрывается основной конфликт –русский крестьянин сталкивается с врагами. Антонида готовится к свадьбе. Неожиданно появляются поляки. Враги уводят главного героя. Душевные переживания переданы в РОМАНСЕ

Четвёртое действие (Сцена в лесу)

АРИЯ Сусанина, в которой выражено духовное величие

В 4 действии происходит гибель Сусанина.

Заканчивается опера торжественно.

Работа над песней

Обобщение и закрепление.

11. Домашнее задание . Почему опера заканчивается торжественно, несмотря на гибель главного героя? Написать другие знакомые вам произведения М.И. Глинки.

Почему опера заканчивается торжественно несмотря на гибель главного героя?

Чем заканчивается Опера Иван Сусанин?

Чему посвящена опера Жизнь за царя?

В каком действии звучит песня Вани Как мать убили?

Какие чувства вызывает Опера Иван Сусанин?

В чем конфликт оперы?

Конфликт в опере-драме справедливо называют пружиной, стимулом развития. В одних произведениях, где стороны конфликта четко дифференцированы и поляризованы, то есть выражены посредством двух контрастных образно-интонационных сфер, его выявление не представляет трудности.

Почему опера имеет 2 названия?

Что происходит в 1 действии оперы Иван Сусанин?

Действие происходит в селе Домнино. Крестьяне села встречают ополченцев, и лишь Антонида, дочь Сусанина, грустит: она ждет своего жениха Собинина. И вот он возвращается, но сейчас, как считает Сусанин, не до свадьбы — тяжелая година, страна в опасности, поляки наступают, на Руси нет царя.

Кто является главным героем оперы Жизнь за царя?

СЮЖЕТ ОПЕРЫ Подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, который спас жизнь в 1913г. молодому царю Михаилу Романову и сам погиб. ИДЕЯ — защита Отечества. Это была 1-я русская опера без разговорных диалогов, с симфоническим развитием в ней всё было новым — сюжет, идея, герои, музыкальный язык.

Какой жанр оперы Жизнь за царя?

Кто написал музыку к опере Жизнь за царя?

Михаил Иванович Глинка

Когда была написана опера Иван Сусанин?

Что чувствовал Иван Сусанин перед смертью?

Перед смертью Иван Сусанин в опере М. И. Глинки понимает, что его обман вскоре раскроется и погружается в скорбные мысли, просит всевышнего ему помочь. Также он думает о семье: о своем сыне, о дочери, о том, что так и не увидит ее с женихом свадьбу.

Что сделал Иван Сусанин?

Ива́н Суса́нин (вторая половина XVI века [?], деревня Деревеньки или Деревнищи [?] — 1613) — русский национальный герой, крестьянин из села Домнино (ныне в Сусанинском районе Костромской области), прославившийся спасением Михаила Романова от польско-литовского отряда во время русско-польской войны.

Что значит слово либретто?

Читайте также: