Что вы узнали о воспитательных традициях народов среднего поволжья кратко

Обновлено: 28.06.2024

Изменившийся строй жизни, отсутствие идеологии существенно сказались на проблемах воспитания подрастающего поколения. В связи с этим остро возникла необходимость возрождения и развития уникальных духовных национальных традиций и начал родной культуры в духовно-нравственном, культурном и патриотическом воспитании детей.

Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, является представителем своего мира, традиций, культуры. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы детского сада.

Мою группу также посещают дети разных национальностей (русские, татары, удмурты, чуваши, и я столкнулась с проблемой формирования культуры межнациональных отношений, воспитанием у детей миролюбия, принятия и понимания других детей и взрослых, независимо от национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры.

Мне на помощь пришла проектная деятельность.

Актуальность проекта: ознакомление детей дошкольного возраста с обычаями и традициями народов Среднего Поволжья обусловлена :

1. Недостаточно сформированными представлениями детей о традициях, обычаях своего народа и народов Среднего Поволжья (русские, татары, чуваши, мордва).

2. Утратой подрастающим поколением привязанностей к традициям и обычаям не только своего народа.

3. Необходимостью формирования гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками независимо от национальности.

• Дать детям знания о народах Поволжья, их культуре и традициях.

• Воспитывать у детей любовь к малой Родине.

• Способствовать развитию эмоциональной восприимчивости.

• Организация планомерной работы по приобщению воспитанников к культуре и традициям народов Поволжья.

• Вызвать у детей интерес к познанию культуры других национальностей.

• Формировать у детей умения реализовывать представления и знания о традициях, обычаях в разных видах деятельности.

• Вызвать у родителей интерес к проблеме приобщения детей к культуре народов Среднего Поволжья.

• Привлекать родителей к процессу проведения совместного досуга.

Решая задачу по ознакомлению с родным краем, я обратилась за помощью в детскую и центральную библиотеки, краеведческий музей города.

Первым этапом работы стала – организация развивающей среды. Основная задача, ставшая передо мной – не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания.

В моей группе был организован национально-региональный центр, в котором содержится:

• Государственная символика РТ и РФ;

• методическая литература, знакомящая детей с историей, культурой, искусством, трудом и бытом народов Поволжья;

• куклы в национальных костюмах народов России, Татарстана, Башкирии, Удмуртии, Чувашии.

• детская художественная литература, иллюстрации к сказкам Г. Тукая;

• образцы национальных блюд РТ и РФ;

• наборы открыток, о столицах - России (Москва) и Татарстана (Казань);

• музыкальные народные инструменты, игрушки, образцы народного творчества, народные костюмы.

Мною был составлен комплексно-тематический план, в который вошли мероприятия, проводимые не только с детьми, но и с их семьями.

Подвижные и дидактические игры помогли мне обогатить и закрепить знания детей о народах, проживающих в Поволжье, найти отличия и сходства истории и современности, обогатить речевой запас.

В моей группе проведение фольклорных праздников и развлечений совместно с родителями стало традицией.

Родители воспитанников являются активными участниками педагогического процесса, они принимают участие:

• в украшении группы (зала) к народным праздникам;

• в изготовлении атрибутов, пособий;

• в пошиве народных костюмов;

• в выставках семейного творчества, смотрах-конкурсах развивающей среды, конкурсах, презентациях;

• в совместных прогулках, экскурсиях (в музей, детскую библиотеку);

• в играх-соревнованиях, развлечениях, праздниках, играя различные роли.

В своей работе я преследовала главную цель – объединить в единую систему семью, детский сад, ближайшее социальное окружение, воспитать всем вместе толерантного и ответственного гражданина, любящего свой народ, свою Родину.

Результатами проводимой работы по приобщению детей к культуре и традициям народов Поволжья является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания.

Воспитанники моей группы :

• знают свою национальность;

• умеют наладить бесконфликтные отношения друг с другом, дружить;

• проявляют интерес к культуре своего народа, культуре других народов;

• активно используют в речи потешки, считалки, загадки;

• умеют играть в народные подвижные игры, знают их названия;

• знают названия народных праздников, поют песни, исполняют частушки, читают стихи;

• используют атрибуты народной культуры в самостоятельной игровой деятельности;

• проявляют интерес и бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Созданная система педагогических условий обеспечила развитие творческих способностей детей, приобщила их к истокам народной культуры. Работать в этом направлении интересно и мне, и детям, и родителям.

Систематическая, комплексная работа по возрождению национальных традиций через приобщение детей дошкольного возраста к родным истокам позволила выявить следующую результативность:

- в группе созданы условия, обеспечивающие духовно-нравственное, патриотическое, социально-эмоциональное развитие детей;

- создана богатая предметно-развивающая среда;

- отработана система диагностической работы по выявлению знаний, умений и навыков воспитанников;

- повысилась мотивация к изучению культурного наследия народов Поволжья у воспитанников и их родителей;

- введено в традиции группы проведение народных праздников;

Президент РФ В. В. Путин.

В целях привлечения внимания к проблемам культуры и в соответствии с Указом Президента РФ в 2014 году объявлялся Год культуры, проводившийся во всех регионах, в т.ч. и Республике Татарстан.

Культура - это накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино.

Среднее Поволжье представляет собой особую этнографическую область Восточной Европы, расположенную на стыке Европы и Азии. Народы, населяющие Поволжье, имеют много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте.

Культуры этих народов взаимодействуют друг с другом, взаимообогащают каждую культуру, в том числе и русскую, создают яркую и уникальную палитру культуры нашей Родины.

Расположите перечисленные ниже гор в порядке увеличения абсолютной высоты их высочайших 2) большой водораздельный хребет 3) гималаи вершин начиная с гор наименьшей высоты 1) кордильеры

В школе "Олимпис" Илья выполнял тест. Мальчику нужно установить соответствие между материком и рекой, протекающей по нему.

Посчитайте, какой будет длина шоссе между двумя городами на карте с масштабом 1:20 000 000, если на карте с масштабом 1:5 000 000 она составляет 9 см: А-22,5 см Б-45 см В-4,5 см Г-2,25 см

В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение. Именно поэтому возникает потребность в такой системе образования, которая сможет воспитать высоконравственную, толерантную и свободную личность с позитивной национальной идентичностью.

ВложениеРазмер
dlya_konferentsii.docx 33.67 КБ

Предварительный просмотр:

Значение культурного наследия народов Поволжья в воспитании детей дошкольного возраста

В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение. Именно поэтому возникает потребность в такой системе образования, которая сможет воспитать высоконравственную, толерантную и свободную личность с позитивной национальной идентичностью.

Учеными (Ю В Бромлей, А. В. Иванов, Ф. Ф. Харисов, В. Ю. Хотинец и др ) установлено, что формирование этнического самосознания является важным условием развития этнической индивидуальности, определяющим фактором оптимизации жизнедеятельности людей в специфических условиях этнической реальности. Каждый этнос в зависимости от условий жизни формировал свою культуру и систему этнических ценностей, отражающих специфику духовных отношений и ментальности. В связи с этим немаловажное значение имеет обеспечение культурно-национальной самобытности образования.

Дошкольное образовательное учреждение выступает первой ступенью в системе непрерывного образования и именно в нем закладывается фундамент развития личности. Для сохранения культурной идентичности со своим народом, с точки зрения 3. А. Богатеевой, M И Богомоловой, 3. Хабибулиной и др., с самого раннего возраста ребенок должен включаться в естественную этническую среду. Образовательный процесс, опираясь на народную психологию и педагогику, многосторонний диалог культур, в идеале должен обеспечивать развитие личности ребенка на национальных, общечеловеческих ценностях, что будет способствовать ментальной совместимости людей в условиях их взаимодополнения и взаимообогащения, цивилизованному развитию общества в целом. Организованное педагогом взаимодействие ребенка с ценностями народностей и наций конкретного региона составляет сущность регионально-этнической направленности воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

Тема нравственно-патриотического воспитания стала приоритетным направлением всей деятельности нашего дошкольного учреждения. Работа, проводимая педагогическим коллективом по разработке и внедрению методов нравственно-патриотического воспитания дошкольников с обращением к основам народной жизни, к традиционной нравственности, чувству патриотизма, ярким страницам истории своей Родины, стала чрезвычайно актуальной на данном историческом этапе. Вакуум, образовавшийся в нашем обществе в сфере нравственно-патриотического воспитания, уже обернулся большими проблемами для государства в целом и для каждого из нас в отдельности.

Наше родное Поволжье – регион поликультурный. Следовательно, воспитание и образование будущих его граждан должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов

Регион Поволжья - это уникальная лаборатория поиска путей развития личности через взаимодействие культур. Как показывает многолетний опыт работы в этом направлении, дошкольникам доступны патриотические чувства, поэтому начинать работу в этом направлении необходимо уже в детском саду. Только, воспитав в маленьком гражданине любовь к своей Родине, к русской национальной культуре, к обычаям и традициям наших предков, мы воспитаем в нем толерантное отношение к другим народностям.

Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, каждый является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. А задача педагогов – научить их толерантно относиться друг к другу, уважать традиции других народов. Но ребенок может научиться любить и уважать традиции других, только если он знает, уважает и чтит традиции своего народа. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, на мой взгляд, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.

В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении должен основываться на комплексно-тематическом принципе, которому отвечает такая форма организации образовательной деятельности, как проектирование. Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми сумм знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Накопленный педагогический опыт в последнее десятилетие подтверждает состоятельность и эффективность использования проектного метода в дошкольной образовательной практике. Ценность проекта заключается в том, что дошкольники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и коммуникативной деятельности. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Эти аргументы явились основанием для выбора проектной деятельности как формы образовательной работы по данной проблеме.

Проект: «Патриотическое воспитание старших дошкольников

Методологическая основа нашего проекта :

-формирование человека, способного к активной и эффективной деятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего чувством понимания и уважения других национальностей, умеющего жить в согласии с людьми разных национальностей;

- подготовка к жизни в политическом социуме;

- взаимосвязь этнических. национальных, языковых элементов нашего мира и их влияние на духовно-нравственное развитие человека.

Цель проекта : Воспитание нравственно-патриотических чувств и толерантности у старших дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры народов Поволжья.

создание культурно-образовательной среды в группе;

знакомство детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов народов Поволжья;

вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента;

обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений;

воспитание нравственно – патриотических чувств: воспитание у ребенка любви и привязанности к своим близким, дому, детскому саду, городу, родному краю; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию народов Поволжья; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей;

взаимодействие с родителями по вопросам воспитания нравственно –

патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

Все вышеперечисленные задачи реализуются как во время проведения организованно образовательной деятельности так и во всех режимных отрезках.

Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Продолжительность проекта: проект долгосрочный – работа над проектом ведется в течение 2 лет (в старшей и подготовительной группах).

Сроки реализации проекта : сентябрь 2013 – май 2015.

Проект реализуется в 3 этапа:

1 организационно-подготовительный этап;

2 этап реализации;

3 заключительный этап.

На организационно-подготовительном этапе была проведена следующая работа:

Анализ специальной и методической литературы по разрабатываемой проблеме.

Изучение специальной литературы о творческом наследии

Выбор методов диагностики, первоначальная диагностика; определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности, направленных на решение выявленных проблем.

Налаживание взаимодействия с родителями, привлечение членов семьи к совместной работе над проектом.

Первоначальная диагностика проводилась в 3 направлениях, определяющих критерии оценки: знания – отношения – действия.

Цель диагностики – выявить: степень знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о народах Поволжья; уровень сформированности патриотических чувств и освоения моральных норм межнациональных взаимоотношений; наличие умений применять полученные навыки в различных видах деятельности.

Оценка проводилась по 3 уровням: высокий (имеет достаточные знания о культуре своего народа и его этнических соседей), средний (соответствует возрасту), низкий (отдельные компоненты не развиты).

Методы диагностики: наблюдение, анализ детских работ, опрос детей.

1. Когнитивный критерий

Знания и представления детей об обычаях и традициях народов Поволжья

Знания и представления детей о фольклоре народов Поволжья;

Знания и представления детей об особенностях национальных костюмов народов Поволжья.

2. Эмоционально-мотивационный критерий

Наличие интереса у детей к обычаям и традициям народов Поволжья;

Желание у детей изучать фольклор и особенности национальных костюмов народов Поволжья

Эмоционально-положительное отношение к народам Поволжья.

3. Деятельностный критерий

Умение детей организовывать народные игры;

Умение детей действовать с предметами быта народов Поволжья;

Умение детей применять в изобразительной деятельности знания о декоративно-прикладном искусстве поволжских народов.

Знание детьми литературного и музыкального фольклора своих этнических соседей

На этапе реализации проекта поставлены следующие задачи:

Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.

Разработка перспективного плана образовательной деятельности по ознакомлению с традициями и культурой народов Поволжья.

Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта .

Промежуточная диагностика (в конце учебного года в старшей группе и в начале учебного года в подготовительной группе) с целью анализа и корректирования образовательной работы в сторону выявленных проблемных направлений.

Работа над проектом осуществляется в таких формах образовательной деятельности с детьми, как :

- Игры: дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные, музыкальные, хороводные, театрализованные;

- Организованно образовательная деятельность на основе метода интеграции .

- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток.

- Выставки детских работ по художественно-эстетическому развитию в детском саду.

- Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки с участием родителей;

- Использование малых фольклорных форм в физминутках, считалках.

- Создание альбомов по художественно-эстетическому развитию.

- Слушание музыкальных произведений, исполнение песен, знакомство с национальными инструментами.

На данный момент проект находится в стадии реализации. Второй год продолжается работа, которая начала вестись с воспитанниками старшей группы. Результаты промежуточной диагностики уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников нашего детского сада показали значительный рост багажа знаний дошкольников.

В рамках Дня толерантности, который отмечается 16 ноября, с приглашением старшего поколения – бабушек и дедушек, в нашем детском саду проводятся фольклорные посиделки различных народностей с национальными играми, песнями и угощением.

Заключительный этап работы над проектом включает в себя следующие мероприятия:

Анализ и обобщение полученных результатов.

Презентация проекта (совместные итоговые творческие мероприятия в конце учебного года в старшей и подготовительной группах).

Мы считаем, что регионально-этническую направленность воспитания детей необходимо рассматривать как ведущую деятельность педагогов по организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Цель этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении - создание условий для социально-личностного развития детей, успешного формирования у них начал национального самосознания, которое определяет нормы поведения ребенка в полиэтнической среде и обусловливает его активную деятельность в освоении своей традиционной культуры и культуры своих этнических соседей. И поэтому культурное наследие нашего родного Поволжья играет огромную роль в реализации вышеперечисленных задач.

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.

Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1 – 2005.

Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – Москва, 1986.

Богомолова М.И. Использование метода проектов в формировании начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.// Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.

Гурьянова Н.Ю., Горина Л.В. Реализация этнопедагогического подхода в обучении дошкольников пению. // Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008..

Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997..

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. – Москва, 1991.

Куклы в народных костюмах №19, Deagostini, 2012.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

Спиренкова Н.Г. Этнокультурный компонент в содержании дошкольного образования. //

Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – Москва, 2002

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Значение театрализованной игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, и с его помощью можно решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии. Театрализация педагогического процесса привлекательна т.


Консультация для родителей"Значение классической музыки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста"

Цель:Способствовать формированию представления о роли классической музыки у детей дошкольного возраста.


Проект "Значение народных игр в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Проект "Значение народных игр в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста".


Значение произведений К.И.Чуковского в воспитании детей дошкольного возраста

В статье отмечается, что при формировании личности у детей дошкольного возраста, можно и нужно пользоваться произведениями К.И.Чуковского, В статье показан пример изучения воздействия творчества.


Значение речевого развития в обучении и воспитании детей дошкольного возраста

Значение речевого развития для детей трудно переоценить. Речь - основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития. Многие родители полагаются в решении проблемы р.



Значение русских народных подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста.

В статье русские народные подвижные игры рассматриваются как эффективное средство нравственного и патриотического воспитания дошкольников.

Читайте также: