Почему опера евгений онегин одна из самых популярных опер в мире кратко

Обновлено: 28.04.2024

В этой опере истинные чувства героев на 98% точности переложено на язык музыки великим композитором не помню его фамилию.

Опера Евгений Онегин

Пётр Ильич Чайковский остается одним из самых исполняемых композиторов в мире. Оперное творчество являлось для него чем-то совершенно особенным, тем, что "роднит вашу музыку с настоящей публикой", по его собственному выражению. Говоря "настоящая публика" он имеет в виду весь народ. Композитор писал оперы на протяжении всей жизни и у него сформировался определённый подход к созданию сюжета для своих работ. Один из критериев - это реалистичность, конфликты существующие в опере должны быть понятны самому автору, должны глубоко задевать его и пережиты им самим. Также сами герои должны выглядеть очень реально и представать в типичной для них обстановке. Запись либретто должна быть простой.

Всем перечисленным критериям соответствует опера Евгений Онегин, по мотивам известного пушкинского романа.

Вообще, идею создания данной оперы "подкинула" известная русская певица Е. Лавровская, на приемах которой бывал композитор. А после того как Пётр Ильич перечитал "Онегина", то остановить процесс было уже невозможно. Идея рассказать поэтический текст посредством музыки начала осуществляться.

Действие оперы развивается довольно целеустремленно, а характеры главных героев Татьяны, Онегина, Ленского переданы очень живо. В первой картине происходит экспозиция образов (герои знакомятся) и завязка драмы. Затем идёт сцена письма Татьяны Онегину с признанием в любви - ей посвящена вся вторая картина оперы.

опера Евгений Онегин - письмо Татьяны

Музыка в этой сцене наполнена целой гаммой чувств, как это часто бывает у влюбленного человека, в данной сцене композитор очень тонко передал как красоту, так и мучительность переживаний героини. В третьей картине - сцене объяснения Онегина и Татьяны мы слышим хладнокровные наставления главного героя в ответ на полученное письмо, которые заканчиваются фразой: "Учитесь властвовать собой. ".

Теперь опера ведет нас к четвертой картине - сцене ссоры с Ленским. Евгений просто от скуки (ведь он привык к блестящим светским приёмам), начинает оказывать знаки внимания Ольге, что незамедлительно вызывает ревность у друга (в порыве чувств Ленский вызывает Онегина на дуэль). Далее следует сама сцена дуэли, а вместе с ней и трагический образ убийства. В те времена дуэль между бывшими друзьями непременно должна была состоятся и, как бы ни хотел главный герой избежать рокового выстрела, закон чести говорит о неизбежности данного исхода.

Проходят годы после смерти Ленского, и вот судьба вновь приводит Евгения на бал, торжественное открытие которого показывает совершенно другой уровень нежели скромный по столичным меркам прием у Лариных. Однако, Онегину и здесь скучно, но на сей раз не из-за чрезмерной надменности, а по поводу бесцельности жизни и чувства вины.

И вот, под звуки вальса, на балу появляется Татьяна, разговор её с Онегиным - это просто светская беседа, ничего больше, однако в оркестре звучит тема письма, как напоминание о прошлом. И тут, впервые, музыка, сопровождающая образ Евгения Онегина "оттаивает", становится искренней и наполненной душевным теплом.

опера Евгений Онегин признание Евгения

В последней картине, роли меняются, теперь уже Евгений признается в своих чувствах Татьяне. Это поистине драматическая кульминация оперы показывает насколько иронична может быть жизнь - и реплики Онегина и переполняющие его чувства схожи теперь с признанием Татьяны. Схожесть эту мы слышим и в музыке. Однако для героини - это просто грустное прошлое и теперь она говорит решительное "нет", заканчивая известной фразой: "но я другому отдана; и буду век ему верна".

Впервые опера Евгений Онегин была поставлена студентами Московской консерватории в 1879 году. Петр Ильич Чайковский создал поистине шедевр музыкального искусства, который и по сей день востребован и входит в репертуар театров по всему миру.

Чайковский вообще один из самых популярных композиторов-классиков в мире. талантливейший мелодист, он и оригинально инструментовал, свежо и лаконично-слушать не только приятно но и интересно, конечно, лучше всего в живом исполнении

В 2013 году в Вене всеобщая любимица Анна Нетребко впервые вышла на сцену в партии "Татьяны" в "Евгении Онегине" Чайковского, да еще и в ансамбле с самым знаменитым Онегиным современности – Дмитрием Хворостовским. Билеты на этот спектакль заказывали за год. Два месяца назад их нельзя было достать уже ни за какие деньги. А желающие попасть на стоячие места начали выстраиваться в очередь вскоре после полудня – почти за семь часов до начала спектакля.

Может потому, что "Евгений Онегин" - совершенно русская опера. И ещё из-за прекрасной партии Ленского.

Весной 1877 года Чайковский получает страстные любовные послания от некой Антонины Милюковой, двадцатичетырехлетней студентки консерватории, которую, Чайковский повстречал в Москве в мае 1872 года в гостях у Александра Милюкова, брата Антонины. Милюкова, по ее собственными словам, на этой встрече влюбилась в глаза Чайковского:

"…и я их, эти чудные, дивные глаза, всю жизнь никогда не забывала. Они грели издали меня так же, как вблизи. Вот эти-то глаза меня и покорили на всю жизнь".

Она прониклась нежными чувствами к Чайковскому уже тогда, но отношения героев начались гораздо позже. Обучаясь в Консерватории, Милюкова видела Чайковского в коридорах в перерывах между уроками, чему была очень счастлива. Как писала сама студентка: "Более четырех лет я любила его тайно".
Спустя почти 5 лет она решила признаться Чайковскому в своих чувствах и написала ему письмо с признаниями в любви. Судя по всему, это письмо она написала весной 1877 года.
Композитор в этой ситуации поступает так же, как поступил Онегин: он пишет вежливый холодный ответ, что не может ответить взаимной любовью. Но от студентки приходит еще одно письмо, полное страстного чувства.
И тогда Чайковский отправляется к Антонине Милюковой, чтобы взглянуть на нее. Они встретились 20 мая на съемной квартире. Чайковский вновь отказал ей, объяснив, что с его стороны ничего не может быть, кроме симпатии и благодарности за любовь. К тому же на тот момент Антонине уже сделал предложение ее давний поклонник…
Но она была слишком влюблена в Чайковского, чтобы согласиться. Они увиделись снова 23 мая 1877 года - через несколько дней после первого свидания. И тогда Чайковский сказал Милюковой, что не любит ее, но может быть ей предан и благодарен. Он описал ей свой "сложный характер", но и это не оттолкнуло Милюкову. Ее чувства к композитору росли настолько стремительно, что она сама сделала ему предложение руки и сердца. Вот что она писала Чайковскому в этот период:

"Но где бы я ни была, я не буду в состоянии ни забыть, ни разлюбить Вас. То, что мне понравилось в Вас, я более не найду ни в ком, да, одним словом, я не хочу смотреть ни на одного мужчину после Вас."

В итоге Чайковский абсолютно без любви все же женится на ней - это происходит 6 июля 1877 года. Состояние Чайковского после свадьбы с Милюковой никак нельзя назвать счастливым и восторженным. Вот как Чайковский сам описывал свои ощущения:

Эта свадьба стала трагедией для композитора. И стала бременем на всю жизнь, хотя три недели спустя он и спасается бегством от брака. С того момента Чайковский всеми силами хотел развестись с Милюковой. Однако развод в те времена давали только на основании факта супружеской измены. В результате Чайковский так и не смог избавиться от этого брака и до конца своих дней оставался официально женат на Антонине.

Сохранив первозданные характеристики главных персонажей, композитор несколько иначе изобразил их. Так, оперный облик Ленского становится воспроизведением искренности и восторженности чувств, объединяясь в душевном родстве с образом Татьяны. Общие характеристики лирических персонажей, а также их судьбы тесно переплетены в этой драме. Сцены органично изображают душевные переживания лирических героев, подчеркивают глубину их чувств и эмоций. Музыка будто завершает недосказанность слов и является продолжением речи героев. Необходимо сказать, что оперная интерпретация пушкинского романа буквально очаровала публику и положила начало нового этапа в жанре лирической оперы.

НЕВЕРОЯТНАЯ ИДЕЯ


Чайковскому самому предстояло найти свою путеводную звезду.


Е.А. Лавровская

Не лучше ли было обратиться за созданием либретто к поэту? Чайковский этого не сделал и был прав. Труд оперного либреттиста в России не жаловали. Не было, строго говоря, даже такой профессии — либреттист. В Италии работа над переделкой чужих сюжетов приносила поэтам почет, деньги и даже мировую славу. Русского поэта, взявшегося за переделку Пушкина для оперной сцены, подняли бы на смех.


Поэтому для реализации своих музыкально-драматургических идей композитору приходилось довольствоваться помощью друзей и родственников. Он умел выбирать достойных помощников: некоторые созданные совместно либретто окажутся отнюдь не хуже, чем работы его итальянских современников, профессиональных либреттистов — Пьяве, Соммы или Гисланцони.

ЯВЛЕНИЕ ГЕРОИНИ

Еще никогда на российской оперной сцене героиня не выражала свои чувства столь дерзко и с таким блеском. Еще никогда не говорила она о своих самых сокровенных переживаниях языком высокой поэзии.

Да, это был Пушкин, но Пушкин, за несколько десятилетий вошедший в плоть и кровь поэтического языка. То, что в год создания романа в стихах Пушкин говорил о Татьяне в третьем лице, в год создания оперы Татьяна, влюбленная и начитанная девушка, уже могла сказать о себе от первого лица. Это был вызов. Но в искусстве вызов — это открытие.


М.Н. Климентова — Татьяна

ЛЮБОВЬ КАК МЕТАФОРА БЫТИЯ

И главное — есть то, чего еще в русской опере не было. Дыхание.

Европейский прототип этой оперы отчетливо проступает в главной сцене — письма Татьяны к Онегину.

Онегин подобен луне, которая может светить только отраженным светом. Когда в последней сцене мы видим героя почти обезумевшим от любви, это, увы, иллюзия: музыка показывает нам, что в его страстной речи всего лишь отражается, как отблеск заката, свет чувства Татьяны (вспыхнувшего в последний раз, почти подобного агонии).


Малый театр в Москве. Здесь 17 марта 1879 г.
впервые была исполнена опера студентами Московской консерватории


С.В. Гилев и В.В. Махалов — Онегин и Гремин

Татьяна и Онегин уже мертвы: Татьяна — потому, что больше не может любить, Онегин — потому что никогда не мог любить.

Оркестр, который сопровождает каждое появление Татьяны, фиксирует — подобно самописцу кардиографической установки — малейшее движение ее сердца, тончайшие порывы души. В сцене последней встречи героев на балу (когда Онегин узнает в прекрасной светской даме свою Татьяну и когда Татьяна узнает свою прежнюю любовь) оркестр почти неподвижен. Лишь размеренные плавные движения, которые вот-вот превратятся в ровную линию.

И мы, услышавшие остановку этого сердца, уже знаем, что попытка Онегина воскресить Татьяну — теперь уже собственной любовью, силу которой он преувеличивает, — неосуществима. В финальной сцене Чайковский достигает предельного напряжения: нам даже начинает казаться, что любовь совершает чудо: мертвая воскресает, вспыхивает страсть. Но нет — Онегину не дано воскрешать мертвых.

ПРИЗРАКИ В САДУ


А.Н. Левицкая — Ольга

Вместе с убитым молодым поэтом гибнет и его маленький мир: усадебная Россия, страна дворянских гнезд, где поют трогательные романсы, варят варенье, танцуют на простодушных балах и наивно наслаждаются куплетами мсье Трике. Ленский убит — и в последнем действии Онегин и Татьяна встретятся на балу, как потерпевшие кораблекрушение. Вселенная Ленского была и их вселенной. Им больше некуда пойти.


Сцена ссоры из 4-й картины оперы. Первая постановка

Сцена последнего бала открывается фанфарами, вызывающими в памяти тему рока Четвертой симфонии.

ТАЙНА ОНЕГИНА

Евгений Онегин (1877—1878) — опера Петра Ильича Чайковского в трёх действиях, на либретто Константина Шиловского, по одноимённому роману в стихах А. С. Пушкина.

Содержание

История создания

Первая постановка 17 (29) марта 1879 на сцене Малого театра силами учащихся Московской консерватории, дирижёр Н. Г. Рубинштейн, партия Ленского — М. Е. Медведев. Постановка в московском Большом театре 11 (23) января 1881 (дирижёр Э.М.Бевиньяни). Первое исполнение в Санкт-Петербурге 22 апреля (4 мая) 1883 кружком любителей (дирижёр К. К. Зике, солисты — ученики консерватории). Постановка в Мариинском театре 19 (31) октября 1884, дирижёр Э. Ф. Направник. В 1895 — вторая постановка на сцене Большого театра, дирижёр С. В. Рахманинов.

Первая зарубежная постановка 6 (18) декабря 1888 в Праге, дирижёр — автор. 19 (31) января 1892 постановка в Гамбургской опере, дирижёр Густав Малер.

Первая постановка на советской сцене 14 сентября 1918 в Петрограде в Малом оперном театре. В 1921 постановка в Большом театре.

Действующие лица




Партия Голос Исполнитель на премьере
29 мая 1879
Дирижёр: Николай Рубинштейн
(ученический спектакль)
Исполнитель на премьере в Большом театре
23 января 1881
Дирижёр: Энрико Бевиньяни
Ларина, помещица меццо-сопрано М.П. Юневич
Татьяна сопрано Мария Климентова Елена Верни
Ольга контральто Александра Левицкая Александра Крутикова
Филиппьевна, няня меццо-сопрано Матильда Винчи [2]
Евгений Онегин баритон Сергей Гилёв Павел Хохлов
Ленский тенор Михаил Медведев Дмитрий Усатов
Князь Гремин бас Василий Махалов Абрам Абрамов
Ротный бас Василий Махалов О.Р.Фюрер
Зарецкий бас Л.Б.Финокки
Трике, француз тенор А.И. Барцал
Гильо, камердинер без речей
Крестьяне, крестьянки, гости на балу, помещики и помещицы, офицеры

Краткое содержание

Опера состоит из семи картин. Действие происходит в деревне и в Петербурге в 20-х годах XIX столетия.

Картина первая. Летний вечер, сад в усадьбе Лариных. Татьяна и Ольга поют романс. Их мать — Ларина и няня Филиппьевна вспоминают о временах своей молодости. Появляются крестьяне. Их песни занимают девушек — задумчивую, мечтательную Татьяну и беззаботную, шаловливую Ольгу. Приезжает жених Ольги — помещик-сосед Владимир Ленский в сопровождении Онегина, недавно прибывшего из Петербурга молодого дворянина. Татьяна глубоко взволнована встречей с Онегиным.



Картина вторая. Комната Татьяны, поздний вечер. Девушка во власти тревожных дум. Она не может уснуть и просит няню рассказать о своей молодости. Татьяна едва слушает: её мысли поглощены Онегиным. Охваченная новым неведомым ей чувством, она пишет Онегину письмо, признаваясь в любви. В нём она видит своего избранника… Светает. Няня по просьбе Татьяны посылает внука с письмом к Онегину.

Картина третья. В саду Лариных девушки с песнями собирают ягоды. В смятении вбегает Татьяна: приехал Онегин, сейчас он будет здесь. Что он ответит на её письмо? Онегин учтив и сдержан. Он тронут искренностью Татьяны, но ответить на её любовь не может. Потрясенная девушка с горечью выслушивает нравоучения.


Картина четвёртая. Бал в доме Лариных. На именины Татьяны съехалось множество гостей. Гости танцуют, играют в карты и в зале очень душно. Провинциальный бал с пересудами и сплетнями наводят на Онегина жестокую скуку. Чтобы отомстить Ленскому, который привез его сюда, он начинает ухаживать за Ольгой. Ленский возмущен поведением друга и легкомыслием невесты. Он вызывает Онегина на дуэль. Гости и хозяева безуспешно пытаются примирить друзей.

Картина пятая. Раннее зимнее утро. Ленский и его секундант Зарецкий ожидают Онегина у места дуэли. Мысли молодого поэта обращены к Ольге и собственной судьбе. Появляется запоздавший Онегин. Противники колеблются, вспоминают былую дружбу. Но все пути к отступлению отрезаны. Дуэлянты становятся к барьеру. Раздается выстрел, и Ленский падает, сраженный насмерть.


Картина шестая. В богатом особняке собралась петербургская знать. Среди гостей Онегин, недавно возвратившийся из странствий. Ни путешествия, ни светские удовольствия не могут рассеять его тоски. Появляются князь Гремин с супругой, в которой Онегин с удивлением узнает Татьяну. Князь Гремин говорит, что жена составила счастье его жизни. Охваченный внезапной любовью к Татьяне, Онегин решает добиться свидания.

Картина седьмая. У себя в гостиной Татьяна в волнении читает письмо Онегина. Она до сих пор любит его. Неожиданно входит Онегин. В его словах признание и раскаяние. Татьяна вспоминает их первую встречу, когда счастье было ещё возможно. Но прошедшего не восстановить. Взывая к чести и гордости Онегина, Татьяна просит оставить её. Она непоколебима в сознании долга и супружеской верности. Онегин остается один.

Музыкальные номера

Источники текста

Некоторые исполнители



Партии из оперы вошли в золотой репертуар лучших певцов мира.

  • Онегин: М. Баттистини, Н. Веков, А. Ворошило, М. Гришко, П. Г. Лисициан, Ю. Мазурок, Н. Кондратюк, П. М. Норцов, Г. Отс, И. Прянишников, Е. Кибкало, И. Тартаков, Д. А. Хворостовский, П. Хохлов (первый исполнитель на сцене Большого театра), Л. Яковлев, А. Марков;
  • Ленский: Э. Андерсон, А. Давыдов, А. Иванов, П. И. Словцов, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, П. Лодий, О. Маржак, М. Медведев (самый первый исполнитель партии учащимися Московской консерватории), М. Михайлов, Л. В. Собинов, А. Соловьяненко, Н. Н. Фигнер, П. И. Словцов, З. Л. Соткилава;
  • Татьяна: Л. Александровская, А. Больская, М. Бриан, Е. Верни (первая исполнительница на сцене московского Большого театра), Л. Масленникова, Г. П. Вишневская, Р. Джаманова, Н. Забела-Врубель, Л. Казарновская, Е. Катульская, М. Климентова-Муромцева (первая исполнительница в составе ученического спектакля), Е. Д. Кругликова, А. Нежданова, Анна Нетребко, Т. Павловская, А. В. Панаева (самая первая исполнительница в 1-м концертном исполнении 6 марта 1879 в салоне Ю. Абазы), М. И. Фигнер, М. Френи,Рене Флеминг (Метрополитен-опера 2007);
  • Гремин: А. Батурин, Б. Гмыря, М. Горяинов, Н. Гяуров, М. Корякин, В. Лосский, Е. Нестеренко, А. С. Пирогов, М. О. Рейзен, Ф. И. Шаляпин;
  • Ольга: Е. Азерская, К. Антарова, М. Долина, Л. Звягина, Мария Максакова, Т. Синявская.

Известные аудиозаписи

    — дирижёр Василий Небольсин, Хор и оркестр Большого театра, СССР.
    — дирижёр Александр Орлов, Хор и оркестр Большого театра, СССР.
    — дирижёр Александр Орлов, Хор и оркестр Большого театра, СССР.
    — дирижёр Борис Хайкин, Хор и оркестр Большого театра, СССР.
    — дирижёр Марк Эрмлер, Хор и оркестр Большого театра, СССР.

Читайте также: