Почему олег принимает смерть от коня кратко

Обновлено: 30.06.2024

Предсказание, которое сделал волхв, Вещему Олегу (князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882, умер в 1912 г.).

Чтобы избежать смерти от своего любимого коня Олег оставил его, отправившись в военный поход. Вернувшись с похода Олег спросил, где же его конь? Узнав, что он давно умер, Олег пришел попрощаться на место его останков. Прятавшаяся в черепе змея смертельно укусила Олега.

Эта история описана в поэме "Песнь о Вещем Олеге" (1822 г.) русского поэта Пушкина Александра Сергеевича (1799 – 1837).

В сюжете песни проповедник предсказал Олегу, что он умрёт от своего коня. Тогда Олег испугался, поэтому сразу же продал своего коня. Через некоторое время князю сообщают весть о том, что его конь умер. Князь понимает, что с ним ничего уже не может случиться, так как конь мертв. Поэтому он решает пойти на гору попрощаться. Когда Олег приходит к остаткам животного, то из черепа животного выползает ядовитая змея. Она кусает его, и он умирает.
Смысл песни в роковой судьбе: то, что предначертано человеку свыше, он не в силах изменить.



. и примешь ты смерть от коня своего!

"И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: "От чего я умру?" И сказал ему один кудесник: "Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, - от него тебе и умереть!" Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: "Никогда не сяду на него и не увижу его больше". И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, - на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: "Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?". Тот же ответил: "Умер". Олег же посмеялся и укорил того волхва, сказав: "Лживо говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив". И приказал оседлать себе коня: "Да увижу кости его". И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: "От этого ли черепа смерть мне принять?". И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от этого он разболелся и умер. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три." И могила его видна была во время летописателя Нестора.

В Новгородской Первой летописи младшего извода история смерти Вещего Олега излагается несколько иначе.

Оказывается, умер князь Олег в Ладоге по дороге в Новгород. Напомним, Старая Ладога - первая столица Рюриковичей, и именно здесь похоронили Олега. Здесь же и его могила, которую, кстати, экскурсоводы показывают немногочисленным туристам и поныне (правда археологические раскопки на этом месте не производились).

ladoga4.jpg

ladoga3.jpg

Но ради чего, скажите на милость - вместо того чтобы узнать дополнительные подробности о княжении одного из блистательных правителей Древней Руси, должен знакомится с нравоучительной сентенцией об античном маге и чародее времен римского императора Домициана? С точки зрения доброхота, которому мы обязаны этой вставкой, резон укорить Олега историей Аполлония был, да еще какой. Многострадальный же читатель должен был для себя извлечь поучительный урок. Это нам с вами вроде бы без разницы. А с точки зрения иудохристианского ортодокса, дополнившего летопись душеспасительной историей, он совершал богоугодное дело, порицая князя Олега за Ведичество и ведовство. В чем же тут дело?


Однако вычеркнутое из летописей невозможно было вытравить из памяти народной. Образ Вещего князя воплотился в таинственном былинном богатыре Вольге, чьи имена - (В)ольга и Олег - фактически совпадают. По чудесному дару оборотничества, которым обладал былинный Вольга, можно судить, какие способности приписывались и историческому Олегу, тем более что в некоторых вариантах былины Вольга именуется Волх(в)ом, в полном соответствии с точным смыслом прозвища князя Олега Вещего.

ladoga5.jpg

Какие же чисто русские реалии остались в летописи? Первая - прохождение в 898 году мимо Киева мигрирующих угров (венгров). Вторая - знакомство Игоря со своей будущей женой - псковитянкой Ольгой. Согласно Нестору, сие случилось в лето 6411-е, то есть в 903 году.

Кто такой конь Вещего Олега

Вещий Олег вопрошает в песне у своего коня:

Слова эти обращены не к коню, на самом деле. К ребёнку царского рода – Святославу Комнину. Это он, придя в возраст, отобрал власть у князя Олега и матери Ольги. Смерть Вещего Олега настигла, скорее всего, от его рук.

Иван Иванович А.

Почему хан русское слово

Жизнь после Потопа

Когда численность людей заметно увеличилась, было принято создать столп до неба. Увидев это, бог разрушил высокую башню, разделил народы и рассеял по всей земле.

Одним из народов оказались славяне, занявшие земли потомков Иафета. Многие из них осели на берегах Днепра: поляне жили в полях, древляне обитали в лесу.

Апостол Андрей, брат Петра, распространял учение о Христе на берегах Черного моря. Однажды он отправился вверх по течению Днепра, чтобы добраться в Рим. Во время стоянки он увидел живописное место с высокими холмами. Андрей взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, сказав, что здесь появится великий город. На этом месте позднее, действительно, появится Киев.

Повесть временных лет кратко 1

О Кие

На территории полян жили три брата. У каждого брата был собственный приднепровский холм. Звали их Кий, Щек и Хорив. Они создали город, который получил название Киев в честь одного из братьев, и стали жить в нем. Рядом с городом располагался лес. В нем поляне охотились. Кий отправился в Царьград.

Там царь Византии оказал ему великую честь. Далее Кий направился к Дунаю. Там ему понравилось место, на котором он построил небольшой город и назвал Киевец. Однако жить здесь ему не позволило местное население. Он вернулся в Киев. Там он с достоинством завершил собственную жизнь. Его братья также скончались в этом месте.

О хазарах

Когда братья скончались, на полян напал отряд хазар и потребовал плату дани. Те посоветовались и дали от каждого дома меч. Хазары передали это собственному князю и старейшинам и похвалились, что добыли необычную дань. Старейшины поинтересовались, где они ее взяли. Воины наверняка не знали названия народа, у которого получили дань. Поэтому ответили, что взяли это в лесу, над Днепром. Старейшины спросили как это называется. Воины не знали названия полученных вещей и без слов продемонстрировали мечи. Мудрые старейшины поняли значение необычной дани и предсказали князю, что народ, давший дань, сам будет получать дань с хазар.

Повесть временных лет

Это оказалось правдивым предсказанием. В будущем русские возьмут верх над хазарами.

В это время впервые появилось понятие Русская земля. Тогдашняя летопись Византии сообщила о нападении Руси на Царьград. Однако земля все еще являлась разделенной. Варяги получали дань с племен на севере, включая новгородских словен. Хазары же получали дань с племен на юге, включая полян.

Племена на севере изгнали варягов за пределы Балтийского моря, не стали больше собирать для них дань и делали попытки самоуправления. Однако у них отсутствовало законодательство. По этой причине у них часто случались междоусобицы и войны, приводящие к самоуничтожению. В конце концов они пришли к единому решению, договорившись выбрать для себя общего князя, который был не из их племен.

Этот князь стал бы управлять ими и судить в соответствии с законом. Племена отправили собственных представителей к племени варягов, носящих название Русь. Они предлагали варягам стать их князьями. За дело принялись три брата:

  • Рюрик стал князем в Новгороде.
  • Синеус оказался князем в Белозерске.
  • Трувор стал управлять в Изборске.

Спустя два года после кончины братьев вся власть оказалась в руках Рюрика. Он раздал города для управления представителям руси. Отсюда и появилось название нового государства – Русская земля.

Два боярина Рюрика – Аскольд и Дир – с его позволения отправились с войной на греков. Двести их кораблей осаждают Царьград. Стоит тихая погода, и море спокойно. Византийский царь с патриархом молятся об избавлении от безбожной руси и с пением обмакивают в море ризу святой Богородицы. И вдруг поднимаются буря, ветер, встают огромные волны. Русские корабли сметает, приносит к берегу и разбивает. Мало кому из руси удается спастись и вернуться домой.

Династия Рюриков

В 879 году умер Рюрик, передав княжение своему родственнику Олегу до тех пор, пока не повзрослеет его малолетний сын Игорь. Олег переселился в Киев, провозгласив его столицей.

С невиданно большим войском — одних кораблей две тысячи — Олег идет на Византию и приходит к Царьграду. Греки закрывают цепями вход в залив, у которого расположен Царьград. Но хитроумный Олег велит своим воинам сделать колеса и на них поставить корабли. Дует попутный ветер на Царьград. Воины подымают паруса в поле и мчатся к городу.

Повесть временных лет кратко 2

После своей блестящей победы он получил прозвище – Вещий.

Со временем Олег стал спокойно княжить в Киеве, мир имея со всеми странами. Помня о предсказании, согласно которому смерть настигнет его от любимого коня, князь приказал больше не приводить его. Конь давно умер, и Олег, смеясь над пророчеством, пнул ногой его череп. Из него выползла ядовитая змея, от укуса которой и скончался князь Олег.

Какие тайны скрывает смерть Вещего Олега от коня

Пушкин соединил в образе Вещего Олега в своей песне легенду о смерти Христа с жизнью князя Олега. И так это умело перемешал события и факты, что получилась стройная история со многими неизвестными.

Смерть Вещего Олега тоже наполнена тайными смыслами и аллегориями. Его конь, от которого он принял погибель, это прямой намёк на фамилию Комнины. Старорусский комонь или комн – это конь. Малолетний Игорь, от имени которого правил Олег, был из рода Комниных.

И змея в песне о Вещем Олеге не случайно выползла из головы – главы коня. В старой Руси букву З заменяли на Ж. Змея – это жмея, то есть то, что сжимает. В смерти Олега Вещего это тетива лука. Свитая, натянутая и сжимающая, как змея при выстреле. Скорее всего Вещий Олег погиб от стрелы, которая вибрирует при полете в воздухе словно змеиное жало.

Поход на Византию

Встреча князя Олега с Волхвом


Встреча князя Олега с Волхвом

О чем история смерти Вещего Олега от коня своего на самом деле

Но это только верхний срез образов из пушкинской песни о Вещем Олеге. Комиссар Катар расширяет и углубляет смысл пушкинского Вещего Олега:

Сеф назвал только имя будущего правителя Византии — Исаак. И уточнил, что власть тот получит в день Воздвижения Креста Господня -14 сентября. До назначенной даты оставалось несколько дней. Пророчество Сефа только рассмешило Андроника. Он принял за своего ниспровергателя деспота Кипра Исаака Комнина. Но тот был далеко. И за несколько дней никоим образом не смог бы оказаться в Византии.

Предположение, что Сеф указал на двоюродного брата Андроника — Исаака Ангела Комнина, правитель категорически отверг. Он считал своего родственника неспособным для решительных действий. И, как показали дальнейшие события, совершенно напрасно.

Тайны пушкинского образа Вещего Олега, кто он на самом деле

Напомню, Александр Сергеевич Пушкин жил во времена Романовых. При них писать правду о Руси было немыслимо. Вот он и прибегнул к аллегориям, чтобы донести до потомков истину о тех далёких исторических событиях.

Родословную свою Вещий Олег, по мнению Комиссара Катара, ведёт от апостола Пала. Известен он в истории ещё как Ольгерд Прега или Олег Наследник.

Вокняжение в Киеве

В 882 году князь Олег вещий захватил Киев, хитростью умертвив его князей Аскольда и Дира. Сразу же после въезда в Киев он произнес свои знаменитые слова, что отныне суждено Киеву быть матерью городов Русских. Князь Олег произнес эти слова не случайно. Он был весьма доволен тем, насколько удачно было выбрано место для строительства города. Пологие берега Днепра, были практически непреступными, что позволяло надеяться, что город будет надежной защитой для своих жителей.

Наличие преграды со стороны водной границы города было очень актуальным, поскольку именно по этой части Днепра проходил знаменитый торговый путь из варяг в греки. Этот путь представлял и себя путешествие через крупные русские реки. Он брал свое начало в Финском заливе Байкальского моря, которое на тот момент называлось Варяжским. Далее путь шел через реку Неву к Ладанежскому озеру. Путь изваряг в греки продолжался устьем реки Волхов до озера Ильни. Оттуда он мелкими реками добирался до истоков Днепра, а от туда уже проходил до самого Черного моря. Таким путем, начинаясь в Варяжском море и заканчиваясь в Черном море, и проходил известный до сих пор торговый путь.

Поход князя Игоря на Византию А. Быстров


Поход князя Игоря на Византию А. Быстров

Читайте также: