Почему образование считают фактором безопасности страны кратко

Обновлено: 07.07.2024

Статья посвящена влиянию гуманитарных факторов на развитие информационного общества в России. Выделяются проблемы, ставящие под угрозу развитие информационного общества.

Современный этап развития российского общества можно охарактеризовать как информационный, когда, темпы информатизации производства, коммуникаций и жизни в целом таковы, что на глазах одного поколения происходит полная замена технологических инфраструктур. Быстрые изменения базовых принципов развития требуют и иных подходов к функционированию процессов и субъектов: политика, экономика, оборона и другие составляющие механизма функционирования государства, более чем когда-либо в прошлом, обусловлены состоянием умов, настроениями, ценностными ориентациями, состоянием сознания граждан и народов в целом.

Приведенные факторы актуальны и применимы в процессах обеспечения безопасности субъектов в контексте развития информационного общества, как и учет влияния образования и культуры на информационную безопасность государства и его субъектов.

Мировой опыт показывает, что каждая страна движется к информационному обществу своим путем от начального рубежа, определяемым сложившимися политическими, социально-экономическими и культурными условиями, условиями географической среды.

Обозначим главные составляющие, характеризующие информационное общество в России: формирование российской информационно-коммуникационной инфраструктуры, развитие средств информационной техники и технологий, развитие информатизации как процесса широкомасштабного использования информации и информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью эффективного удовлетворения потребностей граждан, организаций и государства в информационных продуктах и услугах.

Каждая из приведенных составляющих-характеристик требует от человека проявления способности пользоваться ими, быть способным противостоять возможным негативным последствиям.

Опасности информационного общества

Условно опасности информационного общества можно разделить на две части: информационно-технологические техники и технологии и коммуникационные (медийные) технологии. Уровень развития и использования современных информационных технологий и обеспечение безопасности при их использовании в той или иной стране определяется сегодня не только развитием материальной базы ее промышленности и возможностями применения, но, главным образом, уровнем интеллектуализации общества, его способностью производить, усваивать и практически использовать новые знания, приборы и материалы, а также новые технологии, иметь возможность адекватно воспринимать информационные продукты, что первоочередно связано с уровнем образования и культуры, его качеством и доступностью для всех социальных слоев, групп и этносов.

Качественная сторона системы образования определяется его фундаментализацией и преодолением существующей в настоящее время разобщенности технического и гуманитарного образования. Фундаментализация образования предполагает его все большую ориентацию на изучение фундаментальных законов природы и общества, а также природы и назначения самого человека. Именно это должно позволять людям самостоятельно находить и принимать ответственные решения в условиях неопределенности, в критических и стрессовых ситуациях, а также в тех случаях, когда человек сталкивается с новыми сложными природными и социальными явлениями, когда научные знания и высокие нравственные принципы являются единственной надежной опорой.

Сближение вопросов безопасности, образования и культуры предполагает выработку стратегического взгляда на роль образования и культуры в процессах развития общества. Образование и культура, помимо решения своей собственной внутренней, важной задачи формирования интеллекта и воли человека, прямо связаны с процессами государственного строительства, обороноспособностью страны, национальной безопасности, гармонизацией национальных отношений в едином российском пространстве, уровнем здоровья народа и качеством национальной медицины, эффективными экономическими преобразованиями и промышленным развитием.

Ключевую роль в развитии государства и общества оказывает процесс принятия решений. Уровень культуры и образования напрямую влияет на систему принятия решений, поскольку на значительную часть процессов оказывает влияние человеческий фактор. Как правило, схема принятия решений состоит из подготовительного этапа (понимание интересов сторон, их согласованность и проблемы), постановки целей (понимание альтернатив и решений), реализацию целей (расширяется число участников управленческого цикла за счет привлечения управляемых и включения механизмов обратной связи). Из данной схемы можно сделать вывод, что уже на первом этапе понимания интересов сторон, их увязывание с общепринятыми принципами ставится вопрос о компетентности субъекта принятия решений, его мировоззрения, возникает вопрос соотношения и наличия образовательных и культурных ценностей субъекта. Схема принятия решений обеспеченная экспертными и аналитическими технологиями на основе учета всех факторов (количественных и качественных) в заключение оставляет право решения за человеком и ставит в зависимость от его общего уровня образования и культуры.

Национальная система образования и культуры как глобальная технология воспроизводства традиционного сознания призвана обеспечить должный уровень устойчивости населением страны к информационно-психологическим воздействиям, ослабление которых напрямую влияет и на государственное управление процессами.

В настоящее время, по нашему мнению, значительная часть населения России обладает слабым культурным иммунитетом, повышена восприимчивость к информационно-психологическому воздействию, в том числе в вопросе необходимости и возможности модернизации России, которая, полагаем, невозможна не только из-за коррупции, отсутствия справедливой правоохранительной системы, судов и выборов.

Образование как фактор национальной безопасности: сюжеты для России

В условиях глобальной войны за ресурсы, территории, финансовое могущество особое значение приобретает информационная война. В стратегии этой войны основными мишенями выступают сильная государственность, цивилизационное своеобразие, духовное самостояние. По одну сторону баррикад в этой войне — структуры и институты, заинтересованные в глобализированном мире, формировании глобальных кластеров власти, которые предоставят бесконечные возможности немногим, по другую — историческая судьба и самостоятельность уникальных цивилизаций и стран, суперэтносов и наций, которые замедляют новый передел мира.

У национальной безопасности множество опор. К ним относятся: сильная современно вооруженная армия и флот, устойчивая семья, в которой подрастают хотя бы 2–3 ребенка, общие для нации историческая память и цели, идеи судьбоносного духовного единства, т. е. национальное сознание. Все эти опоры в России последних десятилетий подвергались и подвергаются разрушению.

Сторонники образовательных реформ постоянно апеллируют к глобализационным процессам. Между тем глобализация образования протекает в настоящее время однобоко в форме европеизации и даже американизации, причем фрагментарной, произвольно-усеченной, без учета факторов, которые могут обнулить даже благие нововведения. Все страны, добившиеся существенного экономического развития, начинали с мощной поддержки системы образования и финансирования научных исследований, продолжая и поныне вкладывать в систему образования огромные средства. Так было и в Советском Союзе. Даже в ситуации нынешнего экономического кризиса первым из пяти стратегических направлений в распределении национального 35-миллиардного займа во Франции стало высшее образование.

Таким образом, субъекты глобализации оказываются в явно неравных условиях. Выигрывают ТНК и экономически более развитые страны. Для остальных стран глобализация протекает в форме копирования чужеземного опыта. Это догоняющая имитационная модель развития. Из истории известно, что она еще никому не принесла успех. Напротив, этот путь обрекает народы на роль вечных аутсайдеров.

Ввиду того, что роль социогуманитарного познания и образования в формировании жизнеустойчивости общества и национальной безопасности государств в ряде стран современного мира явно принижается, необходимо хотя бы кратко остановиться на рассмотрении некоторых реально-жизненных сюжетов, имеющих прямое отношение к данному вопросу.

Сюжет 1. Ю. В. Андропов, долгое время возглавлявший Комитет государственной безопасности Советского Союза, став Генеральным секретарем ЦК КПСС, т. е. первым лицом государства, вдруг к удивлению всего мира заявил: мы не знаем общества, в котором живем. И не мудрено: как можно было знать общество, если социогуманитарное познание было зажато в тиски государственной идеологии, во все возрастающей степени теряющей адекватность реальным социальным процессам. Неудивительно, что по прошествии нескольких лет после такого признания генсека Советский Союз, обладавший на то время высоко развитым промышленным потенциалом и могучими вооруженными силами, распался как карточный домик.

Значимость духовной сферы в исторических судьбах народов была отмечена еще в XIX веке Гюставом Лебоном, который писал: «Великие перевороты, предшествующие изменению цивилизации, например, падение Римской империи и основание арабской, на первый взгляд определяются главным образом политическими переменами, нашествием иноплеменников, падением династий. Но более внимательное изучение этих событий указывает, что за этими кажущимися причинами чаще всего скрывается глубокое изменение идей народов. Истинно исторические перевороты не те, которые поражают нас своим величием и силой. Единственные важные перемены, из которых вытекает обновление цивилизаций, совершаются в идеях, понятиях и верованиях. Крупные исторические события являются лишь видимыми следствиями невидимых перемен в мыслях людей (выделено нами. — Ч. К., И. Б.) [11].

Сюжет 3. Сегодня ситуация с социогуманитарным знанием вообще приобретает драматический характер. Практически во всех постсоветских странах идет процесс интенсивного сокращения финансирования всяких исследовательских программ социогуманитарной направленности. В лучшем случае оно осуществляется по остаточному принципу. При этом такая же тенденция набирает силу и в системе высшего образования: с неумолимой последовательностью в последнее время в структуре учебной нагрузки идет сокращение ее социогуманитарной составляющей. Это весьма опасный, можно даже сказать, разрушительный для социума процесс. Разве запоздалая реакция на глобальный финансово-экономический кризис политиков, предпринимателей и работников социальной сферы не свидетельствует о разрывах в системе отношений властных структур с наукой вообще и социогуманитарным знанием в частности? Попытки решать сложнейшие вопросы управления социальными процессами, пренебрегая добытыми социогуманитарными науками знаниями и опираясь только на принцип политической целесообразности и практический опыт, способны привести к подлинным социальным катастрофам.

Узколобый, утилитарно-технократический подход к социогуманитарным наукам, непонимание их роли в развитии социума в современных условиях нарастания мегарисков, связанных с наличием оружия массового поражения, опустошением земных недр, изменением химического состава жизненной среды, с проблемой сохранения человеческой идентичности, которой угрожает вмешательство в генетическую структуру и психику индивида, ничего иного, кроме серьезного и обоснованного беспокойства, вызывать не может. Не случайно всемирно известные ученые категорически настаивают на необходимости усиления значимости социально-гуманитарных наук в наше чреватое большими социальными потрясениями время. Например, известный французский ученый Клод Леви-Стросс со всей определенностью заявлял, что ХХІ век будет или веком гуманитарным, или его вообще не будет. Да и в прошлом роль социогуманитарного познания и образования в развитии и самоутверждении народов и государств была исключительно важной. У Бисмарка, много сделавшего для объединения десятков германских стран в единое государство, были все основания утверждать, что битву при Седане (сентябрь 1870 г.) в ходе франко-прусской войны выиграл школьный учитель.

Позже выяснилось, что вся эта кампания была инспирирована и проплачена различными неправительственными организациями, действующими в интересах США и других западных стран. Цель этой кампании — разложить духовно и подорвать безопасность своего пока еще не до конца добитого геополитического противника.

Чарльз Сноу охарактеризовал это явление как две культуры, замкнутые и изолированные одна от другой. Причем представители первой из этих культур делают упрек представителям другой за законченный индивидуализм, субъективизм, а также иррационализм и стремятся показать, к каким тяжелым последствиям это может привести; в то время как представители другой стремятся доказать, что естественнонаучный подход к человеческой жизни, который наблюдается у представителей первой культуры, ведет к разрушению духовных ценностей, обеднению личности и в конечном итоге к уничтожению культуры. Ч. Сноу в таком разрыве культуры на гуманитарную и естественнонаучную, а ее лучших представителей — на знатоков человека и общества, с одной стороны, а с другой — ученых-натуралистов увидел национальную трагедию Англии, от которой надо срочно избавляться.

Дело не только в том, что человек, замкнувшийся на одной узкой специальности, обкрадывает себя, становится частичным и односторонним, легко подверженным иллюзиям и обманам со стороны политиканов, дело еще и в том, что в настоящее время узкая специализация становится тормозом в развитии самой науки. Да и в прошлом все великие открытия, переломные моменты в развитии науки, как правило, были связаны с именами людей, которые были универсально образованными, могли выйти за рамки своего предмета (парадигмы) и шире взглянуть на мир. Не случайно А. Эйнштейн так высоко ценил весьма далекие от физики произведения Ф. М. Достоевского и утверждал, что чтение книг Достоевского дало ему больше в смысле научных прозрений, чем изучение специальных работ по физике.

В чем же причина этого явления? Любой, кто даст себе труд поразмыслить над этим вопросом, однозначно ответит: узкая специализация образования. Узкоспециализированный исследователь, ученый, инженер способен на частные новшества, усовершенствования в рамках своей профессиональной деятельности, но он не способен на революционные открытия в науке, за которые получают Нобелевские премии.

Сюжет 8. Важно понять, что социально-гуманитарные науки раскрывают причины, механизм и характер происходящих в обществе процессов, мотивы человеческих действий, обосновывают социокультурные ценности, которые определяют тактику и стратегию развития общества, выявляют место и роль в этом процессе науки, экономики и политической деятельности. Существенной их особенностью является использование накопленного опыта для социализации и инкультурации личности, для освоения ею определенных навыков и умений во всех областях профессиональной деятельности: политики, правопорядка, воспитания и т. п. Отсюда ясно, насколько важна для гарантированного развития общества поддержка социогуманитарных наук государством, другими социальными институтами и использование при разработке тактики и стратегии развития важнейших социальных сфер и принятии решений управляющими органами научно обоснованных данных и рекомендаций, касающихся человека и общества.

Задача как раз и состоит в том, чтобы создать условия и возможности обществознанию исходить все проблемное поле социума — страны, региона, человечества в целом, — выдвинуть альтернативные, конкурирующие модели, раскрыть в богатстве всех определений самые разнообразные проявления общественной жизни. Только имея такого рода познавательную базу, политики, болеющие за судьбы и перспективы развития своих народов, будут в состоянии принимать оптимальные общественно-значимые решения и осуществлять адекватный реальной ситуации исторический выбор путей развития страны и общества.

Не дай Бог, чтобы по прошествии какого-то времени кому-нибудь из наших деятелей пришлось повторить высказывание Ю. Андропова, что мы не знаем общества, в котором живем. Да вот как бы не было поздно.

Образование как фактор обеспечения национальной безопасности

Когда мы говорим о национальной безопасности, в первую очередь, на ум приходят армия и спецслужбы, потом экономика и внутриполитическая стабильность. Но ни одна из этих сфер не будет эффективной без грамотных кадров, которые надо каким-то образом подготовить. То есть, представляется вполне очевидным, что безопасность государства во многом определяется и состоянием системы образования. Конечно, сугубо средствами образовательной политики национальную безопасность обеспечить нельзя, но без качественного образования говорить о какой-либо возможности защиты и продвижения государственных интересов невозможно.

Образование — фундамент национальной безопасности

Как известно, образование воздействует на все уровни безопасности: общественный, государственный, личностный. Совершенно ясно, что экономическая и военная безопасность государства без квалифицированных кадров невозможны; технологическая безопасность немыслима без научных разработок. Отечественные и зарубежные глобалисты единодушно утверждают: без новой культуры выживания, без инновационного обучения человечество обречено на катастрофу. Что касается безопасности культурного развития, то образование как раз и является ее основой. Ни одно общество не может функционировать и развиваться без системы ценностей, поскольку в этом случае оно превращается в хаотичную толпу. А одно из первых мест в формировании системы ценностей принадлежит как раз образованию.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

По сути, в настоящее время образование выдвигается на одно из первых мест среди факторов развития человечества. Это связано с переходом цивилизации в постиндустриальную стадию, которую иногда определяют как информационное общество. В 80-х годах ХХ века четко обнаружилась тенденция мирового развития, свидетельствующая о том, что место и роль любой страны в международном разделении труда, ее конкурентоспособность на мировых рынках зависят, прежде всего, от двух взаимоопределяющих факторов — качества подготовки специалистов и тех условий, которые страна создает для реализации научного потенциала ученых.

Ситуация в российской высшей школе, к сожалению, по-прежнему остается неблагоприятной. Рекомендации Международного валютного фонда по сокращению науки и высшего образования на 30-60 % в России имеют скрытую стратегическую цель — лишить Россию необходимого качества образовательного потенциала, чтобы понизить и экономическую конкурентоспособность на долгосрочную перспективу, открыть возможности ее интеллектуально-духовной, информационной колонизации, а на ее основе — экономической колонизации.

Между тем, расчёты, проведённые Министерством науки РФ в начале 1990-х годов, показали, что отъезд одного специалиста равнозначен потере Россией 300 тысяч долларов, а Комиссия Совета Европы по образованию в середине 1990-х годов оценивала ежегодный ущерб России от выезда из нее специалистов высокой и высшей квалификации примерно в 50 млрд. долл.

Причины массового выезда за рубеж российских учёных и специалистов хорошо известны; главная из них — резкое сокращение государственных ассигнований на научные исследования и разработки. Только за последнее десятилетие доля расходов на НИОКР в России снизилась с 1% до менее чем 0,3% ВВП, что сопоставимо с показателями таких стран-научных аутсайдеров как, Аргентина (0,3%), Румыния (0,45%), Болгария (0,5%), Португалия (0,5%), Греция (0,6%). В советские же времена эта цифра никогда не опускалась ниже 2% ВВП. Средняя зарплата ученых в России как минимум на 30% ниже средней по стране. По оценкам зарубежных экспертов, исследовательским оборудованием российские ученые обеспечены в 80 раз хуже западных, а литературой — в 100 раз. Примерно 60% измерительных приборов произведены более 15 лет назад — на Западе же такие приборы считаются устаревшими уже через пять лет эксплуатации.

Происходящее в результате данных процессов ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают государству утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом его обороноспособности.

Другой важной тенденцией развития высшей школы, вызывающей серьезную озабоченность, является проблема коммерциализации образования. В течение тридцати лет по всему миру растет доля платного высшего образования. Частный сектор преобладает в вузовской системе не только в англосаксонских странах, где образование традиционно финансируется преимущественно из негосударственных источников, но и в Японии, Южной Корее, на Тайване, Филиппинах, в Чили, Армении, в странах Латинской Америки. Аналогичная ситуация наблюдается и в России.

Между тем, многие эксперты предупреждают: «коммерциализация услуг (в том числе образовательных) нарастает, принимая неуправляемый характер, а социальные гарантии превращаются в простую декларацию. Невнимание государства к проблемам коммерциализации образования грозит ее полным демонтажем — по существу, ликвидируется реальная всеобщность и доступность не только высшего, но и общего среднего и среднего специального образования. При этом, по мнению экспертов, коммерциализация образования ведет к катастрофическому снижению качества подготовки в основной массе средних и высших учебных заведений, государство катится к всеобщей безграмотности, грядет невежество. Это создает прямую и реальную угрозу для национальной безопасности государства.

Фактически, современное состояние российского образования, все еще сохраняющего значительный потенциал для развития, характеризуется рядом весьма негативных тенденций, основными из которых являются:

• снижение общего уровня функциональной грамотности населения;

• сокращение части русскоязычного пространства в ряде бывших республик СССР, снижение русскоязычной подготовки в регионах, где преобладает неславянское этническое население;

• деформация общего ценностного пространства и частичная утрата исторической памяти на уровне образовательных программ и учебно-методических источников;

• частичная утрата потенциала инженерно-технической подготовки кадров в области отраслей, определяющих современное научно-техническое и военно-техническое развитие;

• несоответствие рынка образовательных услуг реальным потребностям экономики, приводящее к переизбытку специалистов одного профиля и одновременной нехватке квалифицированных кадров других специальностей;

• сокращение материально-технической и лабораторной базы школьного образования;

• низкий уровень финансирования труда преподавательского корпуса, снижение престижности преподавательского труда;

• значительное снижение уровня гражданского воспитания и готовности к выполнению важных для безопасности страны военных, гражданских и общественных обязанностей, социальной и национальной терпимости.

Что делать?

В современных условиях на первый план выходит необходимость разработки целого комплекса мер, направленных на улучшение системы высшего образования как фактора, способствующего повышению уровня безопасности государства. Представляется, что эта работа должна вестись по трем основным направлениям:

1. Разработка новой общеобразовательной идеологии, которая должна исходить из реалий современной жизни, бережно сохранять свои образовательные и культурные традиции и умело адаптировать лучшие учебные и педагогические технологии других стран к российским условиям. И, разумеется, необходимо четко определить роль и место образования в системе обеспечения национальной безопасности.

2. Внедрение мер по поддержанию единого языкового пространства и взаимопонимания граждан государства; повышение качества подготовки руководящих кадров для самой системы образования; создание системы общей грамотности населения в области возможных угроз национальной безопасности (начальная военная подготовка, безопасность жизнедеятельности, широкая просветительская работа и пр.); внедрение мер по привитию патриотического воспитания в рамках образовательной деятельности, формированию гражданской и патриотической позиции у подрастающего поколения; осуществление научных исследований в рамках образовательных учреждений, так или иначе связанных с обеспечением национальной безопасности.

3. Осуществление конкретных практических мер, к которым относятся: значительное усиление финансового и материально-технического обеспечения образовательных учреждений со стороны государства и местных органов власти; повышение статуса преподавательского корпуса (придание ему статуса гражданских и муниципальных служащих); осуществление государственных программ мониторинга качества образования и т.д.

Реализация этих мер должна осуществляться комплексно, в рамках единого замысла, что диктует необходимость переосмысления государственной политики в сфере образования.

Разработка базового законодательства в образовательной сфере должна также учитывать перспективы развития ситуации в стране и во всем мире — понимание того, какие сферы будут наиболее приоритетными в среднесрочной перспективе, позволит сформировать образовательную политику таким образом, чтобы обеспечить эти сферы необходимыми квалифицированными кадрами. То есть, необходимо привлечение к разработке образовательного законодательства практических специалистов в области экономики, политики, юриспруденции и т.п. для прогнозирования востребованности профессий. И тогда мы не будет сталкиваться с недостатком инженеров и избытком юристов.

И крайне необходимо учитывать демографический фактор, причем именно в перспективе. Сейчас, когда Россия сталкивается с сокращением числа абитуриентов, вызванного спадом рождаемости в 90-х годах прошлого века, может возникнуть угроза сокращения численности преподавательского состава. Но в этом случае когда ситуация изменится в лучшую сторону мы столкнемся с проблемой нехватки преподавателей, решить которую быстро невозможно. В этой связи необходимо предусмотреть более широкие возможности для развития системы повышения профессиональной подготовки и переподготовки для лиц, уже имеющих высшее образование.

Таким образом, сейчас мы стоим перед необходимостью всеобъемлющей оценки роли образования в системе обеспечения национальной безопасности, результаты которой должны найти отражение в новой образовательной доктрине и новых законах.

Комментарии читателей (0):

Средства массовой информаций "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна признаны иностранными агентами в России.

ИА REX — российское информационное агентство, не иностранный агент

ИА REX — международное экспертное сообщество. Мы ориентированы на информирование аудитории о событиях в России и за рубежом, знакомим читателей с мнением независимых экспертов, их реакцией на эти события.

Допускается свободное некоммерческое использование материалов с обязательной ссылкой на ИА REX. Подробнее см. правила использования.

© 2009-2022 Информационное агентство REX

Свидетельство о регистрации СМИ выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).


Сегодня мы уже осознаем, в каком критическом состоянии находится наша система образования. Осознание это произошло не потому, что сегодня применяются особо изощренные методы разрушения, а потому, что, наконец, проявилось в полную силу то, что было заложено на заре перестройки. Не случайно именно так выразился один из авторов этой разрушительной политики А.Асмолов, заявивший, что в 2013 г. сработало то, что было ими заложено в 1991-1992 гг.

У нас была разрушена государственная система образования, которая воспитывала нравственных личностей и хороших специалистов и которая обеспечивала то, что мы называем сегодня духовным суверенитетом - это своя система ценностей, благодаря которой наше общество сохранилось как уникальная цивилизация. Без духовного суверенитета не может быть обеспечена национальная безопасность. Однако в условиях глобализации, наше образование теряет свой суверенный характер и переходит фактически под внешнее управление.

Первостепенное внимание уделялось коренной перестройке мировоззрения, то есть гуманитарного знания. Начали с антикоммунизма и антисоветизма, а закончили ударом по коренным традиционным ценностям. И здесь самый болезненный вопрос - когда устраняли коммунистическую идеологию была возможность вернутся к православному мировоззрению, к традиционной морали, искаженной атеизмом - речь шла о введении изучения православия как вероучительной дисциплины, что и произошло в 2001 г.

Но поскольку православие было и является основным препятствием для утверждения либерализма, за которым скрывался мировоззренческий и нравственный релятивизм, было сделано всё, чтобы исключить его преподавания в таком качестве.

Всё это оправдано тем, что нам необходима инновационная экономика и инновационное общество. Что это такое, мало кто знает, однако слово инновационность приобрело сегодня некий сакральный смысл. К нему относятся абсолютно иррационально, он о действует как некое магическое заклинание, но при этом не задумываются, что инновация - это новшество, то есть это средство, а не цель. Но вот средство и подменяет цель, а цель неясна.

Однако описанный Д.Песковым результат такого кастового образования фактически представляет собой модель современного узаконенного рабовладения: «Людиардеры. Это бизнесмены, владеющие командами лучших специалистов. Инвестиционный портфель можно собрать не только из акций компаний, но и из акций людей. Людиардеры - это богатые люди, у которых капиталы в пакетах владения людьми.

3. Глобализация образования, осуществляемая сегодня полным ходом, происходит в интересах крупнейших, в первую очередь американских транснациональных корпораций, которые, вовлекая нас в мировой рынок услуг и сохраняя за собой все конкурентоспособные преимущества, используют наш научно-образовательный потенциал для решения геополитического доминирования США.

Дело в том, что американские университеты являются важной составной частью американского финансово-военно-разведывательного сообщества, которое сегодня претерпевает серьезные изменения: происходит слияние государства и частного бизнеса и размывание границ между военным и гражданским секторами, при котором любая фирма может работать на ВПК. Американские университеты всегда отличались не только от нашей системы, но и от европейской, поскольку большинство этих университетов на 2/3 - это частные корпорации, представляющие собой предприятия по продаже дипломов и по выпуску продукции, заказанной им частными фирмами. Так что и действую американские университеты как чисто предпринимательские структуры, которые сегодня осуществляют научно-исследовательскую деятельность и новейшие разработки на военно-разведывательное сообщество США.

1. Последовательный отказ от чётко разделения войны и мира (гибридные, иррегулярные, ассиметричные, нечёткие войны).

2. Отказ от традиционного деления экономики, производства, образования и других сфер на военную и гражданскую (больше нет военных и гражданских отраслей, все американские бизнесы, компании, университеты и даже общество должны работать на благо национально безопасности, решая военные и разведывательные задачи, а новейшие технологии во всех сферах имеют двойное назначение).

В рамках реализации новой американской стратегии перестраивается и работа американских университетов, которые запускают принципиально новые программы, связанные с финансово-экономическим, технологическим и поведенческим противоборствами. Эти программы разработаны соответствующими подразделениями Пентагона и разведывательных служб.

Среди них нужно выделить такие, как Тalents for America (Таланты для Америки), которая предусматривает открытие американскими университетами бесплатных онлайн курсов с выдачей дипломов для обучающихся, после чего последние получают приглашение в лучшие американские университеты с предоставлением стипендии на обучение. В течение 2016-2020 гг. предусмотрено получить не менее 10 тыс. наиболее талантливых выпускников и студентов из разных стран, включая Россию.

Другая программа - Gold sand - предусматривает обучение отобранных преподавателей и студентов особым навыкам в специальных школах, в которых ведут занятия отставные или действующие разведчики. Обученные здесь должны установить онлайн и оффлайн контакты со сверстниками из-за рубежа и поиск тех, кто может стать инновационными лидерами. Это делается через межуниверситетский обмен, дружеский туризм, новые сервисы. Особая надежда возлагается на американских преподавателей, обучающих студентов за рубежом, включая Россию.

Действуя по хорошо продуманной программе, наши геополитические противники превращают наши ведущие вузы в каналы по перемещению на Запад лучших молодых умов, новейших технических разработок и достижений научных школ, не вкладывая значительных ресурсов в фундаментальные исследования. Они управляют основными финансовыми потоками образовательного процесса, создавая часто искусственные центры притяжения финансов, используя голливудские приёмы раскручивания популярности своих вузов. Переводя нашу высшую школу под контроль крупного частного бизнеса, они фактически встраивают её в военно-финансово-разведывательное сообщество США, мобилизуя наш исследовательский потенциал на работу на интересы безопасности Америки. Они программируют молодые мозги, переводя нашу молодёжь на американскую систему ценностей, превращая её в сообщество, чуждое национально-государственным интересам России, готовое работать на укрепление научно-технического потенциала противника и выступающее в качестве проводника внешней политики США. Всё это представляет прямую угрозу нашей национальной безопасности.

С обострением международной напряжённости проблема возрождения национально-ориентированного образования приобретает первостепенное значение, поскольку без него мы не сохраним ни духовный суверенитет, ни научно-технический потенциал, являющийся основой для обеспечения обороноспособности нашего государства. Отечественная система образование требует коренного изменения и должна стать краеугольным камнем национальной системы безопасности.

Во-вторых, государству, которое хочет быть независимым и сильным и развиваться по собственному сценарию, жизненно необходимо иметь национально ориентированную стратегию развития промышленности и экономики с приданием высшего приоритета такому развитию науки и образования, которое осуществляется исключительно в национально-государственных интересах. Решение этих задач может взять на себя только государство, а не крупный частный бизнес, всеми нитями связанный с мировым транснациональным капиталом.

Ольга Николаевна Четверикова, доцент кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО МИД России, кандидат исторических наук

Читайте также: