Почему образ жизни в спарте и воспитание детей были столь суровыми кратко

Обновлено: 04.07.2024

Древняя Спарта (Σπάρτη) находилась в Греции, на полуострове Пелопоннес, в области Лакония, время возникновения - XI век до н.э.

От других греческих полисов, Спарта отличалась как политическим строем, так и общественной жизнью: государственный строй в Спарте носил олигархический характер, в Спарте были два царя (диархия), огромная роль отводилась военному управлению, тогда как торговле и ремеслу уделялось совсем небольшое место.

С момента рождения, спартанцы не принадлежали себе и до самой смерти жили, чтобы служить Спарте и увеличивать её силу и славу.

Образ жизни и организация города-государства древней Спарты, привела к созданию очень сильного полиса с лучший организованной армией. Гордость и доблесть спартанцев была известна всему древнему миру.

Основные законы спартанского государства были заложены Ликургом, царём Спарты. Ликург добивался равенства в Спарте. Во главе спартанской жизни была воинская обязанность граждан, только достигнув больших успехов в военном деле, спартанский гражданин мог занять высокое положение в обществе.

Спартанское воспитание


Военный стиль жизни в Спарте не мог не влиять на воспитание спартанских детей.

Процесс воспитания являлся делом государственной важности: из мальчиков должны были получиться отважные воины, из девочек - отличные матери. Поэтому девочки занимались спортом и получали государственное образование в отличие от других греческих городов, где большинство женщин были совершенно неграмотные.

Воспитание детей с возраста семи лет брало на себя государство. Дети жили в группах, изучали воинское искусство, чтение и письмо, их обучали выживать в сложных условиях. Девочки упражнялись в беге, борьбе, метании копья и диска, для того, чтобы иметь крепкий организм и рожать детей, которые станут достойными воинами.

Мальчики в Спарте никогда не жили без присмотра старшего, за лень или непослушание от старшего было наказание. Они ходили босиком, носили одну и ту же одежду зимой и летом и были постоянно полуголодные. Известный под названием бульон меланас (μέλανας), который ежедневно ели подростки, варили из свинины, соли, уксуса и крови, на вкус он был отвратителен. Правда, в Спарте не возбранялось воровство и иногда мальчики-спартанцы наедались именно таким способом.

Образовательная система была продумана так, что создало модель идеального спартанского общества, направленная на формирование характера, патриотизма, повиновения.

Как всем известно, спартанские воины славились смелостью и самоотверженностью, а в бою им не было равных. И даже сражаясь с превосходившим числом врагов, они одерживали победы и внушали страх у неприятеля. Но, не все знают, каким трудом им это удавалось, насколько тяжелая и суровая жизнь была в Спарте.

Слабым детям не место

Жизнь спартанцев полностью принадлежала государству. Сразу после рождения отец младенца обязан был предоставить его на осмотр старейшинам. В случае обнаружения какого-то изъяна ребенка жестоко убивали. Причем это поручалось сделать отцу, он должен был сбросить малыша со скалы. Это делалось для того, чтобы обеспечить государство только сильным воинами. Если же ребенок был здоров, то его возвращали родителям.

Шесть лет ребенок проживал с родителями. Но даже в эти годы его не сильно холили и лелеяли. Для того чтобы у спартанца не было страхов, уже с младенчества его приучали к одиночеству, голоду и темноте.

Детство – время выживать и учиться

В возрасте семи лет ребенок полностью принадлежал государству. Детей забирали от родителей и делили на разряды и классы. Жили мальчики в специальных бараках все вместе, с ними же были надзиратели и главный начальник – педоном. Эта должность принадлежала одному из знатнейших граждан.

Дети жили очень скромно и были лишены всяких радостей жизнь. Все время они проводили в занятиях. Их обучали грамматике, пению, игрой на флейте и, конечно же, боевому искусству. Пища была скудная и невкусная. Это делалось специально, чтобы дети старались сами себя прокормить. Для этого им приходилось воровать. И если же кто-то попадался, то его жестоко наказывали, но не за саму кражу, а за то, что попался. Так у детей вырабатывали смекалку и ловкость. Одежда также была простой, круглый год они ходили босиком и в плаще. В бараках дети спали на соломе и тростнике, который сами себе собирали на реке.

Каждый год на праздник Артемиды мальчиков били палками. При этом они не должны были произносить ни звука. Многие от таких побоев погибали. Таким образом, будущих воинов приучали не боятся крови и ран, а также терпеть боль.

В 15 лет выжившие мальчики попадали в группу эйренов. Основу обучения здесь составляли строевые занятия и овладение оружием. Также большое внимание уделялось рукопашному бою.

Что касается риторики и философии того времени, то в Спарте, в отличии например от Афин, этим практически не занимались. Так как в бою от этого нет толка, поэтому мальчиков учили отвечать коротко и ясно.

В двадцать лет спартанец заканчивал свое обучение и поступал в войско. Он мог жениться, но навещать жену не разрешалось.

И только в 30 лет мужчина становился полноправным гражданином. Мог свободно жениться и участвовать в политической жизни. Браки происходили по любви. Но в Спарте считалось обычным иметь несколько женщин или даже проводить время с чужими женами. Причем детей рожденных от другого мужчины отец семейства обязан был принять как своего. Считалось, что таким образом дети будут рождаться более крепкими и сильными.

Женщины славили Спарту

Женщинам в Спарте уделялось особое внимание. С ранних лет девочки, также как и юноши проходили атлетическую подготовку. Они должны были уметь метать копье и диск, хорошо бегать и прыгать, а также заниматься борьбой. По мнению спартанцев это нужно было для рождения крепких воинов. По всей Греции шла молва о красивых и здоровых спартанках. И даже богачи из других городов старались заполучить для своих детей кормилицу из Спарты.

Ликург – изменил жизнь спартанцев

Однако до 6 века до н.э. Спарта мало чем отличалась от других городов Греции. Археологи находят обломки скульптур, керамики, различные предметы из бронзы и слоновой кости. Это свидетельствует о высоком уровне культуры и образованности спартанцев. Так же известны поэты и писатели 7 века до н.э. Но после прихода к власти царя Ликурга жизнь спартанцев кардинально меняется.

Общественный строй

Политическое устройство Спарты также имело свои особенности. Во главе государство стояло два наследственных царя. Они проводили заседания вместе с советом старейшин. В этот совет входило 28 человек в возрасте после 60 лет, которые избирались на пожизненный срок. В народном же собрании участвовали все спартанцы от 30 лет, которые в состоянии были вносить определенную плату.

В Спарте существовало три класса: спартанцы (спартиаты), периэки (выходцы из союзных городов) и илоты (рабы спартанцев).

Илоты предоставлялись спартанцам в аренду, их нельзя было освобождать или продавать, так как рабы считались собственностью государства. Илоты имели и свои права. Так они должны были выплачивать фиксированную долю урожая хозяину, а излишек могли забрать себе. У спартанцев были хорошие доходы, на которые они могли купить военное обмундирование и оружие.

Торговлей и производством спартанцам было запрещено заниматься, это делали периэки. Так у мужчин оставалось много свободного времени, и они могли спокойно упражняться в боевом искусстве.

Строгость и скромность придерживалась во всем

Жизнь в Спарте была тяжелой. Все жители подчинялись строгим правилам. Мужчинам запрещалось обедать дома. Они собирались группами за общественными столами. Каждый должен был принести определенное количество пищи и денег. Основной рацион составляла черная похлебка. Ее готовили из крови, уксуса и соли. Но были и исключения. Так, например, если мужчина пришел уставший с охоты, он мог пропустить эту трапезу, но взамен передать часть от убитого животного.

Дома спартанцев также были лишены роскоши. А при постройке жилищ разрешалось использовать только примитивные орудия.

На войну, как на праздник!

Лучшим временем в жизни спартанца можно считать сражение. Воины облачались в багряные плащи и украшали длинные волосы венками. А в бой шли под звуки флейт и песен. Все это придавало войне торжественный характер, и создавалось ощущение праздника.

Спарта считается одним из самых странных государств Древней Греции. Ее обычаи и образ жизни вызывали у греков страх и непонимание. А многие исследователи приходят даже к выводу о том, что спартанский образ жизни послужил прототипом для создания фашистской идеологии.

Поэтому воспитанию детей (мальчиков) и самой проблеме деторождения спартанцы уделяли большое внимание. Плутарх, древнегреческий автор I-II вв., рассказал нам такую историю.

. Всем известно, что спартанцев учили почитать стариков. В то же время однажды на Олимпийских играх был случай, когда Дер­ки­лиду, про­слав­лен­ному пол­ко­вод­цу, не уступили места. Дер­ки­лид подо­шел к одно­му из юно­шей, а тот не только не усту­пил ему места, но еще и ска­зал: "Ты же не поро­дил того, кто усту­пит место мне", - и никто из сидящих ему не воз­ра­зил.

Воспитанию детей и самой проблеме деторождения спартанцы уделяли большое внимание.

Спартанцы считала, что законы им дал Ликург . Так вот, Ликург поза­бо­тил­ся о дето­рож­де­нии: он лишил холо­стя­ков ува­же­ния, кото­ры­м юно­ши окру­жа­ли пожи­лых людей. Холо­стяки, например, лишались пра­ва смот­реть выступ­ле­ния во вре­мя гим­но­пе­дий - так называли праздник в Спарте, состоявший из военных плясок, музыкальных и гимнастических упражнений, т.наз. нагие игры . Гим­но­пе­дии отмечали в июле в течение 6-10 дней, а съезжались на них гости со всей Греции. Ликург также нало­жил на холостых мужей ати­мию - по-гречески бесславие , презрение . Атимия считалась одним из тяжелейших наказаний в Древней Греции, т.к. влекла за собой лишение таких прав, как право выступать в народном собрании, занимать должности, служить в армии, участвовать в Олимпийских играх и предполагала публичное бесчестие провинившегося и презрение к нему.

Спартанский мальчик должен был утвердить себя в школе. Кадр из фильма "300 спартанцев". Реж. Зак Снайдер, 2006 г.

Спартанский мальчик должен был утвердить себя в школе. Кадр из фильма "300 спартанцев". Реж. Зак Снайдер, 2006 г.

Когда в семье спартанца рождался мальчик, его осматривали старейшины. От слабых, уродливых, больных, тщедушных, и т.п., избавлялись: бросали в расщелину в скале.

Жан-Пьер Сен-Урс. Отбор детей в Спарте. Картина 1785 года. Здесь и дальше изображения из открытых источников.

Жан-Пьер Сен-Урс. Отбор детей в Спарте. Картина 1785 года. Здесь и дальше изображения из открытых источников.

Мальчиков воспитывали по системе агогэ́ , что значит увод, унесение . В возрасте 7 лет мальчика отлучали от матери и отправляли в специальные военные лагеря. Там дети учились выживать, а кто не справлялся с испытаниями - те погибали.

Маленького Леонида, будущего царя Спарты, уводят из родного дома. Кадр из фильма "300 спартанцев". Реж. Зак Снайдер, 2006 г.

Маленького Леонида, будущего царя Спарты, уводят из родного дома. Кадр из фильма "300 спартанцев". Реж. Зак Снайдер, 2006 г.

Эта система заставляла драться, воровать, страдать от голода, а если нужно - то и убивать.

От слабых, уродливых, больных, тщедушных детей спартанцы избавлялись.

Наказывая, заставляли скрывать свою боль. Испытания не прекращались ни на минуту. Мальчики спали на соломенных подстилках, одежду им дозволялось носить только с 12 лет, крайне редко им позволяли мыться, чтобы они не слишком заботились о красоте и чистоте своего тела. И - упражнения, упражнения, упражнения. Мальчики постоянно упражнялись в метании копья, владении мечом.

Спартанцы считали, что голод стимулирует рост, ведь в таком случае организм не обременен усиленным пищеварением. Жизнь впроголодь заставляла маленьких спартанцев воровать пищу. Но если поймают на воровстве - наказание будет очень суровым, поэтому мальчики старались это делать незаметно.

Мальчиков в Спарте воспитывали по системе агогэ́ , что значит увод, унесение .

Опять обратимся к Плутарху.

Некий маль­чик "достиг воз­рас­та, когда соглас­но спар­тан­ско­му обы­чаю сво­бод­ные маль­чи­ки долж­ны воро­вать все что угод­но, но толь­ко не попа­дать­ся; его това­ри­щи укра­ли живо­го лисен­ка и пере­да­ли ему на сохра­не­ние. В это вре­мя те, кто поте­рял лисен­ка, яви­лись его разыс­ки­вать. Маль­чик спря­тал лисен­ка под плащ, и рас­сер­жен­ный зве­рек начал грызть его бок, пока не добрал­ся до внут­рен­но­стей; маль­чик, боясь, что его ули­чат, не пода­вал виду. Когда нако­нец пре­сле­до­ва­те­ли ушли, и его това­ри­щи увиде­ли, что про­изо­шло, они ста­ли бра­нить маль­чи­ка, гово­ря, что луч­ше было пока­зать лисен­ка, чем пря­тать, жерт­вуя ради это­го жиз­нью. "Нет, - ска­зал маль­чик, - луч­ше уме­реть, не под­дав­шись боли, чем, про­явив сла­бость, обна­ру­жить себя и ценой позо­ра сохра­нить жизнь".

Мальчик, извлекающий занозу (Spinario). Римская бронзовая скульптура сер. I в. до н. э., копия эллинистической греческой статуи III в. до н. э.

Мальчик, извлекающий занозу (Spinario). Римская бронзовая скульптура сер. I в. до н. э., копия эллинистической греческой статуи III в. до н. э.

Во время криптий мальчикам разрешалось бегать в соседние деревни, где жили илоты, грабить их и даже убивать самых сильных мужчин.

Вернемся к спартанскому воспитанию.

Чтобы спартанская молодежь не приучалась к вину, поили допьяна опять же илота и водили его меж обеденных столов - один его вид внушал отвращение. Впрочем, в этом воспитательном моменте опять-таки исследователи видят цель воспитать презрение к илотам и подготовить молодежь к тем же криптиям. Ведь нелегко вот так просто, НИ ЗА ЧТО, убить человека.

Помимо воинских дисциплин, спартанских юношей учили пению и игре на флейте.

О красоте: детей в казармах в целях гигиены обривали наголо, но с 15 лет юноши получали право отпускать длинные волосы. Следить за их чистотой - это уже было дело их самих. Как и у всех греков, у спартанцев существовал идеал калокагатии - физической красоты в сочетании с нравственной красотой. Так, у Геродота читаем: перед Фермопильской битвой Ксерксу стало известно, что спартанцы начищают свои доспехи и расчесывают свои длинные волосы. Зачем они это делают? - было интересно царю персов. Да и нам интересно: ведь мы-то знаем, что спартанские воины шли на верную смерть.

Чтобы спартанская молодежь не приучалась к вину, поили допьяна илота и водили его меж обеденных столов.

А оказывается, что спартанские воины, идя на смерть, хотели выглядеть красиво.

Воспитание детей в древней Спарте

Спарта – это город-государство Древней Греции. Многие современные люди знают о ней из фильмов и книг. Спартанцы уделяли большое внимание воспитанию детей, особенно мальчиков. Всё их образование было направлено на то, чтобы из подрастающего поколения вырастить мужественных и отважных воинов, поэтому очень большое внимание уделялось военной подготовке. И на это были свои причины. Спартанцы в Греции были меньшинством среди свободных граждан и большого количества рабов. Для того, чтобы сохранить власть в таком обществе требовалась немалая сила. Поэтому Спарта стала центром воспитания и образования сильных людей.

Ликург был основателем спартанского правительства. Ранее он жил в Египте, а потом приехал в Спарту. Он стал разработчиком конституции. Он поместил все деньги, зарабатываемые всеми, в общую казну. Это было сделано для того, чтобы препятствовать жадности. Все граждане жили в казармах. Это должно было способствовать единству воинов, а также осуществлению государственного контроля над семьёй. Без частной собственности, денег, семейных привязанностей, спартанские воины были сосредоточены только на развитии военного мастерства. Это было их главным занятием и стремлением в отсутствии семейных уз и получения материальных благ.

Особое внимание надо было уделить детям, которые в Спарте считались собственностью государства. Младенцев очень жестоким образом сортировали. Слабых при рождении малышей оставляли умирать, жизни были достойны только сильные дети. Отбор младенцев осуществляли старые воины. Они выявляли больных и уродливых детей. Таких нестандартных младенцев бросали в яму или оставляли умирать голодной смертью. Половина спартанских детей умирала в младенчестве. Так государство осуществляло контроль над семьёй.

Воспитание спартанских мальчиков

Обучение мальчиков заключалось в том, что в них развивали в основном физическую силу. Их забирали у матерей в семилетнем возрасте и помещали в казармах. Детей плохо кормили и одевали. Обувь для спартанских мальчиков была непозволительной роскошью – они ходили босиком. Пищу спартанских детей в современном мире можно назвать помоями. Голодные и постоянно мёрзнущие мальчики промышляли воровством. Кражи поощрялись их воспитателями, так как считалось, что кражи учат будущих воинов скрытности. Если же маленького воришку ловили, то его строго наказывали не за кражу, а за неумение скрываться.

Умение быть незаметным – качество, которое помогает сохранить жизнь во время военных походов. Также поощрялись и драки среди детей. Часто взрослые специально провоцировали их для этого. Дурь из детей выбивали кнутом. Если родитель ребёнка узнавал, что его чадо подверглось порке, то он обязан был выпороть его ещё раз. Баловать и жалеть детей в Спарте было запрещено. Иногда среди мальчиков проводили соревнования. На алтарь богини Артемиды клали небольшой кусочек сыра. Мальчики боролись друг с другом за обладание едой. Взрослые подстёгивали их плетьми при этом. Мужчинам было весело смотреть, как дети в борьбе за сыр калечили друг друга.

Воспитание детей в древней Спарте

Большое внимание уделялось гимнастике, борьбе и владению оружием. Исключая кражи, спартанцам прививали моральные качества. Дети должны были контролировать свой аппетит, уважать старших и своих родителей, стойко переносить страдания и лишения. Постыдным считалась потеря контроля над своими эмоциями и поведением. Пьянство считалось недопустимым. Но не только военному искусству обучали молодых спартанцев. Жители Спарты очень любили музыку. В свободное время они развивали свои музыкальные навыки. Их песни были о войне и славных подвигах.

Воспитание спартанских девочек

Женщины Спарты тоже получали образование, которое было направлено на развитие физической силы. Они занимались спортом: бегом, борьбой, владением оружием. Поэтому спартанские женщины легко переносили роды. Спартанские женщины должны были уметь сражаться, как и мужчины. Это умение должно было им пригодиться в случае осады Спарты во время отсутствия воинов-мужчин. Многие спартанок сравнивают с амазонками, и это недалеко от истины.

Как и мальчиков, девочек учили петь и танцевать. Во время праздников они танцевали обнажёнными или в короткой одежде. Женщины Спарты не были затворницами. Спартанки были самыми красивыми женщинами Древней Греции. В отличие от Афин спартанки выходили замуж в более зрелом возрасте примерно в 18 – 25 лет. Афинские девушки становились жёнами в 14.

Процесс обучения

Будущих воинов учили быть жестокими. Это считалось необходимым качеством бойца-мужчины. Мальчики повторяли за учителем различные действия и приёмы. Это помогало мальчикам повзрослеть, стать серьёзными, что сейчас редко встречается среди молодого поколения. Детей не учили считать и читать. Они не должны были задумываться о тайнах бытия. Будущий солдат должен был подчиняться приказам беспрекословно и не задумываясь. Поэтому знание наук считалось ненужной роскошью.

Спартанцы считали, что такие знания делают их слабее. На публичных мероприятиях мальчиков проверяли на стойкость. Их ставили перед зрителями и пороли кнутами.

Дети должны были выдержать такие пытки и не показать свою слабость.

Государство Спарта отличалось военной культурой и сильным государственным аппаратом. Всё их образование было разработано и направлено для подавления окружающих людей. Также спартанцы хотели сохранить собственную безопасность. Поэтому такое желание выжить породило очень жестокую систему с точки зрения простого обывателя. Но для Спарты такой образ жизни был спасительной благодатью.

Читайте также: